Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты формирования патриотического воспитания
младших школьников 6
1.1. Сущность и содержание патриотического воспитания 6
1.2. История возникновения и развития патриотического
воспитания 9
1.3. Система патриотического воспитания: задачи, формы, принципы 13
1.4. Особенности формирования патриотического воспитания младших
школьников 17
Выводы по 1 главе 20
Глава II. Организационно-педагогические условия формирования патриотического воспитания младших школьников на уроках окружающего мира 23
2.1. Диагностика уровня сформированности патриотической воспитанности младших школьников на уроках «Окружающего мира» ....23
2.2. Определение и апробация организационно-педагогических условий
формирования патриотической воспитанности младших школьников в курсе «Окружающий мир» 30
2.3. Результаты контрольного эксперимента 38
Выводы по 2 главе 45
Заключение 47
Список использованных источников 50
Приложения
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, поскольку изменения, происходящие в обществе нашей страны, определяют новые требования к образовательной и воспитательной системе школы. Основной задачей школы является формирование активной жизненной позиции учащихся, способности к саморазвитию и самореализации, социализации в обществе.
В связи с этим одним из основных направлений воспитательной работы в школе является патриотическое воспитание, формирование любви к Родине, семье, окружающей природе. В "Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России" подчеркивается необходимость организации в школьном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
В наше время согласно Закону РФ «Об образовании» любовь к Родине и воспитание гражданственности является одним из главных принципов государственной политики в области образования. Определённые задачи патриотического воспитания, сознания и патриотических чувств у граждан РФ как важное значение, одной из почв духовно-нравственной целостности общества поставлены в Государственной программе Правительства РФ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» (ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", 2015).
Так же, понимая, что младший школьник обладает большей восприимчивостью, верой в истинность всего, чему обучают, что говорят, в безусловность и надобность моральных общепризнанных мерок. Как раз в данном возрасте появляются огромные возможности сформировать у ребёнка чувства патриотизма, любви к Родине, уважение к своей стране, её гражданам и святыням. На их базе складывается ощущение ответственности за могущество Отчизны, цели сберечь духовные ценности общества, развиваются амбиции личности, укрепляется приверженность к стране. Ключевая роль в воспитании патриотизма ребят принадлежит школе, так как она должна не только обучить ребёнка, но и воспитать его как личность, сформировать все качества необходимые для самовыражения в современных условиях. О необходимости введения патриотического воспитания уже в младшем школьном возрасте пишут Строганова Л. В., Кербицкова Н. Л.: «Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он выступает одним из важнейших элементов в формировании мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам.
Только на основе возвышающих человека чувств патриотизма и уважения национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности. Воспитание этого важного качества необходимо начинать с раннего детства. Большая роль здесь отводится начальной школе. Дети в этом возрасте внушаемы, подражают учителю во всем и донести до них идеи патриотизма - вполне реальная задача» [2, с.48]. Этот процесс необходимо начать именно в начальной школе на уроках окружающего мира, так как предмет «Окружающий мир» формирует личностное восприятие и положительное отношение к миру природы и культуры, а также воспитывает духовность, активность и нравственность по отношению к родной стране. Исходя из этого возникает проблема исследования.
Проблема исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования патриотического воспитания в современной начальной школе на уроках окружающего мира.
Объект исследования: процесс формирования патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
формирования патриотизма младших школьников на уроках "Окружающего мира".
Цель работы: выявить и обосновать организационно-педагогические условия формирования патриотического воспитания в современной начальной школе на уроках окружающего мира.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- раскрыть сущность и содержание патриотического воспитания;
- выявить задачи, формы и принципы патриотического воспитания младших школьников;
- показать особенности формирования воспитания патриотизма младших школьников на уроках окружающего мира;
- изучить уровень сформированности патриотической воспитанности у младших школьников;
- определить и апробировать организационно-педагогические условия формирования патриотической воспитанности младших школьников на уроках «Окружающего мира»;
- определить динамику уровня сформированности патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента;
- разработать методические рекомендации для учителей начальной школы по результатам эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: патриотическое воспитание младших
школьников при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективно, если:
1) при проведении уроков использовать интерактивные методы, направленные на воспитание патриотизма;
2) вовлекать в процесс патриотического воспитания родителей, используя метод творческих проектов.
Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды Гаязова А.С., Кравцова И.Е., Харламова И.Ф., Лутовинова В.И., Губанова Н.И., Максаковой В. И., Козловой С.А., Масловой Т.М., Алиевой С.А., Луховицкого В., Лукиновой А.В., Коменского Я. А., Макаренко А.С., Смирнова С.Д.
Методы исследования:
- изучение методической и педагогической литературы;
- наблюдение за деятельностью школьников;
- беседа;
- тестирование;
- анкетирование;
- анализ документации;
- моделирование;
- обобщение, обработка данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Школа №62» г. Казани.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что практические выводы, предложенные методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов по формированию патриотической воспитанности у младших школьников в курсе «Окружающий мир».
Структура работы: состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Объем работы 52 страницы.
Патриотическое воспитание играет большую роль в социальном и духовном развитии ребёнка. Оно выступает как составная часть его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого сообщества (Белинский, 1954). К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством (Ушинский, 1948). В структуре готовности к защите родины, как правило, выделяются моральнополитическая, психологическая, военно-техническая подготовка. В психологической подготовке можно выделить следующие компоненты: потребностно - мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы.
Организация патриотического воспитания в школе на сегодняшний день - сложный управленческий и технологический процесс. При этом все содержательные компоненты этого процесса взаимосвязаны между собой, что даёт возможность целенаправленно, комплексно строить его.
Технологический компонент процесса воспитания патриотизма предполагает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.
Значительной частью содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
В ходе дипломного исследования мы убедились, что воспитывать патриотизм необходимо с младшего школьного возраста, так как это один из основных этапов становления и развития личности. Патриотическое воспитание эффективно формируются при изучении предмета «Окружающий мир», как во время уроков, так и во внеурочное время, особо эффективны для этой цели интерактивные методы обучения, которые основаны на взаимодействии учащихся друг с другом, использовании компьютерной техники благоприятно, с точки зрения патриотического воспитания. Но стоит отметить, что дидактические и ролевые игры необходимо проводить с реконструкцией важных исторических событий, используя разнообразные атрибуты эпохи, это способствует «проникновению» учащихся в историческую эпоху, формирует когнитивный компонент патриотического воспитания.
Интерактивные экскурсии в урочное время целесообразно проводить в форме демонстрации произведений искусства, в частности картин, отражающих исторические события и людей, связанных с этими событиями в интерактивной форме, которая подразумевает проведение экскурсии учащимися в качестве экскурсоводов, с последующим обсуждением и обменом мнениями.
В задачи нашего исследования входило:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность понятия "патриотизм" и "патриотическая воспитанность младших школьников", определить критерии ее сформированности;
2. Изучить уровень сформированности патриотической воспитанности у младших школьников;
3. Определить и апробировать педагогические условия формирования патриотической воспитанности младших школьников на уроках «Окружающего мира»;
4. Определить динамику уровня сформированности патриотической воспитанности младших школьников на констатирующем и контрольном этапах эксперимента;
5. Разработать методические рекомендации для учителей начальной школы по результатам эмпирического исследования.
Проанализировав все источники по проблеме патриотической воспитанности младших школьников, мы выявили сущность таких понятий как: "патриотизм" и "патриотическая воспитанность".
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями и проблемами.
Под патриотической воспитанностью детей понимается взаимодействие взрослого и детей, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Нами были определены критерии сформированности патриотической воспитанности: представление о Родине, эмоциональная отзывчивость на явления окружающего мира, готовность включиться в деятельность на общее благо, умение ребенка оценить и осудить негативное поведение, как окружающих людей, так и свое.
В ходе констатирующего эксперимента мы получили следующие данные: в экспериментальной группе средний процент сформированности патриотической воспитанности равен 71%, что соответствует высокому уровню патриотической воспитанности; в контрольной группе средний процент равен 85%. Это наилучшим образом демонстрирует успешность применения разработанных и апробированных нами педагогических условий.
Таким образом, можно заключить, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Следовательно, мы можем рекомендовать использовать на уроках «Окружающего мира» интерактивные методы обучения и метод творческих проектов в целях патриотического воспитания младших школьников.
Патриотическое воспитание является особо значимым для воспитания подрастающего поколения, так как именно в нём закладывается ближайшая перспектива единства и сплоченности общества, воспроизводства и развития трудового интеллектуального потенциала страны, стремления к укреплению государства. Именно в процессе изучения предмета «Окружающий мир» у младших школьников формируется любовь к Родине и готовность к её защите.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Текст с
посл. изм. и доп. на 2015 г., Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
2. Строгонова Л. В., Кербицкова Н. Л. Нам дороги эти позабыть нельзя. М. - Педагогическое общество России, 2005. - 48 с.
3. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13-т. Т.4 / Под ред. Н.Ф. Бельчикова. М. - АН СССР, 1954. - 676 с.
4. Гаязов А.С. Формирование гражданина / А.С. Гаязов. Ч. - ЧГПУ «Факел», 1995. - 98 с.
5. Кравцов И.Е. Пролетарский интернационализм, Отечество и патриотизм / И.Е. Кравцов. К. - Наукова думка, 1965. - 51 с.
6. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И.Ф. Харламов. М. - Гардарики, 2004. - 370 с.
7. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России / В.И. Лутовинов // Педагогика, 1997. - № 3. 52-56 с.
8. Губанов Н.И. Советский патриотизм - патриотизм нового, высшего типа / Н.И. Губанов. М. - Госполитиздат, 1960. - 201 с.
9. Губанов Н.И. Советский патриотизм - патриотизм нового, высшего типа / Н.И. Губанов. М. - Госполитиздат, 1960. - 73 с.
10. Кравцов И.Е. Пролетарский интернационализм, отечество и патриотизм. - Киев, 1965. - 24 с.
11. Харламов И.Ф. «Педагогика», Москва, 1990. - 395 с.
12. Максакова В. И. Организация воспитания младших школьников : пособие для учителя / В. И. Максакова. М. - Просвещение, 2005. - 73
13. Коменский Я. А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. М. - Учпедгиз, 1955. - 34 с.
14. Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище / А.С. Макаренко // Сочинения. М. - АПН РСФСР, 1951. - Т. 5.394-399 с.
15. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор», программа и методические рекомендации. М. - Москва, 1993. - 360 с.
16. Смирнов С.Д. «Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности», Москва, 1995. - 271 с.
17. Клёнов А.С. «Я познаю мир», детская энциклопедия, Москва, 1999. - 864 с.
18. Куберский И.Ю. «Педагогическая энциклопедия», Санкт - Петербург, 1997. - 576 с.
19. Смирнов С.Д. «Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности», Москва, 1995. - 271 с.
20. Ефремова Г.А. «Патриотическое воспитание школьников», Москва, 2005. - №8, 17 с.
21. Куберский И.Ю. «Педагогическая энциклопедия», Санкт - Петербург, 1997. - 576 с.
22. Ефремова Г.А. «Патриотическое воспитание школьников», Москва, 2005. - №8,17 с.
23. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. 2007. - № 7, 29 - 33 с.
24. Г оршкова Е.А. Учет особенностей поведения младших школьников в процессе обучения и воспитания // Начальная школа. 2009. - № 1, 10 - 15 с.
25. Лукинова А.В. Патриотическое воспитание в современной России // Педагогическое образование и наука. 2007. - 46-48 с.
26. Луховицкий В. Патриотическое воспитание: задачи, содержание, акценты // Народное образование. 2009. - № 7, 212—216 с.
27. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. 2007. - № 9, 17—20 с.
28. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников // Начальная школа. 2007. - № 4, 11—12 с.
29. Козлова С.А. Нравственное воспитание школьников в процессе ознакомления с окружающим миром / С.А Козлова. М. - Просвещение, 2004.
104 с.