ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….5
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ………………………………..9
§ 1. Процесс становления таможенного союза…………………………...9
§ 2. Нормативно-правовое регулирование функционирования
таможенного союза……………………………………………………….15
§ 3. Развитие торговых отношений между государствами членами
таможенного союза……………………………………………………….20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ ТС…………………………….27
§ 1. Взаимная торговля и ее динамика…….…………………………..…27
§ 2. Проблемы взаимных торговых отношений государств - членов
таможенного союза…..…………………………………………………...32
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ
ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА…………………...42
§ 1. Тренды и тенденции взаимной торговли государств-членов
таможенного союза……………………………………………………….42
§ 2. Предложения по реализации мер направленных на решение
торгово-экономических проблем во взаимной торговле……………….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…….68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………..70
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...…………78
Актуальность темы исследования. Интеграционные процессы,
получившие новое развитие во втором десятилетии XXI века привели к
формированию нового интеграционного объединения, названного
Таможенным Союзом России, Белоруссии и Казахстана. Союз трех стран
сформировал новую нормативно-правовую базу практически во всех
областях многостороннего сотрудничества и в 2015 году трансформировался
в Евразийский экономический союз.
Состояние взаимных торговых связей – один из важнейших
показателей развития интеграционных процессов на территории
Таможенного союза. Масштабы и структура свободного обмена товарами,
услугами, свидетельствуют об интенсивности взаимного экономического
общения, успехах и неудачах строительства единого экономического
пространства. Вместе с тем в сфере взаимной торговли ставится и решается
задача выработки и реализации единообразных условий и критериев,
предопределяющих товарообмен между государствами-членами
таможенного союза. Надежная и достоверная статистика служит
необходимым инструментом отслеживания и оценки хода интеграции в
сфере взаимной торговли.
В этой связи большой интерес вызывает вопрос оценки результатов
взаимного сотрудничества трех стран, выявления проблем и поиск решений,
увеличению взаимного товарооборота. Вместе с тем, динамика изменений
взаимного обмена обусловливает необходимость выявления и анализа новых
тенденций и поиск механизмов решений возникающих проблем.
Степень научной разработанности исследования. В своих научных
исследованиях В.Г. Шишкин и В.И. Пинкин рассматривают анализ
интеграционных процессов и основные торгово-экономические отношения
стран участниц таможенного союза в 2011-2014 годах.6
Отдельные вопросы в области норм взаимной торговли и товарных
потоков, находятся в центре внимания А.В. Белова, Т.С. Зуевой, В.В.
Кудряшова, Т.Н. Нештаевой, А.А. Трунина, Ю.М. Юмашева и др.
исследователей.
Значительная часть научных трудов посвящена рассмотрению
товаропотоков между государствами-членами ТС. К ним можно отнести
работы А.А. Демичева, А.С. Логиновой и др.
Объектом исследования являются торгово-экономические отношения
государств - членов таможенного союза в сфере взаимного товарооборота.
Предмет исследования взаимная торговля государств – членов
таможенного союза.
Целью дипломной работы является комплексное исследование
взаимной торговли государств - членов таможенного союза на современном
этапе.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и
решения следующих задач:
1) рассмотреть развитие торговых отношений между государствамичленами таможенного союза;
2) выявить проблемы взаимного товарооборота между странами;
3) определить основные направления во взаимной торговле;
4) сформулировать и аргументировать предложения по реализации мер
направленных на решение торгово-экономических проблем во взаимной
торговле.
Методологическую основу исследования составляет комплекс
различных методов познания, таких как историко-логический, системный,
экономико-статистический, сравнительный, обобщения, группировок и
синтеза.
Нормативно-правовой основой исследования являются Таможенный
кодекс Таможенного союза, Конституция Российской Федерации,7
Гражданский кодекс Российской Федерации, Решение Комиссии
Таможенного союза от 27.11.2009 г. №130 «О едином таможенно-тарифном
регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики
Казахстан и Российской Федерации», Федеральный закон от 27.11.2010 №
311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и др.
Эмпирическую основу исследования составляют данные статистики
и информационно-аналитические отчёты Федеральной таможенной службы.
Теоретической основой исследования послужили труды ведущих
специалистов в области права, экономики и международных экономических
отношений. Среди них особое место занимают российские исследователи:
Бородавкин А.Н., Воскресенский А.Д., Галенович Ю.М., Гельбрас В.Г.,
Девятов А.П., Жулин Ю.А., Ишаев В.И., Козловский Е.А., Комиссина И.Н.,
Кузнецов В.Н., Кузык В.Н..
Научная новизна исследования заключается в том, что автором
проведено комплексное исследование взаимной торговли государств - членов
таможенного союза в сфере торгово-экономического сотрудничества, в
рамках которого:
- определены тренды и тенденции взаимного товарооборота стран;
- выявлены и обоснованы проблемы взаимной торговли между
государствами – членами таможенного союза;
- разработаны и предложены меры для решения проблем во взаимной
торговле.
Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования на защиту
выносятся следующие положения дипломной работы:
1) основным трендом взаимной торговли, является уменьшение
товарооборота, между странами ТС начиная с 2013 года;
2) выявлено, что проблемами взаимного товарооборота являются:
конъюнктура мировых рынков, внутренние условия на территории8
государств-членов таможенного союза и эффекты интеграции, все эти
проблемы негативно влияют на объемы торговли;
2) доказано, что тенденциями взаимной торговли являются: ускорение
торговли в период начала функционирования таможенного союза,
постепенное замедление торговли с третьими странами, сокращение и
уменьшение объёмов взаимной торговли
3) предложены меры по устранению проблем во взаимном
товарообороте между государствами - членами таможенного союза,
связанные с уменьшение взаимной торговли, такими мерами
являются: стабилизация макроэкономической ситуации, реализация
интеграционного потенциала государств-членов ТС в средне- и долгосрочной
перспективе, конкретные меры, обеспечивающие положительное влияние на
динамику взаимной торговли.
Апробация результатов исследования. Отдельные результаты
исследования докладывались на научно - практической конференции
«Стратегическое управление: теория, практика и проблемы» (г. Владимир,
Владимирский филиал РАНХиГС 18 декабря 2015 г.), Международной
заочной научно-практической конференции «Место таможенных союзов в
мировой интеграции государств» (г. Казань, Казанский кооперативный
институт 31 марта 2016 г.), ежегодной научно-практической конференции
студентов и аспирантов «Дни науки-2016» (г. Владимир, ВлГУ 8 апреля
2016 г.). Отдельные аспекты исследуемой проблемы нашли отражение в
публикации автора (К вопросу о распределении товарных потоков в
современных условиях / И.И. Кулинская, В.Е. Крылов // «Научное
обозрение» (журнал «список ВАК»). – 2016. № 9. – С. 137 - 139.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав,
разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и семи
приложений.
В работе была проанализирована взаимная торговля государств-членов
таможенного союза, основные тренды и тенденции изменения объемов
товарооборота между странами.
Анализ данных указывают, что тренды и тенденции затухания
взаимной торговли стран Таможенного союза была не случайной. За 2014 г.
объем торговли между Россией, Белоруссией и Казахстаном составил 89,4 %
соответствующих показателей прошлого года. И если в 2013 г. Россия и
Казахстан сократили свое участие в торговых акциях объединения, а
Белоруссия нарастила, то за 2014 год все три страны показали отрицательный
результат. У Казахстана – 21 %, у России – 11,3 %, у Белоруссии – 5,5 %.
Затухание взаимной торговли служит отражением экономической ситуации в
странах таможенной зоны – сокращения показателей роста ВВП по
сравнению с предыдущим периодом или даже стагнации в промышленности
и сельском хозяйстве. Существуют и другие причины, которые связаны с
постепенным сближением трех экономик. Процесс гармонизации и
унификации законодательств трех стран в сфере торговли, промышленности
и налоговой политики сделал менее выгодным, например, организацию
российских компаний в Белоруссии и Казахстане (где более либеральное
законодательство) с целью производства и последующей продажи продукции
на территории России. Влияние оказывает и общеэкономическая ситуация в
мире, которую эксперты характеризуют как предкризисную, что
подталкивает страны таможенной зоны к проведению более осторожной
торговой политики, сокращению издержек за счет активизации внутренних
резервов и импортозамещению. Негативные экономические тенденции в
рамках Таможенного союза дают и позитивный эффект. Руководители
России, Белоруссии и Казахстана стремятся компенсировать ряд трудностей
хозяйственного взаимодействия государств за счет активизации69
политического диалога и формирования Евразийского союза, деятельность
которого охватывает не только вопросы экономического сотрудничества.
Таким образом, оформление в 2010 г. Таможенного союза заметно
стимулировало взаимную торговлю России, Белоруссии и Казахстана на
протяжении первых двух лет. Это можно объяснить результатом снятия
таможенных барьеров между государствами Таможенного союза на фоне
восстановления экономик трех стран после мирового экономического
кризиса 2008 г. Начало функционирования Таможенного союза позволило
более полно воссоздать сложившиеся еще в советской экономике торговоэкономические цепочки. Однако в последующие годы фиксируется снижение
товарооборота между тремя республиками, что определяется внутренними и
внешними причинами.
Негативные тенденции обусловлены протекционистскими мерами
правительств России, Белоруссии и Казахстана, которые в условиях
нестабильной экономической и политической ситуации стремятся
поддержать собственных производителей и сохраняют ограничительные
барьеры в отношении отдельных видов продукции. Отрицательное влияние
на взаимную торговлю государств Таможенного союза также оказывает
наблюдающееся в последние два года снижение темпов экономического
роста в России, чья экономика доминирует в зоне Таможенного союза.
В целом, текущие проблемы объединения имеют ситуативный характер
и вполне преодолимы. В пользу их успешного решения говорит глубокая
заинтересованность России в успехе проекта как главного инструмента
евразийской интеграции.
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о
Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс]. URL:
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.
ru (дата обращения 19.02.2016);
2. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014
(ред.08.05.2015) [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.consultant.ru (дата обращения 10.03.2016);
3. Решение Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 525 «О
Единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли и
статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза»
(ред. от 19.03.2013) [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.consultant.ru (дата обращения
10.02.2016);
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 837 «Об
Инструкции о порядке формирования данных таможенной статистики
внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов
Таможенного союза» (ред. от 18.12.2014) [Электронный ресурс]. URL:
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.
ru (дата обращения 10.02.2016);
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный71
ресурс]. URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.consultant.ru (дата обращения 10.02.2016);
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016) [Электронный ресурс]. URL:
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.
ru (дата обращения 10.11.2015);
7. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном
регулировании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015) [Электронный
ресурс]. URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.consultant.ru (дата обращения 10.11.2015);
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.12.2005
№ 2225-р «О Концепции развития таможенных органов Российской
Федерации». [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.consultant.ru (дата обращения 10.11.2015);
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012
№ 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской
Федерации до 2020» (ред. от 15.04.2014) [Электронный ресурс]. URL:
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.
ru (дата обращения 10.11.2015);
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012
№ 2575-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты»)
«Совершенствование таможенного администрирования»» (ред. от 15.04.2014)
[Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.consultant.ru (дата обращения 10.11.2015);
11. Приказ ФТС РФ от 16.03.2015 № 447 «Об итогах работы
таможенных органов Российской Федерации в 2014 году и задачах на 2015
год» [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.consultant.ru (дата обращения 10.11.2015);72
Правоприменительная практика
12. Письмо ФТС РФ от 21.08.2009 N 21-50/39656 «О направлении
Концепции» (вместе с «Концепцией таможенного оформления и
таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной
границе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru (дата
обращения 10.11.2015);
Справочная литература
13. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России.
Таможенная служба Российской Федерации в 2015 году – М., 2016. – 74 с.;
Специальная литература
14. Каширкина А.А. Россия, Евразийский экономический союз:
монография. - М.: Инфра-М, 2015. - 295 с. -ISBN 978-5-16-010392-1;
15. Мокров Г.Г. Евразийский экономический союз: инструменты
защиты внутреннего рынка от конкуренции: научно-практическое пособие. -
М.: Проспект, 2016. - 320 с. – ISBN 978-5-392-19289-2;
16. Перевалов В.Д. Право Всемирной торговой организации: влияние
на экономику и законодательство государств-членов таможенного союза /
В.Н. Архангельский, В.С. Белых, Л.Н. Берг и др.; отв. ред. В.Д. Перевалов.
М.: Статут, 2014. 159 с. - ISBN 978-5-8354-0993-8;
17. Хабриевая Т.Я. Глобализация и интеграционные процессы в
Таможенном союзе: монография / Н.М. Бевеликова, Н.Г. Доронина, О.О.
Журавлева и др. - М.: ИЗиСП, ИНФРА-М, 2014. - 333 с. - ISBN: 978-5-16-
010504-8;
18. Хабриевая Т.Я. ТС: контуры многополярного мира: монография /
О.А. Акопян, Н.М. Бевеликова, К.М. Беликова и др. - М.: Институт
законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ,
Юриспруденция, 2015. - 300 с. - ISBN 978-5-9516-0732-4;73
19. Юмашев Ю.М., Постникова Е.В. Экономическое право
Евразийского экономического союза: монография. - М.: Норма, Инфра-М,
2014. - 384 с. - ISBN: 978-5-91768-431-4;
Учебники и учебные пособия
20. Бекяшев К.А. Право Евразийского экономического союза: учебное
пособие / К.А. Бекяшев, Е.Г. Моисеев; Московский государственный
юридический университет им. О.Е. Кутафина.- М.: Проспект, 2015. - 160 с. –
ISBN 978-5-392-18367-8;
21. Горбухов В.А. Таможенное право России: учебное пособие. - М.:
Омега-Л, 2014. – 200 с. - ISBN 978-5-370-02948-6;
22. Сенотрусова С.В. Таможенный контроль: учебное пособие. - М.:
Магистр: Инфра-М, 2015. - 144 с. – ISBN 978-5-9776-0275-4;
Статьи
23. Арабян М.С., Мавлютов Р.Р. Последствия присоединения к ВТО
стран-членов ТС и России // Таможенное дело. - 2014. - № 3. - С. 3 – 8;
24. Аверичева И.Л. Реализация финансово-правового статуса
таможенных органов Российской Федерации // Реформы и право. - 2014. -
№ 4. - С. 62 – 69;
25. Алпеева М.А. Особенности уголовно процессуального взаимодейст
вия таможенных органов // Таможенное дело. - 2015. - № 2. - С. 23 – 25;
26. Бевеликова Н.М. ТС: торговые особенности развития // Журнал
российского права. - 2015. - N 8. - С. 110 – 123;
27. Белов В.А. Таможенное регулирование между странами ТС // ЭЖЮрист. - 2015. № 25. - С. 11;
28. Белов В. А. Евразийский экономический союз // Законодательство и
экономика. - 2015. - № 8. - С. 66 – 69;
29. Воловик Н.П., Приходько С.В. Торговая политика стран ТС //
Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 8. - С. 18 – 28;74
30. Галузо В.Н. Формы международного сотрудничества таможенных
органов Российской Федерации // Международное право и международные
организации. - 2015. - № 1. - С. 49 – 53;
31. Гошин В.А. Актуальные вопросы таможенного контроля //
Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 10. - С. 226 – 231;
32. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Информационные технологии и
экономические отношения: проблемы международно-договорной
унификации права в ЕАЭС // Журнал российского права. - 2015. - № 11. -
С. 69 – 81;
33. Егорова М.А. Содержание понятия «экономическая концентрация»
в ЕАЭС // Юрист. - 2015. - № 13. - С. 4 – 10;
34. Егоров В.С. Таможенный союз: интеграция и торговля // ЭЖЮрист. - 2015. - № 31. - С. 10;
35. Зуева Т.С. Особенности системы межведомственного электронного
взаимодействия в рамках таможенного контроля, проводимого таможенными
органами РФ // Таможенное дело. - 2015.- № 4. - С. 3 – 7;
36. Зуева Т.С. Особенности внедрения электронного декларирования в
работу участников внешнеэкономической деятельности и таможенных
органов на территории России // Таможенное дело. - 2014. - № 2. - С. 3 – 6;
37. Канищев Д.Р. Аспекты взаимной торговли // Таможенное дело. -
2014. - № 4. - С. 25;
38. Касьянов Р.А. Рынки финансовых инструментов в Таможенном
союзе: правовые основы регулирования // Законы России: опыт, анализ,
практика. - 2015. - № 9. - С. 65 – 69;
39. Косов А. А. Особенности развития товарных потоков //
Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2015. - № 5. - С. 13 –
17;
40. Коровяковский Д.Г., Понаморенко В.Е. О совершенствовании
таможенного администрирования как предпосылке формирования75
международного финансового центра в России // Таможенное дело. - 2013. -
№ 1. - С. 5 - 7;
41. Король В.И. Соглашения о зонах свободной торговли как правовой
инструмент интеграционных и внешнеэкономических стратегий государств
Таможенного союза // Современное право. - 2015. - № 5.- С. 116;
42. Краморова М. В.О некоторых направлениях противодействия
коррупции в таможенных органах // Следователь. -2015. - № 4. - С. 28 – 31;
43. Кудряшов В.В. Сотрудничество институтов Евразийского
экономического союза // Таможенное право право. - 2015. - № 9. - С. 6 – 10;
44. Логинова А.С. Вступление России в ВТО в контексте
сотрудничества со странами Таможенного союза // Таможенное дело. - 2014.
- № 3. - С. 8 – 12;
45. Назаренко Н. А.О понятии и содержании нормативно – правовой
базы ТС //Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 3. - С. 227 – 237;
46. Нештатаева Т.Н. К вопросу о создании Евразийского Союза //
Российский ежегодник международного права. - 2014. – № 9. - С. 95;
47. Пащенко А.В. Международно-правовая база таможенно-тарифного
регулирования в Едином экономическом пространстве ЕврАзЭС // Реформы
и право. - 2014. - № 1. - С. 37 – 46;
48. Романенко Д.И. Поставка железнодорожным транспортом в страны
ТС. Какие условия следует включить в договор // Арбитражный и
гражданский процесс. - 2015. - № 3. С. -55 – 60;
49. Стародубцев С. В. Дальнейшее развитие таможенного права в связи
с заключением договора о Евразийском экономическом союзе
административных наук. - 2015. - № 1. - С. 33 – 39;
50. Трунин А.А. Толкование договора в странах Евразийского союза //
Вестник Российской Федерации. - 2015. - № 5. -С. 100 – 126;