ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... 5
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ………………………...…………………. 8
§ 1. Сущность и задачи логистики во ВЭД ………………………...….. 8
§ 2. Значение транспорта в цепи поставок международного
сообщения …………………………………………………………. 13
§ 3. Понятие и значение транспортного тарифа в логистической
деятельности……………………………………………………….. 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В РАМКАХ
ЕАЭС …………………………………………………………………………….22
§ 1. Анализ деятельности логистических фирм на примере ООО
«Промимпекс» ……………………………………………………...22
§ 2. Особенности транспортной логистики в ЕАЭС…………………..35
§ 3. Прибытие и движение товаров по таможенной территории
ЕАЭС ………………………………………………………………. 47
ГЛАВА 3. СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В
СТРАНАХ ЕАЭС ……………………………………………………………... 66
§ 1. Проблемы в области транспортной логистики в странах ЕАЭС . 66
§ 2. Методы решения существующих проблем и перспективы
дальнейшего развития транспортной логистики в странах
ЕАЭС .………………………………………………………….…... 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 87
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………...... 90
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….....97
Актуальность темы дипломной работы обусловлена, тем, что
современные условия развития экономики стран ЕАЭС, вызванные
нарастающей глобализацией мирового рынка, стандартами ВТО, принятыми
национальными и наднациональными стратегиями, диктуют необходимость
эффективной организации управления всеми ее звеньями, важнейшим из
которых является транспорт. Его часто называют «Артерией экономики», и
это сравнение недалеко от истины. Именно транспортная система
обеспечивает перемещение материальных экономических потоков:
пассажиров, грузов, багажа, почты. Она связывает в единое целое внешнюю
и взаимную торговлю государств ЕАЭС, является важнейшим социальным и
политическим звеном, элементом национальной безопасности и
стабильности.
Выгодное географическое положение стран позволяет получать
значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в т.ч. от
осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим
коммуникациям.
Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам
определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и
социальной сферы.
В этих условиях формирование стратегических направлений развития
транспортной логистики должно осуществляться на базе всестороннего
анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы
в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социальноэкономического развития страны, а также глобальными общемировыми
стратегическими тенденциями экономики.
Транспортная логистика – относительно новая и молодая область
экономики, поэтому требует тщательного исследования.6
Степень разработанности проблемы: теоретической и
методологической базой дипломной работы послужили труды отечественных
и зарубежных ученых и практиков, которые опубликовали за последние годы
фундаментальные и прикладные работы в области национальной и мировой
экономики, внешнеэкономических связей, логистики, транспорта Никифоров
В.В., Савенкова Т.И. и др.
Объект исследования - ООО «ПРОМИМПЭКС»
Предмет исследования - значение транспортной логистики в
современных условиях.
Цель работы - проанализировать потенциальные возможности ООО
«ПРОМИМПЭКС» при работе на внешнем рынке и разработать
рекомендации по совершенствованию логистических поставок с участниками
ВЭД.
Основными задачами исследования являются:
- определить сущность и задачи логистики во ВЭД;
- определить значение транспорта в цепи поставок международного
сообщения;
- выявить понятие и значение транспортного тарифа в логистической
деятельности;
- проанализировать организации логистики внешнеэкономической
деятельности на ООО «ПРОМИМПЭКС»;
- выявить особенности транспортной логистики в ЕАЭС;
- определить проблемы в области транспортной логистики в странах
ЕАЭС;
- исследовать Методы решения существующих проблем и перспективы
дальнейшего развития транспортной логистики в странах ЕАЭС.
Нормативно-правовой основой исследования являются Таможенный
Кодекс Таможенного союза, Федеральный закон «О таможенном
регулировании в Российской Федерации» и т.д.7
Эмпирическая основа исследования включает данные статистики,
таможенную практику, материалы периодической печати.
Теоретической основой исследования послужили труды в области
таможенного дела известных отечественных и зарубежных авторов.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер
научного познания, среди которых используются такие методы, как
системный подход, анализ, синтез.
Научная новизна исследования заключается в том, что проведено
комплексное исследование механизма транспортной логистики в рамках
ВЭД, в рамках которой:
- дана характеристика транспортной логистики на территории ЕАЭС;
- выработаны рекомендации по решению существующих проблем и
перспективы дальнейшего развития транспортной логистики в странах
ЕАЭС.
Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования на защиту
выносятся следующие положения дипломной работы:
1) сформулировано определение понятия транспортной логистики, под
которым следует понимать перемещение требуемого количества товара в
нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с
наименьшими издержками;
2) проведен анализ деятельности логистических фирм на примере ООО
«Промимпекс»;
3) выявлены и обоснованы проблемы в области логистики с странах
ЕАЭС;
4) предложено решение существующих проблем и перспективы
дальнейшего развития транспортной логистики в странах ЕАЭС.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав,
разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и
пр
Исходя из вышеизложенного необходимо следующие выводы:
Транспортная логистика — это перемещение требуемого количества
товара в нужную точку, оптимальным маршрутом за требуемое время и с
наименьшими издержками. Затраты на создание любого товара
складываются из себестоимости изготовления и издержек на выполнение
всех работ от момента закупки материалов до момента покупки товара
конечным потребителем. Большую часть стоимости составляют наценки
каждого звена в цепи производитель — конечный покупатель. Движение
материального потока от первичного источника сырья до конечного
потребления также требует затрат, которые могут доходить до 50 % от общей
суммы затрат на логистику.
К задачам, решаемым транспортной логистикой, специалисты относят:
- создание транспортных систем, в том числе создание транспортных
коридоров и транспортных цепей;
- обеспечение технологического единства транспортно-складского
процесса;
- совместное планирование транспортного процесса со складскими
производственным.
Тарифы — система ставок, по которым взимается плата за
транспортные услуги. Тарифы формируют доходы транспорта и выступают
при этом транспортными издержками потребителя товарных услуг.
Понимая важность развития рынка логистических услуг для
национальной экономики, правительство РФ принимает соответствующие
меры для его стимулирования. В частности, разработана «Транспортная
стратегия РФ в период до 2030 года».
Особое внимание в транспортной стратегии отводится внедрению
современных логистических технологий, требуется модернизация88
транспортной инфраструктуры, которая позволит обеспечить
беспрепятственное движение товаров. Речь идет в первую очередь о
модернизации существующей портовой инфраструктуры, входящей в
систему международных транспортных коридоров.
Таможенные барьеры являются основным препятствием развития
взаимовыгодного сотрудничества стран ЕврАзЭС в области транспорта и
рационального использования их транзитного потенциала.
Функционирование неэффективной системы таможенного и пограничного
контроля существенно задерживает продвижение транспортных средств к
пункту назначения
На примере деятельности ООО «ПРОМИМПЕКС» был
рассмотрен общий принцип работы логистических компаний. Исходя из
анализа деятельности фирмы, можно сделать вывод, что грузы следующие из
Азии доставляются до таможенной границы ЕАЭС морским транспортом,
самыми крупными портами по приему товаров являются порт СанктПетербурга и Дальнего Востока.
В дипломной работе были предложены два сценария развития
транспортной системы в рамках ЕАЭС: базовый и целевой. Прогнозные
среднегодовые темпы прироста ВВП в период до 2020г. в рамках базового
сценария составят: для Беларуси - 4%, для Казахстана - 7%, для России -
4%, для Армении – 3%, для Киргизии – 3%.
Целевой среднесрочный сценарий предполагает опережающий рост
перевозок готовой продукции и международных транзитных перевозок в
период до 2020г.
В рамках целевого долгосрочного сценария (до 2030г.) отраслевой и
макроэкономический эффект транспортной интеграции будет еще более
выраженным.89
Проведенные прогнозные расчеты показали, что транспортная
интеграция в рамках ЕАЭС обеспечит значимые экономические результаты
уже к 2020 году.
К 2030г. результаты транспортной интеграции станут еще более
значимыми, обеспечивая уже не только ускорение развитие транспорта, но и
вполне ощутимую добавку к ВВП, особенно в Беларуси и Казахстане.
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о
Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015). URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.05.2015 (дата обращения
15.05.2016);
2) Соглашение об освобождении от применения таможенными
органами государств – членов Таможенного союза определенных форм
таможенного контроля. (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред.
от 10.10.2014). URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 15.05.2016);
3) Решение Комиссии Таможенного Союза «О едином таможеннотарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь,
Республики Казахстан и Российской Федерации» от 27 ноября 2009 г. № 130
URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.05.2015 (дата обращения 15.05.2016);
4) Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата
обращения 15.05.2016);
5) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от
18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.12.2015). URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения
15.05.2016);91
6) Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О
таможенном регулировании в Российской Федерации». URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата
обращения 15.05.2016);
7) Указ Президента РФ от 14.02.1996 № 202 (ред. от 01.09.2014) «Об
утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных
неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под
экспортный контроль». – URL: Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru, 02.09.2014 (дата обращения 15.05.2016);
8) Постановление Правительства Российской Федерации от 28.12.2004
г. № 863 (ред. от 12.12.2012) «О ставках таможенных сборов за таможенные
операции» // Российская газета. - 18.12.2012;
9) Приказ ФТС России от 28.09.2010 № 1787 (ред. от 09.02.2015) «О
компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в
отношении товаров, перемещаемых морским (речным) транспортом». URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 05.03.2015 (дата обращения 15.05.2016);
10) Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015)
2О таможенном регулировании в Российской Федерации» URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 13.05.2015 (дата обращения 15.05.2016);
11) Закон РФ от 1.04.1993 г. № 4730-I (ред. От 30.12.2015)
«О Государственной границе Российской Федерации» URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.05.2015
(дата обращения 15.05.2016);
Правоприменительная практика
12) Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 № 122
«Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с92
применением законодательства об интеллектуальной собственности» //
Доступ и справочной системы «Консультант Плюс».
13) Постановление Пленума ВС РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от
26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в
действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» //
Доступ и справочной системы «Консультант Плюс».
14) Постановление Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 № 2658/09 по
делу № А40-4615/08-51-52 // Доступ и справочной системы «Консультант
Плюс».
15) Письмо ФТС России от 28.05.2012 № 01-11/26412 «О таможенном
декларировании припасов, перемещаемых воздушным транспортом» // СПС
«Консультант плюс» (документ опубликован не был);
16) Погодина И.В. Эволюция теории и практики деятельности
таможенных органов в РФ: монография / И.В. Погодина, С.В. Данильченко. –
Владимир: Издательство ВлГУ, 2013. – 104 с. – ISBN: 978-5-9984-0359-0;
Учебники и учебные пособия
17) Внешнеэкономические связи постсоветских стран в контексте
евразийской интеграции : сборник / Отв. ред. Л.Б. Вардомский, А.Г. Пылин. –
М.: ИЭ РАН, 2014. – 218 с. – ISBN 978-5-9940-0486-9;
18) Халипов С.В. Таможенное право: учебник. – М.: Издательство
Юрайт, 2011. – 396 с. – ISBN 978-5-9916-1214-2;
19) Валик Д. Логистика.- М.: АСТ, 2015.- 499 с. – ISBN 978-5-9963-
6935-7
20) Никифоров В.В. «Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок» -
М.: Издательство «ГроссМедиа», 2014, 192 с. – ISBN 978-5-9980-1503-6
21) Савенкова Т. И. «Логистика» - М.: Издательство «Омега-Л», 2010,
255 с.;
Научные статьи93
22) Аксенов И.А. Экономический потенциал развития таможеннологистических услуг / И.А. Аксенов, Р.С. Стрельцов // Вестник университета
ГУУ.2015. № 1.С. 79-83;
23) Борисова В.В. Складская логистика как универсальный инструмент
управления товаропотоками / В.В. Борисова, К.Г. Гордей // Вестник
Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2016.
№ 4(44).С. 40-43;
24) Кайгородцев А.А. Факторы эффективности логистических
распределительных центров/ А. А. Кайгородцев // Транспорт и его логистика.
– 2016. 02 февраля;
25) Королько, И.В. Информационная система транспортной логистики /
И.В. Королько // Вестник магистратуры. 2015. № 12-1 (27). С. 66-68;
26) Курганов В.М. Эффективность логистики и конкурентоспособность
России/В. М. Курганов// Транспорт и его логистика. 2015. № 3. С. 16 – 21;
27) Кушнарева И.В. Проблемы транспортной логистики: задачи,
принципы/ И.В. Кушнарева// Альтернативные источники энергии в
транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы
рационального использования. 2016. 16 марта;
28) Шохин А.К. К новым правилам игры // Российская газета. 2010. 11
марта;
29) Кизим А.А., Колоколова В.И. Трансопртная логистика в констексте
развития международного законодательства / А.А. Кизим, В.И. Колоколова //
Экономика устойчивого развития. 2015. № 1 (21). С. 63-72;
30) Житенёв Ю.А. Транспорту нужна современная логистика / Ю.А.
Житенёв // Локомотив. 2015. № 5. С. 10-11;
31) Коренев Е.С. Транспортно-логистический фактор приграничного
сотрудничества государств членов ЕАЭС / Е.С. Коренев // Современные
евразийские исследования. 2014. Т. 4. С. 42-49;94
32) Соколова О.В. Использование опыт Европейского Союза при
создании единого автотранспортного пространства ЕАЭС / О.В. Соколова //
Российский внешнеэкономический вестник. 2014. № 11. С. 65-69;
33) Хлопов К.В., Соколова О.В. Проблемы функционирования и
основные направления построения и регулирования российского рынка
международных транспортно-логистических и транспортно-экспедиторских
услуг / К.В. Хлопов, О.В. Соколова // Российский внешнеэкономический
вестник. 2016. Т. 2016. № 1. С. 68-81;
34) Нос В.А., Кривошеев А.Ю. Организация интегрированной
логистики международных цепей поставок глобального типа / В.А. Нос,
А.Ю. Кривошеев // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С.
196-200;
35) Коровкин И.А., Кравцов Ю.И. Россия в глобальном автомобильном
мире / И.А. Коровкин, Ю.И. Кравцов // Наукоград наука производство
общество. 2015. № 2. С. 4-6;
36) Чумляков К.С. Инвестиционная политика в развитии транспортноинфраструктурного комплекса интеграционного объединения / К.С.
Чумляков // Экономика и предпринимательство. 2015. № 2 (55). С. 26-32;
37) Розенберг И.Н. О единой транспортной политике в сфере
железнодорожного транспорта / И.Н. Розенберг // Славянский форум. 2015.
№ 3 (9). С. 244-250;
38) Черных К.С. Вопросы создания и функционирования объединенной
транспортно-логистической компании // Логистические системы в
глобальной экономике. 2016. № 6. С. 581-585;
Диссертации и авторефераты
39) Шашкина А.Н. Административно-правовое регулирование
таможенного контроля после выпуска товаров: дис. … канд. юр. наук:
12.00.14. – Люберцы, 2014. – 172 с.;95
40) Сорокина М.Н. Таможенная пошлина: Проблемы нормотворчества
и правоприменения: автореф. дис. ... канд. юр. наук: 12.00.14. – Саратов,
2009. – 26 с.;
Справочная литература
41) Таможенная служба Российской Федерации в 2012 году.
Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2013. – 65 с.;
Электронные ресурсы
42) Транспортная стратегия РФ в период до 2030 г. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.mintrans.ru (дата обращения: 01.03.2015);
43) Государства-члены Таможенного союза и Единого экономического
пространства. 2005 – 2012: краткий статистический сборник [Электронный
ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org) (дата обращения:
01.03.2015);
44) Отчет о научно-исследовательской работе Евразийской
экономической Комиссии (ЕЭК) «Транспортная политика единого
экономического пространства на период до 2020 года: время действий»
[Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата
обращения: 01.03.2015);
45) Доклад Ивина В.В. «Таможенный Союз как фактор развития
транзитного потенциала России, Белоруссии и Казахстана» [Электронный
ресурс]. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 01.03.2015);