Эволюция британского феминизма в конце XIX - начале XX вв.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУФРАЖИМ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ КАК ФОРМА БОРЬБЫ ЗА РАВНЫЕ ПРАВА 19
1.1. Возникновение и становление конституционного направления суфражистского движения 19
1.2. Милитантский период в суфражистском движении (1903-1914) 29
ГЛАВА 2. КРИЗИС СУФРАЖИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ (1914-1928) 47
2.1. Патриотическое и пацифистское направления суфражистского движения 47
2.2. Достижение полного равноправия женщин в политической сфере 58
ГЛАВА 3. ФЕМИНИЗМ КАК СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ 76
3.1. Происхождение и содержание понятия «феминизм» 76
3.2. Особенности британского феминизма «первой волны» 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1 СУФРАЖИМ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ КАК ФОРМА БОРЬБЫ ЗА РАВНЫЕ ПРАВА 19
1.1. Возникновение и становление конституционного направления суфражистского движения 19
1.2. Милитантский период в суфражистском движении (1903-1914) 29
ГЛАВА 2. КРИЗИС СУФРАЖИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ (1914-1928) 47
2.1. Патриотическое и пацифистское направления суфражистского движения 47
2.2. Достижение полного равноправия женщин в политической сфере 58
ГЛАВА 3. ФЕМИНИЗМ КАК СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ 76
3.1. Происхождение и содержание понятия «феминизм» 76
3.2. Особенности британского феминизма «первой волны» 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Середина XIX века это не только время формирования новых общественно-политических идей, это еще и начало первой волны феминистского движения. Длительный процесс борьбы женщин за равные права привел к тому, что с середины 60-х годов XX века гендерный вопрос был включен в проблематику исторических исследований. С этого времени широко исследовалось милитантское направление, в то время как конституционное оставалось в тени. В 1980-е гг. XX века историками стали применяться новые методологические подходы к рассмотрению темы суфражистского движения. В частности широко стал использоваться гендерный анализ. Тема участия мужчин в суфражистском движении стала предметом изучения историков только в 1990-е годы. Для нынешней науки характерен выход работ обзорного и обобщающего характера. Несмотря на то, что феминизм достиг многих успехов в своей деятельности (участие женщин в политической жизни, выборах, возможности получения образования, приобретение гражданских прав, прав социальной защиты), женский вопрос по-прежнему существует. Не решены проблемы равенства в возможности трудоустройства, заработных плат, карьерных перспектив. Все это происходит на фоне все более и более дискредитирующего себя скандальными акциями современного феминистского движения. В этой связи, изучение прошлого женского движения представляет особый интерес как с точки зрения осознания опыта борьбы женщин за свои права, так и с позиций все более растущего интереса к гендерным исследованиям.
Научная значимость исследования. Несмотря на то, что гендерные исследования по истории женского движения получили довольно широкое распространение, по-прежнему вопрос о значимости феминизма в контексте общего социального и политического движения, в том числе рабочего и социалистического, остается открытым. Обращение к гендерной истории актуально для создания общей картины прошлого.
Научная новизна исследования. История изучения феминизма и женского движения Великобритании в целом носит междисциплинарный характер. Данная тема активно изучается социологами, философами, юристами, лингвистами. С точки зрения исторической науки тема изучена значительно скромнее. Тот факт, что исследователи исторической науки меньше обращаются к этой теме, связан с ограниченным количеством источников, с сохранением патриархальных взглядов в обществе, с недостаточно разработанным методологическим аппаратом по данной теме. В связи с этим встаёт вопрос объективности и научной ценности накопленного материала. Поэтому в данной работе предпринимается попытка максимально объективно, с привлечением не только общенаучных, но и, прежде всего, специализированных исторических методов дать оценку феминизма в Великобритании конца XIX - начала XX вв.
Объект исследования: британское общество конца XIX - начала XX вв.
Предмет исследования: британский феминизм первой волны.
Цель диссертационного исследования состоит в рассмотрении основных эволюционных тенденций феминизма в Великобритании конца XIX - начала XX вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Выявить сходства и различия конституционного и милитантского направлений в суфражизме;
2.Определить специфику патриотического и пацифистского направления суфражистского движения;
3. Оценить роль движения за политическое равноправие в процессе решения его основной задачи - наделения женщин избирательными правами;
4. Уточнить происхождение и содержание понятия «феминизм»;
5. Проанализировать особенности британского феминизма первой вол
Хронологические рамки исследования охватывают 1867-1928 гг. Нижняя граница - 1867 год, когда впервые в британском парламенте обсуждалась петиция по вопросу о женском избирательном праве, верхняя граница - 1828 год, когда британкам было предоставлено равное с мужчинами право голоса.
Территориальные рамки исследования затрагивают территорию Великобритании, так как именно в Великобритании суфражистское движение существовало дольше, чем в других странах, достигнув пика своего развития в начале XX века. Так же британский суфражизм выступал как классическая модель для подобных движений.
Методологическая база исследования: базовым принципом исследования является принцип историзма, а так же гендерный анализ. Он даёт возможность идентифицировать и сравнить политические, экономические, социальные и прочие факторы во всех сферах общества, через существующие или предлагаемые программы, законодательство, политический курс влияющие на различия социального статуса женщин и мужчин, а также объяснить, чем обусловлены эти различия.
Также в работе задействованы:
• историко-генетический метод, делающий возможным выявление хронологической последовательности развития женского движения первой волны в Великобритании;
• историко-сравнительный метод, позволяющий сравнить позиции различных политических и общественных сил рубежа XIX-XX вв. по отношению к феминистскому движению;
• историко-типологический метод, использующийся для типологизации направлений женского движения;
• биографический метод, позволяющий раскрыть изучаемую личность во всей полноте ее жизненной истории.
Теоретическая база исследования основывается на теории гендерных исследований, занимающихся анализом исторических явлений с позиций межполовых взаимоотношений. В целом существует три основных теории о гендере: теория социального конструирования гендера; гендер как стратификационная категория; гендер как культурная метафора. В данной работе в качестве исследовательской основы используется вторая из названных теорий. Согласно ей гендер предстаёт организованной моделью отношений между женщинами и мужчинами в обществе, которая конструируется его основными институтами. В данном подходе можно выделить два основополагающих постулата. Первый гласит, что конструирование гендера происходит через социализацию, систему гендерных ролей, процессы разделения труда, семью, систему, СМИ. Второй состоит в том, что выстраивание гендера также происходит и на уровне индивидов, определяясь уровнем сознания членов общества, принятия ими его норм и степени их встраивания в эти нормы, которые проявляются в манере одеваться, соблюдать определённый внешний вид, вести себя и т. д. Данной теории придерживались Э. Гофман, Г. Гарфинкель, К. Уэст и Д. Зиммерман. Таким образом, чтобы определить гендер, акцент нужно делать не на естественных, сущностных или биологических различиях между людьми противоположных полов. Когда рассматриваются вопросы возникновения гендера в обществе, то обычно процессы его конструирования определяются в социальных причинах, из чего и выводятся проблемы гендерной стратификации и неравенства.
Источниковая база исследования представлена тремя группами источников: законодательные, документы политических партий и массовых общественных движений, источники личного происхождения.
В первую группу источников входят законодательные акты и парламентские документы, позволяющие составить представление о позициях и настроениях британских парламентариев в отношении требований женщин. Наиболее важными для данного исследования являются Акт о народном представительстве 1832 года , так как до этого момента для женщин фактически, не было формальных препятствий реализовывать избирательное право, а до 1835 г. - общинные (дело в том, что ни один закон до 1832 г. не воздвигал прямых препятствий женщинам для возможности пользоваться избирательными правами). Новый Акт 1832 г. в четких, недвусмысленных выражениях вводил подобный запрет: возможность пользоваться правом голоса стало прерогативой «...лиц мужского пола». Акт о народном представительстве 1918 года так же является ценным источником, его значение объясняется наделением женщин правом голоса, правда, не всех. И только в Акте народного представительства 1928 года это право приобрели абсолютно все женщины страны.
Одной из обширных групп источников являются документы политических партий и массовых общественных движений. К ним можно отнести программные документы, отчеты женских организаций, речи, статьи, эссе активистов женского движения, полемические произведения, как защитников, так и противников суфражизма, феминистские газеты. Выделить среди них стоит сочинение Мэри Уоллстоункрафт «В защиту прав женщины» , а также работу Джона Стюарта Милля, являющегося признанным основоположником британского феминизма, «Подчиненность женщин» , речь главы Женского социально-политического союза Э.Панкхерст «Я призываю собравшихся к восстанию» , а так же работа главы Национальной федерации суфражитских обществ М.Г. Фосетт «Право голоса для женщин: краткая история великого движения» и др . Среди газет, которые выпускали женские организаций можно отметить «Votes for Women» - Голоса для женщин, это была официальная газета Женского социально-политического союза до 1912 года.
К третьей группе источников относятся источники личного происхождения . Характеризуя источники подобного рода, следует учитывать специфику документов личного происхождения, авторы которых всегда предоставляют определённую интерпретацию описываемых событий, в которой они заинтересованы. Ярко иллюстрируют необходимость такого критического отношения мемуары активисток различных суфражистских организаций. В этих произведениях авторы чаще всего приписывают основную заслугу в достижении избирательного права тех организаций, членами которых они были. Например, интересны и доступны мемуары Э. Панкхерст - руководителя милитантского крыла женского движения. В «Му Own Story» она пишет и о своем детстве, о том, что повлияло на формирование ее мировоззрения, о борьбе суфражеток . В своей «Автобиография. История моей жизни и убеждений» Дж.С. Милль описывает не только свое детство, юность, зрелые годы, но и делает акцент на том, как писалось его знаменитое произведение «Подчиненность женщин», отводит главную роль при написании своей жене.
Подобным же образом субъективную оценку суфражизма в зависимости от своих пристрастий давали политические деятели того периода. Например, Г.Г. Асквит не раз подвергался нападению со стороны суфраже- ток, что он отметил в «Воспоминания и рамышления».
Анализ Источниковой базы показывает, что, несмотря на ее широту, многие аспекты деятельности женских организаций не освещены в доступных источниках, большую часть которых составляют не официальные документы, а воспоминания, мемуары, публицистика, содержащие субъективные оценки.
Историография исследования. Тема британского суфражистского движения в английской исторической науке широко изучена. Существует две основные традиции изучения данной темы: апологетическая (например, исследователь С. Холтон делит ее на конституционноое и милитантское направления) и критическая.
Основоположником критического осмысления истории британского суфражистского движения можно считать Джорджа Дангерфилда, написавшего в 1935 г. книгу об упадке английской либеральной партии. В ней целая глава посвящена деятельности суфражистского движения, которое, по мнению автора, стало одной из главных причин падения влияния либералов в начале XX столетия. На фоне серьёзного рассмотрения таких предпосылок, как ирландский вопрос и рост движения рабочих, суфражизм автор называет «отвратительной комедией», которую разыгрывали женщины, внезапно осознавшие длительное время скрывавшуюся у них маскулинность.
На подобных же позициях по вопросу борьбы английских женщин за политические права стояли в своих работах Р. Фулфорд, Д. Митчелл и Э. Розен. Фулфорд, например, писал об аномальности суфражистской стратегии.
Э. Розен, занимавшийся вопросами истории радикальных представительниц движения, писал, что их тактика была неэффективной и, более того, нанесла вред всему движению.
Более спокойную позицию, не содержащую обвинений и оскорблений, но всё же критическую, дают в своих трудах Брайан Харрисон и Мартин Пью. Первый считает, что женское движение появилось как временная тактическая необходимость, став своеобразным прагматическим шагом. По вопросу реформы 1918 года, предоставившей женщинам право голоса, с Харрисоном согласен М. Пью. Он также придерживается мнения, что этот успех суфражисток был не столько следствием их собственной активности, сколько происходил из благоприятного стечения обстоятельств.
В ранних работах М. Пью звучит тезис, гласящий, что предоставленное женщинам в 1918 году ограниченное избирательное право, было мало связано с движением британских суфражисток. В качестве решающего фактора он выделяет перемены в парламентской системе Великобритании и предвоенную политическую ситуацию в стране, когда необходимость реформы назрела. Также в ходе анализа сложившегося в 1912 году политического альянса суфражисток и лейбористов автор выделяет дезинтегративную роль данного союза, обозначившего центробежные тенденции в самом движении.
Таким образом, в качестве характерных черт работ критического направления можно выделить то, что они были написаны, чаще всего, мужчинами, значительное внимание в них уделялось деятельности политических партий и политической культуре в целом, а также в них суфражистское движение характеризовалось как маргинальное и не оказавшее серьёзного влияния на те мероприятия, проведение которых было целью борьбы женщин.
Новая волна феминистского движения 60-70-х гг. XX века, захлестнувшая западные страны, подстегнула формирование и развитие нового направления, которое стали называть «женской историей». Этому хронологическому периоду принадлежит единственная работа К. Ровер о том, как относились ведущие английские партии к предоставлению женщинам гражданских и политических прав. Вышедшая одной из первых в своём роде, книга Ровер страдает описательностью и поверхностностью. Также автор не учитывает, что помимо субъективных обстоятельств отношений между партиями и суфражистским движением большую роль играли и объективные веяния политической жизни Англии того периода. Это делает подход, использованный в книге, весьма упрощённым.
На этом фоне гораздо более последовательным является взгляд, изложенный Д. Морганом в книге, описывающей взаимоотношения суфражисткок с либеральной партией. Морган привлёк огромное количество источников, и ссылаясь на богатый фактический материал, обрисовал картину отношения либералов к делу суфражисток, того места, которое ему было уделено среди других политических процессов. Морган считает, что в конечном итоге к 1912 г. всё это привело к тому, что женский вопрос и необходимость его решения стали для либерального правительства со всей остротой, войдя в политическую сферу из области академических дискуссий.
Значительное внимание в работах 60-70-х гг. XX в. отдавалось исследованию милитантского направления британского суфражизма, деятельность же умеренного крыла затрагивалась гораздо меньше. Помимо преобладавшей тематики радикального суфражизма в этот период начинают выходить исследования, затрагивающие иные аспекты женского вопроса в Великобритании. Примером подобного рода можно назвать работу Дж. Лиддингтона и Дж. Норриса, рассматривавших жизненный уклад женщин-работниц английского Севера. На основе полученных сведений, они показывают, что в среде этих женщин формировались независимые женские организации, выдвигавшие лозунги борьбы за женские избирательные права. Работа Дж. Лиддинг- тона и Дж. Норриса поставила под большое сомнение миф о чисто буржуазной сущности британского суфражистского движения.
Применение новых методологических подходов в середине 80-х гг. XX века ознаменовало начало нового этапа изучения английского суфражизма. Это было, в частности, связано с распространением гендерного анализа. В качестве исходной точки, из которой ведёт своё происхождение новое историографическое направление, многие исследователи выделяют появление книги австралийской исследовательницы С. Холтон. Она явилась основопо- ложницей новых подходов в изучении суфражистского движения. Благоприятно расценивая обретение женщинами политических прав, Холтон видит прогрессивность этого события гораздо шире, как политическое достижение общечеловеческого масштаба. В книге «Феминизм и демократия» исследовательница поднимает вопрос о том, как строились взаимоотношения набиравших политический вес в начале XX века лейбористов с демократическим направлением, как называли всех выступавших за всеобщее избирательное право для совершеннолетних граждан британцев . В отношении суфражистского движения С. Холтон делает весьма спорный вывод о влиянии деятельности суфражисток в годы первой мировой войны на предоставление женщинам ограниченного избирательного права.
Гендерный подход заложил основы для новой феминистской школы исследования суфражизма. Все её авторы видели в нём проявление «войны полов», которая по их представлениям захлестнула Британию на рубеже веков. Этот процесс, по их мнению, сокрушил традиционные воззрения и стереотипы о мужественности и женственности, за чем последовала феминизация политической жизни.
Особого внимания среди работ, опирающихся на гендерный подход, заслуживает исследование Сьюзан Кент . В нём автором проведён анализ пропитавших британское суфражистское движение вопросов сексуальности. Концепция Кент пересматривает взгляд на суфражизм как на явление исключительно политической борьбы. Исследовательница настаивает на том, что подобный подход не затрагивает множество иных причин, по которым женщины, в том числе и достаточно зажиточных, вступали в борьбу с правительством за право быть полноправными членами общества, рискуя подвергнуться физическому насилию и общественному неодобрению. С. Кент, опираясь на концепцию М. Фуко, заявляет, что целью суфражисток было полное преобразование сложившейся гендерной системы. Она считает, что главной задачей движения было освобождение от предопределявших подчинённое положение женщин в публичной и частной сферах социокультурных стереотипов женственности и мужественности, а право голоса выступало всего лишь ключом для этого.
С помощью гендерной методологии изучается и мужской суфражизм. С конца 90-х гг. прошлого века выходят работы, поднимающие вопросы участия мужчин в суфражистском движении. В частности разрабатывается проблема конструирования гендерной идентичности таких мужчин, принимавших участие в женском движении, нередко сопровождавшихся конфликтами гендерного характера. Примером таких работ может служить сборник «Мужской вклад?», в одной из статей которого период 1905-1914 гг. назван наиболее критическим для мужчин, так как именно тогда драматический характер принимает процесс размывания гендерных границ.
При этом работы более традиционного русла в 80-90-х гг. также продолжали выходить. Здесь можно назвать имена таких исследователей, как Л. Тикнер, Л. Уолкер и Г. Магуир. Каждая из них рассматривает какой-либо отдельный фрагмент или сюжет истории суфражизма. Например, книга Уолкер написана о крупнейших партийных организациях консерваторов и либералов: Лиге подснежника и Женской либеральной федерации. Приводя пример этих сообществ, автор стремиться показать, какими способами лидеры партий пытались добиться поддержки, как у всего населения, так и у женщин. Также Л. Уолкер демонстрирует отношение, существовавшее в этих организациях к наделению женщин избирательными правами. Г. Магуир концентрирует своё внимание на том, как взаимодействовали суфражистки с консервативной партией. Кроме того им рассматриваются взаимоотношения женщин-консерваторов и суфражистских организаций. На основе проделанной работы, Магуир делает вывод, об использовании консерваторами женского вопроса в качестве ширмы для своих политических манёвров. Автор считает, что женский вопрос нельзя назвать основной политической проблемой Великобритании, и что даже во время рассмотрения законопроекта 1918 года он был незначительным с точки зрения автора аспектом более важной проблемы.
Особо стоит выделить работы, в которых используется сравнительный метод. В данной категории можно перечислить имена таких исследователей, как О. Бэнкс, К. Болт и упоминавшийся выше Д. Морган . В своих исследованиях все трое делали акцент на сравнительном анализе эволюции суфражистского движения в Великобритании и США. Работы О. Бэнкса, К. Болта более общие, так как рассматривают широкий временной промежуток. Морган же ограничивается только политическим контекстом начала XX века.
В современных условиях вышла в свет целая серия работ обзорного и обобщающего характера. Авторы таких исследований не выдвигают оригинальных трактовок и не претендуют на глубокое понимание заявленной тематики. Своей целью они ставят выявление характерных тенденций на различных этапах суфражистского движения, доводя изложение вплоть до 1928 года, когда был принят окончательно уравнявший в политических правах мужчин и женщин закон.
Таким образом, историографический обзор, представленный выше достаточно полно характеризует тот факт, что внушительный существующий массив зарубежных исследований по заявленной проблематике оставляет некоторый просвет для научной работы в тех аспектах британского суфражистского движения, которые ещё не освещены должным образом.
Господство марксистских установок порождало в науке времён советской эпохи чрезвычайный интерес к революционным событиям и движениям. Тематика политических преобразований в Англии на рубеже XIX- XX веков также не осталась в стороне. Однако в данном контексте наибольший интерес советские исследователи проявляли к истории пролетарского и социалистического движений, игнорируя прочие социальные движения (в том числе и суфражизм). Можно привести лишь несколько работ, в которых кратко затрагивается и тема борьбы суфражисток за избирательные права . Она упоминается этими историками в числе тех факторов, что приводили к обострению политической жизни Великобритании перед началом первой мировой войны, усиливали кризис английского либерального движения, всё более клонившегося к закату. Более подробное отступление в сторону суфражистского движения можно найти в биографии Д. Ллойд Джорджа, написанной К. Б. Виноградовым. Этот автор продолжает последовательную линию о влиянии суфражизма на усиление кризиса либеральной партии, ограничившись лишь приведением сведений о возглавляемом Э. Панкхёрст радикальном крыле суфражистского движения. Подобная избирательность не позволяет Виноградову составить картину непростых отношений феминисток с либералами целиком. Также нельзя не упомянуть обзорную статью Л. И. Итяевой, повествующую об истории борьбы женщин Великобритании за права гражданственности. В качестве недостатков этой работы выделяется слабая источниковая база, большей частью состоящая из трудов А. М. Коллонтай. Выполненная в марксистском духе статья Итяевой демонстрирует и некоторые фактические недочёты. Резюмируя свой материал, в качестве вывода автор обозначает классовую ограниченность суфражизма, характеризуемого как буржуазное явления .
В конце XX в. в отечественной науке появилось новее направление, ставшее называться «женской историей». Этот этап характеризуется серьёзным возрастанием исследовательского интереса к женским движениям разных стран. Первопроходцем в данном направлении стала О.В. Шнырова,опубликовавшая статью «Борьба женщин за политические права в Великобритании. Суфражизм» , в общих чертах обозревающую историю суфражистского движения. Шнырова выделяет его движущие силы, демонстрирует разницу в отношении к женской борьбе среди британских политических партий. Позднее за авторством этой исследовательницы свет увидел ещё ряд работ, в основном освещающих вопросы истории суфражизма, преимущественно радикального.
В качестве же первого крупного исследования суфражистского движения в Великобритании нужно назвать диссертацию Новиковой Н. В. . Выбрав для исследования сравнительно небольшой период 1914-1918 гг., исследовательница очень точно отразила эволюцию женского движения, его тактики и стратегии в рассматриваемый период, оценив его влияние не только на внутреннюю сущность самого себя, но и на положение женщин в общественной и политической сферах. Этого удалось достичь во многом благодаря богатой фактологии и использованию огромного числа источников. Из под пера Н. В. Новиковой вышли и другие работы, посвящённые историческому контексту феминистского движения Великобритании, в основном также не выходящие за рамки начала XX века . Ряд публикаций этой исследовательницы, написаны как лично, так и в соавторстве, которые раскрывают проблемы взаимоотношений между движением женщин и британскими партиями, относящиеся к различным этапам . Интерес представляют исследования и диссертация И.А. Школьникова, в которых он поднимает вопросы того, как взаимодействовали организации суфражисток с политическим партиями.
Так же из современных исследователей можно выделить кандидата исторических наук, доктора политических наук Айвазову С.Г., которая является одной из создательниц «гендерной политологии». В своих исследования она обращается к проблеме тенденций развития женского движения в развитых странах.
Таким образом, несмотря на существование множества работ по истории британского феминизма и, прежде всего, суфражизма, стоит отметить, что данная проблема больше исследуется специалистами смежных дисциплин, а не профессиональными историками. В связи с этим практически отсутствуют работы монографического характера посвященные только данной проблеме.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы.
Научная значимость исследования. Несмотря на то, что гендерные исследования по истории женского движения получили довольно широкое распространение, по-прежнему вопрос о значимости феминизма в контексте общего социального и политического движения, в том числе рабочего и социалистического, остается открытым. Обращение к гендерной истории актуально для создания общей картины прошлого.
Научная новизна исследования. История изучения феминизма и женского движения Великобритании в целом носит междисциплинарный характер. Данная тема активно изучается социологами, философами, юристами, лингвистами. С точки зрения исторической науки тема изучена значительно скромнее. Тот факт, что исследователи исторической науки меньше обращаются к этой теме, связан с ограниченным количеством источников, с сохранением патриархальных взглядов в обществе, с недостаточно разработанным методологическим аппаратом по данной теме. В связи с этим встаёт вопрос объективности и научной ценности накопленного материала. Поэтому в данной работе предпринимается попытка максимально объективно, с привлечением не только общенаучных, но и, прежде всего, специализированных исторических методов дать оценку феминизма в Великобритании конца XIX - начала XX вв.
Объект исследования: британское общество конца XIX - начала XX вв.
Предмет исследования: британский феминизм первой волны.
Цель диссертационного исследования состоит в рассмотрении основных эволюционных тенденций феминизма в Великобритании конца XIX - начала XX вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. Выявить сходства и различия конституционного и милитантского направлений в суфражизме;
2.Определить специфику патриотического и пацифистского направления суфражистского движения;
3. Оценить роль движения за политическое равноправие в процессе решения его основной задачи - наделения женщин избирательными правами;
4. Уточнить происхождение и содержание понятия «феминизм»;
5. Проанализировать особенности британского феминизма первой вол
Хронологические рамки исследования охватывают 1867-1928 гг. Нижняя граница - 1867 год, когда впервые в британском парламенте обсуждалась петиция по вопросу о женском избирательном праве, верхняя граница - 1828 год, когда британкам было предоставлено равное с мужчинами право голоса.
Территориальные рамки исследования затрагивают территорию Великобритании, так как именно в Великобритании суфражистское движение существовало дольше, чем в других странах, достигнув пика своего развития в начале XX века. Так же британский суфражизм выступал как классическая модель для подобных движений.
Методологическая база исследования: базовым принципом исследования является принцип историзма, а так же гендерный анализ. Он даёт возможность идентифицировать и сравнить политические, экономические, социальные и прочие факторы во всех сферах общества, через существующие или предлагаемые программы, законодательство, политический курс влияющие на различия социального статуса женщин и мужчин, а также объяснить, чем обусловлены эти различия.
Также в работе задействованы:
• историко-генетический метод, делающий возможным выявление хронологической последовательности развития женского движения первой волны в Великобритании;
• историко-сравнительный метод, позволяющий сравнить позиции различных политических и общественных сил рубежа XIX-XX вв. по отношению к феминистскому движению;
• историко-типологический метод, использующийся для типологизации направлений женского движения;
• биографический метод, позволяющий раскрыть изучаемую личность во всей полноте ее жизненной истории.
Теоретическая база исследования основывается на теории гендерных исследований, занимающихся анализом исторических явлений с позиций межполовых взаимоотношений. В целом существует три основных теории о гендере: теория социального конструирования гендера; гендер как стратификационная категория; гендер как культурная метафора. В данной работе в качестве исследовательской основы используется вторая из названных теорий. Согласно ей гендер предстаёт организованной моделью отношений между женщинами и мужчинами в обществе, которая конструируется его основными институтами. В данном подходе можно выделить два основополагающих постулата. Первый гласит, что конструирование гендера происходит через социализацию, систему гендерных ролей, процессы разделения труда, семью, систему, СМИ. Второй состоит в том, что выстраивание гендера также происходит и на уровне индивидов, определяясь уровнем сознания членов общества, принятия ими его норм и степени их встраивания в эти нормы, которые проявляются в манере одеваться, соблюдать определённый внешний вид, вести себя и т. д. Данной теории придерживались Э. Гофман, Г. Гарфинкель, К. Уэст и Д. Зиммерман. Таким образом, чтобы определить гендер, акцент нужно делать не на естественных, сущностных или биологических различиях между людьми противоположных полов. Когда рассматриваются вопросы возникновения гендера в обществе, то обычно процессы его конструирования определяются в социальных причинах, из чего и выводятся проблемы гендерной стратификации и неравенства.
Источниковая база исследования представлена тремя группами источников: законодательные, документы политических партий и массовых общественных движений, источники личного происхождения.
В первую группу источников входят законодательные акты и парламентские документы, позволяющие составить представление о позициях и настроениях британских парламентариев в отношении требований женщин. Наиболее важными для данного исследования являются Акт о народном представительстве 1832 года , так как до этого момента для женщин фактически, не было формальных препятствий реализовывать избирательное право, а до 1835 г. - общинные (дело в том, что ни один закон до 1832 г. не воздвигал прямых препятствий женщинам для возможности пользоваться избирательными правами). Новый Акт 1832 г. в четких, недвусмысленных выражениях вводил подобный запрет: возможность пользоваться правом голоса стало прерогативой «...лиц мужского пола». Акт о народном представительстве 1918 года так же является ценным источником, его значение объясняется наделением женщин правом голоса, правда, не всех. И только в Акте народного представительства 1928 года это право приобрели абсолютно все женщины страны.
Одной из обширных групп источников являются документы политических партий и массовых общественных движений. К ним можно отнести программные документы, отчеты женских организаций, речи, статьи, эссе активистов женского движения, полемические произведения, как защитников, так и противников суфражизма, феминистские газеты. Выделить среди них стоит сочинение Мэри Уоллстоункрафт «В защиту прав женщины» , а также работу Джона Стюарта Милля, являющегося признанным основоположником британского феминизма, «Подчиненность женщин» , речь главы Женского социально-политического союза Э.Панкхерст «Я призываю собравшихся к восстанию» , а так же работа главы Национальной федерации суфражитских обществ М.Г. Фосетт «Право голоса для женщин: краткая история великого движения» и др . Среди газет, которые выпускали женские организаций можно отметить «Votes for Women» - Голоса для женщин, это была официальная газета Женского социально-политического союза до 1912 года.
К третьей группе источников относятся источники личного происхождения . Характеризуя источники подобного рода, следует учитывать специфику документов личного происхождения, авторы которых всегда предоставляют определённую интерпретацию описываемых событий, в которой они заинтересованы. Ярко иллюстрируют необходимость такого критического отношения мемуары активисток различных суфражистских организаций. В этих произведениях авторы чаще всего приписывают основную заслугу в достижении избирательного права тех организаций, членами которых они были. Например, интересны и доступны мемуары Э. Панкхерст - руководителя милитантского крыла женского движения. В «Му Own Story» она пишет и о своем детстве, о том, что повлияло на формирование ее мировоззрения, о борьбе суфражеток . В своей «Автобиография. История моей жизни и убеждений» Дж.С. Милль описывает не только свое детство, юность, зрелые годы, но и делает акцент на том, как писалось его знаменитое произведение «Подчиненность женщин», отводит главную роль при написании своей жене.
Подобным же образом субъективную оценку суфражизма в зависимости от своих пристрастий давали политические деятели того периода. Например, Г.Г. Асквит не раз подвергался нападению со стороны суфраже- ток, что он отметил в «Воспоминания и рамышления».
Анализ Источниковой базы показывает, что, несмотря на ее широту, многие аспекты деятельности женских организаций не освещены в доступных источниках, большую часть которых составляют не официальные документы, а воспоминания, мемуары, публицистика, содержащие субъективные оценки.
Историография исследования. Тема британского суфражистского движения в английской исторической науке широко изучена. Существует две основные традиции изучения данной темы: апологетическая (например, исследователь С. Холтон делит ее на конституционноое и милитантское направления) и критическая.
Основоположником критического осмысления истории британского суфражистского движения можно считать Джорджа Дангерфилда, написавшего в 1935 г. книгу об упадке английской либеральной партии. В ней целая глава посвящена деятельности суфражистского движения, которое, по мнению автора, стало одной из главных причин падения влияния либералов в начале XX столетия. На фоне серьёзного рассмотрения таких предпосылок, как ирландский вопрос и рост движения рабочих, суфражизм автор называет «отвратительной комедией», которую разыгрывали женщины, внезапно осознавшие длительное время скрывавшуюся у них маскулинность.
На подобных же позициях по вопросу борьбы английских женщин за политические права стояли в своих работах Р. Фулфорд, Д. Митчелл и Э. Розен. Фулфорд, например, писал об аномальности суфражистской стратегии.
Э. Розен, занимавшийся вопросами истории радикальных представительниц движения, писал, что их тактика была неэффективной и, более того, нанесла вред всему движению.
Более спокойную позицию, не содержащую обвинений и оскорблений, но всё же критическую, дают в своих трудах Брайан Харрисон и Мартин Пью. Первый считает, что женское движение появилось как временная тактическая необходимость, став своеобразным прагматическим шагом. По вопросу реформы 1918 года, предоставившей женщинам право голоса, с Харрисоном согласен М. Пью. Он также придерживается мнения, что этот успех суфражисток был не столько следствием их собственной активности, сколько происходил из благоприятного стечения обстоятельств.
В ранних работах М. Пью звучит тезис, гласящий, что предоставленное женщинам в 1918 году ограниченное избирательное право, было мало связано с движением британских суфражисток. В качестве решающего фактора он выделяет перемены в парламентской системе Великобритании и предвоенную политическую ситуацию в стране, когда необходимость реформы назрела. Также в ходе анализа сложившегося в 1912 году политического альянса суфражисток и лейбористов автор выделяет дезинтегративную роль данного союза, обозначившего центробежные тенденции в самом движении.
Таким образом, в качестве характерных черт работ критического направления можно выделить то, что они были написаны, чаще всего, мужчинами, значительное внимание в них уделялось деятельности политических партий и политической культуре в целом, а также в них суфражистское движение характеризовалось как маргинальное и не оказавшее серьёзного влияния на те мероприятия, проведение которых было целью борьбы женщин.
Новая волна феминистского движения 60-70-х гг. XX века, захлестнувшая западные страны, подстегнула формирование и развитие нового направления, которое стали называть «женской историей». Этому хронологическому периоду принадлежит единственная работа К. Ровер о том, как относились ведущие английские партии к предоставлению женщинам гражданских и политических прав. Вышедшая одной из первых в своём роде, книга Ровер страдает описательностью и поверхностностью. Также автор не учитывает, что помимо субъективных обстоятельств отношений между партиями и суфражистским движением большую роль играли и объективные веяния политической жизни Англии того периода. Это делает подход, использованный в книге, весьма упрощённым.
На этом фоне гораздо более последовательным является взгляд, изложенный Д. Морганом в книге, описывающей взаимоотношения суфражисткок с либеральной партией. Морган привлёк огромное количество источников, и ссылаясь на богатый фактический материал, обрисовал картину отношения либералов к делу суфражисток, того места, которое ему было уделено среди других политических процессов. Морган считает, что в конечном итоге к 1912 г. всё это привело к тому, что женский вопрос и необходимость его решения стали для либерального правительства со всей остротой, войдя в политическую сферу из области академических дискуссий.
Значительное внимание в работах 60-70-х гг. XX в. отдавалось исследованию милитантского направления британского суфражизма, деятельность же умеренного крыла затрагивалась гораздо меньше. Помимо преобладавшей тематики радикального суфражизма в этот период начинают выходить исследования, затрагивающие иные аспекты женского вопроса в Великобритании. Примером подобного рода можно назвать работу Дж. Лиддингтона и Дж. Норриса, рассматривавших жизненный уклад женщин-работниц английского Севера. На основе полученных сведений, они показывают, что в среде этих женщин формировались независимые женские организации, выдвигавшие лозунги борьбы за женские избирательные права. Работа Дж. Лиддинг- тона и Дж. Норриса поставила под большое сомнение миф о чисто буржуазной сущности британского суфражистского движения.
Применение новых методологических подходов в середине 80-х гг. XX века ознаменовало начало нового этапа изучения английского суфражизма. Это было, в частности, связано с распространением гендерного анализа. В качестве исходной точки, из которой ведёт своё происхождение новое историографическое направление, многие исследователи выделяют появление книги австралийской исследовательницы С. Холтон. Она явилась основопо- ложницей новых подходов в изучении суфражистского движения. Благоприятно расценивая обретение женщинами политических прав, Холтон видит прогрессивность этого события гораздо шире, как политическое достижение общечеловеческого масштаба. В книге «Феминизм и демократия» исследовательница поднимает вопрос о том, как строились взаимоотношения набиравших политический вес в начале XX века лейбористов с демократическим направлением, как называли всех выступавших за всеобщее избирательное право для совершеннолетних граждан британцев . В отношении суфражистского движения С. Холтон делает весьма спорный вывод о влиянии деятельности суфражисток в годы первой мировой войны на предоставление женщинам ограниченного избирательного права.
Гендерный подход заложил основы для новой феминистской школы исследования суфражизма. Все её авторы видели в нём проявление «войны полов», которая по их представлениям захлестнула Британию на рубеже веков. Этот процесс, по их мнению, сокрушил традиционные воззрения и стереотипы о мужественности и женственности, за чем последовала феминизация политической жизни.
Особого внимания среди работ, опирающихся на гендерный подход, заслуживает исследование Сьюзан Кент . В нём автором проведён анализ пропитавших британское суфражистское движение вопросов сексуальности. Концепция Кент пересматривает взгляд на суфражизм как на явление исключительно политической борьбы. Исследовательница настаивает на том, что подобный подход не затрагивает множество иных причин, по которым женщины, в том числе и достаточно зажиточных, вступали в борьбу с правительством за право быть полноправными членами общества, рискуя подвергнуться физическому насилию и общественному неодобрению. С. Кент, опираясь на концепцию М. Фуко, заявляет, что целью суфражисток было полное преобразование сложившейся гендерной системы. Она считает, что главной задачей движения было освобождение от предопределявших подчинённое положение женщин в публичной и частной сферах социокультурных стереотипов женственности и мужественности, а право голоса выступало всего лишь ключом для этого.
С помощью гендерной методологии изучается и мужской суфражизм. С конца 90-х гг. прошлого века выходят работы, поднимающие вопросы участия мужчин в суфражистском движении. В частности разрабатывается проблема конструирования гендерной идентичности таких мужчин, принимавших участие в женском движении, нередко сопровождавшихся конфликтами гендерного характера. Примером таких работ может служить сборник «Мужской вклад?», в одной из статей которого период 1905-1914 гг. назван наиболее критическим для мужчин, так как именно тогда драматический характер принимает процесс размывания гендерных границ.
При этом работы более традиционного русла в 80-90-х гг. также продолжали выходить. Здесь можно назвать имена таких исследователей, как Л. Тикнер, Л. Уолкер и Г. Магуир. Каждая из них рассматривает какой-либо отдельный фрагмент или сюжет истории суфражизма. Например, книга Уолкер написана о крупнейших партийных организациях консерваторов и либералов: Лиге подснежника и Женской либеральной федерации. Приводя пример этих сообществ, автор стремиться показать, какими способами лидеры партий пытались добиться поддержки, как у всего населения, так и у женщин. Также Л. Уолкер демонстрирует отношение, существовавшее в этих организациях к наделению женщин избирательными правами. Г. Магуир концентрирует своё внимание на том, как взаимодействовали суфражистки с консервативной партией. Кроме того им рассматриваются взаимоотношения женщин-консерваторов и суфражистских организаций. На основе проделанной работы, Магуир делает вывод, об использовании консерваторами женского вопроса в качестве ширмы для своих политических манёвров. Автор считает, что женский вопрос нельзя назвать основной политической проблемой Великобритании, и что даже во время рассмотрения законопроекта 1918 года он был незначительным с точки зрения автора аспектом более важной проблемы.
Особо стоит выделить работы, в которых используется сравнительный метод. В данной категории можно перечислить имена таких исследователей, как О. Бэнкс, К. Болт и упоминавшийся выше Д. Морган . В своих исследованиях все трое делали акцент на сравнительном анализе эволюции суфражистского движения в Великобритании и США. Работы О. Бэнкса, К. Болта более общие, так как рассматривают широкий временной промежуток. Морган же ограничивается только политическим контекстом начала XX века.
В современных условиях вышла в свет целая серия работ обзорного и обобщающего характера. Авторы таких исследований не выдвигают оригинальных трактовок и не претендуют на глубокое понимание заявленной тематики. Своей целью они ставят выявление характерных тенденций на различных этапах суфражистского движения, доводя изложение вплоть до 1928 года, когда был принят окончательно уравнявший в политических правах мужчин и женщин закон.
Таким образом, историографический обзор, представленный выше достаточно полно характеризует тот факт, что внушительный существующий массив зарубежных исследований по заявленной проблематике оставляет некоторый просвет для научной работы в тех аспектах британского суфражистского движения, которые ещё не освещены должным образом.
Господство марксистских установок порождало в науке времён советской эпохи чрезвычайный интерес к революционным событиям и движениям. Тематика политических преобразований в Англии на рубеже XIX- XX веков также не осталась в стороне. Однако в данном контексте наибольший интерес советские исследователи проявляли к истории пролетарского и социалистического движений, игнорируя прочие социальные движения (в том числе и суфражизм). Можно привести лишь несколько работ, в которых кратко затрагивается и тема борьбы суфражисток за избирательные права . Она упоминается этими историками в числе тех факторов, что приводили к обострению политической жизни Великобритании перед началом первой мировой войны, усиливали кризис английского либерального движения, всё более клонившегося к закату. Более подробное отступление в сторону суфражистского движения можно найти в биографии Д. Ллойд Джорджа, написанной К. Б. Виноградовым. Этот автор продолжает последовательную линию о влиянии суфражизма на усиление кризиса либеральной партии, ограничившись лишь приведением сведений о возглавляемом Э. Панкхёрст радикальном крыле суфражистского движения. Подобная избирательность не позволяет Виноградову составить картину непростых отношений феминисток с либералами целиком. Также нельзя не упомянуть обзорную статью Л. И. Итяевой, повествующую об истории борьбы женщин Великобритании за права гражданственности. В качестве недостатков этой работы выделяется слабая источниковая база, большей частью состоящая из трудов А. М. Коллонтай. Выполненная в марксистском духе статья Итяевой демонстрирует и некоторые фактические недочёты. Резюмируя свой материал, в качестве вывода автор обозначает классовую ограниченность суфражизма, характеризуемого как буржуазное явления .
В конце XX в. в отечественной науке появилось новее направление, ставшее называться «женской историей». Этот этап характеризуется серьёзным возрастанием исследовательского интереса к женским движениям разных стран. Первопроходцем в данном направлении стала О.В. Шнырова,опубликовавшая статью «Борьба женщин за политические права в Великобритании. Суфражизм» , в общих чертах обозревающую историю суфражистского движения. Шнырова выделяет его движущие силы, демонстрирует разницу в отношении к женской борьбе среди британских политических партий. Позднее за авторством этой исследовательницы свет увидел ещё ряд работ, в основном освещающих вопросы истории суфражизма, преимущественно радикального.
В качестве же первого крупного исследования суфражистского движения в Великобритании нужно назвать диссертацию Новиковой Н. В. . Выбрав для исследования сравнительно небольшой период 1914-1918 гг., исследовательница очень точно отразила эволюцию женского движения, его тактики и стратегии в рассматриваемый период, оценив его влияние не только на внутреннюю сущность самого себя, но и на положение женщин в общественной и политической сферах. Этого удалось достичь во многом благодаря богатой фактологии и использованию огромного числа источников. Из под пера Н. В. Новиковой вышли и другие работы, посвящённые историческому контексту феминистского движения Великобритании, в основном также не выходящие за рамки начала XX века . Ряд публикаций этой исследовательницы, написаны как лично, так и в соавторстве, которые раскрывают проблемы взаимоотношений между движением женщин и британскими партиями, относящиеся к различным этапам . Интерес представляют исследования и диссертация И.А. Школьникова, в которых он поднимает вопросы того, как взаимодействовали организации суфражисток с политическим партиями.
Так же из современных исследователей можно выделить кандидата исторических наук, доктора политических наук Айвазову С.Г., которая является одной из создательниц «гендерной политологии». В своих исследования она обращается к проблеме тенденций развития женского движения в развитых странах.
Таким образом, несмотря на существование множества работ по истории британского феминизма и, прежде всего, суфражизма, стоит отметить, что данная проблема больше исследуется специалистами смежных дисциплин, а не профессиональными историками. В связи с этим практически отсутствуют работы монографического характера посвященные только данной проблеме.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы.
Исходя из вышесказанного, нужно заметить, что чёткого, разделяемого всем исследовательским сообществом определения феминизма на данный момент не существует. Понимание этого общественно-политического явления во многом зависит от контекста (политического, социального, экономического, теоретического, идеологического и пр.) его рассмотрения, от фаз подъёмов и спадов женского движения. Феминизм может пониматься и в качестве женской борьбы, и идеологии полового равноправия, и общественных изменений, и преодолении стереотипов гендерных ролей, как мужчинами, так и женщинами, и улучшение условий жизни, и как бурная деятельность.
Так или иначе, само появление термина было связано с возникшей потребностью дать название людям, отстаивавшим не только возрастание роли женщин в обществе, но и их право самоопределяться в качестве самостоятельных индивидов.
Как теория полового равноправия феминизм нельзя отделять от истории и развития женского движения. Изначально его появление было связано не столько с теоретизацией идеи равноправия женщин, сколько с организованным их выступлением против социально-экономической дискриминации. На данном этапе он выступал как синоним «женской эмансипации». Так как изначальная задача женского движения заключалась в борьбе за предоставление избирательных прав, то понятие «феминизма» срасталось ещё и с понятием «суфражизм».
Из практического общественно-политического движения за женское равноправие феминизм в XX веке превратился в общекультурное явление гораздо большего масштаба с проработанной философской концепцией, основанной на гендерном методологическом основании. Феминистская философия в основании различий психологических качеств, способностей, видов деятельности и профессий видит не пол, а гендер, формирующий эти отличия через воспитательную систему, обычаи и традиции, нормы права и этики.
Таким образом, изначально берущий своё начало в пределах западной культуры, феминизм, выступавший одним из видов борьбы за универсальное освобождение человеческой личности (свободой женщин от «шовинизма» мужчин), сегодня имеет тенденцию к превращению в глобальный феномен.
Проделанное исследование позволяет сделать вывод о том, что с момента своего возникновения и суфражистское движение в частности выдвинулось на первый план всего женского движения Великобритании.
Возникшее первым конституционное направление в лице Национального союза суфражистких обществ строилось на принципах демократизма, свободы, равного представительства. Сформировавшееся позднее, в ответ милитантство не сразу прибегло к радикальным методам. Скорее применение радикальных методов служило ответной реакцией на деятельность оппонентов, которые, по мнению женщин, вели себя неподобающим образом с ними.
Принципиальное отличие милитантского суфражизма от конституционного состояло в том, что его главным методом борьбы было демонстративное нарушение закона. В остальном оба течения придерживались одинаковых требований - предоставления избирательного права голоса.
Взаимоотношения британского феминизма с другими общественнополитическими движениями не всегда складывались однозначно благополучно. Несмотря на то, что женское движение во многом вырастало из других радикальных протестов (радикалов начала XIX в., чартистов, борцов за ирландскую независимость, которые стали источниками для формирования суфражизма) достаточно часто оно отвергало их как чересчур иерархично выстроенных и не учитывающих интересы женщин.
Тем не менее, наиболее близки суфражистскому движению стали идеология и практика пацифизма. Это доказывала деятельность суфражисток- интернационалисток в годы первой мировой войны. Теоретическая платформа, построенная суфражистками, могла содержать антивоенные установки. Однако, в начале XX в. целый ряд обстоятельств - от объективных (вроде эволюции Женского социально-политического союза в сторону правой орта- низации) до субъективных (личной позиции Эммелин и Кристабель Панк- херст, а также Милисент Гаррет Фосетт) привел к тому, что в суфражистском движении первой волны пацифистские установки оказались на периферии, а доминировали патриотические и даже милитаристские принципы.
Подводя итоги, следует сказать, что в целом деятельность наиболее радикального крыла британского женского движения выносила женский вопрос на авансцену общественно-политической жизни страны, а с другой, - порождала серьезные поиски и разногласия внутри самого женского движения и даже приводили к расколу внутри него.
Так или иначе, само появление термина было связано с возникшей потребностью дать название людям, отстаивавшим не только возрастание роли женщин в обществе, но и их право самоопределяться в качестве самостоятельных индивидов.
Как теория полового равноправия феминизм нельзя отделять от истории и развития женского движения. Изначально его появление было связано не столько с теоретизацией идеи равноправия женщин, сколько с организованным их выступлением против социально-экономической дискриминации. На данном этапе он выступал как синоним «женской эмансипации». Так как изначальная задача женского движения заключалась в борьбе за предоставление избирательных прав, то понятие «феминизма» срасталось ещё и с понятием «суфражизм».
Из практического общественно-политического движения за женское равноправие феминизм в XX веке превратился в общекультурное явление гораздо большего масштаба с проработанной философской концепцией, основанной на гендерном методологическом основании. Феминистская философия в основании различий психологических качеств, способностей, видов деятельности и профессий видит не пол, а гендер, формирующий эти отличия через воспитательную систему, обычаи и традиции, нормы права и этики.
Таким образом, изначально берущий своё начало в пределах западной культуры, феминизм, выступавший одним из видов борьбы за универсальное освобождение человеческой личности (свободой женщин от «шовинизма» мужчин), сегодня имеет тенденцию к превращению в глобальный феномен.
Проделанное исследование позволяет сделать вывод о том, что с момента своего возникновения и суфражистское движение в частности выдвинулось на первый план всего женского движения Великобритании.
Возникшее первым конституционное направление в лице Национального союза суфражистких обществ строилось на принципах демократизма, свободы, равного представительства. Сформировавшееся позднее, в ответ милитантство не сразу прибегло к радикальным методам. Скорее применение радикальных методов служило ответной реакцией на деятельность оппонентов, которые, по мнению женщин, вели себя неподобающим образом с ними.
Принципиальное отличие милитантского суфражизма от конституционного состояло в том, что его главным методом борьбы было демонстративное нарушение закона. В остальном оба течения придерживались одинаковых требований - предоставления избирательного права голоса.
Взаимоотношения британского феминизма с другими общественнополитическими движениями не всегда складывались однозначно благополучно. Несмотря на то, что женское движение во многом вырастало из других радикальных протестов (радикалов начала XIX в., чартистов, борцов за ирландскую независимость, которые стали источниками для формирования суфражизма) достаточно часто оно отвергало их как чересчур иерархично выстроенных и не учитывающих интересы женщин.
Тем не менее, наиболее близки суфражистскому движению стали идеология и практика пацифизма. Это доказывала деятельность суфражисток- интернационалисток в годы первой мировой войны. Теоретическая платформа, построенная суфражистками, могла содержать антивоенные установки. Однако, в начале XX в. целый ряд обстоятельств - от объективных (вроде эволюции Женского социально-политического союза в сторону правой орта- низации) до субъективных (личной позиции Эммелин и Кристабель Панк- херст, а также Милисент Гаррет Фосетт) привел к тому, что в суфражистском движении первой волны пацифистские установки оказались на периферии, а доминировали патриотические и даже милитаристские принципы.
Подводя итоги, следует сказать, что в целом деятельность наиболее радикального крыла британского женского движения выносила женский вопрос на авансцену общественно-политической жизни страны, а с другой, - порождала серьезные поиски и разногласия внутри самого женского движения и даже приводили к расколу внутри него.
Подобные работы
- Эволюция системы женского образования в Великобритании во второй половине XIX — начале XX вв
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Эволюция системы женского образования в Великобритании во второй половине XIX — начале XX вв.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Суфражистское движение в романах Г. Уэллса «Анна -Вероника» и «Жена сэра Айзека Хармана
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - Роман «Женский портрет» Генри Джеймса как идейно-эстетическая полемика с женским викторианским романом
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - «ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В СТРАНАХ ВОСТОКА НА ПРИМЕРЕ ТУРЦИИ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2016 - ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИТИКЕ В ШКОЛЬНОМ ПРЕДМЕТЕ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019



