Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития речевой активности младших школьников.
1.1. Общая характеристика речевого развития младших школьников в педагогической и научно-методической
литературе 5
1.2. Проблемы в формировании речевой активности в практической деятельности учителя младших
классов 10
1.3. Современные требования развития речи младших школьников 17
Современные методы и приемы работы по развитию речи
младших школьников 23
Вывод по первой главе 33
2. Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи младших
школьников 35
Вывод по второй главе 46
Заключение 48
Библиографический список 49
Приложения
Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и сказывает значительное влияние на них формирование. Имея свою самостоятельную ценность как возможность обрести цивилизованные способы самовыражения, речь играет исключительно важную роль в становлении человеческого сознания, высших психических функций, развития и социализации личности. Ното sapiens (человек разумный) существует и осуществляет себя только как Homo eloquens- человек говорящий.
К настоящему времени накоплено немало теоретических и экспериментальных работ в отечественной и зарубежной психологии, исследующих вопросы общей природы речи, ее видов, функций и механизмов, ее роли в общем психическом развитии (Э. Бейте, Ш.П. Бутон, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, С.л. Рубинштейн, Д. Слобин, Т.Н. Ушакова и др.).
Наряду с этими психологами и педагогами созданы программы, которые повысили бы эффективность процесса речевого развития (Л.И. Айдарова, Е.В. Архипова, Е.Д. Божович, А.К. Маркова, Л.А. Шустова и Др.).
Речь можно рассматривать как одно из проявлений психической активности человека, в то же время феномен речевой активности не получил в психологии достаточного освещения. Исследования речевой активности немногочисленны, в них нет однозначного понимания данного феномена, и, соответственно, его характеристик и показателей. Отсутствуют специальные исследования условий развития речевой активности. Пока еще нет достаточных данных о взаимосвязи речевой активности ребенка и его речевого развития.
Актуальность данной темы обусловлена ее теоретическим значением и ее соответствием непосредственным запросом практики.
Цель исследования состоит в изучении феномена речевой активности, выявлении его характеристик, показателей, психологических условии проявления и развития.
Объектом исследования - речевая активность младших школьников.
Предмет исследования - приемы и методы развития речевой активности у детей младшего возраста.
Задачи:
1) Анализ психолого-педагогических работ по проблеме развития речевой активности младших школьников.
2) Выявление способов диагностики речевой активности младших школьников.
3) Определение приемов и методов работ по развитию речевой активности младших школьников.
Практическая значимость представляет собой возможность использования материалов курсовой работы, для выявления способов диагностики и определения приемов по развитию речевой активности.
Гипотеза исследования:
Изучение речевой активности младших школьников будет более эффективным, если:
• Систематизировать и совершенствовать лексические знания и умения школьников;
• Формировать у младших школьников речевую активность;
Таким образом, язык - это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Основное значение языка заключается в том, что, являясь системой знаков, он обеспечивает закрепление за каждым словом определенного значения.
Основная задача речевого развития детей младшего школьного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.
В настоящее время усиливается внимание к литературному образованию младших школьников, к художественному и творческому развитию личности ребёнка, к развитию активной связной речи. Это определило актуальность выбранной темы.
Данная работа была посвящена развитию речевой активности младших школьников.
Были решены следующие задачи:
1) Анализ психолого-педагогических работ по проблеме развития речевой активности младших школьников.
2) Выявление способов диагностики речевой активности младших школьников.
3) Определение приемов и методов работ по развитию речевой активности младших школьников.
Были разработаны специальные задания, направленные на повышение качества обучения учащихся. Проведенный эксперимент позволил выявить результативность проделанной работы. Экспериментальный класс показал хорошие результаты. Результаты контрольного класса оказались ниже.
1) Архипова Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа
2) Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика
3) Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. - М.: Педагогика
4) Н.И. Жинкин «Язык - речь - творчество»
5) М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития»
6) М.Р. Львов «Тенденции развития речи учащихся в начальной школе»
7) «Формирование речевой деятельности младших школьников на основе «дидактических принципов К.Д. Ушинского» /Начальная школа
8) Кулагина И. Ю. Возрастная психология. - М., 1998.
9) «Формирование культуры речи младших школьников» /Начальная школа
10) «Формирование культуры речи младших школьников» /Начальная школа.
11) Малкина-Пых И.Г. «Экстремальные ситуации»,2005.
12) Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника. // Начальная школа, 2003,№4. -С.47-51.
13) Львов М.р. Основы теории речи. - М.: Педагогика, 2000.
14) Немов Р.С. Психология. Книга 2 - 3. - М.,1995.
15) Зеньковский Л. Психология детства. - М., 1996.
16) Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. - М., 1995.
17) Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. - М., 1985.
18) Журнал «начальная школа».
19) Программа для общеобразовательных учебных заведений. «Начальные классы ч.1»-М.: Просвещение, 2001. -309 с.
20) Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. Изд.2-е, перераб. И доп.-М: «Просвещение», 1978.
21) Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка.// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972.
22) Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. М., 1956
23) Гальперин, П.Я. О понятии «текст» // Вопросы языкознания. М.: 1974 №6
24) Головин, Б.Н. Основы культуры речи. М: Высшая школа, 1988.320 с
25) Закон Российской Федерации «Об образовании»
26) Игра обучение, тренинг, досуг. / под ред. В.В. Петрусинского. - М., 1994.
27) Леонтьев, А.Н. Основы теории речевой деятельности. М.: Наука,
1974
28) Педагогический словарь. М.: АПН РСФСР, 1960.
29) Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка. М.: изд-во «Римис», 2008
30) Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Просвещение. 1968
31) Жинкин Н.И. Речь как проводник информации, М., 1982
32) Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность, М., 1986
33) Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития, М., 1974
34) Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи, М., 2000
35) Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи, М., 2001
36) Н.И. Жинкин «Язык - речь - творчество» - М., Просвещение, 1998 г.
37) Ладыженская «Живое слово» - М., Просвещение, 1986 г.
38) В.А. Синицын «Путь к слову» - М., АО «Столетие», 1996 г.
39) А.А. Бондаренко, М.Л. Калинчук «Формирование навыков литературного произношения у младших школьников».
40) Н.Н. Ушаков «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе» - М., Просвещение, 1980 г.
41) «Современные подходы к развитию речи младших школьников» /Начальная школа, № 2, 2003 г./
42) «Что такое виды речевой деятельности» /Начальная школа. Плюс - минус, № 4, 2003
43) «Развитие речи учащихся - одна из основных задач начального образования».
44) «Формирование культуры речи младших школьников» /Начальная школа, № 10, 2003 г.
45) Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник. - М.: Академия, 2006
46) Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Избранные психологические исследования. М., 1956. - С. 39-386.
47) Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности // Советская педагогика. 1961. № 8. С. 9-14.
48) Жинкин, Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 370 с.
49) Захарова,А.В. Генезис самооценки: автореферат. докт. дис.
психологических наук. М.: 1989.
50) Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. Т. 8 / К.Д. Ушинский. М.; Л.: АПН РСФСР, 1950
51) Яковлева, Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. — М.: Изд-во Флинта, 1997.
52) Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. Изд.2-е, перераб. И доп.-М.: «Посвещение», 1978
53) Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка.-М.: просвещение, 1979.
54) Вакулина И.А. Пути формирования орфографической зоркости// Материалы научно-практической конференции.- М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004.