Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №29222

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
731
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса развития личностных качеств младших школьников на уроках математики
1.1. Сущностно - содержательный анализ ключевых понятий исследования... 7
1.2. Возрастные особенности младших школьников 12
1.3. Анализ передового педагогического опыта развития личностных качеств
младших школьников на уроке математике 19
Выводы по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальная апробация комплекса заданий по математики для 3 класса, направленного на развитие личностных качеств младших школьников
2.1. Развивающий потенциал уроков математики в начальной школе 27
2.2. Изучение ( исследование) уровня сформированности личностных качеств
младших школьников 33
2.3. Формирующий этап и контрольный этап 42
Выводы по главе 2 60
Заключение 61
Список литературы 63
Приложение

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (далее - ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного - квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Личностные качества обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учёбе. Современный урок математики на сегодняшний день является одним из главных средств становления личности учащихся, т.к. ориентирован на развитие различных видов деятельности ребенка, на выполнение различных проектных, исследовательских работ, формируя тем самым у учащихся навык овладения новыми знаниями, новыми видами деятельности.
Математика для современного ученика начинается с загадки - проблемы, а поиск рационального решения проблем - первый шаг на пути становления личности учащегося. Следуя принципу «обучение через всю жизнь», критический анализ получаемых знаний на уроках математики,формирует умение у учащихся применять их для решения новых задач. Слишком раннее же усвоение готовых форм ведет к закрепощению личности.
Существуют наиболее эффективные пути развития личности ученика на уроках математики: нестандартные задания и проблемное обучение при выполнении математических заданий. Любое математическое задание ставит ученика перед определенными трудностями, требующими значительного умственного усилия при выполнении мыслительных операций, приводящих к решению. Проблемные задания ставят ученика в ситуацию, в которой у него должно появиться удивление и ощущение трудности, которое, однако, ученик намерен преодолеть. В сущности, не только каждая текстовая задача, но и другие задания, представленные в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблемы, над решением которых ученик должен задуматься.
Значимыми для нашего исследования явились работы, раскрывающие проблему развития личностных качеств младших школьников: В.С.Мухиной, Р. Немова, Н.Ф.Талызиной. Так же нам были интересны научные статьи, посвящённые проблеме развития личностных качеств младших школьников на уроке математики, а так же статья учителя начальных классов А.В.Деминой «Личностное развитие младших школьников через систему воспитания в условиях введения ФГОС».
Вышеизложенное позволило выявить противоречие между необходимостью формирования личностных качеств младших школьников и средствами формирования развития личностных качеств младших школьников на уроке математики.
Цель - обосновать и апробировать комплекс заданий и упражнений по математике для 3 класса, направленный на повышение уровня развития личностных качеств младших школьников.
Объект исследования - процесс развития личностных качеств младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования - комплекс заданий и упражнений по математике для 3 класса, направленный на повышение уровня развития личностных качеств младших школьников.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что разработанный комплекс заданий по математики для 3 класса, является эффективным средством развития личностных качеств младших школьников.
Цель, объект, предмет, гипотеза, а также общий замысел исследования позволили сформировать следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и дать содержательную характеристику понятий «личностные качества», «развитие личностных качеств и смежных понятий».
2. Проанализировать возрастные особенности младших школьников .
3. Провести анализ педагогического опыта по развитию личностных качеств младших школьников.
4. Выявить эффективные способы развития личностных качеств младших школьников на уроках математики.
5. Обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса заданий и упражнений развития личностных качеств младших школьников на уроке математики.
Методы исследования определялись целью, гипотезой и задачами решаемой проблемы. В исследовании нами использованы комплекс теоретических и эмпирических методов исследования. В их числе теоретические: анализ, классификация, обобщение и сравнение;
эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта, диагностика, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют дополнить и конкретизировать представления о средствах развития личностных качеств младших школьников на уроках математики.
Структура работы. Реализация целевых установок выпускной квалификационной работы и её внутренняя логика определили структуру работы. Она состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключении, библиографии и приложений.
Во введении дано обоснование актуальности избранной темы определены объект и предмет исследования, его цель и задачи, методы исследования, теоретическая значимость исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты процесса развития личностных качеств младших школьников на уроках математики» выделена система базовых понятий исследования «личностные качества», «универсальные учебные действия»; раскрыты основные возрастные особенности младших школьников; расписаны аспекты развития личностных качеств младших школьников на уроке математике.
Во второй главе «Экспериментальная апробация комплекса заданий по математики для 3 класса, направленного на развитие личностных качеств младших школьников» определена развивающий потенциал уроков математики в начальной школе, особенности изучение ( исследование) уровня сформированности личностных качеств младших школьников, проведен формирующий и контрольный этап.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На современном этапе развития общества созрела острая необходимость беспрестанно преодолевать устоявшиеся стереотипы образования, искать новые идеи ради создания школы самореализации , школы жизнетворчества , поликультурного воспитания , в которой утверждается проективная , личностно ориентированная педагогика, где ребенок является главным приоритетом и ценностью , субъектом культуры и жизни. Главная задача современной школы - развитие личности школьника, его самостоятельности и активности, становления как субъекта деятельности, максимальная реализация его творческого потенциала ради содействия всестороннему и гармоничному личностному развитию, интеллектуальному росту, формированию психических процессов.
Для того , чтобы ребенок успешно учился , необходимо помочь ему в развитии психических процессов и установлении психических функций. Для этого необходимо знать психологию младшего школьного возраста, которая базируется на особенностях развития теоретического мышления , памяти, процессах восприятиях, внимания , способности к саморегуляции, осознании своего личного отношения к миру, на изменении содержания внутренней позиции детей, на изменении самооценки , именно в этом возрасте складывается характер и формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к получению знаний.
Основы многих психических качеств личности закладываются и культивируются именно в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых направлено на выявление резервов развития младших школьников . Использование этих резервов позволит более успешно готовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности . Наиболее характерная черта периода от 6 до 10 лет заключается в том , что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период , когда ребенок сочетает в себе черты дошкольного детства и школьника.
В практической части исследования была структурирована и реализована модель формирования личностных качеств , которая включала в себя шесть компонентов : содержание учебного предмета, методы и приемы работы, средства достижения личностных достижений, диагностический материал с целью коррекции , формы организации деятельности на уроках математики и стимулирующие приемы математической деятельности учащихся.
Анализируя полученные данные в ходе исследования , можно сделать вывод о том, уровень сформированности личностных качеств учащихся экспериментального класса показал положительную динамику по сравнению с началом экспериментальной работы. Это позволяет утверждать , что реализованная модель способствует формированию личностных качеств учащихся начальных классов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том , что цель исследования достигнута , задачи исследования выполнены, а гипотеза исследования о том , что разработанный комплекс заданий по математики для 3 класса , является эффективным средством развития личностных качеств младших школьников подтвердилась.



1. АсеевВ .Г. Мотивация поведения и формирования личности . - М: Мысль , 1976г.
2. Асмолов А. Г ., Бурменская Г .В., Володарская И.А . Разработка модели Программы развития УУД / А .Г. Асмолов , Г.В . Бурменская, И .А. Володарская . - М.: Просвещение , 2010.
3 Бабанский Ю .К. Комплексный подход к воспитанию школьников / Ю.К . Бабанский. - М ., 2010.
Битянова М . Какой линейкой мерить УУД / М. Битянова // Начальная школа . - 2012. - № 3. - С.42-46.
5 Бордовская Н. В . Педагогика: Учебник для вузов / Н. В .Бордовская. - СПб : Питер, 2008. - 304 с .
6 Вербицкий А .А. Активное обучение в высшей школе : Контекстный подход / А. А . Вербицкий. - М .: Наука, 2003. - 488 с .
7 Воровщиков С .Г. Классификация общеучебных умений младших школьников / С. Г . Воровщиков // Управление начальной школой . - 2012. - № 5. - С.33-40.
8 Выготский Л. С . Педагогическая психология / Л. С . Выготский. - М .: Педагогика, 1991.
9 Горленко Н.М ., Запятая О .В., Лебединцев В.Б ., Ушева Т .Ф. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Н .М.Горленко и др . // Народное образование . - 2012. - № 4. - С.153-160.
10 Гребенюк О. С ., Гребенюк Т .Б. Теория обучения: Учебник для студентов высших учебных заведений / О .С. Гребенюк , Т. Б . Гребенюк. - М .: ВЛАДОС- ПРЕСС , 2003.
11 Губанова Е .В., Веревко С. А . Новый стандарт : результаты, инновации
, риски / Е .В. Губанова , С.А . Веревко // Народное образование. - 2011. - № 5. - С .25-31.
12 Давыдов В .В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / под ред . А.В .Петровского. - М .: Педагогика, 1989.
13 Давыдова Н. Н ., Смирных О .В. Универсальные учебные действия : управление формированием / Н. Н .Давыдова, О .В. Смирных // Народное образование . - 2012. - № 1. - С.167-175.
14 Ивин А. А . Искусство правильно мыслить / А .А. Ивин . - М.: Просвещение , 1990.
15 Карабанова О .А. Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы / О.А .Карабанова // Управление начальной школой . - 2009. - № 12. - С.9-11.
16 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Образовательная система «Школа 2100»). Проект . - М.: Просвещение , 2010.
17 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад . образования; под ред. А .М. Кондакова , А. А . Кузнецова. - М .: Просвещение, 2008. - 39 с .
18 Крутецкий В .А. Психология / В. А . Крутецкий. - М .: Просвещение, 1986.
19 Леднев В. С . Содержание образования : сущность, структура ,
перспективы / В .С. Леднев . - М.: Высшая школа, 1991. - 359 с .
20 Леонтьев А .Н. Педагогика младшего школьного возраста / А .Н. Леонтьев . - М., 1983.
21 Лернер И. Я . Развивающее обучение с дидактических позиций / И .Я. Лернер // Педагогика. - 1996. - №2. - С . 47.
22 Лихачев Б .Т. Педагогика : Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. учеб . заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т . Лихачев. - 4- е изд., перераб . и доп . - М.: Юрайт -М, 2001. - 607с .
23 Махмутов М .И. Современный урок. - М .: Педагогика, 1985. - 126 с .
24 Мудрик А .В. Социальная педагогика: Учеб . для студентов пед. вузов / А.В . Мудрик / под ред. В .А. Сластенина . - М.: Академия , 2009.
25 Орлов В .В. Человек , мир, мировоззрение / В. В . Орлов. - М ., 2005. Педагогика / под ред. Ю .К. Бабанского . - М.: Просвещение , 2003.
27 Педагогика: Учеб . пособие для студ. высш . пед. учеб . заведений / под ред. П .И. Пидкасистого . - М.: Пед . общество России , 2006.
28 Педагогический энциклопедический словарь / гл . ред. Б .М. Бим - Бад. - М ., 2007.
Петрова И .В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И.В . Петрова // Молодой ученый. - 2011. - №5. - С . 151-155.
30 Петровский В .А., Виноградова А.М . Учимся общаться с ребенком / В.А .Петровский, А .М. Виноградова . - М.: Просвещение , 2013. - 191 с.
31 Планируемые результаты начального общего образования / под ред . Г.С . Ковалевой, О .Б. Логиновой .- М., 2004.
32 Подласый И. П . Педагогика: Учебник для студ . пед. вузов : В 2 кн . - М.: ВЛАДОС , 2009. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с .
Полонский В .М. Словарь по образованию и педагогике / В. М .Полонский. - М ., 2004.
34 Равкин З .И. Педагогическое стимулирование нравственного развития и познавательной активности школьников / З .И. Равкин . - Киров; Йошкар -Ола: КГПИ , 2005. - 45 с.
35 Равкин З. И . Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы / З .И. Равкин . - Йошкар- Ола : МШИ, 2012. - 25 с .
Равкин З .И. Проблемы стимулирования активности учащихся в процессе нравственного воспитания и обучения / З .И. Равкин . - Йошкар- Ола : МГПИ, 2004. - 50 с .
37 Ремезова И .И. Проблема человека в философии образования // Философия образования для XXI века / И .И. Ремезова . - М.: Педагогика , 2002. - 160 с.
38 Рыжаков М.В . Российская система образования: состояние и
перспективы : Приоритеты развития и пути совершенствования российского образования // Стандарты и мониторинг в образовании . - 2007. - № 1. - С. 3-20.
39. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
40. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. -С. 16-24.
41. Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы Текст. / Н.В. Лежнева // Завуч нач. школы. 2002. - № 1. - С.14.
42. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 321 с.
43. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59.
44. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2006.
45. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012.
46. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС
начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ.
жур.«Академический вестник». - 2011. - Вып. 1(3). - С.46-54.
47. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6.
48. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009. - 194 с.
49. Пахнова, Т. М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре / Т. М. Пахнова // РЯШ. - 2004. - № 4. - С. 8-16.
50. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / И. Б. Котова [и др.]; под ред. С. А. Смирнова. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 510 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ