Стратегия социально-экономического развития муниципального образования как инструмент пространственного развития территорий (на примере г. Набережные Челны)
Введение 4
1. Теоретические подходы к исследованию пространственного развития
территорий 9
1.1. Эволюция представлений о сущности пространственного развития
территорий 9
1.2. Факторы, оказывающие влияние на пространственное развитие
территорий 22
1.3. Обобщение отечественного и зарубежного опыта пространственного
развития территорий 32
2. Анализ инструментов пространственного развития
территорий 52
2.1. Обзор экономических инструментов пространственного развития
территорий 52
2.2. Анализ Стратегии социально-экономического развития муниципального
образования город Набережные Челны до 2030 года 67
2.3. Анализ факторов реализации Стратегии социально-экономического
развития муниципального образования г.Набережные Челны до 2030 года 75
3. Направления совершенствования инструментов пространственного развития
территорий 109
3.1 Направления совершенствования стратегии муниципального образования города Набережные Челны 109
3.2. Методы повышения эффективности реализации стратегий социально- экономического развития муниципального образования г.Набережные Челны в части пространственного развития 115
Заключение 118
Список использованной литературы 125
Основной целью территориальной экономической политики Республики Татарстан является создание равных возможностей в реализации социальных и экономических прав и удовлетворении потребностей для граждан Республики Татарстан независимо от места их проживания. Это предполагает, с одной стороны, обеспечение баланса между наращиванием экономического потенциала и сохранением комфортной среды обитания для населения, с другой стороны - сокращение различий в уровне социально-экономического развитая муниципальных районов и городских округов.
Для достижения этой цели применение инструментов территориальной экономической политики должно быть сконцентрировано на создании максимально благоприятных условий для развития экономики муниципальных образований, прежде всего - путем обеспечения пространственного развития и формирования конкурентных преимуществ муниципалитетов, диверсификации их экономики, привлечения частных инвестиций, а также повышения качества и доступности бюджетных и муниципальных услуг, что в совокупности составляет основу для роста уровня и качества жизни населения и социально- экономического развития Республики Татарстан в целом.
Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития региона как один из целевых ориентиров требует синхронизации следующих направлений территориальной экономической политики;
- стимулирования экономического развитая путем создания новых точек роста на территории муниципалитетов на основе конкурентных преимуществ;
координации инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных с трате гай бизнеса с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;
- сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения на территории каждого из муниципальных образований с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики, обеспечивающих рост человеческого потенциала.
Со стороны органов власти и местного самоуправления растет понимание того, что стратегия - это не просто набор целевых ориентиров, а четко выстроенная программа конкретных действии, которые необходимо предпринять в долгосрочной перспективе для достижения поставленных целей [40, с.37].
Это создало стимулы для более сильных регионов и крупных городов, располагающих дополнительными ресурсами и адекватной управленческой командой, активизировать поиск собственного варианта экономической политики, потенциально способной ускорить темпы роста. Такие региональные и муниципальные стратегии ориентированы на максимально возможное использование доступных им финансовых и административных ресурсов федерального центра, но, по существу, достаточно независимы от общенациональных концепций и программ, разрабатываемых в Москве [17, с.115].
Яркое подтверждение повышенной активности Республики Татарстан в поисках собственного пути развития - разработка и одобрение в 2015 г. «Стратегии 2030» - комплексной программы регионального развития, подготовленной на основе реальных консультаций и согласования интересов всех заинтересованных игроков [17, с. 116].
Разработка Стратеши-2030 стала важным шагом в этом процессе, позволив уточнить и согласовать между собой долгосрочные планы ключевых региональных игроков и выработать общее стратегическое видение для развития республики. Результатом Стратегии также стало включение в процесс обсуждения и выработки решений большого числа новых участников и возникновение благодаря этому новых механизмов обратной связи с более широкими социальными группами (а не только с элитой) [62]. Это расширение социальной базы складывающейся в Республике Татарстан модели «догоняющего развития» в соответствии с логикой последних работ нобелевского лауреата Дугласа Норта (North et al., 2009) является важной предпосылкой для устойчивости новой модели и реализации задач развития, стоящих перед республикой.
Для реализации инновационно - и социально-ориентированного сценария пространственного развитая Республики Татарстан, а также ее экономического потенциала, опирающегося на точки роста, принципиально важно было решить задачу централизованной разработки муниципальных стратегий до 2030 года, синхронизированных с республиканской Стратегией-2030, а также республиканскими отраслевыми проектами и программами.
Существование стратегий территориального развития как минимум двух уровней - регионального и муниципального - позволяет демонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития позволяет комплексно, согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических, архитектурно-планировочных и административно-правовых методов управления территорией.
В 2016 году Республика Татарстан осуществила беспрецедентную по масштабу и уровню организационного и методического обеспечения данного процесса работу, опыт республики в разработке стратешй муниципальных образований активно перенимается другими регионами.
Задача сокращения дифференциации в уровнях социально- экономического развития муниципальных районов республики будет обеспечена посредством реализации разработанных и утвержденных стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Республики Татарстан до 2030 года.
Город Набережные Челны - моногород, экономика которого оказалась в середине 90-х годов в точке бифуркации - «потери устойчивости» - из-за нерешенных внутренних проблем и миграции населения в столицы. Это, в конечном итоге, могло привести к «увяданию» города, поэтому для выхода из экономической депрессии был необходим стимул для ты скания дополнительных ресурсов и активизации поиска собственного варианта экономической политики, потенциально способной ускорить темпы роста, и таким стимулом стала Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2030 года (Стратегия НЧ-2030). Стратегия НЧ-2030 должна преобразовать город в мультиполис и сделать его центром Камской экономической зоны, в том числе, благодаря новой точке роста: территории опережающего развития Набережные Челны, создание которой послужит существенным драйвером роста и диверсификации экономики автограда.
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время стратешческое планирование развития территорий и практика реализации стратешй социально-экономического развития муниципалитетов в Российской Федерации находится в начальной стадии, и пример разработанной Стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Набережные Челны до 2030 года особенно интересен в свете того, что она появилась раньше других муниципальных стратегий Республики Татарстан.
Цель работы: разработка рекомендаций по повышению эффективности реализации Стратешй НЧ-2030 в части пространственного развития.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические подходы к исследованию пространственного развития территорий;
- провести сравнительный анализ зарубежного и российского опыта разработки муниципальных стратегий;
- проанализировать содержание и ход реализации Стратегии №1-2030;
- оценить факторы, влияющие на реализацию Стратегии НЧ-2030;
- выработать рекомендации по корректировке Стратегии НЧ-2030;
- выработать рекомендации по повышению эффективности реализации Стратегии НЧ-2030, в том числе в части пространственного развития.
Объектом исследования является пространственное развитие муниципального образования город Набережные Челны.
Предметом исследования выступают социально-экономические отношения, возникающие в процессе пространственного развития муниципального образования город Набережные Челны.
Теоретической и методологической основой исследования являются концептуальные положения, сформулированные в трудах российских и зарубежных представителей научных школ и течений, в числе которых - теории решональной экономики и решонального развития, теории регионального управления, теории управления социально-экономическими системами, теории экономического пространства, а также принципы социально-экономического прогнозирования и программирования и др. Список использованной литературы приведен в конце работы.
Дипломная работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
Для реализации сформулированной нами цели исследования: разработка рекомендаций по повышению эффективности реализации Стратегии НЧ-2030 в части пространственного развития следовало изучить опыт разработки муниципальных стратегий в зарубежных странах и в РФ, структурировать экономические инструменты пространственного развития территорий, проанализировать Стратегию НЧ-2030 и ход ее реализации.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в Стратегии НЧ- 2030 учтены современные методы стр атешрования территориального социально-экономического развития, закономерности и факторы стратегического развития территориальных систем, мировой опыт пространственной организации экономики и управления социально- экономическим развитием территорий, поэтому документ представляет собой принципиально новую модель городской политики.
Проведенное исследование позволяет сделать также следующие выводы:
1. Бум стратептческого планирования развития территорий за рубежом пришелся на 60 - 70-е годы, когда изменилась направленность территориального планирования - не столько вглубь, в себя, а с учетом всех факторов внешней среды и мировых трендов территориального развития.
2. Вступление в силу Федерального закона № 172-ФЗ от 28 июня 2014г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стало основанием для перехода государственного управления в русло классического представления о стратешческом управлении, что предполагает системное вовлечение всех его уровней в процесс достижения системы чётко согласованных стратешческих целей.
3. В рамках перехода к стратегическому управлению на уровне региона необходимым инструментом является формирование системы документов, способствующей пониманию всеми участниками процесса
стратегического управления логики реализуемых мер, их ресурсного сопровождения и собственного значения в общей деятельности.
4. Особое значение в этом плане имеет разработка и практическая реализация подходов к решению проблем стратегического планирования социально-экономического развития муниципальных образовании. Если в Российской Федерации накоплен большой опыт стратегического планирования развития крупных городов и ретонов и имеется множество примеров успешной реализации соответствующих стратегических планов, то муниципальный уровень находится в начальной стадии исследований и практики стратегического планирования.
5. В Республике Татарстан накоплен успешный опыт территориального планирования. В 2003 г. была разработана и принята Стратешя социально-экономического развития города Казани (далее - Стратегия Казани), которая получила высокую оценку внешних экспертов и была к 2016г. успешно реализована, при этом большинство индикаторов оценки реализации Стратегии Казани-2003 были выполнены на 80 и более процентов.
6. Республика Татарстан - один из первых регионов, в котором осуществлена беспрецедентная по методическому обеспечению и масштабу централизованная работа по разработке муниципальных стратегий, синхронизированных с республиканской Стратегией-2030, а также отраслевыми проектами и программами республики.
7. На основе анализа 25- летнего опыта планирования и прогнозирования в Республике Татарстан были определены специфика, преемственность и приоритеты стратегического планирования при разработке стратешй социально-экономического развития муниципальных образований Республики Татарстан.
8. При разработке Стратегии НЧ-2030 были определены те же приоритеты, что и в Стратегии социально-экономического развитая
Республики Татарстан до 2030 года: человеческий капитал, экономика, пространственное развитее.
В разделе «человеческий капитал» были представлены целостные модели «Образование через всю жизнь», «Концепция кластера образования», «Городская платформа сервисной медицины», модель культурно-креативного кластера, единая информационно-коммуникационная платформа рынка труда.
Особенность раздела Стратеши НЧ-2030 по экономическому развитию города состоит в том, чтобы бизнес: малый, средний, крупный - развивался. Для этого нужно создать благоприятные условия (защищённость прав собственности, снижение затрат на непродуктивную деятельность предпринимателя, связанную с бюрократическими процедурами, повышение производительности создания потребительской ценности) и экономические возможности (земельные участки, недвижимость, производственные площадки, квалифицированные кадры должны быть инвентаризированы, капитализированы и представлены в системе открытого доступа, чтобы стать доходной базой города).
9. Стратешя НЧ-2030 - четко выстроенная программа конкретных действий, которые необходимо предпринять в целях повышения качества жизни населения, модернизации структуры экономики, пространственного развития, а также привлечения крупных инвестиций, поскольку к 2015 году город находился в такой ситуации, когда необходимо было оперативно выбирать, будет ли он двигаться по пути развития или дальше терять устойчивость.
Ю.Для достижения главной цели Стратегии НЧ-2030: «обеспечение качества жизни нынешних и будущих поколений горожан на основе трансформации производств, предпринимательства и городского пространства» в основе развития должен быть человек и комфортное городское пространство, а технологии должны стать «умными»: «умный» дом, «умный» транспорт» и т.д. Город Набережные Челны должен стать центром притяжения, не только географическим, а в большей степени экономическим центром Камской
агломер ации-миллионника, из которой не уезжает молодежь, как это происходит сейчас, а наоборот, приезжает из соседних городов и регионов. Вместе с тем, нами предлагается видоизменить формулировку цели Стратеши НЧ-2030. По нашему мнению, она наиболее полно отражает содержание Стратегии НЧ-2030, которое, по нашему мнению, также нуждается в предлагаемой корректировке.
11. В Стратегии НЧ-2030 учтено создание новых высокоэффективных рабочих мест, в том числе в рамках инвестиционных и инфраструктурных, а также возможности самореализации, коммуникации внутри городского сообщества, социальный капитал населения и городская среда, то есть те сообщества и пространства, которые позволяют вести горожанам активную социальную жизнь.
12. Для реализации Стратегии НЧ-2030 принят план по реализации указанного документа, содержащий увязанный по срокам, целям, исполнителям и ответственным лицам и финансовому обеспечению мероприятия. Вместе с тем, по нашему мнению, данный план нуждается в предлагаемой нами корректировке в части обеспечения пространственного развития.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие рекомендации в части корректировки содержания Стратегии НЧ-2030:
1. Главная цель развития города Набережные Челны до 2030 года в Стратеши НЧ-2030 сформулирована: «Обеспечение качества жизни нынешних и будущих поколений горожан на основе трансформации производств, предпринимательства и городского пространства». По нашему мнению, цель можно сформулировать так: «Обеспечение высокого качества жизни и возможностей для самореализации горожан и бизнеса на основе динамичного развития города Набережные Челны», что можно расшифровать так: реализация Стратегии позволит обеспечить жителям социальный комфорт, достаток и безопасность; территории - современное обустройство; бизнесу - благоприятный правовой и инвестиционный климат; трудящимся качественную профессиональную подготовку, высокую производительность труда.
2. В Стратеши НЧ-2030 отражен лишь целевой (оптимистичный) вариант прогноза социально-экономического развития территории до 2030 года, не учитывающий отрицательные внутренние и мировые тренды: падение продаж продукции ПАО «КАМАЗ» в условиях внешнеторговых санкций, падение внутреннего спроса, скачки валюты и др. Нами предлагается разрабатывать все три варианта прогноза социально-экономического развития территории до 2030 года.
3. По нашему мнению, раздел «Экологая» Стратегии НЧ-2030 необходимо переименовать в «Экологическая безопасность», целью эколошческой политики и мероприятий по ее реализации сделать «Повышение уровня экологической безопасности граждан», провести и подробно отразить результаты стратегической экологической оценки Набережных Челнов, а в качестве задач определить: 1) Снижение или предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
2) Ликвидация накопленного экологического ущерба, восстановление деградированных природных экосистем; 3) Обеспечение определенного и неопределенного круга лиц информацией о состоянии окружающей среды и ее загрязнении: 4) Снижение уровня загрязнения окружающей среды Республики Татарстан выбросами и сбросами загрязняющих веществ, отходами производства и потребления.
4. По нашему мнению, у отдельно взятого муниципального образования может сформироваться целый ряд проблем, наличие которых негативно влияет на перспективу его развития. Объединение муниципальных образований, входящих в Камскую агломерацию с центром в г. Набережные Челны, имеющих потенциал для развития, возможный к использованию в тесном взаимодействии друг с другом, позволит решить остро стоящую проблему социально-экономического развития территорий и тем самым дать дополнительный импульс к развитию экономики Республики Татарстан в целом. То есть, разработка и включение в Стратегию НЧ-2030 раздела «Агломерационное развитие» является ответом на вызовы и требования времени.
В ходе проведенного исследования нами предложены следующие методы повышения эффективности реализации Стратегии НЧ-2030:
1. В городе назрела необходимость трансформации городского пространства и улучшения качества городской среды. Этот процесс следует сделать системным и непрерывным. Его необходимо не организовывать не только в рамках, например «Года парков и скверов», а создать самостоятельную муниципальную программу трансформации городского пространства и улучшения качества городской среды с соответствующими объемами финансирования в рамках и на период действия Стратеши №1-2030.
2. По нашему мнению, необходимым условием эффективной реализации Стратеши НЧ-2030 является учет мнения населения при решении вопросов трансформации городского пространства и улучшения качества городской среды. По итогу проведенного исследования следует отметить, что большинства данных о реализации Стратеши НЧ-2030 нет в открытом доступе. Таким образом, население недостаточно информировано процессе реализации Стратеши, что входит в безусловное противоречие с главной целью Стратегии №1-2030: повышение качества жизни населения, поскольку одной из важнейших составляющих качества жизни является учет мнения индивида при решении общественных проблем.
3. По нашему мнению, со стороны муниципалитета должны быть приложены все усилия по формированию привлекательной комфортной среды для удержания и притяжения человеческого капитала и талантов, по созданию условий привлечения инвесторов в градостроительные проекты, поэтому при корректировке плана реализации Стратегии социально-экономического развития города Набережные Челны до 2030 года (далее - Плана) считаем необходимым включить в раздел «Пространственное развитие» Плана следующие пункты:
- провести анализ первого и второго Генерального плана города Набережные Челны, включая ранние проекты, провести аудит земельных участков, актуализировать действующий Генеральный план города Набережные Челны (с учетом аэрофотосъемки и инженерных изысканий);
- усилить градостроительную службу города;
- использовать в принятии решений по развитию пространства общественные обсуждения и мнение представителей бизнеса, поскольку стратегический план развития города для них - сигнал администрации города о направлениях развития территории и условиях для бизнеса, которые нельзя рассматривать в одностороннем порядке, это должен быть диалог власти, населения и бизнеса о совместном будущем.
4. Создать Центр управления развитием территории из представителей власти, населения и бизнеса с соответствующим информационно-коммуникативным ресурсом общественных обсуждений пространственного развития, направленный на вовлечение в решение вопросов пространственного развития профессиональных сообществ, включая специализированные образовательные организации, и горожан.
5. При корректировке Стратегии НЧ-2030 следует включить вопросы развития транспортной системы города, в том числе с учетом внешних связей города (включая автодорожную сеть, ж/д транспорт и пр.) и нагрузок на внутригородскую сеть. Усилить сообщение с г. Елабуга.
6. При корректировке Стратегии НЧ-2030 включить вопросы обеспечения экологической безопасности городской среды (суть этого предложения подробно описана в разделе 3.1. исследования).
7. При корректировке Стратегии НЧ-2030 необходимо осветить выход из границ автономного развития муниципального образования Набережные Челны, путем включения в документ раздела «Агломерационное развитие». Данный раздел целесообразно разрабатывать исходя из того, что, через формирование экономической Камской агломерации на основе определения и анализа факторов взаимодействия входящих в Камскую агломерацию муниципальных образовании, с оценкой их значимости и релевантных количественно измеримых показателей, следует определить стратегические векторы и направления данной агломерации, разработать «дорожную карту» развития Камской агломерации.
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ.
2. Концепция пространственного развития в Российской Федерации. Приложение к докладу «Россия. Пространственное развитие»
3. Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г №13
4. Об утверждении Программы «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года»: Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.10.2008, №763
5. О стратегическом планировании в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 16 марта 2015 г., №12-ЗРТ
6. Проект стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 г. -10 с.
7. Стратегия социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года: Закон Республики Татарстан от 17 июня 2015 г. №40-ЗРТ
Монографии, диссертации
8. Айдалот П. Экономика региональная и городская.-Париж: Экономика, 1985.-338с.
9. Багаутдинова Н.Г., Глебова И.С., Панасюк М.В., Юсупова PI.B. Стратегические направления социально-экономического развития муниципальных образований: опыт Республики Татарстан.-Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2016. - с.115-119.
Ю.Боди 3., Кейн А., Маркус А. Принципы инвестиций.-М.: Вильямс,2004. -994 с.
П.Зубаревич Н. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. - М.: Независимый институт социальной политики, 2010.- 160 с.
12. Коровкин А. Г. Динамика занятости и рынка труда: вопросы макроэкономического анализа и прогнозирования.-М.: МАКС Пресс,2001. -319 с.
13. Методические указания к разработке государственных планов развития народного хозяйства СССР.- М.: Изд-во «Экономика», 1974.- 791 с.
14. Мясникова Т.А. Теоретико-методологические положения и методическое обеспечение стратегирования социально- экономического развития муниципальных образований в регионах России//Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук.
15. Рязанцев И.П., Куштанта В.А. Теоретико-методологические основания социологического анализа территориального развития / Сборник статей Социолоптя регионального и городского развития. Издательство Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2014
16. Сироткина Н.В. Научно-производственные кластеры: теория и
практика управления российскими решонами: монография / Н.В.Сироткина, Ю.А.Ахенбах. - Воронеж: Издательско-
полиграфический центр «Научная книга», 2012. - 533 с.
17. Стратегические направления социально-экономического развития муниципальных образований: опыт Республики Татарстан / Н.Г. Багаутдинова, И.С. Глебова, М.В. Панасюк, И.В. Юсупова. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2016. - с.115-119
18. Управление территориальным развитием: Учебное пособие / Л. С. Валинурова, Л. Г. Ахтариева, Н. 3. Мазур. - Уфа: БАГСУ, 2012. -116 с.
19. Усик Н.Н. Управление процессом формирования конкурентной среды в России. Автореф. дисс.д-ра экон. наук.-СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2008.- 44 с.
20. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ. О. Ким, У. Мьюллер, Р. Клекка и др. / Под ред. II. С. Енюкова. - М.: Финансы и статистика, 1989. -215с.
21. Хамел Г., Прахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня / Пер. с англ. - М.: Олимп-Бизнес, 2002. - 288 с.
22. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации: монография. - М.:Гелиос АРВ, 2000.- 208 с.
23. Экономические стратегии активных городов / Под ред. д.э.н. Б.М. Гринчеля, д-ра К. Шуссманна, к.э.н. Н.Е. Костылевой. - СПб.: Наука,2002. - 499 с.
24. Якобсон А.Я. Территориальная организация региональной политики. -Новосибирск: ИЭиОПП, 1994.- 183с.
25. Якунин В.И, Сулакшин С.С., Фонарева Н.Е., Тотьев К.Ю. Государственная конкурентная политика и стимулирование конкуренции в РФ.- М.: Научный эксперт, 2008.- 416 с.
26. Noith, D.,Wallis, J. J., &Weingast, В. R. (2009). Violence and social orders: A conceptual framework for interpreting recorded human history. - New York: Cambridge University Press, 2009.- 480 c.
Статьи и материалы периодической печати
27. Абалкин Л.И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России, №5, 2000.-с. 52-53.
28. Анимица Е.Г. Концептуальные установки, механизмы и методы регионального управления экономикой/ Е.Г. Анимица, В.А. Сухих, Н.В. Новикова// Регионология, №4, 2008. - с. 45-54.
29. Багаутдинова Н.Г., Гафуров И.Р. Изменение конфигурации экономического пространства региона на основе реализации потенциала промышленных районов // Российское предпринимательство, № 2 (200), 2012.- с. 166-171
30. Бардаханова Т.В., Горюнова З.С. Концепция разработки информационной системы оценки и отбора инвестиционных проектов // Решональная экономика: теория и практика, №36(315), 2013.- с. 51- 57
31. Богатырёв В. Об актуальности программно-целевого планирования.// Экономист, №2, 2010.-е. 3-9
32. Боговиз А.В Инструменты обеспечения конкурентоустойчивости регионов// Вестник Университета (Государственный университет управления), № 12, 2012,- с.145-150
33. Быхалова И.Г., Богомолова И.В. Особые экономические зоны регионального уровня в борьбе с проявлениями экономического кризиса // Российское предпринимательство, № 10 (144), 2009.- с. 155- 159
34. Волкова О.Н. Практики макрорегионального стратегического планирования в Российской Федерации и Европейском Союзе // Региональная экономика: теория и практика, №27(306), 2013.- с.21-31
35. Воронов А.А. Региональное и территориальное развитие как основа целостного экономического усиления роли сельских территорий в развитых странах Запада //Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов, №4 (52), 2014.- с. 204-209
36. Григоричев К.В. Территориальное планирование в регаональной социально-экономической политики [Текст]/ К.В. Григоричев, Н.А.
Потороченко // Известия Иркутского государственного университета: Сер. Политология. Религиоведение, №1(3), 2009.- с. 33-41
37. Гринберг Р. Стратегия интеграционных процессов на постсоветском пространстве. // Экономические обозрение, № 4, 2004.- с. 27-31
38. Жичкина Ю.А. Предпосылки устойчивого пространственного развития региона. // Вестник Самарского государственного экономического университета, №7 (81), 2011. —с. 19-23
39. Каленская Н.В. Условия формирования инфраструктурных связей в рамках стратегии развития промышленного комплекса // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института, №4(13), 2008.-с.30-32
40. Кузнецова ЕЙ. Опыт стратегического анализа при разработке региональных экономических стратегий. // Региональная экономика: теория и практика, № 15, 2007.-е. 34^10
41. Лаженцев В. Н. Экономико-географические аспекты управления территориальным развитием // Экономическая наука современной России, № 2, 2002.- с.67-78
42. Маковкина С.А. Проблематика оценки стратегических планов социально-экономического развития российских городов. // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право, № 8, 2009.- с. 78-84
43. Маннапов Р.Г., Ахтариева Л.Г. Современные закономерности, принципы, задачи и механизм регионального развития // Вестник Челябинского государственного университета, № 3, 2009.- с. 47-56.
44. Невейкина Н.В. Региональный потенциал и ресурсы в контексте эффективного использования // Российское предпринимательство, № 17 (239), 2013.-е. 84-96
45. Раймер Л.А. Территориальное развитие как форма согласования экономических интересов и социальных ожиданий //Труды ИСА РАН- Т. 40, 2008.
46. Смирнов В. Эффективное социально-экономическое развитие региона: парадигма и концепция.// Проблемы теории и практики управления, № 9, 2009. — с.55-65
47. Спартак А. Россия и постсоветское пространство.// Мировая экономика и международные отношения, № 8, 2010 - с. 32^5
48. Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Писаров Ю.А. Алгоритм оценки конкурентоспособности региона // Вестник НГУ. Серия Социально- экономические науки. Том 14. Выпуск 4, 2014.- с. 111-124
49. Шапиро Н.А. Характеристика конкурентных преимуществ приграничных территории в контексте маркетинга мест // Научный журнал ШГУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент», №2, 2015. -с.173-183
50. Шевянков А. Социально-экономическая поляризация в России// Государственная служба, № 2 (34), 2005. - с. 32-39
51. Швецов А.Н. Общесистемная и селективная компоненты региональной политики // Проблемный анализ и государственноуправленческое проектирование. Политология. Экономика. Право, №2,
2009. -с. 47-50
52. Щедровицкий П. Г., Княганин В. Н. От роста к развитию // Эксперт, № 5(452), 2005.- с.44-50
53. Щитинский В.А. Стратегия пространственного развития Российской Федерации - инновация в государственном управлении России.// Управленческое консультирование, №7, 2015.-с.35-41
54. Юсупова И. В., Власова А. В. Роль и место прогноза баланса трудовых ресурсов в оценке процессов, происходящих и ожидаемых на рынке труда Республики Коми // Профессиональное образование и занятость молодежи - XXI век: Матер, междунар. науч.-практ. конференции (Кемерово, 27-28 марта 2013 г.). - Кемерово: КРИРПО,
2013. -с. 128-133.
55. Andion C. Developpement territorial durable en milieu niral, gouvemance et rele des organisations non gouvemementales: IEtat de Santa Catarina au Bresil // Monde en developpement, № 136, 2006/4. - p. 85-100
56. Budd L. Territorial Competition and Globalization: Scylla and Charybdis of European Cities //Urban Studies, 1998. - Vol. 35. -p. 663-685
57. Deberre J.-C. Decentralisation et developpement local // Afrique contemporaine, № 221, 2007/1.-p. 45-54
58. Jensen-Butler, C. Cities in competition: equity issues //Urban Studies, №5- 6,1999. —Vol. 36.-p. 886
59. Knigman P. Making sense of the competitiveness debate // Oxford review of Economic policy, №12, 1996. -p. 17-25
60. Moine A. Le territoire comme un Systeme complexe: un concept operatoire pour ramenagement et la geographic // Espace Geographique, 2006/2.-p. 115-132.
Электронные ресурсы
61.3убаревич H.A. Стратегия 2020. Тренды и приоритеты пространственного развития If Официальный сайт экспертных групп по обновлению «Стратегии - 2020». [Электронный ресурс]. - URL : http://strategy2020.rian.ni/news/20110404/361067164.html/ (дата
обращения: 12.01.2018)
62.Приложения к Стратегии (2015), обосновывающие и поясняющие материалы к Стратеши социально-экономического развития РТ до 2030 года, том 1-14 [электронный ресурс] // tatarstan2030.ni. URL: http://tatarstan2030.ni/content237/(flaTa обращения: 11.03.2018)
63.Экономический рост России — факторы экономического роста if Мировой кризис. Аналитический портал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.crizis.org/growup/ (дата обращения:17.01.2018)
64.Peterlin M. Tenitorial coordination: aligning teiritorial development in macro-regions without a governance framework. URL:
http://130.203.133.150/viewdoc/summarY;isessionid=C9973FD25ED34464 A62961834052DBC4?doi=l0.1.1.226.5273 (дата обращення:19.01.2018) 65.Samecki P. Macro-regional strategies in the European Union. A Discussion Paper. - 2009. URL: http//www.interact-eu.net/downloads/1682/macro- regional_strategies_in_the_European_Union /(дата обращения:
11.03.2018)