Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №29249

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
716
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Научно-теоретические основы формирования учебной мотивации в младшем школьном возрасте 7
1.1. Учебная мотивация школьников как психолого-педагогическая
проблема 7
1.2. Содержание и структура мотивации учения школьников 13
Выводы по первой главе 22
Глава 2 Методические основы формирования учебной мотивации у детей
младшего школьного возраста 24
2.1. Методы формирования учебной мотивации у младших
школьников 24
2.2.Экспериментальная работа по формированию мотивации к обучению учащихся начальных классов 32
2.3. Рекомендации по формированию учебной мотивации у младших
школьников 41
Выводы по второй главе 47
Заключение 58
Список использованной литературы 51
Приложение


Актуальность. Мотивация к школьному обучению является одной из важнейших педагогических проблем в современном образовании. Готовность к школьному обучению - многокомплексное явление. Это важнейший итог психологического развития в период дошкольного детства в семье и детском саду. Под готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента готовности. Это ведет к затруднению или нарушению адаптации ребенка в школе. В последнее время растет число детей, у которых быстро потухает интерес к школе, исчезает ответственность перед учебной деятельностью.
Проблема состоит в том, что многие дети семилетнего возраста к моменту поступления в начальную школу являются мотивационно неготовыми к систематическому обучению в школьных условиях. Проявляется такая неготовность в том, что у ребенка не проявляются мотивы и сформированность «внутренней позиции школьника». У ребенка отсутствует стремление пойти в школу или даже негативное отношение к школе и учению. Такие дети затрудняются объяснить смысл и мотивы учения в школе.
Степень разработанности проблемы.
Изучением проблемы мотивационной готовности ребенка к поступлению в школу занимались известные отечественные ученые: Алексеев В.Г., Ананьев Б.Г., Аргайл М., Асеев В.Г., Бардин К.В., Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Зинченко П.И., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Чудновский В.Э., Якобсон П.М.
В современной педагогике существуют различные точки зрения на определении понятия мотивации.
Узнадзе Д.Н. под понятием «мотивация» подразумевает промежуток, предшествующий волевому акту. Рубинштейн С.Л. называл мотивирование детерминацией, которая воплощается посредством нервной системы. Согласно мнению Рубинштейна, мотивация - это опосредованная действием ее отображения индивидуальное детерминированное действие человека. Леонтьев А.Н. считал, что значение деятельности индивида, в том числе и деятельности учения, заключается не только в том, чтобы приобрести конкретный результат, а в том, чтобы проявить физическую и интеллектуальную активность.
Ученые считают, что мотивационная готовность к школе - важная составляющая психологической готовности ребенка к обучению в школе, которая проявляется в положительном отношении к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности. Показателями мотивационной готовности являются: желание идти в школу; правильные представления о школе; познавательная активность.
Цель исследования: на основе психолого-педагогического и теоретико-методологического анализа литературы исследовать методы и формы развития учебного мотивации у детей младшего школьного возраста и разработать методические рекомендации для учителей начальных классов и родителей по формированию учебной мотивации в школе и в семье.
Объект исследования: процесс формирования учебной мотивации младших школьников.
Предмет исследования: методика формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста.
В процессе исследования выдвинута следующая гипотеза: методика формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста будет эффективной, если:
- учитывать психолого-физиологические и педагогические особенности младших школьников;
- систематически использовать в учебно-воспитательном процессе начальной школы различные виды учебного мотивирования у детей младшего школьного возраста;
- использовать методики и методические приемы личностноориентированного подхода в обучении детей младшего школьного возраста.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой сформулированы задачи исследования:
1.Осуществить анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме формирования учебной мотивации младших школьников.
2. Разработать систему уроков и мероприятий, которые способствовали бы формированию учебной мотивации у младших школьников.
3. Провести экспериментальную работу по формированию учебной мотивации учащихся начальных классов и апробировать разработанную систему уроков и мероприятий в практике начальной школы.
Для разрешения поставленных задач в ходе работы применялся комплекс методов:
1) Теоретические методы изучения (анализ, синтез, обобщение, анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования);
2) Статистические методы исследования.
Этапы исследования. Исследование велось в течение одного года (2017-2018 гг.) и включало в себя три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2017 г.) происходил анализ психологопедагогической, методической литературы по вопросу исследования; формулировались цели, задачи, база исследования; шла разработка программы исследования.
На втором этапе (октябрь 2017- апрель 2018 гг.) разрабатывались методы формирования учебной мотивации у детей младшего школьного звена.
На третьем этапе (апрель 2017 г.) анализировались и обобщались результаты исследования, завершалось его оформление.
Экспериментальной базой исследования является МБОУ «СОШ №179 с углубленным изучением отдельных предметов» города Казани РТ.
Новизна исследования состоит в том, что в нем:
1. Уточнено содержание понятия «мотивация»;
2. Уточнено содержание понятия «учебная мотивация».
3. Разработаны методические рекомендации по формированию мотивации учащихся к учению в начальной школе.
4. Разработана система уроков и мероприятий по формированию учебной мотивации учащихся начальных классов.
Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении и уточнении теоретико-методологических аспектов формирования учебной мотивации младших школьников.
Практическая значимость работы состоит в возможности применения результатов экспериментальной работы по формированию учебной мотивации младших школьников в практической деятельности учителей начальных классов, в использовании студентами, магистрантами, аспирантами, обучающимися по направлению «Педагогическое образование», методик и методических приемов, методических рекомендаций по теме исследования.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, список литературы, включающего 34 источника и 8 приложений. Общий объем работы 54 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мотивирование считается основой в становлении личности детей. А для того, чтобы формирование личности становилось успешным, необходимо работать над формированием мотивации младших школьников, так как она и является одним из главных критериев успешной учебной деятельности. Получаемые знания будут считаться неосознанными, если ребёнок получает знания по принуждению со стороны взрослых. В связи с этим нужно понимать и воспитывать у младших школьников интерес к учению и школе. Для успешного формирования мотивации важно учитывать не только внешнюю, но и внутреннюю мотивацию. Если для становления внутреннего мотивирования педагогу нужно трезво оценивать способ выполнения деятельности учения учащегося, то для развития внешней мотивации используют форму подсказок, намеков, просьб, установок.
Прогресс развития внутренних побуждений учения рассматривается как продвижение внешнего побуждения на цель обучения. Иными словами, для того, чтобы завлечь ребёнка учебной деятельностью можно в рамках такой структуры учения, которая не применяет способы давления на учащегося, а применяет мотивы именно во внутреннем позитивном расположении ребёнка к обучению и стремится к воспитанию и становлению в нём подобного предписания.
Следуя одной из основных задач обучения - создание условий для освоения знаний учеников надёжным, осмысленным, а само обучение - желанным и приносящим радость - процесс обучения должно быть для учеников гибким по структуре, модели подачи материала.
Для того, чтобы у детей появилась положительная мотивации деятельности учения, при обучении необходимы условия:
1. опираться на умения и необходимости учения ребёнка;
2. смена форм деятельности: классной, самостоятельной, групповой;
3. создавать обстоятельства с целью самооценивания и взаимооценивания при работе учащихся в микрогруппах;
4. систематическая и целенаправленная деятельность по становлению мотивации учения.
Наше исследование было выстроено в два этапа: на первом осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы: раскрытие понятия «мотивация», структура, виды мотивации и т.д. На втором этапе происходило изучение уровня мотивации в двух классах, на формирующем этапе происходила разработка таких уроков, которые бы способствовали развитию мотивации к учению, контрольный эксперимент, где была проведена еще одна диагностика уровня учебной мотивации, чтобы понять, достигнута ли была цель исследования. Согласно проведённым исследованиям, нужно отметить, что у детей в экспериментальном классе результаты получены следующие: с высоким уровнем - 22% (17%), значительно уменьшилось численность учащихся с низким уровнем - 16% (40%). Также были составлены рекомендации для учителей начальных классов по работе над формированием мотивации к учению.
В работе была выдвинуто предположение, что, если учитывать психолог- педагогические особенности детей, использовать личностноориентированный подход в обучении, мотивация к учению у учащихся повысится. В целом можно считать, что гипотеза подтвердилась. Но нужно принять во внимание, что работа по развитию мотивации детей младшего школьного возраста должна быть систематичной, планомерной, поэтапной.
Полагаясь на полученные результаты, можно сделать вывод, что для становления мотивации к учению важно учитывать все виды мотивации в комплексе, так как все они друг друга подкрепляют и играют решающую роль в развитии у ребенка интереса к школьному обучению.
Таким образом, современные подходы к проблеме формирования мотивации учения в младшем школьном возрасте позволяют более обоснованно говорить о том, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, каково его психическое и физическое здоровье, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, его психологическое самочувствие.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов // Г.С. Абрамова. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010.С.57-129
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности // В.Г.Асеев -М.: Просвещение, С. 1976. - 157
3. .Бабанский Ю.К О дидактических основах повышения эффективности обучения // Народное образование. 1986. - № 11. С.105- 111
4. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович - М.: Просвещение, С. 1968. - 464
5. Гани С.В. Развитие учебной мотивации в младшем школьном возрасте // Современные проблемы психологии развития и образования человека. Сборник материалов I Всероссийской конференции с международным участием СПб, 2009 в 2 т: т.1. С. 223-225.
6. Гани С.В., Гани В.А. Развитие учебной мотивации
первоклассников при различных стилях педагогического руководства // Вопросы образования, 2009, №1. С. 188-198.
7. Гани С.В., Гани В.А. Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости // Актуальные вопросы современной науки / Сборник научных трудов вып.8 / Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: ЦРНС, 2009. С. 67-73.
8. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и
методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Томск «Пеленг», 1992.
http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=davvdov o- ponyatii-razvivayuschego-obucheniya 1995 (Дата обращения: 21.12.2017)
9. Дэкерс Л. Мотивация: теория и практика // расширенный курс. М., 2007.
10. Зимняя А.А. Педагогическая психология // Гл.2 Учебная мотивация - М., 2004. С.130
11. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П.Ильин - СПб.: Питер, 2006. С. 507
12. Креативная педагогика [Электронный ресурс] // Российская педагогическая энциклопедия, 1992. http: //thisisme.ru/content/uchebnoe- zadanie (Дата обращения: 10.12.2017)
13. Кудрявцев В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении. М.: Норма, 2007.
14. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения // И.Я. Лернер. М., 1981
15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте пос-е для учителя // А.К. Маркова - М.: Просвещение, 1983.С.52
16. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника // М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик К.Т. Патрина М.: Просвещение, 1976 . C.145
17. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Электронный ресурс] // http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/ (Дата обращения: 27.01.2018)
18. Немов Р.С. Психология образования // Р.С. Немов. Кн. 2. М.: Просв., 2005.
19. Посысова Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для вузов // Н.Н.Посысоева М.: Владос-пресс 2004. С.209
20. Прихожан А.М. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников [Электронный ресурс] // О нравственном развитии М., 1980. http: //pravoknigi .ru/pedago gika/155 -hrestomatij a- vozrastnaia-i-pedagogicheskaia-psih/4539-prihozhan-am-o-nravstvennom- razvitii.html (Дата обращения: 18.01.2018)
21. Психология: Словарь // Под общ. ред. А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
22. Психология детства // учебник под ред-ей А.А. Реана, СПБ «прайм-Еврознак», 2003 С.295
23. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология // СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с
24. Рожина В. А., Вахрушева А. В. Развитие учебной мотивации учащихся второго класса на уроках литературного чтения посредством применения дидактических игр [Электронный ресурс] // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 29. С. 6-8. URL: http://e-koncept.ru/2017/770802.htm (Дата обращения: 6.01.2018)
25. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология // Учеб.для студ. сред. пед.учеб.заведений. 3-е изд., Стереотип М.: Издательский центр «Академия», 2003.
26. Фридман Л.М. Психология детей и подростков // Л.М.Фридман М.: Издательство института психиатрии,2004. С. 104
27. Фролова Н.А. Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности // «Начальная школа». - 2006 г. - № 2. - С. 50-51.
28. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность // X. Хекхаузен СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. C.40
29. Хекхаузен К. Мотивация и деятельность: Т. 1. М.: Педагогика, 1986.
30. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды // Детская и педагогическая психология М., 1989
31. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. [Электронный ресурс] // Обучение и развитие в младшем школьном возрасте М., 1974.
32. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М, 1980.
33. Якобсон П.М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. - М. - Воронеж, 1998.
34. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ