Стратегия социально-экономического развития муниципального образования как инструмент пространственного развития территорий (на примере г. Набережные Челны)
|
Введение 4
1. Теоретические подходы к исследованию пространственного развития
территорий 9
1.1. Эволюция представлений о сущности пространственного развития
территорий 9
1.2. Факторы, оказывающие влияние на пространственное развитие
территорий 22
1.3. Обобщение отечественного и зарубежного опыта пространственного
развития территорий 32
2. Анализ инструментов пространственного развития
территорий 52
2.1. Обзор экономических инструментов пространственного развития
территорий 52
2.2. Анализ Стратегии социально-экономического развития муниципального
образования город Набережные Челны до 2030 года 67
2.3. Анализ факторов реализации Стратегии социально-экономического
развития муниципального образования г.Набережные Челны до 2030 года 75
3. Направления совершенствования инструментов пространственного развития
территорий 109
3.1 Направления совершенствования стратегии муниципального образования города Набережные Челны 109
3.2. Методы повышения эффективности реализации стратегий социально- экономического развития муниципального образования г.Набережные Челны в части пространственного развития 115
Заключение 118
Список использованной литературы 125
1. Теоретические подходы к исследованию пространственного развития
территорий 9
1.1. Эволюция представлений о сущности пространственного развития
территорий 9
1.2. Факторы, оказывающие влияние на пространственное развитие
территорий 22
1.3. Обобщение отечественного и зарубежного опыта пространственного
развития территорий 32
2. Анализ инструментов пространственного развития
территорий 52
2.1. Обзор экономических инструментов пространственного развития
территорий 52
2.2. Анализ Стратегии социально-экономического развития муниципального
образования город Набережные Челны до 2030 года 67
2.3. Анализ факторов реализации Стратегии социально-экономического
развития муниципального образования г.Набережные Челны до 2030 года 75
3. Направления совершенствования инструментов пространственного развития
территорий 109
3.1 Направления совершенствования стратегии муниципального образования города Набережные Челны 109
3.2. Методы повышения эффективности реализации стратегий социально- экономического развития муниципального образования г.Набережные Челны в части пространственного развития 115
Заключение 118
Список использованной литературы 125
Основной целью территориальной экономической политики Республики Татарстан является создание равных возможностей в реализации социальных и экономических прав и удовлетворении потребностей для граждан Республики Татарстан независимо от места их проживания. Это предполагает, с одной стороны, обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала и сохранением комфортной среды обитания для населения, с другой стороны - сокращение различий в уровне социально-экономического развитая муниципальных районов и городских округов.
Для достижения этой цели применение инструментов территориальной экономической политики должно быть сконцентрировано на создании максимально благоприятных условий для развития экономики муниципальных образований, прежде всего - путем обеспечения пространственного развития и формирования конкурентных преимуществ муниципалитетов, диверсификации их экономики, привлечения частных инвестиций, а также повышения качества и доступности бюджетных и муниципальных услуг, что в совокупности составляет основу для роста уровня и качества жизни населения и социально- экономического развития Республики Татарстан в целом.
Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития региона как один из целевых ориентиров требует синхронизации следующих направлений территориальной экономической политики;
- стимулирования экономического развитая путем создания новых точек роста на территории муниципалитетов на основе конкурентных преимуществ;
координации инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных с трате гай бизнеса с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;
- сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения на территории каждого из муниципальных образований с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики, обеспечивающих рост человеческого потенциала.
Со стороны органов власти и местного самоуправления растет понимание того, что стратегия - это не просто набор целевых ориентиров, а четко выстроенная программа конкретных действии, которые необходимо предпринять в долгосрочной перспективе для достижения поставленных целей [40, с.37].
Это создало стимулы для более сильных регионов и крупных городов, располагающих дополнительными ресурсами и адекватной управленческой командой, активизировать поиск собственного варианта экономической политики, потенциально способной ускорить темпы роста. Такие региональные и муниципальные стратегии ориентированы на максимально возможное использование доступных им финансовых и административных ресурсов федерального центра, но, по существу, достаточно независимы от общенациональных концепций и программ, разрабатываемых в Москве [17, с.115].
Яркое подтверждение повышенной активности Республики Татарстан в поисках собственного пути развития - разработка и одобрение в 2015 г. «Стратегии 2030» - комплексной программы регионального развития, подготовленной на основе реальных консультаций и согласования интересов всех заинтересованных игроков [17, с. 116].
Разработка Стратеши-2030 стала важным шагом в этом процессе, позволив уточнить и согласовать между собой долгосрочные планы ключевых региональных игроков и выработать общее стратегическое видение для развития республики. Результатом Стратегии также стало включение в процесс обсуждения и выработки решений большого числа новых участников и возникновение благодаря этому новых механизмов обратной связи с более широкими социальными группами (а не только с элитой) [62]. Это расширение социальной базы складывающейся в Республике Татарстан модели «догоняющего развития» в соответствии с логикой последних работ нобелевского лауреата Дугласа Норта (North et al., 2009) является важной предпосылкой для устойчивости новой модели и реализации задач развития, стоящих перед республикой.
Для реализации инновационно - и социально-ориентированного сценария пространственного развитая Республики Татарстан, а также ее экономического потенциала, опирающегося на точки роста, принципиально важно было решить задачу централизованной разработки муниципальных стратегий до 2030 года, синхронизированных с республиканской Стратегией-2030, а также республиканскими отраслевыми проектами и программами.
Существование стратегий территориального развития как минимум двух уровней - регионального и муниципального - позволяет демонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития позволяет комплексно, согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических, архитектурно-планировочных и административно-правовых методов управления территорией.
В 2016 году Республика Татарстан осуществила беспрецедентную по масштабу и уровню организационного и методического обеспечения данного процесса работу, опыт республики в разработке стратешй муниципальных образований активно перенимается другими регионами.
Задача сокращения дифференциации в уровнях социально- экономического развития муниципальных районов республики будет обеспечена посредством реализации разработанных и утвержденных стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Республики Татарстан до 2030 года.
Город Набережные Челны - моногород, экономика которого оказалась в середине 90-х годов в точке бифуркации - «потери устойчивости» - из-за нерешенных внутренних проблем и миграции населения в столицы. Это, в конечном итоге, могло привести к «увяданию» города, поэтому для выхода из экономической депрессии был необходим стимул для ты скания дополнительных ресурсов и активизации поиска собственного варианта экономической политики, потенциально способной ускорить темпы роста, и таким стимулом стала Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2030 года (Стратегия НЧ-2030). Стратегия НЧ-2030 должна преобразовать город в мультиполис и сделать его центром Камской экономической зоны, в том числе, благодаря новой точке роста: территории опережающего развития Набережные Челны, создание которой послужит существенным драйвером роста и диверсификации экономики автограда.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время стратешческое планирование развития территорий и практика реализации стратешй социально-экономического развития муниципалитетов в Российской Федерации находится в начальной стадии, и пример разработанной Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2030 года особенно интересен в свете того, что она появилась раньше других муниципальных стратегий Республики Татарстан.
Цель работы: разработка рекомендаций по повышению эффективности реализации Стратешй НЧ-2030 в части пространственного развития.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические подходы к исследованию пространственного развития территорий;
- провести сравнительный анализ зарубежного и российского опыта разработки муниципальных стратегий;
- проанализировать содержание и ход реализации Стратегии №1-2030;
- оценить факторы, влияющие на реализацию Стратегии НЧ-2030;
- выработать рекомендации по корректировке Стратегии НЧ-2030;
- выработать рекомендации по повышению эффективности реализации Стратегии НЧ-2030, в том числе в части пространственного развития.
Объектом исследования является пространственное развитие муниципального образования город Набережные Челны.
Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, возникающие в процессе пространственного развития муниципального образования город Набережные Челны.
Теоретической и методологической основой исследования являются концептуальные положения, сформулированные в трудах российских и зарубежных представителей научных школ и течений, в числе которых - теории решональной экономики и решонального развития, теории регионального управления, теории управления социально-экономическими системами, теории экономического пространства, а также принципы социально-экономического прогнозирования и программирования и др. Список использованной литературы приведен в конце работы.
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
Для достижения этой цели применение инструментов территориальной экономической политики должно быть сконцентрировано на создании максимально благоприятных условий для развития экономики муниципальных образований, прежде всего - путем обеспечения пространственного развития и формирования конкурентных преимуществ муниципалитетов, диверсификации их экономики, привлечения частных инвестиций, а также повышения качества и доступности бюджетных и муниципальных услуг, что в совокупности составляет основу для роста уровня и качества жизни населения и социально- экономического развития Республики Татарстан в целом.
Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития региона как один из целевых ориентиров требует синхронизации следующих направлений территориальной экономической политики;
- стимулирования экономического развитая путем создания новых точек роста на территории муниципалитетов на основе конкурентных преимуществ;
координации инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных с трате гай бизнеса с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;
- сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения на территории каждого из муниципальных образований с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики, обеспечивающих рост человеческого потенциала.
Со стороны органов власти и местного самоуправления растет понимание того, что стратегия - это не просто набор целевых ориентиров, а четко выстроенная программа конкретных действии, которые необходимо предпринять в долгосрочной перспективе для достижения поставленных целей [40, с.37].
Это создало стимулы для более сильных регионов и крупных городов, располагающих дополнительными ресурсами и адекватной управленческой командой, активизировать поиск собственного варианта экономической политики, потенциально способной ускорить темпы роста. Такие региональные и муниципальные стратегии ориентированы на максимально возможное использование доступных им финансовых и административных ресурсов федерального центра, но, по существу, достаточно независимы от общенациональных концепций и программ, разрабатываемых в Москве [17, с.115].
Яркое подтверждение повышенной активности Республики Татарстан в поисках собственного пути развития - разработка и одобрение в 2015 г. «Стратегии 2030» - комплексной программы регионального развития, подготовленной на основе реальных консультаций и согласования интересов всех заинтересованных игроков [17, с. 116].
Разработка Стратеши-2030 стала важным шагом в этом процессе, позволив уточнить и согласовать между собой долгосрочные планы ключевых региональных игроков и выработать общее стратегическое видение для развития республики. Результатом Стратегии также стало включение в процесс обсуждения и выработки решений большого числа новых участников и возникновение благодаря этому новых механизмов обратной связи с более широкими социальными группами (а не только с элитой) [62]. Это расширение социальной базы складывающейся в Республике Татарстан модели «догоняющего развития» в соответствии с логикой последних работ нобелевского лауреата Дугласа Норта (North et al., 2009) является важной предпосылкой для устойчивости новой модели и реализации задач развития, стоящих перед республикой.
Для реализации инновационно - и социально-ориентированного сценария пространственного развитая Республики Татарстан, а также ее экономического потенциала, опирающегося на точки роста, принципиально важно было решить задачу централизованной разработки муниципальных стратегий до 2030 года, синхронизированных с республиканской Стратегией-2030, а также республиканскими отраслевыми проектами и программами.
Существование стратегий территориального развития как минимум двух уровней - регионального и муниципального - позволяет демонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития позволяет комплексно, согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических, архитектурно-планировочных и административно-правовых методов управления территорией.
В 2016 году Республика Татарстан осуществила беспрецедентную по масштабу и уровню организационного и методического обеспечения данного процесса работу, опыт республики в разработке стратешй муниципальных образований активно перенимается другими регионами.
Задача сокращения дифференциации в уровнях социально- экономического развития муниципальных районов республики будет обеспечена посредством реализации разработанных и утвержденных стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Республики Татарстан до 2030 года.
Город Набережные Челны - моногород, экономика которого оказалась в середине 90-х годов в точке бифуркации - «потери устойчивости» - из-за нерешенных внутренних проблем и миграции населения в столицы. Это, в конечном итоге, могло привести к «увяданию» города, поэтому для выхода из экономической депрессии был необходим стимул для ты скания дополнительных ресурсов и активизации поиска собственного варианта экономической политики, потенциально способной ускорить темпы роста, и таким стимулом стала Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2030 года (Стратегия НЧ-2030). Стратегия НЧ-2030 должна преобразовать город в мультиполис и сделать его центром Камской экономической зоны, в том числе, благодаря новой точке роста: территории опережающего развития Набережные Челны, создание которой послужит существенным драйвером роста и диверсификации экономики автограда.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время стратешческое планирование развития территорий и практика реализации стратешй социально-экономического развития муниципалитетов в Российской Федерации находится в начальной стадии, и пример разработанной Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2030 года особенно интересен в свете того, что она появилась раньше других муниципальных стратегий Республики Татарстан.
Цель работы: разработка рекомендаций по повышению эффективности реализации Стратешй НЧ-2030 в части пространственного развития.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические подходы к исследованию пространственного развития территорий;
- провести сравнительный анализ зарубежного и российского опыта разработки муниципальных стратегий;
- проанализировать содержание и ход реализации Стратегии №1-2030;
- оценить факторы, влияющие на реализацию Стратегии НЧ-2030;
- выработать рекомендации по корректировке Стратегии НЧ-2030;
- выработать рекомендации по повышению эффективности реализации Стратегии НЧ-2030, в том числе в части пространственного развития.
Объектом исследования является пространственное развитие муниципального образования город Набережные Челны.
Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, возникающие в процессе пространственного развития муниципального образования город Набережные Челны.
Теоретической и методологической основой исследования являются концептуальные положения, сформулированные в трудах российских и зарубежных представителей научных школ и течений, в числе которых - теории решональной экономики и решонального развития, теории регионального управления, теории управления социально-экономическими системами, теории экономического пространства, а также принципы социально-экономического прогнозирования и программирования и др. Список использованной литературы приведен в конце работы.
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
Для реализации сформулированной нами цели исследования: разработка рекомендаций по повышению эффективности реализации Стратегии НЧ-2030 в части пространственного развития следовало изучить опыт разработки муниципальных стратегий в зарубежных странах и в РФ, структурировать экономические инструменты пространственного развития территорий, проанализировать Стратегию НЧ-2030 и ход ее реализации.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в Стратегии НЧ- 2030 учтены современные методы стр атешрования территориального социально-экономического развития, закономерности и факторы стратегического развития территориальных систем, мировой опыт пространственной организации экономики и управления социально- экономическим развитием территорий, поэтому документ представляет собой принципиально новую модель городской политики.
Проведенное исследование позволяет сделать также следующие выводы:
1. Бум стратептческого планирования развития территорий за рубежом пришелся на 60 - 70-е годы, когда изменилась направленность территориального планирования - не столько вглубь, в себя, а с учетом всех факторов внешней среды и мировых трендов территориального развития.
2. Вступление в силу Федерального закона № 172-ФЗ от 28 июня 2014г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стало основанием для перехода государственного управления в русло классического представления о стратешческом управлении, что предполагает системное вовлечение всех его уровней в процесс достижения системы чётко согласованных стратешческих целей.
3. В рамках перехода к стратегическому управлению на уровне региона необходимым инструментом является формирование системы документов, способствующей пониманию всеми участниками процесса
стратегического управления логики реализуемых мер, их ресурсного сопровождения и собственного значения в общей деятельности.
4. Особое значение в этом плане имеет разработка и практическая реализация подходов к решению проблем стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образовании. Если в Российской Федерации накоплен большой опыт стратегического планирования развития крупных городов и ретонов и имеется множество примеров успешной реализации соответствующих стратегических планов, то муниципальный уровень находится в начальной стадии исследований и практики стратегического планирования.
5. В Республике Татарстан накоплен успешный опыт территориального планирования. В 2003 г. была разработана и принята Стратешя социально-экономического развития города Казани (далее - Стратегия Казани), которая получила высокую оценку внешних экспертов и была к 2016г. успешно реализована, при этом большинство индикаторов оценки реализации Стратегии Казани-2003 были выполнены на 80 и более процентов.
6. Республика Татарстан - один из первых регионов, в котором осуществлена беспрецедентная по методическому обеспечению и масштабу централизованная работа по разработке муниципальных стратегий, синхронизированных с республиканской Стратегией-2030, а также отраслевыми проектами и программами республики.
7. На основе анализа 25- летнего опыта планирования и прогнозирования в Республике Татарстан были определены специфика, преемственность и приоритеты стратегического планирования при разработке стратешй социально-экономического развития муниципальных образований Республики Татарстан.
8. При разработке Стратегии НЧ-2030 были определены те же приоритеты, что и в Стратегии социально-экономического развитая
Республики Татарстан до 2030 года: человеческий капитал, экономика, пространственное развитее.
В разделе «человеческий капитал» были представлены целостные модели «Образование через всю жизнь», «Концепция кластера образования», «Городская платформа сервисной медицины», модель культурно-креативного кластера, единая информационно-коммуникационная платформа рынка труда.
Особенность раздела Стратеши НЧ-2030 по экономическому развитию города состоит в том, чтобы бизнес: малый, средний, крупный - развивался. Для этого нужно создать благоприятные условия (защищённость прав собственности, снижение затрат на непродуктивную деятельность предпринимателя, связанную с бюрократическими процедурами, повышение производительности создания потребительской ценности) и экономические возможности (земельные участки, недвижимость, производственные площадки, квалифицированные кадры должны быть инвентаризированы, капитализированы и представлены в системе открытого доступа, чтобы стать доходной базой города).
9. Стратешя НЧ-2030 - четко выстроенная программа конкретных действий, которые необходимо предпринять в целях повышения качества жизни населения, модернизации структуры экономики, пространственного развития, а также привлечения крупных инвестиций, поскольку к 2015 году город находился в такой ситуации, когда необходимо было оперативно выбирать, будет ли он двигаться по пути развития или дальше терять устойчивость.
Ю.Для достижения главной цели Стратегии НЧ-2030: «обеспечение качества жизни нынешних и будущих поколений горожан на основе трансформации производств, предпринимательства и городского пространства» в основе развития должен быть человек и комфортное городское пространство, а технологии должны стать «умными»: «умный» дом, «умный» транспорт» и т.д. Город Набережные Челны должен стать центром притяжения, не только географическим, а в большей степени экономическим центром Камской
агломер ации-миллионника, из которой не уезжает молодежь, как это происходит сейчас, а наоборот, приезжает из соседних городов и регионов. Вместе с тем, нами предлагается видоизменить формулировку цели Стратеши НЧ-2030. По нашему мнению, она наиболее полно отражает содержание Стратегии НЧ-2030, которое, по нашему мнению, также нуждается в предлагаемой корректировке.
11. В Стратегии НЧ-2030 учтено создание новых высокоэффективных рабочих мест, в том числе в рамках инвестиционных и инфраструктурных, а также возможности самореализации, коммуникации внутри городского сообщества, социальный капитал населения и городская среда, то есть те сообщества и пространства, которые позволяют вести горожанам активную социальную жизнь.
12. Для реализации Стратегии НЧ-2030 принят план по реализации указанного документа, содержащий увязанный по срокам, целям, исполнителям и ответственным лицам и финансовому обеспечению мероприятия. Вместе с тем, по нашему мнению, данный план нуждается в предлагаемой нами корректировке в части обеспечения пространственного развития.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации в части корректировки содержания Стратегии НЧ-2030:
1. Главная цель развития города Набережные Челны до 2030 года в Стратеши НЧ-2030 сформулирована: «Обеспечение качества жизни нынешних и будущих поколений горожан на основе трансформации производств, предпринимательства и городского пространства». По нашему мнению, цель можно сформулировать так: «Обеспечение высокого качества жизни и возможностей для самореализации горожан и бизнеса на основе динамичного развития города Набережные Челны», что можно расшифровать так: реализация Стратегии позволит обеспечить жителям социальный комфорт, достаток и безопасность; территории - современное обустройство; бизнесу - благоприятный правовой и инвестиционный климат; трудящимся качественную профессиональную подготовку, высокую производительность труда.
2. В Стратеши НЧ-2030 отражен лишь целевой (оптимистичный) вариант прогноза социально-экономического развития территории до 2030 года, не учитывающий отрицательные внутренние и мировые тренды: падение продаж продукции ПАО «КАМАЗ» в условиях внешнеторговых санкций, падение внутреннего спроса, скачки валюты и др. Нами предлагается разрабатывать все три варианта прогноза социально-экономического развития территории до 2030 года.
3. По нашему мнению, раздел «Экологая» Стратегии НЧ-2030 необходимо переименовать в «Экологическая безопасность», целью эколошческой политики и мероприятий по ее реализации сделать «Повышение уровня экологической безопасности граждан», провести и подробно отразить результаты стратегической экологической оценки Набережных Челнов, а в качестве задач определить: 1) Снижение или предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
2) Ликвидация накопленного экологического ущерба, восстановление деградированных природных экосистем; 3) Обеспечение определенного и неопределенного круга лиц информацией о состоянии окружающей среды и ее загрязнении: 4) Снижение уровня загрязнения окружающей среды Республики Татарстан выбросами и сбросами загрязняющих веществ, отходами производства и потребления.
4. По нашему мнению, у отдельно взятого муниципального образования может сформироваться целый ряд проблем, наличие которых негативно влияет на перспективу его развития. Объединение муниципальных образований, входящих в Камскую агломерацию с центром в г. Набережные Челны, имеющих потенциал для развития, возможный к использованию в тесном взаимодействии друг с другом, позволит решить остро стоящую проблему социально-экономического развития территорий и тем самым дать дополнительный импульс к развитию экономики Республики Татарстан в целом. То есть, разработка и включение в Стратегию НЧ-2030 раздела «Агломерационное развитие» является ответом на вызовы и требования времени.
В ходе проведенного исследования нами предложены следующие методы повышения эффективности реализации Стратегии НЧ-2030:
1. В городе назрела необходимость трансформации городского пространства и улучшения качества городской среды. Этот процесс следует сделать системным и непрерывным. Его необходимо не организовывать не только в рамках, например «Года парков и скверов», а создать самостоятельную муниципальную программу трансформации городского пространства и улучшения качества городской среды с соответствующими объемами финансирования в рамках и на период действия Стратеши №1-2030.
2. По нашему мнению, необходимым условием эффективной реализации Стратеши НЧ-2030 является учет мнения населения при решении вопросов трансформации городского пространства и улучшения качества городской среды. По итогу проведенного исследования следует отметить, что большинства данных о реализации Стратеши НЧ-2030 нет в открытом доступе. Таким образом, население недостаточно информировано процессе реализации Стратеши, что входит в безусловное противоречие с главной целью Стратегии №1-2030: повышение качества жизни населения, поскольку одной из важнейших составляющих качества жизни является учет мнения индивида при решении общественных проблем.
3. По нашему мнению, со стороны муниципалитета должны быть приложены все усилия по формированию привлекательной комфортной среды для удержания и притяжения человеческого капитала и талантов, по созданию условий привлечения инвесторов в градостроительные проекты, поэтому при корректировке плана реализации Стратегии социально-экономического развития города Набережные Челны до 2030 года (далее - Плана) считаем необходимым включить в раздел «Пространственное развитие» Плана следующие пункты:
- провести анализ первого и второго Генерального плана города Набережные Челны, включая ранние проекты, провести аудит земельных участков, актуализировать действующий Генеральный план города Набережные Челны (с учетом аэрофотосъемки и инженерных изысканий);
- усилить градостроительную службу города;
- использовать в принятии решений по развитию пространства общественные обсуждения и мнение представителей бизнеса, поскольку стратегический план развития города для них - сигнал администрации города о направлениях развития территории и условиях для бизнеса, которые нельзя рассматривать в одностороннем порядке, это должен быть диалог власти, населения и бизнеса о совместном будущем.
4. Создать Центр управления развитием территории из представителей власти, населения и бизнеса с соответствующим информационно-коммуникативным ресурсом общественных обсуждений пространственного развития, направленный на вовлечение в решение вопросов пространственного развития профессиональных сообществ, включая специализированные образовательные организации, и горожан.
5. При корректировке Стратегии НЧ-2030 следует включить вопросы развития транспортной системы города, в том числе с учетом внешних связей города (включая автодорожную сеть, ж/д транспорт и пр.) и нагрузок на внутригородскую сеть. Усилить сообщение с г. Елабуга.
6. При корректировке Стратегии НЧ-2030 включить вопросы обеспечения экологической безопасности городской среды (суть этого предложения подробно описана в разделе 3.1. исследования).
7. При корректировке Стратегии НЧ-2030 необходимо осветить выход из границ автономного развития муниципального образования Набережные Челны, путем включения в документ раздела «Агломерационное развитие». Данный раздел целесообразно разрабатывать исходя из того, что, через формирование экономической Камской агломерации на основе определения и анализа факторов взаимодействия входящих в Камскую агломерацию муниципальных образовании, с оценкой их значимости и релевантных количественно измеримых показателей, следует определить стратегические векторы и направления данной агломерации, разработать «дорожную карту» развития Камской агломерации.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в Стратегии НЧ- 2030 учтены современные методы стр атешрования территориального социально-экономического развития, закономерности и факторы стратегического развития территориальных систем, мировой опыт пространственной организации экономики и управления социально- экономическим развитием территорий, поэтому документ представляет собой принципиально новую модель городской политики.
Проведенное исследование позволяет сделать также следующие выводы:
1. Бум стратептческого планирования развития территорий за рубежом пришелся на 60 - 70-е годы, когда изменилась направленность территориального планирования - не столько вглубь, в себя, а с учетом всех факторов внешней среды и мировых трендов территориального развития.
2. Вступление в силу Федерального закона № 172-ФЗ от 28 июня 2014г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стало основанием для перехода государственного управления в русло классического представления о стратешческом управлении, что предполагает системное вовлечение всех его уровней в процесс достижения системы чётко согласованных стратешческих целей.
3. В рамках перехода к стратегическому управлению на уровне региона необходимым инструментом является формирование системы документов, способствующей пониманию всеми участниками процесса
стратегического управления логики реализуемых мер, их ресурсного сопровождения и собственного значения в общей деятельности.
4. Особое значение в этом плане имеет разработка и практическая реализация подходов к решению проблем стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образовании. Если в Российской Федерации накоплен большой опыт стратегического планирования развития крупных городов и ретонов и имеется множество примеров успешной реализации соответствующих стратегических планов, то муниципальный уровень находится в начальной стадии исследований и практики стратегического планирования.
5. В Республике Татарстан накоплен успешный опыт территориального планирования. В 2003 г. была разработана и принята Стратешя социально-экономического развития города Казани (далее - Стратегия Казани), которая получила высокую оценку внешних экспертов и была к 2016г. успешно реализована, при этом большинство индикаторов оценки реализации Стратегии Казани-2003 были выполнены на 80 и более процентов.
6. Республика Татарстан - один из первых регионов, в котором осуществлена беспрецедентная по методическому обеспечению и масштабу централизованная работа по разработке муниципальных стратегий, синхронизированных с республиканской Стратегией-2030, а также отраслевыми проектами и программами республики.
7. На основе анализа 25- летнего опыта планирования и прогнозирования в Республике Татарстан были определены специфика, преемственность и приоритеты стратегического планирования при разработке стратешй социально-экономического развития муниципальных образований Республики Татарстан.
8. При разработке Стратегии НЧ-2030 были определены те же приоритеты, что и в Стратегии социально-экономического развитая
Республики Татарстан до 2030 года: человеческий капитал, экономика, пространственное развитее.
В разделе «человеческий капитал» были представлены целостные модели «Образование через всю жизнь», «Концепция кластера образования», «Городская платформа сервисной медицины», модель культурно-креативного кластера, единая информационно-коммуникационная платформа рынка труда.
Особенность раздела Стратеши НЧ-2030 по экономическому развитию города состоит в том, чтобы бизнес: малый, средний, крупный - развивался. Для этого нужно создать благоприятные условия (защищённость прав собственности, снижение затрат на непродуктивную деятельность предпринимателя, связанную с бюрократическими процедурами, повышение производительности создания потребительской ценности) и экономические возможности (земельные участки, недвижимость, производственные площадки, квалифицированные кадры должны быть инвентаризированы, капитализированы и представлены в системе открытого доступа, чтобы стать доходной базой города).
9. Стратешя НЧ-2030 - четко выстроенная программа конкретных действий, которые необходимо предпринять в целях повышения качества жизни населения, модернизации структуры экономики, пространственного развития, а также привлечения крупных инвестиций, поскольку к 2015 году город находился в такой ситуации, когда необходимо было оперативно выбирать, будет ли он двигаться по пути развития или дальше терять устойчивость.
Ю.Для достижения главной цели Стратегии НЧ-2030: «обеспечение качества жизни нынешних и будущих поколений горожан на основе трансформации производств, предпринимательства и городского пространства» в основе развития должен быть человек и комфортное городское пространство, а технологии должны стать «умными»: «умный» дом, «умный» транспорт» и т.д. Город Набережные Челны должен стать центром притяжения, не только географическим, а в большей степени экономическим центром Камской
агломер ации-миллионника, из которой не уезжает молодежь, как это происходит сейчас, а наоборот, приезжает из соседних городов и регионов. Вместе с тем, нами предлагается видоизменить формулировку цели Стратеши НЧ-2030. По нашему мнению, она наиболее полно отражает содержание Стратегии НЧ-2030, которое, по нашему мнению, также нуждается в предлагаемой корректировке.
11. В Стратегии НЧ-2030 учтено создание новых высокоэффективных рабочих мест, в том числе в рамках инвестиционных и инфраструктурных, а также возможности самореализации, коммуникации внутри городского сообщества, социальный капитал населения и городская среда, то есть те сообщества и пространства, которые позволяют вести горожанам активную социальную жизнь.
12. Для реализации Стратегии НЧ-2030 принят план по реализации указанного документа, содержащий увязанный по срокам, целям, исполнителям и ответственным лицам и финансовому обеспечению мероприятия. Вместе с тем, по нашему мнению, данный план нуждается в предлагаемой нами корректировке в части обеспечения пространственного развития.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации в части корректировки содержания Стратегии НЧ-2030:
1. Главная цель развития города Набережные Челны до 2030 года в Стратеши НЧ-2030 сформулирована: «Обеспечение качества жизни нынешних и будущих поколений горожан на основе трансформации производств, предпринимательства и городского пространства». По нашему мнению, цель можно сформулировать так: «Обеспечение высокого качества жизни и возможностей для самореализации горожан и бизнеса на основе динамичного развития города Набережные Челны», что можно расшифровать так: реализация Стратегии позволит обеспечить жителям социальный комфорт, достаток и безопасность; территории - современное обустройство; бизнесу - благоприятный правовой и инвестиционный климат; трудящимся качественную профессиональную подготовку, высокую производительность труда.
2. В Стратеши НЧ-2030 отражен лишь целевой (оптимистичный) вариант прогноза социально-экономического развития территории до 2030 года, не учитывающий отрицательные внутренние и мировые тренды: падение продаж продукции ПАО «КАМАЗ» в условиях внешнеторговых санкций, падение внутреннего спроса, скачки валюты и др. Нами предлагается разрабатывать все три варианта прогноза социально-экономического развития территории до 2030 года.
3. По нашему мнению, раздел «Экологая» Стратегии НЧ-2030 необходимо переименовать в «Экологическая безопасность», целью эколошческой политики и мероприятий по ее реализации сделать «Повышение уровня экологической безопасности граждан», провести и подробно отразить результаты стратегической экологической оценки Набережных Челнов, а в качестве задач определить: 1) Снижение или предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
2) Ликвидация накопленного экологического ущерба, восстановление деградированных природных экосистем; 3) Обеспечение определенного и неопределенного круга лиц информацией о состоянии окружающей среды и ее загрязнении: 4) Снижение уровня загрязнения окружающей среды Республики Татарстан выбросами и сбросами загрязняющих веществ, отходами производства и потребления.
4. По нашему мнению, у отдельно взятого муниципального образования может сформироваться целый ряд проблем, наличие которых негативно влияет на перспективу его развития. Объединение муниципальных образований, входящих в Камскую агломерацию с центром в г. Набережные Челны, имеющих потенциал для развития, возможный к использованию в тесном взаимодействии друг с другом, позволит решить остро стоящую проблему социально-экономического развития территорий и тем самым дать дополнительный импульс к развитию экономики Республики Татарстан в целом. То есть, разработка и включение в Стратегию НЧ-2030 раздела «Агломерационное развитие» является ответом на вызовы и требования времени.
В ходе проведенного исследования нами предложены следующие методы повышения эффективности реализации Стратегии НЧ-2030:
1. В городе назрела необходимость трансформации городского пространства и улучшения качества городской среды. Этот процесс следует сделать системным и непрерывным. Его необходимо не организовывать не только в рамках, например «Года парков и скверов», а создать самостоятельную муниципальную программу трансформации городского пространства и улучшения качества городской среды с соответствующими объемами финансирования в рамках и на период действия Стратеши №1-2030.
2. По нашему мнению, необходимым условием эффективной реализации Стратеши НЧ-2030 является учет мнения населения при решении вопросов трансформации городского пространства и улучшения качества городской среды. По итогу проведенного исследования следует отметить, что большинства данных о реализации Стратеши НЧ-2030 нет в открытом доступе. Таким образом, население недостаточно информировано процессе реализации Стратеши, что входит в безусловное противоречие с главной целью Стратегии №1-2030: повышение качества жизни населения, поскольку одной из важнейших составляющих качества жизни является учет мнения индивида при решении общественных проблем.
3. По нашему мнению, со стороны муниципалитета должны быть приложены все усилия по формированию привлекательной комфортной среды для удержания и притяжения человеческого капитала и талантов, по созданию условий привлечения инвесторов в градостроительные проекты, поэтому при корректировке плана реализации Стратегии социально-экономического развития города Набережные Челны до 2030 года (далее - Плана) считаем необходимым включить в раздел «Пространственное развитие» Плана следующие пункты:
- провести анализ первого и второго Генерального плана города Набережные Челны, включая ранние проекты, провести аудит земельных участков, актуализировать действующий Генеральный план города Набережные Челны (с учетом аэрофотосъемки и инженерных изысканий);
- усилить градостроительную службу города;
- использовать в принятии решений по развитию пространства общественные обсуждения и мнение представителей бизнеса, поскольку стратегический план развития города для них - сигнал администрации города о направлениях развития территории и условиях для бизнеса, которые нельзя рассматривать в одностороннем порядке, это должен быть диалог власти, населения и бизнеса о совместном будущем.
4. Создать Центр управления развитием территории из представителей власти, населения и бизнеса с соответствующим информационно-коммуникативным ресурсом общественных обсуждений пространственного развития, направленный на вовлечение в решение вопросов пространственного развития профессиональных сообществ, включая специализированные образовательные организации, и горожан.
5. При корректировке Стратегии НЧ-2030 следует включить вопросы развития транспортной системы города, в том числе с учетом внешних связей города (включая автодорожную сеть, ж/д транспорт и пр.) и нагрузок на внутригородскую сеть. Усилить сообщение с г. Елабуга.
6. При корректировке Стратегии НЧ-2030 включить вопросы обеспечения экологической безопасности городской среды (суть этого предложения подробно описана в разделе 3.1. исследования).
7. При корректировке Стратегии НЧ-2030 необходимо осветить выход из границ автономного развития муниципального образования Набережные Челны, путем включения в документ раздела «Агломерационное развитие». Данный раздел целесообразно разрабатывать исходя из того, что, через формирование экономической Камской агломерации на основе определения и анализа факторов взаимодействия входящих в Камскую агломерацию муниципальных образовании, с оценкой их значимости и релевантных количественно измеримых показателей, следует определить стратегические векторы и направления данной агломерации, разработать «дорожную карту» развития Камской агломерации.
Подобные работы
- ГЕОМАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Дипломные работы, ВКР, картография. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ: ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Инвестиционный потенциал Республики Татарстан и перспективы его развития в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017 - ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЙ АТЛАС ТЕРРИТОРИЙ ПЕРСПЕКТИВНЫХ АГЛОМЕРАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, картография. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ПРОСТРАНСТВЕННОМ РАЗВИТИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ В ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ТЕРРИТОРИЙ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



