Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние малых форм детского фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Работа №29162

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
773
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1. Теоретическое исследование влияния детского фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста 9
1.1. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста 9
1.2. Развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте 15
1.3. Детский фольклор, возможности его влияния на развитии речи детей
старшего дошкольного возраста 24
2. Экспериментальное исследование влияния детского фольклора на
развитие речи детей старшего дошкольного возраста 35
2.1 Организация и методы исследования 35
2.2. Анализ и обсуждение результатов 36
Вывод 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. В современном обществе у детей стало больше проблем с развитии речи. Специалист в области раннего языкового развития Н. А. Горлова отмечает, что для современных детей дошкольного возраста характерно преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным; повышение тонуса организма, настойчивости, требовательности, чувствительности, эмоциональности, потребности к восприятию информации; возбудимость, гиперактивность, тревожность, агрессивность. Современные дети в развитии мышления и умственных способностей отнюдь не опережают возраст. Более того, в связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку психического и речевого развития. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит), но плохо. Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь». Информированность детей не ведет к увеличению словарного запаса [8].
А ведь речь является одной из центральных психических функций, которая оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка, и способом познания действительности и выполняет функции общения и эмоционального самовыражения.
В дошкольном возрасте дети усваивают родной язык, у них формируются фонетическая, лексическая, грамматическая стороны речи [3]. Усвоение родного языка в дошкольном детстве решает многие задачи дальнейшего обучения и воспитания детей.
В наши дни в условиях реализации ФГОС ДОО остро стоит проблема повышения эффективности воспитания и обучения детей, что в свою очередь ведёт к усовершенствованию данных систем. Как известно, существует огромное количество видов нарушений речи. Они могут проявляться: в темпе речи; в плавности речи; в бедности словарного запаса; в нарушении грамматического строя предложения. Данную проблему принято
рассматривать не односторонне, а через призму психологии и педагогики, а так же сравнительного анализа развития речи [56].
В области психологии, данным вопросом занимались А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Ф.А. Сохин, А.Н. Гвоздев, Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия и другие. В области исследований формирования грамотного строя речи обращены работы таких известных учёных как: М.М. Конина, А.В. Ястребова, В.И. Ядэшко, Г.И. Жаренкова, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, А.Г. Тамбовцева.
Широкая распространенность проблемы речевого развития у детей определяет необходимость поиска новых, наиболее эффективных методик развития речи. В работе логопедов и педагогов дошкольной организации используются такие методы, как сказкотерапия, развитие мелкой моторики, арт-терапевтические методы и другие. Также, еще есть замечательный способ речевого развития - это народное творчество. Поэтому мы решили провести экспериментальное исследование и, определить, как использование малых фольклорных форм влияет на развитие речи детей дошкольного возраста.
Дети дошкольного возраста хорошо воспринимают народный фольклор, так как он ярок и выразителен. Народный фольклор несет в себе эмоциональный заряд, вызывая у детей яркие запоминающиеся эмоции. А это является важным фактором в развивающей работе с детьми, старшего дошкольного возраста. Поэтому в работе воспитателя можно активнее использовать возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование эмоций, воображения и речи.
Русские народные песенки, потешки, прибаутки, загадки развлекают и развивают ребенка, создают у него яркое, радостное настроение. Сказки способствуют развитию психических процессов и эмоций ребенка. Простота и лаконичность народного творчества помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи развития речи у детей. Народный фольклор используется в развитии детей дошкольного возраста, потому что
близок пониманию детей. Фольклорный материал легко запоминается и способствует не только речевому развитию, но и развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка.
Знакомство с произведениями малых фольклорных форм обогащает внутренний мир ребенка, его чувства, формирует отношение к окружающему, а также играет неоценимую роль в развитии речи, психических процессов и всестороннем развитии.
В теории дошкольного воспитания вопросы восприятия фольклора в разных аспектах, в том числе и речевом, рассматривались исследователями и практиками (К.Д.Ушинский, О.И.Капица, Г.С.Виноградов, А.П.Усова, Е.А.Флерина, Г.Гучене, М.Ю.Новицкая, Р.П.Боша, А.Е.Шибицкая, Н.Ф.Самсонюк и другие). Исследователи отмечают большой интерес детей к произведениям устного народного творчества. Определено влияние произведений словесного творчества народа на образность и выразительность речи детей старшего дошкольного возраста (Р.П.Боша, Н.Н.Насруллаева)
Проблемой исследования является недостаток исследований, изучающих влияние малых форм детского фольклора на развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - изучить влияние малых форм детского фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования - развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования - влияние малых форм детского фольклора НА развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста;
- описать развитие речи детей в старшем дошкольном возрасте
- определить особенности детского фольклора, возможности его влияния на развитии речи детей старшего дошкольного возраста.
- организовать и провести экспериментальное исследование влияния детского фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
- проанализировать результаты исследования и рекомендации.
Гипотеза исследования. Предполагается, что развитие речи детей
старшего дошкольного возраста будет эффективным, если в системе развивающего обучения использовать малые фольклорные формы.
Методологический аппарат представлен работами: А.А. Леонтьева, Л.С. Выгодского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, Ф.А. Сохина, А.Н. Гвоздева, Н.И. Жинкина, А.Р. Лурии, М.М. Конина, А.В. Ястребова, В.И. Ядэшко, Г.И. Жаренкова, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, А.Г. Тамбовцева, Г.А. Каше, Н.А. Никишиной, Л.Ф. Спировой, Г.М. Жаренковой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, Р.Е. Левина, М.М. Кольцова, И.В. Вачкова, И.Б. Гриншпуна, Н.С. Пряжникова, В.С. Герасимова, В.Н. Кардашева, И.Н. Кардашева, Н.А. Лизь, В.Я. Лядус, И.М, никольской, Г.Л. Бардиер, Р.В. Овчаровой.
Научная новизна.
- обобщены особенности детского фольклора;
- исследовано и определено влияние детского фольклора на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов:
- теоретический анализ научной (психолого-педагогической,
лингвистической, методической) и учебно-методической литературы;
моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования;
- эмпирические, объединенные в рамках констатирующего,
формирующего и контрольного этапов эксперимента, включали: наблюдение и тестирование;
- статистические методы: методы математической статистики, количественной обработки данных: сравнительный, графический и математический анализ.
Научная новизна проводимого исследования заключается в определении речевого развития дошкольников при использовании малых фольклорных форм на развивающих занятиях, а также дополнении методики работы по развитию речевого развития в целом.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- обоснованы показатели и описана характеристика уровней речевого развития у детей 5 - 6 лет;
- обоснованы педагогические условия развитие речи детей старшего дошкольного возраста при использовании малых фольклорных форм.
Практическая значимость исследования заключается в том, что обоснованные и экспериментальным путем апробированные педагогические условия могут быть использованы в работе воспитателей дошкольных образовательных организаций в ходе развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ «Детский сад №217 комбинированного вида» Московского района г.Казани.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучив научную и методическую литературу по проблеме взаимодействия детского сада и семьи, мы пришли к следующим выводам:
Актуальность данной темы подтверждается следующими положениями ФГОС. Овладение речевой активностью является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Развитие речевой активности решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операционной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность речи мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Первое детское слово - долгожданное событие для родителей. Появляясь на свет, человек еще не умеет говорить. Но со временем ребенок растет, развиваясь не только физически, но и умственно.
Фольклор, как исторически конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые.
Несмотря на яркую национальную окраску фольклорных произведений разных народов России, многие мотивы, образы и даже сюжеты в них сходны.
Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоении им культурных богатств предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира, порожденного возрастными психическими особенностями. Эти особенности, взаимодействие ребенка с окружающим его миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества. Поэтому так богата, своеобразна область народного творчества, связанного с миром детства.
Целью формирующего этапа эксперимента была организация и проведение коррекционно-педагогической работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных форм.
Малые фольклорные формы располагались в порядке возрастающей сложности и с постепенным убыванием наглядности. Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с пространственными представлениями, далее используются фольклорные формы на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрации или аналогии, работа над предложно-падежными конструкциями, для развития у детей понимания и использования активных и пассивных конструкций языка также использовались различные фольклорные формы, работа над пословицами, поговорками, загадки. Большое внимание в ходе коррекционнопедагогической работы уделялось игровым методикам.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов показал, что все дети, принимавшие участие в формирующем эксперименте продемонстрировали положительную динамику при выполнении всех заданий.
1. уровень речевого развития у детей стал значительно выше
2. использование произведений народного фольклора в процессе развития речи значительно расширило понимание данных конструкций, словарь детей, положительно повлияло на весь процесс развития их речи
3. поэтапное, систематически-организованное коррекционное воздействие средствами малых фольклорных форм оказало положительное влияние на понимание и продуцирование детьми логико-грамматических структур языка, а также на уровень сформированности их языкового и когнитивного развития в целом.
Таким образом, проведенное исследование и сделанные выводы доказывают гипотезу: развитие речи детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
- в системе развивающего обучения применять задания, которые направлены на развитие речи детей старшего дошкольного возраста;
- в системе развивающего обучения использовать малые фольклорные формы.



1. Абрамова Г.С. Практическая психология через призму логопедии - М., Академия, 2002.-496 с
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2000. -400с.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева,
В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 160 с.
4. Андреева А.Н. Фольклор детям. Учебное пособие. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2014
5. Аникин В.П. Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор. - М., Учпедгиз, 2007, 240 с.
6. Аполлонова Н.А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание.-1992.-№5-6.-С.5-8.
7. Афанасьев А.Н. «Народные русские сказки». - М, 2014.
8. Ахутина Т. В. «Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса». — М., 2009-215с.;
9. Балакина Т.И. «История русской культуры». - М, 1996.
10. Битковский Ю.В. Организация коррекционной работы в школе. - М.: «Совершенство», 2008. - 298
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М: Просвещение, 2008.
12. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2011. -255с.
13. Бычкова С.А., Чухачева Е.В. Детский фольклор как средство формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(33).
14. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О. С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001. -368с.
15. Вачков В.И. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2008. - 208 с
16. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию коррекционный педагог/ под ред И.Б.Гриншпуна -М.: Изд-во МПСИ, 2007. - 464 с.
17. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2008. - 328с.
18. Вержбицкая Т. Н., Алексина Л. И. Психолингвистика. - Минск: БГПУ, 2007. - 245 с.
19. Виноградов Г.С. Детский фольклор / Публ. А.Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики/отв. реч. А.А. Горелов - Л., 2008.
20. Власенко И. Т. Проблемы изучения познавательной деятельности детей с алалией [Электронный ресурс]. http://texts. news/psihologiya- logopsihologiya/itvlasenko-problemyi-izucheniya-poznavatelnoy-34301. html (дата обращения: 15.12.2017).
21. Волкова Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л.С.Волкова; под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
22. Выготский Л.С. Психология. - М: ЭКСМО-Пресс, 2000.
23. Генералова Н. Русские народные потешки в жизни малышей // Дотттк. воспитание.-1985.-№11.-С.21-24.
24. Гиппенрейтер Ю.Б. Развиваем речь и образное мышление. Пословицы и поговорки / Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Рудаков. - М.: АСТ, 2016. - 96 с.
25. Глухов В. П., Ковшиков В. А. Основы психолингвистики. - М.: АСТ: Аст-рель, 2008. - 351 с.
26. Градова Г. Н. «Стишок повторяй — предлог запоминай» // Логопед в детском саду. — 2006 - № 4 — с.13
27. Давыдова О.И., Федоренко В.И. Колыбельные песни как специфический защитный механизм этноса //Психологопедагогические проблемы современного образования //Сборник научных статей. - Барнаул: БГПУ, 2011. -С.128-133.
28. Детские частушки, шутки, прибаутки. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 2007.
29. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения; под ред. С.Г. Шевченко. - М., АРКТИ, 2011. - 224 с.
ЗО.Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание. -2011 .-№9.-С. 16
31. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М.:
Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2011. - 432 с.
32. Капица О.И. Детский фольклор: песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. - Л., 2008.
33. Клименко Г. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми (подготовительная к школе группа) // Дошк. воспитание. -1983.-№5.-С. 34-35.
34. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб: Детство-Пресс, 2010.
35. Князева О.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.А. Князева. - СПб.: Детство-Пресс, 2010. - 304 с.
36. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст] : [Учеб. пособие для дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб.заведений] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова; Рец. Б.Т. Лихачев, Рец. Е.М. Куделина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2010
37. Криницына Н. Дети любят потешки // Дотттк. воспитание.-1991.-N°11.-С.16-17.
38. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Либроком, 2004. - 216с.
39. Лизь Н.А. Методика преподавания психологии / Н.А.Лизь - Ростов н/Д: Феникс, 2009, - 414с
40. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Л.В. Руссковой. - М: Просвещение, 1986.
41. Лядко П.С. Методика преподавания коррекционной педагогики - СПб: Лидер, 2010. - 200 с.
42. Мацкевич А.Я. Малые формы фольклора - дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост.: В.А. Богуславская, В.Д. Разова. - М.: Просвещение, 2007. -С.46-60.
43. Михайлова Л.И. Основы русской культуры: М, Полит - Издат.2015
44. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2014
45. Никитина Е.А. Использование детского фольклора в логопедической работе как метода коррекции речевых нарушений. - Б, 2010.
46. Орлова Н. Использование пословиц и поговорок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1984.-№4.-С. 8-11.
47.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие / Под общей ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной. М.: АРКТИ, 2002.
48. Поштарева Т. Использование народных сказок в образовательном процессе // Дошкольное воспитание. - 2013. - №5. - С.24
49. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bestreferat.ru/referat-50627.html (дата обращения: 20.04.2018) .
50. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте - М.: ACADEMA, 2002 - 166 с.
51. Синицина Е.И. Игры и упражнения со словом. - М: Юнвес, 2010.
52. Спирова Л. Ф. Принципы построения работы по обучению языку // Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями / под ред. А. А. Алмазовой, В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 2010. - С. 45-52.
53. Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Трофимова Н.Б., Пушкина Т.Ф. Основы специальной педагогики и психологии - СПб.: Питер, 2006 - 304с.
54. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дотттк. воспитание.-1995.- №1.-С.59-66.
55. Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. - 1998.-№9.-С.71-78.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст]. 2013 г.
57. Федорова Г.П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. - СПб: ДетствоПресс, 2010.
58. Фольклор как средство духовного самосохранения русского народа //Интеграция общего и дополнительного образования /Материалы научно-практической конференции. /Сост.: Л.В. Волобуева. Барнаул: Графикс, 2008. -84с.
59. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и ин-теллектуальная деятельность. - М.: МПСИ: Модэк, 2004. - 424 с.
60.Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по
диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичивой - 5-е издание., доп. - М.: АРКТИ, 2010. - 250 с.
61.Эльконин Д. Б. «Развитие речи в дошкольном возрасте».- М., 2008-116


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ