Введение 3
Глава 1. Теоретические основы применения инновационных технологий в начальной
школе 8
1.1 Применение инновационных технологий в начальной школе 8
1.2 Методика «Lapbook» в начальной школе. Особенности методики 18
1.3 Формы работы по методике «Lapbook» в начальной школе 24
Выводы по 1 главе 40
Глава 2. Организация групповой формы работы в начальной школе 42
2.1 Констатирующий этап педагогического эксперимента 42
2.2 Применение методики «Lapbook» в процессе организации
групповых форм работы в начальной школе 47
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по реализации методики «Lapbook» в начальной школе 53
Выводы по 2 главе 60
Заключение 61
Список литературы 65
Приложения
В связи с внедрением ФГОС начального общего образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Важным аспектом современного Российского образования является формирование такого важного навыка, как «научить учиться самому».
Более того, целями образования в настоящее время является не конкретная сумма знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть ученик в процессе учебной деятельности, а совокупность его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетенций. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у учащихся системы универсальных учебных действий.
Теория формирования универсальных учебных действий, разработчиками которой являются А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, O.A. Карабанова и др., определяет универсальные учебные действия как комплекс обобщенных действий ученика и связанных с ними умений и навыков учебной работы, которые обеспечивают способность субъектов к самостоятельному усвоению новых знаний, умений и компетентностей, к сознательному и активному присвоению нового социального опыта, к саморазвитию и самосовершенствованию [15].
Перед педагогом стоит задача по развитию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий (ставить перед собой цели и задачи, искать способы их решения, отбирать нужную информацию для решения поставленного вопроса среди множества источников информации) и коммуникативных универсальных учебных действий (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли).
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения младших школьников должны быть направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на развитие умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир. Именно поэтому принято считать, что приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед педагогами возникает проблема поиска новых нестандартных форм взаимодействия с учениками младших классов. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у младших школьников интереса к созидательной деятельности.
Одной из перспективной методик, способствующих решению данной проблемы, является методика «Lapbook».
Степень разработанности проблемы исследования. Значительный вклад в изучение сущности методики «Lapbook» внесли Е.Г. Блохина, Д.А. Гатовская, Н.А. Короткова, Н.В. Крепких, Т.И. Лиханова, Н.М. Лебедева, Е.И. Полушкина, Л.Н. Рябова, Т.Дюбби и др.
Вопрос развития личности в процессе групповой учебной работы был рассмотрен в работах М.Д. Виноградова, А.М. Данилова, В.К. Дьяченко, Э.Мейер, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, Г.А. Цукерман, Е.Н. Щурковой и др.
Анализ психолого-психологической литературы способствовал выявлению противоречий на следующих уровнях:
- на социальном уровне: между социальным заказом общеобразовательной школы на формирование интеллектуально и творчески развитой личности, готовой к эффективному взаимодействию с другими людьми и работе с информацией и неэффективным выполнением этого заказа;
- на методическом уровне: между необходимостью методического обеспечения для реализации продуктивного обучения и недостаточной разработанностью технологий и методик, способствующих их внедрению в учебный процесс.
С учетом выявленных противоречий была определена проблема исследования: каковы условия применения методики «Lapbook» в процессе организации групповых форм работы в начальной школе?
Необходимость в решении проблемы исследования обусловливает актуальность его темы «Применение методики «Lapbook» в процессе организации групповых форм работы в начальной школе».
Объект исследования: процесс организации групповых форм работы в начальной школе.
Предмет исследования: применение методики «Lapbook» в процессе организации групповых форм работы в начальной школе.
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность применения методики «Lapbook» в процессе организации групповых форм работы в начальной школе.
Гипотеза исследования: эффективность групповых форм работы повысится, если применять методику «Lapbook».
Задачами исследования являются:
1) проанализировать научно-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2) конкретизировать сущность методики «Lapbook»;
3) выявить специфику и содержание форм работы по методике «Lapbook» в начальной школе;
4) разработать и внедрить в учебную деятельность программу применения методики «Lapbook» в процессе организации групповых форм работы в начальной школе.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- теоретические исследования в области организационных форм обучения (В.К. Дьяченко, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, И.М. Чередов и др.);
- теория формирования и развития универсальных учебных действий (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, O.A. Карабанова и др.).
- теории личности, деятельности, саморазвития личности (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, Л.С. Выготский, Н.В. Кузьмина, М.И. Махмутов);
- теория учебной деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, И.И. Ильясов, А.Н. Леонтьев, В.Я. Ляудис, А.К. Маркова, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин и др.);
- теория познавательной деятельности младших школьников (А.В. Брушлинский, З.И. Калмыкова, Н.А. Менчинская, И.С. Якиманская, Г.И. Щукина и др.).
В работе были использованы взаимодополняющие и взаимопроверяющие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ и синтез, мысленный эксперимент;
- методы эмпирического исследования: анкетирование, наблюдение. Опытно-экспериментальная база исследования: МАОУ «Лицей - инженерный центр» Советского района г. Казани.
Теоретическая значимость исследования состоит в формулировке авторских определений понятий «методика «Lapbook» и «групповая форма работы»; выделении психолого-педагогических условий повышения эффективности реализации методики «Lapbook» в процессе организации групповых форм работы в начальной школе; разработке программы применения методики «Lapbook» в процессе организации групповых форм работы в начальной школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа применения методики «Lapbook» в процессе организации групповых форм работы в начальной школе может быть использована учителями в процессе организации учебной деятельности.
Достоверность результатов исследования обеспечивается: использованием разнообразных источников психолого-педагогической информации, опорой на методологию педагогического исследования, сочетанием теоретических и эмпирических методов, адекватных поставленной цели, задачам, гипотезе и логике исследования.
Личное участие в исследовании заключается в предложении новых определений понятий «методика «Lapbook» и «групповая форма работы»; определении психолого-педагогических условий повышения эффективности реализации методики «Lapbook» в процессе организации групповых форм работы в начальной школе; разработка программы применения методики «Lapbook» в процессе организации групповых форм работы в начальной школе.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В ситуации обновления требований к процессу организации обучения обучающихся младших классов в соответствии с ФГОС в начальном общем образовании актуальность приобретает проблема формирования универсальных учебных действий младших школьников. Так, учителя начальных классов вынуждены перестраивать свою педагогическую деятельность для повышения образовательных результатов обучающихся. Решению проблемы может способствовать реализация методики «Lapbook» в процессе организации групповых форм работы в начальной школе.
В ходе анализа научно-педагогической литературы были выделены инновационные технологии, которые применяются в системе начального общего образования. Эффективность их внедрения в организацию учебного процесса зависит, прежде всего, от сложившихся традиций образовательного учреждения и инновационного типа мышления учителей.
Анализ особенностей методики «Lapbook» позволил установить, что ее применение в процессе организации групповых форм работы в начальной школе будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагога начальной школы и формированию у обучающихся младших классов регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Нами была предпринята попытка сформулировать новое определение рассматриваемого понятия: методика «Lapbook» - это эффективное средство реализации деятельностного и проектного методов обучения, а также способ освоения, обобщения и систематизации учебного материала в игровой форме, который представлен в виде тематической интерактивной папки проектов с четкой структурой и ярким оформлением, способствующий формированию универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить, что наиболее эффективной формой работы в ходе применения методики «Лэпбук» является организация групповой формы работы, т.к. она способствует формировать УУД всего классного коллектива, развивая память, мышление и внимание. На основании анализа определений понятия «групповая форма работы» было предложено новое определение понятия. Групповая форма работы - это эффективная форма организации учебной работы в составе группы (до 6 человек), которая предполагает эффективное сотрудничество участников и опосредованное руководство координатора (учителя) группы, ориентированное на достижение единой предметной цели совместными усилиями.
В процессе исследования были выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, реализация которых способствовала повышению эффективности процесса реализации методики «Lapbook» в процессе организации групповых форм работы в начальной школе. К психологическим условиям повышения относят: учет возрастных и
индивидуальных особенностей младших школьников, благодаря которому возможно оптимальное распределение обучающихся по группам; обеспечение психологической защищенности младших ; учет зоны ближайшего развития, определяющийся соотношением самостоятельных достижений личности в накопленном ею социальном опыте и целенаправленном воздействии взрослого на воспитательный процесс; учет сензитивного периода развития; учет ведущего вида деятельности и его специфики в младшем школьном возрасте; готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сущность которого определяется их потребностью в личностном росте, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности; положительные эмоциональные реакции, или эмоциональное благополучие младших школьников; способность младшего школьника к рефлексии деятельности; развитие творческого мышления, целенаправленной познавательной активности; развитие критичности мышления. К педагогическим условиям изучаемого процесса были отнесены: владение учителем начальных классов навыками социальной, проектной и исследовательской видами деятельности; высокий уровень профессиональной компетентности учителя, который определяется теоретической, практической и методической готовностью педагога к процессу применения групповой формы работы в ходе реализации методики «Lapbook»; создание учителем ситуации успеха младших школьников; создание благоприятного психологического климата; поддержание демократического стиля педагогического общения; систематическое внесение корректив в процесс учебно-воспитательной деятельности с учетом личного опыта младших школьников; открытость образовательной среды для внедрения инноваций в процесс применения групповой формы работы в ходе реализации методики «Lapbook»; целенаправленный отбор форм, методов и средств, конструирующих ситуации поиска и систематизации информации; организация систематического взаимодействия учителя с младшими школьниками.
В ходе исследования нами была разработана и реализована программа опытно-экспериментальной работы по реализации методики «Lapbook» в процессе организации групповых форм работы в начальной школе (см.: Табл.
1).
С целью определения состояния процесса реализации методики «Lapbook» в процессе организации групповых форм работы в начальной школе был проведен констатирующий эксперимент на базе МАОУ «Лицей - инженерный центр» Советского района г. Казани с использованием такого исследовательского метода, как анкетирование. В нем приняли участие 20 учителей и 100 младших школьников. В результате анализа результатов констатирующего эксперимента было выявлено, что у обучающихся начальной школы недостаточно сформированы регулятивные УУД (75%), что свидетельствует о необходимости реализации инновационных технологий для устранения проблемы.
Для проверки эффективности выявленных психолого-педагогических условий была организована опытно-экспериментальная работа. Она предполагала разработку программы опытно-экспериментальной работы, формирование экспериментальной и контрольной групп, анализ и обобщение результатов (см.: Табл. 1).
На основании I диагностический среза в КГ у обучающихся наблюдались следующие результаты: к высокому уровню сформированности универсальных учебных действий были отнесены 21,43% младших школьников; к среднему уровню - 57,14% участников эксперимента; к низкому - 21,43% обучающихся начальных классов.
Данные, полученные в результате реализации программы опытноэкспериментальной работы в ЭГ, свидетельствуют об эффективности процесса применения методики «Lapbook» в процессе организации групповых форм работы в начальной школе. Результаты повторного диагностического среза, который был организован в конце формирующего эксперимента в ЭГ, отличаются более высокой положительной динамикой, чем в КГ. Высокий уровень сформированности универсальных учебных действий у обучающихся ЭГ был характерен для 35,72% учащихся младших классов; средний - для 57,14% диагностированных обучающихся; низкий - для 7,14% участников эксперимента. В КГ к высокому уровню сформированности универсальных учебных действий можно было отнести 21,43% школьников, к среднему 57,14% обучающихся и к низкому 21,43% младших школьников.
В ходе опытно-экспериментальной работы была выявлена положительная динамика процесса формирования у младших школьников универсальных учебных действий, что подтверждает эффективность выдвинутой гипотезы исследования, выявленных психолого-педагогических условий, а также разработанной программы опытно-экспериментальной работы в ходе обучения.
1. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого
саморазвития. 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. 608 с.
2. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: «Педагогическое общество России», 2000. 277 с.
3. Блохина Е.Г, Лиханова Т.И. Лэпбук - «наколенная книга» // Обруч.2015. №4. С. 29-30.
4. Бухарова Г.Д. Опытно-поисковая, опытно-экспериментальная работа и педагогический эксперимент в диссертационных исследованиях // Научные исследования в образовании. 2012. №11. С. 6-11.
5. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. №2. С. 143-152.
6. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов. М.: ЦПРО Развитие личности,1998. 360 с.
7. Габидуллина Е.В. Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста // Пермский педагогический журнал. 2015. №7. C. 146-148.
8. Гузеев В.В. Системные основания образовательной технологии: автореф. дис... докт. пед. наук. М., 1999. 38 с.
9. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе / М.А. Данилов. М.: Учпедгиз, 1960. 300 с.
10. Дикая Л.Г., Семикин В.В. Регулирующая роль образа функционального состояния деятельности // Психологический журнал. 1991. №1. С. 55-65.
11. Дружилов С.А. Психология выживания личности // Успехи современного естествознания. 2012. №11. С. 54-57.
12. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения. Изд- во Краснояр. ун-та. 1984. 184 с.
13. Загвязинский В.И., Атаханов Р.М. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 208 с.
14. Иванова С.П. Современное образование и психологическая культур а педагога. Псков, 1999. 144 с.
15. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.
16. Кармаев А.Г. Инновационные образовательные процессы в современной общеобразовательной школе. М.: ИОО МОПО РФ, 2003. 276 с.
17. Ковалева Г.С. Готовность первоклассников к обучению в школе. М., 2011. 56 с.
18. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. 2-е изд. М.: Издательство «ЛИНКА ПРЕСС», 2012. 208 с.
19. Краткий справочник по педагогической технологии / под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997. 64 с.
20. Кручининина Г.А. Г отовность будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения: Теоретические основы, экспериментальные исследования: Монография / под ред. В.А. Сластенина; МГЛУ им. В.И. Ленина. М.: Прометей, 1996. 176 с.
21. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Сфера, 2001. 464 с.
22. Курганский С.М. Положение о научно-экспериментальной деятельности педагогических работников школы / С. М. Курганский // Завуч. 2006. № 4. С. 87.
23. Ляудис В.Я. Педагогические предпосылки проектирования моделей инновационного обучения в школе // Инновационное обучение. Стратегия и практика. М., 1994. 192 с.
24. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер,2008. 583 с.
25. Малицкий Л.А., Ермош Н.В. Как технологию Лэпбук можно применять на уроках окружающего мира. [Электронный ресурс]: URL: https://school-science.ru/files/5/2/34868.pdf (дата обращения: 25.05.2018).
26. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. № 3. С. 20-27.
27. Неустроев Н.Д., Гаврильева Н.Н. Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе. Серия «Вестника СВФУ». 2017. № 2 (06). С. 28-34.
28. Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения. Материалы III Межрегиональной научнопрактической конференции (2-3 ноября 2011 г). Томск. ТПУ. 2011. 392 с.
29. Положение об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования / Приложение №1 к приказу Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1123. Об организации опытноэкспериментальной деятельности в системе образования.
30. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация. М.: Новая школа, 1995. C. 107.
31. Посталюк Н.Ю. Проектирование инновационных образовательных
систем / Н.Ю. Посталюк. [Электронный ресурс]: URL:
http://www.psycology.narod.ru. (дата обращения: 20.05.2018).
32. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики. М., 2003. 434 c.
33. Психология и педагогика. Краткий курс. Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. «Проспект». 194 с.
34. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование» 1998. 346 с.
35. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
36. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии // «Школьные технологии». 2002. № 3. С. 5-173.
37. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.
38. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки: учебное пособие. 2-е изд., доп. М.: АПКиППРО, 2009. 130 с.
39. Сиденко А.С. Планирование экспериментальной работы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №1. С. 58-65.
40. Ситникова Н.С. Опыт работы на тему «Лэпбук как средство
развития познавательных способностей воспитанников в ДОУ». [Электронный ресурс]: URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy- mir/2017/02/05/opyt-raboty-natemu-lepbuk-kak-sredstvo-razvitiya (дата
обращения: 25.05.2018).
41. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная
деятельность. М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1997. 224 с.
42. Смирнов С.И. Технологии в образовании // Высшее образование в России. 1999. № 1. С. 109-112.
43. Советский энциклопедический словарь. / Научно-редакционный совет: Прохоров А.М., Гиляров М.С., Жуков Е.М. М.: Советская энциклопедия. 1981. 1600 с.
44. Соловов А.В. Об эффективности информационных технологий // Высшее образование в России. 1997. № 4. С. 100.
45. Строкова Т.И. Мониторинг педагогических нововведений / Т. И. Строкова // Директор школы. 2006. № 6. С. 34.
46. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., дополн. 2013. 333 с.
47. Фоминова Е.П. Формы организации обучения в начальных классах.
[Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-
nauki/library/2017/02/12/diplomnaya-rabota-po-teme-formy-organizatsii- obucheniya (дата обращения: 20.05.2018).
48. Фролова Л.Н. Виды деятельности учащихся на уроках. Организация, характеристика и результаты. [Электронный ресурс]. URL: http://fb.ru/article/218362/vidyi-deyatelnosti-uchaschihsya-na-urokah- organizatsiya-harakteristika-i-rezultatyi (дата обращения: 20.05.2018).
49. Хазова С.А. Развитие конкурентоспособности специалистов по физической культуре и спорту в процессе профессиональной подготовки: Монография. Майкоп, 2011. 368 с.
50. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. 349 с.
51. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М., 1982. 104 с.
52. Щукин М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы // Психологический журнал. 1995. №12. С. 103-113.