ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………. 5
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД …....…………………………...…………………….. 9
§ 1. Исторический анализ таможенного регулирования ВЭД в
России ……………………………………………………………………... 9
§ 2. Понятие и сущность таможенного регулирования ВЭД в
России на современном этапе …….………………………………….......18
§ 3. Формы таможенного контроля ВЭД .…………………………....….22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «АСКС» ……….…………………………………... 27
§ 1. Характеристика деятельности ООО «АСКС» ……………………. 27
§ 2. Особенности внешнеэкономической деятельности ООО
«АСКС» ……………………………………………………………….......32
§ 3. Специфика таможенного регулирования ВЭД ООО «АСКС» …...34
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЭД НА ПРИМЕРЕ ООО «АСКС» ……………….... 46
§ 1. Проблемы таможенного регулирования ВЭД …………..…….….. 46
§ 2. Перспективы изменения законодательства в данной сфере …...... 57
§ 3. Оценка эффективности предложенных рекомендаций ……..…… 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………... 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………….........71
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………….......79
Актуальность темы исследования. ВЭД деятельность, связанная с
импортными и экспортными поставками, международными инвестициями и
другими видами сотрудничества с иностранными партнерами.
Грамотное управление ВЭД – гарантия успеха и благополучия
компании. Как и руководство любой другой деятельностью, управление ВЭД
требует специальных навыков, безупречного знания законодательства, а
также опыта, без которого невозможно постичь все нюансы работы1.
Одним из ключевых институтов ВЭД является таможенное
регулирование.
Знание таможенного регулирования важно не только для специалистов
государственных структур, но и для предпринимателей, ведущих экспортноимпортные операции, так как даже небольшое изменение таможенных
тарифов может оказать существенное влияние на рентабельность их бизнеса2.
ООО «АСКС» имеет большой опыт международной торговли. ООО
«АСКС» занимается поставкой высококачественных запасных частей для
нефтепромысловой спецтехники завода ООО «Стромнефтемаш», в том числе
и в зарубежные страны (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Украина, ФРГ,
США и Китай). ООО «АСКС» - официальный дилер ООО
«Стромнефтемаш».
В процессе осуществления внешнеторговой деятельности ООО
«АСКС» сталкивается с рядом проблем. Поэтому, наличие проблем по
вопросам таможенного регулирования ВЭД, а так же предложение путей их
решения определило выбор темы исследования, ее актуальность и
содержание.
1 Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.:
Юрайт, 2015. С. 5.
2
Гокинаева И.А. Журнал правовых и экономических исследований. - 2015. - № 2. - С.
141.6
Степень научной разработанности темы исследования составили
положения и концепции, сформулированные в научных трудах по
таможенному, международному частному, гражданскому праву и
экономике.
В работе были использованы работы следующих авторов:
Агамагомедовой С., Бугаева З.А., Веселковой Е.Е., Губаревой А.В.,
Канашевского В.А., Мезеновой Г.А., Покровской В.В., Станкевич Г.В. и
других.
Объектом исследования является таможенное регулирование ВЭД
предприятия ООО АСКС.
Предметом исследования является направления совершенствования
таможенного регулирования предприятия ВЭД.
Цель работы - комплексный анализ внешнеэкономической
деятельности ООО «АСКС», а также выявление проблем в данной сфере и
предложение путей их решения.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие
основные задачи:
1. Рассмотреть исторический анализ таможенного регулирования ВЭД
в России.
2. Дать понятие и сущность таможенного регулирования ВЭД в
России на современном этапе.
3. Охарактеризовать формы таможенного контроля ВЭД.
4. Дать характеристику деятельности ООО «АСКС».
5. Проанализировать особенности внешнеэкономической
деятельности ООО «АСКС».
6. Рассмотреть специфику таможенного регулирования ВЭД ООО
«АСКС».
7. Охарактеризовать проблемы таможенного регулирования ВЭД.7
8. Рассмотреть перспективы изменения законодательства в данной
сфере.
9. Провести оценку эффективности предложенных рекомендаций.
Эмпирическая основа исследования включает данные о предприятии
ООО АСКС, его структуру действия на внешнеэкономическом рынке и
комплексный анализ ООО АСКС.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ,
международные правовые акты, федеральное законодательство.
Методологическая основа исследования. Основой настоящей работы
составил диалектический метод научно познания. Также в работе
применялись всеобщие и частно научные, а именно: исторический,
системный, метод статистики, а также формально-юридический, и
сравнительно-правовой методы.
Научная новизна исследования заключается в том, что
представленные в работе теоретические выводы и предложения могут быть
использованы для совершенствования внешнеэкономической деятельности
ООО «АСКС».
Положения, выносимые на защиту:
1. Определено, что в настоящее время существуют проблемы
внешнеэкономической логистики ООО «АСКС», связанные, в первую
очередь, с поиском покупателя.
В этой связи, целесообразно усовершенствовать методы управления
логистическими процессами в ООО «АСКС». Разработать новые методы
управления логистическими процессами: сократить складские запасы,
оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость
продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать
деятельность всех элементов ЛЦ и т.д.
2. Исследовано, что в силу налогового законодательства любая
коммерческая деятельность, в том числе деятельность по международным8
перевозкам подлежит налогообложению. С одной стороны, международный
перевозчик подлежит налогообложению в стране, в которой он является
резидентом или имеет постоянное местонахождение, а с другой стороны, он
является налогоплательщиком в иностранном государстве в части доходов,
полученных от источника в этой стране.
Поэтому, с целью избежания двойного налогообложения в области
международных автомобильных перевозок законодательство нуждается в
доработке. Полагаю, что целесообразно включить в международные
документы единые правила о налогообложении в сфере перевозок,
включить в них общие для всех термины и понятия.
3. Доказано, что ни в отечественном законодательстве, ни в
международном праве нет легального определения договора перевозки
грузов автомобильным транспортном.
Поэтому, предлагаю ввести в международные акты, а так же в
отечественное гражданское законодательство единое определение договора
автоперевозки грузов. Под которым следует понимать договор, в силу
которого одна сторона, перевозчик, принимает на себя обязательства принять
груз, перевести его в оговоренный сторонами срок в целости и сохранности в
указанное место назначения по автомобильной дороге и выдать его
грузополучателю, а другая сторона, грузоотправитель, передает груз
перевозчику и обязуется уплатить ему провозную плату.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав,
включающих в себя шесть параграфов, заключения, библиографического
списка и приложений.
Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в
России носит долгое историческое развитие. В настоящее время таможенное
регулирование ВЭД - это государственное управление внешнеторговой
деятельностью, основанное на применении таможенных пошлин, процедур и
правил.
Одной из фирм, которая участвует во внешнеэкономической
деятельности является ООО «АСКС».
ООО «АСКС» является официальным дилером завода-изготовителя
ООО «Стромнефтемаш», г. Кострома, Россия. Дилерский договор от
07.10.2008.
ООО «АСКС» занимается поставкой высококачественных запасных
частей для нефтепромысловой спецтехники завода ООО «Стромнефтемаш»,
в том числе и в зарубежные страны (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан,
Украина, ФРГ, США и Китай).
Контрагенты из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Украины
являются постоянными партнерами. Европейский, азиатский и американский
рынки - это ключевые направления развития для ООО «АСКС».
ООО «АСКС» осуществляет деятельность как в России, так и за
рубежом.
Организацией и совершением операций по экспорту в ООО «АСКС»
занимается внешнеэкономический отдел.
В процессе осуществления доставки оборудования ООО «АСКС»
использует различные варианты транспортировки груза: использование услуг
партнеров «LCM Group», а так же с конца 2013г. начали самостоятельно
заниматься транспортировкой груза. Для этого было куплено в лизинг 4
автомашины. Поэтому, данный вид деятельности видится перспективным для
этой фирмы.66
В настоящее время существует значительное количество проблем во
ВЭД. Множество проблем касаются и деятельности ООО «АСКС». В
частности, можно выделить следующие проблемы:
1. Проблемы логистики во ВЭД ООО «АСКС».
Основная трудность во внешнеэкономической логистике ООО
«АСКС» связана с поиском покупателя.
В этой связи, предлагаю усовершенствовать методы управления
логистическими процессами в ООО «АСКС». Разработать новые методы
управления логистическими процессами: сократить складские запасы,
оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость
продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать
деятельность всех элементов ЛЦ и т.д.
Так же необходимо проведение постоянных внутрифирменных
тренингов.
В результате предложенных улучшений логистических процессов во
ВЭД ООО «АСКС» произойдет расширение рынка сбыта.
2. Проблемы двойного налогообложения оборудования ООО «АСКС»,
перемещаемого через границу.
В силу налогового законодательства любая коммерческая деятельность,
в том числе деятельность по международным перевозкам подлежит
налогообложению. Однако, учитывая, что осуществление международных
перевозок представляет собой особый вид деятельности, связанный с
территорией двух и более государств, то это приводит к возникновению
международного двойного налогообложения. С одной стороны,
международный перевозчик подлежит налогообложению в стране, в которой
он является резидентом или имеет постоянное местонахождение, а с другой
стороны, он является налогоплательщиком в иностранном государстве в
части доходов, полученных от источника в этой стране.67
Поэтому, с целью избежания двойного налогообложения в области
международных автомобильных перевозок законодательство нуждается в
доработке. Полагаю, что целесообразно включить в международные
документы единые правила о налогообложении в сфере перевозок,
включить в них общие для всех термины и понятия.
Устранение двойного налогообложения повысит доходность
предприятий, которые осуществляют деятельность в этой сфере.
Не так давно выйдя на рынок самостоятельных перевозок, в 2014г.
ООО «АСКС» попало в следующую проблемную ситуацию. В 2014г.
между РФ и Польшей временно не действовало соглашение об избежании
двойного налогообложения субъектов бизнеса, осуществляющих перевозку
грузов. В результате чего на ООО «АСКС» налоговыми органами Польши
были возложены обязанности по уплате налогов от предпринимательской
деятельности на общую сумму 148 евро. Поэтому, в случае, если бы вопросы
двойного налогообложения в сфере перевозок грузов были решены на
международном уровне, а не на уровне двухсторонних договоров, то ООО
«АСКС» не понесло бы лишние расходы в размере 148 евро.
3. Проблемы оформления международных договоров ООО «АСКС» с
иностранными контрагентами.
Ни в отечественном законодательстве, ни в международном праве нет
легального определения договора перевозки грузов автомобильным
транспортном.
Считаю, что это является нормативным пробелом, требующим
устранения по следующим причинам. Во-первых, данный договор является
главенствующим, занимающим центральное место в системе так называемых
транспортных договоров. Во-вторых, введение единого определения решит
множество противоречий в трактовке этого договора.
Поэтому, предлагаю ввести в международные акты, а так же в
отечественное гражданское законодательство единое определение договора68
автоперевозки грузов. Под которым следует понимать договор, в силу
которого одна сторона, перевозчик, принимает на себя обязательства принять
груз, перевести его в оговоренный сторонами срок в целости и сохранности в
указанное место назначения по автомобильной дороге и выдать его
грузополучателю, а другая сторона, грузоотправитель, передает груз
перевозчику и обязуется уплатить ему провозную плату.
Ведение единого определения договора автоперевозки грузов решит
множество противоречий в трактовке этого договора, а так же устранит
противоречия во взаимоотношениях с контрагентами.
В частности, в конце 2015 г. ООО «АСКС» было близко к
заключению международного контракта с немецкой фирмой по поставке 3-
ех цементировочных комплексов УНБС2.
Однако из-за разногласий в понимании некоторых условий договора,
данный контракт не был заключен. Это было вызвано тем, что ООО «АСКС»
предлагало собственный контракт, по которому работает со всеми
иностранными контрагентами, а немецкая фирма предложил собственный
контракт, условия которого были схожи с условиями ООО «АСКС», однако
отличались в толковании.
Согласно предварительным подсчетам бухгалтерии ООО «АСКС»
упущенная выгода от несостоявшейся сделки составила около 3 500 000
рублей.
Так же, в ходе осуществления внешнеторговой деятельности ООО
«АСКС» столкнулось с такой проблемой как громоздкая процедура
заключения договоров купли продажи оборудования.
Данная громоздкая схема содержит ряд противоречий и не
соответствует в полной мере динамично развивающимся отношениям.
Очевидно, что необходимо совершенствовать законодательство в
данной сфере. В, частности, необходимо более четко сформулировать нормы
о перевозочных документах в едином нормативном правовом акте. Наличие69
четкой и понятной процедуры заключения договора будет способствовать
разрешению коллизионных вопросов в данной сфере.
Упрощение громоздкой процедуры заключения договора купли
продажи оборудования позволит сэкономить время и денежные средства
обоих сторон такого соглашения.
ООО «АСКС» ежегодно расходует около 370 00 рублей на
процедурные моменты, связанные с заключением договора. К таким
расходам относятся: расходы на переезды своих представителей зарубеж,
проживание, оплату услуг переводчиков и иные. Следовательно , за 4 года,
доходность ООО «АСКС» может увеличиться в данном направлении свыше
1 000 000 рублей.
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о
Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015).
2. Международная конвенция об упрощении и гармонизации
таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) // Собрание
законодательства РФ. - 2011. - № 32. - Ст. 4810.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о
поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015).
6. Федеральный закон от 03.11.2010 № 279-ФЗ «О присоединении
Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и
гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. в редакции Протокола
о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и
гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999».
7. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О
таможенном регулировании в Российской Федерации».
8. Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О
лицензировании отдельных видов деятельности».
9. Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015)
«Об обществах с ограниченной ответственностью».71
10. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 (ред. от
16.09.2013) «О Федеральной таможенной службе»
11. Приказ ФТС России от 25.10.2011г. № 2190 «Об утверждении
Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при
организации и проведении таможенного досмотра (осмотра)» // Таможенные
ведомости. - 2011. - № 12.
12. Приказ ФТС России от 25.02.2011 № 396 «Об утверждении формы
решения о назначении таможенной экспертизы, формы заключения
таможенного эксперта (эксперта), порядка отбора проб и образцов товаров
для проведения таможенной экспертизы и приостановления срока
проведения таможенной экспертизы».
13. Приказ ФТС России от 21.12.2010 № 2509 «Об утверждении
Перечня и порядка применения технических средств таможенного контроля в
таможенных органах Российской Федерации» // Бюллетень нормативных
актов федеральных органов исполнительной власти. - 2011. - № 14.
Правоприменительная практика
14. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 2011 г. № 7-П
«По делу о проверке конституционности п. 1 ст. 15 и п. 1 ст. 164
Таможенного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина
В.В. Костенко» // Российская газета. - 2011. - № 119;
15. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 июля 2010 г. №
15-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в
связи с жалобами граждан В.В. Баталова, Л.Н. Валуевой, З.Я. Ганиевой, О.А.
Красной и И.В. Эпова».
Специальная литература
16. Вологдин А.А. Правовое регулирование внешнеэкономической
деятельности. - М.: Юрайт, 2015. -445 с. – ISBN 978-5-9692-0418-8;72
17. Губарева А.В. Последствия вступления России в ВТО: правовое
регулирование внешнеторговой деятельности. - Екатеринбург: Уральская
государственная юридическая академия, 2013. -192 с. – ISBN 978-5-4377-
0054-9;
18. Остроумов Н.Н. Правовой режим международных воздушных
перевозок : монография / Н. Н. Остроумов. - Науч. изд. - М. :Статут,2015.-396
с. – ISBN 978-5-8354-1098-9;
19. Покровская В.В. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Юрайт,
2014. -731 – ISBN 978-5-9916-2422-0;
20. Попов В.А.Зарубежный опыт развития транспортно-логистических
кластеров. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2013. -С. 278 – 280 – ISBN 978-5-9656-
013-4;
21. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. - М.: ИнфраМ, 2013. -512 с – ISBN 978-5-16-003390-7;
22. Сенотрусова С.В. Таможенный контроль. - М.: Магистр: Инфра-М,
2015. -144 с – ISBN 978-5-9776-0275-4;
Статьи
23. Агамагомедова С. Особенности судебной практики по
административным спорам, связанным с незаконным использованием
товарного знака во внешнеэкономической деятельности // Хозяйство и право.
- 2015. - № 4. - С. 80 – 85;
24. Адамов Н.А., Протасова С.А. Международная железнодорожная
логистика // Законодательство и экономика. - 2014. - № 5. - С. 16 – 22;
25. Акопов С.Э. Изменение модели внешнеэкономической
деятельности региона в условиях участия в ЕврАзЭС // Вопросы экономики и
права. - 2014. - № 2. - С. 107 - 111;73
26. Ашмарина Е.М. Особенности правового регулирования
внешнеэкономической деятельности и экономическое право России // Право
и государство. - 2014. - № 6. - С. 144 - 149;
27. Беркович В.М. Применение математических методов в управлении
логистической деятельностью компании // Вестник Московского
университета: Серия 21, Управление (государство и общество). - 2013. - № 2.
- С. 110 – 121;
28. Бугаев З.А. Проблемные аспекты формы внешнеэкономической
сделки в России // Евразийский юридический журнал. - 2014. - № 8. - С. 102 –
107;
29. Бублик В.А. Своеобразие внешнеэкономических рисков //
Криминологический журнал Байкальского государственного университета
экономики и права. - 2014. - № 3. - С. 63;
30. Вакин В.А. Информация как механизм управления социальной
организацией // Вестник экономики, права и социологии. - 2014. - № 3. - С.
186 – 190;
31. Веселкова Е.Е. Международно-правовое регулирование
внешнеэкономических сделок // Адвокат. - 2014. - № 5. - С. 46 – 51;
32. Веселкова Е.Е. Правовой статус субъектов внешнеэкономической
деятельности // Законодательство и экономика. - 2014. - № 4. - С. 57 – 65;
33. Быкова Е.В. Транзитная перевозка // Международное уголовное
право и международная юстиция. - 2015. - № 4. - С. 7 – 10;
34. Глебин А.В. Понятие «внешнеэкономическая сделка» как категория
частного и публичного права // Вестник Московского университета МВД
России. - 2014. - № 8. - С. 42 - 44;
35. Гокинаева И.А. Таможенный контроль товаров, содержащих
объекты интеллектуальной собственности исследований // Журнал правовых
и экономических исследований. 2015. - № 2. - С. 141 – 143;74
36. Губарева А. В. Международные инвестиционные отношения //
Международное публичное и частное право. - 2014. - № 1. - С. 3 – 5;
37. Губарева А. В. Отношения, складывающиеся в сфере
государственного регулирования внешнеэкономической деятельности //
Административное право и процесс. - 2014. - № 1. - С. 38 – 41;
38. Губарева А. В. Отношения в сфере международных перевозок //
Юрист. -2014. - № 2. - С. 44 – 46;
39. Губарева А. В. Внешнеэкономическое право как межотраслевой
институт российского права // Российский юридический журнал. - 2013. - №
6. - С. 145 – 150;
40. Ерпылева Н.Ю. Правовое регулирование международных
автомобильных перевозок грузов, пассажиров и багажа // Право и политика. -
2014. - № 9. - С. 1379 – 1398;
41. Загоруйко И.Ю. Актуальные вопросы таможенного права как
прикладной юридической науки //Вестник Пермского университета: Серия
«Юридические науки». - 2014. - № 3. - С. 73 – 82;
42. Заклекта-Берестовенко Е.С., Гуцул И.А. Особенности
классификации товаров как элемента таможенного регулирования
внешнеэкономической деятельности //Налоги и финансовое право. - 2014. -
№ 3. - С. 312 – 316;