ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ………………………………………………………....9
§ 1. Сущность таможенных услуг………………………………….…….......9
§ 2. Структура таможенных услуг………………………………………….17
§ 3. Критерии эффективности оказания таможенных услуг……………...25
ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ
ЭТАПЕ……………………………………………………………………………...36
§ 1. Анализ современных процессов предоставления таможенных услуг
таможенными постами…………………………………………
§ 2. Анализ качества оказания таможенных услуг………………………...42
§ 3. Выявление проблем управления качеством таможенных услуг……..47
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО КОРРЕКТИРОВКИ
УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ УСЛУГАМИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ
ЦЕПИ ПОСТАВОК ТОВАРОВ……………........................................................54
§ 1. Рекомендации по совершенствованию управлении таможенными
услугами……………………………………………………………………...54
§ 2. Оценка эффективности оказания таможенных услуг………………...69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….78
Актуальность темы исследования. Управление цепями поставок или
Supply Chain Management (далее SCM) – это управленческая концепция и
организационная стратегия, заключающаяся в интегрированном подходе к
планированию и управлению всем потоком информации о сырье, материалах,
услугах, продуктах, возникающих и преобразующихся в логистических и
производственных процессах предприятия, нацеленном на измеримый
совокупный экономический эффект (снижение издержек, удовлетворение
спроса на конечную продукцию). Данный термин был предложен в 1980 году
двумя американскими фирмами 12 Technologies и Arthur Andersen.
Управление цепью поставок в последнее время обрело невероятную
популярность у менеджеров на Западе. Удивительные результаты данная
система обещает и нашим отечественным компаниям. Борьба фирм между
собой уходит в прошлое. В данный момент разгорается конкуренция между
группами самостоятельных поставщиков, изготовителей и дистрибуторов, а это
есть не что иное, как цепи поставок.
Определение концепции SCM имеет множество вариантов, однако
большинство из них сводится к формуле: «Необходимый товар в нужное время
и в нужное место, с как можно меньшими издержками и высоким сервисом для
клиента. Однако при этом речь идет не только о логистике. SCM не просто
задача о перемещении товара из пункта «А» в пункт «В». Задача данной
системы состоит в создании ряда ценностей для организаций, участвующих в
цепи поставок, с особым упором на конечном потребители в этой цепи.
На сегодняшний момент таможенные органы не заинтересованы в таких
фирмах потому, что с ними трудно работать. В них трудятся хорошо
подготовленные декларанты, сильные юристы.
Степень разработанности. Постоянное развитие внешнеэкономических
связей побуждает таможенные органы к постоянному самостоятельному
развитию. Таможенная служба в настоящее время представляет собой10
постоянно развивающийся и совершенствующийся механизм по применению
мер государственного регулирования внешней торговли. Переход таможенных
органов на предоставление таможенных услуг вполне закономерно.
Главные услуги, предоставляемые таможенными органами, связаны с
таможенным оформлением товаров, применением запретов и ограничений,
предоставлением предварительной информации. Помимо таможенных органов,
услуги по международной перевозке товаров предоставляются такими
субъектами как таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец
склада временного хранения.
Вопросы управления таможенными услугами освещались в работах таких
ученых как: О.В.Калинина, А.Д. Ершов, Ю.Е. Гупанова, Л.А. Жигун, В.В.
Макрусев, Л.А. Попова, А.Я. Черныш.
Объектом исследования выступают таможенные услуги.
Предметом исследования выступают управленческие отношения,
возникающие в процессе предоставления услуг в управлении цепью поставок
товаров.
Цель работы заключается в разработке предложений по
совершенствованию применения различных таможенных услуг при
международной поставке товара.
Задачи исследования:
Исследовать понятие и виды таможенных услуг;
Рассмотреть факторы, влияющие на качество таможенных услуг;
Рассмотреть таможенные услуги, предоставляемые таможенными
органами;
Проанализировать качество предоставления таможенных услуг;
Разработать рекомендации по повышению качества
предоставляемых услуг.
Теоретической основой исследования послужили труды в области права,
социологии, политологии, экономики известных отечественных и зарубежных11
авторов: К. Гренроос, Ф. Котлер, Т. Хилл, А.В. Сафронов, Р.В. Федоренко,
Ю.Е. Гупанова.
Нормативно – правовой основой исследования являются Таможенный
кодекс Таможенного союза, Приказы ФТС, Постановления Правительства РФ,
Федеральный закон № 311- ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в
Российской Федерации», Портал государственных услуг.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер
научного познания, среди которых анализ, моделирование, статистический
метод, математический метод, системный поход.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые
проведено комплексное исследование механизма управления таможенными
услугами таможенными органами, в рамках которого:
- предложено авторское определение таможенной услуги;
- разработана классификация таможенных услуг;
- выработаны рекомендации по совершенствованию управления
таможенными услугами.
Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования на защиту
выносятся следующие положения выпускной квалификационной работы:
1) сформулировано авторское определение понятия таможенная
услуга, под которым следует понимать общественно-экономическое благо в
форме таможенной деятельности: таможенного регулирования и контроля. Это
услуги особого рода, связанные с защитой экономической безопасности
государства, с обеспечением интересов национальной экономики и
направленные на развитие внешнеэкономических связей страны.
2) установлено, что в настоящее время наблюдается тенденция
узаконенной передачи ряда функций по таможенному оформлению,
сопровождению и хранению товаров институту таможенных посредников и
международной предотгрузочной инспекции (выполняющей роль и функции
национального таможенного органа);12
3) доказано, что большая часть опрошенных респондентов, довольна
качеством предоставляемых таможенных услуг таможенными органами;
4) предложена рекомендация по совершенствованию управления
таможенными органами.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав,
разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка.
В настоящее время одной из ведущих деятельностей является
предоставление услуг и таможенная служба не исключение. Таможенные
органы предоставляют таможенные услуги не только участникам ВЭД, но и
государству, выполняя при этом регулирующую функцию, а так же ведя при
этом защиту экономики, здоровья населения и охраны окружающей среды.
Под таможенной услугой подразумевается результат действий и мер в
сфере таможенного дела, направленных на удовлетворение потребностей
участников внешнеэкономической деятельности, с одной стороны, и
государства – в обеспечении экономической безопасности и пополнении
государственного бюджета – с другой.
Под качеством услуг рассматривается степень удовлетворения
требований потребителей – участников внешнеэкономической деятельности и
выполнения функций таможенных органов в рамках реализации
государственной политики, из этого следует, что управление качеством
таможенных услуг – это совокупность действий оказания таможенной услуги,
осуществляемых в целях формирования, обеспечения и поддержания заданного
уровня качества услуги.
Таможенная услуга должна соответствовать тем критерия качества,
которые определяются заказчиком и потребителем. Правительство РФ или от
его имени Федеральной таможенной службой РФ и участниками
внешнеэкономической деятельности или от их имени объединениями
производителей и предпринимателей.
Важную роль в анализе деятельности таможенных органов по оказанию
таможенных услуг играет оценка этих услуг участниками ВЭД. Вследствие
этого таможенные органы проводят оценку удовлетворенности участников
внешнеэкономической деятельности, а итоги оценки учитываются при
совершенствовании процесса управления качеством таможенных услуг.79
Существующие проблемы в управлении качеством таможенных услуг по
большому счету связаны с неопределенностью внутренней и внешней среды
организации рисков, свойственных процессу перемещения товаров через
таможенную границу. Тем не менее, предполагаются перспективные
направления развития управления качеством таможенных услуг.
Разработанные в дипломной работе рекомендации основываются на
концептуальных началах управления качеством таможенных услуг и ставят
перед собой цели:
нейтрализовать факторы, способствующие снижению
эффективности управления качеством таможенных услуг;
улучшения организационного процесса снабжения мониторинга
таможенных услуг;
организации процесса, который обеспечит функционирование
системы управления качеством таможенных услуг.
Данные рекомендации рассчитаны на среднесрочную и долгосрочную
перспективу и предполагают перестройку системы управления таможенными
органами в области качества оказания таможенных услуг.
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о
Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010). URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 03.02.2016);
2. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947) от 30
октября 1947. URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 03.02.2016);
3. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (ВТО,
Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994г.).
URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 03.02.2016);
4. Указ Президента России от 31.12.2010 № 1657 «Об оптимизации
численности федеральных государственных гражданских служащих и
работников федеральных государственных органов». URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата
обращения 03.02.2016);
5. Распоряжение Правительства России от 28.12.2012 № 2575- р, в
ред. от 15.04.2014 «О Стратегии развития таможенной службы Российской
Федерации до 2020 года». URL: Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 03.02.2016);
6. Распоряжение Правительства России от 29.06.2012 № 1125-р, в
ред. от 02.07.2014 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)
«Совершенствование таможенного администрирования». URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата
обращения 03.02.2016);81
Специальная литература
7. Гупанова Ю.Е. Концептуальные и методологические основы
оптимизационно – адаптивного управления качеством таможенных услуг в
условиях неопределенности и риска: монография. – М.: Изд – во РТА, 2011. –
106 с. – ISBN978-5-9590-0297-8;
8. Гупанова Ю.Е. Методологические и методические основы
управления качеством таможенных услуг в условиях неопределенности и
риска: монография. – М.: Изд-во РТА, 2012. – 124 с. – ISBN978-5-9590-0348-7;
9. Гупанова Ю.Е. Разработка системы основ управления качеством
таможенных услуг: монография. – М.: Изд-во Российской таможенной
академии, 2012. – 130 с. – ISBN978-5-9590-0398-2;
10. Гупанова Ю.Е. Факторы формирования качества таможенных услуг
// Таможенное дело, наука и образование на Дальнем Востоке России в 2010
году: сборник научных трудов. – Владивосток, 2010. – 81 с. – ISBN 978-5-9590-
0558-0;
11. Ершов Ю.Е. Таможенные услуги в международной цепи поставки
товаров: монография / А.Д. Ершов, В.В. Макрусев, О.В. Калинина, К.А. Сизова.
– М.: РИО РТА, 2012. – 90 с. – ISBN 946-5-95401-43-7;
12. Черныш А.Я. Исследование проблемных вопросов управления
качеством таможенных услуг: монография / А.Я. Черныш, Ю.Е. Гупанова, О.Г.
Симахин. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. –140 с. – ISBN
978-5-9590-0306-7;
Учебники и учебные пособия
13. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности:
учебник. – М.: РИО РТА, 2012. – 356 с. – ISBN978-5-9590-0409-5;
14. Гупанова Ю.Е. Управление качеством таможенных услуг: учебное
пособие. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. – 190 с. – ISBN
978-5959-0039-9;
15. Гупанова Ю.Е. Научно – методические рекомендации по
управлению качеством таможенных услуг: научно – методическое82
пособие. – М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2013. – 250 с. –
ISBN978-5-9590-0398-2;
16. Гупанова Ю.Е. Основы таможенного дела: учебник / А.Я. Черныш,
Е.И. Антонова, Ю.Е. Гупанова и др. – М.: Изд-во Российской таможенной
академии, 2012. – 246 с. – ISBN 924-5-9492-0668-4;
17. Демичев А.А. Основы таможенного дела: учебник// А.А. Демичев,
А.С. Логинова. – СПб.: ИЦ «Интермедия», 2014. – 250 с. – ISBN 978-5-4383-
0098-4;
18. Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: учебное
пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, СПб филиал РТА, «Знание», 2011. – 430 с. – ISBN
5-7320-0563-3;
19. Котлер Ф. Основы маркетинга: учебник. – М.: «Вильямс»,
2011г. – 240 с. – ISBN 978-5-8459-1733-1;
20. Коник Н. В., Невешкина Е. В. Таможенное дело: учебное
пособие. – М.: Омега-Л, 2011. – 208 с.– ISBN 5-238-02075-4;
21. Макрусев В.В. Основы управления таможенными органами России:
учебник / В. В. Макрусев, В. Т. Тимофеев, И. Н. Колобова, С. В.
Барамзин, А. Ф. Андреев; под общей ред. В. А. Черных. М.: Изд-во Российской
таможенной академии, 2012. – 290 с. – ISBN 978-5-9590-0163-6;
22. Макрусев В.В. Управление таможенным делом: учебное пособие /
В. В. Макрусев, В. А. Черных, B. Т. Тимофеев, А. Ф. Андреев, М. В.
Бойкова, И. Н. Колобова, В. Ю. Дианова, C. В. Барамзин, В. Ф. Волков; Под
общей ред. В. В. Макрусева и В. А. Черных. – СПб.: Троицкий мост,
2012. – 213 с. – ISBN 978-5-904406-23-3;
23. Маховикова Г.А, Павлова Е.Е. Таможенное дело: учебник. – М.:
Изд-во «Юрайт», 2016. – 190 с. – ISBN 978-5-991629-98-0;
24. Покровская В.В. Таможенное дело: учебник. – М.: Изд-во Юрайт;
2011. – 231 с. – ISBN 978-5-9916-0963-0;
25. Старикова О.Г. Основы таможенного дела: учебное пособие. –
СПб.: Интермедия, 2014. – 272 с. – ISBN 978-5-4383-0036-6;83
26. Толкушин А.В. Таможенное дело: учебник. – М.: Высшее
образование, 2012. – 140 с. – ISBN 978-5-9692-0489-8;
27. Толкушкин А. В. Таможенное дело: учебное пособие. – М.: Изд-во
Юрайт, 2012. – 260 с. – ISBN 978-5-9916-1206-7;
28. Халипов С. В. Таможенное право: учебник. – М.: Изд-во Юрайт,
2012. – 243 с. – ISBN 978-5-9916-1767-3;
29. Черныш А.Я. Основы таможенного дела: учебник / А.Я.Черныш,
Е.И.Антонова, Ю.Е. Гупанова и др.– М.: Изд-во Российской таможенной
академии, 2012. – 163 с. – ISBN 978-5-9590-0298-5;
30. Эриашвили Н.Д. Таможенное дело: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2012. – 367 с. – ISBN 5-238-02075-4;
Статьи
31. Гупанова Ю.Е. Качество таможенных услуг как основная категория
управления таможенными услугами // Социальная политика и социальное
партнерство. – 2012. – № 3. – С. 41.;
32. Гупанова Ю.Е. Концептуальные основы управления качеством
таможенных услуг // Вестник Российской таможенной академии. – 2012. – №3.
– С. 6.;
33. Гупанова Ю.Е. Методологический подход к оценке эффективности
управления качеством таможенных услуг // Академический вестник. – 2012. -
№ 2 (13). – С. 19.;
34. Ермилов И.С. Управление качеством таможенных услуг в
современных условиях // Вестник Саратовского государственного социальноэкономического университета. – 2011. – № 2. – С. 79.;
35. Приймак Е.В. Совершенствование системы управления
таможенным органом в рамках ВТО и Таможенного союза / Приймак Е.В,
Хасанова В.В. // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. –
№ 14. – С. 210–212.;
36. Рожкова Ю.В. Повышение качества таможенных услуг как фактор
обеспечения экономической безопасности // Теория и практика84
инновационного менеджмента: отечественный и зарубежный опыт. –
2012. – №2. – С. 22.;
37. Старкова О.А. Управление качеством таможенных услуг на
современном этапе // Вестник Российской таможенной академии. – 2012. – № 1.
– С. 73.
Диссертации и авторефераты диссертаций
38. Симахин О.Г. Развитие системы управления государственными
таможенными услугами на основе таможенного мониторинга: дис…. кан. экон.
наук: 08.00.05. – Москва. 2011. – 153 с.;
39. Гупанова Ю.Е. Разработка концептуальных, методологических и
методических основ управления качеством таможенных услуг: автореферат
дис…. док. экон. наук: 08.00.05. – Люберцы. 2013. – 30 с.;