ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ
ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ
ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ В РАМКАХ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ПОРЯДКА ПРИМЕНЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. ……..7
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ
ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ
ЛИЦАМИ…………………………………………………………………….…12
§ 1. Характеристика и классификация таможенных платежей……….12
§2.Порядок совершения таможенных операций и таможенного
контроля товаров, перемещаемых физическими лицами через
таможенную границу ТС………………………………..…………..........17
§ 3. Уплаты таможенных платежей в отношении товаров для личного
пользования………………………………………………………………..22
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ
ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ
ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ ТАМОЖЕННОГОСОЮЗА…………….....28
§ 1. Организационная структура и характеристика деятельности
Владимирской таможни……………….....……………………………..30
§ 2. Анализ организационно-правовых отношений, складывающихся в
процессе перемещения товаров на Владимирском таможенном
посту…………………………………………………………………….…37
§ 3. Характеристика таможенного законодательства, регулирующего
порядок перемещения товаров физическими лицами…………………46
ГЛАВА 3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ, СВЯЗАННЫХ С
ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ..50
§1. Основные проблемы, возникающие в процессе перемещения
товаров через таможенную границу…………………………………….50
§2. Предложения по решению проблем, связанных с перемещения
товаров через таможенную границу……………………………………..62
§3. Мероприятия для роста рынка и поступлений в бюджет……..……72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...………81
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………..…….…….85
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………..….92
Актуальность темы исследования. Таможенная служба с каждым
днем играет все более значимую роль в формировании новых рыночных
отношений, защите экономического суверенитета и экономической
безопасности страны, обеспечении защиты прав граждан, субъектов
хозяйствования и соблюдения ими обязанностей в области таможенного
дела.
ФТС России сообщает, что по состоянию на 30 декабря 2015 года
сумма доходов, администрируемых таможенными органами и учтенная по
доходным статьям федерального бюджета от внешнеэкономической
деятельности, составила 4 910,7 млрд рублей. Эта сумма превышает
запланированную на 2015 год сумму денежных средств (4,88 тлрд рублей),
более, чем на 30,3 млрд рублей. Сумма доходов, администрируемых
таможенными органами составила:
- от экспортных операций – 2 766,9 млрд рублей;
- от импортных операций – 2 174,0 млрд рублей;
- иные платежи – -30,2 млрд рублей. 1
Интенсивное развитие внешнеэкономических связей, значительное
увеличение количества их участников, в том числе коммерческих структур,
изменение таможенной политики в условиях становления рыночной
экономики, расширение возможностей экспорта и импорта более широкой
номенклатуры товаров - требуют от таможенных служб обеспечения
высокопроизводительного, эффективного таможенного контроля грузов,
транспортных средств, вещей лиц, следующих через государственную
границу.
1
Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ [Электронный ресурс]: URL:
http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=20572:-2014-2015-&catid=40:2011-01-
24-15-02-45&Itemid=2094&Itemid=1835 (дата обращениия: 16.03.2016).8
Таможенный кодекс Таможенного союза полностью не заполнил всех
правовых пробелов и не решил всех вопросов в области таможенного дела.
Это относится и к такому институту таможенного права, как перемещение
товаров через таможенную границу России физическими лицами для личного
пользования. Такое перемещение не приносит в государственный бюджет
значительных доходов, не влечет большой собираемости таможенных
платежей, однако является достаточно распространенным явлением в
таможенном деле, с которым государству необходимо считаться.
Ежедневно десятки тысяч человек пересекают таможенную границу
Российской Федерации и Таможенного союза в воздушных, морских,
автомобильных и пешеходных пунктах пропуска в туристических, деловых,
научных, семейных и подобных целях, перемещая в багаже самые
разнообразные товары.
Активно идет процесс переселения в нашу страну бывших
соотечественников и иных лиц, определивших Российскую Федерацию (РФ)
в качестве нового постоянного места жительства. Такие лица следуют через
таможенную границу вместе со своим имуществом, в том числе, зачастую, с
автотранспортными средствами. Организация таможенного контроля при
указанных перемещениях, пресечение контрабанды и нарушений
таможенных правил, взимание в необходимых случаях таможенных
платежей, оптимизация времени и затрат физических лиц при прохождении
таможенных процедур, выполнение других подобных задач возложено
государством на федеральные органы, уполномоченные в области
таможенного дела.
Степень разработанности проблемы рассматривали ведущие
специалисты в области таможенного дела, такие как: Бакаева О.Ю.,
Богданова Е.Л., Бычкова А.Т., Козаев В.Р., Кошелева В.К., Кузнецова А.И.,
Ноздрачева А.В., Покровской В. В., Попова О.Р., Прокушева Е.Ф.,9
Толкушкина А.В., Халипова С. В., Чекмарева Г.И., Чермянинова Д. В.,
Черных В. А., Шаповалова В.Н., Шевцова А.В.
Объектом исследования в дипломной работе являются деятельность
таможенных органов Владимирской таможни в процессе осуществления
таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых
физическими лицами.
Предметом изучения стали общественные отношения,
складывающиеся в процессе перемещения через таможенную границу
товаров и транспортных средств физическими лицами для личного
пользования.
Цель дипломной работы – изучить теоретические и практические
аспекты перемещения товаров физическими лицами через таможенную
границу таможенного союза. Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
- раскрыть понятие перемещении товаров и транспортных средств
физическими лицами через таможенную границу ТС;
- рассмотреть порядок и условия уплаты таможенных платежей в
отношении товаров для личного пользования;
- провести анализ и выявить основные проблемы, возникающие в
процессе перемещения товаров через таможенную границу;
- рассмотреть пути решения выявленных проблем и оценить
эффективность данных предложений.
Теоретической основой работы стали труды ведущих специалистов в
области таможенного дела, таких как: Бакаева О.Ю., Богданова Е.Л., Бычкова
А.Т., Козаев В.Р., Коника Н. В., Кошелева В.К., Кузнецова А.И., Ноздрачева
А.В., Покровской В. В., Попова О.Р., Прокушева Е.Ф., Толкушкина А.В.,
Халипова С. В., Чекмарева Г.И., Чермянинова Д. В., Черных В. А.,
Шаповалова В.Н., Шевцова А.В.10
Андреев А.Ф., Барамзин С.В., Колобова И.Н., Макрусев В.В.,
Тимофеев В.Т. представили новое видение управления таможенными
органами, основанное на интегративном подходе, объединяющем принципы
и инструменты как классического администрирования, так и инновационного
управления в условиях рынка. Раскрываются актуальные теоретические
положения управления таможенными органами.
Для исследования таможенно-правовой проблематики большое
значение имеют труды Бахраха Д.Н., Бачило И.Л., Габричидзе Б.Н., Зобова
В.Е., Кисловского Ю.Г., Козырина А.Н., Круглова А.С., Лазарева Б.М.,
Лисова А.Ф., Максимцева В.А., Угарова Б.М., Храбскова В.Г., Чмеля Г.Н. и
др.
Методологическую основу исследования составили следующие
методы: анализ, сравнение, обобщение, расчетный метод, статистический.
Эмпирическую основу дипломной работы составили опубликованные
и размещенные в электронных правовых базах материалы
правоприменительной практики, официальные статистические данные,
информационные статьи, в том числе размещенные в сети Интернет,
затрагивающие различные аспекты исследуемой проблематики.
Нормативную основу исследования составили положения
Таможенный Кодекс Таможенного Союза, Конституции Российской
Федерации, федеральные законы РФ такие, как Федеральный закон от
27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской
Федерации», Федеральный закон от 27.11.2010г. № 311-ФЗ «О таможенном
регулировании в РФ»
Теоретическая и практическая значимость работы определяется
актуальностью представленных в ней материалов, нацеленностью
изложенных предложений на совершенствование таможенного
законодательства и практики его применения.11
Научная новизна исследования направлена на совершенствование
таможенного законодательства и практики его применения.
Положения, выносимые на защиту. В ходе исследования на защиту
выносятся следующие положения дипломной работы:
1) сформулировано определение понятия перемещении товаров и
транспортных средств физическими лицами через таможенную границу ТС;
2) рассмотрен порядок и условия уплаты таможенных платежей в
отношении товаров для личного пользования;
3) выявлены основные проблемы, возникающие в процессе
перемещения товаров через таможенную границу;
4) предложены мероприятия для устранения возникающих проблем
при перемещении товаров через таможенную границу физическими
лицами.
Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, трёх
глав, заключения, списка литературы и приложений.
Таможенной системе в настоящее время отведена важная роль в
механизме государственного регулирования экономики. Как свидетельствует
мировой опыт, широкий спектр функций таможенных органов обусловлен
потребностями развития рыночной экономики и является одной из основных
предпосылок эффективности таможенного регулирования. Деятельность
таможенной системы сегодня ориентирована как на стимулирование
внешнеэкономических связей и предпринимательской активности внутри
страны, так и на обеспечение расширения и углубления международной
экономической и политической интеграции.
Таможенные платежи играют большую роль в формировании доходной
части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны.
Определение и учет факторов, влияющих на начисление таможенных
платежей играет важную роль в построении торговых взаимоотношений
между странами, а также является основой экономической стабильности
России.
Активное экономическое развитие страны, рост внешнеэкономических
связей, продолжающаяся интеграция нашей страны в мировую экономику
неизбежно приводит к увеличению товаро-, грузо-, пассжирооборота и
количества транспортных средств, пересекающих таможенную границу РФ.
Вся эта нагрузка ложится на плечи таможенных органов, которые
обязаны организовывать и регулировать процесс перемещения товаров и
транспортных средств через таможенную границу. т организации работы
таможен, таможенных постов в регионе. зависит соблюдение таможенного
законодательства участниками ВЭД, их добросовестное декларирование
товаров, соблюдение требований и условий, запретов и ограничений.Эти
факторы оказывают влияние как на пополнение государственного бюджета82
за счет взимания таможенных платежей, так и на экономическую,
общественную и государственную безопасность страны.В связи с этим, по
моему мнению, и был сформирован Таможенный Союз трех государств -
России, Белоруссии и Казахстана.
В связи с тем, что перемещение товаров физическими лицами -
традиционно одна из проблемных зон таможенной деятельности, в
таможенном законодательстве Таможенного союза значительное место
отведено регулированию порядка перемещения физическими лицами товаров
для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, а
также вопросам осуществления таможенных операций в отношении этих
товаров.
К тому же, по данным ФТС России, значительная часть преступлений
и правонарушений при перемещении товаров и транспортных средств через
таможенную границу приходится именно на товары, перемещаемые
физическими лицами под видом товаров для личного пользования. Так, из
общего количества дел об административных правонарушениях,
возбужденных в 2015 г., 47% приходится на физических лиц, причем
основное количество дел возбуждалось в связи с недекларированием либо
недостоверным декларированием товаров и (или) транспортных средств,
недекларированием либо недостоверным декларированием физическими
лицами иностранной валюты или валюты РФ, невывозом либо
неосуществлением обратного ввоза товаров и (или) транспортных средств
физическими лицами и незаконным перемещением товаров и (или)
транспортных средств через таможенную границу. Такая статистика
подтверждает необходимость более пристального внимания органов
исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль за
перемещением товаров физическими лицами через таможенную границу.
Уяснение особенностей перемещения физическими лицами товаров для
личного пользования через таможенную границу таможенного союза и83
таможенных операций, совершаемых в ходе такого перемещения, является
предпосылкой правильного понимания процесса и, как следствие,
соблюдения физическими лицами непосредственно таможенных правил,
законодательства РФ и международных договоров РФ в области
таможенного дела.
Наблюдаемое в последние годы постоянное увеличение
пассажиропотока через таможенную границу таможенного союза
обусловливает необходимость уменьшения времени на проведение
таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых физическими
лицами для личного пользования. Вместе с тем существует вероятность, что
уменьшение времени на проведение таможенных операций неблагоприятно
скажется на эффективности контрольных мер.
В этой связи проблема развития системы таможенного контроля
товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза
физическими лицами с одновременным упрощением таможенных операций и
сокращением времени на их выполнение, представляется весьма актуальной.
Совершенствование таможенного законодательства и правовых актов
иных сфер жизни общества касаемо перемещения товаров через таможенную
границу является необходимостью в силу все возрастающих потребностей и
количества перемещаемых товаров.
Основные направления деятельности на 2016г. в части развития
таможенной инфраструктуры:
- реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией таможенного
оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к
государственной границе;
- реализация решений Правительства РФ, Государственной
пограничной комиссии, в том числе направленных на совершенствование
системы пропуска в МАПП через госграницу РФ, включая внедрение
технологий предварительного информирования.84
Обработка возрастающего потока международных посылок
невозможна без увеличения пропускной способности ММПО. Основными
способами увеличения пропускной способности является наращивание
производственных мощностей и увеличение штатной численности
структурных подразделений, обрабатывающих такие потоки.
Для своевременной обработки таких объёмов только расширением
производственных мощностей мест международного почтового обмена и
увеличением штатной численности уже не обойтись. Организация
информационного обмена между таможенными органами и ФГУП «Почта
России», автоматизация таможенных операций, связанных с выпуском
товаров формата МПО, позволит упростить процесс таможенного контроля,
сократить издержки, связанные с его проведением, что приведёт к ускорению
перемещения МПО и как следствие – увеличению пропускной способности
мест международного почтового обмена. Поэтому развитие и внедрение
информационных технологий – одно из приоритетных направлений
дальнейшей работы.
Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о
Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от
27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04.2010). – URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2016 (дата обращения
03.01.2016);
2. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики
Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от
08.05.2015) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для
личного пользования через таможенную границу таможенного союза и
совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» – URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015 (дата обращения 08.03.2016);
3. Решение Комиссии Таможенного Союза «О едином таможенно-тарифном
регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики
Казахстан и Российской Федерации» от 27 ноября 2009 г. № 130 //
Российская газета. – № 227 30.11.2009;
4. Решение Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 311 (ред. От
06.10.2015) «Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в
отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими
лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких
товаров не находящимися под таможенным контролем»– URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015
(дата обращения 08.03.2016);86
5. Решение Комиссии таможенного союза от 17.08.2010 № 338 «Об
особенностях пересылки товаров в МПО»– URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015 (дата
обращения 08.03.2016);
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к
Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от
05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). – URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2015
(дата обращения 09.01.2016);
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от
18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 31.12.2014). – URL: Официальный интернетпортал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2015 (дата
обращения 06.01.2016);
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от
30.12.2001 №195-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001. – URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2015 (дата обращения 01.02.2015);
9. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001
№174-ФЗ // Российская газета. №249. 22.12.2001. – URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31.12.2015
(дата обращения 20.02.2016);
10. Федеральный закон от 08.12.2003г. № 164-ФЗ «Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности» – URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015 (дата обращения 12.02.2016);
11. Федеральный закон от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе Российской Федерации» – URL: Официальный87
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015
(дата обращения 25.02.2016);
12. Федеральный закон от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» – URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015 (дата обращения 22.02.2016);
13. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О
таможенном регулировании в Российской Федерации». – URL: Официальный
интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015
(дата обращения 23.01.2016);
14. Приказ ФТС России от 21.08.2007 №1003 «О классификаторах и перечнях
нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей»
– URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015 (дата обращения 14.02.2016);
15. Приказ ФТС от 06.11.2013 №2103 «Об утверждении порядка регистрации
пассажирских таможенных деклараций и образца журнала регистрации
пассажирских таможенных деклараций на товары, перемещаемые
физическими лицами в несопровождаемом багаже, доставляемые
перевозчиком в адрес физического лица, транспортные средства,
перемещаемые физическими лицами через таможенную границу
Таможенного союза в целях выпуска в свободное обращение» – URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015 (дата обращения 08.03.2016);
16. Приказ ФТС России от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня
должностных лиц таможенных органов Российской Федерации,
уполномоченных составлять протоколы об административных
правонарушениях и осуществлять административное задержание» – URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015 (дата обращения 01.02.2016);88
17. Письмо ФТС РФ от 06.10.2010 № 05-41/48871 «О формализации решений
по таможенной стоимости и исчислении таможенных платежей» – URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015 (дата обращения 08.03.2016);
18. Протокол от 19.10.2011 «О внесении изменений и дополнений в
Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для
личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и
совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня
2010 года»– URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2015 (дата обращения 08.03.2016);
Правоприменительная практика
19. Постановление Пленума ВС РФ № 5, Пленума ВАС РФ № 29 от
26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в
действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» //
Вестник ВАС РФ. – 2009. - № 6.
Учебники и учебные пособия
20. Бакаева О. Ю. Таможенное право: курс лекций / О. Ю. Бакаева, Г. В.
Матвиенко. – М.: РАП, Эксмо 2012. – 272 с. - ISBN 978-5-93916-137-4;
21. Бекяшев, К.А. Таможенное право / К.А. Бекяшев, Е. Г. Моисеев. - М.:
«Проспект», 2013. – 368 с. - ISBN: 5-392-00398-3;
22. Богданова Е.Л. Таможенная статистика внешней торговли: Учебное
пособие/ Богданова Е.Л., Чупланов А.Н. – СПб: СПбГУ ИТМО, 2013. – 66 с. -
ISВN 978-2-115-6798-3;
23. Иванов, И. Н. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учеб. для
вузов / под ред. И. Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 297 с. -ISBN 978-5-
16-003330-3;
24. Коник Н. В. Таможенное дело: учеб, пособие / Н. В. Коник. — М.:
«Омега-Л», 2012. — 192 с. - ISВN 978-5-370-01517-5;89
26. Кузнецова А.И., Бычкова А.Т. Подходы к построению универсальной
инфраструктурной среды для эффективной таможенной деятельности //Роль
и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечения
экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли:
тезисы докладов научно-практической конференции.- М.: РИО РТА, 2011.-
512с. - ISBN 978-2-93331-886-9;
27. Ноздрачев А.В. Административная организация таможенного дела:
Учебно-практическое пособие.- М.: МЦФЭР, 2012.- 480с. - ISВN 978-5-733-
385-9;
28. Покровская В. В. Таможенное дело / В. В. Покровская. – М.: «ЮрайтИздат», 2013. – 731 с. - ISBN: 978-5-9916-0963-0;
29. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность: Учебник. – 8-е изд.
– М.: «Дашков и К», 2011. – 500 с. – ISBN 978-5-394-01367-6;
30. Тимошенко, И. В. Таможенное право России: учебник для вузов / И. В.
Тимошенко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - 461с. ISBN 978-5-944-01367-8;
31. Толкушкин А. В. Таможенное дело : учебник для бакалавриата / А. В.
Толкушкин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : «Юрайт», 2011. – 551 с. - ISBN
978-5-9916-1147-3;
32. Халипов С. В. Таможенное право: учебник для бакалавров / С. В.
Халипов. – 5-е изд., прераб. и доп. – М.: «Юрайт», 2012. – 396 с. - ISBN 978-
5-9916-1767-3;
33. Чекмарев, Г. И. Основы таможенного дела: краткий курс: учеб. пособие
для вузов / Г. И. Чекмарева. - М.: МарТ; Ростов-на-Дону, 2013. -192 с. - ISBN
5-241-00075-5
34. Чермянинов Д. В. Таможенное право : учебник для вузов / Д. В.
Чермянинов; отв. ред. Д. Н. Бахрах. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : «Юрайт»,
2012. – 390 с. - ISBN 978-5-9916-1750-5;
35. Черных В. А. Основы управления таможенными органами России:
учебник/ В. В. Макрусев, В. Т. Тимофеев, И. Н. Колобова, С. В. Барамзин, А.90
Ф. Андреев; под общей ред. В. А. Черных. М.: РТА, 2012. - 252 с. - ISBN
978-5-9590-0163-6;
Статьи
36. Жихова И.Н. Самовар в подарок// «Таможня». – январь 2015. - № 1-2 –
С.4;
37. Жупанова М.В. Таможенный союз: перспективы расширения //
«Таможня». – январь 2015. - № 1-2 – С.6;
38. Киктенко Е.А. На пике современных технологий // «Таможня». – ноябрь
2014. - № 22 – С.6;
39. Красавина Т.А. Прощай оружие // «Таможня». – сентябрь 2014. - № 17 -
С. 5;
40. Сидоров Е.И. Предмет доказывания и доказательства по делам об
административных правонарушениях в области таможенного дела//
Административное и муниципальное право. 2014. - № 9. - С. 23-24;
41. Стожарова Н.А. Доверяй и проверяй // «Таможня». – август 2014. - № 15
– С.5;
42. Хвостенко И.К. Не прошмыгнул // «Таможня». – сентябрь 2014. - № 17 –
С. 3;
43. Шамаева В.И. Бандероль без права выдачи// «Таможня». – март 2016. - №
6 – С.31;