Введение 3
1. Теоретические аспекты организации электронных аукционов 5
1.1. Сущность и виды электронных аукционов, как способа закупки товаров 5
1.2. Современные механизмы организации и проведения электронных аукционов 13
1.3. Тенденции и закономерности организации электронных аукционов в
рыночной экономике 22
2. Анализ организации процесса закупки посредством электронных аукционов
на примере МП «Горторг» 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия МП «Горторг» 29
2.2. Анализ процесса закупки товаров посредством электронных аукционов в
МП «Горторг» 46
2.3. Основные проблемы, связанные с организацией закупки товаров
посредством электронных аукционов в МП «Горторг» 55
3. Совершенствование процессов организации закупки товаров посредством
электронных аукционов в МП «Горторг» 62
3.1. Анализ предпосылок к совершенствованию организации электронных
аукционов в МП «Горторг» 62
3.2. Разработка мероприятий по совершенствованию процесса закупок товаров
посредством электронных аукционов в МП «Горторг» 65
3.3. Экономическое обоснование предложенных мероприятий 71
Заключение 81
Список использованных источников 85
Приложения
В настоящее время тема закупок товаров, работ и услуг является наиболее актуальной темой, непосредственно и напрямую связанной с необходимостью повышать эффективность планирования и исполнения расходной части бюджета предприятия. Преобразование системы закупок позволяет проводить закупки публично, гласно и открыто. Электронная торговля на сегодняшний день самый эффективный инструмент организации торгово-закупочной деятельности. Начиная с 2011 года, предприятия большинство закупок проводят путем размещения заказа в электронной форме. Использование автоматизированной системы управления закупками формирует максимально открытую процедуру проведения закупок, делает ее доступной для контроля, увеличивает число потенциальных участников размещения заказа, устраняет причины и условия, которые могут порождать коррупцию. Преимуществами этой формы закупок являются: эффективная экономия денежных средств предприятия, прозрачность процедуры закупа, обеспечивающая условия для конкуренции.
Цель работы - выявление особенностей закупки товаров, работ и услуг путем организации электронных аукционов и разработка рекомендаций по совершенствованию их проведения, изучение правил и особенностей проведения процедуры закупки путем запроса предложений для размещения заказа на приобретение товаров, проведение работ и оказание услуг.
Объект исследования - муниципальное предприятие «Горторг» города Магнитогорска (МП «Горторг» г. Магнитогорск).
Предмет исследования - структура и особенности системы закупки товаров, работ и услуг посредством организации электронных аукционов. Подготовка, размещение и сопровождение этапов заказа через открытый аукцион в единой информационной системе (ЕИС).
Для достижения поставленной цели работы требуется последовательно решить требуемые задачи:
а) рассмотреть порядок и механизм проведения закупки товаров посредством электронных торгов или аукционов;
б) проанализировать правила документооборота для размещения заказа на приобретение товаров, работ и оказание услуг посредством проведения открытого аукциона в электронной форме;
в) рассмотреть составные части открытого аукциона на право заключения контракта на приобретение товара, выполнение работ или услуг;
г) проанализировать основные проблемы, связанные с процессом закупки товаров посредством электронных аукционов;
д) разработать мероприятия по совершенствованию процесса закупок товаров посредством электронных аукционов;
е) экономически обосновать предложенные мероприятия.
Методологическую базу исследования составили: анализ источников
литературы, таких авторов как: Антонова Е.И., Анчишкина О.В., Бочкарёв А.В., Бутова С.В., Бутов Ф.С., Воронов Д.С., Городнова Н.В., Емельянов А.А., Колесник К.А., Кузнецова Л.М., Матвеева А.Р., Хабарова А.С. и др. Информационной базой написания выпускной работы послужили документы муниципального предприятия «Горторг», открытые источники сети Интернет, Федеральный закон от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Структурно работа состоит из введения, трех основных глав, раскрывающих тему, заключительной части, списка использованных в работе источников и приложений.
Организация и проведение закупок товаров, работ и услуг посредством проведения конкурентных процедур и в частности, путём проведения аукциона - мера, которая реализуется не только с целью внедрения государственных задач, урегулированных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но и с целью осуществления выгодной финансово-экономической деятельности предприятия.
Использование конкурентных форм закупок позволяет исключить проблемы копирования функций, избыточных согласований, разграничений зон ответственности подразделений предприятия, злоупотреблений полномочиями на местах. Применение аукционов в электронной форме позволит исключить возможные проблемы управления потоком товаров:
а) непрозрачные процедуры выбора поставщика, которые могут привести к высоким закупочным ценам и низкому качеству закупаемых товаров;
б) предвзятость принятия решения из-за влияния человеческого фактора на выбор поставщиков;
в) отсутствие возможности конкурировать из-за неменяющегося состава поставщиков, несмотря на появление новых перспективных компаний.
Задачей закупа путем проведения аукциона в электронной форме - является обеспечение эффективного расходования денежных средств предприятия, а также получения экономически обоснованных рыночных цен в совокупности с высоким качеством товара. Регламентация закупочной деятельности осуществляется путём применения обязательных процедур, которые должны выполняться работниками контрактной службы: планирование потребности в товарах в соответствии с сезоном (школьные столовые летом не организуют питание), сбор информации для проведения анализа рынка, обеспечение здорового и разумного уровня конкуренции среди поставщиков, контроль исполнения поставщиками договоров на поставку товаров (объемы, сроки, сопроводительная документация).
Выбирая основной формой закупок аукцион в электронной форме, предприятие основывается на системном подходе к управлению потоком товаров, который предусматривает:
а) организацию структуры управления закупками и их контроль;
б) привлечение квалифицированных кадров для проведения закупок;
в) создание инфраструктуры закупок (информационное обеспечение, электронные средства);
г) чёткий должностной регламент полномочий и ответственности сотрудников, участвующих в проведении процедур закупок.
Безусловно, проведение аукциона, как процедуры, регламентированной требованиями законодательства, представляет собой технологически и документально сложный для исполнения процесс, требующий определённых знаний, умений и навыков. Но существенное его отличие состоит в том, что цена на предлагаемую продукцию не фиксирована, а устанавливается во время торгов на электронной торговой площадке. Результатом торгов на площадках является заключение (что важно в наше время) посредством электронной цифровой подписи юридически значимой сделки.
Г осударство, которое косвенно участвует (Федеральные антимонопольные органы, Казначейство, Контрольно-счётные палаты, Контрольные управления) в закупках, является гарантом чистоты сделки и добросовестности поставщика по исполнению контракта. На реализацию этих задач созданы Реестры недобросовестных поставщиков, оформляются размещения банковских гарантий (предоставляемых поставщиком), формируются Реестры контрактов и публичное ведение исполнения по контрактам в Единой информационной системе (ЕИС), а также установлена мера ответственности должностных лиц, участвующих в процедурах закупок на электронных торговых площадках (ЭТП). ЕИС посредством реализации технической части на ЭТП обеспечивает свободный доступ поставщиков к информации о закупках, в результате чего практически полностью устраняются географические и особенно бюрократические барьеры при организации закупочной логистики предприятия.
Однако для реализации указанных выше преимуществ ЭТП должны отвечать определённым требованиям: предусматривать широкие возможности по обмену документами, созданию документов в автоматическом или полуавтоматическом режиме, хранению документов с высоким уровнем конфиденциальности, поиску информации, использованию электронной цифровой подписи для важнейших документов, использовать в своей работе Единый классификатор продукции. ЭТП должны иметь развитые возможности для поиска информации по ее виду, заказчику, региону, кодам Единого классификатора продукции, ключевым словам. Площадки должны безукоризненно реализовывать поставленные перед ними задачи по размещению и непосредственному проведению аукционов, своевременному отражению информации в реальном времени (ведение торгов, подача предложений) и размещённых документов (запросов, разъяснений, протоколов, контрактов). Любые регламентируемые или форс-мажорные сбои ЭТП или ЕИС влекут за собой нарушение сроков размещения информации и документов, предусмотренных действующим законодательством, а также приводят к срыву сделок, реализованных аукционом, и в целом деятельности предприятия.
Таким образом, применяя организацию закупок товаров, работ и услуг посредством электронных аукционов предприятие имеет много преимуществ:
а) сроки проведения процедур сокращены;
б) экономия средств, в случае значительного изменения цены, возможность их перенаправления на другие цели;
в) прозрачное и открытое проведение процесса закупок;
г) возможность честной конкуренции, снижение коррупционных возможностей;
д) равные права всех участников электронных торгов;
е) участие в процессе закупки поставщика из любого региона, возможность участия представителей малого и среднего бизнеса;
ж) уровень защиты данных максимален, возможность использования электронной цифровой подписи.
Дополнительной преградой для большинства участников становятся временные ограничения. Другими словами, действовать на сетевых торгах нужно верно и быстро, в противном случае пропадает шанс подписать контракт. А в некоторых ситуациях возникают технические проблемы, приостанавливающие электронные аукционы, происходящие по вине самого сайта. Администрация площадки обязана устранить их в кратчайшие сроки и возобновить свою деятельность, известив о произошедшем сбое всех участников посредством отправки письма на электронную почту. Наряду с этим могут возникнуть неполадки с программным обеспечением или Интернетом, что также приведет к срыву торгов.
Система применения электронных торгов это будущее рыночной экономики, и, в дальнейшем может полностью заменить обычные системы закупок. Одним из важных преимуществ электронных торгов является экономическая эффективность: участники торгов в режиме реального времени могут видеть ценовые предложения других участников и сделать другое предложение, которое позволит им получить этот контракт. Происходит снижение начальной максимальной цены заказа и, как итог, экономия средств.
Предложенные рекомендации на основе проведенного анализа на предприятии позволят существенно повысить качество заключения и исполнения контрактов, повысить заинтересованность работников в правильном и точном исполнении обязанностей, в соответствии с требованиями предприятия и законодательства, позволят избежать возможных штрафных санкций как для работников, так и для юридического лица, повысить качество закупаемых продуктов для организации горячего питания. Все вышеуказанное позволит вывести предприятие на новый уровень оказания услуг, повысить социальную значимость предприятия, позволит и в дальнейшем работать, развиваться, создавать новые рабочие места.
1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
Книги, монографии
2. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015 году// Министерство экономического развития РФ, 43 с.
3. Антонова Е.И., Матвеева А.Р. Электронный аукцион как один из способов госзакупки в контрактной системе // Научное обозрение. 2017. № 16. С. 59-62.
4. Анчишкина О.В. Национальные контрактные системы: российское перепутье // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2012. № 2. С. 4 33.
5. Бочкарёв А.В. Анализ некоторых способов определения
поставщика // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики управления социальными системами Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 77-80.
6. Бутова С.В., Бутов Ф.С. Электронный формат как перспективное направление развития государственных и муниципальных закупок России // Актуальные вопросы развития национальной экономики // Материалы V Международной заочной научно-практической конференции. В 2-х частях . 2016. С. 91-99.
7. Гладилина И.П. Управленческая компетентность заказчиков и профессиональный стандарт специалистов в сфере закупок // Фундаментальные исследования. 2016. № 5 (часть 1) - С. 101-105.
8. Гладилина И.П., Сергеева С.А., Порватова Н.В. Электронная форма государственных закупок как фактор инновационного развития контрактной системы// Инновации и инвестиции, 2014. №2.
9. Городнова Н.В., Воронов Д.С., Емельянов А.А., Поспелов Н.С.
Совершенствование процедуры проведения электронного аукциона как инструмент обеспечения конкурентоспособности российских компаний // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и
управление производством. 2017. № 2 (32). С. 23-31.
10. Дворникова А.М. Проблемы участников электронных аукционов // В сборнике: 21 век: фундаментальная наука и технологии Материалы XII международной научно-практической конференции . 2017. С. 141-142.
11. Ефимцева Т., Шевлякова И. Перспективы совершенствования положений об электронном аукционе в законодательстве о контрактной системе РФ // Хозяйство и право. 2017. № 8 (487). С. 100-108.
12. Завиваев Н.С., Кисляков Н.С. Электронный аукцион, как эффективный инструмент расходования государственных средств // В сборнике: Проблемы современного менеджмента: теория и практика
Материалы и доклады. 2016. С. 202-204.
13. Зернова Е.О. Общие исследования практики электронных аукционов // В сборнике: Управление контрактной системой в сфере закупок города Москвы на основе принципа профессионализма заказчиков сборник научных статей по материалам научно-исследовательского семинара. 2016. С. 44-49.
14. Ильин А.А. Некоторые особенности размещения государственных и муниципальных заказов посредством проведения аукциона // Инновационная наука. 2016. № 2-3. С. 182-185.
15. Колесник К.А. Проблемы, возникающие при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд посредством электронного аукциона // Научные труды Северо-Западного института управления. 2016. Т. 7. № 2 (24). С. 293-298.
16. Кондраткова Н.В. Коррупционные схемы, реализуемые заказчиками, при проведении электронных аукционов // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2017. № 2 (12). С. 58-66.
17. Коробейникова Л.С., Прокопчук Г.В. Экономический анализ закупки товаров, работ, услуг на этапах проведения электронного аукциона // Современная экономика: проблемы и решения. 2017. № 2 (86). С. 26-39.
18. Кузнецова Л.М. Использование преимуществ Интернет-аукционов в развитии российской экономики // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2016. № 4. С. 276-281.
19. Манохин П.Е., Шакирова Ю.Р. Об электронных торгах в современной системе контрактных отношений // Фотинские чтения. 2017. № 2 (8). С. 242-246.
20. Маргацкий А.Ю., Грызыхина Е.А. Совершенствование механизма государственных и муниципальных закупок на стадиях проведения электронного аукциона и последующего контроля // В сборнике: НАУКА. ТЕХНОЛОГИИ. ИННОВАЦИИ сборник научных трудов: в 9 частях. 2016. С. 146-148.
21. Митяев С.А., Торопова О.А. Электронный аукцион как инструмент в сфере закупок товаров и услуг // В сборнике: Актуальные проблемы системного анализа и прикладной информатики Сборник научных статей: Материалы Всероссийской научной конференции. 2011. С. 88-90.
22. Михеева Е.А., Зорькина Ю.И. Исследование площадок электронных аукционов-тендеров // В сборнике: Россия и Китай: вектор развития материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 99-101.
23. Мустафин Н.Ш., Барышников А.А., Горелов С.А. Особенности проведения государственных закупок на подрядные работы в строительстве // Региональное развитие. 2017. № 6. С. 5.
24. Петров А.Ю., Греков А.В. Совершенствование процесса организации закупок // Тенденции развития материально-технического обеспечения военной организации государства в современных условиях сборник статей III Международной научно-практической конференции: в 2 ч..
2017. С. 129-134.
25. Проскурнов Д.В. Электронный аукцион - способ размещения государственных и муниципальных заказов // Вестник научных конференций. 2017. № 2-3 (18). С. 104-106.
26. Пузиков Р.В., Кузьмина В.С. Алгоритм проведения электронного аукциона по 44-ФЗ // В сборнике: Correlation between humanity and pragmatism in target reference points of modern methods of public relations regulation. 2016. С. 31-33.
27. Романцов М.С. Тенденции развития электронного бизнеса в России // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 4. С. 43-48.
28. Симанович Л.Н. Заключение контракта государственной закупки посредством проведения электронного аукциона // Закон и право. 2017. № 9. С. 36-38.
29. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок. М., 2013.390 с.
30. Теплякова А.И. Электронный аукцион как способ размещения государственных и муниципальных заказов // Социально-экономические проблемы и закономерности развития северо-кавказского федерального округа Сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции. 2016. С. 214-217.
31. Тогузова М.Б., Баскаев Х.Б. Особенности электронного аукциона как способа размещения государственных и муниципальных заказов // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований.
2017. № 29. С. 175-179.
32. Хабарова А.С. Электронный аукцион: современность и
перспективы // В сборнике: Актуальные вопросы развития юридической науки и практики в современных условиях сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2017. С. 450-453.
33. Эдаси И.А., Вдовенко З.В. Государственные закупки: основные направления и тенденции // Успехи в химии и химической технологии. 2017. Т. 31. № 7 (188). С. 108-110.
34. Юсифова Н.Д. Допуск участников закупок к аукционам в электронной форме // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2016. № 1-2 (18). С. 160-163.
Печатная периодика
35. Табурчак А.П., Taburchak А., Корнилова И.Л. Развитие электронно - торговых площадок на российском рынке // Журнал правовых и экономических исследований. 2017. № 1. С. 198-201.
36. Коробейникова Л.С., Ивановская Н.П. Анализ информации электронных площадок, формируемой в рамках электронного аукциона // В сборнике: Апрельские научные чтения имени профессора Л.Т. Гиляровской. Материалы V Международной научно - практической конференции в 2 частях. 2016. С. 175-180.
37. Манаенков А.В. Особенности и проблемы проведения торгов: организационно - экономический аспект // Форум молодых ученых. 2017. № 5 (9). С. 1323- 1328.
Электронные ресурсы
38. Единая электронная торговая площадка [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.roseltorg.ru
39. Сбербанк-АСТ [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https ://www. sberbank-ast.ru
40. РТС-тендер [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https ://www.rts-tender.ru
41. ЭТП ММВБ «Госзакупки» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://etp-ets.ru
42. Агентство по государственному заказу Республики Татарстан
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://agzrt.ru
43. Финтендер [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://findtenders.ru/component/tags/tag/38-zakupki
44. Всероссийский форум контрактных отношений [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fko.msk.ru/fko/
45. Официальный сайт контрольно-счетная палата города
Магнитогорска [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ksp-
mgn.ru/deyatelnost/otchet-o-rabote-kontrolno-schetnoi-palaty-goroda-magnitogorska
46. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы. Правовые акты [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://solutions.fas.gov.ru/