ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Познавательная активность младшего школьника как психолого -
педагогическая проблема 7
1.1. Сущность понятия « познавательная активность» 7
1.2. Психолого - педагогическая характеристика развития познавательной активности младших школьников 11
1.3. Проблемное обучение как средство развития познавательной активности
младших школьников 26
Выводы по главе 1 38
Глава II. Организационно - педагогические условия развития познавательной активности младших школьников на уроках с элементами проблемного обучения 40
2.1. Особенности развития познавательной активности младшего школьника 40
2.2. Методы, приемы и формы обучения организации уроков проблемного обучения, направленные на развитие познавательной активности младших школьников 49
2.3. Анализ Результатов опытно - экспериментальной работы 63
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложение
Развитие познавательной активности младших школьников до сих пор является одной из самых актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию а научно - техническом и социальном прогрессе.
Педагоги считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.
Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.
Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.
Современные отечественные исследователи В. И. Лозовая, А. К. Маркова, Ж. Н. Тельнова, Г. И. Щукина и многие другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников.
Актуальность данной темы определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточной разработанностью методов и приемов этого процесса.
Целью исследования является выявление организационно-педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования является: процесс развития познавательной активности детей младшего школьного.
Предмет исследования: организационно - педагогические условия,
способствующие развитию познавательной активности младшего школьника, на уроках проблемного обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития познавательной активности младших школьников в учебной деятельности будет осуществляться более успешно и эффективно, если:
• уроки проводятся в разнообразных формах, с включением методов и приемов проблемного обучения;
• создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения между субъектами процесса обучения;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
• расширять «зону ближайшего развития» учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску новых знаний.
Цель, объект, предмет, гипотеза, а также общий замысел исследования обусловили необходимость сформулировать и решить следующие задачи исследования:
1. раскрыть сущность понятия «познавательная активность»;
2. определить способы, формы и методы, стимулирующие развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности;
3. выявить особенности развития познавательной активности младших школьников на уроках проблемного обучения;
4. определить и апробировать организационно - педагогические условия развития познавательной активности младшего школьного возраста на уроках проблемного обучения.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследований; абстрагирование; конкретизация, проектирование.
Эмпирические: педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе; педагогическая беседа; статистические методы обработки данных; обследования, изучения и обобщения результатов работы, их качественный и количественный анализ; изучение продуктов ученического творчества.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Нами были предложены показатели, определяющие уровни познавательной активности учащихся младших классов:
• эмоционально - мотивационный компонент;
• операционный компонент;
• когнитивный компонент;
• креативный компонент;
• рефлексивный компонент.
2. Определены педагогические условия эффективного развития познавательной активности младших школьников:
• повышать интерес к учебному труду за счет его разнообразия;
• создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения в учебном процессе;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
• расширять горизонты знаний учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску нового в науке, технике, искусстве.
3. Уточнили понятие познавательная активность - качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно - волевых усилий на достижение учебно - познавательной цели.
База исследования: «Ташкичская НОШ»
Актуальность данной темы определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточной разработанностью методов и приемов этого процесса.
Проведенное исследование подтвердило актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволило сделать вывод о научной состоятельности выдвинутой гипотезы, а также сформулировать основные теоретические выводы.
1. Анализ научно - педагогической литературы показал, что в настоящее время сложились предпосылки необходимости изучения закономерностей развития познавательной активности младшего школьника, обусловленные потребностями общества, семьи, личности, связанные с тенденциями в динамике социума.
2. Развитие познавательной активности младшего школьника - это: 1) целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения; 2) результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности; 3) фактор изменения личности качества младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремленность, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.
3. В нашей работе были выявлены и экспериментально обоснованы организационно - педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника:
• уроки проводятся в разнообразных формах, с включением методов и приемов проблемного обучения;
• создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения между субъектами процесса обучения;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
• расширять «зону ближайшего развития» учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску новых знаний.
• Педагогические условия носят комплексный характер, требуют от педагога высокого уровня профессиональной подготовки, ориентированности на развитие познавательной активности младшего школьника как основу его самореализации в процессе социализации.
Полученные результаты в целом подтвердили правильность гипотезы и позволили констатировать, что поставленные задачи были выполнены.
1. Бабанский Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. Избр. педагог. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., Педагогика, 2007, с. 560
2. .Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 2009
3. Бэндлер Р., ГрндерДж. Из лягушек в принцы. М.: Новосибирск, 2010
4. .Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.,2002.
5. Всесвятский Б. В. К практике исследовательского метода. М., 2008.
6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 2002
7. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.,1956.
8. Газман О. С. Неоклассическое воспитание от авторитарной педагогики к педагогике свободы. 2003.
9. Гегель Г. Сочинения. М - А., 1956.
10. Груздев П.Н., Ганелин Ш.Н. Вопросы воспитания мышления в процессе обучения. - М., АПН РСФСР, 1949, с. 356.
11. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., Педагогика., 1972.
12. Де Боно Э. Латеральное мышление. 1997.
13. Доман Г. Дошкольное обучение ребенка. М., 1995.
14. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся. - М., 1961. - с. 15.
15. «Внешкольник». Одаренные дети. №2., 1997.
16. «Дополнительное образование». №7., 2003.
17. «Дополнительное образование». №2., 2004.
18. «Начальная школа». №12., 1999.
19. «Начальная школа». №12., 2000.
20. «Начальная школа». № 11., 2004.
21. «Предпрофильное и профильное обучение». 2003.
22. Занков Л. В. О начальном обучении. М.: АПН РСФСР, 1963.
23. Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов - Дисс. канд. пед. наук, - Екатеринбург, 1993.
24. Ильясов И. И. Система эвристических приемов решения задач. М.,2001.
25. Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. Педагогика, - 1989, №5 с. 10-14
26. Крутецкий В. А. Психология, 1986.
27. Ламберг Р.Г. О самостоятельной работе учащихся. / Сов. Педагогика. - 1962, №2 с.16-27
28. Локк Д. Мысли о воспитании. (Пед. Наследие) Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. - М., Педагогика, 1989, с. 145, 179.
29. Маркс К., Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Т.20, с. 495.
30. Матюшкин А. М. проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
31. Махмутов М. И. Проблемное обучение. М., 1975.
32. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.
33. Мельникова Е. Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.
34. Мочалова Н. М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд - во Казанского университета, 1979.
35. Никулин С. К. Научно - техническое творчество детей.
36. Поддъяков А. Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.
37. Р. Олверх, Дж. Хорнсби. О составлении групп эквивалентных предметов. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971.
38. Савенков А. И. Детская одаренность; развитие средствами искусства. М., 1999.
39. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.,2000.
40. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе. М., 2001.
41. Скаткин Л. Н. Совершенствование процесса обучения. - М., 1971. - с. 132.
42. Сластенин В. А. Педагогика. 1981.
43. Талызина Н. Ф. Управление познавательной деятельностью учащихся. М., издательство МГУ, 1975.
44. Урунтаева З. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995.
45. Ушинский К. Д. Избр. Пед. Соч. - М., 1974. - Т. 2. - с. 226.
46. Харламов И. Ф. Как активизировать учение школьников. - Мн., 1975. - с. 79.
47. Чуковский К. И. От двух до пяти. М., 1990.
48. Шакуров Р. Х. Личность. 2003.
49. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., Педагогика, 1983, с. 208, с. 5, с. 74.
50. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М., Просвещение, 1979, с. 160. 56-61
51. Эльконин Д.Б. Избр. педагогич. труды. / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. - М., 1989, с.