Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПРИЁМОВ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ НУМЕРАЦИИ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 100

Работа №29259

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
879
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития приёмов умственных действий
младших школьников 7
1.1. Сущностно - содержательный анализ ключевых понятий исследования 7
1.2 Возрастные особенности младших школьников 16
1.3. Особенности развития приёмов умственных действий на уроках математики 27
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности комплекса заданий, направленного на развитие приёмов умственных действий младших школьников в процессе изучения нумерации чисел в пределах 100 36
2.1 Методика изучения нумерации чисел в пределах 100 36
2.2 Комплекс заданий, направленный на развитие приёмов умственных
действий младших школьников в процессе изучения нумерации чисел а пределах 100 48
2.3. Описание хода и анализ результатов опытно - экспериментальной работы 55
Выводы по главе 2 60
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения 67



Одна из важнейших задач обучения младших школьников математике является формирование у детей понятия о числе и арифметических действиях, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Их усвоение происходит в результате длительного выполнения тренировочных упражнений. Выполнение большого количества однотипных упражнений, безусловно, способствуют усвоению вычислительного приема, но вместе с тем снижает познавательную активность, у детей пропадает интерес, рассеивается внимание, нарастает число ошибок и т.п.
Изучение математики по концентрам в начальном курсе математики дает возможность неоднократно возвращаться к рассмотрению основных вопросов, связанных с особенностями десятичной системы счисления, устной и письменной нумерации чисел, закрепляя знания детей. В условиях развивающего обучения система заданий, направленные на усвоение вычислительных умений и навыков, должна формировать обобщенные способы действий, побуждать учащихся к самостоятельному поиску новых способов действий, рассмотрению нескольких способов решения задания и оцениванию их с точки зрения рациональности. Использование рациональных приемов, помогающих во многих случаях значительно облегчить процесс вычислений, способствуют формированию положительных мотивов к этому виду учебной деятельности. Поэтому работа по поиску рациональных приемов вычислений должна проводиться постоянно, систематически органически увязываться с изучаемым программным материалом. По программе начальных классов на каждом уроке математики требуется проводить упражнения по развитию устных вычислительных навыков. Формирование умения считать, навыков решения арифметических действий у младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Учителю нужно совершенно отчетливо представлять себе уровень, на котором должен быть усвоен каждый из вопросов умения считать. Связи с этим представляется целесообразным конкретизировать требования, которые могут быть предъявлены к учащимся к концу изучения основных тем программы ("Десяток", "Сотня", "Тысяча", "Многозначные числа").
Нумерация многозначных чисел и действия над ними выделяются в особый концентр потому, что нумерация чисел за пределами 1 000 имеет свои особенности: многозначные числа образуются, называются,записываются с опорой не только на понятие разряда, но и на понятие класса. Необходимо раскрыть это важнейшее понятие нашей системы счисления.
Показать, что же именно должны знать и уметь дети, какими навыками они должны овладеть в ходе работы над темами. Исходя из всего сказанного можно сказать, что при обучении арифметическим действиям в начальных классах обязательным условием является необходимое использование элементов множества, т.е. предметного счета. Без предметного преподавания детей обучать невозможно и нельзя. Таким образом, актуальность выше изложенных явлений служила основанием для более глубокого включения понятия числа в систему начального математического образования, как одних их наиболее эффективных способов развития мышления.
Изложенное выше обусловило выбор темы исследования: "Развитие приёмов умственных действий младших школьников в процессе изучения нумерации чисел в пределах 100".
Проблема исследования: как организовать работу по развитию умственных действий младших школьников при изучении нумерации чисел в пределах ста?
Цель исследования: разработать и апробировать комплекс заданий, направленный на развитие действий младших школьников в процессе изучения нумерации в пределах 100.
Объект исследования: процесс развития умственных действий младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: комплекс заданий направленный на развитие приёмов умственных действий у младших школьников при изучении нумерации чисел в пределах ста.
Гипотеза: мы предполагаем, что разработанный комплекс заданий будет эффективным средством развития приёмов умственных действий младших школьников в процессе изучения нумерации чисел в пределах 100.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу и выявить особенности изучения нумерации чисел в пределах 100;
2) проанализировать опыт работы учителей начальных классов по изучению нумерации чисел в пределах 100;
3) разработать комплекс заданий;
4) провести экспериментальную работу по проверке рабочей гипотезы.
Методологические основы исследования составляют труды психологов и педагогов: Зимняя, Талызина. Бельтюковой Г.В., Петерсон Л.Г., Моро М.И., Бантовой М.А., Петракова И.С. и др.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической, методической литературы;
наблюдение за учебным процессом в начальной школе;
протоколирование уроков учителя начальных классов;
анкетирование;
интервьюирование.
Практическая значимость:
- приведены в систему накопленный опыт учителей по изучению нумерации чисел в пределах 100;
- составлены и апробированы специальные задания по формированию нумерации чисел в пределах 100;
- доказана эффективность включения специальных заданий для формирования понятия нумерации чисел в пределах 100.
Апробирована в виде выступления на методическом объединении школы, на научно-практической конференции.
Написана статья "Особенности изучения нумерации многозначных чисел в начальных классах" по результатам исследования.
Достоверность результатов исследования определяется анализом теоретического и экспериментального материала, методами математической обработки результатов опытного исследования.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Начальный курс математики закладывает базу для ее дальнейшего изучения. И многие навыки, которые не были сформированы в этот период, так и остаются слаборазвитыми в дальнейшем, что впоследствии создает проблемы у учеников в старших классах.
При изучении нумерации чисел в пределах 100 можно выделить следующие ступени:
- научиться считать предметы десятками и усвоить образование, название двузначных чисел;
- усвоить порядок следования чисел при счете, используя предшествующее и последующее число;
- уметь сравнивать числа, опираясь на их место в натуральной последовательности, а также на десятичный состав чисел;
- уметь читать и записывать числа в пределах 100.
Учащимся необходимо показать, где в практике, в жизни используются те числа, которые они изучают на уроках в школе. Учащиеся испытывают затруднения в счете как простыми единицами, так и другими единицами счета (десятками, сотнями, тысячами и др.). Когда надо сделать переход к новому разряду или классу (1 299-1 300, 2 999-3 000), ученик считает: две тысячи девятьсот девяносто десять и т.д. Как и раньше, при изучении чисел предыдущих концентров, наибольшие затруднения вызывает счет в обратном порядке и счет равными числовыми группами (по 25, 50, 200, 250, 500).
Наблюдаются также трудности при чтении многозначных чисел. На первых порах ученики не выделяют при чтении класса тысяч (например, число 4 231 читают как 423, один), не учитывают нулей при чтении чисел (например, число 5 620 читают как 562, 3 085 читают как 385).
Не только чтение, но и выработка умений и навыков при письме многозначных чисел требует от учащихся значительных усилий, большого количества тренировочных упражнений. Нечеткое представление о разрядах, классах нередко затрудняет сравнение соседних разрядов и классов (например, 2, 20, 200, 2000; 5 и 5 тысяч; 60 и 60 тысяч), нахождение наибольшего и наименьшего числа каждого разряда.
Причем трудности, возникающие у учащихся при изучении темы "Нумерация многозначных чисел", неоднородны. Одни учащиеся довольно быстро усваивают устную нумерацию (счет и анализ чисел), но долго не могут постичь письменную нумерацию. Для других оказывается проще усвоение письменной нумерации, а последовательность счета, десятичный анализ чисел усваивается медленнее, с большим трудом.
Наблюдения над работой по теме "Нумерация чисел в пределах ста " показывают, что целесообразна следующая последовательность изучения данной темы:
- учащиеся знакомятся с новой счетной единицей - десятком и новым понятием - понятием разряда;
- учащиеся овладевают приемами устных и письменных вычислений на основе свойства арифметических действий, связи между их компонентами и результатом;
- учащиеся усваивают таблицы сложения и умножения и соответствующие случаи обратных действий - вычитания и деления;
- вводятся составные задачи и продолжается работа над простыми задачами;
- изучаются математические выражения, продолжается изучение геометрического материала.
Изучение, нумерации многозначных чисел не должно ограничиваться только теми уроками, которые отводятся на первоначальное знакомство с этой темой. Упражнения на закрепление устной и письменной нумерации должны быть неотъемлемой частью почти каждого урока математики. Их следует включать в устный счет, арифметические диктанты. От сознательного усвоения нумерации зависит успех овладения арифметическими действиями.
Опытно-экспериментальная работа показывает, что внедрение специальных комплекса заданий способствует эффективности процесса развития приёмов умственных действий младших школьников при изучении нумерации чисел в пределах сотни.



1. В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов Педагогика Москва Издательский центр «Академия»2011
2. Моро М.И. Учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы. М. "Просвещение" - 2012.
3. Моро М.И. Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. М. "Просвещение" - 2012.
4. Моро М.И. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. М. "Просвещение" - 2012.
5. Моро М.И. Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. М. "Просвещение" - 2012.
6. Ушинский К.Д. Педагогика. М. - 2000.
7. Иван Павлович Подласый. Педагогика начальной школы: учебник, 2010
8. Сорокина А.И. Дидактические игры в начальной школе. М. - 1998.
9. Методика преподавания математики в начальных классах Автор: Курманалина Ш.- 2011
10. Леонтьев А.И. К вопросу о развитии арифметического мышления ребенка. - М.: Баласс, 2000.
11. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983.
12. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М., 1983.
13. Сергеев И.Н., Олехин С.Н. Примени математику. - М.: “Наука”, 1991.
14. Стойлова Л.П. Математика. - М.: Академия, 2002.
15. Столяренко Л.Д. Педагогика. - Ростов н/Д, 2000.
16. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. - М., 1983.
17. Фридман Л.М. Математика в начальной школе - М.: “Просвещение”, 1984.
18. Харламов И.Ф. Педагогика. - Минск, 2002.
19. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1986.
20. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М., 1980.
21. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Е. Галанжина - «Планета», 2011.
22. Журнал «Начальная школа» - №2,2012 год, с. 49.
23. Я. Перельман Занимательная арифметика - 2012.
24. Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах. Москва. "Просвещение"- 1984.
25. П.А. Пономарев: Основы психологии и педагогики - 2007.
26. А.И. Кравченко, Психология и педагогика - 2010.
27. Анна Белошистая, Методика обучения математике в начальной школе - 2011.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ