МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………5
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИИ И КИТАЯ…………..10
§1. Геополитические и социально-экономические основы и факторы
сближения и сотрудничества России и Китая……………………....10
§2. Характеристика торгово-экономических отношений России и
Китая……………………………………………………………….......14
§3. Российско-Китайские отношения в контексте азиатского вектора
российской дипломатии ………………………………………….......20
ГЛАВА 2. ПОЗИЦИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В
СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………..30
§1. Экономический рост Китая и реформы: с 1979 года – настоящее
время…………………………………………………………………….30
§2. Ведущие экономические отрасли; инновационное развитие;
потенциал экономики Китая …………………………………….........34
§3. Участие Китая в международных организациях…………….......43
ГЛАВА 3. РОССИЯ – КИТАЙ: ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТАМОЖЕННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ . …………………...47
§1. Инвестиционное сотрудничество и товарооборот России и
Китая…………………………………………………………………….47
§2. Таможенное сотрудничество России и Китая…………………....50
§3. Развитие приоритетных направлений и форм экономического
взаимодействия России с Китаем в XXI веке……………………......58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..76
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА РОССИИ И КИТАЯ…………..10
§1. Геополитические и социально-экономические основы и факторы
сближения и сотрудничества России и Китая……………………....10
§2. Характеристика торгово-экономических отношений России и
Китая……………………………………………………………….......14
§3. Российско-Китайские отношения в контексте азиатского вектора
российской дипломатии ………………………………………….......20
ГЛАВА 2. ПОЗИЦИИ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В
СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………..30
§1. Экономический рост Китая и реформы: с 1979 года – настоящее
время…………………………………………………………………….30
§2. Ведущие экономические отрасли; инновационное развитие;
потенциал экономики Китая …………………………………….........34
§3. Участие Китая в международных организациях…………….......43
ГЛАВА 3. РОССИЯ – КИТАЙ: ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ТАМОЖЕННОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ . …………………...47
§1. Инвестиционное сотрудничество и товарооборот России и
Китая…………………………………………………………………….47
§2. Таможенное сотрудничество России и Китая…………………....50
§3. Развитие приоритетных направлений и форм экономического
взаимодействия России с Китаем в XXI веке……………………......58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..76
Актуальность темы исследования. Экономическое сотрудничество
России и Китая в конце XX - начале XXI века стало неотъемлемой частью
внешней политики двух стран. За последние годы Россией и Китаем были
достигнуты значительные успехи в плане активизации сотрудничества.
Характерной чертой современного этапа развития международных
торгово-экономических связей стала диверсификация их видов, активное
взаимодействие и взаимопереплетение внешней торговли с различными
формами производственного и научно-технического сотрудничества. В
результате традиционные товарообменные операции стали превращаться в
важное средство решения актуальных экономических проблем регионов -
участников внешнеэкономической деятельности.
Можно с полной уверенностью сказать, что с политической точки
зрения российско-китайские отношения сегодня находятся в самом хорошем
состоянии за всю историю. Договор о дружбе и сотрудничестве между
Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией определяет
дальнейшее углубление многовекового партнерства, дружбы между нашими
народами и отношения стратегического партнерства.
Китай и Россия установили такие партнерские отношения потому, что в
их основе лежат общие насущные потребности, существует взаимное
желание народов и благоприятные условия для развития этих отношений на
прочной взаимовыгодной основе. И Китай и Россия прилагают усилия в
развитии собственной экономики и взаимовыгодного торговоэкономического сотрудничества.
Эти отношения имеют прочную базу, перспективные цели и широкое
влияние. Китай и Россия являются постоянными членами Совета
Безопасности ООН, а значит, сотрудничество между двумя странами носит
глобальный характер.6
Степень научной разработанности исследования. Экономические
отношения России и Китая нередко являются объектом исследований
российских и зарубежных экономистов, однако их международно-правовые
аспекты в актуальной периодике представлены довольно небольшим
количеством работ – это научные статьи и диссертационные исследования,
монографии. Например, анализу международно-правовых аспектов членства
в региональной организации, занимающейся в том числе и экономическим
взаимодействием рассматриваемых стран посвящено диссертационное
исследование Д.С. Попова «Международно-правовые аспекты членства
государств в Шанхайской организации сотрудничества» (2009), монография
Б.Н. Кузыка и М.Л. Титаpенко «Китай – Россия 2050: стратегия сoразвития»
(2006), научная статьи А.Ю.Баранова «ШОС: Будущее и перспективы
российско-китайского сотрудничества», «ШОС: Долгосрочные перспективы
роста», диссертационное исследование Цзинь Дасиня «Международноправовые проблемы добрососедских отношений между Россией и Китаем».
Объектом исследования являются механизмы взаимодействия и
развитие торгово-экономических отношений России и Китая.
Предметом исследования выступают теоретические, методические и
практические вопросы, непосредственно связанные с реализацией торговоэкономического и инвестиционного взаимодействия России и Китая.
Целью дипломной работы является комплексное исследование
международного и экономического взаимодействия России и Китая на
уровне международных организаций и межгосударственном уровне.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и
решения следующих задач:
1) исследовать исторический аспект сотрудничества России и Китая в
рамках XX века;
2) изучить существующие нормативные акты, связанные с
экономическим и политическим сотрудничеством Китая и России;7
3) дать характеристику торгово-экономическим отношениям России и
Китая, выявить и рассмотреть их специфику;
4) сформулировать и аргументировать предложения по
совершенствованию механизма экономического взаимодействия между
странами;
5) определить влияние увеличения объемов товарооборота между
Россией и Китаем на развитие граничащих субъектов КНР и РФ;
6) изучить экономическое сотрудничество в рамках Шанхайской
организации сотрудничества (ШОС), и союза пяти быстроразвивающихся
стран: Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-африканской республики
(БРИКС), а так же рассмотреть перспективы организации как связующего
механизма взаимодействия России и Китая.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер
научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход,
статистический и сравнительно-правовой методы.
Теоретической основой исследования послужили труды ведущих
специалистов в области международных и международных экономических
отношений. Среди них особое место занимают российские исследователи:
Бородавкин А.Н., Воскресенский А.Д., Галенович Ю.М., Гельбрас В.Г.,
Девятов А.П., Жулин Ю.А., Ишаев В.И., Козловский Е.А., Комиссина И.Н.,
Кузнецов В.Н., Кузык В.Н., Михеев В.А., Наумов И.Н., Николаева Л.Г.,
Островский А.Н., Попов В.В., Рогачев И.А., Рыбалкина В.Е., Селищев А.С.,
Селищев Н.А., Титаренко М.Л., Яковец Ю.В., Ясин Е.Л. и другие. Для
раскрытия темы также были изучены и использованы труды иностранных
исследователей: Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу, Чжоу Синьчэн и Фен
Шаолей.
Эмпирическую основу исследования составляют Международные
соглашения об аспектах торгово-экономического сотрудничества между8
странами, данные статистики Федеральной таможенной службы, а также
Международного валютного фонда и материалы периодической печати.
Нормативно-правовой основой исследования являются Конституция
Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза,
Гражданский кодекс Российской Федерации, Решение Комиссии
Таможенного союза от 27.11.2009 г. №130 «О едином таможенно-тарифном
регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики
Казахстан и Российской Федерации», Федеральный закон от 27.11.2010 №
311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и т.д.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором
проведено комплексное исследование Международного сотрудничества
государств (Российской Федерации и Китайской Народной Республики) в
сфере социально-экономического, политического, торгового и таможенного
сотрудничества, в рамках которого:
- определены основные направления торгово-экономического и
таможенного сотрудничества между Россией и Китаем;
- выявлены проблемные факторы, препятствующие дальнейшему
развитию торговых и транспортных отношений между Россией и Китаем,
среди которых диспропорция структуры взаимной торговли, так называемая
«серая таможня», невысокое качество товаров двусторонней торговли,
несовершенная инфраструктура для внешнеэкономической деятельности, в
том числе, транспорт, информационные и сетевые услуги, эффективность
прохождения таможни;
- установлены причины ограниченности инвестиций в российскую
экономику, среди которых несовершенное российское законодательство и
отсутствие льгот для инвесторов;
- определено влияние мирового экономического кризиса на развитие
экономического сотрудничества Российской Федерации и Китайской
Народной Республики.9
Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования на защиту
выносятся следующие положения выпускной квалификационной работы:
1) исследованы приоритетные направления и формы экономического
взаимодействия России с Китаем в XXI веке;
2) доказано, что международное сотрудничество России и Китая
приобретает все большее значение в условиях глобализации мировой
экономики и роста международной торговли;
3) выявлены и обоснованы проблемы в сфере развития
международного сотрудничества в области торгово-экономических
отношений;
4) предложены основные направления и рекомендации развития
международного сотрудничества в области таможенной деятельности.
Апробация исследования проведена в рамках выступления на
международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы
международного права и внешнеэкономической деятельности» 4-5 декабря
2015 г.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав,
разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и
девяти приложений.
России и Китая в конце XX - начале XXI века стало неотъемлемой частью
внешней политики двух стран. За последние годы Россией и Китаем были
достигнуты значительные успехи в плане активизации сотрудничества.
Характерной чертой современного этапа развития международных
торгово-экономических связей стала диверсификация их видов, активное
взаимодействие и взаимопереплетение внешней торговли с различными
формами производственного и научно-технического сотрудничества. В
результате традиционные товарообменные операции стали превращаться в
важное средство решения актуальных экономических проблем регионов -
участников внешнеэкономической деятельности.
Можно с полной уверенностью сказать, что с политической точки
зрения российско-китайские отношения сегодня находятся в самом хорошем
состоянии за всю историю. Договор о дружбе и сотрудничестве между
Китайской Народной Республикой и Российской Федерацией определяет
дальнейшее углубление многовекового партнерства, дружбы между нашими
народами и отношения стратегического партнерства.
Китай и Россия установили такие партнерские отношения потому, что в
их основе лежат общие насущные потребности, существует взаимное
желание народов и благоприятные условия для развития этих отношений на
прочной взаимовыгодной основе. И Китай и Россия прилагают усилия в
развитии собственной экономики и взаимовыгодного торговоэкономического сотрудничества.
Эти отношения имеют прочную базу, перспективные цели и широкое
влияние. Китай и Россия являются постоянными членами Совета
Безопасности ООН, а значит, сотрудничество между двумя странами носит
глобальный характер.6
Степень научной разработанности исследования. Экономические
отношения России и Китая нередко являются объектом исследований
российских и зарубежных экономистов, однако их международно-правовые
аспекты в актуальной периодике представлены довольно небольшим
количеством работ – это научные статьи и диссертационные исследования,
монографии. Например, анализу международно-правовых аспектов членства
в региональной организации, занимающейся в том числе и экономическим
взаимодействием рассматриваемых стран посвящено диссертационное
исследование Д.С. Попова «Международно-правовые аспекты членства
государств в Шанхайской организации сотрудничества» (2009), монография
Б.Н. Кузыка и М.Л. Титаpенко «Китай – Россия 2050: стратегия сoразвития»
(2006), научная статьи А.Ю.Баранова «ШОС: Будущее и перспективы
российско-китайского сотрудничества», «ШОС: Долгосрочные перспективы
роста», диссертационное исследование Цзинь Дасиня «Международноправовые проблемы добрососедских отношений между Россией и Китаем».
Объектом исследования являются механизмы взаимодействия и
развитие торгово-экономических отношений России и Китая.
Предметом исследования выступают теоретические, методические и
практические вопросы, непосредственно связанные с реализацией торговоэкономического и инвестиционного взаимодействия России и Китая.
Целью дипломной работы является комплексное исследование
международного и экономического взаимодействия России и Китая на
уровне международных организаций и межгосударственном уровне.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и
решения следующих задач:
1) исследовать исторический аспект сотрудничества России и Китая в
рамках XX века;
2) изучить существующие нормативные акты, связанные с
экономическим и политическим сотрудничеством Китая и России;7
3) дать характеристику торгово-экономическим отношениям России и
Китая, выявить и рассмотреть их специфику;
4) сформулировать и аргументировать предложения по
совершенствованию механизма экономического взаимодействия между
странами;
5) определить влияние увеличения объемов товарооборота между
Россией и Китаем на развитие граничащих субъектов КНР и РФ;
6) изучить экономическое сотрудничество в рамках Шанхайской
организации сотрудничества (ШОС), и союза пяти быстроразвивающихся
стран: Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-африканской республики
(БРИКС), а так же рассмотреть перспективы организации как связующего
механизма взаимодействия России и Китая.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер
научного познания, среди которых анализ, синтез, системный подход,
статистический и сравнительно-правовой методы.
Теоретической основой исследования послужили труды ведущих
специалистов в области международных и международных экономических
отношений. Среди них особое место занимают российские исследователи:
Бородавкин А.Н., Воскресенский А.Д., Галенович Ю.М., Гельбрас В.Г.,
Девятов А.П., Жулин Ю.А., Ишаев В.И., Козловский Е.А., Комиссина И.Н.,
Кузнецов В.Н., Кузык В.Н., Михеев В.А., Наумов И.Н., Николаева Л.Г.,
Островский А.Н., Попов В.В., Рогачев И.А., Рыбалкина В.Е., Селищев А.С.,
Селищев Н.А., Титаренко М.Л., Яковец Ю.В., Ясин Е.Л. и другие. Для
раскрытия темы также были изучены и использованы труды иностранных
исследователей: Линь Ифу, Цай Фан, Ли Чжоу, Чжоу Синьчэн и Фен
Шаолей.
Эмпирическую основу исследования составляют Международные
соглашения об аспектах торгово-экономического сотрудничества между8
странами, данные статистики Федеральной таможенной службы, а также
Международного валютного фонда и материалы периодической печати.
Нормативно-правовой основой исследования являются Конституция
Российской Федерации, Таможенный кодекс Таможенного союза,
Гражданский кодекс Российской Федерации, Решение Комиссии
Таможенного союза от 27.11.2009 г. №130 «О едином таможенно-тарифном
регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики
Казахстан и Российской Федерации», Федеральный закон от 27.11.2010 №
311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и т.д.
Научная новизна исследования заключается в том, что автором
проведено комплексное исследование Международного сотрудничества
государств (Российской Федерации и Китайской Народной Республики) в
сфере социально-экономического, политического, торгового и таможенного
сотрудничества, в рамках которого:
- определены основные направления торгово-экономического и
таможенного сотрудничества между Россией и Китаем;
- выявлены проблемные факторы, препятствующие дальнейшему
развитию торговых и транспортных отношений между Россией и Китаем,
среди которых диспропорция структуры взаимной торговли, так называемая
«серая таможня», невысокое качество товаров двусторонней торговли,
несовершенная инфраструктура для внешнеэкономической деятельности, в
том числе, транспорт, информационные и сетевые услуги, эффективность
прохождения таможни;
- установлены причины ограниченности инвестиций в российскую
экономику, среди которых несовершенное российское законодательство и
отсутствие льгот для инвесторов;
- определено влияние мирового экономического кризиса на развитие
экономического сотрудничества Российской Федерации и Китайской
Народной Республики.9
Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования на защиту
выносятся следующие положения выпускной квалификационной работы:
1) исследованы приоритетные направления и формы экономического
взаимодействия России с Китаем в XXI веке;
2) доказано, что международное сотрудничество России и Китая
приобретает все большее значение в условиях глобализации мировой
экономики и роста международной торговли;
3) выявлены и обоснованы проблемы в сфере развития
международного сотрудничества в области торгово-экономических
отношений;
4) предложены основные направления и рекомендации развития
международного сотрудничества в области таможенной деятельности.
Апробация исследования проведена в рамках выступления на
международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы
международного права и внешнеэкономической деятельности» 4-5 декабря
2015 г.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав,
разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и
девяти приложений.
За прошедшие годы партнёрство и стратегическое взаимодействие
между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой
устойчиво развивались по восходящей во всех сферах и приобрели
всесторонний характер. Одним из важнейших свершений стало существенное
укрепление материальной базы российско-китайских отношений. За 15 лет
реализации договора товарооборот между странами увеличился в 10 раз,
приблизившись к отметке 90 млрд долларов США. Китай стал главным
торговым партнёром Российской Федерации. Осуществлён ряд крупных
совместных проектов.
Произошедшие в последнее время неблагоприятные общемировые
политические и экономические события отрицательно сказались на торговоэкономических связях стран. Так, по итогам 2015 года двусторонний
товарооборот сократился на треть.
Вместе с тем в таких сферах, как, энергетика, взаимные инвестиции,
промышленная кооперация, наблюдался прогресс. Есть все основания
полагать, что нынешние трудности носят временный характер и будут
преодолены. Поставленная руководителями стран задача увеличить
взаимную торговлю до 200 млрд. долларов США до 2020 года очень сложна,
но выполнима.
В этих целях необходимо активно искать пути оптимизации структуры
торговли, а также новые точки наращивания экономического взаимодействия
в целом. Среди ключевых направлений – дальнейшее развитие
сотрудничества в энергетике, космической и радиоэлектронной
промышленности, усиление кооперации в гражданском авиа- и
судостроении, в области высокоскоростного железнодорожного транспорта,
связи и телекоммуникаций, спутниковой навигации, а также в
агропромышленном комплексе.68
Возлагаются большие надежды на созданную в 2014 году
межправительственную Российско-Китайскую комиссию по
инвестиционному сотрудничеству, работа которой уже принесла значимые
результаты. Ею утверждён перечень из 58 совместных проектов, на
постоянной основе осуществляется мониторинг их реализации.
Так же еще один немаловажный аспект – это расширение
сотрудничества в создании новой и модернизации существующей
инфраструктуры, в том числе в рамках проекта нового Шёлкового пути. В
условиях усиления конкуренции региональных объединений новый
Шёлковый путь должен стать плодотворным проектом. Для этого
необходимо выработать оптимальную стратегию сотрудничества его
участников. Осуществляется сопряжение ЕАЭС и Шёлкового пути. На это
нацелена российская инициатива о начале консультаций членов ЕАЭС, ШОС
и АСЕАН по формированию экономического партнёрства.
Значимым фактором стимулирования социально-экономического
подъёма российских и китайских регионов является межрегиональное и
приграничное сотрудничество. Россия заинтересована в развитии особых
экономических зон и региональных технопарков, а также в участии
китайской стороны в региональных проектах, в том числе на Дальнем
Востоке. Условия, предлагаемые на территориях опережающего развития
Дальнего Востока, являются выгодными для китайских инвесторов а так же
для России. По состоянию на апрель 2016 года от инвесторов из разных стран
официально поступило 166 заявок на открытие на данных территориях новых
предприятий, но, к сожалению, только восемь из них от инвесторов из КНР.
Россия приложит все усилия, чтобы китайский бизнес занял в этом деле
более активную позицию.
Строить торговые отношения между странами следует не только на
уровне крупного бизнеса. Как для России, так и для Китая малый и средний
бизнес играет исключительно важную роль в экономике. И одним из69
перспективных направлений взаимодействия является сотрудничество по
линии малого и среднего предпринимательства.
Общей задачей двух стран является создать оптимальные условия для
взаимодействия малых и средних предприятий двух стран, включая снятие
межгосударственных рыночных и административных барьеров, обеспечение
доступа к международным финансовым рынкам и инвестициям, трансфера
технологий, встречного финансового стимулирования, защиты
интеллектуальной собственности и другие меры. Важно, чтобы эти шаги не
оставались на бумаге, а предприниматели ощущали их в практической
деятельности.
Можно выделить несколько основных преимуществ китайскороссийского торгово-экономического партнёрства.
Во-первых, это продолжительные и результативные политические
отношения, и налаженный механизм партнёрства. Во время периодических
встреч представителей власти было создано 11 подкомиссий по главным
отраслям обеих стран и для улучшения китайско-российского
сотрудничества. Кроме того, было подписано множество договоров и создано
огромное количество нормативно правовых актов, которые, безусловно,
только закрепляли взаимовыгодное сотрудничество России и Китая. Также
обе страны предоставляют бесплатные консультации по различным
направлениям, например, вложение инвестиций, управление торговлей,
разрешение торговых споров. Консультации позволяют разъяснить
предпринимателям возможность выгодного и эффективного сотрудничества
со сторонами.
Во-вторых, есть взаимодополняемость в индустриальных отраслях.
Россия имеет огромные преимущества по энергетике, тяжелой
промышленности и высоких технологий. Китай достиг значительных
результатов в отрасли машиностроения, изготовления текстиля, бытовой
техники и телекоммуникаций. И, благодаря, плотному взаимоотношению70
страны дополняют друг друга, что способствует достижению высоких
конкурентных позиций на международных и межрегиональных рынках.
В-третьих, у России и Китая большая ёмкость рынка, такая
особенность позволяет увеличить оборот товаров, природных ресурсов,
технологий и денежных средств.
В-четвёртых, главным преимуществом китайско-российского
партнерства является созданная эффективная законодательная база стран.
Исторически сложилось множество благоприятных факторов, которые
помогли полноценно развиваться китайско-российскому экономическому
партнёрству.
Экономические отношения России и Китая имеют многоярусную
структуру. На верхнем ярусе можно пронаблюдать крупные контракты,
которые были подписаны для строительства технически сложных проектов и
длительной оптовой поставки важных товаров. На среднем ярусе
наблюдается пассивная роль российских предпринимателей. На нижнем
ярусе, как правило, осуществляется приграничная торговля.
В современных условиях глобализации, обострения конкурентной
борьбы за природные ресурсы, за рынки сбыта, стремления США к мировой
гегемонии, вопросы стратегического партнерства и сотрудничества между
Россией и Китаем приобретают непосредственно практически-политический
интерес и имеют большую социальную ценность для обоих государств.
Таким образом, Россия в стратегии развития КНР на ближайшие
полстолетия - безопасный тыл, необходимый Китаю для решения внутренних
и международных проблем, стабильный источник поставок и ресурсов,
прежде всего энергетических, рынок сбыта все более широкого спектра
китайских товаров. Конечно, объективные угрозы со стороны Китая в
отношении России существуют, но надо учитывать, что китайцы —
прагматики. Они понимают, что цена (не только экономическая, но и
политическая) захвата и последующего удержания территории в
современном мире несоизмеримо выше, чем стоимость любых ресурсов.
между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой
устойчиво развивались по восходящей во всех сферах и приобрели
всесторонний характер. Одним из важнейших свершений стало существенное
укрепление материальной базы российско-китайских отношений. За 15 лет
реализации договора товарооборот между странами увеличился в 10 раз,
приблизившись к отметке 90 млрд долларов США. Китай стал главным
торговым партнёром Российской Федерации. Осуществлён ряд крупных
совместных проектов.
Произошедшие в последнее время неблагоприятные общемировые
политические и экономические события отрицательно сказались на торговоэкономических связях стран. Так, по итогам 2015 года двусторонний
товарооборот сократился на треть.
Вместе с тем в таких сферах, как, энергетика, взаимные инвестиции,
промышленная кооперация, наблюдался прогресс. Есть все основания
полагать, что нынешние трудности носят временный характер и будут
преодолены. Поставленная руководителями стран задача увеличить
взаимную торговлю до 200 млрд. долларов США до 2020 года очень сложна,
но выполнима.
В этих целях необходимо активно искать пути оптимизации структуры
торговли, а также новые точки наращивания экономического взаимодействия
в целом. Среди ключевых направлений – дальнейшее развитие
сотрудничества в энергетике, космической и радиоэлектронной
промышленности, усиление кооперации в гражданском авиа- и
судостроении, в области высокоскоростного железнодорожного транспорта,
связи и телекоммуникаций, спутниковой навигации, а также в
агропромышленном комплексе.68
Возлагаются большие надежды на созданную в 2014 году
межправительственную Российско-Китайскую комиссию по
инвестиционному сотрудничеству, работа которой уже принесла значимые
результаты. Ею утверждён перечень из 58 совместных проектов, на
постоянной основе осуществляется мониторинг их реализации.
Так же еще один немаловажный аспект – это расширение
сотрудничества в создании новой и модернизации существующей
инфраструктуры, в том числе в рамках проекта нового Шёлкового пути. В
условиях усиления конкуренции региональных объединений новый
Шёлковый путь должен стать плодотворным проектом. Для этого
необходимо выработать оптимальную стратегию сотрудничества его
участников. Осуществляется сопряжение ЕАЭС и Шёлкового пути. На это
нацелена российская инициатива о начале консультаций членов ЕАЭС, ШОС
и АСЕАН по формированию экономического партнёрства.
Значимым фактором стимулирования социально-экономического
подъёма российских и китайских регионов является межрегиональное и
приграничное сотрудничество. Россия заинтересована в развитии особых
экономических зон и региональных технопарков, а также в участии
китайской стороны в региональных проектах, в том числе на Дальнем
Востоке. Условия, предлагаемые на территориях опережающего развития
Дальнего Востока, являются выгодными для китайских инвесторов а так же
для России. По состоянию на апрель 2016 года от инвесторов из разных стран
официально поступило 166 заявок на открытие на данных территориях новых
предприятий, но, к сожалению, только восемь из них от инвесторов из КНР.
Россия приложит все усилия, чтобы китайский бизнес занял в этом деле
более активную позицию.
Строить торговые отношения между странами следует не только на
уровне крупного бизнеса. Как для России, так и для Китая малый и средний
бизнес играет исключительно важную роль в экономике. И одним из69
перспективных направлений взаимодействия является сотрудничество по
линии малого и среднего предпринимательства.
Общей задачей двух стран является создать оптимальные условия для
взаимодействия малых и средних предприятий двух стран, включая снятие
межгосударственных рыночных и административных барьеров, обеспечение
доступа к международным финансовым рынкам и инвестициям, трансфера
технологий, встречного финансового стимулирования, защиты
интеллектуальной собственности и другие меры. Важно, чтобы эти шаги не
оставались на бумаге, а предприниматели ощущали их в практической
деятельности.
Можно выделить несколько основных преимуществ китайскороссийского торгово-экономического партнёрства.
Во-первых, это продолжительные и результативные политические
отношения, и налаженный механизм партнёрства. Во время периодических
встреч представителей власти было создано 11 подкомиссий по главным
отраслям обеих стран и для улучшения китайско-российского
сотрудничества. Кроме того, было подписано множество договоров и создано
огромное количество нормативно правовых актов, которые, безусловно,
только закрепляли взаимовыгодное сотрудничество России и Китая. Также
обе страны предоставляют бесплатные консультации по различным
направлениям, например, вложение инвестиций, управление торговлей,
разрешение торговых споров. Консультации позволяют разъяснить
предпринимателям возможность выгодного и эффективного сотрудничества
со сторонами.
Во-вторых, есть взаимодополняемость в индустриальных отраслях.
Россия имеет огромные преимущества по энергетике, тяжелой
промышленности и высоких технологий. Китай достиг значительных
результатов в отрасли машиностроения, изготовления текстиля, бытовой
техники и телекоммуникаций. И, благодаря, плотному взаимоотношению70
страны дополняют друг друга, что способствует достижению высоких
конкурентных позиций на международных и межрегиональных рынках.
В-третьих, у России и Китая большая ёмкость рынка, такая
особенность позволяет увеличить оборот товаров, природных ресурсов,
технологий и денежных средств.
В-четвёртых, главным преимуществом китайско-российского
партнерства является созданная эффективная законодательная база стран.
Исторически сложилось множество благоприятных факторов, которые
помогли полноценно развиваться китайско-российскому экономическому
партнёрству.
Экономические отношения России и Китая имеют многоярусную
структуру. На верхнем ярусе можно пронаблюдать крупные контракты,
которые были подписаны для строительства технически сложных проектов и
длительной оптовой поставки важных товаров. На среднем ярусе
наблюдается пассивная роль российских предпринимателей. На нижнем
ярусе, как правило, осуществляется приграничная торговля.
В современных условиях глобализации, обострения конкурентной
борьбы за природные ресурсы, за рынки сбыта, стремления США к мировой
гегемонии, вопросы стратегического партнерства и сотрудничества между
Россией и Китаем приобретают непосредственно практически-политический
интерес и имеют большую социальную ценность для обоих государств.
Таким образом, Россия в стратегии развития КНР на ближайшие
полстолетия - безопасный тыл, необходимый Китаю для решения внутренних
и международных проблем, стабильный источник поставок и ресурсов,
прежде всего энергетических, рынок сбыта все более широкого спектра
китайских товаров. Конечно, объективные угрозы со стороны Китая в
отношении России существуют, но надо учитывать, что китайцы —
прагматики. Они понимают, что цена (не только экономическая, но и
политическая) захвата и последующего удержания территории в
современном мире несоизмеримо выше, чем стоимость любых ресурсов.
Подобные работы
- МЕЖДУНАРОДНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И КИТАЯ:ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - МЕЖДУНАРОДНАЯ ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ РОССИИ И КИТАЯ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
РОССИИ И КИТАЯ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ И КИТАЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Проблемы и перспективы развития внешнеторгового сотрудничества России и Китая
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ
И КИТАЯ В АРКТИКЕ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2023 - МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ
В СФЕРЕ КИНЕМАТОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - Торговые отношения между Россией и Китаем
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



