Колониальная политика фашистской Италии (1922-1935 гг.)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА Г ПРЕДПОСЫЛКИ ФАШИСТСКОГО КОЛОНИАЛИЗМА 27
1.1 Направления внешней политики Итальянского королевства в дофашистский период 27
1.2. Идейно-политические основы фашистского режима в вопросе международных отношений 38
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА ИТАЛИИ В КОНТЕКСТЕ СОБЫТИЙ 20-30-Х ЕЕ. XX В 50
2.1. Колонии в системе взглядов Б. Муссолини и структуре Итальянского
королевства 50
2.2. Влияние внешнеполитической ситуации на изменение итальянской
колониальной политики 63
ГЛАВА 3. ПЕРЕХОД К РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ MARE NOSTRUM («НАШЕ МОРЕ») 77
3.1. Разворот к агрессивному курсу 77
3.2. «Эфиопская проблема» и её решение 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА Г ПРЕДПОСЫЛКИ ФАШИСТСКОГО КОЛОНИАЛИЗМА 27
1.1 Направления внешней политики Итальянского королевства в дофашистский период 27
1.2. Идейно-политические основы фашистского режима в вопросе международных отношений 38
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОГО КУРСА ИТАЛИИ В КОНТЕКСТЕ СОБЫТИЙ 20-30-Х ЕЕ. XX В 50
2.1. Колонии в системе взглядов Б. Муссолини и структуре Итальянского
королевства 50
2.2. Влияние внешнеполитической ситуации на изменение итальянской
колониальной политики 63
ГЛАВА 3. ПЕРЕХОД К РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ MARE NOSTRUM («НАШЕ МОРЕ») 77
3.1. Разворот к агрессивному курсу 77
3.2. «Эфиопская проблема» и её решение 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. С момента прихода итальянского фашизма к власти прошло более 95 лет. В конце Первой мировой войны на исторической арене появились две альтернативы капиталистической системе: коммунизм и фашизм, изначально враждебные, как классическому капитализму, так и друг другу. Оба течения появились на волне кризиса либерализма, и оба активно критиковали его. Процессы секуляризации в новых тоталитарных государств создали «новых богов»: нацию, расу, коммунизм. При этом всё очевиднее было усиление иррационализма. Всё это не могло не породить глубоких международных противоречий. И не только на идеологической почве: свою роль играли и никуда не девшийся ревизионизм «опоздавших» к колониальному разделу европейских государств (в том числе, Италии); и Версальско-Вашингтонская система, не только не смягчавшая, но и подогревавшая реваншизм; и одновременный апофеоз и кризис империализма, когда с одной стороны большая часть планеты была разделена ведущими державами, а с другой - всё сильнее становилось национальноосвободительное движение. Результатом стала новая мировая война, гораздо более страшная, чем предыдущая, если их вообще можно сравнивать.
Всё это делает межвоенный период одним из самых востребованных и актуальных периодов для историков-исследователей. Не одно поколение историков ломало копья в спорах, отстаивая свои взгляды и концепции, идеологемы и постулаты, зачастую в корне противоречащие друг другу. Противоречивости событий тех лет и их оценок способствовала вполне конкретная историческая обстановка, порождавшая и порождающая определённые политические ориентации и идеологическую ангажированность. Ведь, несмотря на определённую эволюцию международной системы и появление новых принципов дипломатии, современная международная обстановка и методы внешней политики нынешних государств во многом напоминают аналогичные в межвоенный период.
Однако не только эти аспекты данной эпохи волнуют умы современных гуманитарных исследователей. Ведь фашизм и его колониальная политика имели свои причины и последствия. Так, формирование фашистами границ итальянской колонии в Ливии в 70-х гг. привело к ливийско-чадскому конфликту из-за приграничной полосы Аузу. Сомали, остававшееся разделённым до получения независимости, сегодня является одним из самых нестабильных регионов, находящемся фактически в состоянии перманентного кризиса. Захват Эфиопии в 1935 г. в эпоху правления императора (негуса) Хайле Селассие I (раса Тафари) имел большое значение для движения панафриканизма. После деколонизации Эфиопия также погрузилась в череду гражданских войн и переворотов, и в 1993 г. от неё отделилась третья восточноафриканская колония Италии - Эритрея. Согласно данным Human Rights Watch за 2006 г. её правительство было признано одним из самых худших в мире. Корни этих проблем в значительной степени лежат в политике «разделяй и властвуй» итальянского колониализма, перекраивавшего традиционные ареалы жизни местного населения и стравливавшего различные этнические и религиозные группы.
Всё это делает исследование феномена фашистского колониализма актуальным. Нельзя забывать об ошибках прошлого, чтобы трагедии, «малые» и «большие» больше не повторялись.
Научная значимость работы. При постановке вопроса о итальянской внешней и колониальной политике межвоенного периода неизбежно встаёт проблема её специфичности на фоне английской, немецкой, французской или японской, каждая из которых, на первый взгляд, имела большее значение в контексте событий первой половины XX в. Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что, во-первых, в этой ситуации речь идёт об особом типе государства, отличавшемся даже от «близкого по духу» немецкого национал- социалистического строя. Во-вторых, нужно понимать масштаб, географине- ское положение и непростую историю формирования заморских владений Италии: не самые богатые земли, доставшиеся в ходе завершения раздела Африки, великодержавные поиски молодого государства, находившие отражение в «римском мифе», «урезанная» победа в Первой мировой войне. В- третьих, фашистская Италия остаётся одним из самых неоднозначных действовавших лиц в деле ревизии положений Версаля и Вашингтона. И не потому, что, в конце концов, начала решать этот вопрос через антиэфиопскую (1934-1937 гг.) и последующие агрессивные кампании, а потому что долгое время оставалась в глазах союзников своеобразным «шумным» гарантом Лиги Наций и её международных принципов. И действительно, несмотря на нередкие демарши, больше десяти лет фашистские дипломаты добивались удовлетворения своих «естественных колониальных требований» в рамках этой международной организации и путём переговоров с Великобританией и Францией. На этом основании В. И. Михайленко делает вывод о том, что до прихода к власти нацистов в Германии, фашистский режим не выходил за рамки Версальской системы, оставаясь одним из гарантов Лиги.
Но не всё так просто. Уже будучи членом Лиги, Италия в 1923 г. атаковала греческий о. Корфу, нарушив суверенитет государства и тем самым продемонстрировав решительность в деле становления великой державой. Однако на колониальном поприще предстояло соперничать с империалистскими «мастодонтами» - Англией и Францией. Долгое время режим Муссолини не мог осуществить столь дерзкого шага. Поэтому начало антиэфиопской кампании, многими исследователями выделяемой в качестве рубежа итальянской агрессии, по сути, произошло в благоприятный для фашизма с геополитической точки зрения момент. Фигура Муссолини, в словах которого невозможно отделить актёрство от убеждения, также ставит под большое сомнение реальность приверженности фашизма Лиге и международному праву. Дуче был вынужден приспосабливаться и ждать момента для удара, как крокодил в мутной воде.
В этой связи представляется невозможным согласиться с во многих аспектах ревизионистской точкой зрения в итальянской историографии, первопроходцем которой в 60-70-е гг. XX в. стал Р. Де Феличе, ныне считающийся одним из главных экспертов в Италии по истории фашистского режима. В частности Де Феличе принижает роль фашизма в развязывании Итало- эфиопской войны, а также преступлений, совершавшихся фашистами в колониях. Исходя из этого, возникает вопрос: «Насколько агрессивным был фашистский колониальный курс?». Для этого, в свою очередь, необходимо ответить на другие вопросы: «Что вызвало к жизни фашистский колониализм? Как изменилась эта политика при фашистах и изменилась ли вообще? Была ли итальянская колониальная политика продолжением времени и духа империализма того времени?». Изучение фашизма с самого его возникновения находилось под сильным давлением морали и политики. Поэтому важно ответить на эти вопросы как можно более объективно.
Научная новизна исследования. Последней и единственной крупной работой отечественной историографии по итальянскому колониализму стала монография В. А. Трофимова «Итальянский колониализм и неоколониализм», вышедшая в 1979 г. Автором была проделана очень большая работа, однако с того момента многое изменилось: в оборот были введены новые источники, появились новые подходы к изучению фашизма, стало возможным применение новых исследовательских методов. В связи с отходом от догматизма рассмотрение этого богатого материала стало возможным и для отечественной науки, в том числе и ревизионистских взглядов в современной итальянской историографии. Данное исследование вступает в полемику с ними, стремясь, в первую очередь, доказать преступную сущность фашистского колониализма. Из этого вытекает аналитическая направленность исследования, рассмотрение колониальной политики фашистской Италии как комплексного явления.
Объект исследования - фашистская Италия.
Предмет исследования - колониальная политика фашистской Италии.
В соответствии с этим, цель работы - выявление влияния фашизма на итальянскую колониальную политику, её типичных и особых черт.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Рассмотрение положения колоний в системе Итальянского государства до прихода фашистов к власти;
2. Выявление изменений, которые внесло фашистское руководство в эту систему, влияние международной обстановки и внешних факторов на эти изменения;
3. Определение эволюции фашистской политики в области колониализма.
Хронологические рамки исследования - 1922-1935 годы. Нижняя граница - это время прихода фашистской партии и Бенито Муссолини к власти, и, соответственно, изменений в государственном аппарате Итальянского королевства. Верхняя - начало Итало-Эфиопской войны. К этому моменту практически окончательно формируется агрессивный курс итало-фашистских колониалистов. Италия оставляет попытки решить свои территориальные притязания мирным путём, развязав молчаливо неодобряемую Англией и Францией войну против члена Лиги Наций. Так как итальянский колониализм рассматривается как историческое явление, в рамках работы возможно обращение к как более ранним, так и более поздним хронологическим периодам для возможности его рассмотрения «в движении», определения его объективных условий, причин и следствий, хронологической преемственности и исторической обусловленности.
Территориальные рамки работы ограничены Итальянским королевством и его заморскими колониями: Эритреей, Южным Сомали, Ливией и Эфиопией. Во-первых, именно эти регионы были объектами итальянского колониализма в заявленный период. Во-вторых, в данной работе акцент сделан на заморскую, африканскую экспансию фашизма, которую в полной мере можно назвать колониальной. Именно после захвата Эфиопии была провозглашена Итальянская империя.
Теоретическая база работы. Фашизм был одной из форм отхода от традиционного общества, характерной для обществ модерна, но отрицавшим превалирования личных интересов над общественными (либерализм). Современное общество, понимаемое фашизмом в рамках корпоративного государства, отстаивало интересы нации как «квазиличности», в которой выразились бы чаяния каждого индивида. И в этой связи он появился и развивался в рамках тоталитарных феноменов XX в., выступавших альтернативой либеральной модернизации. Все они, в той или иной степени, значительно отклонялись «вправо» или «влево» от существовавших ранее политических систем. При этом фашизм эклектически сочетал элементы как левого (синдикализм, социализм) и правого (корпоративизм, национализм) толка, так и традиционализма (мифологическое оправдание традиции). Разный идеологический подход определял разброс взглядов во внешней политике: интернационалистические у коммунизма, империалистские у фашизма, шовинистические у нацизма. Поэтому необходимо уточнение определений «фашизм», «тоталитаризм», «колониализм», «империализм» и сегодня не избавленных от идеологических клише.
Фашизм возник как частная форма национализма, зародившегося в XVIII-XIX вв. в ходе преломления и пересмотра идей Великой французской при попытки их распространения на колонии . Наиболее ёмкие (но и наиболее общие) определение фашизма дали в 1990-е гг. англичанин Р. Гриффин и российский академик А. А. Галкин: «палингенетический (выражающий идею возрождения) ультранационализм» и «правоконсервативный революционаризм» соответственно . Однако в ситуации с итальянским фашизмом необходимо представить более конкретное и полное его определение. Достаточно полным и при этом достаточно ёмким представляется определение В. И. Михайленко: «фашизм - это явление политического модернизма, который претендовал на противоборство с рационалистической, либеральной и либерально-демократической модерностью, противопоставив ей альтернативную модерность, националистическую и тоталитарную, основанную на милитаризации, сакрализации политики и на тотальном подчинении индивидуума государству».
Исходя из этого, В. И. Михайленко определяет характерные черты тоталитаризма: массовая база, консенсус общества и власти, мобилизация масс для решения вопроса социально-экономической модернизации. Осуществляя колониальную политику, фашизм в разной степени опирался на все эти «столпы» или, по крайней мере, стремился такую базу создать. Колониализм, согласно определению терминологического словаря по теории и методологии истории 2014 г. - это «система эксплуатации незападных обществ европейскими государствами периода генезиса и господства капитализма, направленная на извлечение экономической выгоды с помощью внеэкономических форм контроля (военной угрозы либо установления административной системы на колонизуемой территории)» . Колониализм осуществлялся фашизмом целенаправленно, как средство великодержавия и статусности, но и не без экономических мотивов. Империализм же Муссолини провозглашал «извечным и неизменным законом жизни», трактуя это определение гораздо шире (сейчас понимаемое как «агрессивная внешняя политика» ) изначального смысла, заложенного в него Дж. А. Гобсоном и В. И. Лениным.
Таким образом, фашистский колониализм - это агрессивная внешняя политика захвата неевропейских территорий, направленная на их ресурсное поглощение, осуществляемая в целях социально-экономической модернизации метрополии, подкреплённая тоталитарной идеологией и выступающая как непреложная и объективно существовавшая и существующая государственная задача.
Методологическая база работы. В исследовании используются такие общенаучные методы, как анализ, синтез и индукция, а также исторические методы (генетический, сравнительный, типологический). Генетический метод позволяет описать итальянскую колониальную политику в её конкретном приложении к захваченным территориям. Сравнительный и типологический методы дают возможности для определения общего и частного в итальянском колониализме. Работа следует принципам историзма и объективности.
Источниковую базу исследования составляют несколько тематических групп опубликованных письменных источников, а именно: дипломатические, законодательные, публицистические, научные, программные, биографические и документы личного происхождения. Следует оговориться, что в исследовании использованы такие источники, как «Доктрина фашизма» и автобиография Б. Муссолини, получившая в русском переводе название «Третий путь: без демократов и коммунистов». Эти книги признаны экстремистскими и запрещены к распространению на территории РФ. Автор использует их исключительно в научных целях, не стремится к распространению звучащих в них идей и не поддерживает их, выступает исключительно против экстремизма и межнациональной розни.
Самой большой и самой важной для исследования является группа дипломатических документов, ведь дипломатия - важнейшая составляющая внешней политики, она отражает намерения, цели и средства, а также международную обстановку, в которой фашизм осуществлял колониальную политику. К этой группе относятся договора, соглашения, ноты, меморандумы, декларации, обращения, заявления и выступления дипломатов и официальных лиц. Этот массив документ целесообразно разбить на более мелкие подгруппы.
Первую образуют договоры, подписанные в результате Версальской мирной конференции. Ставшие итогом Первой мировой войны они официально закрепили «урезанную победу» Италии в ней, что во многом определило дальнейший агрессивный внешнеполитический курс. Сюда следует отнести мирные договоры с Австрией и Турцией , подписанные в предместьях Версаля Сен-Жермене и Севре. Также к последнему стоит добавить соглашение союзных держав о сферах влияния в Анатолии . Результатом Версаля стало создание Лиги Наций, организации закреплявшей неравномерный баланс сил в мире, поэтому её устав также необходим к рассмотрению.
Другую подгруппу источников образуют двусторонние, а также имеющие непосредственное отношение к реализации колониальной политики соглашения и договоры Италии. Здесь необходимо упомянуть два ещё дофашистских документа. Первый - соглашение держав об Эфиопии, ставшее наибольшим, чего смогло добиться итальянское правительство после поражения в Итало-абиссинской войне 1895-1896 гг. и закреплявшее равное положение подписавших в африканской стране. Второй - Лондонский договор, оговаривавший условия вступления Италии в войну на стороне Антанты. Его невыполнение в последующем играло роль катализатора итальянской внеш- неполитической активности. Среди договоров межвоенного периода следует выделить соглашение 1925 г. о разделе англо-итальянских сфер влияния в Абиссинии, больше известное как соглашение Грэхема-Муссолини; итало- йеменский договор о дружбе 1926 г договор о мире и дружбе с Эфиопией ; франко-итальянское соглашение и соглашение Хора-Лаваля 1935 г., целью которых была попытка замирить Муссолини в решении «эфиопской проблемы».
Третью подгруппу дипломатических источников образуют многосторонние соглашения, пакты и договоры, подписанные Италией и регулирующие вопросы внешней политики, войны и мира, вооружений и экономики. В первую очередь это соглашение о международном статусе Танжера6, в котором Италии наряду с другими державами гарантировался равный статус. Также сюда стоит отнести Женевский протокол , запрещавший применение химического и бактериологического оружия. Большое влияние на международные отношения исследуемого периода в целом оказали Локарнские договорённости , открывшие путь германскому ревизионизму. Фашизмом был подписан и пакт Бриана - Келлога, по которому подписавшие его страны отказывались от войны как средства внешней политики. Сюда же стоит отнести Римский пакт , подписание которого должно было охладить пожар разгорающейся войны, но не сделало этого. Логическим продолжением Локарнских договоров должен был стать «Восточный пакт», проект которого так и остался на бумаге, система коллективной безопасности не была создана, а Европа погрузилась в горнило новой большой войны.
Следующую подгруппу дипломатических источников образуют различные ноты, меморандумы, декларации и обращения. В первую очередь здесь стоит отметить обмен нотами британского и итальянского внешнеполитических ведомств в 1925 г ., обсуждавших интересы Великобритании и Италии в Восточной Африке в целом, и в Эфиопии в частности и вылившихся в соглашение Грэхема и Муссолини, о котором писалось выше. Другой подобной серией дипломатической переписки является обсуждение вопроса об итальянцах, проживавших во французском Тунисе. Фашисты активно критиковали позицию Франции в данном вопросе, вели подрывную деятельность в колонии, и поэтому Франции попыталась сделать уступку , но настолько незначительную секретарь МИДа Р. Гуарилья и министр иностранных дел Д. Гранди с нескрываемым скепсисом и раздражением не советовали Муссолини принимать её. Большое количество внешнеполитических деклараций и других видов обращения к международной общественности появилось с началом второй Итало-абиссинской войны. Это и декларация в защиту африканского государства в Лигу Наций, подписанная компартиями ряда стран (в том числе, Италии), и выступление члена советской делегации в Лиге с осуждением итальянской агрессии, и осуждающее великие державы и Лигу заявление императора Эфиопии Хайле Селассие I , а также обращение сохранивших ему верность жителей страны после победы фашистов.
Вторая группа источников - это законодательные документы. Весьма своеобразным источником в данном случае является официальная газета итальянского королевства Gazzetta Ufficiale del Regno d'ltalia, полный архив которой выложен Итальянским цифровым агентством и в которой печатались все выходившие в Италии с 1860 по 1946 гг. законы. Из них для работы интерес представляют законы, регулирующие статус жителей колоний Италии 1926 , 1927 , 1932 гг. и закон о военизации итальянской нации , принятый в 1934 г. в преддверии войны с Эфиопией. Также здесь стоит упомянуть акт конституционного характера , принятый абиссинским императором 16 июля 1931 г. Негус всячески стремился укрепить свою власть, и принятие конституции, пусть и далёкой от идеалов демократии, вставало в ряд таких мероприятий как вступление в Лигу Наций, направленных на модернизацию страны в целях недопущения её колониального поглощения.
Среди публицистических источников следует отметить архивы нескольких изданий, фашистских, нейтральных и антифашистских, представленные в интернете. В первую очередь, это журналы Gerarchia, Nuova Anto- logia , Antieuropa и иллюстрированного приложения фашистской газеты II popolo d’ltalia , призванные выражать фашистские взгляды на общественное, международное и культурное устройство. Позиции близких к фашистам промышленно-предпринимательских кругов выражала провозглашавшая себя либеральной и независимой газета Corrire della Sera , существующая и популярная до сих пор. С открытой критикой фашизма выступала социалистическая газета Avanti! , во время фашистской диктатуры издававшаяся в Париже.
Также к публицистике можно отнести многочисленные речи Б. Муссолини. Будучи талантливым журналистом и блестящим демагогом, умевшим «зажигать» толпу, он любил речи и внимание толпы. Дуче оставил ораторское наследие, возможно, несопоставимо с наследием других лидеров XX в. Обширный архив речей фашистского лидера представлен на сайте adamoli.org . Из его речей, переведённых на русский язык, можно упомянуть речь в Кальяри 1923 г. и в Бари 1934 г. Даже в них, не затрагивающих внешнеполитической ситуации, сквозят экспансионистские устремления.
К группе научных источников относится, в первую очередь, книга итальянского учёного начала XX в. П. Де Векки о цивилизаторской миссии Италип. В ней за девять лет до создания фашистской партии и за десять до её прихода к власти конструируется националистический и шовинистский взгляд на Африку, а также излагается «имперский миф» итальянской внешней политики. В этом ряду также можно назвать работы конца XIX в. Ф. Мартини по географии и Л. Ваннутелли и К. Читерни по антропологии итальянской Восточной Африки. В духе итальянского превосходства выполнены и «научные» работы об Африке фашистского периода: описание Сомали Р. Онора , атлас итальянских колоний М. Баратты и очерк Л. Де Кастро об Эфиопии , в которой на момент публикации ещё продолжалась война. Кроме того, сюда следует отнести лекцию Дж. Боттаи, одного из идеологов итальянского фашизма, «От Французской к фашистской революции» , прочитанную им в Париже в 1934 г.
Среди научных трудов противников фашизма стоит отметить произведения авторства А. Грамши , в которых с позиций марксистской методологии критикуется колониализм и империализм. В один ряд с Грамши необходимо включить другого итальянского марксиста П. Тольятти и его труд «Лекции о фашизме». Также сюда стоит включать отрывок из советской книги «Мировая война в цифрах» 1934 г. , описывающий потери и приобретения воевавших государств.
Главным программным источником изучаемого явления является, конечно же «Доктрина фашизма» авторства Б. Муссолини и философа Дж. Джентиле. Подробный анализ колониалистских установок в «Доктрине» приводится в параграфе 2.1.
К биографическим источникам стоит отнести автобиографию Б. Муссолини , надиктованную им американскому дипломату Р. В. Чайлду, сочувствовавшему фашизму, в 1927-1928 гг. и её русифицированную адаптацию «Третий путь: без демократов и коммунистов» .
Наконец, источником личного происхождения являются дневники министра иностранных дел Италии 1936-1943 гг. Г. Чиано , кропотливо записывавшего всё связанное со своим тестем (Б. Муссолини). Хотя дневники относятся к более позднему периоду, они дают некоторое представление об эволюции политического сознания дуче.
Таким образом, источниковая база работы чрезвычайно широка, что позволяет изучить тему достаточно глубоко и полно.
Степень изученности темы. Одной из важнейших для рассматриваемой проблематики является работа В. А. Трофимова «Итальянский колониализм и неоколониализм», вышедшая в 1979 г. На основе анализа широкого круга источников и литературы, автор составил картину более чем вековой истории колониальных и неоколониальных устремлений Италии. Однако с выхода монографии прошло уже почти 40 лет и подходы, используемые в ней, сильно устарели. Марксистская классовая теория, например, отрицала возможность консенсуса фашизма с итальянским обществом, а он вполне существовал примерно до середины 30-х гг. К тому же в то время даже стажировавшиеся в Италии советские историки не имели доступа к итальянским архивам.
В современной российской историографии специализированных крупных исследований, посвящённых феномену фашистского колониализма нет. Тем не менее, стоит отметить несколько имён исследователей внешней политики Италии фашистского периода: Т. В. Зоновой, В. И. Михайленко, Т. П. Нестеровой.
Среди зарубежных авторов стоит выделить. А. Рандаццо, исследовавшую преступления фашизма на подконтрольных территориях в Африке, П. Палумбо, под редакцией которой вышел сборник о культурном воздействии итальянской колониальной политики в Африке, а также Е. Толлардо, выпустившую книгу взаимоотношениям Италии с Лигой Нации. Территориальной экспансии Италии и Германии посвящена работа А. Каллиса. Из более ранних исследователей нужно назвать А. Мола, писавшего об итальянском империализме.
Таким образом, несмотря на наличие ряда работ по исследуемой проблематике, её дополнение данным исследованием представляется весьма возможным.
Обзор историографии темы исследования следует начать с выделения характерных историографических традиций: итальянская фашистского периода, итальянская послевоенная, итальянская ревизионистская, англоамериканская, советская и современная российская.
Первая мировая война и Версальский мир активизировали интерес итальянских исследователей, в том числе и фашистов, к проблемам международных отношений. В 1921-1924 гг. вышли три книги Ф. С. Нитти: «Европа без мира», «Упадок Европы», «Трагедия Европы. Что будет делать Америка?», критиковавших систему Версаля. Дуче лично написал хвалебное предисловие к работе Т. Титтони «Проблемы дня: Тунис, Абиссиния, Бессарабия, Ливия, Югославия, Албания» 1928 г. Фашистское руководство было заинтересовано в выходе подобных исследований, актуализирующих его экспансионистскую программу (об интересе к Африке свидетельствуют научные работы, приведённые выше как источники). Созданный в 1934 г. официозный журнал Civilta fascista организовывал конференции на различную тематику, а с 1936 г. приступил к изданию серии «Завоевание империи».
Предтечами послевоенного подхода к оценке фашизма и его внешнеполитической деятельности стали историки-антифашисты. Например, Г. Сальвемини и его работы «Муссолини дипломат» и «Под фашистской секирой». С окончанием Второй мировой войны в историческом дискурсе начали преобладать антифашистские взгляды. В 1952 г. в Италии законодательно была запрещена апология фашизма. Пик этих взглядов пришёлся на 19631978 гг . Примером работы такого типа является работа А. Мола , вышедшая чуть позже, в 1980 г. В целом, до 80-х гг. тема колониализма в итальянской историографии была почти не развита . Для изменения этой ситуации много сделал А. Дель Бока . Продолжателями традиции, заложенной им, можно считать современных итальянских авторов, не разделяющих ревизионистские оценки: Ф. Дж. Орсини , Э. Ди Нольфо , А. Рандаццо .
Критически к фашизму относится и англо-американская историография, хотя в вопросе международных отношений заметно некоторое списывание на Францию ведущей роли в потакании итальянской агрессии. Итальяни- сты этого направления изучают различные вопросы: Р. Панкхёрст - военные преступления и реакцию международных организаций на них , А. А. Каллис - территориальной экспансии, соотношения либерального и фашистского режимов в Италии - М. Нокс и М. Кларк , международных отношений - Е. Брайгхи . Много внимания уделяется личности Муссолини . Отдельно здесь следует упомянуть итальянских авторов, публикующих свои труды на английском языке. Они близки идейно к группе итальянских историков, указанных абзацем выше, но так как язык - важная часть самовыражения и самосознания, их имена включены в англо-американскую историографию: П. Триподи , П. Палумбо , Л. Буссотти , Е. Толлардо.
В 60-70-е гг. XX в. стали выходить работы Р. Де Феличе: революционные для своего времени взгляды на фашистский режим этого итальянского историка сегодня имеют большой вес. Елавным трудом Де Феличе стала огромная 4-хтомная биография Муссолини. В основе его концепции лежат следующие элементы: леворадикальные корни фашизма, противопоставление его тоталитарным феноменам (национал-социализму и коммунизму), персо- налистская специфика фашизма, его массовость и революционизм, консенсус между режимом и народом, последующее предательство режимом идеалов фашистской революции. Исходя из последнего тезиса, исследователь разделяет фашистское движение и фашистский режим. Определяя колониализм как основную составляющую фашистской внешней, военной и экономической политики, развивавшуюся в соответствии с самой колониальной системой, Де Феличе возлагает ответственность за начало войны на Великобританию и Францию, считая действия фашистов не выходившими за пределы миролюбивой политики, принижает роль фашистских преступлений. Концепция пересмотра антифашистского взгляда, вплоть до полной ревизии фашизма, изложена также в работах Р. Де Феличе «Красное и черное» (1995), Э. Галли Дела Лоджиа «Гибель родины» (1996) и Дж. Пайсы «Кровь побежденных» (2001). В них занижается число убитых фашистами туземцев, оспаривается применение в Эфиопии отравляющих газов.
Некоторые современные итальянские исследователи, например Ф.Перфетти, называют фашистский режим не тоталитаризмом, а «мягким авторитаризмом». В современной итальянской исторической науке обсуждается вопросы автономности фашистского движения, роли политических и экономических сил в нём, существования фашистской культуры и идеологии, мо- дерности или антимодерности фашизма, революционности или реакционности. Отдельные исследователи предлагают заменить понятие «фашизм», как не соответствующее исторической реальности, на более широкое «тоталитаризм». В последнее время набирает обороты концепция «ретроактивной де- фашистизации» (Э. Джентиле), согласно которой отрицается индивидуальность фашизма: в идеологии, культуре, правящем классе, консенсусе, тоталитаризме и даже режиме.
Отечественная наука впервые серьёзно обратилась к теме итальянского колониализма с началом второй Итало-эфиопской войны, буквально по горячим следам исследуемого периода. Вышли работы П.А. Лисовского и К.Н. Лукницкого, которые трудно назвать научными, скорее публицистическими. В связи с процессами деколонизации внимание к итальянскому колониализму снова возросло, отдельные периоды были изучены К.Э. Кировой, В.С. Козловой, 3.П. Яхимович. Их обобщением стала уже упоминавшаяся монография В.А. Трофимова. Среди других исследований советского периода также можно выделить обобщающие работы Н.П. Комоловой , Г.С. Филатова , Г.В. Цыпкина и В.С. Ягья . Уже на стыке эпох вышла монография Ц. Е. Кин.
Среди современных российских итальянистов, изучающих вопросы внешней политики, особо следует отметить профессора УрФУ В. И. Михайленко, на протяжении уже более 40 лет занимающегося исследованиями внешней политики фашистского феномена, его теоретического осмысления и тоталитаризма . Его коллегой по вузу является Т. П. Нестерова, перу которой также принадлежит множество исследований культурных , экономических и идеологических аспектов внешней политики фашизма. В целом, уральская школа итальянистики занимает одно из ведущих мест в российской итальянистике.
Среди других исследователей можно также выделить Л. С. Белоусова, изучающего историю фашизма через призму личности Б. Муссолини. Также стоит упомянуть работы о внешней политике Италии Т.В. Зоновой . Не лишним будет упомянуть исследования по международной политике фашизма А. А. Кравченко. Некоторые необходимые сведения об Эфиопии можно почерпнуть в работах Н. В. М. Кассае , доктора наук из РУДН. Также нужно упомянуть исследования А.3. Егорина , И.В. Григорьевой , Н.П. Комоловой , Б. Горелика , П. Нелье , Н.Г. Глубоковой , Е. А. Масловой , Е.В. Таракановой , С.А. Коробова , М.В. Григера.
Подводя итог рассмотрению историографии по теме, нужно сказать, что итальянская литература с течением времени претерпела значительную трансформацию: фактически, от ревизионизма к антифашизму и обратно. Англо-американская историография более критична, но не избавлена от некоторых идеологических поворотов в оценке событий. Российская историография, восприняв опыт советской, рассматривает широкий круг вопросов, однако специализированных больших исследований фашистского колониализма в ней нет, а подход единственной советской работы устарел.
Структура работы следует проблемно-хронологическому принципу: главы отражают последовательную эволюцию колониальной политики Италии от «либеральных» к агрессивным принципам, параграфы же освещают конкретные проблемы. В первой главе рассматривается опыт, доставшийся фашизму «по наследству» от предшествовавшего режима, а также как этот опыт видоизменялся в течение нахождения фашистов у власти. Вторая глава акцентирует внимание на системе колониалистских взглядов Б. Муссолини, положении колоний в структуре итальянского королевства и влиянии внешних факторов на внешнюю политику фашизма. Последняя глава анализирует процесс перехода фашистского руководства к активной агрессивной политике, выразившейся в войне с Эфиопией.
Всё это делает межвоенный период одним из самых востребованных и актуальных периодов для историков-исследователей. Не одно поколение историков ломало копья в спорах, отстаивая свои взгляды и концепции, идеологемы и постулаты, зачастую в корне противоречащие друг другу. Противоречивости событий тех лет и их оценок способствовала вполне конкретная историческая обстановка, порождавшая и порождающая определённые политические ориентации и идеологическую ангажированность. Ведь, несмотря на определённую эволюцию международной системы и появление новых принципов дипломатии, современная международная обстановка и методы внешней политики нынешних государств во многом напоминают аналогичные в межвоенный период.
Однако не только эти аспекты данной эпохи волнуют умы современных гуманитарных исследователей. Ведь фашизм и его колониальная политика имели свои причины и последствия. Так, формирование фашистами границ итальянской колонии в Ливии в 70-х гг. привело к ливийско-чадскому конфликту из-за приграничной полосы Аузу. Сомали, остававшееся разделённым до получения независимости, сегодня является одним из самых нестабильных регионов, находящемся фактически в состоянии перманентного кризиса. Захват Эфиопии в 1935 г. в эпоху правления императора (негуса) Хайле Селассие I (раса Тафари) имел большое значение для движения панафриканизма. После деколонизации Эфиопия также погрузилась в череду гражданских войн и переворотов, и в 1993 г. от неё отделилась третья восточноафриканская колония Италии - Эритрея. Согласно данным Human Rights Watch за 2006 г. её правительство было признано одним из самых худших в мире. Корни этих проблем в значительной степени лежат в политике «разделяй и властвуй» итальянского колониализма, перекраивавшего традиционные ареалы жизни местного населения и стравливавшего различные этнические и религиозные группы.
Всё это делает исследование феномена фашистского колониализма актуальным. Нельзя забывать об ошибках прошлого, чтобы трагедии, «малые» и «большие» больше не повторялись.
Научная значимость работы. При постановке вопроса о итальянской внешней и колониальной политике межвоенного периода неизбежно встаёт проблема её специфичности на фоне английской, немецкой, французской или японской, каждая из которых, на первый взгляд, имела большее значение в контексте событий первой половины XX в. Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что, во-первых, в этой ситуации речь идёт об особом типе государства, отличавшемся даже от «близкого по духу» немецкого национал- социалистического строя. Во-вторых, нужно понимать масштаб, географине- ское положение и непростую историю формирования заморских владений Италии: не самые богатые земли, доставшиеся в ходе завершения раздела Африки, великодержавные поиски молодого государства, находившие отражение в «римском мифе», «урезанная» победа в Первой мировой войне. В- третьих, фашистская Италия остаётся одним из самых неоднозначных действовавших лиц в деле ревизии положений Версаля и Вашингтона. И не потому, что, в конце концов, начала решать этот вопрос через антиэфиопскую (1934-1937 гг.) и последующие агрессивные кампании, а потому что долгое время оставалась в глазах союзников своеобразным «шумным» гарантом Лиги Наций и её международных принципов. И действительно, несмотря на нередкие демарши, больше десяти лет фашистские дипломаты добивались удовлетворения своих «естественных колониальных требований» в рамках этой международной организации и путём переговоров с Великобританией и Францией. На этом основании В. И. Михайленко делает вывод о том, что до прихода к власти нацистов в Германии, фашистский режим не выходил за рамки Версальской системы, оставаясь одним из гарантов Лиги.
Но не всё так просто. Уже будучи членом Лиги, Италия в 1923 г. атаковала греческий о. Корфу, нарушив суверенитет государства и тем самым продемонстрировав решительность в деле становления великой державой. Однако на колониальном поприще предстояло соперничать с империалистскими «мастодонтами» - Англией и Францией. Долгое время режим Муссолини не мог осуществить столь дерзкого шага. Поэтому начало антиэфиопской кампании, многими исследователями выделяемой в качестве рубежа итальянской агрессии, по сути, произошло в благоприятный для фашизма с геополитической точки зрения момент. Фигура Муссолини, в словах которого невозможно отделить актёрство от убеждения, также ставит под большое сомнение реальность приверженности фашизма Лиге и международному праву. Дуче был вынужден приспосабливаться и ждать момента для удара, как крокодил в мутной воде.
В этой связи представляется невозможным согласиться с во многих аспектах ревизионистской точкой зрения в итальянской историографии, первопроходцем которой в 60-70-е гг. XX в. стал Р. Де Феличе, ныне считающийся одним из главных экспертов в Италии по истории фашистского режима. В частности Де Феличе принижает роль фашизма в развязывании Итало- эфиопской войны, а также преступлений, совершавшихся фашистами в колониях. Исходя из этого, возникает вопрос: «Насколько агрессивным был фашистский колониальный курс?». Для этого, в свою очередь, необходимо ответить на другие вопросы: «Что вызвало к жизни фашистский колониализм? Как изменилась эта политика при фашистах и изменилась ли вообще? Была ли итальянская колониальная политика продолжением времени и духа империализма того времени?». Изучение фашизма с самого его возникновения находилось под сильным давлением морали и политики. Поэтому важно ответить на эти вопросы как можно более объективно.
Научная новизна исследования. Последней и единственной крупной работой отечественной историографии по итальянскому колониализму стала монография В. А. Трофимова «Итальянский колониализм и неоколониализм», вышедшая в 1979 г. Автором была проделана очень большая работа, однако с того момента многое изменилось: в оборот были введены новые источники, появились новые подходы к изучению фашизма, стало возможным применение новых исследовательских методов. В связи с отходом от догматизма рассмотрение этого богатого материала стало возможным и для отечественной науки, в том числе и ревизионистских взглядов в современной итальянской историографии. Данное исследование вступает в полемику с ними, стремясь, в первую очередь, доказать преступную сущность фашистского колониализма. Из этого вытекает аналитическая направленность исследования, рассмотрение колониальной политики фашистской Италии как комплексного явления.
Объект исследования - фашистская Италия.
Предмет исследования - колониальная политика фашистской Италии.
В соответствии с этим, цель работы - выявление влияния фашизма на итальянскую колониальную политику, её типичных и особых черт.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Рассмотрение положения колоний в системе Итальянского государства до прихода фашистов к власти;
2. Выявление изменений, которые внесло фашистское руководство в эту систему, влияние международной обстановки и внешних факторов на эти изменения;
3. Определение эволюции фашистской политики в области колониализма.
Хронологические рамки исследования - 1922-1935 годы. Нижняя граница - это время прихода фашистской партии и Бенито Муссолини к власти, и, соответственно, изменений в государственном аппарате Итальянского королевства. Верхняя - начало Итало-Эфиопской войны. К этому моменту практически окончательно формируется агрессивный курс итало-фашистских колониалистов. Италия оставляет попытки решить свои территориальные притязания мирным путём, развязав молчаливо неодобряемую Англией и Францией войну против члена Лиги Наций. Так как итальянский колониализм рассматривается как историческое явление, в рамках работы возможно обращение к как более ранним, так и более поздним хронологическим периодам для возможности его рассмотрения «в движении», определения его объективных условий, причин и следствий, хронологической преемственности и исторической обусловленности.
Территориальные рамки работы ограничены Итальянским королевством и его заморскими колониями: Эритреей, Южным Сомали, Ливией и Эфиопией. Во-первых, именно эти регионы были объектами итальянского колониализма в заявленный период. Во-вторых, в данной работе акцент сделан на заморскую, африканскую экспансию фашизма, которую в полной мере можно назвать колониальной. Именно после захвата Эфиопии была провозглашена Итальянская империя.
Теоретическая база работы. Фашизм был одной из форм отхода от традиционного общества, характерной для обществ модерна, но отрицавшим превалирования личных интересов над общественными (либерализм). Современное общество, понимаемое фашизмом в рамках корпоративного государства, отстаивало интересы нации как «квазиличности», в которой выразились бы чаяния каждого индивида. И в этой связи он появился и развивался в рамках тоталитарных феноменов XX в., выступавших альтернативой либеральной модернизации. Все они, в той или иной степени, значительно отклонялись «вправо» или «влево» от существовавших ранее политических систем. При этом фашизм эклектически сочетал элементы как левого (синдикализм, социализм) и правого (корпоративизм, национализм) толка, так и традиционализма (мифологическое оправдание традиции). Разный идеологический подход определял разброс взглядов во внешней политике: интернационалистические у коммунизма, империалистские у фашизма, шовинистические у нацизма. Поэтому необходимо уточнение определений «фашизм», «тоталитаризм», «колониализм», «империализм» и сегодня не избавленных от идеологических клише.
Фашизм возник как частная форма национализма, зародившегося в XVIII-XIX вв. в ходе преломления и пересмотра идей Великой французской при попытки их распространения на колонии . Наиболее ёмкие (но и наиболее общие) определение фашизма дали в 1990-е гг. англичанин Р. Гриффин и российский академик А. А. Галкин: «палингенетический (выражающий идею возрождения) ультранационализм» и «правоконсервативный революционаризм» соответственно . Однако в ситуации с итальянским фашизмом необходимо представить более конкретное и полное его определение. Достаточно полным и при этом достаточно ёмким представляется определение В. И. Михайленко: «фашизм - это явление политического модернизма, который претендовал на противоборство с рационалистической, либеральной и либерально-демократической модерностью, противопоставив ей альтернативную модерность, националистическую и тоталитарную, основанную на милитаризации, сакрализации политики и на тотальном подчинении индивидуума государству».
Исходя из этого, В. И. Михайленко определяет характерные черты тоталитаризма: массовая база, консенсус общества и власти, мобилизация масс для решения вопроса социально-экономической модернизации. Осуществляя колониальную политику, фашизм в разной степени опирался на все эти «столпы» или, по крайней мере, стремился такую базу создать. Колониализм, согласно определению терминологического словаря по теории и методологии истории 2014 г. - это «система эксплуатации незападных обществ европейскими государствами периода генезиса и господства капитализма, направленная на извлечение экономической выгоды с помощью внеэкономических форм контроля (военной угрозы либо установления административной системы на колонизуемой территории)» . Колониализм осуществлялся фашизмом целенаправленно, как средство великодержавия и статусности, но и не без экономических мотивов. Империализм же Муссолини провозглашал «извечным и неизменным законом жизни», трактуя это определение гораздо шире (сейчас понимаемое как «агрессивная внешняя политика» ) изначального смысла, заложенного в него Дж. А. Гобсоном и В. И. Лениным.
Таким образом, фашистский колониализм - это агрессивная внешняя политика захвата неевропейских территорий, направленная на их ресурсное поглощение, осуществляемая в целях социально-экономической модернизации метрополии, подкреплённая тоталитарной идеологией и выступающая как непреложная и объективно существовавшая и существующая государственная задача.
Методологическая база работы. В исследовании используются такие общенаучные методы, как анализ, синтез и индукция, а также исторические методы (генетический, сравнительный, типологический). Генетический метод позволяет описать итальянскую колониальную политику в её конкретном приложении к захваченным территориям. Сравнительный и типологический методы дают возможности для определения общего и частного в итальянском колониализме. Работа следует принципам историзма и объективности.
Источниковую базу исследования составляют несколько тематических групп опубликованных письменных источников, а именно: дипломатические, законодательные, публицистические, научные, программные, биографические и документы личного происхождения. Следует оговориться, что в исследовании использованы такие источники, как «Доктрина фашизма» и автобиография Б. Муссолини, получившая в русском переводе название «Третий путь: без демократов и коммунистов». Эти книги признаны экстремистскими и запрещены к распространению на территории РФ. Автор использует их исключительно в научных целях, не стремится к распространению звучащих в них идей и не поддерживает их, выступает исключительно против экстремизма и межнациональной розни.
Самой большой и самой важной для исследования является группа дипломатических документов, ведь дипломатия - важнейшая составляющая внешней политики, она отражает намерения, цели и средства, а также международную обстановку, в которой фашизм осуществлял колониальную политику. К этой группе относятся договора, соглашения, ноты, меморандумы, декларации, обращения, заявления и выступления дипломатов и официальных лиц. Этот массив документ целесообразно разбить на более мелкие подгруппы.
Первую образуют договоры, подписанные в результате Версальской мирной конференции. Ставшие итогом Первой мировой войны они официально закрепили «урезанную победу» Италии в ней, что во многом определило дальнейший агрессивный внешнеполитический курс. Сюда следует отнести мирные договоры с Австрией и Турцией , подписанные в предместьях Версаля Сен-Жермене и Севре. Также к последнему стоит добавить соглашение союзных держав о сферах влияния в Анатолии . Результатом Версаля стало создание Лиги Наций, организации закреплявшей неравномерный баланс сил в мире, поэтому её устав также необходим к рассмотрению.
Другую подгруппу источников образуют двусторонние, а также имеющие непосредственное отношение к реализации колониальной политики соглашения и договоры Италии. Здесь необходимо упомянуть два ещё дофашистских документа. Первый - соглашение держав об Эфиопии, ставшее наибольшим, чего смогло добиться итальянское правительство после поражения в Итало-абиссинской войне 1895-1896 гг. и закреплявшее равное положение подписавших в африканской стране. Второй - Лондонский договор, оговаривавший условия вступления Италии в войну на стороне Антанты. Его невыполнение в последующем играло роль катализатора итальянской внеш- неполитической активности. Среди договоров межвоенного периода следует выделить соглашение 1925 г. о разделе англо-итальянских сфер влияния в Абиссинии, больше известное как соглашение Грэхема-Муссолини; итало- йеменский договор о дружбе 1926 г договор о мире и дружбе с Эфиопией ; франко-итальянское соглашение и соглашение Хора-Лаваля 1935 г., целью которых была попытка замирить Муссолини в решении «эфиопской проблемы».
Третью подгруппу дипломатических источников образуют многосторонние соглашения, пакты и договоры, подписанные Италией и регулирующие вопросы внешней политики, войны и мира, вооружений и экономики. В первую очередь это соглашение о международном статусе Танжера6, в котором Италии наряду с другими державами гарантировался равный статус. Также сюда стоит отнести Женевский протокол , запрещавший применение химического и бактериологического оружия. Большое влияние на международные отношения исследуемого периода в целом оказали Локарнские договорённости , открывшие путь германскому ревизионизму. Фашизмом был подписан и пакт Бриана - Келлога, по которому подписавшие его страны отказывались от войны как средства внешней политики. Сюда же стоит отнести Римский пакт , подписание которого должно было охладить пожар разгорающейся войны, но не сделало этого. Логическим продолжением Локарнских договоров должен был стать «Восточный пакт», проект которого так и остался на бумаге, система коллективной безопасности не была создана, а Европа погрузилась в горнило новой большой войны.
Следующую подгруппу дипломатических источников образуют различные ноты, меморандумы, декларации и обращения. В первую очередь здесь стоит отметить обмен нотами британского и итальянского внешнеполитических ведомств в 1925 г ., обсуждавших интересы Великобритании и Италии в Восточной Африке в целом, и в Эфиопии в частности и вылившихся в соглашение Грэхема и Муссолини, о котором писалось выше. Другой подобной серией дипломатической переписки является обсуждение вопроса об итальянцах, проживавших во французском Тунисе. Фашисты активно критиковали позицию Франции в данном вопросе, вели подрывную деятельность в колонии, и поэтому Франции попыталась сделать уступку , но настолько незначительную секретарь МИДа Р. Гуарилья и министр иностранных дел Д. Гранди с нескрываемым скепсисом и раздражением не советовали Муссолини принимать её. Большое количество внешнеполитических деклараций и других видов обращения к международной общественности появилось с началом второй Итало-абиссинской войны. Это и декларация в защиту африканского государства в Лигу Наций, подписанная компартиями ряда стран (в том числе, Италии), и выступление члена советской делегации в Лиге с осуждением итальянской агрессии, и осуждающее великие державы и Лигу заявление императора Эфиопии Хайле Селассие I , а также обращение сохранивших ему верность жителей страны после победы фашистов.
Вторая группа источников - это законодательные документы. Весьма своеобразным источником в данном случае является официальная газета итальянского королевства Gazzetta Ufficiale del Regno d'ltalia, полный архив которой выложен Итальянским цифровым агентством и в которой печатались все выходившие в Италии с 1860 по 1946 гг. законы. Из них для работы интерес представляют законы, регулирующие статус жителей колоний Италии 1926 , 1927 , 1932 гг. и закон о военизации итальянской нации , принятый в 1934 г. в преддверии войны с Эфиопией. Также здесь стоит упомянуть акт конституционного характера , принятый абиссинским императором 16 июля 1931 г. Негус всячески стремился укрепить свою власть, и принятие конституции, пусть и далёкой от идеалов демократии, вставало в ряд таких мероприятий как вступление в Лигу Наций, направленных на модернизацию страны в целях недопущения её колониального поглощения.
Среди публицистических источников следует отметить архивы нескольких изданий, фашистских, нейтральных и антифашистских, представленные в интернете. В первую очередь, это журналы Gerarchia, Nuova Anto- logia , Antieuropa и иллюстрированного приложения фашистской газеты II popolo d’ltalia , призванные выражать фашистские взгляды на общественное, международное и культурное устройство. Позиции близких к фашистам промышленно-предпринимательских кругов выражала провозглашавшая себя либеральной и независимой газета Corrire della Sera , существующая и популярная до сих пор. С открытой критикой фашизма выступала социалистическая газета Avanti! , во время фашистской диктатуры издававшаяся в Париже.
Также к публицистике можно отнести многочисленные речи Б. Муссолини. Будучи талантливым журналистом и блестящим демагогом, умевшим «зажигать» толпу, он любил речи и внимание толпы. Дуче оставил ораторское наследие, возможно, несопоставимо с наследием других лидеров XX в. Обширный архив речей фашистского лидера представлен на сайте adamoli.org . Из его речей, переведённых на русский язык, можно упомянуть речь в Кальяри 1923 г. и в Бари 1934 г. Даже в них, не затрагивающих внешнеполитической ситуации, сквозят экспансионистские устремления.
К группе научных источников относится, в первую очередь, книга итальянского учёного начала XX в. П. Де Векки о цивилизаторской миссии Италип. В ней за девять лет до создания фашистской партии и за десять до её прихода к власти конструируется националистический и шовинистский взгляд на Африку, а также излагается «имперский миф» итальянской внешней политики. В этом ряду также можно назвать работы конца XIX в. Ф. Мартини по географии и Л. Ваннутелли и К. Читерни по антропологии итальянской Восточной Африки. В духе итальянского превосходства выполнены и «научные» работы об Африке фашистского периода: описание Сомали Р. Онора , атлас итальянских колоний М. Баратты и очерк Л. Де Кастро об Эфиопии , в которой на момент публикации ещё продолжалась война. Кроме того, сюда следует отнести лекцию Дж. Боттаи, одного из идеологов итальянского фашизма, «От Французской к фашистской революции» , прочитанную им в Париже в 1934 г.
Среди научных трудов противников фашизма стоит отметить произведения авторства А. Грамши , в которых с позиций марксистской методологии критикуется колониализм и империализм. В один ряд с Грамши необходимо включить другого итальянского марксиста П. Тольятти и его труд «Лекции о фашизме». Также сюда стоит включать отрывок из советской книги «Мировая война в цифрах» 1934 г. , описывающий потери и приобретения воевавших государств.
Главным программным источником изучаемого явления является, конечно же «Доктрина фашизма» авторства Б. Муссолини и философа Дж. Джентиле. Подробный анализ колониалистских установок в «Доктрине» приводится в параграфе 2.1.
К биографическим источникам стоит отнести автобиографию Б. Муссолини , надиктованную им американскому дипломату Р. В. Чайлду, сочувствовавшему фашизму, в 1927-1928 гг. и её русифицированную адаптацию «Третий путь: без демократов и коммунистов» .
Наконец, источником личного происхождения являются дневники министра иностранных дел Италии 1936-1943 гг. Г. Чиано , кропотливо записывавшего всё связанное со своим тестем (Б. Муссолини). Хотя дневники относятся к более позднему периоду, они дают некоторое представление об эволюции политического сознания дуче.
Таким образом, источниковая база работы чрезвычайно широка, что позволяет изучить тему достаточно глубоко и полно.
Степень изученности темы. Одной из важнейших для рассматриваемой проблематики является работа В. А. Трофимова «Итальянский колониализм и неоколониализм», вышедшая в 1979 г. На основе анализа широкого круга источников и литературы, автор составил картину более чем вековой истории колониальных и неоколониальных устремлений Италии. Однако с выхода монографии прошло уже почти 40 лет и подходы, используемые в ней, сильно устарели. Марксистская классовая теория, например, отрицала возможность консенсуса фашизма с итальянским обществом, а он вполне существовал примерно до середины 30-х гг. К тому же в то время даже стажировавшиеся в Италии советские историки не имели доступа к итальянским архивам.
В современной российской историографии специализированных крупных исследований, посвящённых феномену фашистского колониализма нет. Тем не менее, стоит отметить несколько имён исследователей внешней политики Италии фашистского периода: Т. В. Зоновой, В. И. Михайленко, Т. П. Нестеровой.
Среди зарубежных авторов стоит выделить. А. Рандаццо, исследовавшую преступления фашизма на подконтрольных территориях в Африке, П. Палумбо, под редакцией которой вышел сборник о культурном воздействии итальянской колониальной политики в Африке, а также Е. Толлардо, выпустившую книгу взаимоотношениям Италии с Лигой Нации. Территориальной экспансии Италии и Германии посвящена работа А. Каллиса. Из более ранних исследователей нужно назвать А. Мола, писавшего об итальянском империализме.
Таким образом, несмотря на наличие ряда работ по исследуемой проблематике, её дополнение данным исследованием представляется весьма возможным.
Обзор историографии темы исследования следует начать с выделения характерных историографических традиций: итальянская фашистского периода, итальянская послевоенная, итальянская ревизионистская, англоамериканская, советская и современная российская.
Первая мировая война и Версальский мир активизировали интерес итальянских исследователей, в том числе и фашистов, к проблемам международных отношений. В 1921-1924 гг. вышли три книги Ф. С. Нитти: «Европа без мира», «Упадок Европы», «Трагедия Европы. Что будет делать Америка?», критиковавших систему Версаля. Дуче лично написал хвалебное предисловие к работе Т. Титтони «Проблемы дня: Тунис, Абиссиния, Бессарабия, Ливия, Югославия, Албания» 1928 г. Фашистское руководство было заинтересовано в выходе подобных исследований, актуализирующих его экспансионистскую программу (об интересе к Африке свидетельствуют научные работы, приведённые выше как источники). Созданный в 1934 г. официозный журнал Civilta fascista организовывал конференции на различную тематику, а с 1936 г. приступил к изданию серии «Завоевание империи».
Предтечами послевоенного подхода к оценке фашизма и его внешнеполитической деятельности стали историки-антифашисты. Например, Г. Сальвемини и его работы «Муссолини дипломат» и «Под фашистской секирой». С окончанием Второй мировой войны в историческом дискурсе начали преобладать антифашистские взгляды. В 1952 г. в Италии законодательно была запрещена апология фашизма. Пик этих взглядов пришёлся на 19631978 гг . Примером работы такого типа является работа А. Мола , вышедшая чуть позже, в 1980 г. В целом, до 80-х гг. тема колониализма в итальянской историографии была почти не развита . Для изменения этой ситуации много сделал А. Дель Бока . Продолжателями традиции, заложенной им, можно считать современных итальянских авторов, не разделяющих ревизионистские оценки: Ф. Дж. Орсини , Э. Ди Нольфо , А. Рандаццо .
Критически к фашизму относится и англо-американская историография, хотя в вопросе международных отношений заметно некоторое списывание на Францию ведущей роли в потакании итальянской агрессии. Итальяни- сты этого направления изучают различные вопросы: Р. Панкхёрст - военные преступления и реакцию международных организаций на них , А. А. Каллис - территориальной экспансии, соотношения либерального и фашистского режимов в Италии - М. Нокс и М. Кларк , международных отношений - Е. Брайгхи . Много внимания уделяется личности Муссолини . Отдельно здесь следует упомянуть итальянских авторов, публикующих свои труды на английском языке. Они близки идейно к группе итальянских историков, указанных абзацем выше, но так как язык - важная часть самовыражения и самосознания, их имена включены в англо-американскую историографию: П. Триподи , П. Палумбо , Л. Буссотти , Е. Толлардо.
В 60-70-е гг. XX в. стали выходить работы Р. Де Феличе: революционные для своего времени взгляды на фашистский режим этого итальянского историка сегодня имеют большой вес. Елавным трудом Де Феличе стала огромная 4-хтомная биография Муссолини. В основе его концепции лежат следующие элементы: леворадикальные корни фашизма, противопоставление его тоталитарным феноменам (национал-социализму и коммунизму), персо- налистская специфика фашизма, его массовость и революционизм, консенсус между режимом и народом, последующее предательство режимом идеалов фашистской революции. Исходя из последнего тезиса, исследователь разделяет фашистское движение и фашистский режим. Определяя колониализм как основную составляющую фашистской внешней, военной и экономической политики, развивавшуюся в соответствии с самой колониальной системой, Де Феличе возлагает ответственность за начало войны на Великобританию и Францию, считая действия фашистов не выходившими за пределы миролюбивой политики, принижает роль фашистских преступлений. Концепция пересмотра антифашистского взгляда, вплоть до полной ревизии фашизма, изложена также в работах Р. Де Феличе «Красное и черное» (1995), Э. Галли Дела Лоджиа «Гибель родины» (1996) и Дж. Пайсы «Кровь побежденных» (2001). В них занижается число убитых фашистами туземцев, оспаривается применение в Эфиопии отравляющих газов.
Некоторые современные итальянские исследователи, например Ф.Перфетти, называют фашистский режим не тоталитаризмом, а «мягким авторитаризмом». В современной итальянской исторической науке обсуждается вопросы автономности фашистского движения, роли политических и экономических сил в нём, существования фашистской культуры и идеологии, мо- дерности или антимодерности фашизма, революционности или реакционности. Отдельные исследователи предлагают заменить понятие «фашизм», как не соответствующее исторической реальности, на более широкое «тоталитаризм». В последнее время набирает обороты концепция «ретроактивной де- фашистизации» (Э. Джентиле), согласно которой отрицается индивидуальность фашизма: в идеологии, культуре, правящем классе, консенсусе, тоталитаризме и даже режиме.
Отечественная наука впервые серьёзно обратилась к теме итальянского колониализма с началом второй Итало-эфиопской войны, буквально по горячим следам исследуемого периода. Вышли работы П.А. Лисовского и К.Н. Лукницкого, которые трудно назвать научными, скорее публицистическими. В связи с процессами деколонизации внимание к итальянскому колониализму снова возросло, отдельные периоды были изучены К.Э. Кировой, В.С. Козловой, 3.П. Яхимович. Их обобщением стала уже упоминавшаяся монография В.А. Трофимова. Среди других исследований советского периода также можно выделить обобщающие работы Н.П. Комоловой , Г.С. Филатова , Г.В. Цыпкина и В.С. Ягья . Уже на стыке эпох вышла монография Ц. Е. Кин.
Среди современных российских итальянистов, изучающих вопросы внешней политики, особо следует отметить профессора УрФУ В. И. Михайленко, на протяжении уже более 40 лет занимающегося исследованиями внешней политики фашистского феномена, его теоретического осмысления и тоталитаризма . Его коллегой по вузу является Т. П. Нестерова, перу которой также принадлежит множество исследований культурных , экономических и идеологических аспектов внешней политики фашизма. В целом, уральская школа итальянистики занимает одно из ведущих мест в российской итальянистике.
Среди других исследователей можно также выделить Л. С. Белоусова, изучающего историю фашизма через призму личности Б. Муссолини. Также стоит упомянуть работы о внешней политике Италии Т.В. Зоновой . Не лишним будет упомянуть исследования по международной политике фашизма А. А. Кравченко. Некоторые необходимые сведения об Эфиопии можно почерпнуть в работах Н. В. М. Кассае , доктора наук из РУДН. Также нужно упомянуть исследования А.3. Егорина , И.В. Григорьевой , Н.П. Комоловой , Б. Горелика , П. Нелье , Н.Г. Глубоковой , Е. А. Масловой , Е.В. Таракановой , С.А. Коробова , М.В. Григера.
Подводя итог рассмотрению историографии по теме, нужно сказать, что итальянская литература с течением времени претерпела значительную трансформацию: фактически, от ревизионизма к антифашизму и обратно. Англо-американская историография более критична, но не избавлена от некоторых идеологических поворотов в оценке событий. Российская историография, восприняв опыт советской, рассматривает широкий круг вопросов, однако специализированных больших исследований фашистского колониализма в ней нет, а подход единственной советской работы устарел.
Структура работы следует проблемно-хронологическому принципу: главы отражают последовательную эволюцию колониальной политики Италии от «либеральных» к агрессивным принципам, параграфы же освещают конкретные проблемы. В первой главе рассматривается опыт, доставшийся фашизму «по наследству» от предшествовавшего режима, а также как этот опыт видоизменялся в течение нахождения фашистов у власти. Вторая глава акцентирует внимание на системе колониалистских взглядов Б. Муссолини, положении колоний в структуре итальянского королевства и влиянии внешних факторов на внешнюю политику фашизма. Последняя глава анализирует процесс перехода фашистского руководства к активной агрессивной политике, выразившейся в войне с Эфиопией.
Феномен фашистского колониализма возник не на пустом месте. Молодое буржуазное и либеральное итальянское государство искало пути развития, и для рубежа XIX-XX вв. колониализм был естественной формой таких поисков. Уже тогда проявились характерные особенности итальянской колониальной политики: экономическая и военно-политическая неспособность в открытую конкурировать с большими колониальными империями, а, следовательно, зависимость от колебаний международной конъюнктуры и политика лавирования. Национализм также проявляется во внешней политике Италии ещё до прихода фашистов к власти, к эпохе либеральных правительств относится и появление «римского мифа» как отсылки к героической традиции, что, в принципе, было характерно для только воссоединившихся государств. Особенно правые настроения в политическом климате Итальянского королевства усилились в начале XX в., но что повлияла и горечь поражения при Адуа в 1895 г., и «урезанная» победа в Первой мировой войне.
На этой волне в Италии возвышается фашизм. Сохранив многие признаки колониальной и внешней политики предшествовавшего курса, фашисты и Муссолини значительно радикализировали их. Однако эпизод с захватом Корфу показал, что ситуация, когда фашизм может не просить, а требовать, и даже брать «своё» ещё не наступила. Муссолини вернулся к политике лавирования, для которой даже в недрах фашистской партии было придумано весьма самодовольное название «решающего веса». При этом дуче активно использовал агрессивную внешнеполитическую риторику для формирования общественного мнения, а его, в свою очередь, для оправдания экспансии и агрессии. Умело скрывая истину за демагогией и туманными формулировками, сегодня он мог бы стать успешным политтехнологом.
Не имея возможности для активно пересмотра существующего внешнеполитического положения, фашисты приступили к наведению «порядка» в собственных владениях: Ливии и Сомали. «Реколонизация» этих регионов унесла более сотни тысяч жителей. Использование солдат, нанятых в других регионах Африки, породило ужасные зверства, достойные скорее «классического века» колониализма. К колониализму эпохи первоначального накопления капитала фашистская колониальная политика была близка и экономически. Несмотря на империалистические лозунги Муссолини, колониализм фашистской Италии таковым не являлся. Италия не только не могла экспортировать капиталы, но и нуждалась в них. Поэтому в эпоху, когда прямое управление колониями всё больше сходило на нет, фашизм жёсткими методами устанавливал итальянскую колониальную администрацию. Свою роль играла и фашистская идеология культа силы и дисциплины.
Эта система была довольно шаткой. Существовавшие колонии явно не обеспечивали непомерные амбиции фашизма. Великая депрессия показала слабость итальянской экономики. Во внешнеполитической сфере для фашистов это означало дальнейшее замыкание итальянской экономики в самой себе, а, следовательно, обозначалась необходимость поиска рынков сбыта и ресурсных баз. Всё это толкало Италию к колониальной войне. Ситуация при этом, казалось, сама располагала, к её началу: появление германского национал-социализма сильно ослабило международное положение Англии и Франции и повысили важность Италии в европейских делах, от которых колониальная политика оказалась неотделима. Не получив от держав желаемых уступок, Муссолини развязал Итало-абиссинскую войну, унёсшую более 700 тыс. жизней, и стал всё более сближаться с Гитлером. Построенный Муссолини режим стал преступным, и не только в общечеловеческом, но и в правовом смысле. Начав войну, Италия нарушила целую пачку международных договоров и соглашений. При этом Англия и Франция продемонстрировали Муссолини, да и всему миру, что такие акции могут оставаться безнаказанными. Как во время кризиса Маттеотти не нашлось 20 решительных людей, чтобы сместить Муссолини с поста, так и в 1935-36 гг. не нашлось тех, кто смог бы остановить колониальную войну. И подобную нерешительность союзные державы проявят ещё не раз. Так окончательно складывается агрессивный курс итальянского фашизма. Итало-эфиопская война стала одним из «звоночков», предвещавших новую мировую войну - величайшую трагедию в истории XX в. и человечества в целом.
Подводя итог, нужно сказать, что фашистская внешняя политика была целенаправленной и доктринальной. Она намеренно шла на жертвы и не боялась этого признавать. При этом в последнее время всё чаще звучит тезис о том, что фашизм не был так жесток, как нацизм и коммунизм. Подчёркивается, что сами итальянцы почти не знали репрессий, а Муссолини был шоуменом и пустословом. Этому «оправдыванию» всячески способствуют современные итальянские историки-ревизионисты. Заметно оно и среди российских историков.
Однако не стоит забывать, что агрессия фашистов только в Ливии периода «реконкисты» и Эфиопии времён Итало-абиссинской войны унесла более 800 тыс. жизней, и это не считая раненых и искалеченных. Много это или мало? Возможно, по сравнению с миллионами жертв германского нацизма, и мало. Но разве человеческая жизнь имеет цену? А уж тем более жизнь целых народов, наций и стран, которыми так легко жонглировали большие фашистские шишки в Африке.
Нельзя согласиться с историками, называющими тоталитарные феномены чуждыми европейскому общественно-политическому климату. Они, в том числе и фашизм, родились в идеях мыслителей XIX в., кризисе европейского уклада начала XX столетия, многочисленных революциях и социальных потрясениях. Являясь, по сути, альтернативами для построения современных государств, они, к сожалению, собрали страшную кровавую жатву, хотя и не без участия стран, оставшихся в орбите либеральной демократии. В этой связи колониальная политика фашистской Италии, ещё раз доказывает опасность агрессивной демагогии и международного потакания ей.
На этой волне в Италии возвышается фашизм. Сохранив многие признаки колониальной и внешней политики предшествовавшего курса, фашисты и Муссолини значительно радикализировали их. Однако эпизод с захватом Корфу показал, что ситуация, когда фашизм может не просить, а требовать, и даже брать «своё» ещё не наступила. Муссолини вернулся к политике лавирования, для которой даже в недрах фашистской партии было придумано весьма самодовольное название «решающего веса». При этом дуче активно использовал агрессивную внешнеполитическую риторику для формирования общественного мнения, а его, в свою очередь, для оправдания экспансии и агрессии. Умело скрывая истину за демагогией и туманными формулировками, сегодня он мог бы стать успешным политтехнологом.
Не имея возможности для активно пересмотра существующего внешнеполитического положения, фашисты приступили к наведению «порядка» в собственных владениях: Ливии и Сомали. «Реколонизация» этих регионов унесла более сотни тысяч жителей. Использование солдат, нанятых в других регионах Африки, породило ужасные зверства, достойные скорее «классического века» колониализма. К колониализму эпохи первоначального накопления капитала фашистская колониальная политика была близка и экономически. Несмотря на империалистические лозунги Муссолини, колониализм фашистской Италии таковым не являлся. Италия не только не могла экспортировать капиталы, но и нуждалась в них. Поэтому в эпоху, когда прямое управление колониями всё больше сходило на нет, фашизм жёсткими методами устанавливал итальянскую колониальную администрацию. Свою роль играла и фашистская идеология культа силы и дисциплины.
Эта система была довольно шаткой. Существовавшие колонии явно не обеспечивали непомерные амбиции фашизма. Великая депрессия показала слабость итальянской экономики. Во внешнеполитической сфере для фашистов это означало дальнейшее замыкание итальянской экономики в самой себе, а, следовательно, обозначалась необходимость поиска рынков сбыта и ресурсных баз. Всё это толкало Италию к колониальной войне. Ситуация при этом, казалось, сама располагала, к её началу: появление германского национал-социализма сильно ослабило международное положение Англии и Франции и повысили важность Италии в европейских делах, от которых колониальная политика оказалась неотделима. Не получив от держав желаемых уступок, Муссолини развязал Итало-абиссинскую войну, унёсшую более 700 тыс. жизней, и стал всё более сближаться с Гитлером. Построенный Муссолини режим стал преступным, и не только в общечеловеческом, но и в правовом смысле. Начав войну, Италия нарушила целую пачку международных договоров и соглашений. При этом Англия и Франция продемонстрировали Муссолини, да и всему миру, что такие акции могут оставаться безнаказанными. Как во время кризиса Маттеотти не нашлось 20 решительных людей, чтобы сместить Муссолини с поста, так и в 1935-36 гг. не нашлось тех, кто смог бы остановить колониальную войну. И подобную нерешительность союзные державы проявят ещё не раз. Так окончательно складывается агрессивный курс итальянского фашизма. Итало-эфиопская война стала одним из «звоночков», предвещавших новую мировую войну - величайшую трагедию в истории XX в. и человечества в целом.
Подводя итог, нужно сказать, что фашистская внешняя политика была целенаправленной и доктринальной. Она намеренно шла на жертвы и не боялась этого признавать. При этом в последнее время всё чаще звучит тезис о том, что фашизм не был так жесток, как нацизм и коммунизм. Подчёркивается, что сами итальянцы почти не знали репрессий, а Муссолини был шоуменом и пустословом. Этому «оправдыванию» всячески способствуют современные итальянские историки-ревизионисты. Заметно оно и среди российских историков.
Однако не стоит забывать, что агрессия фашистов только в Ливии периода «реконкисты» и Эфиопии времён Итало-абиссинской войны унесла более 800 тыс. жизней, и это не считая раненых и искалеченных. Много это или мало? Возможно, по сравнению с миллионами жертв германского нацизма, и мало. Но разве человеческая жизнь имеет цену? А уж тем более жизнь целых народов, наций и стран, которыми так легко жонглировали большие фашистские шишки в Африке.
Нельзя согласиться с историками, называющими тоталитарные феномены чуждыми европейскому общественно-политическому климату. Они, в том числе и фашизм, родились в идеях мыслителей XIX в., кризисе европейского уклада начала XX столетия, многочисленных революциях и социальных потрясениях. Являясь, по сути, альтернативами для построения современных государств, они, к сожалению, собрали страшную кровавую жатву, хотя и не без участия стран, оставшихся в орбите либеральной демократии. В этой связи колониальная политика фашистской Италии, ещё раз доказывает опасность агрессивной демагогии и международного потакания ей.
Подобные работы
- Фашистское движение в Англии в 1930-е годы
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



