Социальное развитие Швеции в контексте политики Евросоюза (1992-2015 гг.)
|
Введение 2
Глава I. Социально-политическая и экономическая обстановка в Швеции накануне вступления Швеции в Евросоюз 15
§1. Условия вхождения Швеции в Евросоюз 15
§2. Основные направления региональной политики роста 19
§3. Модели социально-экономического развития Европы и Швеции 28
Глава II. Основные направления интеграции социальной модели Швеции в Евросоюз 43
§ 1. Политика Швеции в области пенсионного обеспечения, здравоохранения и социального страхования 44
§2. Решение проблемы занятости и иммиграции, политика Швеции в области семьи 52
Глава III. Развитие социальной модели Швеции на современном этапе и её влияние на политику Евросоюза 64
§1.Политика Швеции в области занятости и прав женщин 64
§2. Решение Швеции проблем пьянства, проституции и наркомании 68
§3. Иммиграционная политика Швеции и Евросоюза 73
Заключение
Литература
Глава I. Социально-политическая и экономическая обстановка в Швеции накануне вступления Швеции в Евросоюз 15
§1. Условия вхождения Швеции в Евросоюз 15
§2. Основные направления региональной политики роста 19
§3. Модели социально-экономического развития Европы и Швеции 28
Глава II. Основные направления интеграции социальной модели Швеции в Евросоюз 43
§ 1. Политика Швеции в области пенсионного обеспечения, здравоохранения и социального страхования 44
§2. Решение проблемы занятости и иммиграции, политика Швеции в области семьи 52
Глава III. Развитие социальной модели Швеции на современном этапе и её влияние на политику Евросоюза 64
§1.Политика Швеции в области занятости и прав женщин 64
§2. Решение Швеции проблем пьянства, проституции и наркомании 68
§3. Иммиграционная политика Швеции и Евросоюза 73
Заключение
Литература
Двадцатый век немецкий социолог Ральф Дарендорф назвал «социал- демократическим веком». В прошлом столетии социал-демократическое движение на самом деле оказало сильное воздействие на формирование европейского общества. Шведская модель социализма, появившаяся в 1930-е годы, показала свою жизнеспособность и способность гибко реагировать на резкие колебания экономической конъюнктуры и политические катаклизмы, сотрясающие мир в XX веке. Ей удалось сформировать общество свободы, равенства, солидарности в вопросах труда и капитала. Однако в конце XX века для социал-демократии большинства стран, в том числе Швеции, наступил кризис. Проблемы, которые воздействовали и до сих воздействуют на Швецию, дали основание некоторым исследователям прогнозировать даже ее закат.
С изменением политической, геополитической, экономической конъюнктуры в 1990-е годы, связанным с окончанием Холодной войны, падением Берлинской стены и распадом СССР, происходит официальное объединение Европы. К этому объединению присоединилась и Швеция. Принимая условия вхождения в зону Евросоюза, требовалась корректировка шведской модели развития.
С усилением глобализационных процессов в XXI веке растет интеграция между странами в сфере экономики, политики, культуры. Все больше стран стремятся войти в различные международные организации, союзы стран для получения определенных выгод, усиления своих национальных компаний в конкурентной борьбе. Одним из примеров такой интеграции является вступление Швеции в Европейский союз. Являясь различными моделями социальной организации, интересным становится процесс интеграции «шведской модели» в рамки Европейского союза. В этой связи остается множество неизученных моментов того, какие изменения происходили в Швеции после ее вступления в Евросоюз в 1995 году.
Усиление неравенства, вызванное конкурентной борьбой, еще больше толкает Европу к политике сплочения, солидарности, что доказывает появление таких институтов Европы, как Фонд сплочения, Фонд преодоления последствий глобализации, был создан комитет по социальной защите. Принимаются программы содействия развитию граждан, такие как Программа коммунитарного действия, Программа Леонардо да Винчи (в области образования).
Мировой финансовый кризис 2008 года привел Европу к замене прошлой Лиссабонской стратегии развития на новую - «Европа 2020». Фактически стратегия «Европа-2020» раскрывает новую европейскую социальноэкономическую концепцию XXI века. Стратегия подчеркивает важность экономического роста, основанного на знаниях и инновациях, бережного отношения к природе, и огромное внимание уделено проблемам социального характера: 75% населения в возрасте от 20 лет до 64 лет должны быть трудоустроены; 3% ВВП ЕС должно быть инвестировано в исследования и разработки; достижение целей энергетической политики и политики по поводу изменения климата (включая 30%-ное снижение загрязнения окружающей среды); доля учеников, бросивших школы, не должна превышать 10%; не менее 40% молодежи должны иметь высшее образование; сокращение числа людей,находящихся в опасности оказаться за чертой бедности, на 20 млн.
В такой обстановке социал-демократия смогла выжить и более или менее успешно адаптироваться к новым условиям. Чем был вызван кризис шведской социал-демократии, какими способами ее представители его преодолевали, и каким изменениям в ходе этого процесса пришлось подвергнуться - данные вопросы делают эту тему актуальной в данное время.
Объектом исследования является социально-экономическое и политическое развитие Швеции во второй половине XX - начале XXI столетия.
Новая европейская стратегия «Европа 2020» [Электронный ресурс], URL: http://eulaw.ru/content/307 (дата обращения 25.05.18, доступ - свободный)
Предмет исследования - процесс интеграции социальной модели Швеции в Евросоюз.
Хронологическими рамками исследования является период с 1992. по 2015 годы. Нижняя рамка связана с подписанием Маастрихтского договора, который положил начало Европейскому союзу. Верхняя рамка связана с кульминацией европейского миграционного кризиса, когда беженцы из стран Северной Африки, Ближнего Востока заполонили Европейский союз, в том числе Швецию, которая является страной-лидером по количеству принятых беженцев.
Географические рамки включают в себя Европейский союз, но особое внимание уделено Швеции как территории, на которой происходила интеграция социальной политики Евросоюза и Швеции.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить основные характеристики интеграции социальной модели Швеции в Европейский союз.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. определить социально-политическую обстановку в Швеции перед вступлением в Евросоюз;
2. выявить основные причины вступления в ЕС Швеции;
3. раскрыть особенности интеграции Швеции в Евросоюз;
4. проанализировать социальную политику Швеции в данный период;
5. обосновать современное состояние социальной модели Швеции в рамках Евросоюза.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Теоретической базой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами европейской интеграции и социальной политики. Наряду с диссертациями было использовано множество монографий по сходной тематике.
Методологической базой исследования является принцип историзма, который прослеживается во всей структуре работы, а также были использованы историко-генетический, историко-сравнительный и историкотипологический методы исторического исследования.
Историко-генетический метод прослеживается в структуре и содержании всей работы. Перед вступлением Швеции в ЕС, внутренняя политика Швеции испытывала изменения, которые были связаны с множеством факторов. Для того, чтобы проследить за процессом вступления Швеции в ЕС, необходимо было выявить внутриполитическую обстановку в стране. Таким образом, стало возможным выяснить причины, которые побудили Швецию вступить в Евросоюз. Затем следовало изучить характер развития социальной модели государства Швеции в период с 1995 по 2015 гг. в контексте Евросоюза, выяснить какие изменения происходили в этот промежуток времени, оценить степень взаимовлияния. Наконец, выявить особенности интеграции шведской модели социализма в европейские структуры, определить изменения, которые претерпела шведская модель и что она представляет собой в настоящее время.
Историко-сравнительный метод помог достичь понимания особенностей возникновения, проведения и формирования социальной модели государства. Данный метод хорошо отражает специфику социальной организации Швеции в рамках ЕС. Пользуясь историко-сравнительным методом, приходилось оценивать государственное устройство, политические партии, степень проведения социальной политики, ее значимость и развитие. Весьма полезным оказался данный метод в сравнении законодательства Швеции по определенным вопросам с законодательством Евросоюза. Удалось выявить сходства и различия европейской и шведской социальной политики.
Без использования историко-типологического метода в данной работе нельзя было обойтись. Данный метод является некой основой исследования, которая помогает автору достичь цели в этой работе. Начиная исследование, пришлось выявить некоторую гипотезу, типологию, сделать прогноз, найти вектор движения истории и проходящих в этот период процессов. В данном случае нахождение вектора развития Швеции в контексте Евросоюза в области социальной политики заключается в том, чтобы оценив прошлое развитие Швеции, можно было описать процессы, проходящие в настоящее время.
Степень изученности проблемы. Несмотря на изученность подобной тематики в зарубежной и отечественной исторической, политологической, социологической и экономической литературе, не было работы, посвященной историческому исследованию данной проблематики. Среди наиболее значимых работ по смежной тематике можно отнести диссертационную работу Ведерниковой С. В. «Швеция и Европейский Союз: процесс приспособления к новым условиям развития интеграции» , работу Залывского М. Н. «Формирование единой социальной политики в условиях интеграции европейских государств». Однако данные ученые рассматривали шведскую модель с экономической точки зрения.
Имеются также интересные общие исследования по социальной политике Европейского союза: Еазетов В. И., Хоменко В. И. «Эволюция и реализация социальной политики Европейского Союза», Джавадова С.А., Еончарова В. Д. «Европейская социальная модель в новом социальном измерении», Осадчая И. «Европейская социал-демократия вновь у власти. Что изменилось?», Каргалова М.В., Егорова Е.Н. «Социальное изменение европейской интеграции», Сергеев А.Е. «Социальная политика Европейского союза на современном этапе: становление и развитие».
Некоторые российские учёные останавливают своё внимание на изучении отдельных направлений социальной политики. Например, Айзинова И. М. и Рябиченко А.В. изучали пенсионную систему Швеции. Большаков Е. А. «Роль модели государства всеобщего благоденствия в иммиграционной политике стран Скандинавии» рассматривал проблемы миграции.
Социальную политику государства исследовали: Гришанова О. С. в работе «Социальная политика государства: динамика развития и современные тенденции», Русаков В. М., Саранчин Ю. К. в статье «Социальное государство: кризис или закат?», Сидорина Т.Ю. в докладе «Социальная политика в условиях социального неравенства перспективы глобализации».
Следует назвать и авторов, работы которых посвящены анализу социального государства в Швеции в контексте проблемы развития государств Европы: «Северная Европа. Регион нового развития» под ред. Дерябина Ю.С., Антюшиной Н.М., Большаков Е. А. «Кризис модели государства всеобщего благоденствия на примере Норвегии, Дании, Швеции», Вартанова Е. Л. «Северная Европа: специфика интегративно-социокультурной модели
взаимодействия», «Социальная Европа в XXI веке» под ред. Каргаловой М.В., «Большая Европа: идеи, реальность, перспективы» под общ. ред. Еромыко Ал. А., Федорова В. П. и так далее.
Региональное развитие рассматривались в работе Бельянинова А. - «Региональная интеграция в условиях глобализации», в исследовании Фатеева В. С. «Местное самоуправление и региональная политика в Швеции». Первая работа посвящена региональной политике Европейского союза, а вторая Швеции.
Однако проблемы эволюции социальной политики в Швеции в контексте Евросоюза в этих работах специально не исследовались.
В зарубежной литературе концепции социального государства посвящена значительная исследовательская литература. Берг А. исследовал шведскую модель государства благосостояния. По его мнению, шведская модель, которая появилась в 1960-е годы, давно себя исчерпала, что можно говорить о новой ее форме. Экономисты Калмфорс Л., Форслунд А.,Хемстрём М. после проведения эксперимента в области занятости в 1990-е г. выяснили неэффективность борьбы правительства с безработицей путем субсидирования рабочих мест, поскольку не давало продолжительного положительного эффекта. Она снижала открытую безработицу, но снижала и постоянную занятость. Тепе Ф.Ф. в своей статье подробно описывал историю возникновения и существования шведской модели государства благосостояния. Как и многие другие исследователи, он выделял период 1990-х годов как период трудностей, которые повлияли на социально-экономические развитие страны. В результате этих событий государства благосостояния во всем мире ослабли, в том числе и Швеция. Гулд А.. в конце XX века написал работу, посвященную интеграции Швеции в ЕС, что он считал ошибочным решением. Беннульф М. и Холмберг С. исследовали влияние партии Зеленых на политическую конъюнктуру Швеции. Ларе X. подробно описал изменения, произошедшие после принятия новой пенсионной реформы в Швеции, и пришел к выводу, что она основана на политическом и экономическом компромиссе. Царушас Д. в своих работах большое значение уделял социал-демократии в условиях глобализации и международных отношений.
Научная новизна состоит в недостаточной изученности проблем интеграции различных стран с различными моделями развития в Евросоюз в отечественной исторической науке. В процессе исследования:
1. Определено внутреннее положение Швеции на пороге вступления Швеции в Евросоюз;
2. Проанализированы теории развития социального государства Швеции в конце ХХ-начале XXI века;
3. Изучена специфика развития Швеции как государства всеобщего благосостояния в условиях глобализации экономики;
4. Обоснованы изменения социального развития Швеции вследствие кризиса социал-демократов Швеции.
Обзор источников.
Источниковая база исследования представляет собой международные договоры, партийные документы, выступления премьер-министра Швеции, программа председательства Швеции в ЕС и так далее.
Источники можно разделить на следующие группы: 1) Международные договоры и правовые документы ЕС; 2) Конституция и государственные акты Швеции; 3) Программы политических партий Швеции; 4) Программы председательства Швеции в Европейском парламенте и отчеты Европейских саммитов; 5) Статистические данные.
В первую группу источников относятся Римский договор, Маастрихтский договор, Договор о функционировании Европейского союза, Амстердамский договор, Ниццкий договор, Лиссабонский договор, а также многочисленные поправки и протоколы к данным договорам. К этой же группе источников относится Европейская социальная хартия 1961 г., Хартия Европейского Союза об основных правах трудящихся 1989 г.
Ко второй группе источников можно отнести следующие документы. Во- первых, Конституцию Швеции 1974 г., коммунальное законодательство (реформы 1992 г.), пенсионное законодательство, законодательство в сфере здравоохранения, семьи и т.д.
Третья группа источников представляет собой программы политических партий Швеции, которые определяют направленность социальной политики Швеции. К этой группе относятся программы СДРПШ 1990 и 2001 гг.,
программы Шведских демократов 2003 и 2011 гг.
Четвертая группа источников представляет собой программы председательства Швеции в Европейском парламенте 2001 г., 2009 г. и отчеты о Европейских саммитах.
Статистические источники - это различные табличные данные, графики голосования в парламенте, результаты социальных опросов и так далее. Данный вид источников будет подкреплять выводы.
Обзор литературы. Литературу по данной тематике можно разделить на следующие группы: 1) Работы, посвященные экономическому, политическому и социальному развитию Европы; 2) Общие работы по социальной истории Швеции; 3) Работы, посвященные определенным аспектам шведской социальной политики; 4) Работы, посвященные истории и деятельности шведских партий.
К первой группе литературы можно отнести следующее. Например, к этой категории относится работа Сергеева А.Е. под названием «Социальная политика ЕС на современном этапе: становление и развитие». Данная статья дает прекрасное представление о развитии социальной политике ЕС, которая корнями уходит в 1960-е годы, когда ЕС только начал образовываться. Особое значение представляет новейшая работа по социальной истории Европы под под ред. Каргаловой М. В. «Социальная Европа в XXI веке». Данная работа представляет собой коллективный труд по проблемам социальной истории Европы в новейшее время. Большое место уделено формированию социальной модели Европы, усилению ее значения в европейской политике. В монографии под общей ред. Еромыко Ал. В. и Федорова В.П. «Большая Европа. Идеи, реальность, перспективы» социальной политике Евросоюза уделены главы 16 и 17, в которых говорится о новациях в социальной сфере, проблемам демографии, занятости, неравенства и путях их решения. Другим коллективным трудом по истории Европы является «Европейский союз в XXI веке. Время испытаний» под ред. Потемкиной О.Ю., который посвящен Европе после Лиссабонского договора 2001 года. В данной работе подводятся некоторые итоги социального развития Европы в период 2000-2010 гг
Ко второй группе литературы относятся следующее работы. Например, статья Лебедева А.С. «Истоки социального государства в Швеции» позволяет нам понять истоки строительства активной социальной политики в Швеции». Кандидатская диссертация Ведерниковой С.В. «Швеция и Европейский союз: процесс приспособления к новым условиям развития интеграции», относится к этой же группе, посвященная экономическому сближению Швеции и ЕС в конце XX - начале XXI вв. Морозов В.Е. написал замечательную работу под названием «Идеология шведской социал-демократии и европейская интеграция», раскрывающую сущность социальной политики в 1990-е годы и начавшие в ней изменения. «Социальная политика Швеции» под ред. Меллера А. дает представление о системе социального обеспечения Швеции. Она показывает, каким образом работает система, и на какие области направлена.
Третья группа литературы наиболее многочисленная и представляет собой работы зарубежных и российских авторов о социальной организации шведского государства. Большое внимание в этих исследованиях уделено проблемам пенсионного реформирования, проблемам рынка труда и состоянию социальной модели Швеции. Например, статья Калмфорс Л., Форслунд А. и Хемстрём М. «Активно ли работает ли политика рынок рабочей силы? Уроки, полученные в результате шведского опыта» (Does Active Labour Market Policy Work? Lessons From the Swedish Experiences) указывали на изменения рынка труда в Швеции в 1990-е годы. В связи с этим поменялась стратегия работы рынка рабочей силы, и авторы статьи пытаются дать ответ на вопрос о том, работает ли существующая система. В эту же группу можно отнести: статью Лебедева А. С «Модель Рене-Мейдера в контексте трансформации шведского «государства всеобщего благосостояния»», Кравченко Ж., Хорт С. «Коллективная солидарность или индивидуальная ответственность: теоретические подходы к анализу шведской модели политики благосостояния», Волков А.М. ««Шведский социализм» сегодня». Рябиченко А.В. в своей статье «Исторический обзор развития пенсионной системы Швеции» рассуждал о третьей реформе пенсий в Швеции, которая значительно изменило положение дел в данной сфере. Проследить изменения в области пенсионного реформирования нам поможет именно эта статья. Погодина А. С. исследовала миграционные процессы в Швеции, которые, как известно, в последние десятилетия значительно увеличились.
Четвертая группа литературы представляет собой работы, посвященные истории шведских партий, без которых тяжело себе представить современную Швецию и происходящие в ней изменения. Монография «Создавая социальную демократию. Сто лет Социал-демократической рабочей партии Швеции» под К. Мисчельда и др., посвященная столетнему юбилею партии СДРПШ, раскрывает историю образования, деятельность партии, а также происходившие в ней изменения. Изучение партии происходит путем анализа множества аспектов жизни шведского общества - в том числе, через борьбу между партиями на выборах. Рябиченко А.В. своей работе «Трансформация партийнополитической системы Швеции в конце XX - начале XXI века» разбирал подробно политическую систему Швеции, а именно, ее партийную часть, что имеет огромное значения для понимания данной тематики.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении дается основная информация о содержании работы. Первая глава повествует о социально-политической обстановке в Швеции в 1990-е годы. Особое значение для исследования имеет поиск причин вступления Швеции в Европейский союз, особенности социальной политики Евросоюза и Швеции. Вторая глава посвящена основным этапам интеграции социальной модели Швеции в Евросоюз. В ходе работы рассмотрено социальное законодательство Швеции и ЕС, сравнено развитие социальных политик Евросоюза и Швеции. Третья глава подводит итог влияния социального законодательства Швеции на деятельность Евросоюза, обозначает современное состояние социальной политики. Заключение представляет собой выводы по всей работе.
С изменением политической, геополитической, экономической конъюнктуры в 1990-е годы, связанным с окончанием Холодной войны, падением Берлинской стены и распадом СССР, происходит официальное объединение Европы. К этому объединению присоединилась и Швеция. Принимая условия вхождения в зону Евросоюза, требовалась корректировка шведской модели развития.
С усилением глобализационных процессов в XXI веке растет интеграция между странами в сфере экономики, политики, культуры. Все больше стран стремятся войти в различные международные организации, союзы стран для получения определенных выгод, усиления своих национальных компаний в конкурентной борьбе. Одним из примеров такой интеграции является вступление Швеции в Европейский союз. Являясь различными моделями социальной организации, интересным становится процесс интеграции «шведской модели» в рамки Европейского союза. В этой связи остается множество неизученных моментов того, какие изменения происходили в Швеции после ее вступления в Евросоюз в 1995 году.
Усиление неравенства, вызванное конкурентной борьбой, еще больше толкает Европу к политике сплочения, солидарности, что доказывает появление таких институтов Европы, как Фонд сплочения, Фонд преодоления последствий глобализации, был создан комитет по социальной защите. Принимаются программы содействия развитию граждан, такие как Программа коммунитарного действия, Программа Леонардо да Винчи (в области образования).
Мировой финансовый кризис 2008 года привел Европу к замене прошлой Лиссабонской стратегии развития на новую - «Европа 2020». Фактически стратегия «Европа-2020» раскрывает новую европейскую социальноэкономическую концепцию XXI века. Стратегия подчеркивает важность экономического роста, основанного на знаниях и инновациях, бережного отношения к природе, и огромное внимание уделено проблемам социального характера: 75% населения в возрасте от 20 лет до 64 лет должны быть трудоустроены; 3% ВВП ЕС должно быть инвестировано в исследования и разработки; достижение целей энергетической политики и политики по поводу изменения климата (включая 30%-ное снижение загрязнения окружающей среды); доля учеников, бросивших школы, не должна превышать 10%; не менее 40% молодежи должны иметь высшее образование; сокращение числа людей,находящихся в опасности оказаться за чертой бедности, на 20 млн.
В такой обстановке социал-демократия смогла выжить и более или менее успешно адаптироваться к новым условиям. Чем был вызван кризис шведской социал-демократии, какими способами ее представители его преодолевали, и каким изменениям в ходе этого процесса пришлось подвергнуться - данные вопросы делают эту тему актуальной в данное время.
Объектом исследования является социально-экономическое и политическое развитие Швеции во второй половине XX - начале XXI столетия.
Новая европейская стратегия «Европа 2020» [Электронный ресурс], URL: http://eulaw.ru/content/307 (дата обращения 25.05.18, доступ - свободный)
Предмет исследования - процесс интеграции социальной модели Швеции в Евросоюз.
Хронологическими рамками исследования является период с 1992. по 2015 годы. Нижняя рамка связана с подписанием Маастрихтского договора, который положил начало Европейскому союзу. Верхняя рамка связана с кульминацией европейского миграционного кризиса, когда беженцы из стран Северной Африки, Ближнего Востока заполонили Европейский союз, в том числе Швецию, которая является страной-лидером по количеству принятых беженцев.
Географические рамки включают в себя Европейский союз, но особое внимание уделено Швеции как территории, на которой происходила интеграция социальной политики Евросоюза и Швеции.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить основные характеристики интеграции социальной модели Швеции в Европейский союз.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. определить социально-политическую обстановку в Швеции перед вступлением в Евросоюз;
2. выявить основные причины вступления в ЕС Швеции;
3. раскрыть особенности интеграции Швеции в Евросоюз;
4. проанализировать социальную политику Швеции в данный период;
5. обосновать современное состояние социальной модели Швеции в рамках Евросоюза.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Теоретической базой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, занимающихся вопросами европейской интеграции и социальной политики. Наряду с диссертациями было использовано множество монографий по сходной тематике.
Методологической базой исследования является принцип историзма, который прослеживается во всей структуре работы, а также были использованы историко-генетический, историко-сравнительный и историкотипологический методы исторического исследования.
Историко-генетический метод прослеживается в структуре и содержании всей работы. Перед вступлением Швеции в ЕС, внутренняя политика Швеции испытывала изменения, которые были связаны с множеством факторов. Для того, чтобы проследить за процессом вступления Швеции в ЕС, необходимо было выявить внутриполитическую обстановку в стране. Таким образом, стало возможным выяснить причины, которые побудили Швецию вступить в Евросоюз. Затем следовало изучить характер развития социальной модели государства Швеции в период с 1995 по 2015 гг. в контексте Евросоюза, выяснить какие изменения происходили в этот промежуток времени, оценить степень взаимовлияния. Наконец, выявить особенности интеграции шведской модели социализма в европейские структуры, определить изменения, которые претерпела шведская модель и что она представляет собой в настоящее время.
Историко-сравнительный метод помог достичь понимания особенностей возникновения, проведения и формирования социальной модели государства. Данный метод хорошо отражает специфику социальной организации Швеции в рамках ЕС. Пользуясь историко-сравнительным методом, приходилось оценивать государственное устройство, политические партии, степень проведения социальной политики, ее значимость и развитие. Весьма полезным оказался данный метод в сравнении законодательства Швеции по определенным вопросам с законодательством Евросоюза. Удалось выявить сходства и различия европейской и шведской социальной политики.
Без использования историко-типологического метода в данной работе нельзя было обойтись. Данный метод является некой основой исследования, которая помогает автору достичь цели в этой работе. Начиная исследование, пришлось выявить некоторую гипотезу, типологию, сделать прогноз, найти вектор движения истории и проходящих в этот период процессов. В данном случае нахождение вектора развития Швеции в контексте Евросоюза в области социальной политики заключается в том, чтобы оценив прошлое развитие Швеции, можно было описать процессы, проходящие в настоящее время.
Степень изученности проблемы. Несмотря на изученность подобной тематики в зарубежной и отечественной исторической, политологической, социологической и экономической литературе, не было работы, посвященной историческому исследованию данной проблематики. Среди наиболее значимых работ по смежной тематике можно отнести диссертационную работу Ведерниковой С. В. «Швеция и Европейский Союз: процесс приспособления к новым условиям развития интеграции» , работу Залывского М. Н. «Формирование единой социальной политики в условиях интеграции европейских государств». Однако данные ученые рассматривали шведскую модель с экономической точки зрения.
Имеются также интересные общие исследования по социальной политике Европейского союза: Еазетов В. И., Хоменко В. И. «Эволюция и реализация социальной политики Европейского Союза», Джавадова С.А., Еончарова В. Д. «Европейская социальная модель в новом социальном измерении», Осадчая И. «Европейская социал-демократия вновь у власти. Что изменилось?», Каргалова М.В., Егорова Е.Н. «Социальное изменение европейской интеграции», Сергеев А.Е. «Социальная политика Европейского союза на современном этапе: становление и развитие».
Некоторые российские учёные останавливают своё внимание на изучении отдельных направлений социальной политики. Например, Айзинова И. М. и Рябиченко А.В. изучали пенсионную систему Швеции. Большаков Е. А. «Роль модели государства всеобщего благоденствия в иммиграционной политике стран Скандинавии» рассматривал проблемы миграции.
Социальную политику государства исследовали: Гришанова О. С. в работе «Социальная политика государства: динамика развития и современные тенденции», Русаков В. М., Саранчин Ю. К. в статье «Социальное государство: кризис или закат?», Сидорина Т.Ю. в докладе «Социальная политика в условиях социального неравенства перспективы глобализации».
Следует назвать и авторов, работы которых посвящены анализу социального государства в Швеции в контексте проблемы развития государств Европы: «Северная Европа. Регион нового развития» под ред. Дерябина Ю.С., Антюшиной Н.М., Большаков Е. А. «Кризис модели государства всеобщего благоденствия на примере Норвегии, Дании, Швеции», Вартанова Е. Л. «Северная Европа: специфика интегративно-социокультурной модели
взаимодействия», «Социальная Европа в XXI веке» под ред. Каргаловой М.В., «Большая Европа: идеи, реальность, перспективы» под общ. ред. Еромыко Ал. А., Федорова В. П. и так далее.
Региональное развитие рассматривались в работе Бельянинова А. - «Региональная интеграция в условиях глобализации», в исследовании Фатеева В. С. «Местное самоуправление и региональная политика в Швеции». Первая работа посвящена региональной политике Европейского союза, а вторая Швеции.
Однако проблемы эволюции социальной политики в Швеции в контексте Евросоюза в этих работах специально не исследовались.
В зарубежной литературе концепции социального государства посвящена значительная исследовательская литература. Берг А. исследовал шведскую модель государства благосостояния. По его мнению, шведская модель, которая появилась в 1960-е годы, давно себя исчерпала, что можно говорить о новой ее форме. Экономисты Калмфорс Л., Форслунд А.,Хемстрём М. после проведения эксперимента в области занятости в 1990-е г. выяснили неэффективность борьбы правительства с безработицей путем субсидирования рабочих мест, поскольку не давало продолжительного положительного эффекта. Она снижала открытую безработицу, но снижала и постоянную занятость. Тепе Ф.Ф. в своей статье подробно описывал историю возникновения и существования шведской модели государства благосостояния. Как и многие другие исследователи, он выделял период 1990-х годов как период трудностей, которые повлияли на социально-экономические развитие страны. В результате этих событий государства благосостояния во всем мире ослабли, в том числе и Швеция. Гулд А.. в конце XX века написал работу, посвященную интеграции Швеции в ЕС, что он считал ошибочным решением. Беннульф М. и Холмберг С. исследовали влияние партии Зеленых на политическую конъюнктуру Швеции. Ларе X. подробно описал изменения, произошедшие после принятия новой пенсионной реформы в Швеции, и пришел к выводу, что она основана на политическом и экономическом компромиссе. Царушас Д. в своих работах большое значение уделял социал-демократии в условиях глобализации и международных отношений.
Научная новизна состоит в недостаточной изученности проблем интеграции различных стран с различными моделями развития в Евросоюз в отечественной исторической науке. В процессе исследования:
1. Определено внутреннее положение Швеции на пороге вступления Швеции в Евросоюз;
2. Проанализированы теории развития социального государства Швеции в конце ХХ-начале XXI века;
3. Изучена специфика развития Швеции как государства всеобщего благосостояния в условиях глобализации экономики;
4. Обоснованы изменения социального развития Швеции вследствие кризиса социал-демократов Швеции.
Обзор источников.
Источниковая база исследования представляет собой международные договоры, партийные документы, выступления премьер-министра Швеции, программа председательства Швеции в ЕС и так далее.
Источники можно разделить на следующие группы: 1) Международные договоры и правовые документы ЕС; 2) Конституция и государственные акты Швеции; 3) Программы политических партий Швеции; 4) Программы председательства Швеции в Европейском парламенте и отчеты Европейских саммитов; 5) Статистические данные.
В первую группу источников относятся Римский договор, Маастрихтский договор, Договор о функционировании Европейского союза, Амстердамский договор, Ниццкий договор, Лиссабонский договор, а также многочисленные поправки и протоколы к данным договорам. К этой же группе источников относится Европейская социальная хартия 1961 г., Хартия Европейского Союза об основных правах трудящихся 1989 г.
Ко второй группе источников можно отнести следующие документы. Во- первых, Конституцию Швеции 1974 г., коммунальное законодательство (реформы 1992 г.), пенсионное законодательство, законодательство в сфере здравоохранения, семьи и т.д.
Третья группа источников представляет собой программы политических партий Швеции, которые определяют направленность социальной политики Швеции. К этой группе относятся программы СДРПШ 1990 и 2001 гг.,
программы Шведских демократов 2003 и 2011 гг.
Четвертая группа источников представляет собой программы председательства Швеции в Европейском парламенте 2001 г., 2009 г. и отчеты о Европейских саммитах.
Статистические источники - это различные табличные данные, графики голосования в парламенте, результаты социальных опросов и так далее. Данный вид источников будет подкреплять выводы.
Обзор литературы. Литературу по данной тематике можно разделить на следующие группы: 1) Работы, посвященные экономическому, политическому и социальному развитию Европы; 2) Общие работы по социальной истории Швеции; 3) Работы, посвященные определенным аспектам шведской социальной политики; 4) Работы, посвященные истории и деятельности шведских партий.
К первой группе литературы можно отнести следующее. Например, к этой категории относится работа Сергеева А.Е. под названием «Социальная политика ЕС на современном этапе: становление и развитие». Данная статья дает прекрасное представление о развитии социальной политике ЕС, которая корнями уходит в 1960-е годы, когда ЕС только начал образовываться. Особое значение представляет новейшая работа по социальной истории Европы под под ред. Каргаловой М. В. «Социальная Европа в XXI веке». Данная работа представляет собой коллективный труд по проблемам социальной истории Европы в новейшее время. Большое место уделено формированию социальной модели Европы, усилению ее значения в европейской политике. В монографии под общей ред. Еромыко Ал. В. и Федорова В.П. «Большая Европа. Идеи, реальность, перспективы» социальной политике Евросоюза уделены главы 16 и 17, в которых говорится о новациях в социальной сфере, проблемам демографии, занятости, неравенства и путях их решения. Другим коллективным трудом по истории Европы является «Европейский союз в XXI веке. Время испытаний» под ред. Потемкиной О.Ю., который посвящен Европе после Лиссабонского договора 2001 года. В данной работе подводятся некоторые итоги социального развития Европы в период 2000-2010 гг
Ко второй группе литературы относятся следующее работы. Например, статья Лебедева А.С. «Истоки социального государства в Швеции» позволяет нам понять истоки строительства активной социальной политики в Швеции». Кандидатская диссертация Ведерниковой С.В. «Швеция и Европейский союз: процесс приспособления к новым условиям развития интеграции», относится к этой же группе, посвященная экономическому сближению Швеции и ЕС в конце XX - начале XXI вв. Морозов В.Е. написал замечательную работу под названием «Идеология шведской социал-демократии и европейская интеграция», раскрывающую сущность социальной политики в 1990-е годы и начавшие в ней изменения. «Социальная политика Швеции» под ред. Меллера А. дает представление о системе социального обеспечения Швеции. Она показывает, каким образом работает система, и на какие области направлена.
Третья группа литературы наиболее многочисленная и представляет собой работы зарубежных и российских авторов о социальной организации шведского государства. Большое внимание в этих исследованиях уделено проблемам пенсионного реформирования, проблемам рынка труда и состоянию социальной модели Швеции. Например, статья Калмфорс Л., Форслунд А. и Хемстрём М. «Активно ли работает ли политика рынок рабочей силы? Уроки, полученные в результате шведского опыта» (Does Active Labour Market Policy Work? Lessons From the Swedish Experiences) указывали на изменения рынка труда в Швеции в 1990-е годы. В связи с этим поменялась стратегия работы рынка рабочей силы, и авторы статьи пытаются дать ответ на вопрос о том, работает ли существующая система. В эту же группу можно отнести: статью Лебедева А. С «Модель Рене-Мейдера в контексте трансформации шведского «государства всеобщего благосостояния»», Кравченко Ж., Хорт С. «Коллективная солидарность или индивидуальная ответственность: теоретические подходы к анализу шведской модели политики благосостояния», Волков А.М. ««Шведский социализм» сегодня». Рябиченко А.В. в своей статье «Исторический обзор развития пенсионной системы Швеции» рассуждал о третьей реформе пенсий в Швеции, которая значительно изменило положение дел в данной сфере. Проследить изменения в области пенсионного реформирования нам поможет именно эта статья. Погодина А. С. исследовала миграционные процессы в Швеции, которые, как известно, в последние десятилетия значительно увеличились.
Четвертая группа литературы представляет собой работы, посвященные истории шведских партий, без которых тяжело себе представить современную Швецию и происходящие в ней изменения. Монография «Создавая социальную демократию. Сто лет Социал-демократической рабочей партии Швеции» под К. Мисчельда и др., посвященная столетнему юбилею партии СДРПШ, раскрывает историю образования, деятельность партии, а также происходившие в ней изменения. Изучение партии происходит путем анализа множества аспектов жизни шведского общества - в том числе, через борьбу между партиями на выборах. Рябиченко А.В. своей работе «Трансформация партийнополитической системы Швеции в конце XX - начале XXI века» разбирал подробно политическую систему Швеции, а именно, ее партийную часть, что имеет огромное значения для понимания данной тематики.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении дается основная информация о содержании работы. Первая глава повествует о социально-политической обстановке в Швеции в 1990-е годы. Особое значение для исследования имеет поиск причин вступления Швеции в Европейский союз, особенности социальной политики Евросоюза и Швеции. Вторая глава посвящена основным этапам интеграции социальной модели Швеции в Евросоюз. В ходе работы рассмотрено социальное законодательство Швеции и ЕС, сравнено развитие социальных политик Евросоюза и Швеции. Третья глава подводит итог влияния социального законодательства Швеции на деятельность Евросоюза, обозначает современное состояние социальной политики. Заключение представляет собой выводы по всей работе.
Глобализация, интеграция, международная миграция - все это часть того исторического процесса, который охватил весь мир и Европу. Нельзя списывать негативные последствия, затронувшие социальную модель Швеции как результат на ее вступление в ЕС. Конечно, произошли некоторые изменения в законодательстве Швеции (Швеция постоянно участвует в работе Европейской комиссии, Совета Европы и т.д.), но они произошли в условиях духа времени, а не в силу определенных последствий, которые навязал ЕС Швеции. Поэтому происходившие изменения в Европе, в Швеции в частности - это причина исторического развития общемировых тенденций.
Среди причин вступления Швеции в Европейский союз можно выделить несколько. Во-первых, Швеция - страна с экспортно-ориентированной экономикой, для которой присуща зависимость от рынков сбыта своей высокотехнологичной продукции. Таким образом, Швеция не могла остаться в стороне от созданного в 1992 году нового союза европейских стран. Во-вторых, участие в ЕС приносило множество других выгод, таких как влияние на проведение общей европейской политики, получение субсидий, обсуждение социальных и экономических проблем в рамках союза. В-третьих, в результате референдума большинство шведов считало политику присоединения к ЕС правильным решением.
Социально-политический курс Швеции в этот период остался прежним, но претерпел кое-какие изменения. В частности, в конце XX века прошла реформа пенсионного обеспечения в условиях ухудшающейся демографической ситуации в стране. Система здравоохранения в прошлом была прерогативой государственного сектора, теперь же все чаще можно встретить частные клиники, которые могут предоставить более качественные услуги. Количество пособий для граждан государство стремится сократить. Часть этих пособий отдается мигрантам, беженцам, которым необходима первоначальная помощь в стране. Такие действия приводят к кризису власти, в результате чего теряется популярность правящей партии.
Особенностью интеграции Швеции в Евросоюз являлось сохранение собственной валютной единицы - шведской кроны. Согласно договору о присоединении к ЕС, Швеция была обязана ввести у себя в стране евро, что должно было соответствовать определенным критериям: уровню инфляции, дефициту бюджета по отношению к ВВП, правительственному долгу, членству в Экономическом и валютном союзе (ЭВС), долгосрочным процентным ставкам. На данный момент Швеция соответствует четырем из этих критериев, кроме членства в ЭВС. Другой особенностью интеграции Швеции в структуры Евросоюза являлось активное участие в жизни Европы, решении общеевропейских проблем, таким как занятость, экология, миграционный кризис, финансовая и гуманитарная помощь слаборазвитым территориям. Стоит отметить, что Швеция дважды занимала пост председателя Европейского совета: в 2001 и 2009 г. В ходе своего президентства Швеция старалась продвинуть свои идеи о повышении конкурентоспособности европейского рынка, привлечении инвестиций, повышении производительности труда и качества жизни, сокращении бедности.
Европейский союз - это уникальное образование. Впервые в истории образовалась подобная четкая структура, которая принимала столь активное участие в развитии почти целого континента. Введенное Жаком Делором «социальное измерение» в текст Европейского договора изменило ход исторического развития Европы.
Можно сказать, что создание Европейского союза привнесло множество благ, от которых страны ЕС не могут отказаться. Остаются нерешенными все те же социальные проблемы, как проблема бедности и богатства, занятости и безработицы, рождения и смертности. Наряду со старыми социальными проблемами появились и новые: проблемы национализма и ксенофобии, миграционного кризиса, информационной перегрузки, вирусов и эпидемий.
Говоря о проблемах миграции, часто бывало, что эти проблемы экономического характера были завуалированы этническими стереотипами, проблемами идентичности. Государство всеобщего благоденствия - это закрытый мир, своя особенная система, которая распределяет блага. Любое вторжение в эту систему может разрушить этот баланс. Оптимальной политикой решения проблем миграции является централизованная интеграция приезжих через рынок труда с сопутствующими интеграционными образовательными программами, в том числе и для местного населения, и четко продуманным планом расселения мигрантов. От успеха подобной политики зависит устойчивость и процветание экономической системы Швеции
О современном существовании шведской модели социального развития, сейчас уже идут споры. Кто-то считает, что шведской модели уже не существует, другие говорят о новой ее форме. Я поддерживаю точку зрения профессора экономической истории Лундского Университета Швеции Маурисия Рохаса, который в своей работе, посвященной новой шведской модели социально-экономического развития говорит о том, что от решения экономических проблем зависит будущее существования шведского государства благосостояния . Следовательно, по моему мнению, учитывая тот факт, что в современном мире капиталистическая экономика испытывает кризис, хочу сказать, что шведская модель социализма существует в той мере, в какой ей это возможно. Поскольку XXI век развивается в сторону увеличения социальных благ, следовательно, шведская модель социализма будет существовать и в дальнейшем. А пока что стоит говорить о новом ее историческом этапе, как модели для усовершенствования.
Таким образом, вступление Швеции в ЕС отразилось на ее социальной политике. Более того, социальная политика Евросоюза изменилась под воздействием Швеции. Однако, пока что еще сложно говорить о том, улучшает ли вступление содержание социальной политики в самой Швеции. Сейчас мы видим, что Швеция многое привнесла в Европу, используя собственный опыт социальной организации, как один из наиболее успешных.
Сложности и экономический кризис, которые случились со Швецией в 1990-е годы, затем в 2000-е и миграционный кризис 2010-х годов подчеркивают тот факт, что вступление Швеции в ЕС меняет политику государства, поскольку, будучи членом союза, ей приходится выполнять определенные договоренности. Вместе с тем за это время изменилась внутриполитическая обстановка в Швеции. Изменения, которые произошли со Швецией в этот почти тридцатилетний период, являются действием как внешних сил, так и внутриполитической обстановки в Швеции, а вовсе не только следствием вступления Швеции в Европейский союз.
Среди причин вступления Швеции в Европейский союз можно выделить несколько. Во-первых, Швеция - страна с экспортно-ориентированной экономикой, для которой присуща зависимость от рынков сбыта своей высокотехнологичной продукции. Таким образом, Швеция не могла остаться в стороне от созданного в 1992 году нового союза европейских стран. Во-вторых, участие в ЕС приносило множество других выгод, таких как влияние на проведение общей европейской политики, получение субсидий, обсуждение социальных и экономических проблем в рамках союза. В-третьих, в результате референдума большинство шведов считало политику присоединения к ЕС правильным решением.
Социально-политический курс Швеции в этот период остался прежним, но претерпел кое-какие изменения. В частности, в конце XX века прошла реформа пенсионного обеспечения в условиях ухудшающейся демографической ситуации в стране. Система здравоохранения в прошлом была прерогативой государственного сектора, теперь же все чаще можно встретить частные клиники, которые могут предоставить более качественные услуги. Количество пособий для граждан государство стремится сократить. Часть этих пособий отдается мигрантам, беженцам, которым необходима первоначальная помощь в стране. Такие действия приводят к кризису власти, в результате чего теряется популярность правящей партии.
Особенностью интеграции Швеции в Евросоюз являлось сохранение собственной валютной единицы - шведской кроны. Согласно договору о присоединении к ЕС, Швеция была обязана ввести у себя в стране евро, что должно было соответствовать определенным критериям: уровню инфляции, дефициту бюджета по отношению к ВВП, правительственному долгу, членству в Экономическом и валютном союзе (ЭВС), долгосрочным процентным ставкам. На данный момент Швеция соответствует четырем из этих критериев, кроме членства в ЭВС. Другой особенностью интеграции Швеции в структуры Евросоюза являлось активное участие в жизни Европы, решении общеевропейских проблем, таким как занятость, экология, миграционный кризис, финансовая и гуманитарная помощь слаборазвитым территориям. Стоит отметить, что Швеция дважды занимала пост председателя Европейского совета: в 2001 и 2009 г. В ходе своего президентства Швеция старалась продвинуть свои идеи о повышении конкурентоспособности европейского рынка, привлечении инвестиций, повышении производительности труда и качества жизни, сокращении бедности.
Европейский союз - это уникальное образование. Впервые в истории образовалась подобная четкая структура, которая принимала столь активное участие в развитии почти целого континента. Введенное Жаком Делором «социальное измерение» в текст Европейского договора изменило ход исторического развития Европы.
Можно сказать, что создание Европейского союза привнесло множество благ, от которых страны ЕС не могут отказаться. Остаются нерешенными все те же социальные проблемы, как проблема бедности и богатства, занятости и безработицы, рождения и смертности. Наряду со старыми социальными проблемами появились и новые: проблемы национализма и ксенофобии, миграционного кризиса, информационной перегрузки, вирусов и эпидемий.
Говоря о проблемах миграции, часто бывало, что эти проблемы экономического характера были завуалированы этническими стереотипами, проблемами идентичности. Государство всеобщего благоденствия - это закрытый мир, своя особенная система, которая распределяет блага. Любое вторжение в эту систему может разрушить этот баланс. Оптимальной политикой решения проблем миграции является централизованная интеграция приезжих через рынок труда с сопутствующими интеграционными образовательными программами, в том числе и для местного населения, и четко продуманным планом расселения мигрантов. От успеха подобной политики зависит устойчивость и процветание экономической системы Швеции
О современном существовании шведской модели социального развития, сейчас уже идут споры. Кто-то считает, что шведской модели уже не существует, другие говорят о новой ее форме. Я поддерживаю точку зрения профессора экономической истории Лундского Университета Швеции Маурисия Рохаса, который в своей работе, посвященной новой шведской модели социально-экономического развития говорит о том, что от решения экономических проблем зависит будущее существования шведского государства благосостояния . Следовательно, по моему мнению, учитывая тот факт, что в современном мире капиталистическая экономика испытывает кризис, хочу сказать, что шведская модель социализма существует в той мере, в какой ей это возможно. Поскольку XXI век развивается в сторону увеличения социальных благ, следовательно, шведская модель социализма будет существовать и в дальнейшем. А пока что стоит говорить о новом ее историческом этапе, как модели для усовершенствования.
Таким образом, вступление Швеции в ЕС отразилось на ее социальной политике. Более того, социальная политика Евросоюза изменилась под воздействием Швеции. Однако, пока что еще сложно говорить о том, улучшает ли вступление содержание социальной политики в самой Швеции. Сейчас мы видим, что Швеция многое привнесла в Европу, используя собственный опыт социальной организации, как один из наиболее успешных.
Сложности и экономический кризис, которые случились со Швецией в 1990-е годы, затем в 2000-е и миграционный кризис 2010-х годов подчеркивают тот факт, что вступление Швеции в ЕС меняет политику государства, поскольку, будучи членом союза, ей приходится выполнять определенные договоренности. Вместе с тем за это время изменилась внутриполитическая обстановка в Швеции. Изменения, которые произошли со Швецией в этот почти тридцатилетний период, являются действием как внешних сил, так и внутриполитической обстановки в Швеции, а вовсе не только следствием вступления Швеции в Европейский союз.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЕВРОПЕЙСКИМ СОЮЗОМ И УКРАИНОЙ (1991-2016)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТИКИ ГЕРМАНИИ, ФРАНЦИИ И ШВЕЦИИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ПРИБАЛТИКИ: ВЛИЯНИЕ РОССИЙСКОГО ФАКТОРА
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2022 - РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ МЕЖДУ КАЗАХСТАНОМ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - Имиджевая политика Финляндии в России
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022 - Влияние санкционной политики стран Балтийского региона на трансграничное сотрудничество с Северо-Западным регионом России
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2020 - ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕПРИЗНАННЫХ И ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ АБХАЗИИ, ЮЖНОЙ ОСЕТИИ, ПРИДНЕСТРОВЬЯ И НАГОРНОГО КАРАБАХА)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Имиджевая политика Финляндии в России
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2022 - Особенности официально-делового стиля в шведском языке на примере документов ЕС
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2017



