ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1 Ассортимент как составляющая маркетинговой политики коммерческого
предприятия в рыночной экономике 6
1.2 Особенности управления ассортиментом в условиях рыночных отношений 14
1.3 Тенденции и закономерности управления ассортиментом в условиях рыночных отношений 22
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ
ОТНОШЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ООО «АЭМ» 29
2.1. Краткая характеристика предприятия 29
2.2. Характеристика коммерческой деятельности ООО «АЭМ» 38
2.3. Оценка управления ассортиментом в условиях рыночных отношений
ООО «АЭМ» 47
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
УПРАВЛЕНИЯ АССОРТИМЕНТОМ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 61
3.1. Основные направления совершенствования управления ассортиментом на
ООО «АЭМ» 60
3.2. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ
Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания - требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке. Продавать товары надо так, чтобы любая коммерческая операция обеспечивала предельно возможный уровень рентабельности, торговый риск был сведен к минимуму, постоянно укреплялось положение торгового предприятия на рынке и росло доверие к нему со стороны деловых партнеров. Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое финансовое состояние предприятия, его конкурентоспособность.
А для того, чтобы эта деятельность была эффективной, предприятия должны уметь выявлять все недостатки торгово-технологического и организационного процесса и устранять их. Фирмы не могут вечно полагаться на существующее состояние этого процесса, он должен постоянно совершенствоваться. Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента и товарных запасов. От рациональности, полноты и устойчивости ассортимента зависит стабильность всего предприятия розничной торговли.
Стабильность торговой деятельности определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента товаров. От состава и обновляемости ассортимента непосредственно зависят рост товарооборота и ускорение реализации товаров. Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий запросам потребителей ассортимент отрицательно сказывается на эффективности торговли.
Цель ассортиментной политики - формирование ассортимента в зависимости от потребностей рынка, финансового состояния предприятия и его стратегических целей. Ассортиментная политика и стратегия предприятия тесно взаимосвязаны.
Роль процесса управления ассортиментом заключается в том, чтобы умело сочетать финансы предприятия с ассортиментной политикой предприятия, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству указателем, генеральным курсом которым должно идти предприятие, что в свою очередь позволяет сотрудникам предприятия ориентировать свою работу в наиболее прибыльных направлениях. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены. В связи с этим проблема эффективного управления ассортиментом для торгового предприятия является всегда актуальной.
Анализ материалов по теме дипломной работы показал, что она достаточно хорошо освещена в научной литературе. На ее основе можно получить хорошее представление о самом ассортименте торгового предприятия, его роли и функциях, получить общие рекомендации по эффективному управлению ассортиментом. Однако, большинство источников рассматривают отдельные проблемы или функции по управлению ассортиментом, то есть отсутствует комплексность исследования проблемы управления ассортиментом торгового предприятия. Одной из задач настоящей дипломной работы является систематизация данного материала и представление комплексной методики анализа управления ассортиментом торгового предприятия.
Целью работы является разработка рекомендаций по финансовому обоснованию процесса управления ассортиментом торгового предприятия.
Предметом работы является ассортимент торгового предприятия- ООО «АЭМ».
В качестве объекта исследования выступает торговое предприятие ООО «АЭМ».
Основные задачи работы:
а) изучение теоретических основ управления ассортиментом предприятия;
б) анализ управления ассортиментом в ООО «АЭМ»;
в) разработка рекомендаций по совершенствованию управления ассортиментом в ООО «АЭМ».
Структура работы построена соответственно очередности поставленных задач. В первой главе представлено исследование теоретических аспектов управления ассортиментным портфелем предприятия, в частности, изучается понятие ассортимента и ассортиментной политики, ее взаимосвязь со стратегией предприятия, основные функции управления ассортиментом предприятия, а также методы и направления анализа ассортимента.
Во второй главе производится анализ управления ассортиментом на предприятии ООО «АЭМ» . В данной главе приводится общая характеристика компании и ее финансового состояния, проводится анализ ее ассортимента и его динамики, а также исследуется организация управления ассортиментом на данном предприятии.
И в третьей, заключительной главе разработаны рекомендации по совершенствованию управления ассортиментом на рассматриваемом предприятии.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса рекомендаций, выполнение которых поможет торговому предприятию сформировать такую структуру ассортимента, при которой оно будет функционировать устойчиво в рыночных условиях.
Ассортиментная политика ООО «АЭМ» в области формирования ассортимента осуществляется в соответствии с анализом потребностей потребителей и анализом конкурентов магазина, а также на основании исследования ассортимента по каждой группе товаров.
Пути совершенствования ассортиментной политики можно разработать, основываясь на расчете показателей ассортимента.
Для ООО «АЭМ» эти показатели составили:
а) коэффициент широты ассортимента вкусовых товаров - 0,5 или 50%;
б) коэффициент полноты ассортимента чая- 0,8;
в) коэффициент устойчивости ассортимента чая- 0,7;
г) степень обновления ассортимента чая- 0,3;
д) коэффициент рациональности для ассортимента чая- 0,2.
Основываясь на расчетах вышеперечисленных показателей ассортимента можно сделать вывод, что ассортимент чая характеризуется достаточно высокой полнотой и устойчивостью, но низкой степенью обновления и рациональностью.
Коэффициент рациональности ассортимента чая для ООО « АЭМ» составил 0,2. Это довольно низкий показатель, несмотря на то, что ассортимент этих товаров характеризуется высокой полнотой и устойчивостью. Возможно, он обладает низкой рациональностью из-за низкой степени обновления ассортимента.
Таким образом, ассортимент чая в ООО «АЭМ» можно охарактеризовать как достаточно стабильный, о чем свидетельствуют высокий показатель устойчивости и низкая степень обновления ассортимента. Такое положение объясняется тем, что руководство магазина не стремится к внесению в ассортимент новых наименований чая, предпочитая закупать те их виды, которые пользуются особым спросом у покупателей. Об этом свидетельствует
высокий коэффициент устойчивости и низкий коэффициент рациональности ассортимента чая в магазине.
Из проведенного АВС-анализа выявлено, что в категорию А вошли чаи Rosehips & Hibiscus/ Шиповник и Гибискус, Assam / Ассам, Earl Grey/ Эрл Грей, Darjeeling/ Дарджилинг, English Breakfast/ Английский Завтрак. Следовательно, эти наименования следует закупать в наибольшем количестве. От закупки сортов, вошедших в группу С, с одной стороны, можно вообще отказаться, так как доход от них минимален. С другой стороны, покупателям зачастую важно иметь выбор, а потому оптимальный вариант все же закупать чаи этих марок, но в минимально-допустимом количестве.
Построив и проанализировав матрицу Бостонской консалтинговой группы, по ней можно сделать ряд выводов:
Следует принять управленческие и коммерческие решения в отношении следующих групп матрицы БКГ:
а) звезды - сохранение лидирующих позиций - Assam / Ассам, Earl Grey/ Эрл Грей.
б) дойные коровы - получение максимально возможной прибыли, в течение как можно более длительного периода времени - Darjeeling/ Дарджилинг, Rosehips & Hibiscus/ Шиповник и Гибискус.
в) дикие кошки - для перспективных продуктов инвестирование и развитие - Ceylon - Цейлон, Indian Breakfast - Индийский Завтрак, English Breakfast - Английский Завтрак; Green Sencha - Зеленая Сенча.
г) дохлые собаки - прекращение их поддержки и/или уход с рынка ( снятие с производства)- Jasmine Blossom -Цветок Жасмина, Mango & Strawberry - Манго и Клубника.
Следовательно, можно охарактеризовать ассортимент чая в ООО «АЭМ», как полный и устойчивый, но имеющий низкую степень обновления, то есть редко изменяющийся. Из этого следует, что руководство магазина предпочитает не вносить в ассортимент чая новые наименования, а реализовывать те виды чая, которые пользуются устойчивым спросом у потребителей, это характеризуется коэффициентом устойчивости.
Наряду с этим, ассортимент чая в ООО « АЭМ» обладает низкой рациональностью, но этот показатель не всегда объективен. Возможно, его низкое значение связано с недостаточной степенью обновления ассортимента чая в ООО «АЭМ». Рекомендуется убрать из ассортимента Jasmine Blossom/ Цветок Жасмина, Mango & Strawberry/ Манго и Клубника.
Основываясь на выше перечисленных положениях можно разработать пути совершенствования ассортиментной политики в области формирования ассортимента чая в ООО «АЭМ».
Можно предложить следующие проекты, которые повысят эффективность ассортиментной политики ООО «АЭМ»:
а) Дегустации в розничных торговых сетях;
б) Презентация продукта в рамках проведения отраслевых конференций, выставок;
в) Выпуск продукции с нанесением логотипа.
Единовременные текущие затраты по внедрению нового продукта составят 127050 руб. Низкие затраты связаны с отсутствием в необходимости специальной подготовки персонала в целях проведения дегустаций и презентаций, аренды помещений и покупки дополнительного оборудования. Все показатели свидетельствуют о том, что разработанный инвестиционный проект эффективен, следовательно, он выгоден ООО «АЭМ».
1. «Конституция Российской Федерации» ( принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от
05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014, «СЗ РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Закон РФ от 19.06.1992 N 3085-1 (ред. от 02.07.2013) «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» // «РГ», N 139, 19.06.1992, «Ведомости СНД и ВС РФ», 30.07.1992, N 30, ст. 1788.
Книги, монографии, диссертаций
3. Баев, А.В. Совершенствование методов экономической оценки ассортиментной политики нефтеперерабатывающего предприятия: Дис. К.э.н.:8.00.05, Уфа, 2013. - 145 с.
4. Немков В.А. Формирование ассортиментной политики в системе обеспечения экономической устойчивости промышленного предприятия: Дисс. канд. эконом. наук.: 08.00.05. - Тюмень. - 2013. -143 с.
5. Рахматуллин Р. К. Закономерности и особенности ценообразования на рынке сельскохозяйственной продукции: Дис. канд. экон. наук : 08.00.01 Уфа,2013. - 195 с.
6. Бузукова Е.А. Ассортимент розничного магазина: методы анализа и практические советы. СПб.: Питер, 2013. - 176 с.
7. Ирзаев Г.Х. Экспертные методы управления технологичностью промышленных изделий. — М.: Инфра-Инженерия, 2013. — 192 с.
8. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии: 1 отдел, 3 том. - М.,2013. - 678 с.
9. Мищенко Л.Я. Формирование концепции и практических механизмов
управления стоимостью компании. - М. - 2013. - 540 с.
10. Опельбаум Ш. В. Организация советской кооперативной торговли / Ш. В. Опельбаум. - М.: Экономика, 1974. - 97 с.
11. Половников А.П. Формирование товарного ассортимента и совершенствование товароснабжения розничной сети продовольственными товарами: учебное пособие. - Издание МИНХ им. Г.В. Плеханова, 2012. - 520 с.
12. Риккардо Д. Начала политической экономии и налогообложения: Сочинения, 2 том.- М., 2013. - 472 с.
13. Цветков В.Я. Геомаркетинг: прикладные задачи и методы. М., 2013. - 560 с.
14. Shields, M. Implementing Activity-Based Costing Systems Successfully: Journal of Cost Management, n.1, 2014, - 58 p.
15. Абрютина М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учеб. Пособие для вузов. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 464 с.
16. Бассовский, Л. Е. Маркетинг: учебник / Л. Е. Бассовский. М.: ИНФРА - М,2013. - 411 с.
17. Берман, Б. Маркетинг: Учебник / Б. Берман, Д. Эванс. - М.: Экономика,2013. - 395 с.
18. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - 6-е изд., доп. - М.: Институт новой экономики, 2014. - 1376 с.
19. Вилкова С.А. Экспертиза потребительских товаров: учебник. — М.: Дашков и К, 2013. — 252 с.
20. Войтоловский, Н.В. Комплексный экономический анализ предприятия. - СПб.: Питер, 2010. - 256 с.
21. Григорьев М.Н. Маркетинг: учеб. пос. для ВУЗов. - Гардарика, 2014. - 620 с.
22. Дубровский А.М. История российской торговли: учебное пособие. -Брянск: Государственный торгово-экономический университет, 2010 - 356 с.
23. Еремина О.Ю., Евдокимова О.В., Уварова В.И. Товарный менеджмент: учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2014. — 234 с.
24. Захарова Ю.А. Продакт-менеджмент, или Искусство управления товаром: практ. пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. — 128 с.
25. Иванова, И. А. Менеджмент: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: Риор: Инфра- М, 2013. - 128 с.
26. Ивашкова, Н.И. Управление маркетингом: учебное пособие. - М.: ФОРУМ, ИД «ИНФРА - М», 2013. - 176 с.
27. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 512 с.
28. Кондрашов В.М. Менеджмент продаж: учеб. пособие. — М.: Вузовский учебник, 2012. — 279 с.
29. Котлер Ф., Келлер К. Маркетинг. Менеджмент: учебник. СПб., 2013. 465 с.
30. Липсиц, И.В. Маркетинг. Учебное пособие / И.В. Липсиц. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2012. - 238 с.
31. Любушин Н.П. Экономический анализ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 423 с.
32. Маркетинг торговли: Учебник / И.М. Синяева, С.В. Земляк, В.В. Синяев. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 750 с.
33. Новикова А.М. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учебник для нач. проф. образования. М.: ПрофобрИздат. - 2014. - 480 с.
34. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебник для вузов / Ф. Г. Панкратов. - 8 е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2013. - 504 с.
35. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Маркетинг в розничной торговле: учебнопрактическое пособие / Под общей редакцией профессора Т.Н. Парамоновой. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2014. - 224 с.
36. Переверзев М.П. Менеджмент учебник / Шайденко Н.А. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Инфра-М, 2013. - 330 с.
37. Поляков А.Г., Сахарова Л.Г., Колышницына Г.П. История торговли в России: учебное пособие. - Издание 2-е, дополненное и переработанное. -Киров, 2012. - 200 с.
38. Родина Т.Г. Сенсорный анализ продовольственных товаров: учебник для студентов вузов. — М.: Изд-кий центр «Академия», 2014. — 208 с.
39. Савицкая П.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Новое знание, 2013. - 465 с.
40. Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Управление ассортиментом в рознице. Категорийный менеджмент. — СПб.: Питер, 2012. — 288 с.
41. Хапенков В.Н., Разина В.В. Мерчандайзинг: учебное пособие. - М.: ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2013. - 84 с.
42. Чувакова С.Г. Управление ассортиментом магазина: Практическое пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012. - 260 с.
43. Швандар В.А., Горфинкель В.Я. Инновационный менеджмент: учебник. М.,2013.- 382 с.
Печатная периодика
44. Воронцова М.Г. Современные технологии менеджмента в турбизнесе // Туристские фирмы. - 2014. - № 28. С. 54-68.
45. Губернаторов, А. М. Оптимизация ассортиментной политики в многопродуктовых производствах // Наука и экономика. 2013. № 1. С. 22-26.
46. Елкин С. Е. Вопросы теории управления товарным ассортиментом // Сибирский торгово-экономический журнал. 2013. № 9. С. 52-54.
47. Жариков В. В. Ассортиментная политика промышленного предприятия в условиях нестабильного спроса // Вестник ТГТУ. 2014. Том 10. № 3. С. 850-852.
48. Крипак Е. М., Шаталова Т. Н., Шепель В. Н. Методы анализа ассортиментной политики производственного предприятия // Вестник ОГУ. 2012. № 1. С. 126-132.
49. Кубахов, П.И. Маркетинг инновационных продуктов: учебник / П.И. Кубахов / Маркетинг: методы, формы, исследования. 2014. № 6. С. 41-54
50. Скороходова Л. А., Назаров Д. М. Инструменты компаративного анализа ассортиментной политики малого предприятия и разработка его маркетинговой стратегии // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 6. С. 81-84.
51. Удалова К. Ассортимент и организация выкладки товара // Современная торговля. - 2013. - № 9. - С. 36-38.
Электронные ресурсы
Словарь по маркетингу [Электронный ресурс] // Финам. - Режим доступа: www.finam. ru/dictionary