Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения и развития лидерства и руководства 6
1.1. Особенности социального поведения: от античности до современного времени 6
1.2. Взаимосвязь личностных особенностей лидерства и руководства и их влияние на морально-психологических климат организации 13
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Изучение феномена лидерства и руководства применительно к организационным отношениям 35
2.1. Лидерство в группе. Стили лидерства 35
2.2. Теории лидерства 39
2.2. Психологические качества руководителя 46
Выводы по второй главе 50
Заключение 52
Список используемой литературы 55
Приложения 57
... Целью работы является изучение таких социальных феноменов как лидерство и руководство и их особенностей применительно организационных отношений.
Задачи работы:
раскрыть теоретические аспекты возникновения лидерства и руководства
рассмотреть особенности социального поведения и взаимодействие личностных особенностей лидерства и руководства;
изучить феномен лидерства и руководства, применительно к организационным отношениям.
Предмет исследования: личность руководителя в социальном и психологическом аспекте её влияния на формирование стиля лидерства и грамотного руководство в организационных отношениях.
Методологическую основу работы составляют положения общей и социальной психологии, психологии труда, а также сложившиеся в науке принципы и методы психологического изучения управленческой деятельности.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, списка используемой литературы и приложений.
Итак, сущность социально-психологических основ лидерства и руководства заключается:
во-первых, в учете состояния индивидуальной и групповой психологии, в психологической обоснованности мер влияния на коллектив, в принятии решений, проведении их в жизнь, организации контроля;
во-вторых, в учете зависимости эффективности влияния на коллектив от решения ряда собственно психологических задач, таких, например, как психологический подбор в коллектив, создание условий психологической совместимости, психологические меры, способствующие адаптации в коллективе новых членов, обеспечению их благоприятного эмоционального самочувствия, сближение официальной и неофициальной структур коллектива в интересах укрепления и повышения действенности последней, развитие социальных потребностей, интересов, идеалов и других общественных мотивов деятельности, создание и укрепление установок в коллективном мнении, внедрение трудовых и бытовых традиций.
Управление психологией коллектива, воздействие на формирование его климата в коллективе – не самоцель, а средство оптимизации влияния на коллектив в целях усиления его производственной, трудовой и воспитательной функций, дальнейшего совершенствования стиля руководства, максимального приближения его к нормативным требованиям деловитости, конкретности, человечности.
...
1. Американский менеджмент ХХI века. М., Экономика, 2010.
2. Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко Н.Ф., Шеляп В.В. Проблемы психологии воинского коллектива. Военное издательство, М., 2009.
3. Бобрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., Просвещение, 2007.
4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт ! Издательство Наука, 2009.
5. Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. М., Экономика, 2011.
6. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., Дело, 2008.
7. Годфруа Ж. Что такое психология, т.2, М., Мир, 1992.
8. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. Издательство Московского университета, 1987.
9. Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Лениздат, 1990.
10. Дроздова Т.А. Психология личности. Оценка деловых, личностных качеств работника. М., 2009.
11. Дубровина И.В. Мы живем среди людей. Кодекс порведения. Политиздат, 2009.
12. Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М., Экономика, 1990.