Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИМЕНЕНИЕ СЕТЕВЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ в УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВУЗЕ

Работа №29264

Тип работы

Диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы196
Год сдачи2004
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
382
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение ............................................. 4
1 Научно-методические основы разработки и использования
учебно-методических комплексов ...................... 17
1.1 Учебно-методический комплекс как часть современной
образовательной среды .............................. 17
1.1.1 Современный этап информатизации образования.
Информационно-образовательные среды............... 17
1.1.2 Программно-методическое обеспечение
информационно-образовательной среды. Учебнометодические комплексы............................ 22
1.2 Психолого-педагогические основы проектирования и
использования сетевых учебно-методических комплексов38
1.2.1 Общедидактические принципы разработки учебнометодических комплексов........................... 40
1.2.2 Научно-методические принципы проектирования
учебно-методических комплексов.................... 51
1.2.3 Использование сетевых учебно-методических
комплексов в вузе................................. 71
Выводы к первой главе ............................... 82
2. Разработка и реализация модели сетевого учебнометодического комплекса «Основы Интернет-технологий» 83
2.1 Анализ имеющихся учебно-методических комплексов по
инфокоммуникационным технологиям. .................. 87
2.1.1 Учебно-методический комплекс дистанционного
обучения по дисциплине: "Мировые информационные
ресурсы и сети. Корпоративные информационные системы
в образовании" ("Информсреда в образовании")...... 873
2.1.2 Учебно-методический комплекс «Интернеттехнологии – образованию»......................... 92
2.2 Модель сетевого учебно-методического комплекса
«Основы Интернет-технологий» ....................... 99
2.2.1 Этапы создания сетевого учебно-методического
комплекса «Основы Интернет-технологий»............ 99
2.2.2 Общее описание системы сетевого учебнометодического комплекса «Основы Интернеттехнологий». Модель сетевого учебно-методического
комплекса «Основы Интернет-технологий»........... 112
2.2.3 Основные компоненты системы и их
взаимодействие................................... 125
2.2.4 Методическое обеспечение сетевого учебнометодического комплекса - модель освоения учебного
материала........................................ 132
2.2.5 Педагогический эксперимент................. 137
Выводы ко второй главе ............................. 154
Заключение ......................................... 155
Список использованной литературы. .................. 158
Приложения ......................................... 181

Актуальность и постановка проблемы исследования
Информатизация системы образования, связанная с
развитием единого образовательного пространства,
выходит на уровень создания и эффективного
использования образовательных информационных ресурсов.
Под ними понимается совокупность образовательных
материалов и средств доступа к ним, снабженная
методикой по их использованию в учебном процессе. В
этот комплекс могут входить рабочие программы, перечни
вопросов, тем, глоссарии, конспекты лекций, вопросы для
самопроверки и проверки, образцы решений, творческих
работ учащихся, методические материалы, рекомендации,
инструкции и т.д.
В настоящее время считается неэффективным заниматься
разработкой информационных ресурсов для каждой
дисциплины с нуля. Наличие огромного числа
образовательных компьютерных курсов и программ
освобождает преподавателя от необходимости создания
электронного курса по дисциплине собственными силами,
однако, ставит проблему поиска такого готового ресурса
и разработки методики его применения.
Использование готовых информационных ресурсов в
учебном процессе позволяет студенту получить
расширенную информацию по изучаемому предмету,
увеличивает его образовательный потенциал, обеспечивает
возможность получения непрерывного образования.
Трудно предположить, что, будет существовать такой
образовательный ресурс, содержание которого будет
полностью соответствовать целям и задачам дисциплины,5
уровню аудитории, технической оснащенности класса и
т.д. Таким образом, задача преподавателя сводится к
отбору и комбинированию имеющихся «образовательных
модулей» – фрагментов готовых электронных программ,
которые могут использоваться в преподавании отдельной
дисциплины.
На этой стадии наибольшую сложность представляет
отсутствие упорядоченной информации о наличии
образовательных ресурсов по дисциплине –
структурированного каталога, доступного всем
преподавателям, единой сети электронных хранилищ
учебных материалов, организованных на уровне вузов,
регионов и т.д. Успешное решение этой задачи позволит
преподавателю получить доступ к уже готовым модулям
учебных дисциплин, которые могут быть использованы при
конструировании других курсов и адаптированию имеющихся
материалов к специфическим нуждам преподавателей и
студентов.
Модульность образовательных ресурсов позволяет
обеспечить дифференциацию и индивидуализацию учебного
процесса, гарантирует открытость структуры ресурса и
возможность дальнейшего расширения его содкржания.
Такой модульный подход к созданию образовательных
ресурсов стал особенно актуальным в связи с появлением
сетевых учебно-методических комплексов. Они
представляют собой новый качественный уровень
использования телекоммуникаций в образовании и
позволяют организовать учебный процесс на основе
информационно-образовательных ресурсов, находящихся не
только в распоряжении вуза, но также размещенных в6
глобальных сетях. Особенностью сетевых учебнометодических комплексов является, с одной стороны, их
универсальность, гибкость, вариативность (на уровне
дисциплины), а с другой стороны, детализация,
содержательная завершенность (на уровне модуля).
Переход к использованию сетевых учебно-методических
комплексов в подготовке специалистов позволяет повысить
качество образовательного процесса, производительность
труда преподавателя, снизить зависимость качества
обучения от уровня квалификации преподавателя.
Таким образом, актуальность проведенного исследования
заключается в том, что нами рассмотрены современные
подходы к построению учебного процесса на основе
использования сетевых учебно-методических комплексов, а
также проведен анализ методики их проектирования и
использования в вузе.
Проблема исследования заключается в том, чтобы
определить, позволит ли использование сетевых учебнометодических комплексов повысить качество
профессиональной подготовки специалистов в вузе.
Методологические основы психолого-педагогического
аспекта использования сетевых компьютерных технологий в
образовании заложены в работах А.Г. Асмолова, В.П.
Беспалько, А.Я. Ваграменко, Ю.М. Горвица, К.К. Колина,
В.В. Лаптева, М.П. Лапчика, Е.И. Машбица, B.C.
Меськова, И.А. Мизина, А.Б. Орлова, Е.Н. Пасхина, Е.С.
Полат, И.В. Роберт, Н.С. Розова, В.А. Сластенина, В.Л.
Ускова, Н.Г. Ярошенко
Использованию компьютерных учебно-методических
комплексов посвящены работы Н.А. Аминова, М.Н.7
Берулавы, Ю.С. Брановского, С.Г. Григорьева, Ш.М.
Калановой, В.С. Леднева, А.В. Могилева, Н.И. Пака, Ю.А.
Первина, Л.С. Подымовой, В.И. Пугача, И.А. Румянцева,
В. Н. Сафроновой, А. Н. Тихонова, А.Ю. Уварова, С.С.
Фомина, О.А. Филатова, А.В. Хорошилова, Н.С. Чвановой.
Работы этих авторов явились научно-теоретической
базой нашего исследования. Методологической основой
работы послужили исследования В.А. Сластенина, В.Л.
Ускова, Н.Г. Ярошенко, Дж. Глас, О.А.Ильченко, Н.А.
Савельев.
Цель исследования состоит в выявлении психологопедагогических основ проектирования и использования
сетевых учебно-методических комплексов в учебном
процессе и разработке модели их применения в
профессиональной подготовке студентов.
Объект исследования – система профессиональной
подготовки специалистов в условиях формирующегося
единого информационно-образовательного пространства,
реализуемого на основе применения современных
инфокоммуникационных технологий.
Предмет исследования – использование сетевых учебнометодических комплексов в профессиональной подготовке
студентов.
В основу диссертационного исследования положена
гипотеза, согласно которой организация доступа к
образовательным информационным ресурсам на базе
современных сетевых учебно-методических комплексов
позволяет повысить качество подготовки специалистов в
вузе.8
Исходя из гипотезы были поставлены следующие задачи
исследования:
– рассмотреть учебно-методическое наполнение
современных информационно-образовательных комплексов и
определить место сетевых учебно-методических комплексов
в учебном процессе;
– сформулировать определение «сетевой учебнометодический комплекс» и проанализировать различные
подходы к созданию и использованию этого понятия в
учебном процессе;
– проанализировать психолого-педагогические основы
проектирования и использования сетевых учебнометодических комплексов в учебном процессе;
– спроектировать модель сетевого учебно-методического
комплекса и разработать методику его использования в
профессиональной подготовке специалистов;
– провести педагогический эксперимент, подтверждающий
правильность гипотезы диссертационного исследования.
Для достижения цели исследования, проверки гипотезы и
решения поставленных выше задач были использованы
следующие методы исследования: анализ материалов по
информатизации образования, использованию
телекоммуникаций в организации учебного процесса;
наблюдение за ходом образовательного процесса, за
деятельностью студентов; беседы с преподавателями,
анкетирование и тестирование студентов; моделирование
учебного процесса; математические методы обработки
результатов педагогического исследования; метод
групповых экспертных оценок; анализ и обобщение
экспериментальной работы.9
Исследования проводились с 1999 по 2004 год и
состояло из нескольких этапов:
На первом этапе (1999-2001 гг.) осуществлялось
теоретическое изучение проблемы создания и
использования информационно-образовательных ресурсов в
учебном процессе, вопросов повышения качества и
открытости образования студентов на основе
использования телекоммуникационных технологий;
На втором этапе (2001-2003 гг.) формировались
научно-методические основы использования компьютерных
учебно-методических комплексов в вузе, анализировались
различные методы их использования в учебном процессе,
проектировалась модель сетевого учебно-методического
комплекса и методическая база для его использования в
профессиональной подготовке студентов;
На третьем этапе (2003-2004 гг.) проводились
апробация спроектированной модели сетевого учебнометодического комплекса в учебном процессе и
педагогический эксперимент, осуществлялся анализ и
обобщение полученных результатов, формулировались и
уточнялись основные теоретические и экспериментальные
выводы и практические рекомендации.
Научная новизна исследования заключается в том, что
нами были рассмотрены научно-методические основы
проектирования и использования сетевых учебнометодических комплексов в профессиональной подготовке
студентов, разработана и реализована модель их
использования в учебном процессе в вузе для
профессиональной подготовке специалистов.10
Теоретическая значимость результатов исследования
состоит в следующем:
– дано определение понятия сетевого учебнометодического комплекса;
– выделена научно-методическая база создания и
использования сетевых учебно-методических комплексов в
вузе;
– разработана модель использования сетевых учебнометодических комплексов для профессиональной подготовки
специалистов.
Данная модель реализована в рамках сетевого учебнометодического комплекса «Основы Интернет-технологии»,
нами также создано его методическое обеспечение. В этом
и заключается практическая значимость результатов
исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие единого информационного образовательного
пространства предоставляет возможность
беспрепятственного обращения к любому источнику
информации. Такая открытость и доступность образования
обусловлена широким использованием в качестве
транспортной среды сетевых технологий.
Рассмотренные в работе научно-педагогические основы
использования возможностей телекоммуникаций в
профессиональной подготовке специалистов позволили
автору разработать модель сетевого учебно-методического
комплекса. В представленном исследовании была
поставлена цель выделить научно-методическую базу
создания и использования сетевых учебно-методических
комплексов в вузе, разработать модель использования
сетевых учебно-методических комплексов для
профессиональной подготовки специалистов.
Нами были проанализированы состояние и перспективы
развития современного российского образования в аспекте
формирования единого информационного образовательного
пространства, выделены научно-методические основы
использования сетевых учебно-методических комплексов
для повышения качества образовательного процесса, в
частности, значительное внимание уделено Интернеттехнологиям.
Проведенный педагогический эксперимент убедительно
показал положительное влияние на качество обучения
педагогических возможностей инфокоммуникационных
технологий.156
Таким образом, в ходе исследования были сделаны
следующие выводы:
1. Сетевые учебно-методические комплексы
представляют собой новое средство обучения, обладающее
специфическими характеристиками (открытой
архитектоникой; структурированностью и целостностью;
нелинейностью информационных структур,
многоуровневым представлением учебного материала и
т.д.)
– 2. Проведенный анализ существующих сетевых
учебно-методических комплексов показывает, что
состояние и уровень учебно-методических комплексов
характеризуется неполнотой учебно-методического
обеспечения; разрозненностью создания и использования
составных компонентов; нецелостностью и т.д..
3. Построение сетевого учебно-методического
комплекса должно начинаться с проектирования
организации учебного процесса – системы, имеющей
модульный характер, полностью описывающей дидактический
процесс обучения. Такая организация комплекса дает
возможность использовать его студентам и
преподавателям, не имеющим специальной подготовки.
4. Основным носителем учебной информации в сетевом
учебно-методическом комплексе является учебный модуль –
законченный учебно-методический блок, состоящий из
более мелких структурных элементов – учебных элементов.
Учебные элементы подразделяются в соответствии с их
функциональным назначением: введение в тему, основное
содержание, тезаурус, контроль и т.д.157
5. Вложенная организация сетевых учебнометодических комплексов как совокупности модулей
позволяет адаптировать их к специфическим нуждам
студентов и преподавателей, обеспечивает
многоуровневость и целостность представления материала,
интеграцию различных методических форм организации
учебного процесса и т.д.
6. Результаты педагогического эксперимента
доказательно проиллюстрировали тот факт, что
использование сетевого учебно-методического комплекса
позволяет создать условия для более качественной
подготовки специалистов в вузе, более эффективного
использования инфокоммуникационных технологий в
образовании.
Таким образом, положительные результаты, полученные
в ходе нашего исследования, позволяют заключить, что
разработанная модель сетевого учебно-методического
комплекса повышает качество профессиональной подготовки
будущих специалистов, позволяет структурировать и
систематизировать учебный материал, развивает
продуктивную мыслительную деятельность студентов,
повышает мотивацию, обеспечивает готовность к
использованию новейших коммуникационных технологий в
учебной и профессиональной деятельности.


Burge E. Learning in Computer Conferenced Contexts:
The Learners Perspectives// Journal of Distance
Education, 1994, v. IX, N 1, p.p. 19-43.
2.Davie L. E., Inskip R.Fantasy and Structure in
Computer Mediated Courses// Journal of Distance
Education, 1992, No. 2,p.p. 31-50.
3.Wells R. Computer - Mediated Communication for
Distance Education: An International Review of
Desigh, Teaching and Institutional Issue
//Опубликовано 31.05.95 в телеконференции iuccmc@europa.umuc.edu
4.Wilson J., Mosher D. The Prototype of the Virtual
Classroom// Journal of Instructional Delivery
Systems, 1994, Summer, p.p. 28-33
5.Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля
знаний. М., 1994. - 135 с.
6.Алексеев О.Г., Володость И.Ф., Бабаев А.А.
Организация и проведение занятий с применением
моделированных на ЭВМ учебных заданий.- Л: ВИАЛКА,
1977. - 13 с.
7.Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С., Преподавательские
кадры: состояние и проблемы профессиональной
компетентности. - М., 1994. - 44 с. - (Содержание,
формы и методы обучения в высшей школе: Обзор.
информ. / НИИВО; Вып.2).
8.Аллан Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. -
М. Педагогика: Пресс, 1993.159
9.Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Н.
Психодиагностика педагогических способностей. - М.,
1994.
10. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. и др. Основы
применения информационных технологий в учебном
процессе военных вузов: научно-методический
сборник. – М.: ВУ, 1996. - 103 с.
11. Андреев Г.П. Компьютеризация процесса обучения
в ввузе: проблемы, тенденции, перспективы. – М.:
ВПА, 1990. - 48 с.
12. Андреев Г.П. Некоторые проблемы компьютеризации
учебного процесса в вузах // Военная мысль. - 1995.
–№ 9. - С. 63-69.
13. Анисимов П.Ф., Коломенская А.Л. Среднее
профессиональное образование в России в 1996 году
(статистические сведения). М., 1997.
14. Апатова Н.В. Влияние информационных технологий
на содержание и методы обучения в средней школе.
Диссертация д-ра пед. наук. - М., 1994. - 217 с.
15. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология
и конструирование миров. - М.: Изд-во "Институт
практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК",
1996. - 768 с.
16. Афанасьев В.Г. Социальная информация.- М.,
1994.
17. Барашков П.Н., Житницкий М.И., Захаров М.А.
Интенсификация учебно-воспитательного процесса в
вузе. - Л.: ВАС им. С. М. Буденного, 1990. - 212 с.160
18. Белозерцев Е.П. Русское образование: уроки
истории, идеи и принципы - Народное образование //
Alma-mater, 1994, N 566, с. 13-16.
19. Белошапка В. К. Информационное моделирование в
примерах и задачах. - Омск, 1992. - 163 с.
20. Беляева Г.Ю, «Педагогическая характеристика
образовательной среды в различных типах
образовательных учреждений» М.: Изд-во ИОСО РАО,
1999. - 110 с.
21. Берулава М.Н. Интеграция содержания
образования. - М.: "Совершенство", 1998. - 192 с.
22. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные
технологии обучения. - М., 1995. - 336 с.
23. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической
технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
24. Беспалько.В.П., Татур Ю.Г. Системнометодическое обеспечение учебно-воспитательного
процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая
школа, 1989. - 143 с.
25. Бешенков С.А., Гейн А.Г., Григорьев С.Г.
Информатика и информационные технологии. Учеб.
пособие для гуманит. ф-тов пед. вузов. -
Екатеринбург, УралГПУ, 1995. - 144 с.
26. Бешенков С.А., Григорьев С.Г. Информатика.
Учеб. пособ. для гимназий и лицеев гуманит.
ориентации. - М., 1993. - 87 с.
27. Бешенков С.А., Лыскова В.Ю., Ракитина Е.А.
Информация и информационные процессы. - Омск: Издво ОмГПУ, 1999. - 85 с.161
28. Бим-Бад Б.М. Антропологическое обоснование
теории и практики образования // Педагогика, 1994,
№ 5. С. 3-11.
29. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в
контексте социализации // Педагогика, 1996, №1. С.
3-8.
30. БИРКГОФ Г., БАРТИ Т. Современная прикладная
алгебра. Пер. с английского Ю.М.Монина, М., Мир,
1976
31. Богданова Д.А., Федосеев А.А. Возможности
использования сетевых технологий в образовании / В
кн. Системы и средства информатики. Вып. 8. - М.:
Наука. Физматлит, 1996. - С. 132-144.
32. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма
личностно-ориентированного образования //
Педагогика, 1997, №4. С. 11-17.
33. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А., Петрунько
А.В. Кибернетический подход к информационным
технологиям в непрерывном образовании // В кн.
Подготовка специалиста в области образования
(структура и содержание). - СПб.: Изд-во РГПУ,
1994.
34. Брановский Ю.С. Введение в педагогическую
информатику. Учеб. пособие. - Ставрополь: СГПИ,
1994. - 37 с.
35. Брановский Ю.С. Методическая система обучения
предметам в области информатики студентов нефизикоматематических специальностей в структуре
многоуровневого педагогического образования.162
36. Булгаков М.В., Пушкин А.Е., Фокин С.С.
Технологические аспекты создания компьютерных
обучающих программ. В кн. Компьютерные технологии в
высшем образовании /Ред.кол.: А.Н.Тихонов,
В.А.Садовничий и др.-М.: Изд. МГУ, 1994. - С. 147-
152.
37. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей
школе: Контекстный подход. - М., 1991.
38. Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанов О.П.
Образование в эпоху новых информационных
технологий. Методологические аспекты. М., 1995.-220
c.
39. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под
ред. Давыдова В.В. М.: Педагогика, 1991. – 479с.
40. Высшая школа России: научные исследования и
передовой опыт. - М., 1994. - 52 с. -
(Информационно-аналитический сборник / НИИВО; Вып.
5-6).
41. Высшая школа России: научные исследования и
передовой опыт. - М., 1995. - 38 с. -
(Информационно-аналитический сборник / НИИВО; Вып.
12).
42. Высшее и среднее профессиональное образование в
Россий-ской Федерации. Статистический сборник /
Сост. А.А. Воронин, В.Е.Яценко. / М.: НИИВО, 1996.
43. Гайдукевич Л.М. Организация экологического
образования и воспитания студенческой молодежи. //

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ