ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....5
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ…………………….………......…………………. 8
§1. Международно-практические аспекты управления таможенных
органов в рамках ЕАЭС………………….……………………………...8
§2. Основные функции таможенных органов………………………...…13
§3. Единая система таможенных органов……………………………….20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ …..28
§ 1. Анализ статистических показателей таможенных платежей…......28
§ 2. Анализ взимания таможенных платежей, таможенно–тарифного
регулирования внешнеторговой деятельности ………...…….………..32
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ………………………………………..……..... 39
§1. Новеллы государственного управления таможенных органов
посредством вступления России в ЕАЭС……………….........................39
§2. Проблемы и перспективы России в рамках ВТО и влияние этого
сотрудничества на поступление таможенных платежей в бюджет…...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………….…………………………...…..52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………….………………………..55
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………….…………………….....61
Актуальность темы исследования. Современные тенденции
интернационализации и глобализации товарных рынков, расширение
международной производственной кооперации влекут за собой
необходимость гармонизации и унификации процессов внешней торговли.
Основными и наиболее эффективным инструментом реализации
рассматриваемых процессов на региональном и общемировом уровне
выступает таможенная система, основой которой является таможенное
администрирование.
Таможенное администрирование играет огромную роль в современном
мире, так как направленно обеспечить должный уровень осуществления
таможенного контроля в целях защиты интересов общества и содействовать
развитию мировой торговли путем максимального упрощения таможенных
формальностей, посредством внедрения прогрессивных таможенных
технологий.
Евразийский экономический союз – международная организация
региональной экономической интеграции, обладающая международной
правосубъектностью и учрежденная Договором о Евразийском
экономическом союзе. Государствами – членами Евразийского
экономического союза являются: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и
Россия. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации
и повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания
условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного
уровня населения.
Степень разработанности проблемы. Основные теоретические
положения, отражающие основы администрирования транспортных
процессов, мультимодальных перевозок, условия и регламент
функционирования транспортных коридоров, изложены в трудах6
отечественных и зарубежных специалистов: Андриашина Х.А., Барамзина
С.В., Додонова В.Ю., Кушкумбаева С.К., Кадочникова П.А. и др.
Объект исследования – общественные отношения в рамках системы
таможенного администрирования.
Предмет исследования – система таможенного администрирования в
рамках Таможенного союза ЕАЭС.
Цель исследования – проанализировать систему таможенного
администрирования в рамках Таможенного союза ЕАЭС.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие
задачи:
- изучить международно – практические аспекты управления
таможенных органов в рамках ЕАЭС;
- рассмотреть основные функции таможенных органов;
- проанализировать статистические показатели таможенных
платежей;
- исследовать процесс взимание таможенных платежей,
таможенно – тарифное регулирование внешнеторговой деятельности;
- выявить проблемы и определить перспективы России в рамках
ВТО и влияние этого сотрудничества на поступление таможенных платежей
в бюджет.
Нормативно - правовой основой исследования являются Таможенный
кодекс Таможенного союза, Федеральный закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 «О
таможенном регулировании в Российской Федерации» и т.д.
Эмпирическая основа исследования включает международные
нормативные правовые акты, данные статистики, информационноаналитические отчёты, материалы периодической печати.
Теоретической основой исследования послужили труды в области
таможенного права известных отечественных и зарубежных авторов:
Андриашина Х.А., Алгулиева Р.М., Ауелбаева Б.А., Барамзина С.В.,7
Додонова В.Ю., Кушкумбаева С.К., Кадочникова П.А., Пташкиной М.Г.
Сыроежкина К.Л., Махмудова Р.Ш., Шаброва О.Ф., и др.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер
научного познания, среди которых всеобщие методы (диалектика),
общенаучные (анализ, индукция, дедукция, системный подход) и частнонаучные методы (статистический, исторический и логический).
Научная новизна исследования заключается в том в том, что это
первое исследование влияния развития экономической интеграции в области
таможенного дела и международной торговли на экономику страны с
пܵрܵиܵмеܵнеܵнܵиеܵм офܵиܵцܵиаܵлܵьܵнܵых статܵиܵстܵичеܵсܵкܵих даܵнܵнܵых, отечеܵстܵвеܵнܵноܵй и
иܵноܵстܵраܵнܵноܵй лܵитеܵратуܵрܵы.
Поܵлоܵжеܵнܵиܵя, вܵыܵноܵсܵиܵмܵы на заܵщܵиту. В хоܵде иܵсܵсܵлеܵдоܵваܵнܵиܵя на заܵщܵиту
вܵыܵноܵсܵятܵсܵя сܵлеܵдую ܵщܵие поܵлоܵжеܵнܵиܵя дܵиܵпܵлоܵмܵноܵй работܵы:
1) доܵкаܵзаܵно, что дܵлܵя оܵсуܵщеܵстܵвܵлеܵнܵиܵя уܵпܵраܵвܵлеܵнܵиܵя таܵмоܵжеܵнܵнܵых оܵрܵгаܵноܵв
необхоܵдܵиܵмо четܵко оܵрܵгаܵнܵиܵзоܵваܵнܵное, реаܵлܵиܵзуе ܵмое в соотܵветܵстܵвܵиܵи с
меܵжܵдуܵнаܵроܵдܵнܵыܵмܵи доܵгоܵвоܵраܵмܵи и наܵцܵиоܵнаܵлܵьܵнܵыܵм заܵкоܵноܵдатеܵлܵьܵстܵвоܵм
Роܵсܵсܵиܵйܵсܵкоܵй Феܵдеܵраܵцܵиܵи гоܵсуܵдаܵрܵстܵвеܵнܵное реܵгуܵлܵиܵроܵваܵнܵие;
2) вܵыܵяܵвܵлеܵно и обоܵсܵноܵваܵно то, что Роܵсܵсܵиܵя иܵзоܵлܵиܵроܵваܵна от участܵиܵя в
раܵзܵработܵке ноܵвܵых пܵраܵвܵиܵл меܵжܵдуܵнаܵроܵдܵноܵй тоܵрܵгоܵвܵлܵи;
3) предложены мероприятия по оптимизации таможенного
администрирования.
Сближение Российской Федерации с государствами, входящими в
Евразийский экономический союз представляет собой одно из приоритетных
направлений внешней политики России. Российская Федерация, Республика
Беларусь и Республика Казахстан, Республика Армения, Кыргызская
Республика тесно взаимодействуют по ряду стратегических направлений, в
первую очередь в экономической сфере, что находит отражение в
международно-правовых актах, принимаемых под эгидой ЕАЭС.
В 2015 год объем собранных таможенных платежей был ниже
показателя предыдущего года, тем не менее, сбор превысил плановые
показатели к середине года, и план был скорректирован.При этом,
основными факторами, повлиявшими на результат, были изменения в
ставках пошлин, как ввозных, так и вывозных, а также изменения структуры
и стоимости экспорта и импорта. Наибольший объем платежей пришелся на
таможенные органы Центрального таможенного управления. Таможенные
органы, часто отмечали, что подобные результаты были достигнуты
благодаря хорошему администрированию, использованию электронного
декларирования и предварительного информирования, активной
правоохранительной деятельности.
Государство играет важную роль в обеспечении нормального
функционирования любой современной экономической системы. Выполняя
экономические функции, преследует и собственные публичные интересы:
эффективное управление государственной собственностью; обеспечение
качества и безопасности товаров, работ, услуг; стремление к интеграции
экономики России в мировую экономику.
В рамках вступления в ВТО видны активные попытки защиты
отечественного производителя со стороны РФ, в качестве введения
утилизационного сбора на ввезенные иностранные автомобили.53
Условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта
постоянно ухудшаются и в настоящее время против России применяется
более 90 мер дискриминационного характера, общий прямой ущерб от
которых оценивается в 3-4 млрд. долл. Доступ на рынки становится
проблемой экономической безопасности страны. Россия изолирована от
участия в разработке новых правил международной торговли. Ее интересы в
этой работе не учитываются, в результате приняты решения, ставящие под
угрозу стратегические интересы страны. И у России есть возможность
принимать участие в выработке новых правил международной торговли, с
учетом ее текущих и стратегических интересов. Законодательство России
противоречиво и непоследовательно, подвержено непредсказуемым
изменениям. Это существенно препятствует нормальному развитию
экономической деятельности, привлечению капиталовложений. Участие в
ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства,
основанного на многосторонних нормах. Само по себе оно существенно
повышает привлекательность государства для иностранных инвестиций.
Также, субъекты Федерации часто применяют меры, препятствующие
нормальным экономическим обменам. В соответствии с нормами ВТО,
участник должен привести все свое законодательство, в том числе на
региональном уровне, в соответствие с общими и специфическими
обязательствами России. Помимо этого, таможенная политика России, как и
политика регулирования доступа на рынок, запутана и противоречива, а
участие в ВТО подчинит политику регулирования доступа на рынок строгим
правилам.
Россия лишится возможности защиты товаропроизводителей, так как
тариф будет связан и субсидии ограничены, Россия будет вынуждена
открыть ключевые рынки услуг, в том числе финансовых, что нанесет ущерб
ее национальным интересам. Также, Россия потеряет возможность
принимать те законы, которые она хочет, и проводить суверенную
экономическую политику. Участие в ВТО приведет к росту расходов54
федерального бюджета. Еще что немаловажно, участие в ВТО потребует
серьезных изменений в работе Правительства, а точнее речь идет о решении
достаточно непростой задачи подготовки квалифицированных госслужащих.
Конечно, все эти проблемы решаемы, а некоторые из них даже путем
переговоров, если оценивать ситуацию объективно. Аналитические
показатели могут быть подтверждены только практическими данными.
Россия сможет приспособиться к новым условиям и в рамках ВТО достичь
большого потенциала для развития страны и поступления бюджет доходов
от таможенных платежей.
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к
Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015). URL: Официальный интернет – портал
правовой информации http://www.consultant.ru, 12.05.2015 (дата обращения
12.03.2016);
2. Решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об
Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных
деклараций» (вместе с «Инструкцией о порядке заполнения декларации на
товары») (ред. от 01.09.2015). URL: Официальный интернет – портал
правовой информации http://www.consultant.ru, 12.05.2015 (дата обращения
20.05.2016);
3. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от
13.07.2015) URL: Официальный интернет – портал правовой информации
http://www.consultant.ru, 12.05.2015 (дата обращения 19.04.2016);
4. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном
регулировании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
19.10.2015) (ред. от 13.07.2015). URL: Официальный интернет – портал
правовой информации http://www.consultant.ru, 12.05.2015 (дата обращения
17.04.2016);
5. Федеральный закон от 03.10.2014 № 279-ФЗ «О ратификации
Договора о Евразийском экономическом союзе». URL: Официальный
интернет – портал правовой информации http://www.consultant.ru,
12.05.2015 (дата обращения 14.04.2016);
6. Постановление Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О
ставках таможенных сборов за таможенные операции» (ред. от 12.12.2012).56
URL: Официальный интернет – портал правовой информации
http://www.consultant.ru, 12.05.2015 (дата обращения 18.05.2016);
7. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «Об
утверждении Стратегии развития таможенной службы Российской
Федерации до 2020 года» (ред .от 15.04.2014). URL: Официальный интернет
– портал правовой информации http://www.consultant.ru, 11.06.2014 (дата
обращения 19.03.2016);
8. Приказ Минфина России от 07.07.2010 № 69 н «Об утверждении
формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную
стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской
Федерации с территории государств – членов Таможенного союза и Порядка
ее заполнения». URL: Официальный интернет – портал правовой
информации http://www.consultant.ru, 12.05.2015 (дата обращения
18.05.2016);
Учебники и учебные пособия
9. Андриашин Х.А. Таможенное право: учебник. – М., 2010. – 368
с. – ISBN 978-5-9916-1214-2;
10. Ауелбаев Б.А., Кушкумбаев С.К., Сыроежкин К.Л., Додонов В.
Ю. Центральная Азия – 2020 четыре стратегических концепта:
аналитический доклад. – М., 2015. – 251 с. – ISBN 935-6-9479-1510-1;
11. Бердина М.Ю., Даюб А.В., Кузьмова Ю.С. Регулирование
внешнеэкономической деятельности. – М., 2011. – 201 c. – ISBN 235-6-9779-
1017-1;
12. Булатов А.С., Мировая экономика и международные
экономические отношения. – М., 2013. – 296 с. – ISBN 346-7-9875-1218-4.
13. Евразийский интеграционный проект: эффекты и проблемы
реализации (научный доклад) / под общей ред. С.П. Глинкиной. М., 2013. –
392 с. – ISBN 923-0-9239-2618-2;
14. Примаков Е.М. Россия. Надежды и тревоги. – М., 2015. – 224 с. –
ISBN 463-78-9079-1084-1;57
15. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения. –
М., 2013. – 345 с. – ISBN 450-7-9409-9754-5;
16. Смитиенко Б.М. Внешнеэкономическая деятельность. – М., 2015.
– 394 с. – ISBN 850-3-8499-9244-2;
17. Таможенное дело: учебник / под ред. Н.Д. Эриашвили. – М., 2011.
– 375 с. – ISBN: 978-5-9984-0359-0;
18. Халипов С.В., Таможенное право: учебник. - 5-е изд., перераб. и
доп. – М., 2011. - 396 с. – ISBN 978-5-9940-0486-9;
19. Шабров О. Ф. Политическая власть, ее эффективность и
легитимность // Политология: учебник / отв. ред. В. С. Комаровский. – М.,
2012. – 534 с. – ISBN 972-6-9822-6489-3;
Статьи
20. Алгулиев Р.М., Махмудов Р.Ш. Вопросы трансформации
рыночноый экономики в информационном обществе // Вестник института
экономики РАН. – 2014. – № 6. – С. 100;
21. Аносова Л.А. Экономическая интеграция в современном мире и
экономический регионализм. – 2014. – № 3. – С. 8;
22. Аристархова М.Н. Формирование механизма предупредительного
выявления «фирм-однодневок» // Экономика. Налоги. Право. – 2014. – № 3. –
С. 103;
23. Бакаева О.Ю. Управление качеством таможенных услуг на
современном этапе // Вестник Российской таможенной академии. – 2012. –
№ 1. – С. 77;
24. Барамзин С.В. Совершенствование состава критериев оценки
работы таможенных органов // Вестник Российской таможенной академии. –
2011. – № 2. – С. 10;
25. Брыкин А. Важность обратных связей государственного
управления // Экономист. – 2010. – № 11. – С. 11;
26. Бублик В.А. Таможенный союз - первый шаг к глобальной
Евразии // Рос. право: образование, практика, наука. – 2010. – № 2. – С. 12;58
27. Бурмистров В.Н. Внешнеэкономическая политика России:
современное состоянии и основные направления оптимизации // Российский
внешнеэкономический вестник. – 2015. – № 7. – С. 61;
28. Вечканов Г. Внешняя торговля России: структура и тенденции //
Экономист. – 2015. – № 9. – С. 43;
29. Воронина Т.В. Интеграция и дезинтеграция как проявление
внутренних противоречий интеграционной системы // Terra Economicus. –
2016. – № 2. – С. 123;
30. Долгов С.И. Развитие процесса глобализации и деятельность
ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. – 2015. – № 8. – С. 11;
31. Ершов М. Мировая экономика: перспективы и препятствия для
восстановления // Вопросы экономики. – 2015. – № 12. – С. 83;
32. Иванова О.Б., Финансовый аспект таможенно-тарифного
регулирования внешнеэкономической деятельности в России в условиях
углубления интеграционных процессов // Финансовые исследования. – 2014.
– № 4. – С. 40;
33. Ивин В.В. Направления развития таможенного
администрирования в контексте создания Таможенного союза // Российский
внешнеэкономический вестник. – 2015. – № 6. – С. 52;
34. Кадочников П.А., Пташкина М.Г. О необходимости изменений в
системе тарифных преференций ЕАЭС // Российский экономический
журнал. – 2015. – № 6. – С. 9;
35. Козырин А.Н. Международные договоры и национальное
законодательство в правовом механизме Таможенного союза ЕАЭС //
Реформы и право. – 2015. – № 2. – С. 36;
36. Колесников Г.Г. Таможенные услуги как результат
взаимодействия частного и публичного в таможенном законодательстве //
Вопросы экономики и права. – 2015. – № 2. – С. 47;