ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (проблемное обучение)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Познавательная активность младшего школьника как психолого -
педагогическая проблема 7
1.1. Сущность понятия « познавательная активность» 7
1.2. Психолого - педагогическая характеристика развития познавательной активности младших школьников 11
1.3. Проблемное обучение как средство развития познавательной активности
младших школьников 26
Выводы по главе 1 38
Глава II. Организационно - педагогические условия развития познавательной активности младших школьников на уроках с элементами проблемного обучения 40
2.1. Особенности развития познавательной активности младшего школьника 40
2.2. Методы, приемы и формы обучения организации уроков проблемного обучения, направленные на развитие познавательной активности младших школьников 49
2.3. Анализ Результатов опытно - экспериментальной работы 63
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложение
Глава 1. Познавательная активность младшего школьника как психолого -
педагогическая проблема 7
1.1. Сущность понятия « познавательная активность» 7
1.2. Психолого - педагогическая характеристика развития познавательной активности младших школьников 11
1.3. Проблемное обучение как средство развития познавательной активности
младших школьников 26
Выводы по главе 1 38
Глава II. Организационно - педагогические условия развития познавательной активности младших школьников на уроках с элементами проблемного обучения 40
2.1. Особенности развития познавательной активности младшего школьника 40
2.2. Методы, приемы и формы обучения организации уроков проблемного обучения, направленные на развитие познавательной активности младших школьников 49
2.3. Анализ Результатов опытно - экспериментальной работы 63
Выводы по главе 2 67
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложение
Развитие познавательной активности младших школьников до сих пор является одной из самых актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к труду, к активному участию а научно - техническом и социальном прогрессе.
Педагоги считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.
Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.
Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.
Современные отечественные исследователи В. И. Лозовая, А. К. Маркова, Ж. Н. Тельнова, Г. И. Щукина и многие другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников.
Актуальность данной темы определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточной разработанностью методов и приемов этого процесса.
Целью исследования является выявление организационно-педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования является: процесс развития познавательной активности детей младшего школьного.
Предмет исследования: организационно - педагогические условия,
способствующие развитию познавательной активности младшего школьника, на уроках проблемного обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития познавательной активности младших школьников в учебной деятельности будет осуществляться более успешно и эффективно, если:
• уроки проводятся в разнообразных формах, с включением методов и приемов проблемного обучения;
• создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения между субъектами процесса обучения;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
• расширять «зону ближайшего развития» учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску новых знаний.
Цель, объект, предмет, гипотеза, а также общий замысел исследования обусловили необходимость сформулировать и решить следующие задачи исследования:
1. раскрыть сущность понятия «познавательная активность»;
2. определить способы, формы и методы, стимулирующие развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности;
3. выявить особенности развития познавательной активности младших школьников на уроках проблемного обучения;
4. определить и апробировать организационно - педагогические условия развития познавательной активности младшего школьного возраста на уроках проблемного обучения.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследований; абстрагирование; конкретизация, проектирование.
Эмпирические: педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе; педагогическая беседа; статистические методы обработки данных; обследования, изучения и обобщения результатов работы, их качественный и количественный анализ; изучение продуктов ученического творчества.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Нами были предложены показатели, определяющие уровни познавательной активности учащихся младших классов:
• эмоционально - мотивационный компонент;
• операционный компонент;
• когнитивный компонент;
• креативный компонент;
• рефлексивный компонент.
2. Определены педагогические условия эффективного развития познавательной активности младших школьников:
• повышать интерес к учебному труду за счет его разнообразия;
• создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения в учебном процессе;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
• расширять горизонты знаний учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску нового в науке, технике, искусстве.
3. Уточнили понятие познавательная активность - качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно - волевых усилий на достижение учебно - познавательной цели.
База исследования: «Ташкичская НОШ»
Педагоги считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.
Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.
Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию.
Современные отечественные исследователи В. И. Лозовая, А. К. Маркова, Ж. Н. Тельнова, Г. И. Щукина и многие другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников.
Актуальность данной темы определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточной разработанностью методов и приемов этого процесса.
Целью исследования является выявление организационно-педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования является: процесс развития познавательной активности детей младшего школьного.
Предмет исследования: организационно - педагогические условия,
способствующие развитию познавательной активности младшего школьника, на уроках проблемного обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что процесс развития познавательной активности младших школьников в учебной деятельности будет осуществляться более успешно и эффективно, если:
• уроки проводятся в разнообразных формах, с включением методов и приемов проблемного обучения;
• создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения между субъектами процесса обучения;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
• расширять «зону ближайшего развития» учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску новых знаний.
Цель, объект, предмет, гипотеза, а также общий замысел исследования обусловили необходимость сформулировать и решить следующие задачи исследования:
1. раскрыть сущность понятия «познавательная активность»;
2. определить способы, формы и методы, стимулирующие развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности;
3. выявить особенности развития познавательной активности младших школьников на уроках проблемного обучения;
4. определить и апробировать организационно - педагогические условия развития познавательной активности младшего школьного возраста на уроках проблемного обучения.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ методической, дидактической, психологической литературы и результатов исследований; абстрагирование; конкретизация, проектирование.
Эмпирические: педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся в учебном процессе; педагогическая беседа; статистические методы обработки данных; обследования, изучения и обобщения результатов работы, их качественный и количественный анализ; изучение продуктов ученического творчества.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1. Нами были предложены показатели, определяющие уровни познавательной активности учащихся младших классов:
• эмоционально - мотивационный компонент;
• операционный компонент;
• когнитивный компонент;
• креативный компонент;
• рефлексивный компонент.
2. Определены педагогические условия эффективного развития познавательной активности младших школьников:
• повышать интерес к учебному труду за счет его разнообразия;
• создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения в учебном процессе;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
• расширять горизонты знаний учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску нового в науке, технике, искусстве.
3. Уточнили понятие познавательная активность - качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно - волевых усилий на достижение учебно - познавательной цели.
База исследования: «Ташкичская НОШ»
Актуальность данной темы определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательной активности младших школьников и недостаточной разработанностью методов и приемов этого процесса.
Проведенное исследование подтвердило актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволило сделать вывод о научной состоятельности выдвинутой гипотезы, а также сформулировать основные теоретические выводы.
1. Анализ научно - педагогической литературы показал, что в настоящее время сложились предпосылки необходимости изучения закономерностей развития познавательной активности младшего школьника, обусловленные потребностями общества, семьи, личности, связанные с тенденциями в динамике социума.
2. Развитие познавательной активности младшего школьника - это: 1) целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения; 2) результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности; 3) фактор изменения личности качества младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремленность, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.
3. В нашей работе были выявлены и экспериментально обоснованы организационно - педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника:
• уроки проводятся в разнообразных формах, с включением методов и приемов проблемного обучения;
• создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения между субъектами процесса обучения;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
• расширять «зону ближайшего развития» учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску новых знаний.
• Педагогические условия носят комплексный характер, требуют от педагога высокого уровня профессиональной подготовки, ориентированности на развитие познавательной активности младшего школьника как основу его самореализации в процессе социализации.
Полученные результаты в целом подтвердили правильность гипотезы и позволили констатировать, что поставленные задачи были выполнены.
Проведенное исследование подтвердило актуальность проблемы, её сложность и многоплановость, позволило сделать вывод о научной состоятельности выдвинутой гипотезы, а также сформулировать основные теоретические выводы.
1. Анализ научно - педагогической литературы показал, что в настоящее время сложились предпосылки необходимости изучения закономерностей развития познавательной активности младшего школьника, обусловленные потребностями общества, семьи, личности, связанные с тенденциями в динамике социума.
2. Развитие познавательной активности младшего школьника - это: 1) целенаправленный процесс формирования устойчивых качеств личности младшего школьника, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решения; 2) результат, фиксирующий факт приобретения младшим школьником навыка творческого отношения к процессу учения, устойчивой потребности в познавательной деятельности; 3) фактор изменения личности качества младшего школьника, среди которых: социальная ориентация, аксиологическая направленность личности, способность к рефлексии, к сотрудничеству, целеустремленность, настойчивость, умение выдвигать познавательные задачи и самостоятельно их решать и др.
3. В нашей работе были выявлены и экспериментально обоснованы организационно - педагогические условия, способствующие развитию познавательной активности младшего школьника:
• уроки проводятся в разнообразных формах, с включением методов и приемов проблемного обучения;
• создать эмоционально - благоприятную атмосферу общения между субъектами процесса обучения;
• учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
• расширять «зону ближайшего развития» учащихся, выходя за пределы учебной программы, побуждать их самих к постоянному поиску новых знаний.
• Педагогические условия носят комплексный характер, требуют от педагога высокого уровня профессиональной подготовки, ориентированности на развитие познавательной активности младшего школьника как основу его самореализации в процессе социализации.
Полученные результаты в целом подтвердили правильность гипотезы и позволили констатировать, что поставленные задачи были выполнены.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках хореографии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Развитие положительного отношения обучающихся младшего подросткового возраста к учебной деятельности (Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020



