Введение 3
Глава 1. Внутреннее пространство бальной культуры 10
Глава 2. Бал как социокультурный феномен 49
Заключение 69
Список использованных источников и литературы
Бал, как часть танцевальной культуры, являясь важнейшей частью досуга высших слоев европейского общества XVIII-XIX веков, выполнял целый ряд принципиальных социальных функций, что делает анализ данного социокультурного феномена крайне интересным и важным в контексте изучения общества того времени. Изменения, которые происходят в структуре и значении балов в указанный период, демонстрируют, помимо прочего, и процессы трансформации высших слоев общества, изменение места и роли аристократии в социальной структуре, появление новых влиятельных общественных групп. Изучение трансформации бальной культуры XVIII-XIX веков позволяет также углубить знания по истории повседневности и проследить изменения социокультурного облика общества двух веков.
В первую очередь, необходимо оговориться, что танцевальная культура в целом разносторонний феномен, включающий в себя народную, профессиональную (балетную), а также бальную (придворную или городскую) составляющие. В фокусе внимания данной работы находится культура бальная, которая, тем не менее, непосредственно связана как с балетной, так и с народной танцевальными культурами, в частности, в области заимствования танцевальных практик, техник, фигур.
Таким образом, объектом исследования стала — танцевальная культура как часть социальной жизни Европы XVIII-XIX вв., а предметом — бальная культура указанного периода.
Изучение бальной культуры именно XVIII-XIX веков представляет интерес в связи с многочисленными изменениями, произошедшими как на рубеже веков, так и в XIX веке, оказавшими значительное влияние на жизнь аристократии. Выбор XVIII века обусловлен тем, что к этому времени завершилось формирование придворной бальной культуры со всеми присущими ей характеристиками. Но уже с начала XVIII века происходят изменения в бальной культуре, которые в дальнейшем отразятся и на трансформациях данного феномена в XIX столетии.
Верхняя граница хронологических рамок — конец XIX века. Обусловлено подобный выбор тем, что именно к концу века заканчиваются все процессы и изменения в бальной культуре, начавшиеся ещё на рубеже веков.
Акцент в работе сделан на изучении танцевальной культуры Франции, поскольку в данный период именно она была своеобразной законодательницей танцевальной моды, другие европейские страны ориентировались на французский опыт. Однако развитие танцевальной культуры было процессом общеевропейским и происходило в контексте постоянных межкультурных взаимодействий, чему также уделяется внимание в работе.
Цель исследования — выявить изменения, произошедшие в европейской бальной культуре в XVIII-XIX веках.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Дать общую характеристику бальной культуре XVIII - XIX вв.
2) Выявить трансформации танцевальных практик в указанный период
3) Проследить изменения, произошедшие в значении балов для культурной жизни XVIII-XIX вв.
4) Проследить изменения в социальных функциях балов в период XVIII-XIX веков.
Источники по данной проблеме можно разделить на несколько групп. Первая группа — это описания танцев, сделанные танцмейстерами. Данная группа источников является одной из наиболее важных, поскольку именно в сочинениях танцмейстеров и хореографов, непосредственно преподававших танцы, ярко отражаются все мельчайшие изменения танцевальной культуры. Помимо этого, именно они являлись зачинателями нововведений и сами инициировали процессы трансформаций. К данной группе относятся работы Цорна, Целлариуса, Джона Вивера, Пьера Рамо, Эдмунда Пембертона. Особую важность для нас имеют сочинения Целлариус , в которых подробно характеризуется бальная культура Парижа его времени. На основании изучения работ Э. Пембертон и Д. Вивер можно составить представления о бальной культуре Лондона XVIII века. Фридрих Цорн — немецкий и российский танцмейстер и танцевальный педагог XIX века, его труды позволяют увидеть процесс развития бальной культуры в тех странах, где он работал. Помимо этого, необходимо выделить наследие П. Рамо , известного французского танцмейстера и теоретика танца XVIII века, поскольку он долгое время преподавал танцы пажам при испанском королевском дворе, а затем стал там же и королевским учителем танцев, следовательно, на страницах его трудов отразилось состояние придворной танцевальной культуры Испании. Также к данной группе источников относятся работы Дж. Боне, Дж. Буланже, Ц. Негри, А. Эмеральда, Г. Тауберта .
Вторую группу источников составляют мемуары современников, раскрывающие различные аспекты культурной жизни эпохи. К данной группе относятся сочинения Шарля-Луи Лезюра, Л. Монтиньи, Дельфины де Жирарден, мадам де Севиньие . Дельфина де Жирарден — французская писательница XIX века, «Парижские письма от Виконта де Лауна» которой были крайне популярными уже ее при жизни. Сама Дельфина уделяла большое внимание балам, сама часто их посещала и оставила ценные замечания о развитии бальной культуры своего времени. «Исторический ежегодник» Шарля-Луи Лезюра стал важнейшим источником сведений о жизни аристократии. Всеобъемлющий же труд Л. Монтиньи «Провинциал в Париже» повествует о жизни города в XIX веке, большую роль отводя бальной и, шире, танцевальной культуре того времени. К данной группе относятся и мемуары российских авторов, среди них особое место занимают сочинения А. И. Герцена и А. Н. Карамзина.
Литературу, использованную в работе, также можно разделить на несколько групп. Первая группа — это работы, посвященные истории развития танца и музыкальной культуры, среди них работа М. В. Васильевой- Рождественской М. С. Друскина, Е. В. Дукова . Эти работы позволили нам составить общее представление о танцах каждой отдельной эпохи, а также проследить трансформацию популярных танцев от XVIII века к XIX. Наиболее значимыми для нас стали работы М.В. Васильевой и труды С.М. Друскина, в которых подробно описывается история появления и развития отдельных танцев. В работе М. С. Друскина даётся ценная для нас общая характеристика танцевальной культуры XVIII-XIX вв. Также в данную группы вошли сочинения М. М. Ждановой и С. Н. Худекова.
Вторую группу составила литература по истории повседневности XVIII- XIX вв. Сюда вошли работы В. Беньямина, Д. Ливена, А. Мартена-Фужье. В работе В. Беньямина подробно описывается жизнь аристократии в Париже в XIX веке. Д. Ливен рассматривает трансформации, произошедшие в жизни аристократии всей Европы, начиная с 1815 года. Самой ценной работой по истории повседневности для нас стала работа А.Мартен-Фужье, поскольку она посвящена довольно полному и разностороннему описанию быта, в том числе и аристократического, XVIII века. Помимо указанных выше, в данную группу входят работы В. А. Лукова, серия «История частной жизни», А. М. Ловягиной, М. Неклюдовой, В. А. Мильчиной.
В третью группу входят работы, которые так или иначе затрагивают развитие балов и бальной культуры как социокультурного феномена. Наиболее важными в этой группе стали работы О. Ю. Захаровой, Е. А. Никитиной, Ю. М. Лотмана . В исследовании О. Ю. Захарова светских церемониалов в России XVIII — начале XX в. для нас особенно значимой стала там методологическая база, на которую опирается автор, тем методики и инструменты, которые она использует в исследовании своего предмета. Ю.
М. Лотман, анализируя жизнь и быт русского дворянства, также не оставляет в стороне бальную культуру и ее роль в развитии изучаемой им социальной группы. Статье же Е А. Никитиной непосредственно посвящена изучению бала как социокультурной практики.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе дается общая характеристика внутреннего пространства бальной культуры (танцевальные практики, этикет, места проведения балов и их описания). Вторая глава посвящена балу как социокультурному феномену, здесь прослеживается трансформация социальных функций балов на протяжении XVIII-XIX вв.
Структура работы выстроена на основании принципа, который был предложен Мартеном-Фужье, автором многочисленных работ, посвященных французской светской жизни первой половины XIX века. Именно он ввёл понятия «синхрония» и «диахрония», посредствам которых можно, в частности, определить внутреннее и внешнее пространства бальной культуры. Так Мартьен-Фужье отмечает: «Синхрония — это элементы, из которых состояла светская жизнь французского общества (социальные институты и соответствующие им пространства): двор, салоны, балы, приёмы, академические и парламентские заседания, театры, концерты, «кружки», кафе, игорные дома, панорамы и прочее. Диахрония — это эволюция понятия свет от эпохи Реставрации (1814-1830), когда светское отождествлялось с придворным, а принадлежащими к «хорошему обществу» считались люди, принятые при дворе, до конца Июльской монархии, когда критерием светскости стали элегантность и роскошь, и теперь уже двору для того, чтобы завоевать себе место в жизни «всего Парижа», то есть Парижа светского, приходилось доказывать, что он достаточно элегантен.» В данной работе «синхрония» ассоциируется с внутренним пространством бальной культуры, а «диахронию» с ее внешними характеристиками. Несмотря на то, что Мартер-Фужье использует «диахронию» только для характеристики изменений в аристократии Франции в период Реставрации, нам важно, что он обращает внимание именно на изменения и трансформацию функции, значения аристократии. То же самое мы стремимся проследить, анализируя бал как социокультурный феномен во второй главе нашей работы.
На основании проделанной работы мы пришли к следующим выводам.
Говоря о внутреннем пространстве бальной культуры, о местах проведения балов, их организаторах, этикете, структуре, необходимо отметить, что в XVIII мы можем выделить только придворные балы, которые организовывались при королевском дворе и были строго подчинены определенному регламенту. В XIX появляются новые бальные пространства: от городских-публичных до частных и даже сельских. Упрощается бальный этикет, становятся проще и сами танцы и структура бала в целом. Теперь не только придворный свет, но и почти любой желающий может приобщиться к танцевальной культуре. Кроме того, балы становятся очень популярным времяпрепровождением. Помимо этого, необходимо отметить, что по сравнению с XVIII веком танцевальная культура XIX века начинает упрощаться, несмотря на появление новых танцев, а вот бальный этикет, напротив, становился всё сложнее. Упрощение бальной культуры связано с переходом ее от придворного типа к частному, общественному, городскому. Доступ к балам стал более свободным, а танцы XVIII века были сложны и стали неуместны для балов XIX века.
Говоря о танцмейстерах, необходимо сделать вывод о том, что если в XVIII веке они были частью придворной жизни и не обладали самостоятельностью, то в XIX веке их роль меняется. Танцмейстеры открывают собственные школы, издают собственные трактаты, обмениваются опытом и, по существу, именно они (а не король как это было в прошлом) определяют теперь моду на те или иные танцы.
Подводя итоги анализа трансформации собственно танцевальных практик нужно подчеркнуть, что основной характерной чертой начала XIX века в этой связи считается появление и распространение круговых парных танцев, таких как шоттиш, полька, полька-мазурка, вальс. В групповых танцах преобладают кадрили, вытесняя контрдансы и котильоны старого типа. Характернейшей чертой бальной культуры именно XIX века стало преобладание танцев с вращением в закрытой паре. Можно сделать предположение о связи подобной ситуации с популярностью вальса и тем, что другие танцы становились похожими на него - парность, схожая позиция, танец, рассчитанный на двоих людей, а не на построение в фигуру.
Обращаясь к социальным функциям бальной культуры, необходимо подчеркнуть, что наиболее важными среди них являлись коммуникативная, статусная, воспитательная функции, а также функция социальной стратификации. Важно заметить, что часть этих функций трансформировались на протяжении двух веков или из одного века в другой, а часть оставалась неизменной. При этом, эти неизменные функции являлись неким маркером для определения бальной культуры в целом и отличия ее от других форм досуга. К этим неизменным функция относятся эстетическая и развлекательная функция. Несомненно, любой досуг обладает этими функциями, но то, как они выражены в бальной культуре определяет ее значение.
Воспитательная функция трансформировалась в сторону умаления ее значения. В XVIII веке она играла важную роль в бальной культуре, но уже к середине XIX появились другие механизмы воспитания. В XIX веке танцам обучали не с самого детства, а могли приобщаться к балам в связи с повышением статуса и положения. В связи с этим, представления о воспитании не складываются только вокруг бальной и танцевальной культуры.
Коммуникативная функция и функция социальной стратификации претерпели больше всего изменений на протяжении двух веков. Важность обеих функций усиливалась при переходе от XVIII века к XIX. Несмотря на новый мир, который преобразил повседневность человека XIX века, бал был привычным и нужным времяпровождением, потому что не нашлось заменяющих форм досуга, отвечающим функциям бала. Если внешние функции можно заменить другими формами досуга, то функцию социального стратификации, поиска партнёров для брака, коммуникативную заменить невозможно. А такие функции как утверждение социального статуса лишь усилили необходимость балов в сложное для представителей высших слоёв время.
Включение в танцевальную культуру и бальную жизнь новых слоёв общества — это важная характеристика балов XIX века. Именно так трансформировалась функция социальной стратификации.
Постепенно парадно-церемониальная роль бала отходит на второй план, бал становится в большой мере развлечением. Об этом свидетельствуют позиции вальса — танца, который в конце XVIII века считался неприемлемым — не только не пошатнулись, а несколько упрочились в связи с изменением общей направленности бала как развлекательного мероприятия.
Таким образом, мы можем сделать общий вывод о том, что бальная культура в XIX веке превратилась из придворной в публично-общественную.
1. Гейне Генрих. Лютеция. Собрание сочинений в 10 томах.
Том 8. М.: «Государственное издательство художественной литературы», 1958 г. — 394 с.
2. Герцен А. И. Собрание сочинений в тридцати томах. Письма из Франции и Италии. 1847-1852. — М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1955. Т. 5. — 462 с.
3. Записки княгини Дашковой. Письма сестер Вильмот из России. — М., 1991. — 490 с.
4. Карамзин А. Н. Письма Е. Н. Карамзиной // Старина и новизна. —М.: Синодальная типография, 1914. Кн. 17. —450 с.
5. Мадам де Севинье. Письма. — СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус, 2012. — 304 с.
6. Рамо. Учитель танцев: уч. пособие. — Планета музыки, 2016. —224 с.
7. Целлариус Г. Руководство к изучению новейших бальных танцев. Соч. слав, париж. танцмейстера Целлариуса; Пер. Ф.И.Я. — СПб., 1848. — 109 с.
8. Цорн А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии. — М.: Изд-во Лань, 2011. — 509 с.
9. Bonnet, X, Histoire generate de la danse sacree et profane. — Paris, 1723.
10. Boulenger J. De la valse au tango, la danxe mondaine du premier Empire a nos jours. —Paris, 1920, chap. IV-V.
11. Caroso F. Nobilta di dame. Venice: il Muschio, 1600/R,1605. — 399 p.
12. Cesare Negri. Le gratie d'amore 2. Monuments of music and music literature in facsimile. Bibliotheca musica Bononiensis. Monuments of music and music literature in facsimile: Music literature. — Broude Bros., 1969. —296 p.
13. Emeraud, A., InstruLion pour dancer. An anonymous manuscript. — Freiburg: Fa-gisis Musik- und Tanzedition, 2000. — 130 p.
14. Franz Anton Roller, Viertes Toiletten-Geschenk fur Damen — Leipzig, 1808. — 129 p.
15. Feuillet, R.-A., Pecour, L., Illlme recueil de danses de bal pour l'annee. —Paris, 1705. — 120 p.
16. Feuillet, R.-A., Recueil de contredances mises en choregraphie
d'une maniere si aisee que toutes personnes peuvent facilement les apprendre. - 1706. — URL:
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6kl048519k.image (Дата обращена
15.3. 2018.)
17. Girardin D. de. Letters parisiennes du vicomte de Launay. — Paris: Mercure de France, 1986. — 847 p.
18. J.W. von Goethe. Die Leiden des jungen Werther. —
Weygandsche Buchhandlung, 1825. URL:
https://books, google. ru/books?id=bHwHAAAAQAAJ&printsec=frontcover &hl=ru#v=onepage&q&f=false (Дата обращения 30.03.2018) — 272 p.
19. Jennifer Nevile. Dance, Spectacle, and the Body Politick, 12501750. —Indiana University Press, 2008. — 375 p.
20. Les Francias peints par eux-memes. Encyclopedic morale du XIX siecle. —P., 1839-1842. T. 1-5. — 1267 p.
21. Lesur Ch.-L. Annuaire historique universel. — P., 1821. — 450 p.
Lorin A. Livre de contredanse presente au Roi. Paris, 16851687?. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btvlb90600978 (Дата обращения: 15. 03. 2018).
23. Montigny L. Le provincial a Paris. Esquisses des moeurs
parissiennes. — P., 1825. URL:
bttp://galbca.bnf.fr/ark:/12148/bpt6kl05488k.image (Дата обращения
30.03.2018)
24. Pemberton. An essay for the further improvement of dancing;
being a collection of figure dances, of several numbers, compos'd by the most eminent masters; describ'd in characters after the newest manner of Monsieur Feuillet. — London, 1711. URL:
https://archive.org/details/anessayforfurthOOpembgoog (Дата обращения
30.03.2018)
25. Remusat A. (editeur). Memories et Anecdotes sur la Dynastie regnante des Djogouns, Souverains du Japon, avec la description des fetes et ceremonies observees aux differentes epoques de Fannee a la Cour de ces Princes, et un appendice contenant des details sur la poesie des Japonais, leur maniere de diviser Fannee, etc.; Ouvrage ome de Planches gravees et coloriees, tire des Originaux Japonais par M. Isaac Titsingh; publie avec des Notes et Eclaircissemens Par M. Abel Remusat. — Paris (Nepveu), 1820.
26. Taubert, Gottfried, Rechtschaffener Tantzmeister. — Leipzig, 1717. —1056 p.
27. Tilden Russell. Theory and Practice in Eighteenth-Century Dance: The German-French Connection/ Studies in Seventeenth- and Eighteenth- Century Art and Culture. — Rowman & Littlefield, 2017. — 250 p.
28. Pierre Rameau. Abrege de la nouvelle methode dans Г art d'ecrire ou de tra?er toutes sortes de danses de ville, dedie a Son Altesse serenissime mademoiselle de Baujaulois. — Paris, 1725. URL:
https: //archive. org/stream/BIUSante_351332/BIU S ante_351332_djvu.txt (Дата обращения 30.03.2018)
29. Weaver J. Orchesography; or, The art of dancing by characters and demonstrative figures Wherein the whole art is explain'd; with compleat tables of all steps us'd in dancing, and rules for the motions of the arms, &c. Whereby any person (who understands dancing) may of himself leam all manner of dances. — London, 1715. URL:
https://www.loc.gOv/resource/musdi.074.0 (Дата обращения 30.03.2018)
Литература:
1. Адрианова Татьяна Олеговна Социальные функции театра
// Вестник ЧелЕУ. 2012. №35 (289). URL:
https://cyberleninka.ni/article/n/sotsialnye-funktsii-teatra (Дата обращения:
09.06.2018) .
2. Белякова Дарья Владимировна Провинциальная бальная
культура: к вопросу об истории и понятии // Вестник ЗабГУ. 2011. №5. URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/pro vintsialnaya-balnay a-kultura-k-
voprosu-ob-istorii-i-ponyatii (Дата обращения: 10.06.2018).
3. Беньямин В. Париж— столица XIX века // Историкофилософский ежегодник. —М.: Наука, 1990. — 378 с.
4. Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец: Учеб, пособие. — 2-е изд., пересмотр. — М.: Искусство, 1987. — 382 с.
5. Друскин М. С. Очерки по истории танцевальной музыки. — М: 1936. —450 с.
6. Дуков Е. В. Концерт в истории западноевропейской
культуры. — М.: Классика-ХХ1, 2003. — 256 с.
7. Жданова М. М. Французские контрдансы эпохи барокко // Материалы второй конференции по вопросам реконструкции европейских исторических танцев ХШ-ХХ веков. — 2010.
8. Захарова О. Ю. Светские церемониалы в России XVIII — начала XX в. — М., 2003. — 230 с.
9. История частной жизни: под общей редакцией Ф. Арьеса и
Ж. Дюби. От Ренессанса до эпохи Просвещения.
— М.: Новое литературное обозрение, 2016. Т. 3. — 721 с.
10. История частной жизни: под общей редакцией Ф. Арьеса и Ж. Дюби. От Великой французской революции до I Мировой войны; под ред. М. Перро. Пер. с фр. О. Панайотти. —М.: Новое литературное обозрение, 2018. Т. 4. — 672 с.
11. Историко-бытовой танец. - Искусство: 1963. - 389 с.
12. Карлейль Т. История Французской революции / Пер. с англ. Ю. В. Дубровина и Е. А. Мельниковой (ч.1). — М.: Мысль, 1991. — 575 с.
13. Ленотр Жорж. Повседневная жизнь Парижа во времена Великой революции. — М.: Молодая гвардия, 2006. — 376 с.
14. Ливен Д. Аристократия в Европе 1815 - 1914 / Пер. с англ. М.А. Шерешевской. — СПб.: Академ, проект, 2000. — 463 с.
15. Ловягин А. М. Людовик XIV Великий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1895. Т. 35.
— 500 с.
16. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство.
— М.: Иск-во, 1976. — 366 с.
17. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). — СПб.: Искусство, 1994. — 399 с.
18. Луговая Е. К. Танец как предмет эстетического анализа: Дне. Канд. философ. наук/Е. К. Луговая. — СПб., 1992. — 155 с.
19. Луков В. А. История культуры Европы XVIII-XIX вв. — М.: 2011, —77 с.
20. Малый энциклопедический словарь. Т. 2 Вып. 3: Кигн — Початок. — СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1909. — 1055 с.
21. Мартен-Фюжье А. Элегантная жизнь, или Как возник «весь Париж». —М.: им. Сабашниковых, 1998. —480 с.
22. Мильчина В. А. Париж в 1814-1848 годах. Повседневная жизнь. — М., 2013. — 938 с.
23. Михельсон, Алексей Давыдович. 30000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с объяснением их корней. По словарям: Еейзе, Рейфа и др. / сост. Михельсон. — М., 1866. — 771 с.
24. Неклюдова М. Искусство частной жизни: Век Людовика XIV. — М.: ОЕИ, 2008. — 440 с.
25. Никитина Е. А. Бал как культурная практика // Человек в мире культуры. — 2012. №2. URL: httpV/cyberleninka.ru/article/n/bal- kak-kultumaya-praktika (Дата обращения: 10.04.2018)
26. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце и балетах. Л. — М.: Иск-во, 1965. —376 с.
27. Окуноваа Т. Н. «Предметный мир» бала (к вопросу
изучения мифологемы бала в художественных текстах эпохи романтизма) // Культура и текст. 2004. №7. URL:
bttps://cyberleninka.nkarticle/n/predmetnyy-mir-bala-k-voprosu-izucheniya- mifologemy-bala-v-hudozhestvennyh-tekstah-epohi-romantizma (Дата обращения: 10.06.2018).
Перро Ш. Век Людовика Великого; пер. с фр. // Спор о древних и новых / Сост. В.Я. Бахмутский. — М.: Искусство, 1985. — 471 с.
29. Птифис Жан-Кристиан. Людовик XIV. Слава и испытания. — Евразия, 2008. — 344 с.
30. Савин А. Век Людовика XIV. — М.: Гос. изд-во, 1930. — 248 с.
31. Слонимский Ю.И. О драматургии балета. // Музыка и хореография современного балета. Вып.1. Л., 1974. С. 31-49.
32. Строев В. М. Париж в 1838 и 1839 годах. — СПб., 18411842. Т. 1-2.—437 с.
33. Хартманн П. К. Французские короли и императоры. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 576 с.
34. Худеков С. Н. Всеобщая история танца. — М.: Эксмо, 2010. — 628 с.
35. Women’s Work: Making Dance in Europe before 1800. Univ of Wisconsin Press. 2008. — 288 p.