ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Социально-правовые проблемы исследования правомерного поведения
1.1. Понятие правомерного поведения
1.2 Специфические признаки правомерного поведения несовершеннолетних
1.3 Классификация правомерного поведения несовершеннолетних
ГЛАВА II. Механизмы формирования правомерного поведения
2.1. Профилактика правонарушений и формирование правомерного поведения несовершеннолетних
2.2. Проблемы реализации механизма правомерного поведения
несовершеннолетних
ГЛАВА III. Организации, способствующие формированию
правомерного поведения несовершеннолетних
3.1 Влияние общеобразовательной организации на формирование правомерного поведения несовершеннолетних
3.2 Роль комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в реализации механизма формирования правомерного поведения несовершеннолетних
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Недопущение совершения правонарушений - одна из главных задач современного российского законодательства, обусловливающая высокую значимость правомерного поведения как одного из видов социальной активности человека. Ежедневно человек совершает множество поступков в различных сферах жизни общества. Большая часть из них остается вне сферы внимания государства, реализуется в непубличной сфере общественных отношений. Особая значимость правомерного поведения по сравнению с иными моделями поведения человека связана с высокой ценностью объекта охраны правовых норм, олицетворяющих высшие человеческие ценности: жизнь, здоровье, собственность, человеческое достоинство и т. п. Поведение человека в зависимости от основания его оценки может одновременно соответствовать либо противоречить множеству норм поведения, существующих в обществе (моральным, этикетным, юридическим).
Понятие «норма», как эталон, образец, правило, употребляется в различных областях знаний: в юриспруденции, социологии, медицине, физике и иных. При этом не всякое нарушение норм представляет опасность для общества, а лишь те из них, которые регулируют и охраняют наиболее важные общественные отношения. Особенную значимость этот вопрос представляет в отношении правомерного или неправомерного поведения несовершеннолетних, как несформировавшихся личностей. Все указанное выше свидетельствует о безусловной актуальности избранной тематики.
Актуальность исследования обоснована также динамикой преступности среди несовершеннолетних. Следует отметить, что за последние годы наметилась тенденция к уменьшению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, как, в целом, по России, так и по Республике Т а- тарстан. Так, если в 2013 году количество преступлений по России составляло - 67225, а в Республике Татарстан - 1314 преступлений, то в 2017 году эта цифра изменилась и составила, соответственно по РФ - 45288, по РТ - 861 . Несмотря на общую тенденцию к сокращению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, в худшую сторону меняется качественный показатель преступности. Так, преступления становятся более тяжкими, склонными к насилию, совершаются в группе, в том числе в организованных преступных группировках. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости научного осмысления проблем формирования механизма правомерного поведения, с последующей разработкой мер профилактики, и практики его реализации. Это и предопределило выбор темы выпускной (квалификационной) работы.
Степень разработанности темы. К указанной проблеме обращаются представители самых различных отраслей науки. Заслуживают внимания труды таких ученых как: X^. Аликлеров, З. А. Астемиров, А. А. Бакаев, В. Боровиков, А. В. Боровых, А. В. Бриллиантов, К. А. Бузанов, И. В. Гецмано- ва, В. Д. Ермаков, Д. А. Жуков, Г. И. Забрянский, Е. Б. Кургузкина, В. В. Лебединский, В. А. Лелеков, Н. Мелешко, А. Меркушов, С. Ф. Милюков, О. Мясников, В. В. Невский, Н. И. Остапенко, В. Г. Павлов, Р. И. Панкратов, Ю. Е. Пудовочкин, О. Д. Ситковская, М. Н. Становский, Л. В. Ченцова, С. Шишков и дpугие.
Объектом настоящей работы выступают общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения и реализации механизма правомерного поведения несовершеннолетних.
Предметом исследования выступает механизм правомерного поведения несовершеннолетних.
Целью работы является уяснение сущности правомерного поведения несовершеннолетних и выявление особенностей механизма его формирования.
Достижение указанной цели невозможно без разрешения конкретных задач:
1. анализ понятия и признаков правомерногоповедения несовершеннолетних;
2. характеристика классификаций правомерного поведения несовершеннолетних;
3. характеристика механизмов профилактики правонарушений и формирования правомерного поведения несовершеннолетних;
4. выявление проблем реализации механизма правомерного поведения несовершеннолетних;
5. выявление влияния общеобразовательных учреждений на формирование правомерного поведения личности несовершеннолетнего;
6. анализ роли комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в реализации механизма формирования правомерного поведения несовершеннолетних;
7. формулировка выводов и предложений по теме исследования.
Гипотеза исследования: применение методов формирования правомерного поведения, адаптированных и привычных молодежи, позволит выработать наиболее целесообразные меры профилактики противоправного поведения и будет способствовать их эффективной реализации.
Методология исследования. При написании данной работы применялись историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический и логикоюридический методы исследования. Были использованы работы ведущих российских ученых правоведов, действующее законодательство и судебная практика.
Эмпирической базой исследования явились статистические данные МВД РФ и МВД РФ по РТ о состоянии и динамике преступности несовершеннолетних в период с 2013 по 2017 годы; данные портала правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ о показателях преступности несовершеннолетних с 2013 по март 2018 года; результаты педагогического эксперимента, проведенного в период февраль-май 2018 года на базе Лицея им. Н.И. Лобачевского при Казанском Федеральном университете, с учащимися 10 «А» и 10 «Б» классов в количестве 48 человек.
Результаты исследования были апробированы в процессе выступления с докладом на II Международном научно-практическом конвенте студентов и аспирантов «Революция в праве: прорывные идеи в современном российском праве (к 100-летию Октябрьской революции)» 23-25 ноября 2017 года.
Научная новизна работы определяется оригинальным авторским подходом к анализу правомерного поведения несовершеннолетних, путем проведения педагогического эксперимента с применением современных форм обучения, наиболее приближенных к особенностям молодежной среды. Так, например использование наряду с традиционными лекциями, таких современных методов, как: флешмобы и квесты по определению уровня правовой культуры и ее повышения, позволяет лучше понять молодежь, говорить с ними на их языке, проникнуться их проблемами и переживаниями, а значит, выработать наиболее эффективные методы формирования и реализации механизма правомерного поведения.
Все это позволило расширить имеющиеся научно-теоретические представления о правомерном поведении несовершеннолетних, его особенностях, детерминации, способах повышения в нем степени правомерности.
Теоретическая и практическая значимость. Работа заключается в том, что результаты исследования можно использовать в процессе преподавания курсов: образовательное право, ювенальное право, уголовное право, и соответствующих специальных курсов.
Результаты работы могут быть положены в основу изменения норм действующего законодательства Российской Федерации и практики его применения.
Работа может быть интересна всем, кто интересуется проблемами эффективной реализации механизма правомерного поведения несовершеннолетних.
Структура исследования определена целью и задачами и включает в себя введение, три главы, семь параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Подводя итоги настоящей работы, отметим следующие базовые выводы.
Во-первых, изучив основные определения понятия правомерного поведения, нами было сформулировано собственное определение данного понятия. Правомерное поведение несовершеннолетних - это тип правового поведения, соответствующее правовым нормам, не нарушающее их.
Во- вторых, правомерное поведение строго соответствует требованиям правовых норм. Несовершеннолетний действует правомерно, только тогда, когда точно и неукоснительно соблюдает правовые предписания. Правомерное поведение как наиболее распространенный вид правового поведения является социально полезным явлением общественной жизни и отражает интересы общества, государства и отдельных граждан.
В-третьих, правомерное поведение в своем массовом проявлении полезно для всего социума и выступает необходимым условием стабильного существования гражданского общества и правового государства, а также объектом защиты органов внутренних дел. Правомерное поведение у несовершеннолетних в значительной степени и привычно, и обычно, и представляет собой совокупность деяний желательных, полезных, а порой и необходимых для устойчивого функционирования общества в целом.Позитивную роль оно играет и для самого подростка, ибо благодаря ему обеспечивается личная свобода, защищаются законные интересы. Также правомерному поведению присуща сознательность волевого проявления, выражающаяся в возможности выбора подростком варианта поведения: правомерного или противоправного.
Проанализировав все признаки, правомерное поведение несовершеннолетних логично определить как поведение, получающее
юридически значимую оценку и официально закрепленное в нормативных правовых актах, устанавливающих границы разрешенного и запрещенного.
В-четвертых, наиболее полной, отражающей сущность правомерного поведения личности, в том числе личности несовершеннолетнего, является классификация, предложенная В.В. Оксамытным в диссертации на соискание степени доктора юридических наук на тему: «Правомерное поведение личности: теоретические и методологические проблемы». Так, он выделял следующие виды правомерного поведения: 1)маргинальное; 2)конформистское; 3)привычное; 4)социальное активное поведение.
Маргинальный тип можно охарактеризовать как отражение состояния личности, находящегося на грани антиобщественного проявления, которое ведет к правонарушению, однако не становится таковым в силу того, что в конкретный отрезок времени в механизме его поведенческих побуждений сыграли другие факторы, такие, как боязнь осуждения со стороны ближайшего окружения, угроза возможного наказания и т.п. Конформистское поведение выражается в пассивном соблюдении норм права в силу подчинения своих действий, мнению окружающей среды. Привычное поведение осуществляется в рамках сформировавшейся привычки действовать всегда правомерно, поступать в соответствии с законом. Социально-активное поведение относится к высшему типу правомерного поведения, поскольку основано на солидарности с требованиями закона, желании руководствоваться его положениями, когда личность проявляет нравственное согласие с правом.
Говоря о профилактике и противодействии правонарушениям несовершеннолетних, нами были выделены три уровня.
Первый— это решение социально-экономических проблем, улучшение культурных условий жизни, создание надлежащих условий жизни для воспитания подрастающего поколения и устранение тех обстоятельств, которые этому мешают.
Второй процесс уровень профилактики и противодействия правонарушениям несовершеннолетних связан с осуществлением оперативного профилактического воздействия на конкретные социальные группы.
Третий уровень — это индивидуальная работа, суть которой состоит в позитивном изменении личностной ориентации несовершеннолетнего, в преодолении его антиобщественных взглядов и установок, в формировании уважения к личности, к нормам права и морали.
В-пятых, нами были выделены такие меры по реализации программ и методик, направленных на формирование правомерного поведения несовершеннолетних:
1) организация в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел);
2) включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование правомерного поведения учащихся;
3) использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания - тренингов, правовых игр совместной продуктивной деятельности;
4) организация участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций районного и краевого уровня, направленных на формирование правового сознания учащихся.
В-пятых, с целью выявления правомерного поведения несовершеннолетних нами был проведен педагогический эксперимент в школе - интернат «Лицей им. Н. И. Лобачевского» при Казанском Федеральном университете, с целью которой мы выбрали два класса 10 «А» и 10 «Б», где 10 «А» определили как контрольный, «Б» - экспериментальный.
В-шестых, результаты, полученные в ходе педагогического эксперимента, полностью подтверждают нашу гипотезу о том, что внедрение различных мероприятий, которые более приближены и понятны молодежи, такие, как квесты, флешмобы, помогают повысить уровень правового сознания у несовершеннолетних и эффективно действовать на их правомерное поведение.
В целом, важно отметить, что разработка механизма мотивации правомерного поведения несовершеннолетних в сложившихся современных условиях является куда более как необходимой. Проблема правового воспитания несовершеннолетних остается актуальной на протяжении всего времени в нашей стране. Высокий уровень правовой культуры подрастающего поколения возможен только при осуществлении грамотного и систематического процесса правового воспитания.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Российская газета № 121, 30.06.1999.
4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О полиции"// Российская газета № 28, 10.02.2011.
5. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 (ред. от 1 июля
2014 г.) «Об утверждении Концепции демографической политики
Российской Федерации на период до 2025 года // Справочная правовая система «Консультант Плюс» // URL:
http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_71673/942772dce30cfa36b6 71bcf19ca928e4d698a928/ [Дата обращения: 02.03.2018].
6. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 312 (ред. от 31.03.2017) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Юстиция"// Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть II) , ст. 2158.
7. Приказ МВД России от 15.10.2013 № 845 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам
несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 № 31238)
//Справочная правовая система «Консультант плюс»// URL:http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_158962/2ff7a8c72de39 94f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ [Дата обращения: 14.03.2018]
8. Закон РТ от 13.10.2008 №105-ЗРТ (ред.от 11.01.2017) "О профилактике правонарушений в Республике Татарстан // URL:http://base.garant.ru/22530873/daf75cc17d0d1b8b796480bc59f740b8/ [Дата обращения: 11.03.2018]
II. Научная литература
9. Андрюхин Н.Г. Проблемные аспекты реализации уголовной политики в отношении несовершеннолетних // Уголовное право. 2017. №4. 9 - 12с.
10. Бахрах Д. Н. Индивидуальные субъекты административного права // Государство и право. 1994. № 3. С. 3-4
11. Беженцев А.А. Оптимизация деятельности по предупреждению безнадзорности и административных правонарушений несовершеннолетних // Советник юриста. 2011. № 5. С.18
12. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». М., 2010.
13. Борисова В. А., Дмитриев А. И. Проблема возрастных ограничений //Государство и право. 1999. № 11. С. 5-6
14. Бородина М. И. Государственные гарантии правового статуса несовершеннолетних в России // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). - 2016. - № 3 (24). Часть 4. - С. 14.
15. Васильев В. Л.Юридическая психология.- 6-е изд., перераб. и доп.- СПб.: 2009.- С.35-36.
16. Виноградов В. В. Теоре- тические проблемы факторов правового статуса личности: учебно - методическое пособие/ В. В. Виноградов. - Волгоград: ВолгГМУ, 2013. - 88 с.
17. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. - 520 с.
18. Горина Е.Е. Место маргиналов и представителей «социального дна» в социальной структуре общества // Психология, социология и педаго- гика,№ 9 (36).2014.- 98-101 с.
19. Григорьева Т.Н. Девиантное поведение несовершеннолетних как последствие посягательств на их жизнь и здоровье // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. №12. С. 99 - 102.
20. Дикопольцев Д.Е. Коррекция и профилактика аутоагрессивного поведения несовершеннолетних осужденных // Юридическая психология. 2015. №2. С. 24 - 27.
21. Додин Е. В. Субъект административного проступка // Учен. зап. ВНИИСЗ. 1965. Вып. 5. С. 47
22. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. Большой юридический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2001. - С. 432.
23. Ережипалиев Д.И. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов при избрании и применении мер пресечения в отношении несовершеннолетних // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 5. С. 65 - 70.
24. Ережипалиев Д.И. Профилактика потребления наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов среди несовершеннолетних // Адвокат. 2015. №6. С. 37
25. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. - СПб.: Астрель, 2006. - С.78
26. Загорьян С.Г. Негативное влияние социальной среды на формирование преступности несовершеннолетних // Российский следователь. 2016. №19. С. 40 - 43.
27. Криминология: Учебник для вузов/ под ред. проф. В.Д. Малкова - 2е изд., перераб. и доп. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. - С.528.
28. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. - М., 2000.- С.132-133.
29. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка.- СПб.: Норинт, 2000. - С. 702.
30. Кулапов В. Л. Теория государства и права: учебник. Саратов, 2011. С. 410
31. Латыпов В. С., Латыпова Н. С. Система принципов обеспечения государственной защиты участников уголовного судопроизводства // Вопр. соврем. юриспруденции. 2014. № 35. С. 17
32. Матюшева Т.Н. Правовое образование детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в условиях гражданского общества // Современное право. 2015. №10. С. 83 - 87.
33. Мехтиев Э. Поведенческий надзор - "начни с самого себя" [Интервью с Тосуняном Г.] // Банковское обозрение. 2017. №4. С. 68 - 71.
34. Муромцев С. А. Определение и основное разделение права. - С.177.
35. Нурпеисов Е. К. Психология правомерного поведения. - Алма- Ата, 2003. - С.107.
36. Общая теория государства и права: академический курс / отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2009. С. 255
37. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. М., 2006. С.542
38. Оксамытный В. В. Правомерное поведение личности. Киев, 1985.С. 4
39. Остроумов С. С. Некоторые вопросы изучения правонарушений среди несовершеннолетних // Изучение и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних. М., 1970. С. 50-52 и др.
40. Ошевский Д.С., Назарова Н.Г. Психологические факторы риска агрессивного поведения у несовершеннолетних осужденных // Юридическая психология. 2013. № 4. С. 15 - 19.
41. Подшибякина О.С. Особенности рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних // Судья. 2015. №7. С. 15 - 19.
42. Рыжаков А.П. Уголовная ответственность несовершеннолетних // 2016г. Справочная правовая система Консультант Плюс // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CMB&n=18119#023 320451816263432 [Дата обращения: 10.02.2018]
43. Таланов С.Л. Девиантное поведение среди несовершеннолетних лиц, активно занимающихся спортом // Спорт: экономика, право, управление. 2014. № 1. С. 32- 34.
44. Тихомиров Ю.А. Закон, стимулы, экономика.- М., 1989.- С.232-233.
45. Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений.- М., 2003.- С.124-125.
46. Трунцевский Ю.В. Девиантное поведение малолетних: квалификация и профилактика // Российский следователь. 2015. №4. С. 25 -30.
47. Федорова Е.М., Донскова Н.В. Профилактика деструктивно-агрессивного поведения несовершеннолетних осужденных методами психологической работы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2016. №6. С. 29 - 31.
48. Ферри Э. Уголовная социология / Сост. и предисл. В.С. Овчин- ского. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С.658
49. Фефелов В. В., Ямалетдинова Н. В. Внутренний социальный аудит правоохранительной деятельности: сущность, цели, задачи // Вестн. Владим. юрид. ин-та. 2012. № 3(24). С. 140
50. Ханова З.Р. Социально-экономические меры профилактики антисоциального поведения несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. №5. С. 11 - 13.
51. Хусаинова Г.Ф. Обеспечение эффективной реализации механизма правомерного поведения несовершеннолетних // Революция в праве: прорывные идеи в современном российском праве (к 100-летию Октябрьской революции): материалы II Международного научно-практического конвента студентов и аспирантов(Казань, 23-25 ноября 2017г.). Т. З / сост.: Н.Н. Ма- колкин, Ю.М.Лукин, Р.Э.Сабитов, М.Р.Камаров.- Казань: Изд-во Казан.ун- та, 2017.- 304 с.
52. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. - М., 2013.-С.115.
53. Чернышова Т.В. Понятие и виды примирения в российском праве // Журнал российского права. 2010. №12. С. 116 - 124.
54. Шабуров А.С. Поведение людей в правовой сфере. Правомерное поведение. Правонарушение // Теория государства и права: учебник / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М.: НОРМА 2002. С. 616.
55. Шуняева В.А. Ювенальная политика: законодательная эквилибристика // Вопросы ювенальной юстиции. 2015. №1. С. 20 - 24.
56. Щедрин Н.В. Минимальный возраст уголовной ответственности или минимальный возраст применения уголовных санкций // Судья. 2017. №8. С. 20 - 24.
III. Авторефераты и диссертации
57. Винниченко Е.О. Профилактика правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации : административно- правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2014.- 190с.
58. Максимова И.М. Право- сознание как источник правового поведения личности. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2005. С. 7.
59. Оксамытный В.В. Правомерное поведение личности: теоретические и методологические проблемы// Автореферат на соискание учен. степени д.ю.н. - Киев, 1990. - С. 5.
59. Фортова Л. К. Правовое поведение несовершеннолетних и его детерминация: автореф. дис. канд. юрид. наук. Владимир, 2007
ГУ.Материалы практики
60. Общее количество преступлений, совершенных несовершеннолет
ними или при их участии. Итоговый отчет. Портал правовой статистики при Генеральной прокуратуре РФ. Официальный сайт // URL:
http://crimestat.ru/regions_table_total [Дата обращения 28.04.2018].Сайт Федеральной службы государственной статистики
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/i nfraction/
61. Состояние и динамика преступлений, совершенных несовершенно
летними. Итоговый отчет за 2017 год // МВД РФ. Официальный сайт / Режим обращения: URL: https://мвд.рф/reports/item/12899359 [Дата обращения
02.02.2018].
62. Результаты педагогического эксперимента, проведенного в период февраль-май 2018 года на базе Лицея им. Н.И. Лобачевского при Казанском Федеральном университете.