Трансформация европейской танцевальной культуры в XVIII - XIX вв.: социокультурный аспект
|
Введение 3
Глава 1. Внутреннее пространство бальной культуры 10
Глава 2. Бал как социокультурный феномен 49
Заключение 69
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Внутреннее пространство бальной культуры 10
Глава 2. Бал как социокультурный феномен 49
Заключение 69
Список использованных источников и литературы
Бал, как часть танцевальной культуры, являясь важнейшей частью досуга высших слоев европейского общества XVIII-XIX веков, выполнял целый ряд принципиальных социальных функций, что делает анализ данного социокультурного феномена крайне интересным и важным в контексте изучения общества того времени. Изменения, которые происходят в структуре и значении балов в указанный период, демонстрируют, помимо прочего, и процессы трансформации высших слоев общества, изменение места и роли аристократии в социальной структуре, появление новых влиятельных общественных групп. Изучение трансформации бальной культуры XVIII-XIX веков позволяет также углубить знания по истории повседневности и проследить изменения социокультурного облика общества двух веков.
В первую очередь, необходимо оговориться, что танцевальная культура в целом разносторонний феномен, включающий в себя народную, профессиональную (балетную), а также бальную (придворную или городскую) составляющие. В фокусе внимания данной работы находится культура бальная, которая, тем не менее, непосредственно связана как с балетной, так и с народной танцевальными культурами, в частности, в области заимствования танцевальных практик, техник, фигур.
Таким образом, объектом исследования стала — танцевальная культура как часть социальной жизни Европы XVIII-XIX вв., а предметом — бальная культура указанного периода.
Изучение бальной культуры именно XVIII-XIX веков представляет интерес в связи с многочисленными изменениями, произошедшими как на рубеже веков, так и в XIX веке, оказавшими значительное влияние на жизнь аристократии. Выбор XVIII века обусловлен тем, что к этому времени завершилось формирование придворной бальной культуры со всеми присущими ей характеристиками. Но уже с начала XVIII века происходят изменения в бальной культуре, которые в дальнейшем отразятся и на трансформациях данного феномена в XIX столетии.
Верхняя граница хронологических рамок — конец XIX века. Обусловлено подобный выбор тем, что именно к концу века заканчиваются все процессы и изменения в бальной культуре, начавшиеся ещё на рубеже веков.
Акцент в работе сделан на изучении танцевальной культуры Франции, поскольку в данный период именно она была своеобразной законодательницей танцевальной моды, другие европейские страны ориентировались на французский опыт. Однако развитие танцевальной культуры было процессом общеевропейским и происходило в контексте постоянных межкультурных взаимодействий, чему также уделяется внимание в работе.
Цель исследования — выявить изменения, произошедшие в европейской бальной культуре в XVIII-XIX веках.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Дать общую характеристику бальной культуре XVIII - XIX вв.
2) Выявить трансформации танцевальных практик в указанный период
3) Проследить изменения, произошедшие в значении балов для культурной жизни XVIII-XIX вв.
4) Проследить изменения в социальных функциях балов в период XVIII-XIX веков.
Источники по данной проблеме можно разделить на несколько групп. Первая группа — это описания танцев, сделанные танцмейстерами. Данная группа источников является одной из наиболее важных, поскольку именно в сочинениях танцмейстеров и хореографов, непосредственно преподававших танцы, ярко отражаются все мельчайшие изменения танцевальной культуры. Помимо этого, именно они являлись зачинателями нововведений и сами инициировали процессы трансформаций. К данной группе относятся работы Цорна, Целлариуса, Джона Вивера, Пьера Рамо, Эдмунда Пембертона. Особую важность для нас имеют сочинения Целлариус , в которых подробно характеризуется бальная культура Парижа его времени. На основании изучения работ Э. Пембертон и Д. Вивер можно составить представления о бальной культуре Лондона XVIII века. Фридрих Цорн — немецкий и российский танцмейстер и танцевальный педагог XIX века, его труды позволяют увидеть процесс развития бальной культуры в тех странах, где он работал. Помимо этого, необходимо выделить наследие П. Рамо , известного французского танцмейстера и теоретика танца XVIII века, поскольку он долгое время преподавал танцы пажам при испанском королевском дворе, а затем стал там же и королевским учителем танцев, следовательно, на страницах его трудов отразилось состояние придворной танцевальной культуры Испании. Также к данной группе источников относятся работы Дж. Боне, Дж. Буланже, Ц. Негри, А. Эмеральда, Г. Тауберта .
Вторую группу источников составляют мемуары современников, раскрывающие различные аспекты культурной жизни эпохи. К данной группе относятся сочинения Шарля-Луи Лезюра, Л. Монтиньи, Дельфины де Жирарден, мадам де Севиньие . Дельфина де Жирарден — французская писательница XIX века, «Парижские письма от Виконта де Лауна» которой были крайне популярными уже ее при жизни. Сама Дельфина уделяла большое внимание балам, сама часто их посещала и оставила ценные замечания о развитии бальной культуры своего времени. «Исторический ежегодник» Шарля-Луи Лезюра стал важнейшим источником сведений о жизни аристократии. Всеобъемлющий же труд Л. Монтиньи «Провинциал в Париже» повествует о жизни города в XIX веке, большую роль отводя бальной и, шире, танцевальной культуре того времени. К данной группе относятся и мемуары российских авторов, среди них особое место занимают сочинения А. И. Герцена и А. Н. Карамзина.
Литературу, использованную в работе, также можно разделить на несколько групп. Первая группа — это работы, посвященные истории развития танца и музыкальной культуры, среди них работа М. В. Васильевой- Рождественской М. С. Друскина, Е. В. Дукова . Эти работы позволили нам составить общее представление о танцах каждой отдельной эпохи, а также проследить трансформацию популярных танцев от XVIII века к XIX. Наиболее значимыми для нас стали работы М.В. Васильевой и труды С.М. Друскина, в которых подробно описывается история появления и развития отдельных танцев. В работе М. С. Друскина даётся ценная для нас общая характеристика танцевальной культуры XVIII-XIX вв. Также в данную группы вошли сочинения М. М. Ждановой и С. Н. Худекова.
Вторую группу составила литература по истории повседневности XVIII- XIX вв. Сюда вошли работы В. Беньямина, Д. Ливена, А. Мартена-Фужье. В работе В. Беньямина подробно описывается жизнь аристократии в Париже в XIX веке. Д. Ливен рассматривает трансформации, произошедшие в жизни аристократии всей Европы, начиная с 1815 года. Самой ценной работой по истории повседневности для нас стала работа А.Мартен-Фужье, поскольку она посвящена довольно полному и разностороннему описанию быта, в том числе и аристократического, XVIII века. Помимо указанных выше, в данную группу входят работы В. А. Лукова, серия «История частной жизни», А. М. Ловягиной, М. Неклюдовой, В. А. Мильчиной.
В третью группу входят работы, которые так или иначе затрагивают развитие балов и бальной культуры как социокультурного феномена. Наиболее важными в этой группе стали работы О. Ю. Захаровой, Е. А. Никитиной, Ю. М. Лотмана . В исследовании О. Ю. Захарова светских церемониалов в России XVIII — начале XX в. для нас особенно значимой стала там методологическая база, на которую опирается автор, тем методики и инструменты, которые она использует в исследовании своего предмета. Ю.
М. Лотман, анализируя жизнь и быт русского дворянства, также не оставляет в стороне бальную культуру и ее роль в развитии изучаемой им социальной группы. Статье же Е А. Никитиной непосредственно посвящена изучению бала как социокультурной практики.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе дается общая характеристика внутреннего пространства бальной культуры (танцевальные практики, этикет, места проведения балов и их описания). Вторая глава посвящена балу как социокультурному феномену, здесь прослеживается трансформация социальных функций балов на протяжении XVIII-XIX вв.
Структура работы выстроена на основании принципа, который был предложен Мартеном-Фужье, автором многочисленных работ, посвященных французской светской жизни первой половины XIX века. Именно он ввёл понятия «синхрония» и «диахрония», посредствам которых можно, в частности, определить внутреннее и внешнее пространства бальной культуры. Так Мартьен-Фужье отмечает: «Синхрония — это элементы, из которых состояла светская жизнь французского общества (социальные институты и соответствующие им пространства): двор, салоны, балы, приёмы, академические и парламентские заседания, театры, концерты, «кружки», кафе, игорные дома, панорамы и прочее. Диахрония — это эволюция понятия свет от эпохи Реставрации (1814-1830), когда светское отождествлялось с придворным, а принадлежащими к «хорошему обществу» считались люди, принятые при дворе, до конца Июльской монархии, когда критерием светскости стали элегантность и роскошь, и теперь уже двору для того, чтобы завоевать себе место в жизни «всего Парижа», то есть Парижа светского, приходилось доказывать, что он достаточно элегантен.» В данной работе «синхрония» ассоциируется с внутренним пространством бальной культуры, а «диахронию» с ее внешними характеристиками. Несмотря на то, что Мартер-Фужье использует «диахронию» только для характеристики изменений в аристократии Франции в период Реставрации, нам важно, что он обращает внимание именно на изменения и трансформацию функции, значения аристократии. То же самое мы стремимся проследить, анализируя бал как социокультурный феномен во второй главе нашей работы.
В первую очередь, необходимо оговориться, что танцевальная культура в целом разносторонний феномен, включающий в себя народную, профессиональную (балетную), а также бальную (придворную или городскую) составляющие. В фокусе внимания данной работы находится культура бальная, которая, тем не менее, непосредственно связана как с балетной, так и с народной танцевальными культурами, в частности, в области заимствования танцевальных практик, техник, фигур.
Таким образом, объектом исследования стала — танцевальная культура как часть социальной жизни Европы XVIII-XIX вв., а предметом — бальная культура указанного периода.
Изучение бальной культуры именно XVIII-XIX веков представляет интерес в связи с многочисленными изменениями, произошедшими как на рубеже веков, так и в XIX веке, оказавшими значительное влияние на жизнь аристократии. Выбор XVIII века обусловлен тем, что к этому времени завершилось формирование придворной бальной культуры со всеми присущими ей характеристиками. Но уже с начала XVIII века происходят изменения в бальной культуре, которые в дальнейшем отразятся и на трансформациях данного феномена в XIX столетии.
Верхняя граница хронологических рамок — конец XIX века. Обусловлено подобный выбор тем, что именно к концу века заканчиваются все процессы и изменения в бальной культуре, начавшиеся ещё на рубеже веков.
Акцент в работе сделан на изучении танцевальной культуры Франции, поскольку в данный период именно она была своеобразной законодательницей танцевальной моды, другие европейские страны ориентировались на французский опыт. Однако развитие танцевальной культуры было процессом общеевропейским и происходило в контексте постоянных межкультурных взаимодействий, чему также уделяется внимание в работе.
Цель исследования — выявить изменения, произошедшие в европейской бальной культуре в XVIII-XIX веках.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) Дать общую характеристику бальной культуре XVIII - XIX вв.
2) Выявить трансформации танцевальных практик в указанный период
3) Проследить изменения, произошедшие в значении балов для культурной жизни XVIII-XIX вв.
4) Проследить изменения в социальных функциях балов в период XVIII-XIX веков.
Источники по данной проблеме можно разделить на несколько групп. Первая группа — это описания танцев, сделанные танцмейстерами. Данная группа источников является одной из наиболее важных, поскольку именно в сочинениях танцмейстеров и хореографов, непосредственно преподававших танцы, ярко отражаются все мельчайшие изменения танцевальной культуры. Помимо этого, именно они являлись зачинателями нововведений и сами инициировали процессы трансформаций. К данной группе относятся работы Цорна, Целлариуса, Джона Вивера, Пьера Рамо, Эдмунда Пембертона. Особую важность для нас имеют сочинения Целлариус , в которых подробно характеризуется бальная культура Парижа его времени. На основании изучения работ Э. Пембертон и Д. Вивер можно составить представления о бальной культуре Лондона XVIII века. Фридрих Цорн — немецкий и российский танцмейстер и танцевальный педагог XIX века, его труды позволяют увидеть процесс развития бальной культуры в тех странах, где он работал. Помимо этого, необходимо выделить наследие П. Рамо , известного французского танцмейстера и теоретика танца XVIII века, поскольку он долгое время преподавал танцы пажам при испанском королевском дворе, а затем стал там же и королевским учителем танцев, следовательно, на страницах его трудов отразилось состояние придворной танцевальной культуры Испании. Также к данной группе источников относятся работы Дж. Боне, Дж. Буланже, Ц. Негри, А. Эмеральда, Г. Тауберта .
Вторую группу источников составляют мемуары современников, раскрывающие различные аспекты культурной жизни эпохи. К данной группе относятся сочинения Шарля-Луи Лезюра, Л. Монтиньи, Дельфины де Жирарден, мадам де Севиньие . Дельфина де Жирарден — французская писательница XIX века, «Парижские письма от Виконта де Лауна» которой были крайне популярными уже ее при жизни. Сама Дельфина уделяла большое внимание балам, сама часто их посещала и оставила ценные замечания о развитии бальной культуры своего времени. «Исторический ежегодник» Шарля-Луи Лезюра стал важнейшим источником сведений о жизни аристократии. Всеобъемлющий же труд Л. Монтиньи «Провинциал в Париже» повествует о жизни города в XIX веке, большую роль отводя бальной и, шире, танцевальной культуре того времени. К данной группе относятся и мемуары российских авторов, среди них особое место занимают сочинения А. И. Герцена и А. Н. Карамзина.
Литературу, использованную в работе, также можно разделить на несколько групп. Первая группа — это работы, посвященные истории развития танца и музыкальной культуры, среди них работа М. В. Васильевой- Рождественской М. С. Друскина, Е. В. Дукова . Эти работы позволили нам составить общее представление о танцах каждой отдельной эпохи, а также проследить трансформацию популярных танцев от XVIII века к XIX. Наиболее значимыми для нас стали работы М.В. Васильевой и труды С.М. Друскина, в которых подробно описывается история появления и развития отдельных танцев. В работе М. С. Друскина даётся ценная для нас общая характеристика танцевальной культуры XVIII-XIX вв. Также в данную группы вошли сочинения М. М. Ждановой и С. Н. Худекова.
Вторую группу составила литература по истории повседневности XVIII- XIX вв. Сюда вошли работы В. Беньямина, Д. Ливена, А. Мартена-Фужье. В работе В. Беньямина подробно описывается жизнь аристократии в Париже в XIX веке. Д. Ливен рассматривает трансформации, произошедшие в жизни аристократии всей Европы, начиная с 1815 года. Самой ценной работой по истории повседневности для нас стала работа А.Мартен-Фужье, поскольку она посвящена довольно полному и разностороннему описанию быта, в том числе и аристократического, XVIII века. Помимо указанных выше, в данную группу входят работы В. А. Лукова, серия «История частной жизни», А. М. Ловягиной, М. Неклюдовой, В. А. Мильчиной.
В третью группу входят работы, которые так или иначе затрагивают развитие балов и бальной культуры как социокультурного феномена. Наиболее важными в этой группе стали работы О. Ю. Захаровой, Е. А. Никитиной, Ю. М. Лотмана . В исследовании О. Ю. Захарова светских церемониалов в России XVIII — начале XX в. для нас особенно значимой стала там методологическая база, на которую опирается автор, тем методики и инструменты, которые она использует в исследовании своего предмета. Ю.
М. Лотман, анализируя жизнь и быт русского дворянства, также не оставляет в стороне бальную культуру и ее роль в развитии изучаемой им социальной группы. Статье же Е А. Никитиной непосредственно посвящена изучению бала как социокультурной практики.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В первой главе дается общая характеристика внутреннего пространства бальной культуры (танцевальные практики, этикет, места проведения балов и их описания). Вторая глава посвящена балу как социокультурному феномену, здесь прослеживается трансформация социальных функций балов на протяжении XVIII-XIX вв.
Структура работы выстроена на основании принципа, который был предложен Мартеном-Фужье, автором многочисленных работ, посвященных французской светской жизни первой половины XIX века. Именно он ввёл понятия «синхрония» и «диахрония», посредствам которых можно, в частности, определить внутреннее и внешнее пространства бальной культуры. Так Мартьен-Фужье отмечает: «Синхрония — это элементы, из которых состояла светская жизнь французского общества (социальные институты и соответствующие им пространства): двор, салоны, балы, приёмы, академические и парламентские заседания, театры, концерты, «кружки», кафе, игорные дома, панорамы и прочее. Диахрония — это эволюция понятия свет от эпохи Реставрации (1814-1830), когда светское отождествлялось с придворным, а принадлежащими к «хорошему обществу» считались люди, принятые при дворе, до конца Июльской монархии, когда критерием светскости стали элегантность и роскошь, и теперь уже двору для того, чтобы завоевать себе место в жизни «всего Парижа», то есть Парижа светского, приходилось доказывать, что он достаточно элегантен.» В данной работе «синхрония» ассоциируется с внутренним пространством бальной культуры, а «диахронию» с ее внешними характеристиками. Несмотря на то, что Мартер-Фужье использует «диахронию» только для характеристики изменений в аристократии Франции в период Реставрации, нам важно, что он обращает внимание именно на изменения и трансформацию функции, значения аристократии. То же самое мы стремимся проследить, анализируя бал как социокультурный феномен во второй главе нашей работы.
На основании проделанной работы мы пришли к следующим выводам.
Говоря о внутреннем пространстве бальной культуры, о местах проведения балов, их организаторах, этикете, структуре, необходимо отметить, что в XVIII мы можем выделить только придворные балы, которые организовывались при королевском дворе и были строго подчинены определенному регламенту. В XIX появляются новые бальные пространства: от городских-публичных до частных и даже сельских. Упрощается бальный этикет, становятся проще и сами танцы и структура бала в целом. Теперь не только придворный свет, но и почти любой желающий может приобщиться к танцевальной культуре. Кроме того, балы становятся очень популярным времяпрепровождением. Помимо этого, необходимо отметить, что по сравнению с XVIII веком танцевальная культура XIX века начинает упрощаться, несмотря на появление новых танцев, а вот бальный этикет, напротив, становился всё сложнее. Упрощение бальной культуры связано с переходом ее от придворного типа к частному, общественному, городскому. Доступ к балам стал более свободным, а танцы XVIII века были сложны и стали неуместны для балов XIX века.
Говоря о танцмейстерах, необходимо сделать вывод о том, что если в XVIII веке они были частью придворной жизни и не обладали самостоятельностью, то в XIX веке их роль меняется. Танцмейстеры открывают собственные школы, издают собственные трактаты, обмениваются опытом и, по существу, именно они (а не король как это было в прошлом) определяют теперь моду на те или иные танцы.
Подводя итоги анализа трансформации собственно танцевальных практик нужно подчеркнуть, что основной характерной чертой начала XIX века в этой связи считается появление и распространение круговых парных танцев, таких как шоттиш, полька, полька-мазурка, вальс. В групповых танцах преобладают кадрили, вытесняя контрдансы и котильоны старого типа. Характернейшей чертой бальной культуры именно XIX века стало преобладание танцев с вращением в закрытой паре. Можно сделать предположение о связи подобной ситуации с популярностью вальса и тем, что другие танцы становились похожими на него - парность, схожая позиция, танец, рассчитанный на двоих людей, а не на построение в фигуру.
Обращаясь к социальным функциям бальной культуры, необходимо подчеркнуть, что наиболее важными среди них являлись коммуникативная, статусная, воспитательная функции, а также функция социальной стратификации. Важно заметить, что часть этих функций трансформировались на протяжении двух веков или из одного века в другой, а часть оставалась неизменной. При этом, эти неизменные функции являлись неким маркером для определения бальной культуры в целом и отличия ее от других форм досуга. К этим неизменным функция относятся эстетическая и развлекательная функция. Несомненно, любой досуг обладает этими функциями, но то, как они выражены в бальной культуре определяет ее значение.
Воспитательная функция трансформировалась в сторону умаления ее значения. В XVIII веке она играла важную роль в бальной культуре, но уже к середине XIX появились другие механизмы воспитания. В XIX веке танцам обучали не с самого детства, а могли приобщаться к балам в связи с повышением статуса и положения. В связи с этим, представления о воспитании не складываются только вокруг бальной и танцевальной культуры.
Коммуникативная функция и функция социальной стратификации претерпели больше всего изменений на протяжении двух веков. Важность обеих функций усиливалась при переходе от XVIII века к XIX. Несмотря на новый мир, который преобразил повседневность человека XIX века, бал был привычным и нужным времяпровождением, потому что не нашлось заменяющих форм досуга, отвечающим функциям бала. Если внешние функции можно заменить другими формами досуга, то функцию социального стратификации, поиска партнёров для брака, коммуникативную заменить невозможно. А такие функции как утверждение социального статуса лишь усилили необходимость балов в сложное для представителей высших слоёв время.
Включение в танцевальную культуру и бальную жизнь новых слоёв общества — это важная характеристика балов XIX века. Именно так трансформировалась функция социальной стратификации.
Постепенно парадно-церемониальная роль бала отходит на второй план, бал становится в большой мере развлечением. Об этом свидетельствуют позиции вальса — танца, который в конце XVIII века считался неприемлемым — не только не пошатнулись, а несколько упрочились в связи с изменением общей направленности бала как развлекательного мероприятия.
Таким образом, мы можем сделать общий вывод о том, что бальная культура в XIX веке превратилась из придворной в публично-общественную.
Говоря о внутреннем пространстве бальной культуры, о местах проведения балов, их организаторах, этикете, структуре, необходимо отметить, что в XVIII мы можем выделить только придворные балы, которые организовывались при королевском дворе и были строго подчинены определенному регламенту. В XIX появляются новые бальные пространства: от городских-публичных до частных и даже сельских. Упрощается бальный этикет, становятся проще и сами танцы и структура бала в целом. Теперь не только придворный свет, но и почти любой желающий может приобщиться к танцевальной культуре. Кроме того, балы становятся очень популярным времяпрепровождением. Помимо этого, необходимо отметить, что по сравнению с XVIII веком танцевальная культура XIX века начинает упрощаться, несмотря на появление новых танцев, а вот бальный этикет, напротив, становился всё сложнее. Упрощение бальной культуры связано с переходом ее от придворного типа к частному, общественному, городскому. Доступ к балам стал более свободным, а танцы XVIII века были сложны и стали неуместны для балов XIX века.
Говоря о танцмейстерах, необходимо сделать вывод о том, что если в XVIII веке они были частью придворной жизни и не обладали самостоятельностью, то в XIX веке их роль меняется. Танцмейстеры открывают собственные школы, издают собственные трактаты, обмениваются опытом и, по существу, именно они (а не король как это было в прошлом) определяют теперь моду на те или иные танцы.
Подводя итоги анализа трансформации собственно танцевальных практик нужно подчеркнуть, что основной характерной чертой начала XIX века в этой связи считается появление и распространение круговых парных танцев, таких как шоттиш, полька, полька-мазурка, вальс. В групповых танцах преобладают кадрили, вытесняя контрдансы и котильоны старого типа. Характернейшей чертой бальной культуры именно XIX века стало преобладание танцев с вращением в закрытой паре. Можно сделать предположение о связи подобной ситуации с популярностью вальса и тем, что другие танцы становились похожими на него - парность, схожая позиция, танец, рассчитанный на двоих людей, а не на построение в фигуру.
Обращаясь к социальным функциям бальной культуры, необходимо подчеркнуть, что наиболее важными среди них являлись коммуникативная, статусная, воспитательная функции, а также функция социальной стратификации. Важно заметить, что часть этих функций трансформировались на протяжении двух веков или из одного века в другой, а часть оставалась неизменной. При этом, эти неизменные функции являлись неким маркером для определения бальной культуры в целом и отличия ее от других форм досуга. К этим неизменным функция относятся эстетическая и развлекательная функция. Несомненно, любой досуг обладает этими функциями, но то, как они выражены в бальной культуре определяет ее значение.
Воспитательная функция трансформировалась в сторону умаления ее значения. В XVIII веке она играла важную роль в бальной культуре, но уже к середине XIX появились другие механизмы воспитания. В XIX веке танцам обучали не с самого детства, а могли приобщаться к балам в связи с повышением статуса и положения. В связи с этим, представления о воспитании не складываются только вокруг бальной и танцевальной культуры.
Коммуникативная функция и функция социальной стратификации претерпели больше всего изменений на протяжении двух веков. Важность обеих функций усиливалась при переходе от XVIII века к XIX. Несмотря на новый мир, который преобразил повседневность человека XIX века, бал был привычным и нужным времяпровождением, потому что не нашлось заменяющих форм досуга, отвечающим функциям бала. Если внешние функции можно заменить другими формами досуга, то функцию социального стратификации, поиска партнёров для брака, коммуникативную заменить невозможно. А такие функции как утверждение социального статуса лишь усилили необходимость балов в сложное для представителей высших слоёв время.
Включение в танцевальную культуру и бальную жизнь новых слоёв общества — это важная характеристика балов XIX века. Именно так трансформировалась функция социальной стратификации.
Постепенно парадно-церемониальная роль бала отходит на второй план, бал становится в большой мере развлечением. Об этом свидетельствуют позиции вальса — танца, который в конце XVIII века считался неприемлемым — не только не пошатнулись, а несколько упрочились в связи с изменением общей направленности бала как развлекательного мероприятия.
Таким образом, мы можем сделать общий вывод о том, что бальная культура в XIX веке превратилась из придворной в публично-общественную.
Подобные работы
- Оркестровые жанры в западноевропейской опере начала XX века (61.02.01)
Диссертации (РГБ), искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002



