Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования элементов сенсорного 6 маркетинга
1.1. Теоретические основы становления сенсорного маркетинга 6
1.2. Сущность арома-маркетинга в системе управления продаж 11
1.3. Методы оценки эффективности арома-маркетинга 17
Глава 2. Практические аспекты внедрения элементов арома-маркетинга в ООО «Ашан»
2.1. Анализ финансово-экономической деятельности ООО «Ашан» 22
2.2. Анализ готовности ООО «Ашан» к внедрению арома-маркетинга 34
Глава 3. Разработка рекомендаций по внедрению арома-маркетинга в ООО «Ашан»
3.1. Мероприятия по внедрению арома-маркетинга в ООО «Ашан» 44
3.2. Оценка эффективности рекомендаций по внедрению арома-
маркетинга в ООО «Ашан»
Заключение 62
Список использованных источников 66
Приложение
Стремительные изменения в розничной торговле предъявляет новые требования к магазинам и его владельцам. Остро стоит вопрос о привлечении потенциального покупателя. Стандартная реклама, когда информация о продукте потребителю преподносится с телеэкранов, щитов или со страниц журналов, уже не приносит желаемого результата. Поэтому производители товаров и услуг ищут другие методы воздействия на человека, способные обойти рациональные фильтры и барьеры, потребительский скептицизм, и обратиться прямо к подсознанию[4,с.10].
Аромамаркетинг является новым эффективным способом управлением поведением и ощущениями клиента. Работа в области формирования аромастиля должна быть системной, опираться на специфические знания, использовать специальные инструменты и подходы.
Благодаря грамотной организованной ароматизации в торговых залах магазинов можно[6,с.126]:
а) заметно выделить магазин на фоне других конкурирующих торговых точек;
б) повысить статусность торгового заведения;
в) создать особую обстановку в зале;
г) мотивировать импульсные приобретения, повторные посещения;
д) продлить время нахождения посетителей в торговом зале и увеличить шансы на покупки;
е) увеличить сумму средней покупки;
ж) привлечь внимание к акциям, презентациям.
Аромамаркетинг позволяет решить следующие задачи:
а) улучшить имидж своего заведения;
б) в положительном ключе запомниться клиентам среди конкурентов;
в) перебить неприятные запахи, если таковые имеются;
г) увеличить процент продаж;
д) спровоцировать покупателей на неожиданную покупку.
Актуальность дипломной работы состоит в том, что бы внедрить аромамаркетинг в местах продаж повседневного спроса. Это решит многие вопросы магазина, включая лояльность потребителей, повышение среднего чека, а также усиления восприятия бренда компании.
Различные запахи способствуют созданию у людей определенного настроения, а приятные ароматы совершенствуют общее состояние. Одни запахи успокаивают, другие снимают усталость, а третьи — повышают концентрацию внимания и активизируют мыслительные процессы. Человеческое обоняние способно отличать множество различных запахов. Одной из основных особенностей аромамаркетинга считается тот факт, что он воздействует эффективнее любой рекламы, так как ее люди могут не замечать, пропускать или целенаправленно оставлять без внимания, а вкусный кофейный запах с нотами ванили незамеченным не останется. Бессознательно человеку захочется войти в то место, где так сладко благоухает ванильным кофейным напитком [7,с. 66].
В соответствии с заключениям специалистов аромамаркетинг способен не просто заинтересовывать покупателей, но и практически принуждать потребителей оставаться в торговых площадях, а кроме того создавать прочную ассоциативную взаимосвязь конкретного аромата с определенным брендом. Преимущество ко всему, приятные запахи могут спрятать нехорошие запахи. Аромамаркетинг показан несколькими направлениями, которые употребляются в отрасли реализации продуктов и услуг.
В России аромамаркетинг появился недавно. Методы использования аромамаркетинга проглядываются в считаном числе компаний, что наглядно показывает отсутствие объемного количества информации по данному вопросу[10,с.12].
Суть проблемы в том, что в городе Казань сравнительно малое число компаний, которые используют, изучают, и внедряют аромамаркетинг.
Целью дипломной работы является - изучение теоретических аспектов формирования арома-маркетинга и его применения в местах продаж товаров повседневного спроса, а также разработка рекомендаций по внедрению аромамаркетинга в ООО «Ашан».
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
а) определить теоретический аспекты сенситивного маркетинга и сущность арома-маркетинга;
б) выявить анализ готовности ООО «Ашан» к внедрению инструментов арома-маркетинга;
в) предложить мероприятия по внедрению данного типа маркетинга;
г) рассчитать оценку эффективности рекомендаций по внедрению аромамаркетинга.
Объектом исследования является - ООО «Ашан».
Предметом исследования является система отношений формирующих процесс внедрения элементов арома-маркетинга в места продаж товаров повседневного спроса.
В первом разделе рассматриваются инновационные способы коммуникации с потребителем; теоретические аспекты и технологии сенситивного маркетинга; сущность аромамаркетинга в системе потребительских решений.
Во втором разделе дается краткая характеристика гипермаркета «Ашан»; анализ готовности магазина к внедрению арома-маркетинга.
В третьем разделе разработаны рекомендации по внедрению аромамаркетинга в ООО «Ашан»; представлена оценка эффективности предложенных мероприятий.
В дипломной работе были использованы такие методы как: теоретический анализ, анализ научной литературы, дегустация и опрос потребителей.
В ходе проведения исследования в рамках темы нашей работы были сделаны следующие выводы:
а) современная экономическая модель существует и выживает благодаря более тонким и глубоким способам воздействия на разум клиента. Для большей эффективности в реализации товаров или услуг необходимо касаться более глубоких отделов восприятия клиента-слуха, обоняния, зрения, делать ставку на неосязаемые вещи, которые бессознательно фиксируются в памяти[38].
Сенситивный маркетинг - это инструмент маркетинга, который пробуждает в человеке желание совершить покупку бессознательно, управляя и влияя на его обоняние, осязание, вкусы и визуальное восприятие [ 11,с.136].
В данной дипломной работе мы рассматриваем технологию внедрения ароматов в местах продаж, а так же устранения неприятных запахов, которые способствуют на показатели финансовой деятельности компании;
б) в ходе работы рассматривался анализ готовности гипермаркета «Ашан» к внедрению метода аромамаркетинга. На данном этапе остро стоит вопрос о решении внедрения данного типа маркетинга, выявление проблем его использования и изменение экономических показателей магазина.
В ходе анализа выяснилась потребность гипермаркета в использовании аромамаркетинга. С одной стороны для привлечения покупателей и увеличения среднего чека, с другой, для устранения неприятного запаха и придания привлекательного аромата в конкретных отделах;
в) по нашим наблюдениям опираясь на результаты анкетирования на текущий момент времени гипермаркет «Ашан» нуждается в устранении неприятного запаха из отдела кормов для домашних животных, т. к. в срезе показателей не у каждого дома есть животные. Потребитель, не имеющий в обиходе питомцев, стремится поскорее покинуть данную торговую зону, хотя соседними отделами являются товары домашнего быта. Клиент дезориентирован отрицательным запахом, вследствие, чего направляет внимание на более нужные ему товары;
г) результаты, полученные после анкетирования: в отделе товаров для животных из 50 опрошенных запах почувствовали 45 человек (90%) из них:
- раздражает 34(75,5%);
- привлекает 11(24,4%).
Почти 76% были недовольны запахом. Такую проблему можно решить с помощью нейтрализации запаха в помещении.
В отделе свежей рыбы и товаров на вес из 50 опрашиваемых респондентов ощутили запах 48 человек (96%):
- раздражает 46 (95,8%);
- привлекает 2 (4,16%).
Наблюдается такая же ситуация, как и в отделе для кормов. Отдел товара на вес требует повышенного внимания.
На вопрос, «Какой аромат Вы предпочитаете?», ответили более 80 человек. Данный опрос выявил наиболее предпочтительные ароматы:
- легкие и ароматы свежести (запах леса, дождя, скошенной травы);
- сладкие и приторные ароматы (шоколад, мандарин, корица, сладкая выпечка, пряности);
- терпкие ароматы (бензин, автомобиль, кожаная куртка, краски,синтетика, сигареты).
Широкий охват получили сладкие и приторные ароматы. Запах выпечки и сладостей наиболее близок покупателю, так как данные виды вызывают аппетит.
Также для выявления, нежеланного аромата, было предложено следующее анкетирование, которое показало из 100 опрошенных потребителей:
- цветочный - 33%;
- кофейный - 38%;
- экзотические фрукты - 29%.
Позицию отталкивающего аромата занимает кофе (38%). Неожиданный результат, полученный от потребителя, заставил пересмотреть понятие о данном аромате. Предпочтительным оказался экзотический фрукт (29%).
Для того, чтобы определить, какой из экзотических фруктов следует использовать в аромамаркетинге, гипермаркет провел дегустацию чая с добавками фруктов. Результаты дегустации из 121 опрошенных:
- цитрусовая свежесть 34 (28%);
- лемонграсс 54 (44,6%);
- тутти - фрути с добавлением лайма 33 (27,27%).
Данный аромат можно использовать в отделе товаров на вес, что позволит привлечь внимание покупателей своим экзотическим ароматом.
Для того чтобы решить, какой аромат использовать в отделе свежей рыбы, применили дополнительное анкетирование, опросив 121 покупателей, для получения максимально равного результата с результатами дегустации.
Получили следующее:
- душистый укроп 60 (49,5%);
- лесная ель 40 (33%);
- морской бриз 20 (16,5%).
После анализа результатов, можно разрешить вопрос о нейтрализации запаха в отделе рыбы и заполнить помещение всем известным ароматом душистого укропа, что позволит покупателя задержаться у прилавка на 20 минут дольше, чем обычно, либо привлечь иных покупателей, которые в принципе не воспринимают такой запах.
Осуществив расчеты внедрения комплекса арома-маркетинга, можно сделать вывод о том, что использование такого вида маркетингового мероприятия приведет к росту выручки на 4 364 659 рублей. Затраты составят не более чем на 428 400 рублей. Экономический эффект от внедрения мероприятия составит 4 111 259 рублей, а эффективность представит 116,5%. Затраты на мероприятия окупятся примерно через месяц.
Из выше написанного следует вывод, что аромат является мощным средством привлечения и удержания потребителя, а также современным инструментом борьбы на рынке за креативность, неожиданность и тонкую эстетику ведения маркетинга.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2014. -736с.
2. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ (последняя редакция)
Книги, монографии
3. Агафонова М. Н. Бухгалтерский учет в оптовой и розничной торговле и документооборот, 2014. -458 с.
4. Алешина И.В. Поведение потребителей. М.: Инфра-М, 2011. 294 с.
5. Анурин В. Маркетинговые исследования потребительского рынка. СПб.: Питер, 2010. 270 с.
6. Беквит Г. Четыре ключа к маркетингу услуг. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2009. 224 с.
7. Дрозд А.В. Аромамаркетинг. запахи, которые заставляют тратить деньги. В сборнике: Рекламный вектор -2015. С. 126-129.
8. Дыленова И.И., Любовникова Н.А. Аромамаркетинг как инструмент воздействия на человека. Москва: Книга экспериментального образования. 2010. № 4. 66-67 с.
9. Ершова Е.Ю. Аромамаркетинг как современный подход к продвижению товаров и услуг. Красноярск. 2017. Т. 6. № 3-2. 138-141 с.
10. Крамарева М.А. Аромамаркетинг как инновационный способ коммуникации с клиентом. Наука Европа: 2017. № 13-4 (13). 37-40 с.
11. Киселёв Б. Н., Дегтярёва В. В. Стратегические факторы успеха маркетинговых инноваций. М.: Инфра-М, 2014. 290 с.
12. Козлова И.Н., Семеркова Л.Н. Аромамаркетинг - инструмент привлечения клиентов. Сборник книг: Креативный город Материалы V региональной научно-практической конференции. -2016. 48-52 с.
13. Крэнделл Рик. 1001 способ успешного маркетинга, даже если вы ненавидите продавать. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2014. 494 с.
14. 14. Ламбен Жан-Жак. Стратегический и операционный маркетинг. СПб.: Наука, 2012. 589 с.
15. Лебедева О.А. Маркетинговое исследование рынка. М.: Инфра-М, 2012. 210 с.
16. Лобанова И.С. Аромамаркетинг как эффективный способ
продвижения бренда. Сборник книг: стратегии нового времени сборник материалов IX научно-практической конференции. Российский университет дружбы народов. 2015. 137-141 с.
17. Лукина А.В. Маркетинг. М.: ФОРУМ, 2011. 240с.
18. Лыгина Н.И., Ляпина И.Р. Поведение потребителей. Аромамаркетинг. М.: Форум, 2012. 208с.
19. Макарова Т.Н. Изучение поведения потребителей. М.: Форум- Инфра-М, 2010. -245 с.
20. Манн И.Б. Программы лояльности. Маркетинг и Маркетинговые исследования. М.: Инфра-М, 2009. 113 с.
21. Маркелова И., Молчакова И. Нетрадиционные виды маркетинга. Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. М.: ИНФРА-М, 2012. 168с.
22. Мунттти А. Ю. Направления использования маркетинга в
инновационном развитии кооперативных организаций. М.: Издательско
торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. 560с.
23. Павленко Е. В. Аромамаркетинг. Сервис в России и за рубежом. М.: Форум, 2013. 99с.
24. Резник Г. А. Введение в маркетинг. М.: ИНФРА-М, 2012. 202 с.
25. .Слепова А.А. Аромамаркетинг как способ повышения
конкурентоспособности организации. Время науки. 2016. № 2 (26). 531-534 с.
26. Суворкин А.А, Шмаков Б.В. Аромамаркетинг как средство усиления конкурентоспособности. Научный учебник- 2015. 346-350 с.
27. Суслова С. Г. Аромамаркетинг как эффективный компонент сенсорного маркетинга. М.: Дело и Сервис, 2012. 396 с.
28. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка. М.: Финансы и статистика, 2011. 528 с.
29. Черчилль Г. Маркетинговые исследования. Спб.: Питер, 2010. 377 с.
30. Шевнин И.А., Михайлов А.В., Использование аромакологии в PR. М.: ИНФРА-М, 2013. 205 с.
31. Энджел Д.Ф. Поведение потребителей. Спб.: Питер Ком, 2011. 282 с.
Диссертации
32. Каленская Н.В., Мухадисова Р.Ф. Анализ методов воздействия на потребителей товаров повседневного спроса на основе аромамаркетинга и аудиомаркетинга: дис. доктор эконом. наук, аспирант: Каленская Наталья Валерьевна - Казань, 2017 - 10 с.
Печатная периодика
33. Герасименко М. Е. Аромамаркетинг: какие запахи поднимают продажи, а какие - наоборот / М. Е. Герасименко // «Генеральный директор». -2018. - №4- С. 56-59.
34. Куршакова М.Е., Неупокоева Ю.Н. Аромамаркетингзапахи, заставляющие тратить деньги / Куршакова М.Е., Неупокоева Ю.Н. // Потенциал Российской экономики и инновационные пути его реализации. - 2017. - 449 - 454.
Электронные ресурсы
35. Артеева А. Аромамаркетинг: запах, который продает [Электронный ресурс] /Артеева А. // Рубрика.-2015.- Режим доступа: http ://promoatlas .ru/zapah- kotorviv-prodaet/ru
36. Аскарова А. Что такое аромамаркетинг и аромадизайн? [Электронный ресурс] / Аскарова А. // Парфюмерная энциклопедия. - 2014. - Режим
доступа^ЦрвУ/агото.щ/ПЬгагу/еввауБ/с^о takoe aromamarketing i aromadizayn/ ru
37. Ашалян Г.А. Аромамаркетинг как инструмент воздействия на потребителя // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2015. № 3 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://agro.snauka.ru/2015/03/1846
38. Леконцева А. Трио для магазина: свет, звук и аромат. [Электронный ресурс] / Леконцева А. // Статьи для сайта.-2015.- Режим доступа: http://www.larom-vrn.ru/a34.html.ru
39. Леконцева А. Секретная кухня парфюмера. [Электронный ресурс] / Леконцева А. // Статьи для сайта. -2016. - Режим доступа: http://www.larom- vrn.ru/a8.html.ru
40. «Венсис». Аромамаркетинг. История развития направления. // Статьи о аромамаркетинге. 2015. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://vensys.ru/catalog/detail.php?ID=2627
41. ООО «Ашан» Официальный сайт компании. 2018. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.auchan.ru/ru/auchan for you
42. «ТоргФост». Аромат в торговле. Как подобрать запах для Вашего магазина [Электронный ресурс] / «ТоргФост» // Статья. - 2013. - Режим доступа: https://torgsoft.ua./articles/upravlenie-magazinom/aromat-v-torgovle/-kak- podobrat-zapax-vashego-magazina.html/ru.