ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретические аспекты развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста средствами народного танца 10
1.1 Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 10
1.2 Проблема развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 15
1.3 Средства и методы развития творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста 27
Выводы по первой главе 33
2. Исследование влияния народного танца в развитии творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста на примере танцевального коллектива «Раушан» 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ результатов педагогического эксперимента 34
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время, в связи с многосторонностью и скоростью развития прогресса, в современном обществе возникает потребность в людях, способных к выбору неординарных и разноплановых способов решения тех или иных трудностей. Люди способные мыслить творчески интереснее и быстрее решают стоящие перед ними задачи, способны намечать точные цели, эффективнее преодолевать трудности, обеспечивая себя большей свободой действий и выбора, вследствие чего им удается более эффективно организовывать собственную деятельностью в процессе решения стоящих перед ними задач. Именно творческий подход к любому делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции подрастающей личности.
Дошкольное детство - этап становления личности, формирования основ самосознания, индивидуальности ребенка. В этот период закладываются основы личностной культуры.
В дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия.
Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала.
Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п.
Многие авторы (В.Г.Березина, Д. Б. Богоявленская, Л.С.Выготский и др.) отмечают, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития и вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. Особенно велик воспитательный потенциал обучения народно-стилизованного танца, как важного компонента сохранения и развития традиций хореографической культуры.
В самые древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танцевальная деятельность яркий эмоциональный путь передачи музыкально эстетических переживаний. За последнее время возрос интерес к искусству современного, народного, бального танца. Однако, мало внимания уделяется народной культуре, которая так необходима сегодня юному поколению для познания и присвоения своего культурного наследия. Именно поэтому дети должны развиваться через освоение культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать, что соответствует положениям культурно-исторической концепции Л.С.Выготского. Этим определяется актуальность данного исследования.
В трудах Л.С. Выготского понятие «творческая активность» определяется как особо организованная творческая деятельность, в которой реализуется «активное эстетическое переживание» [17]. В работе с детским танцевальным коллективом творческая активность раскрывается через формирование в детях личного эстетического отношения к танцу, способствующего активизации творческой сферы, которая необходима для самовыражения, для формирования полноценной личности. Однако, с этой целью народный танец в существующей практике работы педагогов танцевальных коллективов используется недостаточно.
Таким образом, существует противоречие между объективной возможностью использования народно-стилизованного танца, как средства развития творческих способностей дошкольников, и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса. Таким образом возникла острая проблема разработки методов эффективно развивающих творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Согласно исследованиям, танцевальная деятельность заключает в себе огромные возможности. По мнению Т.С. Комарова [30], Н.П. Сакулина, детское танцевальное творчество является средством развития волевых, интеллектуальных и эмоционально- эстетических качеств ребенка. Во время процесса танцевальной деятельности развиваются все психические функции ребенка, такие как мышление, память, воображение, представление, зрительное восприятие, происходит творческое развитие личности.
В танцевальной деятельности творчество имеет тесную взаимосвязь с придумыванием и реализацией замысла, где дошкольник постепенно переходит от мысли к творческому воплощению задуманного. Здесь ребенок выступает в качестве субъекта, получающего положительные эмоции от своих действий. Положительные эмоции способствуют зарождению интереса, мотивации и обеспечивают развитие творческих способностей ребенка.
Отечественные ученые Н.П. Сакулина [56], Я. Т. Шибанова в своих исследованиях установили, что без целенаправленного руководства со стороны взрослых, ребенок начинает ощущать творческую беспомощность, вследствие чего становясь старше, теряет тягу к танцевальному искусству.
Проблемой развития детского танцевального творчества в свое время занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.
Однако на практике процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью средств танцевального творчества является недостаточно раскрытым, вследствие стремительного изменения точек зрения на психологические и художественные условия формирования способностей, смены детских поколений. Все это обуславливает изменения и технологий работы педагогов с дошкольниками.
Актуальность данной проблемы и значимость ее для психолого - педагогической теории и практики обусловили выбор темы нашего исследования «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного стилизованного танца».
В соответствии с названной темой определим ее научный аппарат.
Проблема исследования: выявить педагогические условия для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами народного стилизованного танца.
Цель исследования: определить особенности развития творческих способностей детей средствами народного стилизованного танца.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей.
Предмет исследования: Народно-стилизованный танец как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что народно-стилизованный танец как национально-культурная ценность является эффективным средством творческого развития детей старшего дошкольного возраста, если:
1) в педагогическом процессе народно-стилизованный танец представлен как творческий этнографический подлинник в широких контекстных взаимосвязях и региональной специфике;
2) овладение детьми народно-стилизованным танцем опирается на использование его характерных творческих свойств, таких как беглость, оригинальность, гибкость, разработанность, фантазия.
3) включение ребенка в творческую народную культуру происходит посредством специально организованной педагогической деятельности.
4) методика приобщения являет собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях;
Задачи исследования:
- описать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
- определить проблему развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
- рассмотреть средства и методы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
- организовать и провести исследование влияния народного танца в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на примере танцевального коллектива «Раушан».
- проанализировать результаты педагогического эксперимента
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической, лингвистической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
База исследования: МБДОУ "Детский сад №417 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Кировского района г. Казани
Методологической основой исследования послужили труды известных деятелей культуры и искусства, психологов, педагогов, художников, а также работы, исследования по общей педагогике, художественному образованию и эстетическому воспитанию, дидактике, методике преподавания художественных дисциплин, искусствоведения и эстетике:
- концепция развития личности ребёнка дошкольного возраста (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова и др.);
-идеи развития творческих способностей, изученные Л.С.Выготским; Н.Е.Вераксом; А.Н.Леонтьевым; Д.Б.Элькониным; А.В.Запорожцем; Д.И.Зелинской; М.И.Лисиной; А.М. Матюшкиным и др.;
-методологические идеи деятельностного подхода, базирующегося на основе положений об особенностях педагогической интеграции (В.И. Безрукова, В.А. Разумный, Н.К. Чапаев, В.И. Шарнас и др.),
- креативно-деятельностного подхода, связанные непосредственно с творческой деятельностью детей (Е.Ю. Волчегорская, В.В. Давыдов, Л.Г. Комарова, Л.Ю. Овсяницкая, А.В.Хуторский и др.).
Теоретическая значимость исследования:
- обоснованы показатели и описана характеристика уровней творческого развития у детей старшего дошкольного возраста;
- обоснованы педагогические условия развития творческих способностей в ходе использования народно-стилизованного танца как национально-культурной ценности.
Практическая значимость исследования состоит в том, материалы исследования могут быть использованы на курсах повышения квалификации Музыкальных руководителей, хореографов ДОУ и учреждений дополнительного образования детей. Результаты исследования могут быть использованы начинающими руководителями танцевальных коллективов.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), выводов по главам, заключение, библиографического списка (...стр), приложения. В приложении приведены диагностические материалы, протоколы обследования детей, конспекты, фотоматериалы.
В заключении проведенного исследования мы можем прийти к следующим выводам.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что формирование и развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста имеет огромное значение для становления личности ребенка, удовлетворения их индивидуальных потребностей (в соответствии с ФЗ №273 от 29.12.2012 г. ст. 75).
Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста.
Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир.
Творчество можно охарактеризовать, как деятельность ребенка, в результате которой создается что-то новое, что характеризует своего создателя с неожиданной стороны, а также позволяет приобрести новые знания и применить раннее приобретенные. Развитие творческих способностей младших школьников — важный аспект педагогической деятельности и воспитания детей этого возраста. Они должны стать активными, самостоятельными, уметь принимать решения, творчески подходить к решению проблем, что необходимо для дальнейшей успешной социализации в обществе.
В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. Опираясь на опыт развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, мною были выбраны приёмы и средства народно - стилизованного танца, которые наиболее полно и эффективно активизируют ресурсные возможности ребёнка.
Народный стилизованный танец обладает богатыми потенциальными возможностями для проявления и развития творческих способностей детей. Обусловлено это прежде всего тем, что данный вид музыкальной деятельности детей обладает такими характеристиками, как эмоциональность и игровой непосредственный характер. Это в свою очередь создает уникальные возможности для самореализации ребенка, пробуждения творческой фантазии, эмоционального раскрепощения и импровизации. Движения под музыку - это синтетический жанр деятельности, в процессе которого от ребёнка требуется известная самостоятельность и активность при воплощении музыкальных образов. Ребёнок сам находит способы образного отражения и выражения, что содействует развитию его творческих способностей.
В ходе экспериментального исследования установлено, что занятия старших дошкольников по программе хореографического коллектива «Раушан», способствуют:
- развитию беглости, гибкости, оригинальности, разработанности творческого мышления, воображению,
- формируют способность создавать оригинальные образы.
- развитию фантазии детей группы.
- развитию воображения детей группы.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу исследования о том, что народно-стилизованный танец как национально-культурная ценность является эффективным средством творческого развития детей старшего дошкольного возраста, если:
1) в педагогическом процессе народно-стилизованный танец представлен как творческий этнографический подлинник в широких контекстных взаимосвязях и региональной специфике;
2) овладение детьми народно-стилизованным танцем опирается на использование его характерных творческих свойств, таких как беглость, оригинальность, гибкость, разработанность, фантазия.
3) включение ребенка в творческую народную культуру происходит посредством специально организованной педагогической деятельности.
4) методика приобщения являет собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. - М.: Академический проект: АльмаМатер, 2005. - 702 с.
2. Ананьев, Б.Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии / Б.Г. Ананьев // Избр. психол. тр.:в2т.-М., 1980.-Т.П.
3. Белова М. Одаренные люди в детстве / М.Белова // Дошкольное воспитание. -1996. - №9. - с. 109 -112.
4. Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е. С. Белова. - М., 1998.
5. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). - М. 1916. - 358с
6. Березина В.Г. Детство творческой личности / В.Г.Березина, И.Л.Викентьев, С.Ю.Модестов. - СПб.: издательство Буковского, 1994. -60 с.
7. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. - М.: Academia, 2002.
8. Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании / Е.Борисова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №2. - с. 2-8.
9. Браже Т. Г. Потенциал гуманитарной культуры взрослого как фактор личностного развития // Практическая андрагогика. Книга 2. Опережающее образование взрослых : колл.моногр. / под ред. В. И. Подобеда, А. Е. Марона.- Изд. 2-е, доп. - СПб.: ИОВ РАО, 2009. - С.52-108.
10. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами / Е. К. Брыкина. - М.: Педагогическое общество России, 1998 - 147 с.
11. Ветлугина Н.А. Основные проблемы художественного творчества детей / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 2004. - 248 с.
12. Воскресенская В. Создаем развивающую среду сами / В.Воскресенская// Дошкольное воспитание. - 2004. - №1. - с. 77-82.
13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте /
Л.С.Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 92 с.
14. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методике Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли): Первый год обучения (для детей 6 - 10 лет) / Ю.Б.Гатанов. - СПб.: ГП «Иматон», 1996. - 84 с.
15. Глухова, С.Г. Развитие творческого потенциала младшего школьника в учебной деятельности : дис. . канд. пед. наук / С.Г. Глухова. -Казань, 1997.207 с.
16. Гутчин И.Б. Кибернетические модели творчества / И. Б. Гутчин. - Москва : Знание, 1969. - 63 с. : черт., ноты ; 22 см. - (Новое в жизни, науке, технике. Серия "Математика. Кибернетика". ; 7). - Библиогр.: с. 61-62 (51 назв.).
17. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544с.
18. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М.Дьяченко. - М., 1996. - 275 с.
19. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ / В.И.Ефремов. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 1999. - 257 с.
20. Изучение воображения и мышления дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по курсу «Детская психология» / МГПИ. Сост. А.Е Вохмянина, Т.Н. Джумагулова и др. Магнитогорск, 1992.
21. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами / А.Ильина // Дошкольное воспитание. - 2004. - №2. - с. 48 - 53.
22. Кабалевский, Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке / Д.Б. Кабалевский. М., 1972.
23. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. М., 2004. - 128 с.
24. Казакова Р.Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада / Р.Г.Казакова. - М.: Просвещение, 1985.-192 с.
25. Комарова Т. С. Как научить ребенка рисовать / Т.С.Комарова. - М., 2010.
26. Комарова Т.С. «Педагогическая диагностика развития детей»/Т.С.Комарова. - М., 2011.
27. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С.Комарова. - М., 2008. - 160 с.
28. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования / Т.С.Комарова. - М., 1976. - 85 с.
29. Комарова Т.С., Савенко А. Коллективное творчество детей / Т.С.Комарова, А. Савенко. - М., 2010.
30. Комарова, Т.С. «Красота. Радость. Творчество»: Программа
эстетического воспитания детей 2-7 лет. [Текст] / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 128с.
31. Костерин Н. учебное рисование / Н.Костерин. - М.: Эксмо, 2000.
32. Кравчук, П.Ф. Формирование творческого потенциала личности в системе высшего образования : дис. . д-ра филос. наук / П.Ф. Кравчук. - Курск, 1992.
33. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: к диагностике творческих способностей / В.Кудрявцев, В.Синельников // Дошкольное воспитание. - 1995. - №9.
34. Кудрявцев, В. Феномен детской креативности / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание - 2006. - № 3.- С. 12-16.
35. Левин В.А. Воспитание творчества / В.А.Левин. - Томск: Пеленг, 1993.- 56 с.
36. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - M., 1992.
37. Лук А.Н. Психология творчества / А.Н.Лук. - Наука, 1978. -125 с.
38. Матюшкин, А.М. Психологические закономерности мышления в проблемном обучении / A.M. Матюшкин // Советская педагогика. 1969. -№9.
39. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие [Текст] / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. - М.: ACT,2013. -123с.
40. Мелик - Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. - М., 2000. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002.
41. Немов Р.С. Психология / Р.Немов. - М.: Просвещение, 1990.
42. Николаева Е. И. Психология детского творчества. 2-е изд: СПб.: Питер, 2010. -240 с.
43. Овчинников В.Ф. Феномен таланта в русской культуре. - Калининград: Янтарный сказ, 1999. - С. 19.
44. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. - М., 2000.
45. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика - М.: Педагогика, 1976. - 280с. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - М.: Академия, 2002. - 320с.
46. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г. №1155. - Режим доступа: http: //www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
47. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.И. Васильевой. - М.: Академия, 2005.
48. Программа дошкольного образования «От рождения до школы»./ Под ред. Н. Е. Вераксы. - М.: Мозаика - синтез, 2012.
49. Прохорова Л. Н. Развиваем творческую активность дошкольников / Л.Прохорова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №5. - с. 21-27.
50. Прохорова Л.Н. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 3.Диагностика креативности детей и педагогов. — М.: Национальный книжный центр, 2013. — 240 с.
51. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) / сост. Е. В. Доценко. Изд 2-е, испр. - Волгоград: Учитель, 2015. - 318 с.
52. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. - М.: Политическая литература, 1990.
53. Психология. Словарь / Под ред. Петровского А.В. - М., 2000.
54. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. Художественное творчество. Сборник. - Л., 1983, с.105-122.
55. Рубинштейн, C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории в кн. «Проблемы общей психологии» / C.JI. Рубинштейн. М., Педагогика, 1973.
56. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.Саккулина, Т. Комарова. - М.,2000.
57. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.576 с.
58. Телегина И.С. Педагогические условия развития творческой активности старших дошкольников в конструировании из бумаги //Научные труды Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Вып.3 / Отв. Ред. С.И. Горлов. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2007. - 187с.
59. Теплов Б.М. Способности и одаренность / Б.М.Теплов. - М., 2002.
60. Хазратова Н.В. Проблема измерения креативности детей 3-5-летнего возраста / Н.В.Хазратова. - М. 1994.
61. Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с
62. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества : место игры в интеллектуальном развитии дошкольника: метод.рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей / Е. А. Юзбекова. - Москва:Линка-Пресс, 2006. - 128 с.
63. Юнг К.Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / Сост. В. Зелинский, А. Руткевич. М.: Мартис, 1995. - 309с.