Введение 3
1. Теоретические и методические основы формирования стратегии развития организации 6
1.1 Сущность и содержание стратегии современной организации 6
1.2 Комплекс методов обоснования стратегии 11
1.3 Обоснование процесса формирования стратегии развития организации 17
2. Анализ особенностей стратегии развития организации (на примере
ООО “Агава”) 22
2.1 Общая характеристика деятельности организации 22
2.2 Анализ организационной структуры управления 28
2.3 Достоинства и недостатки существующей стратегии развития организации 34
3. Совершенствование стратегии развития организации (на примере
ООО “Агава”) 42
3.1 Модификация стратегических приоритетов развития организации 42
3.2 Развитие организационно-экономических механизмов реализации
стратегии 46
3.3 Оценка экономической эффективности стратегии развития организации 50
Заключение 58
Список использованных источников 64
Приложения
Разработка рациональной стратегии развития в целом является одним из наиболее актуальных направлений менеджмента компаний различных сфер деятельности. Стратегия развития организаций решает следующие основные задачи: обеспечение наиболее рационального использования ограниченных финансово-экономических ресурсов организации, ее человеческого капитала и инновационного потенциала; снижение общего уровня неопределенности и риска функционирования ввиду волатильности внешней рыночной и финансовой среды организации; обеспечение высокой степени приспособления организации к институциональным возможностям и изменениям; актуализация конкурентных позиций относительно других компаний отраслевого рынка.
Особое значение имеет формирование современной, научно обоснованной системы стратегического менеджмента для современных торговых сетей Российской Федерации и Республики Татарстан различного масштаба, торгового профиля и специализации. Необходимо отметить, что у значительного количества такого рода торговых сетей достаточно обоснованная, на основании использования точных количественных экономико-математических методов и моделей стратегия социально-экономического и финансового развития в настоящее время отсутствует.
Теоретические аспекты стратегического управления деятельностью современных организаций различных секторов экономики рассмотрены в трудах И. Ансоффа, Б. Карлоффа, А.Дж. Стрикленда, А.А. Топмсона, М. Портера, Д. Хасси.
Целью исследования выступает исследование теоретических и практических особенностей формирования стратегий и разработка инструментария их совершенствования (на примере сети, торгующей строительными и отделочными материалами). В рамках цели исследования сформулированы следующие основные задачи:
- рассмотреть различные подходы к трактовке сущности, содержания и классификации стратегий;
- выделить наиболее значимые факторы эффективности реализации стратегии;
- исследовать особенности методического инструментария формирования стратегии развития современных компаний;
- рассмотреть особенности финансово-экономического развития ООО “Агава” (сеть торговли строительными и отделочными материалами “Мега- строй”);
- произвести критический анализ существующей стратегии развития ООО “Агава” на рынке строительных и отделочных материалов Республики Татарстан и других регионов Поволжского федерального округа;
- сформировать предложения по совершенствованию стратегии развития исследуемой торговой сети;
- обосновать направления стратегического территориального развития ООО “Агава” на рынке строительных и отделочных материалов региона;
- оценить эффективность мероприятий по совершенствованию стратегии развития исследуемой торговой сети.
Объектом выпускной квалификационной работы выступает стратегия торговой сети как особая социально-экономическая категория. Предметом исследования является система отношений, возникающих в результате формирования и реализации стратегии развития современных компаний, а также оценка уровня эффективности их модернизации в условиях конкурентной экономической среды.
В процессе подготовки и написания исследования использованы такие методы, как критический анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной особенностям и проблемам формирования и реализации стратегии развития современных торговых сетей, методы финансового анализа, индексный метод, а также метод экспертного оценивания исследования эффективности стратегии развития ООО “Агава”.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятийного аппарата стратегического планирования и управления, систематизации проблем разработки стратегий современных торговых сетей, развитии подходов к использованию методов стратегического анализа. Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов и рекомендаций автора в процессе совершенствования системы разработки стратегии современных торговых сетей.
Эффективность развития современных организаций различных отраслей экономики, в том числе крупных региональных торговых сетей, непосредственно зависит от тщательности проработки стратегии развития. Стратегия предприятия - это система объективных наиболее приоритетных направлений развития субъекта хозяйствования. Выделена система критериев эффективности формирования стратегий современных организаций.
Рассмотрены основные проблемы формирования процесса стратегии современных торговых сетей РФ и РТ. Показано, что в современных условиях хозяйствования основными проблемами такого рода являются такие как недостаточная обоснованность основных стратегических приоритетов развития, недостаточный уровень инвестирования в совершенствование человеческого капитала организаций, высокая степень перекредитованности большинства современных отечественных торговых сетей, создающая наиболее значимую финансовую угрозу их развитию.
Практические аспекты формирования и реализации стратегии развития современных компаний рассмотрены на материалах ООО “Агава” - одной из ведущих торговых сетей, специализирующихся на реализации строительных и отделочных материалов в Республике Татарстан. Как показал осуществленный нами анализ, для ООО “Агава” в 2015 - 2017 г.г. характерны разнонаправленные тенденции изменения финансово-производственной эффективности деятельности: так, рост выручки от реализации продукции сопровождается некоторым снижением уровня рентабельности. Стратегической угрозой деятельности компании является и некоторое снижение доли отраслевого рынка в РТ, имевшее место в 2016 - 2017 г.г.
Основными конкурентами ООО “Агава” на отраслевом рынке продажи строительных и отделочных материалов населению Республики Татарстан являются такие крупные торговые гипермаркеты как "Леруа Мерлен" и "Метро", а также относительно небольшие магазины, торгующие материалами строительства и отделки для дома и дачи. Конкурентным преимуществом ООО “Агава” по сравнению с "Леруа Мерлен" и "Метро" является более удобная расположенность гипермаркетов по отношению ко всем основным спальным районам Казани и, соответственно, большее удобство для потребителей, а также более широкая представленность по сравнению "Леруа Мерлен" и "Метро" отечественных строительных и отделочных материалов эконом-класса. Преимуществом ООО “Агава” по сравнению с небольшими магазинами являются более выгодные и широкие условия программ потребительской лояльности, сервиса и постпродажного обслуживания.
Нами рассмотрены функциональные обязанности основных уровней и звеньев организационной структуры управления ООО “Агава”. В целом, структура управления исследуемой компанией является линейно - функциональной, что достаточно типично для современных торговых сетей Российской Федерации и Республики Татарстан. В рамках организационной структуры, вместе с тем, отсутствуют специалисты по территориальному развитию компании, по взаимодействию с ее удаленными филиалами, а также по использованию стратегического потенциала такого существенного средства и активизации коммуникаций с клиентами, и стимулирования сбыта, как глобальная компьютерная сеть Интернет.
В настоящее время ООО “Агава” реализует выраженную стратегию территориальной концентрации деятельности, которая сводится к ориентации на развитие сети гипермаркетов в основном на территории Республики Татарстан. При этом выход на другие региональные рынки, которые являются потенциально перспективными с точки зрения продаж строительных и отделочных материалов, осуществляется крайне инертно. Вместе с тем, по нашему мнению, территориальное расширение деятельности, открытие новых магазинов в других регионах ПФО позволило бы способствовать решению такой выделенной в настоящем разделе исследования стратегической проблемы развития исследуемой торговой сети, как устойчивое сокращение в 2015 - 2017 г.г. уровня чистой рентабельности и определенное уменьшение ликвидности.
Как продемонстрировала осуществленная нами экспертная оценка, в настоящее время основными стратегическими факторами успеха ООО “Агава” является достаточно развитый человеческий потенциал сотрудников, их профессионализм, а также синергизм услуг, который проявляется в подкрепленности продаж строительных и отделочных материалов широким кругом сопутствующих услуг по доставке, монтажу, постпродажному обслуживанию. Вместе с тем, по мнению экспертов, существующая стратегия развития ООО “Агава” является недостаточно обоснованной и экономически устойчивой.
Предлагается модернизировать существующую стратегию финансово - экономического развития ООО “Агава” посредством перехода к интегрированной стратегии кооперационной диверсификации и территориальной экспансии. Стратегия территориального расширения деятельности требует использования новых инвестиционных возможностей, но, вместе с тем, снижает риск финансовой зависимости исследуемой организации.
Нами предлагается перейти от выраженной стратегии территориальной концентрации к стратегии территориального расширения на отраслевые рынки строительных и отделочных материалов потребительского спроса близлежащих регионов ПФО. Для выбора конкретных регионов нами предлагается рассчитывать индекс предпочтительности региона с точки зрения расширения деятельности ООО "Агава". Регион является тем предпочтительнее для территориального расширения деятельности исследуемой торговой сети, чем выше среднедушевые доходы населения и, соответственно, при прочих равных условиях, величина платежеспособного потребительского спроса. С другой стороны, регион тем более предпочтителен, чем менее интенсивно в нем в настоящее время развивается рынок строительных и отделочных материалов в целом и, следовательно, имеются существенные перспективы его будущего роста. В соответствии с сочетанием данных критериев, наиболее предпочтительными ля территориального расширения деятельности ООО "Агава" регионами ПФО являются Республика Башкортостан, Самарская область, Нижегородская область, Пермский край.
Разработаны рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ООО "Агава" в соответствии с модифицированной стратегией развития. Нами предлагается формирование дочернего ООО по собственному производству строительных и отделочных материалов экономкласса - наиболее потенциально востребованного ценового сегмента на данном отраслевом рынке РТ и ближайших регионов. Собственное производство позволит экономить издержки, формировать ассортимент продаж в максимальном соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка строительных и отделочных материалов для населения. Выделение данного вида деятельности в качестве отдельного ООО позволит более четко планировать денежные потоки и разграничивать уровень финансовоэкономического риска между торговой и производственным направлениями деятельности.
Также предлагается формирование должности специалиста по развитию рынков за пределами Республики Татарстан исследуемой торговой сети. Основные функциональные обязанности данного нового специалиста исследуемой компании будут заключаться в следующем: анализ наиболее предпочтительных территориальных рынков расширения деятельности исследуемой торговой сети в соответствии с инструментарием стратегического анализа; организация взаимодействия с новыми территориальными подразделениями исследуемой торговой сети ООО “Агава”; стратегический контроль и оценка эффективности новых территориальных направлений деятельности исследуемой торговой сети; стратегический анализ результативности продуктовой политики исследуемой торговой сети в территориальном разрезе и т.п. Специалист по интернет-маркетингу ООО “Агава” будет осуществлять следующие основные должностные обязанности: формирование общей стратегии интернет-маркетинга исследуемой организации и ее представление на утверждение высшему руководству торговой сети; формирование и осуществление политики в отношении интернет-рекламы, в первую очередь баннерного характера; развитие и совершенствование стратегических интернет-программ потребительской лояльности клиентов торговой сети ООО “Агава” на различных ресурсах сети Интернет; развитие политики исследуемой компании по расширению структуры рынков сбыта в рамках групп в социальных сетях; общая оценка эффективности интернет-маркетинга исследуемой организации и обоснование стратегических направлений его совершенствования с учетом структурных и технологических изменений в самой глобальной компьютерной сети.
Предложено организовать стратегическое управление финансами организации на основании принципов современного бюджетирования. В стратегическом аспекте бюджетирование деятельности исследуемой организации позволит решить следующие основные задачи стратегического развития ООО “Агава”: обеспечит более эффективный стратегический контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов в разрезе стратегических центров финансовой ответственности организационного развития; сформирует более качественное управление ограниченными финансовыми и иными ресурсами торговой сети на децентрализованном уровне, в рамках отдельных магазинов ООО “Агава”; повысит степень самостоятельности, демократизма принятия управленческих решений на уровне отдельных магазинов в рамках таких функций, как управление персоналом, управление складскими запасами и т.п.;4. В качестве стратегической цели развития ООО “Агава” выделена максимизация выручки с одного клиента, которая может быть достигнута посредством использования инструментария последовательных скидок за ассортимент и длительность использования услуг, пример которых представлен в дипломном исследовании. Для достижения данной стратегической цели, в частности, требуется развитие имеющихся сопутствующих сервисов деятельности ООО "Агава", таких как комплексная доставка материалов и оборудования, монтажные работы, отделочные работы и комплексное постпродажное гарантийное обслуживание постоянных клиентов исследуемой организации.
В качестве стратегической цели развития ООО “Агава” выделена максимизация выручки с одного клиента, которая может быть достигнута посредством использования инструментария последовательных скидок за ассортимент и длительность использования услуг, пример которых представлен в дипломном исследовании. Для достижения данной стратегической цели, в частности, требуется развитие имеющихся сопутствующих сервисов деятельности ООО "Агава", таких как комплексная доставка материалов и оборудования, монтажные работы, отделочные работы и комплексное постпродажное гарантийное обслуживание клиентов.
Как продемонстрировала средняя экспертная оценка, эффективность предлагаемой стратегии экономического развития ООО “Агава” выше по сравнению с эффективностью существующей стратегии на 6,7 экспертных балла или 18,9%. При этом наибольшее увеличение уровня эффективности предлагаемой стратегии развития имело место по параметрам уровня ее экономической устойчивости и обоснованности. Некоторое снижение, согласно экспертной оценке, уровня финансовой устойчивости предлагаемой стратегии развития ООО “Агава” имеет место вследствие того, что реализация проектов собственного производства строительных материалов эконом-класса и территориального расширения рынков сбыта потребует определенной мобилизации дополнительных финансово-инвестиционных ресурсов.
Эффективность предлагаемой стратегии финансово-экономического развития ООО “Агава” будет в долгосрочной перспективе проявляться и в увеличении уровня рентабельности деятельности. Такого рода увеличение уровня рентабельности может быть достигнуто за счет совместного влияния следующих основных факторов: действия эффекта масштаба производства в результате освоения новых рынков сбыта товаров и сопутствующих услуг в территориальном разрезе; реализации стратегического приоритета максимизации уровня выручки с одного клиента за счет предложения ему максимально широкого объема услуг; освоения таких потенциально рентабельных видов экономической деятельности, как производство строительных материалов эконом-класса и их реализации через собственную торговую сеть.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Армада, 2018.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: часть первая от 30 ноября 1994 г., N 51-ФЗ; часть вторая от 26 января 1996 г., N 14-ФЗ; часть третья от 26 ноября 2001 г., N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г., N 230-ФЗ (ред. от 24 февраля 2010 г.) // Справочно-правовая система «Гарант». - Последнее обновление 25.04.2017.
Книги, монографии
3. Абрамов Д.А. Стратегическое планирование / Д.А. Абрамов. - М.: Бек,2018.- 264 с.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - М.: Дело и сервис, 2011. - 348 с.
5. Балабанов И.Т. Основы стратегического менеджмента / И.Т. Балабанов. - М.: Финэкспресс,2017. - 480с.
6. Бадишин Р.И. Теория и практика управления проектами / Р.И. Бадишин - М.: Армада, 2016. - 458с.
7. Барский А.И. Теория и практика стратегического менеджмента / А.И. Барский. - Спб.: Питер, 2016. - 280 с.
8. Батранова Л.Г. Экономический анализ деятельности предприятия / Ба- транова Л.Г. - М.: Логос, 2009. - 344с.
9. Безвидный Н.А. Инвестиционное проектирование / Н. А. Безвидный- Спб.: Питер, 2017. - 232с.
10. Бланк И.А. Финансовый менеджмент / И.А. Бланк. - М.: Ника-центр,2017. - 562c.
11. Большов А.В., Хайруллина А.Д. Риск-менеджмент / А.В. Большов, А.Д. Хайруллина. - Казань: из-во КФЭИ, 2000. - 82с.
12. Буковский Н.И. Стратегическое управление / Н.И. Буковский. - М.: Армада, 2016. - 456с.
13. Волкова А.Г. Жизненные циклы развития бизнес-портфеля / А.Г. Волкова. — Самара, 2011. — 250 с.
14. Высоцкий Д.А. Совершенствование методов анализа риска инвестиционных проектов в реальном секторе экономики / Д.А. Выскоцкий. — Иркутск, 2008. — 190 с.
15. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент / Г.Я. Гольдштейн. - М.: Армада, 2018. - 480 с.
16. Дебелак Д. Бизнес-модели. Принципы создания процветающей организации / Д. Дебелак. - М.: Гребенников, 2009. - 256с.
17. Дурницкий Н.И. Стратегический анализ / Н.И. Дурницкий. - М.: Институт экономики переходного периода, 2017. - 512с.
18. Жабров Г.Д. Теория проектного анализа / Г.Д. Жабров. - М.: Пресса, 2007. - 124с.
19. Жулина Е.Г., Мягкова Т.Л., Коцуба О.Б. Диверсификация деятельности предприятия / Е.Г. Жулина, Т.Л. Мягкова, О.Б. Коцуба. - М.: Библиотека журнала “Управление персоналом”, 2006. - 176 с.
20. Илларионов А.И., Клименко Э.А. Портфель проектов. Инструмент стратегического управления предприятием / А.И. Илларионов. - М.: Альбина Паблишер, 2013 - 320 с.
21. Ильинский И.Д. Управление развитием бизнеса / И.Д. Ильинский. - М.: Академия, 2016. - 458с.
22. Йескомб Э.Р. Принципы стратегического менеджмента / Э. Йескомб. - М.: Вершина, 2008. - 488с.
23. Ковалев В.В. Финансовый анализ / В.В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 458с.
24. Кузанкин Д.А. Стратегическое развитие предприятия: методика управ-
ления / Д.А. Кузанкий. - М., 2017. - 240 с.
25. Котельников В.В. Новые бизнес-модели для эпохи быстрых перемен /
В.В. Котельникой. - М.: Эксмо, 2011. - 96с.
26. Маллинс Дж., Комиссар Р. Поиск бизнес-модели. Как спасти стартап, вовремя сменив план / Дж. Маллинс, Р. Комиссар. - М., 2011. - 336с.
27.Остервальд О., Пинье И. Построение бизнес-моделей. Настольная книга стратега и новатора / О. Остервальд, И. Пинье. - М.: Альбина Паблишер, 2011. - 288с.
28. Первушин В.А. Практика управления стратегическими проектами / В.А. Перушин. - М.: Дело, 2016. - 208с.
29. Пухин Е.Б., Волков Е.И. Проблемы развития диверсифицированных производств / Е.Б. Пухин, Е.И. Волков. - М.: Армада, 2018. - 240 с.
30. Республика Татарстан в цифрах: статистический сборник. - Казань: Из- во Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, 2017. - 652с.
31. Российский статистический ежегодник. - М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2017. - 811с.
32. Россия и страны мира. - М.: Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2017. - 624 с.
33. Семенова В.А. Оценка эффективности инноваций при диверсификации бизнеса / В.А. Семенова. - М.: ГУАП, 2016. - 118 с.
34. Файт Э. Введение в проектное финансирование / Э. Файт. - М.: Ин- телбук, 2008. - 208с.
35. Феофантов К.С. Тенденции развития стратегического менеджмента в России / К.С. Феофантов. - М.: Правда, 2017. - 348 с.
36. Хакен Г. Информация и самоорганизация / Г. Хакен. - М.: Комкнига,2005. - 248с.
37.Четыркин Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций / Е.М. Четыркин. - М.: Дело, 2012 - 256с.
38.Чуб Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе / Б.А.
Чуб. - М.: ЗАО ИПЦ “Буквица”, 1999. - 186с.
39. Шарп У., Александер В., Бейли А. Инвестиции / У.Шарп, В. Александер, А. Бейли. — М.: Дело, 2017. — 1024с.
40. Шенаев Ю.В. Эффективное развитие бизнеса / Ю.В. Шенаев. - Сыктывкар, 2014. - 24с.
Печатная периодика
41. Винницкий М.В., Безуглова М.Б., Коваленко М.В. Маркетинговые исследования для рынка стройматериалов / М.В. Винницкий, М.Б. Безуглова, М.В. Коваленко // Экономика и управление. - 2016. - №3.
42. Давыдов А.Ю. Экономические проблемы фрмирования стратегий современных компаний / А.Ю. Давыдов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №3. - С.11 - 14.
43.Завалишин А.В. Мировой опыт стратегического управления / А.В. Завалишин // Бизнес-панорама. - 2017. - №1. - С.14-16.
44. Кандаурова Д.И. Диверсификация производства / Д.И. Кандаурова // Бизнес и право. - 2016 - №9. - С.17-21.
45. Молотков С.С. Фрактальный подход к диверсификации и децентрализации бизнеса / С.С. Молотков // Российское предпринимательство. -2017. - №8. - С.13 - 17.
46. Морозов Д.И. Проектирование в системе стратегического менеджмента / Д.И. Морозов // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - №3. - С.41-46.
47. Мухин С.И. Развитие диверсифицированных производств в США / С.И. Мухин // Экономика и бизнес. - 2009. - №5. - С.18-21.
48. Смирнов М.В. Смешанная диверсификация. Базовые элементы планирования / М.В. Смирнов // Российское предпринимательство. - 2009. - №1 - С.66 - 71.
49. Текутьев И.В. Концептуальный подход к оценке экономической эффективности диверсификации предпринимательской деятельности / И.В. Текутьев // Российское предпринимательство. - 2016. - №7. - С.68 - 72.
50. Яковлев А.В. Проблемы развития отечественного рынка стройматериалов / А.В. Яковлев // Бизнес и право. - 2016. - №5. - С.8.- 12.
51. Материалы ООО “Агава” (устав, финансовая и управленческая документация).