Введение 3
1 Теоретические аспекты организации электронных торгов 6
1.1 Сущность электронных аукционов 6
1.2 Организация закупочной деятельности через электронные
площадки 11
1.3 Преимущества и недостатки системы электронных аукционов при
размещении государственных заказов 22
2 Организация электронных аукционов ООО « Веллтекс» 28
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ООО «Веллтекс» 22
2.2 Организация участия компании в строительных аукционах 43
2.3 Результативность участия компании в электронных аукционах 48
3 Пути повышения эффективности участия предприятия в электронных
аукционах 54
3.1 Разработка мер по повышению эффективности организации участия
предприятия в электронных аукционах 54
3.2 Экономический эффект от предложенного проекта
мероприятий 61
Заключение 75
Список использованных источников 78
Приложения
Актуальность выпускной квалификационной работы. Закупки товаров, работ и услуг для публичных нужд являются одним из направлений участия публичных образований (государства и муниципалитетов) в экономической жизни страны. Высокая значимость государственных закупок обусловлена, прежде всего, их особой целевой направленностью, поскольку они нужны для удовлетворения потребностей государства, обеспечения его жизнедеятельности, выполнения государством своих функций. Государственные закупки - это часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки зерна и продовольствия)». Успешное функционирование системы государственных закупок является необходимым условием эффективного развития современной экономики.
Размещение государственного заказа является одним из этапов сложного процесса государственных закупок. Для того чтобы государство могло закупить ту или иную продукцию, необходимо определить государственные потребности, затем сформировать на этой основе государственные заказы, разместить их, установить договорные отношения и исполнить принятые обязательства.
Вопросы размещения государственного и муниципального заказа особенно актуальны сегодня, когда в условиях сложной экономической ситуации госзаказ является ключевым, а нередко и единственным источником гарантированного спроса на продукцию российских предприятий; для малого бизнеса государственный и муниципальный заказ представляет собой мощный
стимул для развития. В условиях финансово-экономического кризиса важно, чтобы при размещении заказов достигалась максимальная экономия бюджетных средств. Сегодня, как никогда, процесс размещения заказов должен быть максимально прозрачным и открытым для конкуренции. Участвовать в процедуре размещения заказов должен самый широкий круг предпринимателей и хозяйствующих субъектов, поставляющих для публичных образований наиболее качественную продукцию (выполняющих работы, оказывающих услуги).
С момента вступления в силу Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» заказчики всех уровней провели около 11 млн. торгов по размещению государственного заказа. Экономия бюджетных средств в 2007 г. составила 168 млрд. руб.; в 2008 г. - 214 млрд. руб.; в 2009 г. - 250 млрд. руб. Наибольшая экономия бюджетных средств достигается при проведении аукциона, который можно считать наиболее открытым и конкурентным способом размещения государственного заказа. Количество аукционов постоянно растет: в 2009 г. открытых аукционов было проведено в 3 раза больше, чем в 2008 г., и в 15 раз больше, чем в 2006 г. Среди негативных тенденций, проявившихся в период действия Закона № 94 - ФЗ, можно отметить участившуюся практику предварительных сговоров участников аукционов. Федеральная антимонопольная служба предпринимает активные шаги по пресечению подобных нарушений. Одним из средств пресечения подобных сговоров является введение открытых аукционов в электронной форме (электронных аукционов) с анонимным участием участников размещения заказа.
В своей совокупности круг обозначенных проблемных ситуаций, требующих разрешения, и обусловливает не только актуальность, но и выбор темы настоящего исследования.
Разработанность данной темы. Регулированию размещения заказов для удовлетворения публичных нужд посвящены монографии и статьи следующих авторов: А.В. Алтынцев, Л.В. Андреева, В.Е. Белов, О.А. Беляева, А.Н. Борисов, М.И. Брагинский, В.А. Вайпан, В.В. Витрянский, Е.Ю. Гончаров, Д.С. Серединцев, В.И. Смирнов, М.Я. Евраев, В. Кикавец, Н.А. Краев, Ю.М. Лермонтов, А.П. Любимов, А.А. Моклаков, А.Ф. Ноздрачев, А.В. Пикулик, О.А. Савельева, П.В. Сокол, Е.А. Суханов, А.А. Храмкин и др.
Однако в отечественной науке отсутствуют специальные исследования особенностей проведения электронных аукционов.
Таким образом, признавая теоретическую значимость исследований вышеназванных авторов, следует отметить, что они пока еще не привели к формированию целостного научного представления о сущности организации электронных аукционов.
Объектом данной работы являются электронные аукционы.
Предметом данной работы является характеристика особенностей организации электронных аукционов.
Целью данной работы является выявление характеристик особенностей организации электронных аукционов и выявление путей их совершенствования.
В связи с данной целью, поставлены задачи:
а) дать характеристику электронных аукционов;
б) выявить особенности электронных аукционов;
в) предложить направления по совершенствованию электронных аукционов.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, действующее гражданское и бюджетное законодательство, ведомственные нормативные акты.
Структура работы соответствует логике поставленных целей и задач и состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Электронные аукционы - это особый вид аукционов, проводимых на электронных площадках. Принять участие в тендере может любое физическое или юридическое лицо, прошедшее процесс обязательной аккредитации на сайте электронного аукциона. Участниками электронных аукционов являются пользователи, которые принимают участие в данном аукционе и вносят свои ценовые предложения. В утвердившихся схемах электронных торгов - много проблем.
В соответствии с законом «О федеральной контрактной системе» заказчики будут самостоятельно выбирать наиболее подходящую форму торгов, что отвечает интересам исследуемого СМУ.
В работе проведен анализ данных о выполнении плана ввода в действие производственной мощности и объемов ООО «Веллтекс» за 2014-2016 гг. Данный план перевыполнен по каждому году, что указывает на хорошую тенденцию в организации. Объем строительно-монтажных работ, выполненный ООО «Веллтекс» за 2016 г. увеличился на 34,37 % (с 9379 до 12603 тыс. руб.), по сравнению с 2015 г. ООО «Веллтекс» выполнило строительно-монтажных работ на сумму 37558,2 тыс. руб. За 2015 г. предприятие выполнило строительномонтажные работы 4 объектов, а в 2016 г. - 5 объектов. Следует также отметить, что выручка от реализации работ в 2016 г. превышает выручку предшествующего 2015 года на 34,37 %.
Предприятие ООО «Веллтекс» регулярно участвует в тендерах на строительство и ремонт объектов жизнеобеспечения города.
ООО «Веллтекс» рассчитывает составные части объектов, которые при заключении контрактов могут иметь самостоятельное значение:
а) инженерные изыскания и научно-исследовательские работы;
б) технический проект;
в) рабочие чертежи;
г) комплексное оборудование и материалы;
д) услуги;
е) строительно-монтажные и пусконаладочные работы.
Строительство комплектных объектов на условиях технического содействия преобладает во взаимоотношениях ООО «Веллтекс» с партнерами. В соответствии с этими условиями ООО «Веллтекс» берет на себя обязательства по выполнению проектных работ и предоставлению другой технической документации, командированию специалистов для выполнения функций надзора, технического руководства, консультаций и обучения, а также по поставке комплектного оборудования и необходимых материалов.
При таком функционале, на наш взгляд, в вопросах совершенствования участия предприятия ООО «Веллтекс» в конкурсах основное внимание должно быть уделено проблеме выигрыша конкурса по строительству жилья по госпрограммам. При такой постановке вопроса для ООО «Веллтекс» становится очень привлекательным участие в электронных торгах.
Тендерный отдел (или специалист компании) не всегда может эффективно участвовать в большом количестве тендеров из-за сложностей с контролем большого объема сопутствующих задач. Провести анализ тендерной документации; проанализировать финансовую часть; проанализировать деятельность заказчика и возможных конкурентов; перевести деньги для принятия участия в тендере; подготовить заявку; подать заявку; проверить статус заявки; принять участие в тендере. Поэтому в работе предложена логичная последовательность действий по вовлечению компании с конкурсные аукционы.
Наиболее привлекательна, на наш взгляд, следующая схема работы СМУ (через Tender Project): Поиск тендера - План работ - Распределение задач - Удобный контроль и корректировка - Участие в тендере - Анализ результатов.
Данная схема одновременно и эффективна и облегчает труд всему отделу или специалисту по торгам.
Применение системы электронного мониторинга. Создание системы электронного мониторинга для нужд ООО «Веллтекс» обусловлено необходимостью совершенствования механизма закупок товаров (работ, услуг), развития конкурсных способов закупок, развития системы централизованных закупок однотипной продукции, использования возможностей современных информационных технологий.
Применение системы электронного мониторинга позволит получить инструмент, позволяющий более полно рассматривать конкурсные заявки и предложения, полученные от поставщиков.
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенар.
Голосовании 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ) // Рос. Газета. - 1993. - 25 дек.
2. Авдейкина А.А. Госзакупки: новые правила игры. - М.; Берлин: Инфо- тропик Медиа, 2011. - 353 с.
3. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. - М.: Волтерс Клувер, 2012. - 296 с.
4. Андреева М.Ю. Особенности размещения государственного оборонного заказа // Национальные проекты. - 2012. - № 12. - С. 40.
5. Анчишкина О. Стратегическая закупочная инициатива // Эксперт. - 2012. - № 6. - С. 52.
6. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2012. - 822 с.
7. Батяева А.Р., Кумуков М.Ш., Прошунин М.М. Финансовый мониторинг в сфере обращения электронных денег / Треугольник сетевого общества: наука, производство, коммерция. Под ред. Л.В. Голоскокова. - М.: Гос. Ун-т Минфина России, 2012. - С. 47-51.
8. Беляева О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. - М.: Юриспруденция, 2011. - 296 с.
9. Ботоева Г.И. Государственный заказ: состояние и проблемы развития // Известия ИГЭА. - 2009. - № 5 (67). - С. 28.
10. Бриленок А.А. Управление закупками // Методы менеджмента качества. - 2011. - № 3. - С.38-43; № 4. - С. 24.
11. Вилкин А.С. Противодействие коррупции в системе размещения государственных и муниципальных закупок (сравнительная характеристика предлагаемых изменений) // Госзакупки. - 2012. - № 2. - С. 51.
12. Грехов А. М. Электронный бизнес (Е-коммерция): учебное пособие. - К: Кондор, 2008 - 302 с.
13. Казанцев Д. Интернет для госзаказа // ЭЖ-Юрист. - 2010. - № 30. - С. 4.
14. Калмыков Ю.П. О бюджетировании государственных закупок // Финансы. - 2011. - № 9. - С.17.
15. Каранатова Л. Государственный заказ как инструмент инновационной политики в Российской Федерации: функции, особенности, механизм // Власть. - 2011. - № 6. - С. 55.
16. Киселева О.В., Антонов В.И. Эффективность размещения государственного и муниципального заказов: подходы к оценке и перспективы федеральной контрактной системы // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 21. - С. 37.
17. Красильникова Е.В. Качество размещения государственного заказа в условиях информационной экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 17. - С. 7.
18. Ленева Е.В. Электронная торговая площадка ММВБ «Госзакупки» // ЭКО: журнал, 2011. - № 1. - С. 161-170.
19. Мельников В.В. Совершенствование механизма государственных закупок на основе повышения эффективности конкурсных торгов в Российской Федерации: Дисс. Канд. Экон. Наук. - Новосибирск, 2005. - 192 с.
20. Осокина А.С. Проблемы развития системы размещения государственного и муниципального заказа // Государственное управление. -2011.- № 28. - С. 42.
21. Павлов Ю., Павлова Н. Система покупки недвижимости с аукциона. - СПБ.: Питер, 2016. - 144 с.
22. Плещенко В. Эффективность корпоративных и государственных закупок: критерии «чистоты» и рациональности // Проблемы теории и практики управления - 2012. - № 1. - С. 29.
23. Петров К.В. Оценка экономической эффективности информационной безопасности участия строительной компании в электронных торгах: Дисс. Канд. Экон. Наук. - М., 2010 - 220 с.
24. Раицкий. К.А. Экономика предприятия. М.: ИВЦ « Маркетинг», 2012 г.
25. Рассел Дж., Кон Р. Электронный аукцион. - М.: VSD, 2014. - 96 с. 32. Сатюков А.А. Размещение государственного и муниципального заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме // Право и политика. -2011.- № 10. - С. 1644.
26. Смотрицкая И., Черных С. От государственного заказа к общественным закупкам // Общество и экономика. - 2012. - № 9. - С. 53.
27. Сухадольский Г.А. Тендеры. Вопросы и ответы. - М.: Вершина, 2011. - 310 с.
28. Тычинский И.Ф. Возможности экономии в системе государственных закупок Российской Федерации // Личность. Культура. Общество. - 2011. - Т.13, вып.4. - С. 273.
29. Электронная коммерция: основы организации и ведения бизнеса : учебное пособие / А.Л. Денисова, Н.В. Молоткова, М.А. Блюм, Т.М. Уляхин, А.В. Гуськов. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. - 88 с.
30. Юнусова П.С. Государственный заказ в экономической деятельности региона // Региональные проблемы преобразования экономик. - 2010. - № 3. - С. 47.
31. Яковлев А.А. Система госзакупок в России: на пороге третьей реформы // Общественные науки и современность. - 2012. - № 5. - С. 54.
Электронные ресурсы
32. Федеральный закон РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2014 № 44-ФЗ (ред. от ред. от 31.12.2017)
//www.consultant.ru/document/consdoclaw144624/.
33. Федеральный закон РФ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63- ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.12.2017 )//www.consultant.ru/document/consdocLAW112701.
34. Федеральный закон РФ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (с изм. и доп., вступ. в силу с
09.01.2018) )//www.consultant.ru/document/consdocLAW116964.
35. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» от 21.06.2012 № 616 (ред. от 11.11.2016)// www.consultant.ru/document/consdocLAW131521.