Оглавление 2
Введение з
1. Предпосылки и процесс становления христианства 9
1.1 Римская империи в эпоху кризиса рабовладельческого строя 9
1.2 Первые христианские общины Рима 16
1.3. Учение первых христиан 22
1.4. Организация христианских экклесий 28
2. Империя и христианство 35
2.1. Причины преследование христиан 35
2.2. История преследований 41
2.3. Мученичество 49
2.4 Союз империи и церкви 55
Заключение 61
Список использованной литературы и источников.
Французский историк Марк Блок писал, что «Европа родилась тогда, когда рухнула Римская империя» . Христианство зародилось в «золотой век» империи и окрепло в период агонии и упадка. Суммарно отрицавшее римскую культуру христианство, сыграло огромную роль в формировании общего образа мыслей, который был свойственен всем жителям Европы, независимо от разделявших их границ. Сегодня христианство — самая крупная мировая религия и сложно переоценить её влияние на культуру и образ мыслей всего человечества. В истории христианства всё еще существуют не только по-разному трактуемые явления, но и отдельные лакуны. Это особенно характерно для истории раннего христианства. Изучение вопроса взаимоотношений между новой религией и традиционалистским римским государством является актуальным для исследования и периода поздней Античности, и истории раннего Средневековья, потому как в нем выразилось противостояние двух эпох. Без осмысления истоков религиозных воззрений первых христиан невозможно в полной мере найти ответы на множество важных вопросов, связанных не только с развитием раннефеодального общества, но и европейской цивилизации в целом. Для понимания предпосылок распространения христианства в Римской империи необходимо ввести христианство в исторический контекст, что невозможно без описания социальноэкономического положения и духовной атмосферы в Римской империи I — III вв. н.э.
В представленной к защите выпускной квалификационной работе предпринята попытка осмысления истории раннего христианства на основе новейших отечественных исследований и расширения фактической базы в изучении истории раннего христианства, что позволяет охарактеризовать степень изученности истории раннего христианства, достигнутую к настоящему времени.
В исследовательской работе рассматривается проблема возникновения и распространения христианства в Римской империи в I— III вв. н.э.
Степень изученности отдельных аспектов проблемы зарождения и эволюции христианства различна, что потребовало обращения к широкому кругу литературы по истории раннего христианства.
Письменные источники по истории раннего христианства можно поделить на документальные и нарративные. К документальным источникам относятся законодательные акты, административные распоряжения, эпитафии и археологические памятники; к нарративным источникам можно отнести религиозно-философские трактаты, исторические и художественные произведения. Нарративные источники преобладают и их можно разделить на источники христианские и нехристианские. К христианским источникам относятся Ветхий завет , канонические книги Нового завета , а также неканонические сочинения — апокрифы, произведения апологетов и других раннехристианских писателей. Канонические новозаветные книги состоят, согласно церковной традиции, из следующих сочинений: четыре евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния апостолов, двадцать одно Послание Апостолов и Апокалипсис (Откровение) Иоанна. Большая же часть неканонических сочинений не сохранилась . Стоит отметить, что несмотря на устоявшуюся церковную традицию, состав Нового завета вызывает ряд вопросов: «произведения, входящие в Новый завет, некогда были лишь частью обширной христианской литературы I—II вв.: евангелий, откровений, посланий, деяний отдельных апостолов. В самом Новом завете содержатся некоторые прямые и косвенные указания на существование такой литературы, а также, возможно, устной традиции, не использованной в четырех евангелиях». Некоторые из сохранившихся сочинений представляют большой интерес, так как написаны раньше большинства канонических: например, «Учение 12 апостолов» первой половины II в. отражает ранний этап истории христианских общин, дает сведения об их социальном составе, а также идеологии. Отдельный интерес представляет «Церковная история» Евсевия Кесарийского , которое является самым ранним из дошедших сочинений, описывающих историю христианской церкви в хронологическом порядке.
В нехристианских источниках упоминания о христианах можно найти в письмах Плиния Младшего , у Иосифа Флавия , в повести Лукиана Самосатского «О кончине Перегрина» , в «Анналах» Тацита и в «Жизни двенадцати цезарей» Светония , где встречается одно из ранних упоминаний об Иисусе и христианах в нехристианской светской литературе.
К теме раннего христианства обращались многие зарубежные и отечественные авторы. Сведения об общем характере римской религии и причинах ее упадка, об идеологических истоках христианства и кризисе античной культуры представлены в работах Г. Буасье , А. Донини и наиболее подробно у отечественной исследовательницы Е.А. Штаерман. Книга К. Каутского «Происхождение христианства» представляет собой анализ экономических и, прежде всего, социальных предпосылок, создавших потребность в новой религии. В «Происхождении христианства» А. Робертсона рассмотрена социальная роль христианства и проанализированы обстоятельства появления христианской идеологии.
Э.Р. Доддс в книге «Язычник и христианин в смутное время», в отличие от большинства исследователей, ставит своей задачей проследить не социальноэкономические, а ментально-психологические предпосылки возникновения христианства, то есть ту психологическую основу, которая привела к зарождению и распространению нового религиозного учения.
Отдельные главы фундаментального труда советского антиковеда С.И. Ковалева «История Рима» посвящены как истории раннего христианства, так и кризису III века, а его сборник работ «Основные вопросы происхождения христианства» представляет собой исследование по проблеме источниковедения и историографии раннего христианства, а также причинах и процессе зарождения христианства.
Учебное пособие В.В. Печатнова охватывает начальный период истории христианской церкви, особое внимание автор уделяет вопросу формирования основ христианского вероучения и включает в себя тексты христианских источников. В работе выдающегося историка христианской церкви В.В. Болотова рассматриваются все стороны взаимоотношений послеапостольской церкви и Римской империи: гонения, мученичества, борьба христианства с языческой мыслью в форме гностицизма, распространение христианства в империи. В опубликованной в 1985 г. книге доктора исторических наук И.С. Свенцицкой «От общины к церкви» автор анализирует, в силу каких причин произошло превращение сравнительно малочисленных, разрозненных, преследуемых римскими властями христианских общин в могущественную церковь, занявшую господствующее положение среди других религиозных культов Римской империи.
Проблема историчности личности Иисуса Христа носит скорее идеологический и политический, нежели научный характер, и для истории зарождения и становления христианства в Римской империи не имеет принципиального значения, потому мы не рассматриваем её в рамках данной работы. Исчерпывающие исследования на тему исторического Иисуса представлены в трудах Э.П. Сандерса , Э. Ренана , Геза Вермеша , Н.В. Тарасенко , Дейла Аллисона , Барта Эрмана и Паулы Фредриксен .
Объектом представленного исследования является христианство, предметом — возникновение и эволюция христианской доктрины и организации.
Цель работы — выделить основные этапы, направления и закономерности в ходе зарождения и становления христианского учения и церкви.
Для достижения озвученных целей предполагается решение следующих задач:
■ проследить предпосылки распространения христианства в Римской империи в эпоху кризиса;
■ рассмотреть состав и структуру первых христианских общин;
■ проанализировать учение ранних христиан;
■ проследить основные этапы организации первых христианских экклесий;
■ проанализировать причины преследования христиан на территории Римской империи
■ проследить ход гонений на христиан
■ дать историческую оценку феномену мученичества
■ рассмотреть процесс распространения христианства Хронологические рамки исследования охватывают период с середины I века н.э., когда христианство переживает период становления, складывается обрядовая сторона христианского культа и формируется корпус христианской канонической литературы, до конца III века. Таким образом, в рамках данного исследования под «ранним христианством» подразумевается период формирования основных элементов христианства (догматики, культа, церковной организации), хронологически охватывающий I — III вв. н.э.
В работе использованы специально-исторические и общенаучные методы. Основной принцип в представленном исследование — принцип историзма. Исследование проведено с опорой на принцип объективности и стремлении учесть все важнейшие научно-исторические подходы к рассматриваемым проблемам. В работе используется историко-генетический, типологический, ретроспективный и историко-сравнительный методы исторического исследования, а также общенаучные методы анализа, синтеза, обобщения и дедукции.
В течение трех веков христианская церковь прошла сложный путь. Небольшие и разрозненные общины, которые подвергались преследованиям, превратилась в могущественную иерархическую организацию, которая не уступала своим богатством и влиянием самим императорам. Пережив Римскую империю, христианство стало одной из основ зарождающейся европейской цивилизации.
Распространению христианства на территории Римской империи способствовал всеобъемлющий кризис, сущность которого заключалась в противоречии между политической формой и социально-экономическим содержанием. Во время кризиса людям самого разного происхождения и положения мир стал казаться воплощением зла и несправедливости. Все больше людей, независимо от статуса и положения, ощущали отчужденность. Набирали популярность мессианские культы, которые обещали скорое избавление от страданий.
Из различных религиозно-мистических культов, широко распространившихся среди всех слоев населения, христианство выделяло его открытость для людей любого социального положения, пола,национальности. Христианство возникло в иудейской среде, однако быстро стало от нее отдаляться и впитывать в себя все господствующие религиозные представления эпохи, превратившись в совершенно новую религию, носящую универсальных характер. Широкому распространению христианства способствовал тот факт, что оно смогло придать общий характер своему учению, сделав его свободным от местных особенностей, что было важно для огромной империи, населенной множеством народов. Социальный состав христианской общины уже на начальном этапе не был однородным, хотя преобладали выходцы из низших слоев населения. Распространению христианства среди разных социальных групп населения способствовал и сам характер религиозного учения, и формы организации первых христиан.
В процессе распространения христианства происходили изменения и вероучении, и в организации. Главным содержанием идеологического развития христианства во II в. было осознание его как нового религиозного учения, противостоящего и языческим религиям античного мира, и иудаизму. Вырабатывались христианская догматика, этика, эстетика, отбирались писания, которые признавались священными. Параллельно этому процессу и в тесной взаимосвязи с ним складывалась церковная организация.
Причины гонений на христиан были самыми разнообразными форме, но одинаковыми по сути: христиане отрицали римскую культуру,государственности и ставили под угрозу существование самой римской цивилизации, что возбуждало против них и простое языческое население, и римскую власть, и греко-римскую интеллигенцию.
Борьба христиан с враждебным им римским государством нашла выражение в таком характерном явлении как мученичество. Несмотря на то, что мученичество было явлением внутрихристианским, малопонятным и отталкивающим для стороннего наблюдателя, оно укрепляло веру новообращенных, давало им образец поведения, достойного настоящего христианина, подталкивало к следованию этой модели и в конечном итоге способствовало распространению христианства.
Репрессии, направленные против христиан, при всей своей массовости не принесли желаемого результата, а напротив, лишь укрепили церковную организацию. После принятия Миланского эдикта, христианство стало, по сути, еще одним из разрешенных в империи культов. Благодаря Константину христианство стало выше определенных народностей, качество, во-первых, невиданное доселе для жителей римской империи впитавших в себя старые категории, согласно которым определенная религия соответствует определенной народности, во-вторых, если обратиться к сегодняшнему дню, определяющее христианство, как мировую религию. Новая религия получила название corpus christianorum — это духовный союз всех последователей Христа.
Однако именно христианская церковь стала в последствии союзником императора. Стало ясно, что именно такая религиозная организация может оказать правителю более существенную поддержку, чем неорганизованное жречество языческих верований. Церковь поддерживала требования императора, государство, в свою очередь, предоставляло ей всё больше свобод. К концу IV в. христианство становится господствующей религией на территории всей Римской империи.
1. Библия. Режим доступа: http://www.msbible.ru/ свободный (дата обращения: 31.03.2018)
2. Геродиан. История императорской власти после Марка. / Кн. I. Пер. А.И. Доватура. // Вестник древней истории. 1972. № 1. С. 258-273.
3. Евсевий Кесарийский. Церковная история. Ввод, ст., коммент., библиогр. список и указатели И.В. Кривушина. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2013. — 545 с.
4. Дидахе. Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов. Режим доступа: https://azbvka.ru/otechnik/pravila/didahe ms/ свободный (дата обращения 31.03.2018)
5. Лукиан Самосатский. О кончине Перегрина. Хрестоматия по античной литературе. В 2 томах. / Сост. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. Греческая литература. — М.: Просвещение, 1965. — Том 1 — 431 с.
6. Мученичество святого Поликарпа, епископа Смирнского // Писания мужей апостольских / Пер.: свящ. П. Преображенский, с доп. А. Г. Дунаева и др. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. — 672 с.
7. Плиний Младший. Письма I—X. — М.: Наука, 1984. — 76 с.
8. Светоний Транквил. Жизнь двенадцати цезарей / 3-е изд. — М.: Наука, 1993. —368 с.
9. Тацит Корнелий. Анналы. — М.: Наука, 1993. — 123 с.
10. Творения Святомученика Киприана Епископа Карфагенского. Библиотека творений ев. отцов и учителей Церкви западных, издаваемая при Киевской Духовной Академии. Том VI. — К. 1978. — 721с.
П.Тертуллиан. Избранные сочинения / пер. с лат.; общ. ред. и сост. А.А.Столярова. — М.: Прогресс, Культура, 1994. — 448 с.
12. Флавий Иосиф. Иудейская война / Пер. с древнегреч. М. Финкельберг (кн. I-VI), А. Вдовиченко (кн. VII); под ред. А. Ковельмана. — М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2008. — 520 с.
Литература:
1. Амосова Е.В. Спонтанные гонения на христиан как проявление кризиса
античного массового сознания // АМА. 1999. №10. Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/spontannve-goneniva-na-hristian-kak-provavlenie- krizisa-antichno go-massovo go- soznaniva свободный (дата обращения:
06.04.2018)
2. Амусин И.Д. Кумранская община / И.Д. Амусин. — М.: Наука, 1983. — 309 с.
3. Бауэр С.У. История древнего мира. От истоков цивилизации до падения Рима / С.У. Бауэр. — М.: Аст, 2014. — 1230 с.
4. Болотов В.В. Три первых века христианства / В.В. Болотов. — М.: Ломоносовъ, 2015. — 216 с.
5. Буасье Г. Римская религия, от Августа до Антонинов / Г. Буасье. — М.: Типография А.И. Мамонтова и Ко, 1878. — 641 с.
6. Виппер Р.Ю. Возникновение христианства / Р.Ю. Виппер. —М.: Фарос, 1918. — 120 с.
7. Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство / Р.Ю. Виппер. — М.: Изд-во АН СССР, 1954.—267 с.
8. Волчков А.С. Рабы в общинах первых христиан // Вестник СПбГУ.
Серия 2. История. 2010. №2. Режим доступа:
https://cvberleninka.ni/article/n/rabv-v-obschinah-pervvh-hristian свободный (дата обращения: 03.04.2018).
9. Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи: Заказ и падение Римской империи. В 7 т. / Э. Гиббон. — М.: Терра — Книжный клуб, 2008. — Т. 1. — 640 с.
10. Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время / Э.Р. Доддс — СПб.: Гуманитарная академия, 2003. — 320 с.
11. Донини А. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана) / Пер. с итал. / А. Донини. — М.: Политиздат, 1979. — 341 с.
12. Каждая А.П. От Христа к Константину / А.П. Каждан. — М.: Знание,1965. —308 с.
13. Каргальцев А.В. Гонения Валериана и мученичество Киприана
карфагенского // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2012. №4. Режим доступа: https://cvberlenirLka.ru/article/ri/goneniva-valeriana-i-muchenichestvo-
kipriana-karfagenskogo свободный (дата обращения: 30.03.2018).
14. Каргальцев А.В. Гонения Деция и Церковь середины III В. : мученики и
власти // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. №1 (51). Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/goneniva-detsiva-i-tserkov-seredinv-iii-
v-mucheniki-i-vlasti свободный (дата обращения: 19.03.2018).
15. Каутский К. Происхождение христианства / К. Каутский. — М.: Политиздат, 1990. —463 с.
16. Ковалев С.И. История Рима / С.И. Ковалев. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986. — 639 с.
17. Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства / С.И. Ковалев. — Л: Наука, 1964. — 262 с.
18. Корпачев П.А. Аскетическая традиция в христианстве до появления
монашества // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. №1. Режим доступа:
https://cvberlenirLka.ru/article/ri/asketicheskava-traditsiva-v-hristianstve-do- povavleniva-monashestva свободный (дата обращения: 03.04.2018)
19. Кубланов М.М. Возникновение христианства: Эпоха. Идеи. Искания / М.М. Кубланов. — М.: Наука, 1974. — 218 с.
20. Лебедев А. И. Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом / А.П. Лебедев. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. — 352 с.
21. Ле Гофф Ж. Рождение Европы / Ж. Ле Гофф. — СПб.: Александрия, 2014. —398 с.
22. Ленцман Я.А. Происхождение христианства / Я.А. Ленцман. — М.: Изд-во АН СССР, 1954. — 270 с.
23. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50 т. Изд. 2-е / К. Маркс, Ф. Энгельс. — М.: Политиздат, 1961. — Т. 20. — 827 с.
24. Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В 7 т. / А.В. Мень. — М.: СП «Слово», 1991. — Т. 2: Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. — 462 с.
25. Немыкин А.А. Пацифизм в раннем христианстве // Философия права.
2009. №5. Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/ri/patsifLzm-v-raffliem- hristianstve свободный (дата обращения: 08.04.2018).
26. Пантелеев А.Д. Элементы демократии в раннехристианских общинах:
епископские выборы во П-Ш вв. // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2010. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/elementy-demokratii-v-
rannehristianskih-obschinah-episkopskie-vybory-vo-ii-iii-w свободный (дата обращения: 03.04.2018).
27. Пантелеев А.Д. «Молниеносный легион»: христианская легенда и реальность. Марк Аврелий и христиане // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2007. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.rii/article/n/molnienosnyy-legion- hristianskava-legenda-i-realnost-mark-avreliv-i-hristiane-1 свободный (дата обращения: 27.03.2018).
28. Пантелеев А.Д. Мученичество и распространение христианства в
римской империи // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2015. №3. Режим доступа: https://cvberleninka.ru/arrtcle/n/muchenichestvo-i-rasprostranenie-
hristianstva-v-rimskoy-imperii свободный (дата обращения: 09.04.2018)
29. Печатнов В.В. История церкви. Уч. пособие в 5 ч. / В.В. Печатнов. — М.: МГИМО-Университет, 2015 г. — 4.1 Доконстантиновский период. — 316 с.
30. Ранович А.Б. О раннем христианстве / А.Б. Ранович. — М.: Изд-во АН СССР, 1959. — 524 с.
31. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства / А.Б. Ранович. — М.: Политиздат, 1990. — 479 с.
32. Ренан Э. Жизнь Иисуса / Э. Ренан. — М.: Издательское предприятие «Обновление», 1991. — 336 с.
33. Робертсон, А. Происхождение христианства / А. Робертсон. — М.: Издательство иностранной литературы, 1959. — 323 с.
34. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории / И.С. Свенцицкая. —М.: Политиздат, 1987. — 336 с.
35. Свенцицкая И.С. Тайные писания первых христиан / И.С. Свенцицкая. — М.: Политиздат, 1980 — с. 198
36. Тарасенко А.А. Иисус из Назарета — учитель, пророк, Мессия: Некоторые аспекты деятельности Иисуса в контексте мессианских ожиданий в начале новой эры. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2017. — 368 с.
37. Циркин Ю. Б. Император Деций: попытка возрождения Рима // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 8 / Ю.Б. Циркин. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. — С. 313—328.
38. Чеканова Н.В. Римская диктатура последнего века Республики / Н.В. Чеканова. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2005. — 480 с.
39. Штаерман Е.М. Гонения на христиан в III в. // Вестник древней истории, №2 (11), 1940 / Е.М. Штаерман. — С. 96—105.
40. Штаерман Е.М. Кризис античной культуры / Е.М. Штаерман. — М.: Наука, 1975. — 183 с.
41. Штаерман Е.М. Мораль и религия угнетенных классов Римской империи (Италия и Западные провинции) / Е.М. Штаерман. — М.: Изд-во АН СССР, 1961, —324 с.
42. Эрман Б. Как Иисус стал богом / Б. Эрман. — М.: Эксмо, 2016. — 560 с.
43. Allison D. Jesus of Nazareth: Millenarian Prophet / D. Allisen. — Minneapolis: Fortress, 1998. —272 p.
44. Geza V. Jesus the Jew: A Historian's Reading of the Godspels / V. Geza. — London: Collins, 1973. — 312 p.
45. Sanders E.P., The Historical Figure of Jesus / E.P. Sanders. — London: AllenLane/Pinguin Press, 1993. —337 p.
46. Fredriksen P. Jesus of Nazareth: King of the Jews / P. Fredriksen. — New York: Vintage, 1999. — 352 p.
121 Пантелеев А.Д. «Молниеносный легион»: христианская легенда и реальность. Марк Аврелий и христиане