Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ИНТЕРНЕТ
1.1 Сущностная характеристика розничных продаж и их видов через систему Интернет
1.2 Современные инструменты и методы управления розничными продажами через систему Интернет
1.3 Перспективы и тенденции развития розничных продаж через систему Интернет в рыночной экономике
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ИНТЕРНЕТ НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ «BEFREE»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия «Befree»
2.2 Особенности управления розничными продажами через систему Интернет в компании «Befree»
2.3 Сравнительная характеристика подходов к управлению розничными продажами через систему Интернет в компании «Befree» с компаниями - конкурентами
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РОЗНИЧНЫХ ПРОДАЖ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ИНТЕРНЕТ
3.1 Разработка комплекса мероприятий по управлению розничными продажами через систему Интернет в компании «Befree»
3.2 Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованной литературы Приложения
В современных условиях экономического развития электронная коммерция стала неотъемлемой частью в жизни многих интернет пользователей. Потребители знакомятся с обзорами и отзывами в социальных сетях, на форумах и на сайтах продавцов, а впоследствии принимают решения о покупке и приобретают понравившиеся товары. Организация розничных продаж через систему интернет предоставляет предпринимателям широкий спектр возможностей: от создания дополнительного канала для реализации товаров и услуг до формирования системы по сбору ценной маркетинговой информации о потребителях.
В последние год-два свои интернет-магазины открыли как крупные, так и мелкие игроки от торговли. Даже такие монстры розницы, как, например, «ИКЕА» и «H&M», «Nike», «GEOX», которые до последнего не стремились связываться с интернет-продажами, сдались и наладили каналы в электронной торговле. Также к тем коммерческим предприятиям, которые активно развивают свою розничную торговлю в сети Интернет, относится компания «FINN FLARE». По данным аналитического агентства «РБК», именно электронная коммерция стала стратегическим приоритетом данной организации на ближайшую перспективу. Сейчас доля выручки в глобальной сети у компании составляет 15 процентов. Большую долю в глобальной сети в разрезе своей основной торговой деятельности занимает компания «BAON» с показателем в 20%.
Развитие розничных продаж через систему Интернет стараются наладить такие предприятия торговли как ювелирные компании, гипермаркеты бытовой техники, парфюмерные и косметические магазины, продуктовые ритейлеры, банки. Например, «Сбербанк» в России - один из примеров, когда розничным продажам в сети Интернет уделяется особое внимание в общей стратегии развития организации.
Современные условия ведения бизнеса таковы, что если коммерческое предприятие желает оставаться конкурентоспособным, то ему необходимо развивать свою розничную торговлю в глобальной сети, иначе есть риск остаться без внимания покупателя. Согласно официальной статистике почти 50 процентов покупателей получают информацию о товаре в интернете, и уже после этого идут в офлайновый магазин. Если коммерческая организация не развивает часть своего бизнеса в сегменте электронной коммерции, то в конечном итоге это сказывается на снижении объемов реализации продукции и убыточности деятельности в целом, либо более низкой рентабельности продаж в сравнении со среднерыночными значениями.
Одним из современных направлений развития розничных продаж через систему Интернет выступает экспансия в регионы России. Конечно, эта тенденция более осуществима для крупных компаний, у которых есть и бюджеты для реализации таких грандиозных планов, и сформировавшаяся репутация. Однако также небольшой бизнес, который хочет наращивать обороты и развивать лояльность к своему бренду также будет переводить часть своей деятельности в глобальную сеть - это могут быть небольшие интернет - магазины, демонстрационные сайты, сообщества в социальных сетях и отдельные публичные страницы с товарами.
Некоторые предпринимательские структуры также начинают развивать комбинированные направления онлайн и офлайн торговли. Так, например, можно рассмотреть опыт сети магазинов «Детский мир», которая наряду с работой интернет-магазина, организовала процесс in store pick-up - это самостоятельное получение заказа (собранного в ассортименте интернетмагазина) в офлайновых торговых точках. Другой вариант характерен для продуктовых магазинов, когда покупатель днем на работе в несколько кликов собирает продуктовую корзину, а вечером просто забирает ее из торговой точки. Такой подход открывает новые возможности для развития бизнеса, делает компанию более конкурентоспособной и коммерчески эффективной. Все это определяет актуальность выбранной темы исследования.
В исследовании теоретических и практических аспектов развития розничных продаж через систему интернет принимали участие отечественные и зарубежные ученые. Значительный вклад в разработку теоретических вопросов внесли такие исследователи как Ахматова Л.С., Беличенко А.С., Герасимов Н.В., Туякбасарова Н.А., Гильманов Т.А., Демченко К.С., Гюльнезерова М.Н., Елизарова Е.В., Кириллова Л.К., Федосеева Е.Л., Кожемякина А.П., Бахмутова Ю.И., Косенко О.В., Скибина Я.В., Кулик А.М., Копанева Т.Ю., Шанин К.И., Максимча Е.А., Марченко Е.С., Сафин О.С., Остринская Л.И., Сейдаметова З.С., Ульянова Н.Д., Попрыго Д.П., Чепурченко Д.А., Шведов Е.А., Сарапулова Т.В.
Целью работы является изучение розничных продаж через систему Интернет и путей их совершенствования. Задачи исследования:
а) рассмотреть сущностную характеристику розничных продаж и их видов через систему Интернет;
б) проанализировать современные инструменты и методы управления розничными продажами через систему Интернет;
в) изучить перспективы и тенденции развития розничных продаж через систему Интернет в рыночной экономике;
г) дать организационно-экономическую характеристику предприятию;
д) выявить особенности управления розничными продажами через систему Интернет в исследуемой компании;
е) провести сравнительную характеристику подходов к управлению розничными продажами через систему Интернет в анализируемой компании с компаниями-конкурентами;
ж) разработать комплекс мероприятий по управлению розничными продажами через систему Интернет;
з) провести оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.
В качестве объекта исследования в данной работе выбрано коммерческое предприятие АО «Мэлон Фэшн Груп», расположенное в городе Санкт-
Петербург по адресу десятая Красноармейская, дом 22. Данная организация является торговой компанией, которая реализует свою продукцию под брендом «Befree».
Предметом исследования выступают розничные продажи через систему Интернет и пути их совершенствования.
Методы исследования, применяемые в процессе написания: сбор,обобщение, систематизация и анализ информации по вопросам осуществления розничных продаж через систему Интернет.
Дипломная работа состоит из введения, теоретической и двух практических глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Интернет пронизывает практически все сферы нашей жизни, и применение его для торговли уже не просто никого не удивляет, а выглядит вполне естественно. Несмотря на тот факт, что для некоторых покупателей покупки в интернет-магазинах сопряжены с определенным риском, большинство пользователей глобальной сети выбирают именно их, потому что те экономят время и зачастую предлагают более привлекательные цены.
Современные розничные продажи через систему интернет сопоставимы с традиционным ритейлом, при этом такой вид предпринимательской деятельности имеет свою отраслевую специфику. С одной стороны, розничная торговля через интернет предоставляет покупателям более комфортные условия приобретения продукции. С другой стороны, если неправильно выстраивать процессы управления розничным интернет-магазином, то его рентабельность может быть значительно меньше, чем в аналогичной традиционной торговой точке.
Существует большое количество разнообразных инструментов, методов и подходов для эффективного управления розничным торговым предприятием в сети интернет. Некоторые из таких инструментов направлены на увеличение трафика и конверсии непосредственно интернет-магазина, другие первоочередной целью имеют формирование базы данных о клиентах, третьи ориентированы на повышение лояльности потребителей. Среди специализированных методов можно отметить разнообразные метрики, на основании которых можно получать информацию для анализа и принятия управленческих решений.
Таргетированная реклама, как правило, происходит по трем основным критериям: пол, географическое положение и возраст людей, которых может заинтересовать продукция. С целью эффективного развития розничного коммерческого магазина в сети важно формировать базу данных покупателей для того, чтобы в последующим направлять им информационные материалы, в том числе посредством e-mail-рассылки. Публикации в средствах массовой информации чаще всего усиливают вес бренда коммерческого предприятия, редко давая прямой прирост и увеличивая розничные продажи интернетмагазина. Не менее важным моментом в управлении розничными продажами в интернет пространстве является работа над охватом новых рынков сбыта. Отечественный потребитель, как показывает статистика, предпочитает совершать звонки напрямую, а не заполнять формы заказа.
В настоящее время происходит активное развитие розничных продаж через систему интернет в рыночной экономике. Во -первых, из года в год объемы реализации продукции интернет-магазинами увеличиваются, причем большой вклад в этом направлении формируют мобильные устройства пользователей (планшеты, смартфоны). Во-вторых, многими компаниями начинают активно использовать разнообразные специализированные механизмы привлечения и удержания клиентов. В -третьих, совершенствуются подходы к совершению сделок в сети. Конечным пользователям предприятия - продавцы создают возможности для оплаты разнообразными способами: с карты банка, со счета мобильного телефона, с электронного кошелька или даже криптовалютой.
В качестве объекта исследования в данной работе выбрано коммерческое предприятие АО «Мэлон Фэшн Груп», расположенное в городе Санкт- Петербург по адресу десятая Красноармейская, дом 22. Данная организация является торговой компанией, которая реализует свою продукцию под брендом «Befree». Компания в целом является эффективной организацией. Компания успешно развивается за счет собственных ресурсов, а также использует франчайзинговый подход к тиражированию своей бизнес-модели. В настоящее время общее количество торговых точек составляет порядка 200 магазинов, работающих на всей территории Российской Федерации. Неотъемлемой частью успешной хозяйственной деятельности является официальный сайт организации, на котором потребители могут принять участие в бонусной программе и приобрести все необходимые товары в разных категориях - одежда, обувь, аксессуары.
Предприятие АО «Мэлон Фэшн Груп» имеет свои специфические особенности управления розничными продажами через систему Интернет. Первым современным инструментом выступает мобильное приложение с широком пользовательским функционалом и удобным интерфейсом. Вторая актуальная особенность - это использование современных актуальных лукбуков, которые пользуются интересом у потребителей. Также среди особенностей можно отметить различные форматы доставки, возврата и оплаты продукции, которые могут быть удобны большому количеству розничных покупателей. Общий функционал интернет-магазина «Befree» является сбалансированным, понятным и удобным, что, несомненно, отражается на лояльности и росте продаж коммерческой организации.
Торговая организация, реализующая товары под брендом «Befree», в целом осуществляет эффективную деятельность в сети Интернет. Интернет - магазин компании АО «Мэлон Фэшн Груп» имеет высокие оценки у пользователей и на тематических порталах анализа сайтов, в сравнение с конкурентами. Сайт данного коммерческого предприятия имеет наибольшее количество просмотров и фактических посещений со стороны пользователей, а также высокую отметку согласно уровню доверия. Интернет-магазин имеет хорошие показатели цитирования (упоминания на других ресурсах и в социальных сетях), не содержит вирусы и отлично адаптирован для работы на мобильных устройствах. Отдельной сильной стороной исследуемой организации в управлении розничными продажами через систему Интернет является наличие специального приложения «Befree» для потенциальных покупателей.
В рамках совершенствования коммерческой деятельности нами были определены перспективные направления для совершенствования процессов управления розничными продажами через систему Интернет в компании «Befree». Для этого необходимо провести оптимизацию HTML-кода, добавить отзывы на сайт интернет-магазина, а также разработать личный кабинет покупателя и предусмотреть смену языка на специальной панели. Отдельным значимым мероприятием является разработка раздела личных пожеланий, так называемых вишлистов, которые представляют собой ценный инструмент для интернет-магазина, который в значительной степени повысит эффективность усилий при построении маркетинговой стратегии.
Предложенный комплекс мероприятий, направленный на совершенствование подходов к управлению розничными продажами через систему Интернет в торговой сети «Befree» можно считать эффективными. Рентабельность предложенных мероприятий может достигать до 1000%. Значимым фактором в пользу использования данных мер выступает тот факт, что конкуренты исследуемой компании в своей практической деятельности уже задействовали данные подходы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
2. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом"
3. ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения (с Изменением N 1, с Поправкой)
Книги монографии
4. Алиев Э. Потребители хотят, чтобы сервис был максимально удобен в использовании // Технологии и средства связи. 2017. № 4. С. 7-8.
5. Ахматова Л.С. Проблема повышения конверсии интернет-продаж и менеджмент // Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука.
2016. № 12. - С. 55-61.
6. Беличенко А.С. Оценка эффективности рекламной кампании в интернете посредством воронки продаж // В сборнике: IT: вчера, сегодня, завтра // материалы IV научно-исследовательской конференции студентов и аспирантов Института водного транспорта. 2016. - С. 36-40.
7. Герасимов Н.В., Туякбасарова Н.А. Влияние встроенных форм регистрации на уровень продаж интернет-магазинов // Наука и практика регионов. 2017. № 3 (8). - С. 102-106.
8. Гильманов Т.А. Проблемы организации и развития менеджмента продаж в интернет-среде // Россия и новая экономика: ключевые векторы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно - практической конференции в рамках Всероссийского фестиваля науки: в 2 частях. 2016. - С. 228-230.
9. Гудкова Е.Г. Эффективное привлечение целевого трафика из поисковых систем для увеличения продаж интернет-магазина // Интернетмаркетинг. 2017. № 3. - С. 166-183.
10. Демченко К.С., Гюльнезерова М.Н. Продвижение товара в интернете // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века // сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. 2017. - С. 59-62.
11. Докучалов А.В. Основные инструменты продаж в интернете // Директор по маркетингу и сбыту. 2017. № 5 -6. - С. 47-55.
12. Елизарова Е.В. Развитие интернет-торговли на российском электронном рынке // Актуальные вопросы повышения финансовой грамотности населения: проблемы и перспективы. 2017. - С. 199-201.
13. Зверева А.В. Продажа товаров через интернет-магазин: проблемы и перспективы развития // Аллея науки. 2017. № 7. - С. 661-668.
14. Казак Е.А. Маркетинговая деятельность в сети интернет // Актуальные проблемы науки XXI века. 2015. № 4. - С. 60-64.
15. Кайкова Е.Р. Статистический анализ продаж в интернете // В сборнике: Экономический потенциал студенчества в региональной экономике материалы IX межвузовской научно-практической конференции. 2015. - С. 275278.
16. Кириллова Л.К., Федосеева Е.Л. Коммуникационное продвижение в сети интернет как инновационный элемент маркетинга продаж // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей VIII Международной научно - практической конференции: в 4 частях. 2017. - С. 383-387.
17. Клементьев В.В. Интернет-продажи - эффективный инструмент сбыта для производителя // Мясной ряд. 2016. № 4 (66). - С. 46-49.
18. Кожемякина А.П., Бахмутова Ю.И. Особенности продажи продовольственных товаров посредством интернета // Фундаментальные и прикладные вопросы эффективного предпринимательства: новые решения, проекты, гипотезы // Материалы V Международного научного конгресса. Под научной редакцией А.В. Шарковой, И.А. Меркулиной. 2017. - С. 341-343.
19. Косенко О.В., Скибина Я.В. Маркетинг в интернете // Информационное общество: современное состояние и перспективы развития // Сборник материалов IX студенческого международного форума. 2017. - С. 112114.
20. Ксенофонтов О.М. Понятие купли-продажи товаров дистанционным способом посредством сети интернет и ее место в системе электронной коммерции // Законность и правопорядок в современном обществе // материалы IV Всероссийской научно-практической студенческопреподавательской конференции с международным участием. 2016. - С. 149152.
21. Кулик А.М., Копанева Т.Ю., Шанин К.И. Инновационные тренды в интернет-коммерции // Инновационная наука. 2017. Т. 1. № 3. - С. 174-176.
22. Лавров А.В. Развитие электронной коммерции в современной
России // Управление современной организацией: опыт, проблемы и
перспективы. 2016. № 1. - С. 199-203.
23. Лебедева Ю.С. Воронка продаж интернет-магазина // Интернаука.
2017. № 20 (24). - С. 14-16.
24. Лепкина В.К. Современные тенденции и перспективы развития интернет-торговли // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9 -4 (86-4). - С. 638-640.
25. Максимча Е.А. Анализ современного состояния интернет -торговли как элемента цифровой экономики // Экономика и социум. 2017. № 9 (40). - С. 559-563.
26. Малявин В.В. Проблемы применения биткоин в РФ как способ платежных операций в интернет продажах // Стратегические инициативы социально-экономического развития хозяйствующих субъектов региона в условиях внешних ограничений. 2017. - С. 190-192.
27. Марченко Е.С., Сафин О.С., Остринская Л.И. Особенности проектирования интернет-проектов по продаже и продвижению на рынок строительных материалов // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. 2017. № 3 (55). - С. 160-168.
28. Моисеев Р.А., Мокеев А.В., Мокеев В.В. О повышении конверсии продаж интернет-ресурсов путем расчета вероятности совершения ключевого действия клиентом // В сборнике: Наука ЮУрГУ материалы 69-й научной конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет. 2017. - С. 17-21.
29. Мулаева З.Э., Князева А.О. Проблемы интернет торговли и пути их решения // Торговля, предпринимательство и право. 2017. № 2. - С. 89-94.
30. Немцова Т.П. Директ-маркетинг как технология интернет-продаж // страхование в системе финансовых услуг в России: место, проблемы, трансформация // сборник трудов XVIII Международной научно -практической конференции: в 2 томах. 2017. - С. 149-153.
31. Рыжкова Т.Б., Тарасенко Е.А. Интернет-маркетинг: сайты
скидочных купонов как новый канал дистрибьюции // Управленческие науки в современном мире. 2016. Т. 2. № 2. - С. 67-71.
32. Сейдаметова З.С., Сейтосманова С.Р. SEO как инструмент эффективных продаж в интернете // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. 2017. № 3 (17). - С. 73-81.
33. Семенова Л.А., Гнездова Ю.В. Эффективность функционирования интернет-торговли в регионе // Перспективные направления социально - экономического развития России // Сборник статей по материалам III ежегодной научно-практической конференции. 2017. - С. 76-80.
34. Тарасова Е.Е., Данченко Е.Г. Направление совершенствования электронной розничной торговли // Молодежь и кооперация: инновации и творчество Материалы международной студенческой научной конференции. В 4 частях. 2016. - С. 22-31.
35. Ульянова Н.Д., Попрыго Д.П. Интернет-магазин как ресурс
формирования информационной среды предприятия // Вестник
образовательного консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. 2017. № 1 (9). - С. 7-12.
36. Фомин Н.П. Разработка стратегии интернет-маркетинга по развитию дистрибьюторской сети в компаниях прямых продаж // Научно - методический электронный журнал Концепт. 2017. № 4. - С. 101-106.
37. Чекменева К.В. Продажи через интернет // В сборнике: Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития сборник материалов XVIII Всероссийской научно -практической конференции. 2017. - С. 57-61.
38. Чепурченко Д.А. Информационная система интернет - магазина по продаже компьютерной техники // «Чистая наука» на службе научно - технического прогресса // сборник статей Международной научнопрактической конференции. Уфа, 2017. - С. 114-116.
39. Шальнева Е.А., Табагари Т.Ш. Продажи через интернет: проблемы деятельности, учета и налогообложения // В сборнике: Реформы в России и проблемы управления - 2017 Материалы 32-й Всероссийской научной конференции молодых ученых. 2017. - С. 119-121.
40. Шведов Е.А., Сарапулова Т.В. Повышение прибыли компании за счет создания дополнительного канала продаж в сети интернет // В сборнике: Информационно-телекоммуникационные системы и технологии материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. - С. 283-284.
41. Яковенко Я.А. Интернет-продажа как способ формирования конкурентного преимущества предприятия // В сборнике: Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития сборник материалов Международной научной конференции молодых исследователей. 2017. - С. 311314.
Электронные ресурсы
42. Официальный сайт торговой сети «Befree» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.befree.ru
43. Официальный сайт торговой сети «Loverepublic» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://loverepublic.ru
44. Официальный сайт торговой сети «INCITY» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://incity.ru
45. Официальный сайт торговой сети «Conceptclub» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.conceptclub.ru
46. Аналитический портал по анализу сайтов [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://a.pr-cy.ru
47. Официальный сайт компании «Datainlife» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://datainlife.ru