Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Соционормативная система регулирования общественных
отношений.
1.1. Социальная норма как элемент соционормативной системы ……….. 12
1.2. Основные виды соционормативных регуляторов ..…………………... 25
1.3. Нормативность и ненормативность в регулировании общественных
отношений ………………………………………………………………..…..
33
Глава 2. Нормы права в системе соционормативного
регулирования.
2.1. Современные концепции правопонимания и многоаспектность
понятия права …………………...…………………………………………… 50
2.2. Специфика соотношения и взаимодействия правовых и моральных
норм ….……………………………………………………………………….. 70
2.3. Особенности соотношения и взаимодействия правовых норм и
обычаев ……….…............................................................................................ 93
2.4. Специфика соотношения и взаимодействия правовых и
религиозных норм ………................................................................................ 106
Заключение………………………………………………………………….. 124
Библиографический список……………………………………………….. 131
Актуальность темы диссертационного исследования. Острый
политический и экономический кризис последнего десятилетия XX века в
России вызвал необходимость реформирования значительной части
общественных отношений. Изменение потребностей и интересов общества,
необходимость его развития по прогрессивному пути отразилось в основных
направлениях конституционной и судебной реформы. Приоритет
обеспечения прав и свобод личности вновь обострил проблему соотношения
и взаимодействия соционормативных регуляторов общественных отношений.
Присущий легизму подход преобладания и доминирования в обществе
правовых норм как наиболее значимых, уступил место поискам компромисса
и определения степени взаимодействия и взаимообусловленности всех
социальных норм как условия поступательного развития общества.
Изменение ценностей, стереотипов поведения личности среди прочих
факторов привели к усложнению механизма социального регулирования и
контроля. Кроме того, процессы демократизации и зарождения гражданского
общества обусловили потребность корректировки государственно-правового
строительства с учетом полиэтничности, многоконфессиональности и
культурно-исторического опыта населения современной России.
В условиях переходного периода происходит изменение сущности
государства и права, прямым следствием которого должно стать изменение
уровня правосознания. Изменение ценностных установок внутри общества
возможно только при преодолении правового нигилизма и правового
фетишизма как деформаций правосознания. Данный процесс проявляется в
настоящее время через реализацию правовой идеологии и рассмотрения
ценности и значимости права с позиций юснатурализма. Теоретическое
осмысление данной проблемы позволит изменить массовое правосознание и
привести к формированию позитивного отношения к правовым
предписаниям. Правовая реформа в России должна обеспечить реализацию4
интересов общества в целом и каждого индивида в частности, сформировать
убежденность в ценности каждого соционормативного регулятора. Одним из
путей разрешения данной проблемы становится рассмотрение механизма
социального регулирования в целом, определения системных связей между
различными видами социальных норм, установление соотношения и
взаимодействия социальных норм, а также их влияние на мотивацию
поведения личности. Утверждая новые политические ценности, определяя
приоритетные пути развития общества – государственная власть должна
отказаться от рассмотрения права как инструмента своего волеизъявления и
подчинения общества через систему запретов и наказаний. Мертвые законы
должны уступить место «живому» праву, т.е. отвечающему потребностям
прогрессивного развития общества и отражающего его моральнонравственные императивы. Изменившиеся условия соционормативного
регулирования требуют иного подхода к определению значимости каждого
из его компонентов и установлению их взаимодействия. Решение проблем
формирования гражданского общества и правового государства, повышения
уровня правосознания граждан невозможно без изменения акцентов в
социальной регуляции.
В последние годы проблема взаимодействия и соотношения различных
видов соционормативных регуляторов получила наибольшее развитие.
Каждый из них, сохраняя свою специфику, выступает в качестве регулятора
особого рода. Наряду с общими чертами соционормативные регуляторы
имеют и свои специфические особенности, отражающие принципиальное
отличие одного вида социальных норм от других. Без таких особенностей
нельзя было бы вообще говорить о различных видах социальных норм и
способах регуляции.
Авторская позиция по вопросам диссертационного исследования стала
результатом тщательного анализа имеющихся по ним теоретических
позиций, особенно классиков юриспруденции, социологии права,
политологии, философии и других общественных наук. Таким образом, при5
ее формировании учтено известное методологическое правило,
сформулированное Л. Фуллером: «точка зрения, способ рассмотрения и
оценки вещей… имеют значение только при сравнении с другими способами
рассмотрения и оценки вещей. Полностью адекватное описание
индивидуальной точки зрения должно принять во внимание все другие
возможные способы рассмотрения того же самого предмета»1.
В процессе исторического развития и эволюции общественных
отношений, усложнения их элементной структуры, а так же появления их
новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или
иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или
иных соционормативных регуляторов. Вследствие этого возникают вопросы
о необходимости совершенствования нормативной базы общества, о
приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни.
Бесспорно, что право, будучи обусловлено реальным состоянием и
закономерностями общественного развития, выражает объективную
потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношений
его членов, в подчинении их определенным нормам. Тем самым,
обеспечивается сознательное и целенаправленное воздействие социальной
общности на жизнедеятельность индивидов, что во многом обусловлено
господствующим в политике типом правопонимания.
Исследование проблем соотношения и взаимодействия
соционормативных регуляторов в условиях переходного общества через
рассмотрение типов правопонимания приобретает новый характер и
звучание. Признание сущности права с позиций юснатурализма позволяет на
качественно новом уровне осознать процесс взаимодействия норм права с
иными социальными нормами, происхождение которых связано не столько с
государством, сколько с самим обществом в процессе его развития. Речь
идет, в первую очередь, о таких соционормативных регуляторах, как
религиозные нормы, мораль, правовые обычаи, которые в настоящее время
1 Fuller L.L. the Morality of Law / L.L. Fuller. - New Haven, 1964. - P. 113.6
переживают процесс возрождения. Значительно расширилась сфера действия
религиозных норм, претендующих на роль ведущей соционормативной
системы, интегрирующей в себе элементы не только религиозных, но и
моральных, а, зачастую, и правовых норм.
Помимо изложенного, важность исследования данной проблемы
объясняется и интенсивным законотворческим процессом, происходящим
как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах Российской
Федерации, а также и на уровне местного самоуправления.
Так, например, очевиден интерес федерального законодателя к
использованию и правовому закреплению таких социальных регуляторов,
как обыкновения делового оборота и религиозные традиции. В частности, в
Гражданском кодексе РФ в статье 5 говорится об использовании обычаев
делового оборота при осуществлении имущественных прав и обязанностей; в
статье 19 упоминается о национальных обычаях и традициях применительно
к приобретению и осуществлению прав и обязанностей гражданином
Российской Федерации под своим собственным именем2; в статье 16
Федерального Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»3
раскрывается значение терминов «религиозные обряды и церемонии» и
декларируется право граждан на их осуществление. Пункт 1 статьи 11
Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает, что «суд
разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях,
предусмотренных нормативными правовыми актами»4. Использование
данных категорий свидетельствует об изменении соотношения норм права и
других социальных норм в регулировании общественных отношений.
2 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от
23.12.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Российская
газета. - 2003. - № 261.
3 См.: О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон Российской Федерации от
26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. 08.12.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - №
39. - Ст. 4465; Российская газета. - 2003. - № 252.
4 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. 30.06.2003) //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532; Российская газета. - 2003. - №
126.7
Представляется актуальным комплексное исследование особенностей
соотношения и взаимодействия соционормативных регуляторов через призму
понятийного и концептуального аппарата теории права и государства. Такое
исследование, проведенное на основе общетеоретических подходов, с учетом
основных тенденций господствующего правопонимания, позволит:
• обосновать значимость и эффективность применения каждого
элемента соционормативного регулирования;
• определить общие тенденции развития и совершенствования
соционормативного регулирования общественных отношений.
Все вышеизложенное обуславливает актуальность проблемы и
предопределяет выбор темы настоящей диссертации.
Процессы демократизации общественной жизни значительно расширили
сферу возможного, желательного и индифферентного поведения личности.
Усложнение общественных процессов предполагает увеличение числа
субъектов нормативного регулирования. В своей повседневной мотивации
человек должен исходить не только из внешнего фактора (правовых норм), но
в наибольшей степени из внутренней убежденности в справедливости и
правильности избранного им варианта поведения. Данное условие реализуется
только при включении и взаимодействии в процессе нормативного
регулирования таких его компонентов как моральная и религиозные нормы.
Изучение способов и методов функционирования социальных норм как
системного единства позволяет утверждать, что вся мера ответственности за
тот или иной поступок всегда ложится на личность и «плохие» законы не
могут быть оправданием девиантного поведения. В условиях переходного
периода актуальным становится вопрос разработки практических
механизмов упорядочения общественных отношений с учетом специфики
взаимодействия и соотношения элементов соционормативного
регулирования.
Соционормативные регуляторы представляют собой те основные
формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения
и общественных отношений людей. Социальные нормы выступают в
качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия
социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей.
Являясь типовыми моделями поведения людей они применяются в типичных
обстоятельствах и обладают способностью выступать регуляторами
взаимоотношений общественных институтов.
Функционирование механизма социальной регуляции основано на
нормативном и ненормативном способах регулирования общественных
отношений. Общепризнано, что под нормативным регулированием124
понимают унифицированные, обязательные, обращенные к неопределённому
кругу лиц модели поведения. Эти требования системны и основаны на
принципах господствующих в данном обществе нравственных императивов.
Ненормативное регулирование носит индивидуальный, личностный
характер. Но следует признать, что оно не является автономным и связано с
системой нормативных предписаний причинно-следственными связями: либо
как исключение из правил, либо как решение конкретного единичного
случая, исходя из принципов и духа, принятых в данном обществе
стереотипных вариантов поведения. Большая часть социальных отношений
подвергается нормативному регулированию. Ненормативное регулирование
является производным от нормативного и дополняет его. Интересен тот факт,
что в условиях демократического режима в наибольшей степени действует
нормативное регулирование (например, реализация принципа «перед
законом все равны»), а при тоталитарном и авторитарном значителен массив
ненормативного регулирования (наличие привилегий для определённых
социальных групп).
Результатами диссертационной работы являются следующие
обоснованные положения, полученные автором и составляющие научную
новизну.
1. Норма является предписанием для организации будущей
деятельности. Иначе говоря, норма понимается как модель, сформированная
в период предшествующей деятельности, как образец, основанный на
прошлом опыте; как критерий оценки, дающий возможность установить
правильность и ценность поступков людей.
2. Социальные нормы выступают регуляторами не только отношений
между людьми, но и мерилом упорядоченности организованных систем, в
роли которых действуют различные общественные организации, и
регулятором связей как внутри этих организаций, так и между ними.
3. Социальная норма выступает регулятором поведения личности лишь
тогда, когда она отражена ее сознанием и усвоена до такой степени, чтобы125
выступить побуждением для эмоционально-волевой структуры сознания
личности, обеспечивающей действия, соответствующие этой норме.
4. Отсутствует единый подход к классификации социальных норм.
5. Существующая иерархия социальных норм соответствует иерархии
ценностей общества, социальных групп и индивидов. Положение в
нормативно-ценностной иерархии является одним из оснований для
классификации социальных норм как основополагающих и второстепенных,
универсальных и детализирующих, общих и конкретных и т.д.
6. Общество оказывает регулирующее воздействие на сознание и
поведение личности посредством определенного, внутренне связанного,
обусловленного факторами жизни самого общества набора нормативных
регуляторов, в которых содержатся требования к поведению личности. Эти
нормативные регуляторы представляют собой относительно устойчивые
формы взаимодействия людей, основанные на социальных предпосылках.
Они возникают в реальных общественных отношениях людей в результате
повторяющихся актов производства, обмена, распределения и выражают
объективную потребность в упорядочении общественных отношений.
7. Нормы тесно связаны с другой частью социального регулирования –
ненормативной. Ненормативные регуляторы это индивидуально-ситуативные
факторы упорядочения социальных связей процессов. Поэтому рассмотрение
социального регулирования в системе нормативного регулирования
осуществлялось автором с учетом ненормативных факторов. Данный подход
позволил сделать вывод о том, что социальные регуляторы в процессе
нормативного обобщения общественных отношений являются не только
формой, результатом такого обобщения, но и средством дальнейшего
упорядочивающего воздействия на социальную систему.
При рассмотрении ненормативного директивного регулятора
общественных отношений, автором предложено деление директивного
регулятора на: персонифицировано-директивный и абстрактно-директивный;
в силу того, что директива может и не иметь одушевленного адресата.126
8. Рассмотрение основных типов правопонимания позволило
обосновать тезис, что взаимосвязь и значимость социальных регуляторов
зависит от господствующего типа правопонимания.
9. Представление о возможности совместимости различных
направлений правопонимания, открывает путь к сближению взглядов
относительно реальности выработки интегративного понятия права. Право –
это полифункциональный соционормативный регулятор общественных
отношений, представляющий собой совокупность желательных и
общепринятых унифицированных поведенческих правил. Данные правила
определяются и закрепляются посредством ценностных стандартов,
признаваемых общезначимыми для представителей того или иного социума и
обеспечиваемые системой юридических гарантий и мер государственного
принуждения.
Также, автором отмечается, что поиск единого, всеобъемлющего
определения права не означает и не предполагает признание неправильными
всех других определений права. Напротив, интегрированный подход к
определению права вбирает в себя идеи всех основных концепций
правопонимания, исключает одностороннее суждение о праве как едином
социальном явлении.
10. Взаимодействие морали и права выражается во взаимовлиянии друг
на друга, способствуя прогрессу нравственных и правовых отношений,
увеличивая регулятивный потенциал правовых норм. При этом необходимо
иметь ввиду, что являясь надстроечными категориями, право и мораль
обусловлены прежде всего экономическим фактором, который отражает
материальные потребности общества, уровень его развития.
Между правом и моралью всегда существовали и существуют
определенные противоречия, ибо совмещение этического и юридического
всегда было труднейшей проблемой. Тем не менее, необходимость
преодоления возникающих коллизий всегда сохраняется, что объясняется127
повышением нравственной ценности права в связи с признанием российской
юридической наукой идей естественного права.
Основная тенденция соотношения права и морали характеризуется тем,
что право на рубеже второго и третьего тысячелетий все больше вытесняет и
заменяет мораль. Так, большинству негативных и деликвентных явлений
дается «оценка» в современных российских законах, прежде всего в
Уголовном кодексе. При этом некоторые проявления аморального поведения
в настоящее время декриминализированы, а некоторые наоборот
криминализированы, несмотря на то, что ранее совершение таких деяний
влекло лишь негативную моральную оценку.
11. Чрезвычайно емкий содержательный смысл, заключенный в
терминологических составляющих понятийных структур «обычай» и
«право», позволяет толковать обычное право весьма широко. Обычное право
это деятельность сообщества, основанная на убеждении в обязательности
применения определенных повторяющихся норм и правил поведения его
членов.
Вместе с тем, автором отмечается зависимость свойств обычного права
от локальной временной и пространственной реальности, что делает
проблематичным выделение его из других источников права. К настоящему
времени общепризнанной стала динамичность обычного права: несмотря на
известную консервативность, оно не было чем-то застывшим, постоянно
трансформировалось по мере развития его носителей, впитывая в себя и
закон, и прецеденты судебной практики. Закон, в свою очередь, также
видоизменялся, он мог иметь и характер обычая, и характер нормы,
привнесенной извне, например, в результате развития научной мысли.
Таким образом, автор делает логический вывод о том, что право,
бытовавшее в виде обычая, имело свойство со временем преобразовываться в
закон, и, наоборот, законодательная норма могла постепенно обретать форму
обычая.128
12. Религия как система социальной регуляции поведения, является
эффективным фактором, определяющим поведение человека, в том числе и в
сфере правовых отношений. По мере социального, научно-технического и
культурного развития общества религия обособляется от процесса
жизнедеятельности людей и становится самодостаточной доктриной.
Различные естественноисторические условия формирования мировых
религий породили и различные религиозные системы со своей философией,
атрибутикой и этическими воззрениями. Нормы, закрепленные в
религиозных текстах, являются действенным регулятором общественных
отношений и служат для оформления собственно социальных отношений.
Исследуя вопрос соотношения правовых и религиозных норм, автор
приходит к логическому выводу о том, что религиозные нормы обязательны
для тех, кто добровольно принял ту или иную религию, а правовые нормы –
для всех, кто оказался в сфере действия права.
Следовательно, в основе специфики единства правовых и религиозных
норм лежит их институциональный характер, структура и особые процедуры
нормообразования. Учитывая, что различия правовых и религиозных норм не
столь велики, а единство их глубже и всестороннее, по мнению автора,
взаимосвязь рассматриваемых регуляторов более предпочтительна для
прогресса общественных отношений в виде взаимоподдержки, а не в виде
конфликта.
Исследовав специфику соотношения и взаимодействия
соционормативных регуляторов, на основе анализа элементной структуры
соционормативных регуляторов, автором сформулированы некоторые
предложения по созданию необходимых условий формирования правового
государства и гражданского общества:
1. Провозглашенные в современном обществе и в действующем
праве принципы, должны быть обеспечены юридическими и социальноэкономическими факторами.
Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах
международной купли-продажи товаров (Заключена в г. Вене
11.04.1980) // Вестник ВАС РФ. - 1994. - № 1.
2. Конституция Российской Федерации (в ред. 25.07.2003) // Российская
газета. - 1993. - № 237; Российская газета. - 2003. - № 151.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от
30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 23.12.2003) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Российская газета. -
2003. - № 261.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. 23.12.2003) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410; Российская газета. -
2003. - № 261.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть третья) от
26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от
14.11.2002 № 138-ФЗ (в ред. 30.06.2003) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2002. - № 46. - Ст. 4532; Российская газета. -
2003. - № 126.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в
ред. 08.12.2003) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст.
2954; Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 50. - Ст. 4855.
8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в
ред. 02.01.2000) // Российская газета. - 1996. - № 17; Российская газета.
- 2000. - № 4.131
9. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 23.12.2003) //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1).
- Ст. 1; Российская газета. - 2003. - № 261.
10. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (в
ред. 23.12.2003) // Собрание законодательства Российской Федерации. -
2003. - № 22. - Ст. 2066; Российская газета. - 2003. - № 262.
11. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999
№ 81-ФЗ (в ред. 30.06.2003) // Собрание законодательства Российской
Федерации. - 1999. - № 18. - Ст. 2207; Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2003. - № 27. - Ст. 2700. - Ч. 1.
12. Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик (утв.
ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1) // Ведомости СНД и ВС СССР. - 1991. -
№ 26. - Ст. 733.
13. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон
Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. 18.07.2003) //
Российская газета. - 1995. - № 229; Российская газета. - 2003. - № 150.
14. Об общественных объединениях: Федеральный закон Российской
Федерации от 19.05.1995 № 82-ФЗ (в ред. 08.12.2003) // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 21. - Ст. 1930;
Российская газета. - 2003. - № 252.
15. О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный
закон Российской Федерации от 08.01.1998 № 3-ФЗ (в ред. 30.06.2003)
// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 2. -
Ст. 219; Российская газета. - 2003. - № 126.
16. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон
Российской Федерации от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. 08.12.2003) //
Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 39. -
Ст. 4465; Российская газета. - 2003. - № 252.
17. О статусе судей в Российской Федерации: Закон от 26.06.1992 № 3132-132
1 (в ред. 15.12.2001) // Российская газета. - 1992. - № 170; Российская
газета. - 2001. - № 247.
18. О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации:
Указ Президента РФ от 06.07.1995 № 673 // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1995. - № 28. - Ст. 2642.
19. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой
Гражданского Кодекса Российской Федерации: Постановление
Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановление
Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
01.07.1996 № 6/8 // Российская газета. - 1996. - № 152.
20. О декларации прав и свобод человека и гражданина: Постановление
Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.1991 № 1920-1 //
Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 52. - Ст. 1865.
II. НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Агешин Ю.А. Политика, мораль, право / Ю.А. Агешин. - М., 1982. -
252 с.
2. Айзенберг А.М. Право, нравственность и правосознание в
социалистическом обществе / А.М. Айзенберг. - М., 1955. - 259 с.
3. Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1 / С.С. Алексеев. -
Свердловск, 1972. - 351 с.
4. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе / С.С.
Алексеев. - М., 1971. - 375 с.
5. Алексеев С.С. Теория права / С.С. Алексеев. - М., 1994. - 439 с.
6. Алексеев С.С. Философия права / С.С. Алексеев. - М., 1998. - 542 с.
7. Алехин А.П. Административное право Российской Федерации.
Учебник / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов - М., 1997. -
416 с.
8. Артемов В.М. Правопорядок в современном Российском обществе:133
концептуальные обоснования и инновации / В.М. Артемов. - М., 2001.
- 145 с.
9. Арутюнов С.А. «Святые реликвии»: Миф и действительность / С.А.
Арутюнов. - М., 1987. - 148 с.
10. Багиашвили И.М. О понятии социальной нормы. Право и
правотворчество: вопросы теории / И.М. Багиашвили. - М., 1982. - 169
с.
11. Байтин М.И. Нормы советского права / М.И. Байтин, В.К. Бабаева. -
Саратов, 1987. - 281 с.
12. Бакштановский В.И. Введение в теорию управления нравственновоспитательной деятельностью / В.И. Бакштановский, Ю.В.
Согомонов. - Томск, 1986. - 112 с.
13. Бакштановский В.И. Честная игра: нравственная философия и этика
предпринимательства. Т. 1, 2 / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов.
- Томск, 1992. - 294 с.
14. Бакштановский В.И. Этика мораль, воспитание / В.И. Бакштановский,
В.Т. Ганжин, Ю.В. Согомонов. - Новосибирск, 1982. - 253 с.
15. Баранов В.М. Поощрительные нормы советского социалистического
права / В.М. Баранов. - Саратов, 1978. - 195 с.
16. Белкин А.А. Социальное воспроизводство и государственное право /
А.А. Белкин. - Л., 1991. - 218 с.
17. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г.Дж.
Берман. - М., 1994. - 283 с.
18. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И.
Бобнева. - М., 1978. - 167 с.
19. Брожик В. Марксистская теория оценки / В. Брожик. - М., 1982. - 185
с.
20. Букреев В.И. Этика права / В.И. Букреев, И.Н. Римская. - М., 1998. -
397 с