Маркетинговое обеспечение деятельности предприятия сферы услуг (на примере гостиницы «Марсель»)
|
Содержание
Введение……………………………………………………………………………...6
1 Маркетинг в деятельности предприятия…………………………………...…….9
1.1 Роль маркетинга в деятельности предприятия …………………………..……9
1.2 Особенности функционирования предприятий сферы услуг в России…....15
1.3 Особенности предоставления гостиничных услуг…………………... ………22
1.4 Специфика маркетингового обеспечения деятельности предприятия сферы услуг ………………………………………………………………...……………..27
2 Анализ технико-экономических показателей и маркетинговой деятельности гостиницы «Марсель»……………………………………………..……………….40
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………..………….40
2.2 Анализ основных экономических показателей гостиницы……………….…44
2.3 Анализ внутренней и внешней среды………………………………………....50
2.4 Анализ организации маркетинговой деятельности…………………………..55
3 Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности в гостинице «Марсель»………………………………………………………………60
3.1 Предложение по созданию службы маркетинга…………………………...…60
3.2 Предложение по совершенствованию рекламы………………………….......65
3.3 Предложения по созданию новых услуг……………………………………...68
3.3.1 Предложение по созданию кафе………………………………………….....68
3.3.2 Предложение по внедрению программного продукта……………………..82
4 Безопасность и экологичность проекта…………………………………………85
4.1 Описание рабочего места………………………………………………………85
4.2 Опасные и вредные факторы. Мероприятия по разработке безопасных условий труда……………………………………………………………………….87
4.3 Обеспечение пожарной безопасности………………………………………...91
Заключение………………………………………………………………………….96
Список использованных источников………………………………………….…100
Приложение А Анкета…………………………………………………………....106
Приложение В Результаты анкетирования…………………………………..….109
Приложение С Должностная инструкция маркетолога……………………...…113
Введение……………………………………………………………………………...6
1 Маркетинг в деятельности предприятия…………………………………...…….9
1.1 Роль маркетинга в деятельности предприятия …………………………..……9
1.2 Особенности функционирования предприятий сферы услуг в России…....15
1.3 Особенности предоставления гостиничных услуг…………………... ………22
1.4 Специфика маркетингового обеспечения деятельности предприятия сферы услуг ………………………………………………………………...……………..27
2 Анализ технико-экономических показателей и маркетинговой деятельности гостиницы «Марсель»……………………………………………..……………….40
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………..………….40
2.2 Анализ основных экономических показателей гостиницы……………….…44
2.3 Анализ внутренней и внешней среды………………………………………....50
2.4 Анализ организации маркетинговой деятельности…………………………..55
3 Предложения по совершенствованию маркетинговой деятельности в гостинице «Марсель»………………………………………………………………60
3.1 Предложение по созданию службы маркетинга…………………………...…60
3.2 Предложение по совершенствованию рекламы………………………….......65
3.3 Предложения по созданию новых услуг……………………………………...68
3.3.1 Предложение по созданию кафе………………………………………….....68
3.3.2 Предложение по внедрению программного продукта……………………..82
4 Безопасность и экологичность проекта…………………………………………85
4.1 Описание рабочего места………………………………………………………85
4.2 Опасные и вредные факторы. Мероприятия по разработке безопасных условий труда……………………………………………………………………….87
4.3 Обеспечение пожарной безопасности………………………………………...91
Заключение………………………………………………………………………….96
Список использованных источников………………………………………….…100
Приложение А Анкета…………………………………………………………....106
Приложение В Результаты анкетирования…………………………………..….109
Приложение С Должностная инструкция маркетолога……………………...…113
Введение
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно- сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы.
Любая компания действует в условиях сложной, изменчивой маркетинговой среды. Если она хочет выжить, ей нужно производить и нечто имеющее ценную значимость для той или иной группы потребителей. Посредством обмена компания возобновляет свои доходы и ресурсы, необходимые для продолжения существования.
Компания должна быть уверена, что ее цели и товарный ассортимент постоянно сохраняют актуальность для конкретного рынка. Бдительные фирмы периодически пересматривают свои целевые, стратегические и тактические установки. Они полагаются на маркетинг как на основное комплексное средство наблюдения за рынком и приспособления к происходящим на нем переменам. Маркетинг – это не просто реклама и деятельность штата продавцов. Это скорее всеобъемлющий процесс приспособления к использованию наиболее выгодных из открывающихся рыночных возможностей.
Ни для кого не является откровением, что успех поведения фирмы определяется ее интеллектуальным потенциалом. Способность создавать новые продукты и услуги, находить эффективные маркетинговые технологические решения, оперативно управлять компанией в условиях риска и неопределенности – это те составляющие деятельности, которые являются необходимыми для достижения положительных результатов в бизнесе. Работая в российских условиях, далеких от благоприятных, бизнесмен обязан заниматься маркетинговой деятельностью, чтобы быть конкурентоспособным на том или ином рынке товаров или услуг [70].
Отечественное предприятие на современном рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, факторов и элементов, которые составляют его маркетинговую среду и во многом определяют характер хозяйственной деятельности.
Целевая ориентация и комплексность маркетинга – это слияние в один поток всех составляющих маркетинговой деятельности для достижения устойчивой рентабельности в заданных временных пределах, как правило, на 5-7 лет и более. Практика применения маркетинга показала, что использование только отдельных составляющих, например изучения товара, услуг и работ или прогнозирования рынка, не дает должного эффекта. Лишь комплексный подход позволяет эффективно прорваться на рынок с товарами и услугами, особенно это касается гостиничных услуг. Все вышеизложенное определяет актуальность темы.
Цель данной работы – исследование организации маркетинговой деятельности в гостинице «Марсель» и разработка мероприятий по ее совершенствованию. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
7. Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности.
8. Дать краткую характеристику деятельности.
9. Провести анализ основных экономических показателей.
10. Провести анализ внутренней и внешней среды.
11. Провести анализ маркетинговой деятельности.
12. Разработать пути совершенствования маркетинговой деятельности.
Объектом исследования является гостиница «Марсель».
Предметом исследования является организация маркетинговой деятельности в гостинице «Марсель».
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятий, в частности предприятий гостиничной индустрии. Во второй главе проведен анализ основных экономических показателей и маркетинговой деятельности гостиницы. Выявлены основные направления по совершенствованию маркетинговой деятельности. В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности в гостинице «Марсель». Рассмотрены предложения по расширению сферы услуг, по созданию отдела маркетинга на предприятии и по проведению рекламной кампании. В заключении сделаны основные выводы по результатам исследования.
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно- сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы.
Любая компания действует в условиях сложной, изменчивой маркетинговой среды. Если она хочет выжить, ей нужно производить и нечто имеющее ценную значимость для той или иной группы потребителей. Посредством обмена компания возобновляет свои доходы и ресурсы, необходимые для продолжения существования.
Компания должна быть уверена, что ее цели и товарный ассортимент постоянно сохраняют актуальность для конкретного рынка. Бдительные фирмы периодически пересматривают свои целевые, стратегические и тактические установки. Они полагаются на маркетинг как на основное комплексное средство наблюдения за рынком и приспособления к происходящим на нем переменам. Маркетинг – это не просто реклама и деятельность штата продавцов. Это скорее всеобъемлющий процесс приспособления к использованию наиболее выгодных из открывающихся рыночных возможностей.
Ни для кого не является откровением, что успех поведения фирмы определяется ее интеллектуальным потенциалом. Способность создавать новые продукты и услуги, находить эффективные маркетинговые технологические решения, оперативно управлять компанией в условиях риска и неопределенности – это те составляющие деятельности, которые являются необходимыми для достижения положительных результатов в бизнесе. Работая в российских условиях, далеких от благоприятных, бизнесмен обязан заниматься маркетинговой деятельностью, чтобы быть конкурентоспособным на том или ином рынке товаров или услуг [70].
Отечественное предприятие на современном рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, факторов и элементов, которые составляют его маркетинговую среду и во многом определяют характер хозяйственной деятельности.
Целевая ориентация и комплексность маркетинга – это слияние в один поток всех составляющих маркетинговой деятельности для достижения устойчивой рентабельности в заданных временных пределах, как правило, на 5-7 лет и более. Практика применения маркетинга показала, что использование только отдельных составляющих, например изучения товара, услуг и работ или прогнозирования рынка, не дает должного эффекта. Лишь комплексный подход позволяет эффективно прорваться на рынок с товарами и услугами, особенно это касается гостиничных услуг. Все вышеизложенное определяет актуальность темы.
Цель данной работы – исследование организации маркетинговой деятельности в гостинице «Марсель» и разработка мероприятий по ее совершенствованию. Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
7. Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности.
8. Дать краткую характеристику деятельности.
9. Провести анализ основных экономических показателей.
10. Провести анализ внутренней и внешней среды.
11. Провести анализ маркетинговой деятельности.
12. Разработать пути совершенствования маркетинговой деятельности.
Объектом исследования является гостиница «Марсель».
Предметом исследования является организация маркетинговой деятельности в гостинице «Марсель».
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты маркетинговой деятельности предприятий, в частности предприятий гостиничной индустрии. Во второй главе проведен анализ основных экономических показателей и маркетинговой деятельности гостиницы. Выявлены основные направления по совершенствованию маркетинговой деятельности. В третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности в гостинице «Марсель». Рассмотрены предложения по расширению сферы услуг, по созданию отдела маркетинга на предприятии и по проведению рекламной кампании. В заключении сделаны основные выводы по результатам исследования.
Заключение
Маркетинговая деятельность имеет огромные возможности, в рамках которой осуществляются следующие задачи: комплексное изучение рынка; выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей; планирование товарного ассортимента и цен; разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса; планирование и осуществление сбыта; разработка мер по совершенствованию управления к организации производства.
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные и оптовые торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.
Маркетинг включает в себя теоретическую и практическую части.
Маркетинговая стратегия - элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Маркетинговая стратегия включает в себя:
- определение области деятельности предприятия;
- определение стратегических целей предприятия;
- определение положения предприятия на рынке;
- разработку стратегии конкурентной борьбы;
- разработку методов привлечения покупателей и реализации товара.
Виды маркетинговых стратегий классифицируются по следующим признакам:
- по положению предприятия на рынке и направлению его развития;
- по динамике отношений с рынком;
- по типу конкурентной борьбы.
Разработка маркетинговой стратегии предваряется сбором информации из первичных и вторичных источников с ее последующим анализом.
Маркетинговая стратегия должна включать в себя четыре направления:
- продукт;
- каналы распределения;
- цена;
- продвижение.
На практике разработка маркетинговой стратегии происходит с учетом ресурсов и возможностей конкретного предприятия. Основные инструменты – SWOT-анализ, конкурентный анализ, применение ИМК-концепции.
Маркетинговая стратегия – база деятельности предприятия, инструмент, позволяющий проводить долгосрочное планирование деятельности предприятия и эффективно распределять ресурсы между различными тактическими мероприятиями.
Прежде чем разрабатывать маркетинговые стратегии, необходимо разобраться в рынках. На потребительском рынке покупают товары и услуги для личного потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков.
На поведение покупателя оказывает влияние четыре основные группы факторов: факторы культурного уровня (культура, субкультура, и социальное положение), факторы личного порядка (реферативные группы, семья, роли и статусы), факторы личного порядка (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе) и факторы психологического порядка (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения). Все они дают представления о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя.
До начала планирования своего маркетинга фирме необходимо выявить всех целевых потребителей и определить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке, состоящий из следующих этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Задача деятеля рынка – понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияние на покупательское поведение. Подобное внимание позволяет деятелю рынка создать для своего целевого рынка значащую и эффективную программу маркетинга.
В дипломе приводятся конкретные примеры анализа рыночной ситуации, способы их проведения, даются конкретные рекомендации по поводу организации маркетинговых исследований и мер по продвижению товара на рынок.
В дипломе приводятся конкретные примеры анализа рыночной ситуации, способы их проведения, даются конкретные рекомендации по поводу организации маркетинговых исследований и мер по продвижению товара на рынок.
В дипломном проекте было проведено исследование экономических показателей и организации маркетинговой деятельности в гостинице «Марсель». Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Анализ показал, что изменение затрат на единицу гостиничного продукта оказывает наибольшее влияние на изменение финансового результата, поэтому следует уделять больше внимания собственным затратам, их структуре и оптимизации.
2. В составе прочих расходов наибольшую часть занимают налоги, поэтому гостинице следует рассмотреть возможности оптимизации налогов.
3. Гостинице «Марсель» необходимо проводить работу по снижению арендных платежей, расходов на транспортные услуги; по поиску сторонних организаций, работающих с меньшими комиссионными сборами за выполненные ими работы того же качества; по снижению расходов на услуги связи.
Для совершенствования маркетинговой деятельности в гостиничном бизнесе в дипломном проекте были предложены следующие мероприятия:
- введение маркетинговой службы как самостоятельного подразделения;
- для сохранения и укрепления позиций гостиницы на рынке услуг, повышения эффективности и конкурентоспособности ее деятельности необходимо проведение рекламной кампании;
- предложено расширить сферу деятельности предприятия путем создания кафе.
- для создания имиджа предприятия необходимо использовать современные технические средства и программные продукты.
Расчет ожидаемого экономического эффекта свидетельствует о целесообразности реализации рекомендуемых предложений на данном предприятии.
Маркетинговая деятельность имеет огромные возможности, в рамках которой осуществляются следующие задачи: комплексное изучение рынка; выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей; планирование товарного ассортимента и цен; разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса; планирование и осуществление сбыта; разработка мер по совершенствованию управления к организации производства.
Маркетинг - одна из основополагающих дисциплин для профессиональных деятелей рынка, таких, как розничные и оптовые торговцы, работники рекламы, исследователи маркетинга, заведующие производством новых и марочных товаров и т.п. Им необходимо знать, как описать рынок и разбить его на сегменты; как оценить нужды, запросы и предпочтения потребителей в рамках целевого рынка; как сконструировать и испытать товар с нужными для этого рынка потребительскими свойствами; как посредством цены донести до потребителя идею ценности товара; как выбрать умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным, хорошо представленным; как рекламировать и продавать товар, чтобы потребители знали его и хотели приобрести.
Маркетинг включает в себя теоретическую и практическую части.
Маркетинговая стратегия - элемент стратегии деятельности предприятия, направленный на разработку, производство и доведение до покупателя товаров и услуг, наиболее соответствующих его потребностям. Маркетинговая стратегия включает в себя:
- определение области деятельности предприятия;
- определение стратегических целей предприятия;
- определение положения предприятия на рынке;
- разработку стратегии конкурентной борьбы;
- разработку методов привлечения покупателей и реализации товара.
Виды маркетинговых стратегий классифицируются по следующим признакам:
- по положению предприятия на рынке и направлению его развития;
- по динамике отношений с рынком;
- по типу конкурентной борьбы.
Разработка маркетинговой стратегии предваряется сбором информации из первичных и вторичных источников с ее последующим анализом.
Маркетинговая стратегия должна включать в себя четыре направления:
- продукт;
- каналы распределения;
- цена;
- продвижение.
На практике разработка маркетинговой стратегии происходит с учетом ресурсов и возможностей конкретного предприятия. Основные инструменты – SWOT-анализ, конкурентный анализ, применение ИМК-концепции.
Маркетинговая стратегия – база деятельности предприятия, инструмент, позволяющий проводить долгосрочное планирование деятельности предприятия и эффективно распределять ресурсы между различными тактическими мероприятиями.
Прежде чем разрабатывать маркетинговые стратегии, необходимо разобраться в рынках. На потребительском рынке покупают товары и услуги для личного потребления. Этот рынок состоит из множества субрынков.
На поведение покупателя оказывает влияние четыре основные группы факторов: факторы культурного уровня (культура, субкультура, и социальное положение), факторы личного порядка (реферативные группы, семья, роли и статусы), факторы личного порядка (возраст и этап жизненного цикла семьи, род занятий, экономическое положение, образ жизни, тип личности и представление о самом себе) и факторы психологического порядка (мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения). Все они дают представления о том, как эффективнее охватить и обслужить покупателя.
До начала планирования своего маркетинга фирме необходимо выявить всех целевых потребителей и определить, как протекает у них процесс принятия решения о покупке, состоящий из следующих этапов: осознание проблемы, поиск информации, оценка вариантов, решение о покупке, реакция на покупку. Задача деятеля рынка – понять различных участников процесса покупки и разобраться в основных факторах влияние на покупательское поведение. Подобное внимание позволяет деятелю рынка создать для своего целевого рынка значащую и эффективную программу маркетинга.
В дипломе приводятся конкретные примеры анализа рыночной ситуации, способы их проведения, даются конкретные рекомендации по поводу организации маркетинговых исследований и мер по продвижению товара на рынок.
В дипломе приводятся конкретные примеры анализа рыночной ситуации, способы их проведения, даются конкретные рекомендации по поводу организации маркетинговых исследований и мер по продвижению товара на рынок.
В дипломном проекте было проведено исследование экономических показателей и организации маркетинговой деятельности в гостинице «Марсель». Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Анализ показал, что изменение затрат на единицу гостиничного продукта оказывает наибольшее влияние на изменение финансового результата, поэтому следует уделять больше внимания собственным затратам, их структуре и оптимизации.
2. В составе прочих расходов наибольшую часть занимают налоги, поэтому гостинице следует рассмотреть возможности оптимизации налогов.
3. Гостинице «Марсель» необходимо проводить работу по снижению арендных платежей, расходов на транспортные услуги; по поиску сторонних организаций, работающих с меньшими комиссионными сборами за выполненные ими работы того же качества; по снижению расходов на услуги связи.
Для совершенствования маркетинговой деятельности в гостиничном бизнесе в дипломном проекте были предложены следующие мероприятия:
- введение маркетинговой службы как самостоятельного подразделения;
- для сохранения и укрепления позиций гостиницы на рынке услуг, повышения эффективности и конкурентоспособности ее деятельности необходимо проведение рекламной кампании;
- предложено расширить сферу деятельности предприятия путем создания кафе.
- для создания имиджа предприятия необходимо использовать современные технические средства и программные продукты.
Расчет ожидаемого экономического эффекта свидетельствует о целесообразности реализации рекомендуемых предложений на данном предприятии.



