ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ. 10
§ 1. Понятие и содержание эффективности деятельности таможенных
органов ................................................................................................ 10
§ 2. Факторы эффективности в управлении таможенным делом ........ 19
§ 3. Показатели оценки эффективности таможенных органов.............27
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЛАДИМИРСКОЙ ТАМОЖНИ ..................................................................... 34
§ 1. Методология и показатели оценки эффективности деятельности
Владимирской таможни .................................................................... 34
§ 2. Аналитические и контрольные показатели деятельности таможен
и оценка их выполнения Владимирской таможней в 2015 году... 43
§ 3. Проблемы применения оценочных показателей деятельности
таможен и их структурных подразделений..................................... 58
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ. 65
§ 1. Направления совершенствования показателей эффективности
деятельности таможен и их структурных подразделений ............. 65
§ 2. Оценка эффективности предложенных мероприятий на примере
Владимирской таможни .................................................................... 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК............................................................ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ .................................................................................................. 89
Актуальность темы исследования. Интеграционные направления
последнего десятилетия привели к изменению модели управления не только
в коммерческих организациях, но и в государственной службе.
Эффективность таможенной деятельности следует понимать как меру,
которая характеризуется достижением результата либо цели таможенной
деятельности или степенью приближения к ней. Действенность таможенной
деятельности определяется значениями показателей, отражающих
достигнутый итоговый результат труда.
Актуальность исследования обусловлена тем, что управление
таможенными органами осуществляется на основе показателей
результативности таможенной деятельности, а совершенствование системы
оценки эффективности таможенной деятельности приведет к повышению
эффективности управления.
Степень разработанности проблемы. Проблема применения и
совершенствования показателей эффективности деятельности таможенных
органов не достаточно активно исследуется, и по этой причине не нашла
обширного отражения в трудах российских и зарубежных специалистов. На
сегодняшний день, написано и опубликовано небольшое количество трудов
по этой тематике. Сущность разработки и применения показателей оценки
эффективности деятельности описали в своих трудах Л.В. Ермолина, Г.
Клейнер, В.П. Косенко, Л.И. Опошнян, И.Б. Чепко, Г.Эмерсон и др.
Специфику оценочных показателей таможенной деятельности, в том числе и
применительно к России определили предметом своих научных
исследований: В.Н. Аваньева, М.В. Медведева, И.В. Трубин, С.В. Халипов,
С.А. Хапилин и другие.
Объект исследования – система показателей оценки эффективности
деятельности Владимирской таможни и её структурных подразделений.6
Предмет исследования это процесс управления в таможенных
органах.
Цель исследования – проанализировать эффективность оценочных
показателей деятельности Владимирской таможни и её структурных
подразделений.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели необходимо
выполнить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность оценки эффективности таможенной
деятельности;
- проанализировать показатели эффективности деятельности
Владимирской таможни и степень их выполнения;
- оценить эффективность применения этих показателей;
- предложить направления совершенствования показателей оценки
эффективности деятельности таможенных органов.
Нормативно-правовой основой исследования являются Федеральный
Закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
№79-ФЗ от 27.07.2004, Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809
"О Федеральной таможенной службе", Постановление Правительства РФ от
29 сентября 2012 г. N 994 "Об утверждении Положения о системе
показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и
методике их мониторинга", Приказ ЦТУ от 20.02.2015 №81 «Об
аналитических показателях эффективности деятельности таможенных
органов Управления на 2015 год», Приказ Центрального таможенного
управления от 29.01.2015 № 34 «Об утверждении контрольных показателей
формирования федерального бюджета в части доходов, администрируемых
таможенными органами, на I-IV квартал 2015 года», Приказ ФТС России от
13.01.2015 № 26 «О контрольных показателях эффективности деятельности
региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно
подчиненных ФТС России, на 2015 год» и другие нормативные акты,7
регулирующие процесс осуществления оценки эффективности деятельности
таможенных органов, и в частности Владимирской таможни.
Эмпирическая основа исследования включает материалы статистики
и правоприменительной практики ФТС России. Особое значение для
исследования приобрели предоставленные Владимирской таможней отчеты
об исполнении контрольных и аналитических показателях деятельности,
составленные по итогам каждого из четырех кварталов 2015 года.
Теоретическая основа исследования включает труды политологов,
юристов и экономистов в области таможенного дела. Для проведения
исследования были важны труды Г. Клейнер, В.П. Косенко, Л.И. Опошнян,
И.Б. Чепко, Г.Эмерсон, осветившие вопросы применения оценочных
показателей деятельности. Огромную роль сыграли труды в области анализа
применения оценочных показателей деятельности российских таможенных
органов, под авторством О В.Н. Аваньевой, М.В. Медведевой, И.В. Трубина
С.В. Халипова, С.А. Хапилина и др.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер
научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход,
статистический и сравнительно-правовой методы.
Новизна исследования заключается в комплексном исследовании
автором вопроса применения показателей оценки эффективности
деятельности таможенных органов в рамках которого:
- освещены основные контрольные и аналитические показатели
деятельности таможенных органов России;
- проанализирована оценка эффективности деятельности
Владимирской таможни, на основе чего сделан вывод о некомпетентности
некоторых из них;
- предложены направления совершенствования контрольных
показателей деятельности таможен и их структурных подразделений.
Положения, выносимые на защиту. На защиту по итогам
исследования выносятся следующие положения дипломной работы:8
1) Под эффективностью таможенной деятельности можно понимать
меру, которая характеризуется достижением результата либо цели
таможенной деятельности или степенью приближения к ней. Действенность
таможенной деятельности определяется значениями показателей,
отражающих достигнутый итоговый результат труда.
В Российской Федерации показатели эффективности таможенной
деятельности ставятся в строгую аналогию со стратегическими целями и
тактическими задачами работы Федеральной таможенной службы;
2) Показатели оценки эффективности деятельности таможен, в том
числе и Владимирской, утверждаются ФТС России и ЦТУ, и делятся на
контрольные и аналитические.
В целом, за 2015 год Владимирской таможней выполнены практически
все контрольные показатели на оценку «хорошо». За исключением
объективно обусловленных отставаний, видна проблема деятельности
Владимирской таможни в рамках таможенной классификации товаров, в том
числе с применением СУР.
Касаясь аналитических показателей, видно стабильное невыполнение
показателя «Уровень эффективности деятельности таможенных органов при
осуществлении контроля таможенной стоимости»;
3) Действующая система оценки эффективности деятельности
таможенных органов характеризуется чрезмерно широким охватом
направлений деятельности таможенных органов, высокой степенью
субъективизма при определении итоговой оценки.
Основными причинами невыполнения показателя выступили динамика
курсов валют, неравновесное финансовое положение предприятийучастников ВЭД, которое снижает их экономическую активность, а значит, и
внешнеторговый оборот.
В качестве направлений совершенствования данного показателя
эффективности деятельности таможен и их структурных подразделений
предложены следующие:9
- учет динамики курсов валют: прогнозирование показателей для
каждого таможенного поста должно быть не однозначным, а иметь рамки,
которые бы зависели от курса валют, действующего в отчетном квартале;
- сотрудничество с участниками ВЭД в рамках оценки и
прогнозирования их экономической активности, а также, учет сезонного
фактора.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех
глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и
двух приложений.
Итак, под эффективностью таможенной деятельности можно понимать
меру, которая характеризуется достижением результата либо цели
таможенной деятельности или степенью приближения к ней. Действенность
таможенной деятельности определяется значениями показателей,
отражающих достигнутый итоговый результат труда.
На определение эффективности деятельности таможенных органов
оказывают влияние и определяют ряд факторов, среди которых
эффективность таможенной политики, эффективность таможенного
администрирования, эффективность административно-управленческого
потенциала таможенной службы, эффективность использования
информационных таможенных ресурсов, эффективность использования
материально-технической базы таможенных органов, эффективность
человеческого фактора таможни.
Особо следует отметить, что критерии и показатели эффективности
должны быть определены таким образом, чтобы их расчетные величины за
анализируемый период позволяли сопоставить целевые установки и
достигнутые результаты, то есть оценить степень результативности
предпринимаемых мер в соответствии с выбранными стратегиями.
В Российской Федерации показатели эффективности таможенной
деятельности ставятся в строгую аналогию со стратегическими целями и
тактическими задачами работы Федеральной таможенной службы.
Применяемые в настоящее время показатели оценки деятельности
таможенных органов делятся на общие и специальные и определяются
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012
г. N 994 "Об утверждении Положения о системе показателей работы
таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их
мониторинга".78
Показатели оценки эффективности деятельности таможен, в том числе
и Владимирской, утверждаются ФТС России и ЦТУ, и делятся на
контрольные и аналитические.
Данные показатели охватывают широкую область таможенной
деятельности и характеризуют эффективность деятельности таможни в
рамках финансовой деятельности, соблюдения сроков передачи электронных
копий зарегистрированных деклараций на товары, равномерного
расходования бюджетных средств, правоприменительной практики,
законности принимаемых сотрудниками Владимирской таможни решений,
классификации и кодирования товаров, соблюдения торговых ограничений,
валютного и экспортного контроля, результативности организации
таможенного оформления и таможенного контроля товаров и применение
системы управления рисками и осуществления оперативного контроля.
В целом, за 2015 год Владимирской таможней выполнены практически
все контрольные показатели на оценку «хорошо». За исключением
объективно обусловленных отставаний, видна проблема деятельности
Владимирской таможни в рамках таможенной классификации товаров, в том
числе с применением СУР.
Касаясь аналитических показателей, видно стабильное невыполнение
показателя «Уровень эффективности деятельности таможенных органов при
осуществлении контроля таможенной стоимости».
Действующая система оценки эффективности деятельности
таможенных органов характеризуется чрезмерно широким охватом
направлений деятельности таможенных органов, высокой степенью
субъективизма при определении итоговой оценки, что обусловлено
взаимоувязанностью системы контрольных показателей эффективности
деятельности с механизмом материального стимулирования должностных
лиц таможенных органов, закрытостью системы оценки для
непосредственных участников процесса таможенного оформления товаров. В
данных условиях необходима кардинальная трансформация как самой79
системы показателей, так и процедуры оценки эффективности деятельности
таможенных органов.
Во втором квартале 2015 года Владимирской таможней не выполнен
контрольный показатель эффективности деятельности таможен и их
структурных подразделений №1 «Доходы, администрируемые таможенными
органами».
Основными причинами невыполнения показателя выступили динамика
курсов валют, неравновесное финансовое положение предприятийучастников ВЭД, которое снижает их экономическую активность, а значит, и
внешнеторговый оборот.
В качестве направлений совершенствования данного показателя
эффективности деятельности таможен и их структурных подразделений
предложены следующие:
- учет динамики курсов валют: прогнозирование показателей для
каждого таможенного поста должно быть не однозначным, а иметь рамки,
которые бы зависели от курса валют, действующего в отчетном квартале;
- сотрудничество с участниками ВЭД в рамках оценки и
прогнозирования их экономической активности, а также, учет сезонного
фактора.
Можно отметить очевидный эффект от внедрения предложенных
мероприятий. Посредствам перерасчета значений показателей для каждого
таможенного поста мы получили такие значения, которые гораздо более
объективно отражают непосредственную эффективность деятельности
постов (исключая сильную зависимость от колебания курсов валют,
снижения экономической эффективности участников ВЭД, сезонного
фактора).
В итоге, при применении предложенных автором подходов
рассматриваемый показатель был бы выполнен Владимирской таможней на
111% (во втором квартале), вместо 88%.
Международная конвенция об упрощении и гармонизации
таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении
изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации
таможенных процедур от 26 июня 1999 года // Бюллетень международных
договоров, 2012. № 5;
2) Протокол от 16.12.2011 г. «О присоединении Российской Федерации
к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой
организации от 15 апреля 1994 г.». - URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.07.2012 (дата обращения:
04.05.2016);
3) Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о
Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от
27 ноября 2009 г. N 17) (ред. от 8 мая 2015г.). – URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015
(дата обращения: 02.05.2016);
4) Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане
29.05.2014) (ред. от 8 мая 2015г.). – URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015 (дата обращения
02.05.2016);
5) Федеральный закон Российской Федерации N 311-ФЗ от 27.11.2010
«О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 13 июля
2015г.). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»;
документ опубликован не был;
6) Федеральный Закон «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004 (ред. от 10.01.2016). – URL:81
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2015 (дата обращения 02.05.2016);
7) Постановление Правительства РФ от 16.09.2013 N 809 "О
Федеральной таможенной службе" (ред. от 13.04.2016). – URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 18.04.2016
(дата обращения 02.05.2016);
8) Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2012 года N 994
«Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных
органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга» //
Собрание законодательства Российской Федерации от 8 октября 2012 г., N
41, ст. 5616;
9) Приказ Федеральной таможенной службы России № 467 от
18.03.2015г. «О совершенствовании структуры таможенных органов,
расположенных в Центральном федеральном округе» // Таможенные
ведомости, N 10, 2015 (извлечение);
10) Приказ ФТС России от 13.01.2015 № 26 «О контрольных
показателях эффективности деятельности региональных таможенных
управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2015
год»;
11) Приказ ЦТУ от 20.02.2015 №81 «Об аналитических показателях
эффективности деятельности таможенных органов Управления на 2015 год;
12) Приказ Центрального таможенного управления от 29.01.2015 № 34
«Об утверждении контрольных показателей формирования федерального
бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами, на IIV квартал 2015 года»;
Справочная литература
13) Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году.
Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2016. – 83 с.;82
14) Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году.
Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2015. – 72 с.;
15) Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: Сов.
энцикл., 1989;
16) Справка об исполнении аналитических показателей эффективности
деятельности, установленных приказом Центрального таможенного
управления от 20.02.2015 № 81 «Об аналитических показателях
эффективности деятельности таможенных органов Управления на 2015 год»
в 1 квартале 2015 года;
17) Справка об исполнении аналитических показателей эффективности
деятельности, установленных приказом Центрального таможенного
управления от 20.02.2015 № 81 «Об аналитических показателях
эффективности деятельности таможенных органов Управления на 2015 год»
во 2 квартале 2015 года (по состоянию на 24.06.2015);
18) Справка об исполнении аналитических показателей эффективности
деятельности, установленных приказом Центрального таможенного
управления от 20.02.2015 № 81 «Об аналитических показателях
эффективности деятельности таможенных органов Управления на 2015 год»
в 3 квартале 2015 года;
19) Справка об исполнении аналитических показателей эффективности
деятельности, установленных приказом Центрального таможенного
управления от 20.02.2015 № 81 «Об аналитических показателях
эффективности деятельности таможенных органов Управления на 2015 год»
в 4 квартале 2015 года;
20) Справка об исполнении контрольных показателей эффективности
деятельности, установленных приказом Центрального таможенного
управления от 12.02.2015 № 64 «О контрольных показателях эффективности
деятельности таможенных органов Управления на 2015 год» в 1 квартале
2015 года;83
21) Справка об исполнении контрольных показателей эффективности
деятельности, установленных приказом Центрального таможенного
управления от 12.02.2015 № 64 «О контрольных показателях эффективности
деятельности таможенных органов Управления на 2015 год» в 2 квартале
2015 года;
22) Справка об исполнении контрольных показателей эффективности
деятельности, установленных приказом Центрального таможенного
управления от 12.02.2015 № 64 «О контрольных показателях эффективности
деятельности таможенных органов Управления на 2015 год» в 3 квартале
2015 года;
23) Справка об исполнении контрольных показателей эффективности
деятельности, установленных приказом Центрального таможенного
управления от 12.02.2015 № 64 «О контрольных показателях эффективности
деятельности таможенных органов Управления на 2015 год» в 4 квартале
2015 года;
Специальная литература
24) Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. М.:
Экономика,1992. – 224 с. – ISBN: 5-282-01384-3;
Учебники и учебная литература
25) Зубач А.В. Таможенное право: учебник для бакалавров. – М.:
Издательство Юрайт, 2015. - 479 с. - ISBN 978-5-9916-2488-6;
26) Коник Н.В. Таможенное дело: Учебное пособие. - 3-е изд., стер. -
М.: Омега-Л, 2011. – 192 с. – ISBN 978-5-370-01584-7;