ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 ПРАВОНАРУШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ВИДЫ 7
1.2. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ,
ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ 19
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.2 АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ РЕГУЛИРУЮЩИХ СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ 29
2.3 ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 32
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 39
3.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.... 39
3.2 УСТАНОВЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ... 74
Обоснованность выбора данной проблематики в качестве темы для исследования заключается в том, что на сегодняшний день вопросы образования и образовательной сферы, нарушения законодательства в образовательной сфере и проблема юридической ответственности являются одними из приоритетных в обществе и государстве.
Актуальность темы заключается в том, что в законодательстве Российской Федерации об образовании содержатся правовые нормы, закрепляющие права граждан в сфере образования, в том числе права обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также законодательные положения, устанавливающие обязанность органов государственной власти и образовательных учреждений исполнять требования установленные законодательством об образовании, но данные нормы не всегда подкрепляются санкциями за их нарушение или невыполнение. В большинстве своем, в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, устанавливающие ответственность за неисполнение законодательства об образовании. Это обстоятельство затрудняет предотвращение и ликвидацию нарушений законодательства об образовании, препятствует эффективному осуществлению государственных функций по контролю и надзору в сфере образования.
Цели исследования: самостоятельное исследование по теме "Правонарушения и юридическая ответственность в сфере образования"; на основании исследования внести целесообразные предложения по проблемному вопросу, по выявлению и устранению пробелов в законодательстве, противоречий в нормативных актах по вопросам правонарушений и юридической ответственности в сфере образования: исследование такого института как образовательная правовая ответственность.
Задачи исследования: определить понятие и признаки правонарушения и юридической ответственности; проанализировать нормативные акты регулирующих исследуемую сферу; проанализировать и выявить пробелы в законодательстве, по проблемам юридической ответственности в сфере образования; определить и проанализировать виды правонарушений имеющих место в области образования; выявить основания юридической ответственности; определить то каким образом реализуется юридическая ответственность в случае нарушения законодательства в сфере образования; проанализировать состояние системы профилактики и пресечения правонарушений; рассмотреть вопрос о путях, средствах и предпосылках борьбы с правонарушениями, обеспечения юридической ответственности; раскрыть основания юридической ответственности за неисполнение и нарушение правовых норм; четко определить и обосновать свою позицию по ряду дискуссионных вопросов, в частности о соотношении понятий ретроспективной и позитивной ответственности.
Высокая социальная значимость образования, многоаспектный, многопрофильный характер, взаимосвязь автономии образовательных организаций и педагогических работников с необходимостью неуклонного исполнения педагогической дисциплины образовательного процесса определяют своеобразие правоотношений, прежде всего педагогических (образовательных), в области образования, что накладывает и свой отпечаток на правовую ответственность субъектов соответствующих правоотношений. В то же время слабая проработанность вопросов правовой регламентации юридической ответственности в сфере образования совместно с недооценкой ее как одного из средств, способов правовой защиты, весьма скудный характер исследований в этом направлении вызывают настоятельную необходимость и определяют актуальность проведения научных исследований содержания, характера, видов, оснований санкций правовой ответственности в области образования. В этой связи важным представляется сущностное, концептуальное уяснение самого феномена юридической ответственности и, в частности, его проявления в области образования, разработка соответствующих правовых моделей, учитывающих как действующие правовые реалии, так и социальные потребности и интересы. Одновременно требуется сформулировать практические предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего меры юридической ответственности участников общественных отношений в системе образования.
В качестве объекта исследования выступают правонарушение, юридическая ответственность и система профилактики и пресечения правонарушений, восстановления нарушенного права в сфере образования.
Предмет исследования - сравнительное изучение состояния, структуры и динамики правонарушений и юридической ответственности; исследование системы правонарушения под углом соотношения с юридической ответственностью, выявление тесной взаимосвязи исследуемых правовых явлений; разработка на основе системного анализа мер профилактики правонарушений в сфере образования, а также исследование юридической ответственности как эффективного средства предупреждения и пресечения правонарушений, восстановления нарушенного права.
Методология исследования. При написании работы были использованы как общенаучные, так и частно-научные методы познания. На основе диалектико-материалистического метода исследование велось с позиций связи теории и практики. Структурно-функциональный анализ позволил объяснить исследуемые правовые явления с помощью раскрытия их функций, показа той объективной роли, которую эти факты (правонарушение и юридическая ответственность) играют в общественной жизни, как они взаимодействуют друг с другом и с обществом в целом. Сравнительно-правовой метод использовался для сопоставления норм, определяющих правонарушение и устанавливающих юридическую ответственность за его совершение в сфере образования. Были использованы так же методы сравнительного правоведения, моделирования, прогнозирования применительно к правонарушению и юридической ответственности, а также к деятельности субъектов профилактики правонарушений, перспективам развития ее нормативно-правовой базы.
В качестве теоретической основы исследования подвергнуты анализу труды Марченко М.И., Носкова С.А., Лазарева В.В., Денисова Ю.А., С.С. Алексеева, В.К. Бабаева, М.Л. Байтина, В.М. Сырых, П.П. Баранова, Н.А. Беляева, А.Л. Бойцова, Я.М. Брайнина, С.Л. Братуся, В.Л. Бурлакова, ИА Возгрина.
Структура работы. В первой главе работы, состоящей из двух параграфов - "Правонарушение: понятие, сущность, виды" и "Юридическая ответственность: понятие, сущность, принципы и виды", приведен анализ понятий правонарушения и юридической ответственности, их сущности принципов и видов. Во второй главе, состоящей из трех параграфов - "Общая характеристика существующего правового регулирования правонарушений в сфере образования", "Анализ нормативных актов регулирующих юридическую ответственность в сфере образования" и "Виды правонарушений в сфере образования", приведен анализ законодательства регулирующего сферу образования, также анализ особенностей и видов правонарушений имеющих место в сфере образования, совершаемые как учащимися, педагогическими работниками администрацией образовательного учреждения и т.д. В третьей главе работы, состоящей из двух параграфов - "Юридическая ответственность в сфере образования" и "Установление ответственности за нарушение законодательства в области образования", рассматриваются проблемы и особенности применения юридической ответственности за правонарушения в исследуемой сфере, то каким образом и какими актами устанавливается юридическая ответственность за конкретные правонарушения в сфере образования.
В результате исследования по теме были проанализированы понятия правонарушения и юридической ответственности, их сущность, признаки, принципы и виды. Исходя из анализа понятий, можно сказать о том, что существует множество различных определений правонарушения и юридической ответственности, но все они в общем, сводятся к тому, что правонарушение в любой сфере человеческой жизнедеятельности, в том числе и в сфере образования, представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность. Эти два понятия неразрывно связаны, так как основанием юридической ответственности является правонарушение.
Нормы юридической ответственности общеобязательны. Однако общеобязательность норм юридической ответственности проявляется не столько в обязанности правонарушителя подвергнуться мерам государственного принуждения, сколько в обязанности всех субъектов правоотношений соблюдать правило поведения, изложенное в норме права, и действовать правомерно. Норма юридической ответственности содержит двоичную информацию: а) какие действия необходимо совершить (или воздержаться от их совершения); б) какие неблагоприятные последствия наступят для правонарушителя в случае нарушения предписания, содержащегося в диспозиции правовой нормы, или какие позитивные последствия наступят при активном правомерном поведении.
Анализ законодательства, регулирующего отношения в сфере образования, приводит к выводу о сформировавшейся и устоявшейся новой самостоятельной отрасли законодательства "образовательное право", являющейся комплексной отраслью права, так как пересекается со смежными отраслями уголовным, трудовым, административным, гражданским правом.
Исследование такого понятия как образовательная правовая ответственность, позволяет сделать вывод о том, что она наступает за нарушение (в том числе неисполнение, ненадлежащее исполнение) педагогических юридических норм, регламентирующих педагогические отношения (правоотношения). Образовательная правовая ответственность проявляется в применении санкций определенного характера, обусловленных содержанием педагогических (образовательных) правоотношений. Признание самостоятельности педагогических (образовательных) правоотношений, их автономного характера как элемента механизма правового регулирования общественных отношений в сфере образования позволяет сделать достаточно обоснованный вывод и о самостоятельном характере образовательно-правовой ответственности и соответственно образовательно-правовых санкций. ОПО устанавливается, как правило, правилами и нормами самого образовательного учреждения. Лишь в отдельных случаях подобные нормы педагогического характера закрепляются в нормативных правовых актах. В данном случае ОПО имеет ограниченный и фактически локальный характер.
Выделяя и характеризуя различные виды правонарушений (уголовные, административные, гражданские, дисциплинарные, процессуальные правонарушения и нарушения норм налогового права, а также, отдельно выделяя правонарушения в сфере образования), следует сказать, что каждая из классификаций условна, поскольку между различными правонарушениями существует тесная связь и взаимообусловленность.
В исследуемой сфере существует большое количество возможных правонарушений как "общих" (например: нарушение конституционных прав человека) так и относящихся только к образовательной сфере (например: реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса) то есть в рассматриваемой, в работе, сфере большинство правонарушений затрагивают одно или несколько отраслей права.
В связи с этим, предлагается ввести в юридическую практику понятие комплексного правонарушения, которое понимается как виновное, наносящее вред обществу, государству, отдельным лицам (представляющее общественную опасность), противоречащее нормам двух и более отраслей права деяние субъекта, влекущее за собой юридическую ответственность.
В ходе исследования по теме работы и анализа законодательства, были изучены поправки, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях касающиеся нарушений закона в образовательной сфере, однако следует сказать, что данные меры по совершенствованию законодательства еще не являются исчерпывающими.
При всех принятых мерах законодатель не должен останавливаться на достигнутом, так как в процессе модернизации и развития образования, в процессе появления новых норм и правил, также будут появляться новые виды правонарушений. Выходом из этой ситуации будет являться своевременное реагирование и урегулирование законодательным путем отношений в сфере образования и законодательное установление адекватной юридической ответственности за нарушения законодательства регулирующего отношения в образовательной сфере, принятие специальных нормативных актов, охватывающих всю сферу образовательных отношений.
1. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ.
2. Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (в ред. ФЗ от 2 августа 2009 № 217-ФЗ).//Собрание законодательства РФ. - 26.08.1996. - № 35. - Ст. 4135; Российская газета. - N 252. - 2009. - 29 декабря 2009.
3. Федеральный закон "Об образовании" от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. от 17 июля 2009 N 148-ФЗ).// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.
4. Федеральный Закон Российской Федерации от 3 июня 2009 года № 104 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области образования и статью 12 Закона Российской Федерации "Об образовании". // Собрание законодательства РФ. - 09.01.2010.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ.// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.
6. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ.// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.
7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. - 09.01.2010. - № 2.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N-300 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" // Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2
9. Постановление Правительства РФ от 9 января 1992 г. N 21 "О системе государственного управления образованием в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 09.01.1996. - № 2
10. Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. N 796. Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006.
11. Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. N 1323 .// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г №1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.
13. Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 17 ноября 1994 г. №442; 13. Положение о государственной аккредитации образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), утвержденное приказом Минобразования РФ от 2 июля 2001 г. № 2574; .// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.
14. Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. N 1327; .// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.
15. Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений, реализующих программы профессиональной переподготовки специалистов, утвержденное приказом Минобразования РФ от 23 сентября 1996 г. N 113. .// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.
16. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации, утвержденное постановлением Госкомвуза РФ от 25 мая 1994 г. №3. .// Собрание законодательства РФ. - 09.01.2006. - № 2.
Судебная практика:
17. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 октября 2002 г. № 258-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рамалданова Муслима Джалиловича на нарушение его конституционных прав положениями преамбулы, абзацев четвертого и восьмого статьи 1 и пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"".
18. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 октября 2001 г. № 187-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Г ригоряна Арена Альбертовича, Г ригоряна Карена Альбертовича и Бадрутдинова Ильнура Минулловича на нарушение их конституционных прав пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "Об образовании" и пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"".
19. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, Определение № 72-КГ14-1
20. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, Определение № 75-КГ14-4
Литература:
21. Денисов П.А. Понятие института юридической ответственности и его юридическая природа [Текст] / С.А. Носков // Вестник Волжского ун-та им. В.Н. Татищева. Сер. "Юриспруденция". Вып. 54. - Тольятти : Изд-во ВУиТ, 2016.
22. Комментарий к Федеральному закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (постатейный) / В.К. Бацин, Е.В. Буслов, И.М. Верещака и др. под ред. В.М. Сырых, Е.В. Буслова. М.: Юстицинформ, 2012.
23. Лазарев В.В. Липеив С.В. Общая теория государства и права: Учебник для вузов. М., изд., Спарк. 2015 г.
24. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементный состав. 2-е изд., стер; Сырых В.М.; Юстицинформ; 2004 г.
25. Марченко М.И, Общая теория государства и права. Академический курс. 2. Теория права. М., 1998 г.
26. Носков С.А. Об элементах института юридической ответственности/ С.А. Носков // Вестник Саратовской государственной академии права. - Саратов: Изд-во СТАЛ, 2007 г. № 1.
27. Носков, С.А. Проблемы определения понятия юридической ответственности в современном законодательстве и праве [Текст] / С.А. Носков: Материалы Международной научной конференции "Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики". Ч. 2: Правоотношения и юридическая ответственность. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2005 г.
28. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права: Учебник для юридических вузов Изд. 3-е, Изд-во Г отика /Москва, 2002 г.
29. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов Изд. 3-е, перераб., доп./ 4-е/ 5-е, Стереотип. 2006 г.
30. Куров С.В. Проблемы правовой ответственности в сфере образования. Ежегодник Российского образовательного законодательства, том 1 / Москва, декабрь 2016г.
31. Юридическая ответственность: современные вызовы и решения: Материалы для VIII Ежегодных научных чтений памяти проф. С.Н.Братуся: Сбор. / Отв. ред. Н.Г.Доронина - М.: НИЦ ИНФРА-М: ИЗиСП, 2013 - 304с.
32. Юридическая ответственность : Учебное пособие, Чернявский Александр Геннадьевич/ - М.: Альфа-М, . - 258 c. (Высшая школа. Магистра).
33. Юридическая ответственность, санкции и меры защиты : монография / Д.А. Липинский, А.А. Мусаткина. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2017. — 139 с. — (Научная мысль).
34. Espinoza M.L., Vossoughi Sh. Perceiving Learning Anew: Social Interaction, Dignity, and Educational Rights // Harvard Educational Review. 2014. Vol.84,no.3.September.P.285-313.
35. Багуцкий Н.В., Квитова К.С. Прокурорский надзор за соблюдением законодательства в сфере образования // Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. Ч. 2. Уфа, 2017. С. 77-81.
36. Буянова М.О., К.Н. Гусов. Право социального обеспечения России, ред.К.Н. Гусов.4-е изд., переработал и дополнил — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010 г.
37. Захаров М.Л., Э.Г. Тучкова. Право социального обеспечения России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция», 4-е издание, переработал и дополнил — Волтерс Клувер, 2012 г.
38. Чиркин В.Е. Предложения по совершенствованию качества подготовки специалистов по кафедре государственно-правовых дисциплин юрфака МосГУ // Проблемы модернизации юридического образования: материалы "круглого стола" 15 февраля 2007 г. / Отв. ред. Ю.Е. Винокуров. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. С. 12.
39. Винокуров К.Ю., Винокуров Ю.Е. Роль преподавателя в воспитании студентов-юристов // Проблемы модернизации юридического образования: материалы "круглого стола" 15 февраля 2007 г. / Отв. ред. Ю.Е. Винокуров. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2007. С.76.
40. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков А.М. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2007. С. 18.
41. Андреев В.И. Педагогика: Учебник. Казань, 2000. С. 72-74.
Электронные ресурсы:
42. Федеральный центр образовательного законодательства. Электрон. правов. справочник. / эл. адрес - http://www.lexed.ru.
43. Юридическая научная библиотека издательства "Спарк". Электрон. правов. справочник. / эл. адрес - http: // www.lawlibrary ,щ.(дата обращения
44. Постановление Верховного суда РФ по делу № 31-АД15-18 [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsrfru/stor_pdfphp?id=1398812 (дата обращения: 10.06.2017).
45. Ответственность за нарушение правил проведения ЕГЭ
[Электронный ресурс]. URL: https://alshei.bashkorto-
stan.ru/presscenter/news/472039/ (дата обращения: 25.06.2017).