Введение 4
Глава I. Психолого-педагогические аспекты развития базовой культуры дошкольника на основе приобщения к здоровому образу жизни 9
1.1. Сущность понятия «базовая культура дошкольника» и характеристика её
структурных компонентов 9
1.2. Особенности формирования у дошкольников потребности в здоровом
образе жизни как части базовой культуры в условиях дошкольного образовательного учреждения 17
1.3. Организационно-методические аспекты формирования представлений о здоровом образе жизни и осознанно правильного отношения к своему здоровью у детей старшего дошкольного возраста 22
Выводы I по главе 29
Глава II. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию базовой культуры дошкольников на основе формирования потребности в здоровом образе жизни 34
2.1. Изучение уровней сформированности представлений о здоровом образе
жизни и осознанно-правильного отношения к своему здоровью и уровней развития базовой культуры старших дошкольников 34
2.2. Создание и апробирование организационно-методических условий по
развитию базовой культуры у детей 6-7 лет на основе формирования представлений о здоровом образе жизни осознанно правильного отношения к своему здоровью 63
2.3. Анализ эффективности организационно-методических условий развития базовой культуры старших дошкольников на основе формирования потребности в здоровом образе жизни 71
Выводы по II главе 96
Заключение 100
Список литературы 103
Приложения
Детство — это прекрасная пора в жизни человека. Именно на этом возрастном этапе формируются здоровье и личность, а приобретённый в детстве опыт значительно влияет на всю нашу взрослую жизнь.
Современная педагогическая наука особую роль в развитии человека отводит воспитанию, главной целью которого является формирование основ базовой культуры личности. Базис личностной культуры, соответствующий общечеловеческим ценностям, человек приобретает в дошкольном детстве.
Развитие личностной культуры ребёнка в дошкольном детстве стало предметом исследования педагогов с разных точек зрения: культуры познания (JI.A. Венгер, Н.Е. Веракса, М.Б. Зацепина, И.Э. Куликовская, А.И. Савенков, Н.Г. Салмина, Е.А. Тупичкина и др.) физической культуры (JI.B. Аб-дульманова, Л.И. Лубышева, Ю.М. Николаев, В.И. Столяров, Е.В. Утишева и др.), изобразительной деятельности (Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.В. Компанцева, З.В. Лиштван, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, P.M. Чумичева и др.), музыкально-эстетического развития (H.A. Ветлугина, Н.В. Корчаловская, H.A. Метлов, О.П. Радынова и др.), становления социокультурного опыта (P.C. Буре, Н.Ф. Виноградова, JI.B. Грабаровская, С.А. Дудникова, Т.Б. Захараш, О.Л. Князева, С.А.Козлова, М.В. Корепанова, C.B. Петерина, Р.Б. Стеркина, Н.Е. Татаринцева и др.), культурноэкологического воспитания (Л.Ф. Захаревич, С.Н. Николаева, Н.Е. Черноиванова и др.), становления целостной картины мира (JI.A. Венгер, И.Э. Куликовская, В.И.Логинова, Н.Н.Поддъяков, О.П.Радынова и др.). [10].
Становление основ базовой культуры означает, что ребёнок приобщается именно к общим, непреходящим человеческим ценностям.
Одним из основных компонентов базовой культуры дошкольника выступает физическая культура. Формирование основ физической культуры личности ребенка невозможно без формирования у него потребности в здоровом образе жизни. С раннего детства у детей необходимо совершенствовать и развивать все системы и функции организма, научить управлять своим телом, заботиться и беречь своё здоровье, развивать двигательные навыки, знакомить с последствиями вредных привычек. Человек, у которого с детства сложилась привычка к здоровому образу жизни, не только будет бережно относиться к собственному здоровью, но и станет позитивным примером для окружающих.
Необходимость самого пристального внимания к процессу становления физического здоровья детей, воспитания в них основных принципов здорового образа жизни не вызывает сомнений и является одним из способов, помогающих становлению базовой культуры дошкольника.
Анализ теории и практики организации воспитательного процесса по приобщению к здоровому образу жизни как фактора развития базовой культуры дошкольника позволяет выделить следующие противоречия:
- между признанием здорового образа жизни в качестве важного фактора развития базовой культуры ребёнка-дошкольника и недостаточной разработанностью методического обеспечения по организации процесса формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников;
- между потребностью в организации воспитательного процесса по формированию у дошкольников потребности в здоровом образе жизни и недостаточной теоретической и практической подготовкой педагогов- практиков к этой деятельности.
Обозначенные противоречия определили проблему нашего исследования: какие педагогические условия по формированию
представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников будут способствовать повышению их уровня развития базовой культуры?
Объект исследования: процесс развития базовой культуры дошкольников.
Предмет исследования: здоровый образ жизни как фактор развития базовой культуры дошкольника.
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить организационно-методические условия
эффективного процесса развития базовой культуры дошкольников на основе формирования потребности в здоровом образе жизни.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие базовой культуры детей 7-го года жизни в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни осуществляется наиболее эффективно при следующих педагогических условиях:
- работа по формированию у старших дошкольников потребности в здоровом образе жизни строится системно и направлена не только на формирование представлений, но и осознанно правильного отношения детей к своему здоровью;
- повышается компетентность педагогов и родителей по проблеме формирования у детей потребности в здоровом образе жизни как фактора развития базовой культуры дошкольника.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, нами были определены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические аспекты организации процесса по формированию у старших дошкольников потребности в здоровом образе жизни, в котором происходит развитие базовой культуры дошкольников.
2. Разработать и апробировать организационно-методические условия по развитию базовой культуры у детей 6-7 лет на основе формирования представлений о здоровом образе жизни и осознанно правильного отношения детей к своему здоровью.
3. Выявить динамику развития базовой культуры детей 6-7 лет в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни.
Методологической базой нашего исследования являются:
- теория культурного развития и саморазвития личности (A.B. Запорожец, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский, К.К. Платонов, C.JI. Рубинштейн, М.М. Бахтин и др.);
- концепции дошкольного детства как периода раскрытия потенциальных возможностей ребёнка и развития его личностной культуры (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, A.B. Запорожец, С.А. Козлова, Т.С. Комарова, В.Т. Кудрявцев, И.Э. Куликовская и др.);
- теоретические основы организации педагогического процесса по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни в условиях детского сада и семьи (Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, В.Г. Кудрявцев, О.В. Морозова, В.Г. Алямовская, И.А. Анохина и др.).
В процессе работы были применены следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- педагогический эксперимент;
- тестирование;
- анкетирование;
- методы математической обработки данных.
Научная новизна исследования:
- уточнено понятие «базовая культура дошкольника», включающее
компоненты: познавательная активность; эмоционально-ценностное
отношение к себе и окружающему миру; опыт здоровье сберегающей деятельности в организации своей жизнедеятельности;
- разработана модель организационно-методических условий по формированию у старших дошкольников потребности в здоровом образе жизни в условиях детского сада, обусловливающих развитие базовой культуры ребёнка.
Теоретическая значимость исследования:
- выявлена сущность педагогического процесса по формированию у дошкольников потребности в здоровом образе жизни, организуемого в детском саду;
- система развития базовой культуры дошкольника в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни, включает в себя этапы, ориентированные на развитие познавательной активности ребёнка; его
эмоционально-ценностного отношения к себе и миру в целом, а также опыта здоровье сберегающей деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в возможности воспроизведения организационно-методических условий развития базовой культуры дошкольника в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни. Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в практике работы педагогов детских садов.
Объём и структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснованы актуальность и мотивация выбора темы. Первая глава содержит анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития базовой культуры дошкольников и формирования у них потребности в здоровом образе жизни. Во второй главе описан ход и результаты опытно-экспериментального исследования по организации работы по формированию у детей 7-го года жизни потребности в здоровом образе жизни как фактора развития базовой культуры дошкольника. В заключении сформулированы выводы по проведённому исследованию. Библиографический список представлен пятьдесят одним источником литературы. В приложении приведены протоколы обследования детей, анкетирования педагогов детского сада и родителей воспитанников; перспективный план работы с детьми по формированию у них представлений о здоровом образе жизни и осознанно правильного отношения к своему здоровью; перспективные планы работы с педагогами и родителями воспитанников; конспекты занятий с детьми и мероприятий с педагогами и родителями детей.
Экспериментальная работа длилась с сентября месяца 2017г. по май месяц 2018г. и проводилась на базе МАДОУ № 59 Советского района г. Казани. В эксперименте принимали участие 50 детей в возрасте от 6 до 7 лет, 25 педагогов и 50 родителей.
Современная педагогическая наука особую роль в развитии человека отводит воспитанию, главной целью которого является формирование основ базовой культуры личности. Базис личностной культуры, соответствующий общечеловеческим ценностям, человек приобретает в дошкольном детстве.
Формирование основ базовой культуры - важнейшая часть воспитания и обучения детей дошкольного возраста, интегрирующая результаты умственного, физического, трудового, нравственного и других направлений воспитания. Именно в дошкольном возрасте ребенок формируется как личность, которая обладает определенными моральными качествами.
Одним из основных компонентов базовой культуры дошкольника выступает физическая культура. Формирование основ физической культуры личности ребенка невозможно без приобщения его к здоровому образу жизни. С раннего детства у детей необходимо совершенствовать и развивать все системы и функции организма, научить управлять своим телом, заботиться и беречь своё здоровье, развивать двигательные навыки, знакомить с последствиями вредных привычек. Человек, у которого с детства сложилась привычка к здоровому образу жизни, не только будет бережно относиться к собственному здоровью, но и станет позитивным примером для окружающих.
Необходимость самого пристального внимания к процессу становления физического здоровья детей, воспитания в них основных принципов здорового образа жизни не вызывает сомнений и является одним из способов, помогающих становлению базовой культуры дошкольника.
Проведённая нами опытно-экспериментальная работа по развитию уровня базовой культуры детей, строившаяся на основе формирования у дошкольников потребности в здоровом образе жизни, показала свою эффективность: у детей экспериментальной группы не только значительно расширились представления о здоровом образе жизни, но и сформировалось осознанно-правильное отношение к здоровью, а это в свою очередь оказало большое влияние на развитие такого структурного компонента базовой культуры личности, как культура здоровья.
Результаты контрольного этапа эксперимента показали повышение уровня развития базовой культуры личности у детей данной группы в сравнении с показателями детей из контрольной группы. Так, если с уровня ниже среднего на средний в экспериментальной группе перешли 4ребёнка (16%), то в контрольной группе это Эребёнка (12%); со среднего уровня на высокий уровень поднялись 13 детей (52%) экспериментальной группы, а в контрольной группе это всего 2 ребёнка (8%); и если с уровня выше среднего на высокий уровень в экспериментальной группе перешли 13 детей (52%), то в контрольной группе это всего 4детей (16%). Таким образом, в целом на высоком уровне в экспериментальной группе в конце эксперимента оказалось 16детей (64%), в контрольной группе 8детей (32%); на среднем уровне в экспериментальной группе 9 детей (36%), в контрольной группе 15 детей (60%); на уровне ниже среднего в экспериментальной группе ни одного ребёнка, в контрольной группе 2ребёнка (8%).
Приведённые данные указывают на очевидную положительную динамику в уровне развития базовой культуры детей экспериментальной группы.
Таким образом, в настоящей выпускной квалификационной работе решены поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные практические результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы: что развитие базовой культуры детей 7-го года жизни в процессе формирования потребности в здоровом образе жизни осуществляется наиболее эффективно при следующих педагогических условиях:
- работа по формированию у старших дошкольников потребности в здоровом образе жизни строится системно и направлена не только на формирование представлений, но и осознанно правильного отношения детей к своему здоровью;
- повышается компетентность педагогов и родителей по проблеме формирования у детей потребности в здоровом образе жизни как фактора развития базовой культуры дошкольника.
1. Аблитарова, А. Р., Ислямова, У. С. Формы взаимодействия ДОУ с семьей в период закаливания детей старшего дошкольного возраста в весенне-летний сезон // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 6-9.
2. Алябьева, Е.А. Знакомим детей с человеческим организмом. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128с.
3. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребёнка. - М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 1993. - 87с.
4. Алямовская, В.Г. Материалы курса «Оздоровительные технологии в дошкольном образовательном учреждении»: инновационные аспекты: лекции 5-8. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 124с.
5. Базовая культура личности и ее компоненты. Режим доступа: https://studopedia.ru/17 129905 bazovaya-kultura-lichnosti-i-ee- komponenti.html
6. Безруких, М.М., Филиппова, Т.А., Макеева, А.Г. Разговор о правильном питании/Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 80с.
7. Блинова, Г. В. Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения и семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №6. — С. 409411.
8. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологическое исследование [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
9. Брыкалова, О.Г. К вопросу развития культуры личности в педагогическом аспекте// Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-razvitiya-kultury-lichnosti-v- pedago gicheskom-aspekte
10. Буторина, И.Н. Развитие личностной культуры ребёнка дошкольника в воспитательном пространстве праздника: автореф. Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07/И.Н. Буторина; Южный федеральный университет - Ростов-на-Дону, 2009. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-07/dissertaciya-razvitie- lichnostnov-kulturv-rebvonka-doshkolnika-v-vospitatelnom-prostranstve- prazdnika (дата обращения 14.04.2017).
11. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 1988. - 336 с.
12. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 224 с.
13. Газман, О.С. Базовая куль тура и самоопределение личности. Базовая культура личности: Теоретические и методологические проблемы. Сб. науч. Тр. Под ред. О.С. Газмана. - М.: ИЗд. АПН СССР, 1989. - 149с.
14. Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов 2-е изд. Стандарт третьего поколения/Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой - СПб: Питер, 2016. - 464с.
15. Горбатова, М.С. Оздоровительная работа в ДОО. Нормативноправовое сопровождение, организационные и профилактические мероприятия. - Волгоград: Учитель, 2017. - 184с.
16. Деркунская, В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников, Учебное пособие / В.А. Деркунская. М.: Педагогическое общество России. - 2006. - 96с.
17. Деркунская, В.А. Образовательная область «Здоровье». Как работать
по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. - СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-
ПРЕСС»;М.:ТЦ «СФЕРА», 2012. - 176с.
18. Дубинина, Д.Н. Основы формирования базовых компонентов культуры
у дошкольников и младших школьников. -[электронный ресурс]. - Режим доступа: Мр://еПЬ.Ь8ри.Ьу/Ьапб1е/бос/5463(дата обращения
12.05.2017).
19. Егорова, А.В., Каманов, И.М., Попова, М.В. Формирование психологической культуры личности в системе дополнительного образования детей/Под ред. А.В. Егоровой, И.М. Каманова, М.В. Поповой - М.: Просвещение, 2001 - 94с.
20. Жерякова, С. В. Сущность категории «здоровый образ жизни детей дошкольного возраста» и факторы формирования здорового образа жизни дошкольников в контексте педагогических исследований второй половины ХХ века // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 462-464.
21. Жукова, Т.В., Полюхова, Е.В. Физическое развитие и состояние здоровья воспитанников - составляющая часть инновационной деятельности дошкольного образовательного учреждения в системе здоровьесбережения//Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - № 1. - С. 14-16.
22. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1965. - 295 с.
23. Карепова, Т.Г., Жуковин, И.Ю. Программа формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция - быть здоровыми!»// Психолог в детском саду. - 2006. -№3. - С. 52-80.
24. Кобелева, Т. И., Фесюк, Г. И. Организация партнерского взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в процессе физкультурно-оздоровительной работы. [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 30-33.
25. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2000. - 414 с.
26. Копосова, Е. А. Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №1. — С. 16-18.
27. Кречковская, С. Г. Организация физкультурно-оздоровительной работы и пропаганды здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. — 2017. — №11.1. — С. 28-34.
28. Крылова, Н.Б. Ребенок в пространстве культуры [Текст] / Н.В. Крылова. - М.: Ин-т пед. инноваций РАО, 1994. - 96 с.
29. Кудрявцев, В.Т. Дошкольное детство: культурно-исторический аспект [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Универсальное и национальное в дошкольном детстве: матер. междунар. семинара / под ред. Л.А. Парамоновой. - М., 1994. - С. 10-13.
30. Кудрявцев, В. Т., Егоров, Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. — М.: Л ИНКА-ПРЕСС, 2000. - 296c.
31. Лазарева, H.H. Комплексный подход в организации здорового образа жизни ребенка: Методические рекомендации для работников ДОУ /Н.Н. Лазарева, А.А. Асташкина. - Тольятти. - 2009. - 64 с.
32. Макаренко, И. Е., Соловей, А. Д. Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы) // Молодой ученый. — 2016. — №24. — С. 475-477.
33. Новикова, И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников.Для работы с детьми 5-7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: Мозаика-синтез, 2009. -96с.
34. Николаева, Е.И., Федорчук В.И., Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада - СПб: ДетствоПресс, 2015. - 240с.
35. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 368с.
36. Пенто, Е. В. Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 49-52.
37. Платонова, О. И., Токарев, А. А. Воспитание основ здорового образа
жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II
Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.
38. Повшедный, А.В., Зыкова, Н.С., Повшедная, Ф.В. Курс лекций по общей педагогике и теории воспитания. - Н.Новгород: изд-во НГПУ, 2007. - 134с.
39. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1985. - 1600с. - С. 668.
40. Сорокина, И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 823825.
41. Степанов, Е.Н., Лузина, Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160с.
42. Токарева, Е. А., Токарев, А. А., Иванова, В. В. Организационно - педагогические условия приобщения детей дошкольного и младшего школьного возраста к здоровому образу жизни в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа» // Образование и воспитание. — 2017. — №1. — С. 21-24.
43. Утянова, Р.Н. Создание культурной среды развития личности ребенка//
«Коллеги» педагогический журнал Казахстана. - [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://collegy.ucoz.ru/publ/27-1-0-3824 (дата обращения 05.05.2017)
44. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы/ авт. - сост. Т.Г.Карепова. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2014. - 170с.
45. Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества - [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://referat.ru/referat/formirovanie-kulturv-zdorovva-doshkolnikov-v- processe-sotrudnichestva-499224 (дата обращения 10.09.2017).
46. Хузеева, Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной
компетентности дошкольника: психолого-педагогическая служба
сопровождения ребёнка - М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2014. - 78с.
47. Шаповалова, О. М. Формирование ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста посредством взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 41-43.
48. Шорыгина, Т.А. Беседы о человеке с детьми 5-8 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 112с.
49. Шорыгина, Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 64с.
50. Щуркова, Н.Е. Программа воспитания школьника - М.:
Педагогическое общество России, 1998.-48 с.
51. Юрченко, М. С. Модель развития преемственности формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ — начальная школа» // Образование и наука. — 2007. № 4(46). — с. 105-112.