Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ, СОДЕРЖАЩИМИ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ

Работа №29597

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

таможенное дело

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1183
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................5
ГЛАВА 1. ТОРГОВЫЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ......................................................................................................10
§ 1. Понятие интеллектуальной собственности и международной торговли
товарами, содержащими ее объекты ..............................................................10
§ 2. Правовые основы международной торговли товарами, содержащими
объекты интеллектуальной собственности ...................................................17
§ 3. Таможенное регулирование торговли товарами, содержащими
объекты интеллектуальной собственности в Евразийском экономическом
союзе..................................................................................................................22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ,
СОДЕРЖАЩИМИ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ....29
§ 1. Мировой рынок товаров, содержащих объекты интеллектуальной
собственности: современное состояние.........................................................29
§ 2. Таможенная оценка товаров, содержащих объекты интеллектуальной
собственности...................................................................................................36
§ 3. Экономические правонарушения в международной торговле товарами,
содержащими интеллектуальную собственность .........................................46
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
ТОВАРАМИ, СОДЕРЖАЩИМИ ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ......................................................................................................54
§ 1. Формирование цивилизованного рынка интеллектуальной
собственности и ключевые направления его развития ................................54
§ 2. Совершенствование системы таможенного контроля в сфере торговли
объектами интеллектуальной собственности................................................63
§ 3. Рекомендации по совершенствованию таможенных механизмов по
пресечению экономических правонарушений в международной торговле
товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности ........73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................................84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ......................................................................88
ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................................................................................96

Международная торговля интеллектуальной собственностью в
большинстве стран является одной из составных частей экономической политики
государства.
На сегодняшний день в международной торговле интеллектуальной
собственностью принимают участие почти все страны мира, в том числе и
Россия. Лидирующие позиции занимают в первую очередь страны с высоким
экономическим и научно-техническим потенциалом.
На рынке интеллектуальной собственности Россия не является лидером,
однако наша страна ставит перед собой амбициозные цели в развитии
международной торговли интеллектуальной собственностью, считая
целесообразным переход экономики на инновационную модель развития.
Немаловажную роль здесь играет нормативно-правовое регулирование в
области интеллектуальной собственности, значение которого заключается в
поиске наилучшего построения правовых отношений в рамках настоящего
законодательства.
Необходимость обеспечения защиты и охраны интеллектуальной
собственности вызвана, прежде всего, негативными политическими и
экономическими последствиями торговли контрафактной продукцией для
страны на международном уровне, поскольку результатом этого является, в
итоге, не поступление значительных денежных средств в бюджет страны,
подрыв деловой репутации, сокращение рабочих мест, подрыв авторитета
государства, а также не желание иностранных компаний и государств
инвестировать в национальную экономику нашей страны.
Актуальность темы дипломной работы обусловлена необходимостью
исследования проблем международной торговли товарами, содержащими
объекты интеллектуальной собственности, а также необходимостью поиска и
разработки рекомендаций по совершенствованию таможенных механизмов
пресечения экономических правонарушений в этой области.6
Сотрудникам таможенных органов отводят важную роль в регулировании
международной торговли товарами, содержащими объекты интеллектуальной
собственности. Она заключается, прежде всего, в защите прав интеллектуальной
собственности (далее ИС) при перемещении данных товаров через таможенную
границу Таможенного Союза (далее ТС). При этом действующий механизм
защиты прав ИС, применяемый сотрудниками таможенных органов - основной
барьер, возникающий на пути проникновения контрафактной товаров на
таможенную территорию ТС. Эффективная реализация мер защиты прав ИС, а
также дальнейшее усовершенствование механизма борьбы с контрафактом и
использование зарубежного опыта защиты объектов интеллектуальной
собственности (далее ОИС) будут содействовать предотвращению свободного
оборота контрафактной товаров на таможенной территории ТС, а также на
территории Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). Ввоз
контрафактной продукции, а также ее распространение, прежде всего, связаны с
занижением таможенной стоимости товаров. Именно таможенная стоимость
влияет на исчисление таможенных платежей. Основным документом,
регулирующим уплату платежей за использование ОИС, считается
лицензионный договор.
Таможенные органы в рамках контроля таможенной стоимости проверяют
необходимость и правильность осуществления дополнительных начислений к
цене, которая в том числе включает в себя уплату лицензионных платежей.
Также одним из направлений деятельности таможенных органов является
введение Единого и национального таможенных реестров.
На конец 2015 г. в национальном таможенном реестре насчитывается
около 4000 объектов интеллектуальной собственности, которые принадлежат
иностранным и российским компаниям, выявлено 18,1 млрд. ед. контрафактной
продукции, заведено 1 040 дела об административных правонарушениях7
(далее АП) в сфере интеллектуальной собственности1. На данный момент в
Едином реестре зарегистрированных ОИС нет.
Остро стоит вопрос о принятии мер, содействующих
коммерциализации ИС и поддерживающих использования полученных
отечественных патентов и технологий для формирования единого
цивилизованного рынка ИС и повышения конкурентоспособности товаров
ЕАЭС. Это будет способствовать повышению их доли в мировых доходах от
роялти и лицензионных платежей, укрепит позиции на международном
рынке ИС.
Степень научной разработанности проблемы. Некоторые аспекты,
относящиеся к международным экономическим и правовым проблемам ИС,
связанные с совершенствованием используемого понятийного аппарата,
которые были объектом исследования, затрагивали в своих работах И.А.
Близнец, В.А. Дозорцева, К.Б. Леонтьева, М.М. Карелина, Р.А. МерзликинаКвернадзе, A.M. Минкова, А.А. Птушенко, А.П. Сергеева, В.В. Степанова, Ю.А.
Рыжова, Н.М. Хорошавина и др. Вопросы таможенного регулирования
международной торговли товарами, содержащими ОИС, в своих работах
поднимали Бек В.А., Блинова Н.М., Вагина В.Д., Городецкий А.Е., Долгова М.В.
, Илышева А.И. и др. авторы.
Объектом исследования является международная торговля товарами,
содержащими объекты интеллектуальной собственности.
Предметом исследования являются таможенные аспекты международной
торговли товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.
Основной целью дипломного исследования является анализ
международной торговли товарами, содержащими объекты интеллектуальной
собственности и выработка рекомендаций по совершенствованию её
таможенного регулирования.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1 Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: http//www.customs.ru (дата обращения:
01.03.2016).8
– исследовать торговые и правовые аспекты интеллектуальной
собственности;
– проанализировать современное состояние мирового рынка товаров,
содержащих объекты интеллектуальной собственности;
– выявить экономические правонарушения в международной торговле
товарами, содержащими интеллектуальную собственность;
– проанализировать проблемы таможенной оценки товаров, содержащих
объекты интеллектуальной собственности:
– выделить ключевые направления формирования цивилизованного рынка
интеллектуальной собственности;
– разработать предложения по совершенствованию системы таможенного
контроля в сфере торговли объектами интеллектуальной собственности;
– дать рекомендации по совершенствованию таможенных механизмов по
пресечению экономических правонарушений в международной торговле
товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности.
Нормативно-правовой основой исследования являются Конвенция по
охране промышленной собственности, Конвенции об учреждении Всемирной
организации интеллектуальной собственности, Договор о ЕАЭС, Таможенный
кодекс Таможенного союза, Решение Совета глав правительств СНГ от 28
сентября 2001 года «О правилах таможенного контроля за перемещением через
таможенную границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной
собственности», Уголовный кодекс РФ, ГК РФ, Налоговый кодекс РФ,
Конституция РФ, Федеральный закон № 311-ФЗ «О таможенном регулировании
в Российской Федерации», Федеральный закон N 164-ФЗ "Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности", и др.
Эмпирическая основа включает методические рекомендации
Федеральной таможенной службы РФ, статистические данные Федерального
агентства по интеллектуальной собственности и товарным знакам
(далее РОСПАТЕНТА), Всемирной организации интеллектуальной
собственности (далее ВОИС), аналитические данные VII Международного
Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной
собственности», а также другие источники информации.
Теоретической основой исследования послужили труды в области
международного таможенного права, интеллектуальной собственности,
внешнеэкономической деятельности, экономики известных отечественных и
зарубежных авторов: Абрамова А.В., Бека В.А., Близнеца И.А. , Гаврилова Е..П.,
Глазковой Г.В., Добрынина О.В., Г.Г., Логиновой А.С., Сухаревой И.В., Сумина
А.В., Тимофеевой Е.Ю., Грегори О.В., Д.Д. Дэниеле и др.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер
научного познания, среди которых диалектика, анализ, синтез, индукция,
дедукция, статистический метод, сравнительно-правовой метод, системный
подход.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором впервые
проведено комплексное исследование таможенных аспектов международной
торговли интеллектуальной собственностью, в рамках которого:
– предложено авторское определение понятия «международной торговли
товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности»
– обоснована необходимость и направления формирования
цивилизованного рынка интеллектуальной собственности
– выявлены проблемы таможенного регулирования торговли товарами,
содержащими объекты интеллектуальной собственности, а именно таможенного
контроля, таможенной оценки, таможенного декларирования, а также
предложены подходы к их решению.
Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования на защиту
выносятся следующие положения дипломной работы:
1. Предложено авторское определение понятия «международная торговля
товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности», под
которым понимается трансграничный обмен любым движимым имуществом,
представляющим собой совокупность результата интеллектуальной
деятельности и имущественных интеллектуальных прав на него.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного исследования можно сделать следующие
основные выводы:
С каждым годом вопрос совершенствования международной торговли
товарами, содержащие объекты интеллектуальной собственности становится
всё более актуальным.
На современном этапе человеческого развития, где особое место
занимают инновации, интеллектуальная собственность позволяет
благополучно идти по пути социально-экономического развития.
Ключевым фактором роста инновационного потенциала национальной
экономики является формирование цивилизованного рынка ИС. Товары,
содержащие объекты интеллектуальной собственности относятся к особой
категории товаров, в силу особой их специфики.
Российская Федерация на международном рынке товаров, содержащих
объекты интеллектуальной собственности, занимает достаточно низкую
позицию. Как показывает статистика, её доля в мировом
высокотехнологичном экспорте составляет менее 1%.
Слабая позиция России на международном рынке говорит о не
достаточно развитой структуре экспорта и импорта данной категории
товаров.
Для достижения повышения ряда показателей России, таких как
увеличение количества патентов, увеличение доли экспорта российских
высокотехнологичных товаров и доли инновационной продукции в общем
объёме и др., в 2011 году была принята Стратегии инновационного развития
России до 2020 г., благодаря которой Россия повысит свою инновационную
активность.
Здесь правовая защищенность объектов ИС является
основополагающим моментом инновационной деятельности, а также
необходимым условием совершенствования рыночных отношений в сфере85
ИС. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности
обеспечивает осуществление их коммерческого использования на рынке ИС.
Необходимо продолжить совершенствовать нормативно-правовую базу
по всем направлениям в области международной торговли данной категории
товаров с целью унификации терминологии и устранения противоречий.
Сложившаяся система управления интеллектуальной собственностью
не в достаточной мере отвечает современным требованиям. Это можно
объяснить плохо развитым рынком ИС, недостаточно совершенными
правовыми механизмами, которые обеспечивают взаимодействие всех его
участников.
Эффективная защита прав интеллектуальной собственности
приобретает государственную важность, потому что оказывает
непосредственное влияние на стимулирование производства, поддержку
национальных производителей, защиту рынка от контрафакта, способствует
развитию экономики страны в целом, а также рейтинга нашей страны среди
стран мира.
В настоящее время на внутреннем рынке России около 80% товаров
находятся в обороте с нарушением авторских или патентных прав.
Незаконные доходы, получаемые в связи с нарушением
исключительных прав, непосредственно способствуют обострению
криминальной ситуации, усиливая при этом преступную среду в Российской
Федерации.
Таможенные органы играют особую роль в сфере защиты прав на
объекты интеллектуальной собственности.
Эта деятельность предполагает работу в трех направлениях, таких как:
1. Применение мер по приостановлению выпуска товара, в
соответствии со ст. 331 ТК ТС.
2. Применение мер по привлечению правонарушителей к уголовной и
административной ответственности.
3. Ведение Единого и национального таможенных реестров.86
Вопрос о включение в таможенную стоимость платежей за
использование ОИС всегда вызывало споры в судебных разбирательствах
между сотрудниками таможенных органов и участниками ВЭД.
При перемещении товаров через таможенную границу ТС особое
внимание следует уделять вопросам расчёта лицензионных платежей.
При определении таможенной стоимости таможенные органы в рамках
направления контроля таможенной стоимости контролируют необходимость
правильного осуществления дополнительных начислений к цене при
определении таможенной стоимости (в т.ч. уплату лицензионных платежей).
В то время как обнаружить факты недостоверного заявления участниками
ВЭД таможенной стоимости при таможенном декларировании в силу
недостаточности необходимых документов и сведений не всегда
представляется вероятным. Особенно это касается платежей за
использование ОИС, перечисление которых правообладателю, в
соответствии с условиями организации внешнеторговой операции, как
правило, осуществляется уже после ввоза на таможенную территорию.
Непосредственно, использование при таможенном оформлении
таможенной стоимости товара, содержащего ОИС, в которую не включены
лицензионные платежи, даёт возможность недобросовестному участнику
ВЭД:
- уменьшить свои затраты, тем самым значительно увеличить прибыль
- увеличить прибыль за счёт сбыта своих товаров в достаточно
большом количестве, в короткие сроки.
Также важными вопросами в данной рассматриваемой области
являются проблемы и перспективы легализации параллельного импорта в
условиях Евразийского экономического союза и таможенные проблемы
обращения «советских брендов».



"Бернская Конвенция по охране литературных и художественных
произведений" от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru, 17.09.2015
(дата обращения: 21.03.2016);
2. Конвенция по охране промышленной собственности" (Заключена в
Париже 20.03.1883) (ред. от 02.10.1979) URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.consultant.ru, 17.09.2015 (дата обращения:
21.03.2016)
3. "Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной
Собственности" (Подписана в Стокгольме 14.07.1967, изменена 02.10.1979)
URL:Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.consultant.ru, 17.09.2015 (дата обращения: 21.03.2016);
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане
29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.09.2015 (дата обращения:
22.01.2016);
5. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о
Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015). URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.08.2015 (дата обращения:
23.01.2016);
6. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности
(ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров,
15 апреля 1994 г.) URL: Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.consultant.ru, 17.09.2015 (дата обращения:
21.03.2016);89
7. "Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной
собственности государств - членов Таможенного союза" (Заключено в г.
Санкт-Петербурге 21.05.2010) (ред. от 08.05.2015) URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru, 17.09.2015
(дата обращения: 24.03.2016);
8. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики
Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 (ред. от
23.04.2012) "Об определении таможенной стоимости товаров,
перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза") URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.consultant.ru, 29.09.2015 (дата обращения: 24.03.2016);
9. Решением Совета глав правительств СНГ от 28 сентября 2001 года «О
правилах таможенного контроля за перемещением через таможенную
границу товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности»
URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.consultant.ru, 29.09.2015 (дата обращения: 24.03.2016);
10. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 (ред. от
15.12.2015) "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и
формах таможенных деклараций" (вместе с "Инструкцией о порядке
заполнения декларации на товары") URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.consultant.ru, 29.09.2015 (дата обращения:
24.03.2016);
11."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.04.2016
(дата обращения: 28.04.2016);
12. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с90
13.05.2016) URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 05.04.2016 (дата обращения: 28.04.2016);
13. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от
18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014) URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.04.2016 (дата
обращения: 28.04.2016);
14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №
117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с
05.05.2016) URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 05.04.2016 (дата обращения: 28.04.2016);
15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от
01.05.2016) URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 01.05.2016 (дата обращения: 02.05.2016);
16. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2015 (дата обращения: 22.01.2016);
17. Федеральный закон от 18.07.1999 N 183-ФЗ ( ред. от 13.07.15) "Об
экспортном контроле" URL: Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2015 (дата обращения:
22.01.2016);
18. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О
таможенном регулировании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в
силу с 01.01.2016) URL: Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2015 (дата обращения:
22.01.2016);
19. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от
15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской
Федерации до 2020 года» URL: Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2015 (дата обращения:91
22.01.2016);
20. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об
утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на
период до 2020 года» URL: Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2015 (дата обращения:
22.01.2016);
21. Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 482 "Об утверждении
Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся
основанием для совершения юридически значимых действий по
государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания,
коллективных знаков" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.08.2015 N
38572) URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2015 (дата обращения: 22.01.2016);
22. Приказ Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 483 "Об утверждении
Административного регламента предоставления Федеральной службой по
интеллектуальной собственности государственной услуги по
государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания,
коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак
обслуживания, коллективный знак, их дубликатов" (Зарегистрировано в
Минюсте России 27.08.2015 N 38712) URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2015 (дата обращения:
22.01.2016);
23. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии от 27.12.2012 г. N 2087-ст Национальный стандарт Российской
Федерации. Интеллектуальная собственность. Термины и определения URL:
Официальный интернет-портал правовой и нормативно- технической
документации http://docs.cntd.ru/, 13.07.2015 (дата обращения: 22.01.2016);
24. Письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 29
июня 2007 года N 01-06/24387 «О направлении Методических
рекомендаций» URL: Официальный интернет-портал правовой информации92
http://www.consultant.ru, 29.09.2015 (дата обращения: 24.03.2016);
25. Письмо ФТС России от 30 сентября 2014 г. N 15-13/46627 "О направлении
обзора судебной практики" URL: Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.consultant.ru,29.09.2015 (дата обращения: 24.03.2016);
26. Письмо ФТС России от 30 июня 2015 года N 14-36/31557 “О вопросах
обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности
таможенными органами Российской Федерации” URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru,29.09.2015
(дата обращения: 24.03.2016);

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ