ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Понятие внеурочной предметной деятельности……………………………...6
2. Особенности внеурочной деятельности в условиях начальной школы…….11
3. Современные формы внеурочной деятельности по русскому языку с младшими школьниками………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….20
Список использованных источников и литературы……………………………21
Приложение………………………………………………………………………
Актуальность исследования. Основа овладения детьми русского языка закладывается в начальной школе. Развитие любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности считается важной и неотъемлемой задачей, стоящей перед учителем в начальной школе. Решение этой задачи осуществляется не только на уроке, но и на дополнительных внеклассных занятиях по русскому языку. Хорошо спланированные и систематически-дополнительные занятия по русскому языку дают возможность, во-первых — отрабатывать знания и навыки, полученные детьми на уроке; во-вторых — шире познать богатство русского языка, познакомить их с такими фактами, которые не рассматриваются на уроках. Урок не может вместить всё, что интересно детям, и всё то, что необходимо им для практического овладения русским языком.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность способствует более прочному усвоению и изучению материала через дополнительные формы работы, развиваются навыки работы с языковым, информационным, страноведческим материалом. Так же в процессе внеурочной деятельности у учащихся развиваются индивидуальные способности и личностные качества, тренируется память, ум и внимание, умение работать в коллективе, толерантность и уважение к культуре и народу изучающей страны, а так же это способствует повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Объект исследования – внеклассная деятельность по русскому языку с младшими школьниками.
Предмет исследования – процесс организации внеклассной работы по русскому языку в начальной школе.
Цель исследования – изучить особенности внеурочной деятельности по русскому языку в начальной школе.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Проанализировать понятие внеурочной предметной деятельности
2. Рассмотреть особенности внеурочной деятельности в условиях начальной школы.
3. Охарактеризовать современные формы внеурочной деятельности по русскому языку с младшими школьниками.
Внеурочная деятельность актуальна уже на протяжении очень долгого времени. Именно своей нестандартностью и непредсказуемостью она притягивает учеников и способствует тому, что дети с интересом включаются в работу и стараются качественно выполнять задания. Практиковать её удобно в различных возрастных категориях. Внеурочная деятельность прекрасно подходит как к начальному звену, так и к среднему и даже старшему. Уникальность – еще один её несомненный плюс .
Таким образом, можно смело сказать, что помимо образовательных программ, которые предлагают конкретные задания, внеурочная деятельность также оставляет след в обучении ребенка. Именно из - за возможности использования различных методов подачи информации ученикам, учителю легко пробудить в них интерес. А, как известно, если имеется интерес и желание, то и знания у детей усваиваются лучше. Внеурочная деятельность – неотъемлемый компонент образовательной системы.
По нашему мнению, внеклассная работа по языку с младшими школьниками должна строиться на игровой основе. Так как в игре у детей раскрывается весь потенциал: сообразительность, внимание, память, настойчивость, выдержка, взаимопомощь и т.д. А в целом происходит формирование интереса к предмету «Русский язык». При подборе игр следует руководствоваться тем, что, во-первых, игровой материал должен соответствовать программе класса, во-вторых, игры должны быть массовыми, в игре желательно не иметь исполнителей и зрителей. В игру важно вовлекать даже самых пассивных учеников, что будет развивать их и приобщать к коллективу.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2013. С. 35.
2. Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Электронный ресурс]: Письмо Министерства и образования науки РФ от 12.05.2011 № 03-296.URL: https://минобрнауки.рф.(дата обращения: 24.02.2019).
3. О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ [Электронный ресурс]: Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13. URL: http://www.lawrussia.ru.(дата обращения: 24.02.2019).
4. Жесткова Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных моральноэтических ценностей на уроках русского языка / Е. А. Жесткова // Начальная школа. — 2013. — №5. — С. 24-28.
5. Кузьменко Н. С. Играю и учусь / Под ред. М. С. Соловейчик.— Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.
6. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007.
7. Мокроусова Г.И., Кузовлева Н.Е. Организация внеклассной работы по немецкому языку: из опыта работы. М.: Просвещение,1989. 192 с.
8. Подгорная Л. Г. Организация занятий по русскому языку во внеурочной деятельности // Начальная школа— 2014.— № 3.
9. Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-polozheniya-organizatsii vneurochnoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.02.2019).