Введение 3
1. Теоретические основы использования маркетинговых инструментов
для повышения продаж предприятия 6
1.1 Сущность маркетинга и маркетинговой деятельности на предприятии 6
1.2 Маркетинговые методы психологического воздействия на
потребителя: методы, механизмы, способы и приемы 14
1.3 Аромамаркетинг как современный вид маркетинговых технологий
воздействия на покупателя 37
2. Анализ использования маркетинговых инструментов на примере
деятельности магазина одежды «New Yorker» 44
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Нью Йоркер Рус» 44
2.2 Анализ маркетинговых инструментов, применяемых в магазине
одежды «New Yorker» 52
2.3 Анализ воздействия и результат применения ароматизации в магазине
«New Yorker» 58
3. Совершенствование использования аромамаркетинга в
деятельности магазина одежды «New Yorker» 68
3.1 Мероприятия по совершенствованию мерчендайзинга магазина
одежды «New Yorker» 68
3.2 Рекомендации по совершенствованию аромамаркетинга в магазине
«New Yorker» 80
3.3 Социально- экономический эффект от предложенных
рекомендаций 83
Заключение 89
Список использованных источников Приложения
В условиях высокой конкуренции и нестабильной экономической ситуации достичь поставленных целей можно только за счет применения широкого ассортимента инструментов маркетинга, используя комплексный маркетинговый подход. Комплексность означает, что маркетинговые действия (проведение маркетинговых исследований, реализация ценовой политики, разработка и оказание услуг, их продвижение на рынок), взятые сами по себе, не способны обеспечить того эффекта, который дает осуществление маркетинговой деятельности.
Маркетинговая деятельность предприятия должна быть направлена на долговременное существование предприятия, на его стабильность, долгосрочные и взаимовыгодные отношения с потребителями, поставщиками и другими участниками рынка. Также деятельность должна быть направлена на повышение конкурентоспособности предлагаемых услуг и товаров.
В современном мире в условиях высокой конкуренции между торговыми сетями качество, ассортимент и цена товара отступили на второй план, тогда как грамотно спланированное взаимодействие с потребителем стало определять успешность продавца. Взаимодействие с клиентами, прежде всего, основывается на маркетинговых стратегиях, одной из наиболее эффективных в настоящее время является мерчендайзинг.
Мерчендайзинг - это комплекс мероприятий производимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного товара, марки, вида или упаковки. Данные мероприятия позволяют создать в магазине определенную атмосферу, которая способна задать необходимое эмоциональное восприятие товара. Высокая значимость атмосферы магазина определяется тем, что она подвластна корректировке продавца, в то время как внешние факторы ему не подвластны.
Атмосфера магазина воздействует на основные чувства потребителя: зрение, слух, обоняние, осязание. К элементам атмосферы относятся визуальные элементы - это информационные указатели, цвет, освещение, звуковые (в т. ч. музыка), и обонятельные - запахи [2]. Исследователи достаточно давно выявили важность визуального и звукового восприятия, но сравнительно недавно остановили свое внимание на исследованиях в области обонятельного воздействия.
Исследования подтверждают, что при наличии приятных ароматов покупатели проводят в магазинах на 15-20 % дольше, чем обычно. Приятный запах расслабляет их, количество покупок возрастает на 14,8 %, так как ароматы способствуют более внимательному изучению большего количества продукции. Это, в свою очередь, приводит к росту объема продаж, а количество спонтанных покупок возрастает на 6 %.
Аромамаркетинг - это своеобразная игра с подсознаем человека. Роль обоняния недооценивать нельзя. Человек способен различать более 10 000 различных запахов, 70 % эмоций человека формируется за счет обоняния. Обоняние - это одно из пяти чувств, связанных с формированием воспоминаний. Тот или иной аромат может оставить в памяти человека как положительные, так и отрицательные эмоции. Неразрывная связь запахов с памятью человека, а также их уникальная способность быстро пробуждать память, позволяет использовать их как средство взаимодействия с клиентом [3].
Важным аспектом и основной проблемой аромамаркетинга является правильный подбор запаха. Это должен быть приятный ненавязчивый, слегка ощущаемый аромат, подобранный в соответствии с поставленной целью, только в этом случае он будет способствовать достижению поставленных целей. Главное, чтобы аромат не был резким и агрессивным, иначе он будет раздражать покупателя и отобьет желание задержаться в этом магазине. Также следует учитывать физиологические особенности людей. Например, женщины более восприимчивы к запаху, чем мужчины, и чаще отдают предпочтения цветочным ароматам, а мужчины - ароматам хвойной группы.
Цель исследования - изучить эффективность аромамаркетинга в местах продаж товаров повседневного спроса, на примере деятельности ООО «Нью Йоркер Рус».
Объектом исследования в данной работе является ООО «Нью Йоркер Рус».
Предметом исследования является система мероприятий формирующих поведенческие реакции.
Теоретической и методологической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты РФ, специализированная литература, а также периодические издания. Информационной базой исследования явились данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия за 2014-2016 годы.
Актуальность данной работы заключается в том, что на данный момент в хозяйственной деятельности любой организации основными вопросами являются снабжение, производство и сбыт готовой продукции; последняя, подразумевает законченные производством на данном предприятии изделия, работы и услуги, которые могут быть предложены рынку как товары. Непрерывно должна проводится работа предприятий в новых экономических условиях, предполагающая реструктурирование всех функциональных сфер деятельности хозяйствующих субъектов, но главным образом это касается сферы сбыта и продвижения готовой продукции.
При написании работы использовались следующие методы: монографический, экономико-статистический, описания, сравнения, анализа.
Бурное развитие розничной торговли предъявляет новые повышенные требования к владельцам магазинов. Остро стоит вопрос привлечения потенциального покупателя. Соответственно владельцы супермаркетов одним из основополагающих критериев является его узнаваемость среди других. Это и логотип, и корпоративные цвета, и стандарты обслуживания, и ассортимент. Однако, в отличие от зрительных ориентиров аромат способен «зацепить» покупателя за много метров до того, как он увидит вывеску супермаркета.
Говоря о повышении продаж, в современном обществе уже давно использованы все инструменты, т.е. использование мерчендайзинга или наружной рекламы не является конкурентным преимуществом, поскольку это используют абсолютно все. Кроме того, современный человек очень быстро понимает, что является рекламой, а что нет. Когда человек понимает, что сейчас видит перед собой рекламу, она автоматически перестает работать в качестве средства повышения продаж. Современный потребитель изрядно перегружен рекламной информацией и зачастую просто перестает ее замечать. Увеличение количества рекламных сообщений вызывает привыкание, усталость и, как следствие, снижение степени их восприятия потребителем. В этом плане аромат - единственный маркетинговый инструмент, который покупатель не в силах игнорировать, ведь невозможно зажать нос и не дышать.
Ароматический маркетинг или, коротко, аромамаркетинг является одним из инструментов сенсорного маркетинга, который может поднять уровень продаж более чем на 20%. Процент может колебаться в зависимости от группы товаров. С конца прошлого века проводятся многочисленные маркетинговые исследования для создания программ, осуществляющих влияние на чувства и различные формы поведения покупателей. Если обычная реклама зачастую знакомит нас с новой маркой товара или с особыми его характеристиками, то данные методики рассчитаны на то, чтобы вызвать у посетителей торговой точки ощущение комфорта и желание повторить свой визит.
Аромамаркетинг, или целенаправленная ароматизация воздуха - новое для России направление в повышении продаж. Но, учитывая весь возрастающий уровень конкуренции на рынке розничной торговли, использование новых инструментов привлечения, стимулирования и повышения лояльности покупателей обеспечивает торговым компаниям столь необходимое конкурентное преимущества. Современные покупатели привередливы, и аромат для них играет далеко не последнюю роль.
Популярность применения ароматизации в рекламных и маркетинговых целях с каждым годом только возрастает. При сравнительно небольших финансовых затратах, ароматизация может существенно влиять на увеличение объемов продаж и привлечение клиентов.
Ароматный сигнал способен привлечь внимание к рекламе, выделяя его среди других рекламных инструментов, используемых конкурентами, что станет дополнительным преимуществом.
Стремясь привлечь как можно больше клиентов, магазин «New Yorker» провел эксперимент в магазине с ароматизацией.
При эксперименте использовались приборы «AromaStreamer Store» («Арома Стример Магазин») и аромат «Кофе» - это новейшие системы ароматизации воздуха от REIMA AirConcept (Германия). Эти приборы отличает современный стильный дизайн - благородные породы дерева в гармоничном сочетании с высококачественной нержавеющей сталью.
Целью было определить степень эффективности применения ароматизации в сфере продажи спортивной одежды магазина «New Yorker», а также положительное/отрицательное отношение посетителей к технологиям аромамаркетинга.
Данные проведенного опроса свидетельствуют о том, что ароматизация не остается незамеченной — в среднем только один человек из пяти не воспринимает аромат осознанно, что, однако, еще не говорит о том, что запахи не оказывают влияния на его поведение.
Таким образом, идеальный аромамаркетинг - это аромамаркетинг, который не замечает конечный потребитель. Который настолько естественен, и так гармонично вписывается в конкретное помещение, что его не чувствуешь, как что-то отдельное, выделяющееся. Здесь аромат - просто часть интерьера, приятная и располагающая, и неотделимая от всего остального.
Из всего сказано следует общий вывод, что аромат способен сделать то, что не всегда под силу рекламным вывескам и листовкам, а именно ненавязчиво пригласить в магазин. И мало кто может устоять против манящего аромата.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от
18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 12.03.2016).
2. Федеральный закон от 08.02.1998 №14-ФЗ Об обществах с ограниченной ответственностью (ред. от 29.12.2004).
3. Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 13.01.1995 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2016) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
5. Алексеева А.И., Васильев Ю.В., Малеева А.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. -М.: КноРус, 2015.
6. Брассингтон Ф., Петтитт С. Основы маркетинга Ф. Брассингтон, С. Петтитт. - М.: Бизнес Букс, 2016. - 536 с.
7. Галицкий Е.Б., Галицкая Е.Г. Маркетинговые исследования. Теория
и практика: : Учебник для вузов - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М.: ЮРАЙТ. -2016.
8. Герасимов Б.И., Мозгов Н.Н. Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие - 2-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2016.
9. Данько Т.П. Управление маркетингом: Учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М - 2014. - 363 с.
10. Дробышева Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент: Учебное пособие - 3-е изд. М.: Дашков и К. - 2016. - 152 с.
11. Зарицкий А.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Конспект лекций. - М.: АСТ. - 2014. - 160 с.
12. Ибрагимов Л.А. Маркетинг: Учебное пособие для студентов вузов / Л. А. Ибрагимов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 367 с.
13. Ивашкова Н.И. Управление маркетингом: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М. - 2014. - 176 с.
14. Жукова Т.Н. Управление и организация маркетинговой деятельности: Учебное пособие - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2016. - 197 с.
15. Катернюк А.В. Основы современного маркетинга / А. В. Катернюк. - Ростов Н/Д: Феликс, 2008. - 666 с.
16. Каменева Н.Г. Маркетинговые исследования: учеб.пособие по спец. «Маркетинг» / Н.Г.Каменева, В.А.Поляков.
- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2014. - 437 с.
17. Колчанов В.Б., Макхалберт Д. Управление маркетингом: Учебник для вузов - СПб.: Питер. - 2014. - 832 с.
18. Ким С.А. Маркетинг: учеб.для студ. Вузов / С.А.Ким; Федер. ин-т развития образования. - М.: Дашков и К, 2010. - 257 с.
19. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.: Учебное пособие. - М.: Вильямс. - 2016. - 496 с.
20. Лебедев О. Т. Основы маркетинга.Учебное пособие / Лебедев О. Т., Филимонов Т. Ю.- СПб.: ИД «Ми», 2008. - 224с.
21. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М. - 2015.
22. Маркетинговые коммуникации: учебник: для высших учебных заведений по специальности «Маркетинг» / И. М. Синяе-ва, С. В. Земляк, В. В. Синяев. - Москва: Дашков и К°, 2014. - 323 с.
23. Маркетинг в вопросах и решениях: учебное пособие для студентов / И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. - Москва: Кно-Рус, 2014. - 303 с.
24. Маркетинг: учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - Москва: Инфра-М, 2015.
25. Основы маркетинга. Теория и практика: [учебное пособие] / И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 381 с.
28. Орлов В.И. Менеджмент // Издательский дом Дело и сервис. - 2014 - №3. -URL: http://www.dis.ru/marketing.html.
29. Пичурин И.И., Эриашвили Н.Д., Обухов О.В. Основы маркетинга.
Теория и практика: Учеб.пособие для студентов, обучающихся по
специальностям Коммерция (торговое дело), Маркетинг. - М.: ЮНИТИ- ДАНА. - 2017. - 383 с.
30. Романенкова О.Н. Маркетинговые исследования: Теория и практика: Учебник для бакалавров - М.: Юрайт. - 2016.
31. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник - 6-е изд.,испр. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М.- 2016. - 626 с.
32. Сак А.В. Журавлев В.А. Оптимизация маркетинговых решений /
А.В. Сак В.А. Журавлев. - М.: Гревцов, 2015. - 302 с.
33. Симонян Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуни кации: учеб.пособие для студ. вузов / Т.В.Симонян, Т.Г.Кизилова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 212 с.
34. Синяева И.М. Маркетинговые коммуникации / Синяе-ва И. М. Земляк С. В. Синяев В. В. Учебное пособие. - Издательский дом Дашков и К. -2015. - 323 с.
35. Синяева И.М. Маркетинг: теория и практика: учеб.для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / И.М.Синяева, О.Н.Романенкова. - М.: Юрайт, 2016. - 652 с.
36. Синяева И.М. Управление маркетингом: Учебное пособие - 2-е изд.,перераб. и доп. М.: Вузовский учебник. - 416 с.
37. Сосненко Л.С., Свиридова Е.Н., Кивелиус И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Краткий курс: Учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - КноРус, 2014.
38. Токарев Б.Е. Маркетинговые исследования рыночных ниш инновационных продуктов: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М. - 2015.
39. Управление маркетингом: [учебник для вузов: перевод с
английского] / Н. Капон, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2015. - 832 с.
40. Черняховская Т.Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика: Учебное пособие - М.: Высш. обр. - 2014. - 743 с.
41. Энциклопедия экономиста [Электронный ресурс] / Мерчендайзинг. - Режим доступа: http://www.grandars. ru/college/psihologiya/merchendayzing.html - Дата доступа: 25.10.2017.
42. Соколова, Т. Аромамаркетинг. Использование запаха для привлечения покупателя [Электронный ресурс] / Т. Соколова. - Режим доступа: http://auto-dnevnik. com/docs/index-1305.html - Дата доступа: 24.10.2017.
43. Инфомания / 10 фактов о носе и обонянии [Элек
тронный ресурс] - Режим доступа: http://mixfmradio.
ru/news/infomaniya/454-10-faktov-o-nose-i-obonyanii. html - Дата доступа:
24.10.2017.
44. Исследования [Электронный ресурс] / Официальный сайт компании «Ароматик». - Режим доступа: http:// aromatik.ru/aromamarketing/research/ - Дата доступа: 24.10.2017.
45. Ванчугов, А. Ароматный бум [Электронный ресурс] / Официальный сайт Агенства Молл Маркетинг - Режим доступа: http://www.aromareklama.ru/st35.htm - Дата доступа: 24.10.2017.
46. Тенденции развития сенсорного маркетинга 2013- 2014 гг.
[Электронный ресурс] / Официальный сайт Aroma Group. - Режим доступа: http://www. aroma-group.ru/news/development-trends-of-touch-marketing-2013-
2014. html - Дата доступа: 24.10.2017.
47. Сенсорный маркетинг: мода или реальный инструмент продаж?!
[Электронный ресурс] // Shoes report. 2016. - URL:http://www.shoes-
eport.ru/articles/prodvizhenie/sensornyy-marketing-moda-ili-realnyy-instrument- prodazh-/ (дата обращения: 24.10.2017.).
48. Мулярова Е. Взывая к чувствам [Электронный ресурс] //
Красноярское общественно - деловое издание Dela.ru. 2017. -
URL:http//www.dela.ru/articles/18052/ (дата обращения: 24.10.2017.).
49. Включил Вивальди - продал больше. Как устроен сенсорный маркетинг [Электронный ресурс] // Slon Magazine. Интернет-журнал. 2014. - URL: http://slon.ru/biz/1044310/ (дата обращения: 12.10.17).
50. Крылов И.В. Теория и практика рекламы в России. - М.: Дело, 2016. - 294с.
51. Линдстром М. Чувство бренда. Воздействие на пять органов чувств для создания выдающихся брендов. - Москва: Эксмо, 2016. - 272 с.
52. Искусство мерчандайзинга. Сенсорный маркетинг в ювелирной торговле. [Электронный ресурс] // Интернет-журнал. Навигатор ювелирной торговли. 2009. - URL: http://www.njt.ru/archive/2007/4/12778/ (дата обращения:
13.10.17) .
53. Плющева Л.В. Ароматический мерчандайзинг: мистическая сила запаха // Образование, наука, инновации - вклад молодых исследователей: материалы II (XXXIV) международной научно-практической конференции, Кемеровский госуниверситет. - Кемерово: ИНТ, 2007. - Вып. 8. - Т. 2. - С. 335-337.
54. Никитич Д. Аромаркетинг: бизнес диктует моду на запахи [Электронный ресурс] // Интернет-журнал AdIndex.ru. 2014. -
URL: http: //adindex.ru/publication/opinion/marketing/2014/09/12/115004. phtml (дата обращения: 15.10.17).
55. Левина Л.В. Возможности использования нейромаркетинга в условиях казахстанского рынка // Вестник КАСУ. - №3. - С. 159-164.
56. Трайндл А. Нейромаркетинг. Визуализация эмоций. - М.: Альпина Паб-лишерз, 2017 - 128 с.
57. Павленко Т.С. Нетрадиционные современные виды маркетинга [Электронный ресурс] // НаучФорум. - URL:
http://www.nauchforum.ru/node/1144 (дата обращения: 15.10.2017).
58. Ульяновский А. В Сенсорный маркетинг // Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума. - М.: Эксмо, 2015. - 432 с.
59. Пашутин С. Обоняние подталкивает к покупкам // Фармацевтический вестник. - 2015. - № 5.
60. http://www.New Yorker.ru/- Официальный сайт сети магазинов «Adidas».
61. http://torgsoft.ua/articles/upravlenie-magazinom/aromat-v-torgovle.-kak- podobrat-zapax-dlya-vashego-magazina.html - Аромат в торговле. Как подобрать запах для Вашего магазина.
62. http://www.adme.ru/tvorchestvo-dizajn/chto-takoe-aromamarketing-i- aromadizajn-69133/- Что такое аромамаркетинг и аромадизайн?
63. http://sci-article.ru/stat.php?i=1414237253 - Аромамаркетинг как инструмент воздействия на потребителя.
64. http://www.sense-aroma.ru/aroma-marketing-all#medicine -
аромамаркетинг.
65. http://bs-aroma.ru/aroma-marketing - Бизнес ароматизация, сделай прибыль ароматной.
66. http: //www.larom-vrn.ru/a4 .html - Аромамаркетинг. Основные тенденции развития.