ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 6
1.1 Маркетинговая деятельность предприятия сферы услуг: основные аспекты и особенности 6
1.2 Роль и значение маркетинговых функций в деятельности предприятия
сферы услуг 13
1.3 Современные тренды развития маркетинговой деятельности предприятия
сферы услуг 17
2. ОЦЕНКА МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНО «ДВОРЕЦ ЕДИНОБОРСТВ «АК БАРС» 24
2.1 Организационно-экономическая характеристика АНО «Дворец Единоборств «Ак барс» 24
2.2 Характеристика рынка сыта организации АНО «Дворец Единоборств «Ак барс» 35
2.3 Анализ маркетинговой деятельности организации АНО «Дворец
Единоборств «Ак барс» 48
3. РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АНО «ДВОРЕЦ ЕДИНОБОРСТВ «АК БАРС» 56 3.1 Основные направления развития маркетинговой деятельности АНО
«Дворец Единоборств «Ак барс» 56
3.2 Экономическое обоснование предложенных мероприятий по развитию маркетинговой деятельности АНО «Дворец Единоборств «Ак барс» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗУМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
На сегодняшний день по причине развития рыночных отношений, увеличением возможностей внешнеэкономической деятельности, существенно повышается интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. Стремительными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это формирует условия для активного применения маркетингового подхода к решению управленческих и производственно-бытовых задач посредством укрепления конкурентоспособности компании. Именно соотношение запросов рынка и возможностей компании должно быть положено в основу формирования магистральных направлений, целей и стратегий предпринимательской деятельности, а также маркетинговых программ и стратегических планов на микроуровне.
Развитие экономики приводит к необходимости переосмысления большинства аспектов рыночной деятельности и выявления путей повышения конкурентоспособности предприятий.
На сегодняшний день успешные коммуникации с потребителями стали основными факторами успеха каждой компании. Существенными факторами, которые содействуют усилению роли маркетинговых коммуникаций, считается и тот факт, что разнообразные элементы используются на фоне постоянно меняющихся социальных, экономических и конкурентных сил.
Как и любая теория, теория маркетинга продолжает развиваться и эволюционировать. Так и общеизвестная теория маркетинговых коммуникаций сначала включила в себя, такое понятие как «PR или связи общественностью», а сегодня полноправным видом маркетинговых коммуникаций становятся нестандартные маркетинговые коммуникации.
Актуальность данной темы состоит в том, что, в современных условиях конкуренции на рынке, компаниям необходимо постоянно развивать маркетинговую деятельность, внедрять современные инструменты и методы в практику своей деятельности.
Степень разработанности темы. Данная тема подробно изучена известными маркетологами, как российскими, так и зарубежными.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ маркетинговой деятельности АНО Дворец Единоборств «Ак Барс» и разработка направлений развития маркетинга данного предприятия.
Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы сформулируем следующие задачи:
а) изучить маркетинговую деятельность предприятия сферы услуг;
б) определить роль и значение маркетинговых функций в деятельности предприятия сферы услуг;
в) проанализировать современные тренды развития маркетинговой деятельности предприятия сферы услуг;
г) исследовать рынок сбыта предприятия;
д) проанализировать маркетинговую деятельность предприятия;
е) разработать направления развития маркетинговой деятельности предприятия;
ж) экономически обосновать предложенные мероприятия по развитию маркетинговой деятельности.
Объект исследования - АНО Дворец Единоборств «Ак Барс».
Предмет исследования - направления развития маркетинговой деятельности предприятия.
Теоретико-методическую основу выпускной квалификационной работы составили монографии, учебные пособия, статьи периодической печати на выбранную автором тему.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трех частей с подпунктами, заключения и списка использованной литературы. В первой части изучаются теоретические аспекты маркетинга. Во
второй части рассматриваются особенности маркетинга на предприятии сферы услуг. В заключительной третьей части представлены направления развития маркетинга на предприятии
Общеизвестно, что целью деятельности любой компании является получение прибыли. Суть маркетинга в сфере услуг состоит в рациональном распределении услуг, поиске каналов сбыта и исследовании поведения потребителей услуг.
Маркетинг - это сложный и интересный процесс по разработке и предоставлению потребителям новых услуг, которые обеспечивают определенный образ жизни, или усовершенствованных существующих. Маркетинг сферы услуг очень отличается от любой другой маркетинговой деятельности.
Маркетинговая деятельность состоит из системы управляемых элементов таких как, месторасположение, список предоставляемых услуг, выбор целевой группы, ценовая политика, изучение конкурентной среды, разработка мероприятий по продвижению услуг, а так же работы с персоналом и выбором поставщиков.
Процесс проведения маркетинга услуг является довольно сложным, и до конца неопределенным. Многие ученые, практики в своих книгах и научных статьях отражают, как теоретические основы процесса, так и обращают внимание на различные особенности и сложности маркетинга услуг. Конечно, проблем его организации может быть очень много, но на наш взгляд, в первую очередь, необходимо обратить внимание на следующие сложности.
Маркетинговая политика компании, работающей в сфере услуг, значительно отличается от маркетинговой политики компании, работающей с материально-вещественными товарами. Связано это, в первую очередь, с особенностью «производства» или оказания услуг. Отличительной особенностью услуги является то, что она может существовать только при взаимосвязи покупателя услуги и производителя услуги.
Исследование маркетинговой деятельности проводилось на примере АНО Дворец Единоборств «Ак Барс». Организация занимается развитием массовых видов спорта и спорта высших достижений, а также восточных, национальных и олимпийских видов единоборств, воспитание подрастающего поколения.
Дворец единоборств «Ак Барс» открыл свои двери в 2009 году и является спортивным объектом, на базе которого проводились соревнования Всемирной Универсиады 2013 года.
Дворец расположен в центре г. Казани на берегу реки Казанка, около моста Миллениум. Общая площадь более 17000 квадратных метров. Имеется охраняемая парковка.
Дворец единоборств оснащен всем необходимым для развития борьбы и различных видов единоборств: имеется тренировочный зал для дзюдо, каратэ, айкидо, специализированный зал для занятий самбо, греко-римской, вольной и борьбой Корэш, залы для тхэквондо и кэндо, тренажерный зал, множество раздевалок с душевыми кабинами, восстановительный центр с саунами, гидропроцедурами и бассейном.
Исследуемая организация имеет свои преимущества перед конкурентами: удобное расположение, квалификация тренеров, оснащенность залов, самая низкая стоимость услуг. Основными потребителями организации все желающие, которые пытаются поддерживать себя в форме.
В процессе проведенного исследования были выявлены следующие проблемы:
а) недостаточно активная маркетинговая политика ( коммуникационная и аналитическая функция маркетинга);
б) уделяется недостаточное внимание обучению обслуживающего персонала клиентооориентированному сервису.
Для устранения выявленных проблем было предложено:
а) развивать маркетинговые коммуникации;
б) повысить квалификацию персонала с помощью проведения тренингов.
С целью развития маркетинговых коммуникаций было предложено использовать возможности event-маркетинга и социальных сетей.
Суть event-маркетинга заключается в проведении мероприятий для целевой аудитории, чтобы сформировать позитивное отношение к бренду или продукту. Событийный маркетинг всегда направлен на улучшение узнаваемости компании или увеличение лояльности потребителей.
Мероприятия, как инструмент рекламной кампании, помогают сформировать эффект причастности каждого из присутствующих, заставляют покупателя ассоциировать свой продукт с позитивными эмоциями.
Для развития event-маркетинга было предложено разработать программу праздника на День защиты детей и на 8 Марта знаки внимания для посетительниц организации.
На сегодняшний день эффективный способ привлечения клиентов - это маркетинг в социальных сетях. Хотя этот метод совсем недавно стал элементом рекламных кампаний в интернете, он достаточно быстро приобрел популярность среди маркетологов. Основная его цель - это привлечение пользователей социальных сетей, которые являются потенциальными клиентами, на сайт компании. Однако, как и любой другой элемент интернет- маркетинга, реклама в социальных сетях имеет свои отличительные черты. На данный момент он остается малоизученным, несмотря на то, что этот рынок активно растет и развивается на протяжении последних 8 лет. Постоянно возникают различные инструменты, из-за которых меняется процесс привлечения клиентов в социальных медиа.
Для улучшения маркетинговой деятельности организации было предложено развивать рекламу в «Инстаграм». На сегодняшний день это самый актуальный способ продвижения организации в социальных сетях. Так как АНО Дворец Единоборств «Ак Барс» имеет небольшое количество подписчиков, в сравнении с конкурентами, было предложено воспользоваться услугами сторонней организации по продвижению.
Также было предложено, с целью повышения квалификации персонала проводить тренинги, которые способствуют приобретению новых знаний сотрудниками, развитию, повышают качество выполняемых ими работ, это называется повышением квалификации.
С целью обеспечения себя грамотными, квалифицированными сотрудниками многие предприятия используют проведение тренингов для персонала. Современные условия диктуют правила жесткой конкуренции на кадровом рынке. Поэтому обучение и развитие персонала, повышение его квалификации - вопросы очень важные.
Так было выяснено, что тренинг для персонала, используется для развития навыков сотрудников, укрепления управленческого взаимодействия, повышает эффективность деятельности организации.
Дополнительная выручка от проведения данных мероприятий составит 276 000 руб. Общая сумма затрат составила 206 740 руб. Данная сумма сформировалась за счет затрат на проведение обучения и улучшения маркетинговых коммуникаций.
Оценка эффективности мероприятий предложенных в рамках какого-либо проекта в общем виде рассматривается как их результативность. Следовательно, эффективность мероприятий оценивается соотношением между затратами различных ресурсов и получаемым при этом эффектом.
Эффективность предложенных направлений была оценена нами посредством расчета коэффициента эффективности. Представленный коэффициент составил 1,34, а значит предложенные направления эффективны и их необходимо реализовать на АНО Дворец Единоборств «Ак Барс».
Таким образом, предлагаемые мероприятия по улучшению маркетинговой деятельности организации являются эффективными и целесообразны для внедрения, что позволит улучшить маркетинговую деятельность АНО Дворец Единоборств «Ак Барс».
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-фКЗ).
Книги, монографии
2. Антонов Л.В. Особенности предпринимательской деятельности на рынке рекламы/Л.В. Антонов //Социально-экономические явления и процессы/Л.В. Антонов. - 2014. - № 8. - С. 9-12.
3. Артеменко В.Г. Финансовый анализ. / Артеменко В.Г., Беллендир Н.В. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 623 с.
4. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и тактика фирмы. М.: финстатинформ, 2015. - 104 с.
5. Беляев, В.И. Маркетинг: основы теории и практики: учеб. / В.И. Беляев. - М. : КНОРУС, 2015. - 456 с.
6. Бернет Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный
подход. / Бернет Дж., Мориарти / - С.Санкт-Петербург: Питер, 2015.-571 с.
7. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник/ Голубков Е.П. - М.: Финпресс, 2015. - 674 с.
8. Градов А.П. Маркетинг как стратегия предпринимательской} деятельности/ Градов А.П. - СПб.: ЛПИ, 2014. - 426 с.
9. Дейнекин Т. В. Маркетинговые коммуникации. / Т.В. Дейнекин. - М: Изд. Центр ЕАОИ, 2016. - С. 6-12.
10. Диянова, С.Н. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие / С.Н. Диянова, А.Э. Штезель.. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016.- 192 с.
11. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб, пособие / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. - Минск: Новое издание, 2015. - 368 с.
12. Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия / Ковалев, А.И., Привалов, В.П. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2015. - 554 с.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котл ер, А. Гари. - М.: Вильямс,2016. - 752 с.
14. Кузнецова Л.В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Л.В. Кузнецова, Ю.Ю. Черкасова. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2015. - 139 с.
15. Лукина, А.В. Маркетинг товаров и услуг: Учебное пособие / А.В. Лукина. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.
16. Медведева, Е.В. Рекламная коммуникация / Е.В. Медведева. - М.: Едиториал УРСС, 2015. - 280 с.
17. Меняйлов А.А. Финансовый капитал в развитии туристкой отрасли Северного Кавказа в начале XX века / А.А. Меняйлов // Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем. - 2016.- С. 32-36.
18. Меняйлов А.А. Туризм как фактор экономической интеграции и глобализации / А.А. Меняйлов // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития. - 2016. - С. 79 - 81.
19. Мильнер, Б.З. Теория организации: учебник. / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2015.-558 с.
20. Муравьева Т. В. О проблемах проведения маркетинга в сфере услуг } // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 45. - С. 90-93.
21. Новаторов Э.В. Маркетинг услуг: теория и практика: Монография.- СПб.: ИП Петров Д.А., 2015.-200с.
22. Панкрухин, А.П. Маркетинг: учеб. / А. П. Панкрухин. - М.: Омега- Л, 2017.-518 с.
23. Пименов, П.А. Основы рекламы / П.А. Пименов. - М.: Гардарики, 2016. -399 с.
24. Ромат, Е.В. Реклама. / Е.В. Ромат. - СПб. : Питер, 2014. - 556 с.
25. Рудакова, Л.В. Основы рекламы и связей с общественностью / Л.В. Рудакова. - СПб.: ГУАП, 2016. - 274 с.
26. Сайбель Н. Ю., Сайбель Я. В. Развитие интернет-торговли в России: преимущества и недостатки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 10. - С. 107-112.
27. Секерин, В.Д. Сфера услуг. Экономика, менеджмент, маркетинг. Практикум / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2017. - 424 с.
28. Синяева, И.М. Маркетинг услуг: Учебник / И.М. Синяева, О.Н. Романенкова. - М.: Дашков и К, 2015. - 252 с.
29. Скрынникова, И.А. Маркетинг в сфере услуг: Учебное пособие /
И.А. Скрынникова. - М.: Моек, ун-та, 2014. - 203 с.
30. Соловьев, Б.А. Маркетинг: Учебник. / Б. А. Соловьев. - М.: ИНФРА-М, 2017.-340 с.
31. Тимохина Т.Л. Организация административно-хозяйственной службы гостиницы: Учеб, пособие / Т.Л. Тимохина. - М.: Форум; ИНФРА-М, 2017. -254 с.
32. Тультаев, Т.А. Маркетинг услуг: Учебник / Т.А. Тультаев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 208 с.
33. Черняховская, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятия: теория и практика / Т. Н. Черняховская. - М.: Высшее образование, 2016.- 533 с.
34. Щепилова, Г.Г. Основы рекламы: Учебник для бакалавров / Г.Г. Щепилова, К.В. Щепилов. - М.: Юрайт, 2014.-521 с.
35. Янченко, В. Ф. Управление качеством в сфере услуг. Системнологический подход / В.Ф. Янченко. - СПб., 2014. - 396 с.
Электронные ресурсы
36. Левитас А. Журнал «Эффект-Консалтинг». Маркетинг PRO. - URL: http ://www. effektivno .ш/articles/article_64 .html
37. Нагапетьянц P. H. Журнал Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. Выпуск № 1 / том 8 / 2014. - URL: http://cyberleninka.rn/article/iLrazvitie-marketinga-v-sfere- uslug
Основные принципы маркетинга услуг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://memosales.ru/osnovi/osobennosti-prodvizheniya-uslug
39. Анализ расходов на рекламу [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.proreklamu.com/articles/all/28971-analiz-rashodov-na-
reklamu-i-provedenie-marketingovyh-meroprii ati j .html
40. Анкетолог. py. / К вопросу о роли спорта в жизни каждого из нас
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://iom.anketolog.ru/2017/04/10/skol-ko-rossiyan-zanimaetsya-sportom