ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1 Понятие и элементы комплекса маркетинга коммерческого предприятия 8
1.2 Механизм формирования комплекса маркетинга коммерческого
предприятия 18
1.3 Особенности анализа комплекса маркетинга коммерческого
предприятия 29
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА
КОММЕРЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «НАНОКОЛОР» 36
2.1. Организационно - экономическая характеристика деятельности
коммерческого предприятия ООО «НаноКолор» 36
2.2. Анализ комплекса маркетинга предприятия ООО «НаноКолор» 41
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА
ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «НАНО КОЛОР» 53
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию комплекса маркетинга
предприятия ООО «НаноКолор» 53
3.2. Экономическое обоснование рекомендаций по совершенствованию
комплекса маркетинга предприятия ООО «НаноКолор» 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
В условиях рыночной экономики для успешного функционирования его субъектов особое значение приобретают грамотные знания рынка, его составляющих, способность руководства применять инструменты воздействия на складывающуюся на нем ситуацию. Набор такого рода знаний и составляют основу маркетинга. Маркетинг - это своеобразный способ ведения успешного бизнеса в условиях рыночной экономики.
В настоящее время большинство компаний, так или иначе, вынуждены проводить маркетинговые исследования, так как информация, полученная при изучении рынка, может кардинальным образом повлиять на деятельность и развитие предприятия, сделать его конкурентоспособным среди подобных предприятий.
Понятие «маркетинг» раскрывается задачами, которые он решает. С момента возникновения маркетинга и до наших дней его понятие менялось в зависимости от изменений условий, производства и реализации товаров и услуг. В настоящее время маркетинг определяют как система организации всей деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров на основе комплексного анализа рынка, реальных нужд и потребностей клиентов с целью получения максимальной прибыли. Иными словами современная система маркетинга ставит производство товаров в зависимость от запросов потребителей. Установлено, что если производитель организует процесс производства товаров, не учитывая потребности и запросы клиентов, то такое производство не целесообразно. Такое расхождение вызывает затоваривание у производителя складских помещений, вызывает финансовые затруднения, так как ненужный товар не приносит прибыль для предприятия.
Маркетинговый анализ предполагает не только изучение рынка и потребителя, но и предполагает определение рынков предприятия и внешней среды маркетинга с целью выявления не только проблем, но и возможностей для предприятия. Эффективный маркетинговый анализ - это необходимое условие разработки планов маркетинговых мероприятий, а также способ повышения уровня конкурентных преимуществ предприятия.
Маркетинг также называют и видом управленческой деятельности, которая влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов и нужд потребителей, и направлено на удовлетворение. Важно помнить то, что производство и торговая компания, которые не изучали потребности и спрос покупателей, и производят то, чего хотят сами, не может быть успешным и востребованным покупателем. Именно неразрывная связь предприятия и покупательских предпочтений - залог успешности предприятия на рынке. Также и характер, масштабы производства - диктуются правилами маркетинга. Эффективное использование производственных мощностей, нового высокопроизводительного оборудования и прогрессивных технологий также зависит от маркетинга.
Итак, комплекс маркетинга - это набор определенных факторов, которые фирма может активно использовать для того, чтобы вызвать реакцию со стороны целевого рынка. Именно применение элементов комплекса маркетинга позволяет максимизировать все усилия на товаре, продвижении товаров, цена и место продажи товаров, причем элементы маркетинга должны применяться совместно друг с другом, так как именно комплекс маркетинга - это целенаправленная политика маркетинга, которые позволяют компаниям максимизировать свою прибыльность и конкурентоспособность.
Научный интерес к исследуемой теме повышения результативности бизнеса за счет применения комплекса маркетинга подтвержден широким освещением темы в научных исследованиях, публикациях ученых и авторов в периодической печати, в Интернет - ресурсах. Причем каждый год комплекс маркетинга как тема приобретает больше сторонников и данной технологией работы пользуются многие ведущие компании, в том числе и отечественные организации, которые ранее им не пользовались вовсе.
Данные вопросы изучаются в научных трудах таких зарубежных и отечественных ученых, как Д. Аакера, И. Адизеса, М. Альберта, И. Ансоффа, Я. Гордона, Р. Дафта, П. Дойля, П. Друкера, Д. Коллинза, Ф. Котлера, Ж. Ламбена, М. Мескона, Г. Минцберга, Ф. Олдкорна, М. Портера, Э. Райса, М. Рейнора, А. Сливотски, А. Стрикленда,П.Темпорала, А. Томпсона, Д. Траута, Ф. Хедоури, К. Уолша, Г. Хэмела, ,Г. Азоева, О. Анисимова, И. Беляевского, Р. Беста, О. Виханского, Е. Голубкова, Т. Гайденко, И. Гуркова, Э. Уткина, Г. Клейнера, А. Киселева, В. Лапидуса, И. Манна, В. Музыканта, A. Репьева, И. Синяевой , А. Челенкова, Р. Фатхутдинова, Т. Философовой, B. Шкардуна, Д. Ямпольской.
На практике компании обычно стремятся использовать обыденные, знакомые средства и инструменты маркетинга. Это и дешево и не рискованно, но все же со временем определенные инструменты и приемы маркетинга устаревают и требуют замены на новые, более действенные инструменты маркетинга. Компании также избегают стандартизации своего маркетингового комплекса и стремятся применять компромиссные варианты между стандартизацией и адаптацией модели 4 Р на международном рынке.
Выбор того или иного подхода в маркетинге зависит от множества факторов, среди которых - тип товара, социокультурные различия между национальной и зарубежной страной, которая действует на основании законодательства принимающей страны, а также организационная структура предприятия.
Стандартизация предполагает централизованное управление в компании (чаще всего в штаб-квартире), а адаптация означает делегировать значительную часть решений из головного офиса предприятия локальным менеджерам.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических и практических аспектов анализа комплекса маркетинга коммерческого предприятия ООО «НаноКолор» и разработка рекомендаций по его совершенствованию.
Задачи исследования:
а) раскрыть понятие и состав комплекса - маркетинга коммерческого предприятия;
б) обосновать модели комплекса маркетинга в современной теории;
в) рассмотреть особенности анализа комплекса маркетинга в коммерческой организации
г) провести характеристику предприятия ООО «НаноКолор»;
д) провести оценку комплекса маркетинга предприятия ООО «НаноКолор»;
е) раскрыть основные проблемы управления комплексом - маркетинга на предприятии ООО «НаноКолор»;
ж) предложить пути совершенствования маркетинговой политики предприятия ООО «НаноКолор»;
з) рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объект исследования - комплекс маркетинга ООО «НаноКолор».
Предмет исследования работы - особенности применения и управления комплекса - маркетинга на предприятии.
При исследовании данной темы были использованы труды таких авторов, как:Алексунин В.А., Годин А.М., Голубков Е.П., Данченок Л.А., Кнышовой Е.Н., Котлер Ф., Орлов А.И., Тихонов А.В. и многие другие.
Работа состоит из введения, в которой описана актуальность темы исследования, приведены цель и задачи работы, описаны труды авторов, которые занимались изучением данной темы.
В первой главе описаны теоретические вопросы комплекса маркетинга на предприятии, рассмотрены основные элементы комплекса маркетинга. Во второй главе описан комплекс маркетинга на примере ООО «НаноКолор», приведены положительные и негативные стороны маркетинговой деятельности предприятия. В третьей главе приведены рекомендации по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии ООО «НаноКолор».
В заключении приведены основные выводы по исследуемой теме.
Таким образом, нами проведен анализ комплекса маркетинга на предприятии ООО «НаноКолор». Главной особенностью ассортиментной политики магазинов ООО «НаноКолор» можно считать постоянное пополнение и изменение. Постоянство ассортимента также имеет место быть, так как часто употребляемый товар, который пользуется постоянным спросом у населения приносит предприятию большую прибыль.
По результатам АВС - анализа, наибольший объем продаж наблюдается такой группы ассортиментов, как - лаки и эмали, в группу А также входит аксессуары (кисточки, узоры, оформление и т.д.), в группу В вошли водоэмульсионные краски и термопластика, наименьший удельный вес получили порошкообразные краски, в сумме 310 тыс.руб.
На предприятии ООО «НаноКолор» применяется следующая методика ценообразования. Калькулируются все затраты, связанные с данным товаром: закупочная цена, торговые расходы (издержки обращения), внереализационные расходы и НДС. Затем, исходя из нормы прибыли, устанавливается цена продажи. Норма прибыли устанавливается директором на основе:
а) некоторых данных о норме прибыли на других торговых предприятиях, торгующих аналогичной продукцией;
б) данных о норме прибыли в ООО «НаноКолор» по аналогичной продукции с корректировкой этой нормы прибыли, учитывая продажи данной продукции;
в) данных маркетинговых исследований;
г) на основе собственной интуиции директора.
Также имеют место некоторые элементы позиционирования и активного воздействия на ощущаемую потребителем ценность товара.
В ходе анализа установлено, что ООО «НаноКолор» имеет ценовое преимущество перед конкурентами по двум группам товаров, это - лаки и водоэмульсионные краски, самые высокие цены на группы исследуемых товаров наблюдается у компании ООО «Сатурн - Строй». Но цена как известно зависит от многих факторов, таких как: производитель, состав, цена закупки от поставщика, условия поставки и т.д.
Что касается рекламной кампании на данном предприятии, то руководство и работники стремятся разнообразить каналы и содержание самой рекламы. Реклама на предприятии требует немалого количества работы и суммы, которая тратится на выпуск газет компании, брошюр, рекламных листовок и оплаты источникам СМИ за поданное объявление ООО «НаноКолор». Преимущественно на предприятии используется такие виды способы передачи рекламы, как:
а) реклама на радио, преимущественно местная радиокомпания;
б) реклама в печатных изданиях.
Для сбора первичной информации по комплексу маркетинга компании ООО «НаноКолор» был использован метод опроса в виде анкетирования.
Анкетирование потребителей строительной продукции реализуемой компанией ООО «НаноКолор» было проведено среди клиентов компании. Выборка составила: 50 респондентов, которыми стали покупатели магазина.
По результатам проведенного опроса можно отметить ряд выводов.
Клиенты магазина ООО «НаноКолор» оценивают ассортимент представленного в магазине товара как хороший (39%), 12% как отличный.
В отношении качества товаров покупатели ООО «НаноКолор» высказались в пользу хорошего качества (37 человек), 23 оценили качество товара ниже 3 балла и ниже 3 баллов.
Уровень цен в магазине ООО «НаноКолор» устраивает большинство респондентов. В большинстве они сказали, что уровень цен достаточно низкий 32, а 18 опрошенных сказали, что цены высокие.
В отношении сайта компании у клиентов, среди которых проводился опрос, были высказаны самые отрицательные мнения. Так, 54% опрошенных высказались отрицательно в отношении сайта компании, 32% удовлетворительно и только 14% довольны им.
В отношении рекламы магазина ООО «НаноКолор» респонденты в большинстве случаев высказались отрицательно 73%, 15% удовлетворительно и только 12% положительно.
Расположение ООО «НаноКолор» не удовлетворяет половину опрошенных респондентов, так как оно находится в черте города, и добраться до предприятия без собственных автомобилей проблематично.
Быстро нашли магазин 17 респондентов, долго искали 33 респондента, но наличие навигатора делали поиск быстрым и легким.
Исходя из проведенного нами анализа элементов комплекса маркетинга по модели “4Р” нами было выявлено, что элемент продвижение получил наименьший балл, в связи с этим были предложены следующие мероприятия по повышению эффективности данного элемента.
Наиболее весомые проблемы следующие: отсутствие системы скидок. Для решения данной проблемы нами предложено разработка системы скидок с предоставление различных процентов при наборе товаров на определенные суммы.
Так как некоторые товары покупателю приходится привозить из-за города, то возникает необходимость создания Интернет - магазина, при помощи которого местонахождение организации для клиента особой разницы не носит. Клиент может сформировать свой заказ непосредственно в сети Интернет и заказать доставку товара до дома или до офиса. Затраты на создание Интернет - магазина по расчетам составили - 336, 7 тыс.руб.
Так же, для повышения эффективности рекламной деятельности в ООО «НаноКолор» необходимо внедрить новую рекламную политику.
Компания ООО «НаноКолор» самостоятельно может осуществлять рекламную деятельность: разрабатывать, планировать, корректировать и проводить оценку эффективности рекламной кампании. Такой формат работы позволит сэкономить на издержках, таких как: трудовые ресурсы, финансовые затраты, материальные ресурсы, информационная поддержка. Затраты составят - 423,78 тыс.руб.
Неэффективная работы в сети Интернет, вызванная неинформативным сайтом компании. Данную проблему можно решить при помощи обучения некоторых сотрудников компании маркетингу в сети Интернет. Если нанимать для этого специалиста ИТ, то его содержание в месяц составит порядка 30 000 руб., а обучение персонала, в частности одного менеджера и дизайнера позволит сэкономить руководству на затратах. Затраты на внедрение данного мероприятия составят - 197 тыс.руб.
Нами был произведен расчет суммарного годового экономического эффекта, который предположительно составил 1318, 9 тыс.руб.
Экономический эффект будет равен - 128,86 %. Данный показатель является хорошим значением при расчете эффективности предложенных мероприятий.
1) Аракелова И.В. Причины и условия институционализации партнерских отношений в малом и микробизнесе / Аракелова И.В. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Социально-экономические науки и искусство». - 2013. - 259 с.
2) Бабенко А.А. Анализ различных методов оценки потребительской лояльности // Вопросы экономики и управления. - 2016. - 301 с.
3) Бланк И.А., Торговый менеджмент.- 2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Эльга: Ника-Центр, 2016.- 780 с.
4) Брагин Л.А. Организация и управление торговым предприятием: учеб.для вузов / под ред. Л.А.Брагина, Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 303 с.
5) Бунеева Р.И. Коммерческая деятельность: организация и
управление.Учебник. - Ростов н/Д: Феникс - 2013. - 365с.
6) Вельхофф А. Мерчендайзинг. Эффективные инструменты и управлениетоварными категориями. /А. Вельхофф, Ж.Э. Масон. - М.: И. Д Гребенникова, 2014 - 260с.
7) Вертоградов В.Н. Управление продажами / В. Вертоградов. - М.: Олма-Прессинвест, 2013 - 128с.
8) Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних
спец. уч. заведений.-5-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательско книготорговый центр «Маркетинг», 2015.- 408с.
9) Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс / Е.П. Голубков - М.: Юрайт, 2016. - 248 с.
10) . Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для студентоввысших учебных заведений / Л. П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2014 - 593 с
11) Дихтль, Е.; Хершген, Х. Практический маркетинг; М.: Высшая школа, 2013. - 255 с.
12) Джоан Магретта. Ключевые идеи. Майкл Портер — М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013. - 272 с.
13) Завьялов, П.С.; Демидов, В.Е. Формула успеха: маркетинг; М.: Международные отношения, 2013. - 416 с.
14) Зырянов А. В., Коммерческая посредническая деятельность на товарном рынке: учебное пособие; под. ред, А.В. Зырянова. - Екатеринбург, 2013 - 416с.
15) Латынцев А.В. Расчет убытков в коммерческой деятельности /А.В. Латынцев, О.В. Латынцева. - М.: Декс-гаига, 2011.- 238 с.
16) Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ
хозяйственнойдеятельностипредприятия: Учебник. - М.: Проспект, 2014 - 320с.
17) Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, В. Вонг, Дж. Сондерс. - 5-е европейское издание. - М.: ИД Вильямс, 2016.752 с.
18) Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / Л.И.Кравченко. - М.: Новое знание, 2013.- 544 с.
19) Кузнецов К.С. Конкурентные закупки: торги, тендеры, конкурсы / К.Кузнецов. - СПб:Питер, 2013 .-368с.
20) Малышев А.А., Ткаченко А.А. Влияние эмоциональных стимулов наповедение потребителей // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2015. - № 2. - с. 119.
21) Миротин Л.Б. Логистика: обслуживание потребителей / Л.Б. Миротин,М.Э. Ташбаев A.T. Касенов. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 190 с.
22) Молчанова Н.Н. Маркетинг инноваций : учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ.ред. Н.Н. Молчанова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. - 528 с.
23) Никишин В.В. Маркетинг розничной торговли. Теория и методология /В.В. Никишин. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2014. - 210с.
24) Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. - М.: «Маркетинг», 2014. - 390 с.
25) Платонов В.Н. Организация торговли: учеб.пособие для вузов / В.Н. Платонов. - Мн.: БГЭУ, 2016. - 287 с.
26) Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИНФРА-М., 2014. - 489 с.
27) Секерин В.Д. Инновационный маркетинг: Учебник/Секерин В. Д. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 237 с.
28) Скобелев Р.М. Повышение эффективности деятельности предприятия малого бизнеса с использованием маркетинговых инноваций/ диссканд.экон. наук, 2009. - 145 с.
29) Снегирева, В. Розничный магазин. Управление ассортиментом потоварным категориям - СПб.: Питер, 2013. - 416 с.
30) Стивен Силбигер. МВА за 10 дней: Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира. — М.: Альпина Паблишер, 2014. - 390 с.
31) Тётушкин В.А. Маркетинг и качество в сервисе: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению 43.03.01 (100100.62) «Сервис» / Тётушкин В. А. - Тамбов :Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. - 127 с.
32) Шальнова О.А. Технологии формирования потребительской лояльности в розничной торговле: Монография / О.А. Шальнова, М.В. Зинцова, Н.В. Ребрикова; под ред. Шальновой О.А. - М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. - 107 с.
33) Шаховская Л.С. Общественные ресурсы экономического развития: потенциал общества или потенциал бизнеса? / Л.С. Шаховская, И.В. Аракелова // Известия ВолгГТУ. Серия "Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)". Вып. 12 :межвуз. сб. науч. ст. / ВолгГТУ. - Волгоград, 2013. - № 14.
34) Шаховская Л.С. Программы лояльности как форма социальной ответственности бизнеса перед обществом: монография / Шаховская Л.С., Морозова И.А., Джин-джолия А.Ф., Решетникова И.И., Аракелова И.В., Сергеев А.А.; ВолгГТУ. - Волгоград, 2014. - 132 с.
35) Шуклина З.Н. Инерция и динамика социально-экономической ценности клиента в холистическом маркетинге инноваций // коллективная монография «Социальное-экономическое развитие на современном этапе: проблемы и направления». - М.: «Перо», Научно-издательский центр «Апробация», 2015.-160с.
Электронные ресурсы
36) Исследовано в России [Электронный ресурс]: многопредмет. науч. журн. / Воронежский Гос. университет. - Электрон.журн. - ВГУ, 2014. - Режим доступа: http://www.vestnik.vsu.ru/content/econ/index_ru.asp.
37) Категорийныймерчендайзинг - ничего сложного! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.retail.ru/articles/73699/
38) .Макашов Д. Мерчендайзинг. Искусство сбыта товара
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hr-
portal.ru/article/merchandayzing-iskusstvo-sbytatovara.
39) Миллер Т. Мерчендайзинг как метод продвижения товара. -
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
prclub.com/assets/files/pr_lib/pr_root/Mil-Merch.doc.
40) Сидоров Д.В. Энциклопедия маркетинга. - [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http: //www.marketing .spb.ru/libmm/btl/merchandising_effectivene s s. htm? printv ersion.