Исследование правовых основ сотрудничества в сфере образования со странами Ближневосточного региона
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Право на образование как правовая основа сотрудничества государств в
сфере образования 8
1.2. Сотрудничество государств в сфере образования как объект
международно-правового регулирования 12
1.3. Международно-правовые принципы, регулирующие сотрудничество
государств в сфере образования 27
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 44
2.1. Договорные основы сотрудничества со странами Ближнего Востока в
сфере образования 44
2.2. Международное сотрудничество Казанского федерального университета
с образовательными организациями государств Ближнего Востока 57
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ С ГОСУДАРСТВАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 73
3.1. Проблемы сотрудничества в сфере образования с государствами
Ближнего Востока 73
3.2. Пути решения проблем сотрудничества в сфере образования с
государствами Ближнего Востока 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Право на образование как правовая основа сотрудничества государств в
сфере образования 8
1.2. Сотрудничество государств в сфере образования как объект
международно-правового регулирования 12
1.3. Международно-правовые принципы, регулирующие сотрудничество
государств в сфере образования 27
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 44
2.1. Договорные основы сотрудничества со странами Ближнего Востока в
сфере образования 44
2.2. Международное сотрудничество Казанского федерального университета
с образовательными организациями государств Ближнего Востока 57
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ С ГОСУДАРСТВАМИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 73
3.1. Проблемы сотрудничества в сфере образования с государствами
Ближнего Востока 73
3.2. Пути решения проблем сотрудничества в сфере образования с
государствами Ближнего Востока 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
Современное российское законодательство провозглашает в качестве целей международного сотрудничества в области образования расширение прав и возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию; координация взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями в целях развития образования; совершенствование международных и внутренних механизмов развития образования.
Российская Федерация содействует развитию сотрудничества между российскими и зарубежными образовательными организациями, международной академической мобильностью студентов, преподавателей, ученых и других сотрудников системы образования, привлечения иностранных граждан для обучения в российских организациях, занимающихся образовательной деятельностью, обеспечения взаимного признания образования и квалификации, участвует в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в образовании. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации сотрудничают в области образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также с иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции.
Во всем мире существенно возросло количество желающих обучаться за рубежом, набирает свои темпы академическая мобильность. Наблюдаемые изменения происходят в большей степени в области высшего и послевузовского профессионального образования. По различным оценкам, в динамично развивающихся странах рост спроса на услуги образовательных организаций достигает 10-15 %, что свидетельствует не только об активности производителей услуг и потребителей, но и внимании со стороны инвесторов.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий влечет за собой изменения в образовательном процессе и, как следствие, в особенностях международного взаимодействия в области образования. В частности, растут масштабы международной торговли образовательными услугами. Возникают новые явления, например, транснациональное образование, что также связано с рядом проблем правового характера, требующих своего разрешения. Продолжает развиваться сотрудничество в сфере образования, расширяются направления сотрудничества, заключаются новые международные соглашения, развивается институционная структура сотрудничества. Это вызывает необходимость разрешения возникающих в процессе сотрудничества вопросов, в частности, с целью повышения его эффективности.
В последние десятилетия образовательные законы чаще всего поддавались изменениям и поправкам. В Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. было внесено более двадцати поправок с момента его принятия. Ему на смену был принят Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., являющийся в настоящее время основным источником правовых норм, регулирующих комплекс отношений в этой сфере. Происходящие экономические явления подтверждают необходимость и целесообразность проводимых в настоящее время реформ в сфере образования, направленных на адаптацию к современным условиям.
Актуальность темы исследования обуславливается обстоятельствами как практического, так и теоретического характера. Одной из важнейших особенностей развития современной общественной жизни является международная интеграция, не обошедшая стороной и отношения в сфере образования. Взаимодействие государств в области образования становится более динамичным, проявляют себя новые тенденции такого взаимодействия, появляются новые формы и направления сотрудничества. Эти изменения требуют соответствующего изучения, а также решения возникающих в ходе сотрудничества проблем.
Решение проблем практического характера неразрывно связано с рассмотрением теоретических вопросов, среди которых следует выделить анализ специальных принципов, регулирующих отношения государств в сфере образования, определение особенностей правового положения основных участников отношений в сфере образования в соответствии с нормами международного права, определение специфики международноправового регулирования сотрудничества в сфере образования со странами Ближнего Востока, а также решение других вопросов. Соответственно, представляет практический и теоретический интерес и является актуальной работа, содержащая рекомендации по решению возникающих в ходе такого сотрудничества проблем, а также по повышению эффективности сотрудничества.
Необходимо отметить, что, несмотря на важность и значимость межгосударственного сотрудничества в сфере образования, отечественные ученые нечасто обращались к этой теме. Некоторые вопросы межгосударственного взаимодействия в области образования затрагивались отдельными авторами в статьях и научных сообщениях. Из современных авторов вопросами признания иностранных документов об образовании занимались П.А. Кенсовский и Г.В. Щ£кин , область международного образовательного права исследовалась В.И. Шкатуллой . П.А. Кенсовский рассматривает вопросы признания иностранных дипломов в рамках более широкой темы признания иностранных документов. Работы Г.В. Щекина и B. И. Шкатуллы имеют характер учебных и практических пособий.
Что касается зарубежной литературы, то отдельные аспекты сотрудничества государств в сфере образования затрагивались в некоторых работах, выпущенных издательствами таких международных организаций, как ЮНЕСКО и Совет Европы. Эти работы отличает ярко выраженная практическая направленность, многие из них представляют собой обзоры и обобщения практики государств в определенной области (например, в области признания иностранных дипломов, реализации права на образование), либо посвящены проблемам отдельных категорий субъектов образовательного процесса. Как правило, авторы подобных работ не затрагивают серьезных теоретических проблем.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих отечественных ученых: П.А. Кенсовского, Ю.М. Колосова, Г.И. Тункина, И.И. C. В. Бахина, Л.Н. Галенской, И.В. Демяненко, Г.В. Игнатенко, П.А. Кенсовского, Ю.М. Колосова, Г.И. Курдюкова, Б.И. Мелехина, Лукашука, Н.А. Ушакова, СВ. Черниченко, а также зарубежных ученых: Д. Аткена, М.ван дер Венде, Ж. Гитона, Р. Дейла, Ф.Кумбса, С. Мароума, Б. Морриса, П. Скотта, К. Хюфнера, Л. Франсуа.
Объектом исследования являются отношения, которые возникают в процессе сотрудничества в сфере образования России и стран Ближнего востока.
Предметом исследования выступают правовые основы регулирования сотрудничества России и стран Ближнего Востока, в той или иной мере затрагивающие вопросы образования.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовых основ сотрудничества в сфере образования со странами Ближневосточного региона.
Исходя из целей, можно выделить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить теоретические аспекты сотрудничества государств в сфере образования;
2. Рассмотреть договорные основы международного сотрудничества как фактор развития образовательных отношений между высшими учебными заведениями;
3. Изучить направления международного сотрудничества Казанского федерального университета с образовательными организациями государств Ближневосточного региона;
4. Проанализировать проблемы, препятствующие развитию сотрудничества Российской Федерации и государств Ближнего Востока в образовательной сфере;
5. Рассмотреть пути решения проблем, связанных с сотрудничеством в сфере образования с государствами Ближнего Востока.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы (анализ, синтез, системный подход, функциональный подход), логические методы (индукция, дедукция, аналогия, исследование причинноследственных связей), а также формально-юридический и сравнительноправовой методы.
Нормативно-правовую и информационную основу исследования составили международные договоры, акты международных организаций, международные политические договоренности, акты международных органов и конференций, внутригосударственные нормативно-правовые акты, а также другие документы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Российская Федерация содействует развитию сотрудничества между российскими и зарубежными образовательными организациями, международной академической мобильностью студентов, преподавателей, ученых и других сотрудников системы образования, привлечения иностранных граждан для обучения в российских организациях, занимающихся образовательной деятельностью, обеспечения взаимного признания образования и квалификации, участвует в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в образовании. Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации сотрудничают в области образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также с иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции.
Во всем мире существенно возросло количество желающих обучаться за рубежом, набирает свои темпы академическая мобильность. Наблюдаемые изменения происходят в большей степени в области высшего и послевузовского профессионального образования. По различным оценкам, в динамично развивающихся странах рост спроса на услуги образовательных организаций достигает 10-15 %, что свидетельствует не только об активности производителей услуг и потребителей, но и внимании со стороны инвесторов.
Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий влечет за собой изменения в образовательном процессе и, как следствие, в особенностях международного взаимодействия в области образования. В частности, растут масштабы международной торговли образовательными услугами. Возникают новые явления, например, транснациональное образование, что также связано с рядом проблем правового характера, требующих своего разрешения. Продолжает развиваться сотрудничество в сфере образования, расширяются направления сотрудничества, заключаются новые международные соглашения, развивается институционная структура сотрудничества. Это вызывает необходимость разрешения возникающих в процессе сотрудничества вопросов, в частности, с целью повышения его эффективности.
В последние десятилетия образовательные законы чаще всего поддавались изменениям и поправкам. В Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. было внесено более двадцати поправок с момента его принятия. Ему на смену был принят Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г., являющийся в настоящее время основным источником правовых норм, регулирующих комплекс отношений в этой сфере. Происходящие экономические явления подтверждают необходимость и целесообразность проводимых в настоящее время реформ в сфере образования, направленных на адаптацию к современным условиям.
Актуальность темы исследования обуславливается обстоятельствами как практического, так и теоретического характера. Одной из важнейших особенностей развития современной общественной жизни является международная интеграция, не обошедшая стороной и отношения в сфере образования. Взаимодействие государств в области образования становится более динамичным, проявляют себя новые тенденции такого взаимодействия, появляются новые формы и направления сотрудничества. Эти изменения требуют соответствующего изучения, а также решения возникающих в ходе сотрудничества проблем.
Решение проблем практического характера неразрывно связано с рассмотрением теоретических вопросов, среди которых следует выделить анализ специальных принципов, регулирующих отношения государств в сфере образования, определение особенностей правового положения основных участников отношений в сфере образования в соответствии с нормами международного права, определение специфики международноправового регулирования сотрудничества в сфере образования со странами Ближнего Востока, а также решение других вопросов. Соответственно, представляет практический и теоретический интерес и является актуальной работа, содержащая рекомендации по решению возникающих в ходе такого сотрудничества проблем, а также по повышению эффективности сотрудничества.
Необходимо отметить, что, несмотря на важность и значимость межгосударственного сотрудничества в сфере образования, отечественные ученые нечасто обращались к этой теме. Некоторые вопросы межгосударственного взаимодействия в области образования затрагивались отдельными авторами в статьях и научных сообщениях. Из современных авторов вопросами признания иностранных документов об образовании занимались П.А. Кенсовский и Г.В. Щ£кин , область международного образовательного права исследовалась В.И. Шкатуллой . П.А. Кенсовский рассматривает вопросы признания иностранных дипломов в рамках более широкой темы признания иностранных документов. Работы Г.В. Щекина и B. И. Шкатуллы имеют характер учебных и практических пособий.
Что касается зарубежной литературы, то отдельные аспекты сотрудничества государств в сфере образования затрагивались в некоторых работах, выпущенных издательствами таких международных организаций, как ЮНЕСКО и Совет Европы. Эти работы отличает ярко выраженная практическая направленность, многие из них представляют собой обзоры и обобщения практики государств в определенной области (например, в области признания иностранных дипломов, реализации права на образование), либо посвящены проблемам отдельных категорий субъектов образовательного процесса. Как правило, авторы подобных работ не затрагивают серьезных теоретических проблем.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих отечественных ученых: П.А. Кенсовского, Ю.М. Колосова, Г.И. Тункина, И.И. C. В. Бахина, Л.Н. Галенской, И.В. Демяненко, Г.В. Игнатенко, П.А. Кенсовского, Ю.М. Колосова, Г.И. Курдюкова, Б.И. Мелехина, Лукашука, Н.А. Ушакова, СВ. Черниченко, а также зарубежных ученых: Д. Аткена, М.ван дер Венде, Ж. Гитона, Р. Дейла, Ф.Кумбса, С. Мароума, Б. Морриса, П. Скотта, К. Хюфнера, Л. Франсуа.
Объектом исследования являются отношения, которые возникают в процессе сотрудничества в сфере образования России и стран Ближнего востока.
Предметом исследования выступают правовые основы регулирования сотрудничества России и стран Ближнего Востока, в той или иной мере затрагивающие вопросы образования.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании правовых основ сотрудничества в сфере образования со странами Ближневосточного региона.
Исходя из целей, можно выделить следующие задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить теоретические аспекты сотрудничества государств в сфере образования;
2. Рассмотреть договорные основы международного сотрудничества как фактор развития образовательных отношений между высшими учебными заведениями;
3. Изучить направления международного сотрудничества Казанского федерального университета с образовательными организациями государств Ближневосточного региона;
4. Проанализировать проблемы, препятствующие развитию сотрудничества Российской Федерации и государств Ближнего Востока в образовательной сфере;
5. Рассмотреть пути решения проблем, связанных с сотрудничеством в сфере образования с государствами Ближнего Востока.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы (анализ, синтез, системный подход, функциональный подход), логические методы (индукция, дедукция, аналогия, исследование причинноследственных связей), а также формально-юридический и сравнительноправовой методы.
Нормативно-правовую и информационную основу исследования составили международные договоры, акты международных организаций, международные политические договоренности, акты международных органов и конференций, внутригосударственные нормативно-правовые акты, а также другие документы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Образование, являясь общественно значимым благом не только для индивида, но и для общества и государства в целом, в существенной мере определяется процессами интернационализации и глобализации, происходящими в современном мире. Международное сотрудничество и интеграция становятся приоритетными задачами государственной политики в сфере образования.
В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования либо содержащих по этим вопросам отдельные нормы. Это документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями - Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями - Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами.
В нашем исследовании, мы рассмотрели наиболее значимые международно-правовые акты, закрепляющие одно из фундаментальных прав человека - право на образование, среди которых: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.
Международно-правовые договоры играют важную роль в механизме правового регулирования образовательных отношений в условиях глобализации и развития интеграционных процессов в данной области. На данный момент, международная договорно-правовая регламентация сотрудничества государств в образовательной сфере выражается в договорах универсального уровня, в региональных договорах и на уровне двусторонней договорной основы.
На основании проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы. Регулирование в договорной форме осуществляется под интегрирующим воздействием принципов международного публичного права. Общие и специальные международно-правовые принципы получают свою конкретизацию в международных договорах по вопросам образования. Правовое регулирование сотрудничества осуществляется с помощью как общих, так и специальных принципов международного публичного права. Общие принципы имеют свои особенности действия и получают конкретизацию в процессе регулирования отношений государств в сфере образования. Отличительной же чертой специальных принципов, действующих в области международного сотрудничества в сфере образования, является направленность на защиту прав субъектов внутригосударственного права, связанных с реализацией права на образование, права на осуществление образовательной деятельности без каких-либо препятствий со стороны государства, а также направленность на развитие образования, экономический и социальный прогресс, сохранение международного мира.
При этом, образование как объект международно-правового регулирования включает в себя все аспекты, являющиеся объектом регулирования национального права. Специфику межгосударственных отношений в области образования составляет то, что они реализуются посредством внутригосударственных отношений различных отраслей права, что отражает комплексную правовую природу отношений в сфере образования.
Рассмотрение договорных основ сотрудничества, согласно задачам выпускной квалификационной работы, было проведено на примере взаимоотношений Казанского федерального университета с образовательными организациями государств Ближнего Востока.
Казанский федеральный университет, будучи одним из ведущих университетов в России, нацелен на активное вхождение в мировое образовательное и научное пространство и рассматривает международное сотрудничество как одно из приоритетных направлений деятельности. Развитие сотрудничества Казанского федерального университета с зарубежными странами включает в себя широкий спектр вопросов и задач, к которым в первую очередь следует отнести развитие научно-образовательного сотрудничества КФУ с зарубежными и российскими университетами, научными центрами и фондами; организацию программ академической мобильности как для сотрудников и преподавателей, так и для студентов КФУ.
На сегодняшний день КФУ состоит в партнерских отношениях более чем с 300 вузами и другими организациями из 64 стран мира. Среди стран Ближнего Востока, сотрудничающих с университетом, следует выделить такие государства, как Иран, Израиль, Ливан, Бахрейн, Турцию и Египет, с университетами которых заключены двусторонние договоры о сотрудничестве.
На основании анализа двусторонних договоров и соглашений между КФУ и образовательными организациями Ближнего Востока, мы можем сделать вывод о том, что приоритетными направлениями сотрудничества являются: развитие стратегического партнерства и сетевого взаимодействия с ведущими университетами, научными центрами и организациями государств Ближнего Востока, обмен научным и культурным опытом, развитие академической мобильности преподавателей и студентов; подготовка специалистов в области изучения языков государств Ближнего Востока (персидский, иврит, турецкий и др.), развитие в КФУ исламоведения и востоковедения.
При этом Ближний Восток не является привлекательным регионом для обучения, ввиду политических и экономических факторов, низкого качества образовательных услуг, высокого уровня неграмотности населения, вооруженных конфликтов и т.д.
Российская Федерация, в свою очередь, популярна среди граждан стран Ближневосточного региона для обучения. Но при этом существует ряд проблем, связанных с адаптацией иностранных студентов, таких как языковой барьер, условия проживания в студенческих общежитиях, сложность оформления виз, отсутствие программ на английском языке и т.д.
Соответственно, далее были рассмотрены пути решения проблем, связанных с сотрудничеством в сфере образования с государствами Ближнего Востока, что представляет практическую значимость исследования. По мнению экспертов, необходимо решение проблем, связанных с международно-правовой регламентацией образовательного сотрудничества. Из чего следует, что необходимо системное и последовательное сближение международно-правовых институтов применительно к правовому регулированию системы образования, основанных на общепризнанных принципах и нормах международного права. Так же, совершенно очевидно, что необходимым является, совершенствование системы образования в регионе, популяризация образования на всех его уровнях, дальнейшее привлечение иностранных научных кадров, и развитие собственных, для преодоления проблемы неграмотности.
Говоря о решении проблем привлечения иностранных студентов в высшие учебные заведения России, решение проблем привлечения иностранных студентов должно быть комплексным: исходить со стороны Правительства РФ и поддерживаться ректорами российских вузов. Только совместные действия органов власти и руководства университетов позволят привлечь зарубежных абитуриентов, ускорить процессы мировой интеграции вузов и повысить международную конкурентоспособность российских вузов.
На наш субъективный взгляд, цель написания выпускной квалификационной работы, заключающаяся в исследовании правовых основ сотрудничества в сфере образования со странами Ближневосточного региона, достигнута. Задачи полностью выполнены.
В настоящее время насчитывается несколько сотен источников международного права, принятых непосредственно по вопросам образования либо содержащих по этим вопросам отдельные нормы. Это документы, принятые Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций и ее специализированными учреждениями - Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международной организацией труда (МОТ), региональными международными организациями - Советом Европы и Содружеством Независимых Государств, а также двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами.
В нашем исследовании, мы рассмотрели наиболее значимые международно-правовые акты, закрепляющие одно из фундаментальных прав человека - право на образование, среди которых: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.
Международно-правовые договоры играют важную роль в механизме правового регулирования образовательных отношений в условиях глобализации и развития интеграционных процессов в данной области. На данный момент, международная договорно-правовая регламентация сотрудничества государств в образовательной сфере выражается в договорах универсального уровня, в региональных договорах и на уровне двусторонней договорной основы.
На основании проведенного исследования, мы можем сделать следующие выводы. Регулирование в договорной форме осуществляется под интегрирующим воздействием принципов международного публичного права. Общие и специальные международно-правовые принципы получают свою конкретизацию в международных договорах по вопросам образования. Правовое регулирование сотрудничества осуществляется с помощью как общих, так и специальных принципов международного публичного права. Общие принципы имеют свои особенности действия и получают конкретизацию в процессе регулирования отношений государств в сфере образования. Отличительной же чертой специальных принципов, действующих в области международного сотрудничества в сфере образования, является направленность на защиту прав субъектов внутригосударственного права, связанных с реализацией права на образование, права на осуществление образовательной деятельности без каких-либо препятствий со стороны государства, а также направленность на развитие образования, экономический и социальный прогресс, сохранение международного мира.
При этом, образование как объект международно-правового регулирования включает в себя все аспекты, являющиеся объектом регулирования национального права. Специфику межгосударственных отношений в области образования составляет то, что они реализуются посредством внутригосударственных отношений различных отраслей права, что отражает комплексную правовую природу отношений в сфере образования.
Рассмотрение договорных основ сотрудничества, согласно задачам выпускной квалификационной работы, было проведено на примере взаимоотношений Казанского федерального университета с образовательными организациями государств Ближнего Востока.
Казанский федеральный университет, будучи одним из ведущих университетов в России, нацелен на активное вхождение в мировое образовательное и научное пространство и рассматривает международное сотрудничество как одно из приоритетных направлений деятельности. Развитие сотрудничества Казанского федерального университета с зарубежными странами включает в себя широкий спектр вопросов и задач, к которым в первую очередь следует отнести развитие научно-образовательного сотрудничества КФУ с зарубежными и российскими университетами, научными центрами и фондами; организацию программ академической мобильности как для сотрудников и преподавателей, так и для студентов КФУ.
На сегодняшний день КФУ состоит в партнерских отношениях более чем с 300 вузами и другими организациями из 64 стран мира. Среди стран Ближнего Востока, сотрудничающих с университетом, следует выделить такие государства, как Иран, Израиль, Ливан, Бахрейн, Турцию и Египет, с университетами которых заключены двусторонние договоры о сотрудничестве.
На основании анализа двусторонних договоров и соглашений между КФУ и образовательными организациями Ближнего Востока, мы можем сделать вывод о том, что приоритетными направлениями сотрудничества являются: развитие стратегического партнерства и сетевого взаимодействия с ведущими университетами, научными центрами и организациями государств Ближнего Востока, обмен научным и культурным опытом, развитие академической мобильности преподавателей и студентов; подготовка специалистов в области изучения языков государств Ближнего Востока (персидский, иврит, турецкий и др.), развитие в КФУ исламоведения и востоковедения.
При этом Ближний Восток не является привлекательным регионом для обучения, ввиду политических и экономических факторов, низкого качества образовательных услуг, высокого уровня неграмотности населения, вооруженных конфликтов и т.д.
Российская Федерация, в свою очередь, популярна среди граждан стран Ближневосточного региона для обучения. Но при этом существует ряд проблем, связанных с адаптацией иностранных студентов, таких как языковой барьер, условия проживания в студенческих общежитиях, сложность оформления виз, отсутствие программ на английском языке и т.д.
Соответственно, далее были рассмотрены пути решения проблем, связанных с сотрудничеством в сфере образования с государствами Ближнего Востока, что представляет практическую значимость исследования. По мнению экспертов, необходимо решение проблем, связанных с международно-правовой регламентацией образовательного сотрудничества. Из чего следует, что необходимо системное и последовательное сближение международно-правовых институтов применительно к правовому регулированию системы образования, основанных на общепризнанных принципах и нормах международного права. Так же, совершенно очевидно, что необходимым является, совершенствование системы образования в регионе, популяризация образования на всех его уровнях, дальнейшее привлечение иностранных научных кадров, и развитие собственных, для преодоления проблемы неграмотности.
Говоря о решении проблем привлечения иностранных студентов в высшие учебные заведения России, решение проблем привлечения иностранных студентов должно быть комплексным: исходить со стороны Правительства РФ и поддерживаться ректорами российских вузов. Только совместные действия органов власти и руководства университетов позволят привлечь зарубежных абитуриентов, ускорить процессы мировой интеграции вузов и повысить международную конкурентоспособность российских вузов.
На наш субъективный взгляд, цель написания выпускной квалификационной работы, заключающаяся в исследовании правовых основ сотрудничества в сфере образования со странами Ближневосточного региона, достигнута. Задачи полностью выполнены.
Подобные работы
- ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ОМАНА
В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ОМАНА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ООН В БЛИЖНЕВОСТОЧНОМ РЕГИОНЕ 1960-Е ГОДА - НАЧАЛО XXI ВЕКА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИЧЕСКОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И ТУРЦИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI В
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - РОССИЙСКО - ИРАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ (2013 - 2017 гг.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Курдский вопрос в политике Турции (2003-2017 гг.)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Основные направления внешней политики Турции в начале XXI века
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Миграционная политика Италии в контексте обеспечения демографической безопасности в Европейском союзе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ТУРЕЦКОЙ
РЕСПУБЛИКОЙ И РФ (1991-2016)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017



