Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития внимания у младших школьников во внеурочное время при проведении экскурсий 8
1.1 Особенности развития внимания у младших школьников 8
1.2 Особенности проведения экскурсий во внеурочное время 20
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию внимания у младших школьников во внеурочное время при проведении экскурсий 31
2.1 Педагогические условия развития внимания младшего школьника 31
2.2 Результаты опытно - экспериментальной работы 36
Выводы по второй главе 57
Заключение 58
Библиография 60
Приложения
Во время бодрствования человек постоянно что-то слышит, видит, чувствует, о чем-то думает или с кем-то говорит, что-то делает. Сознание не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все, что воздействует на человека. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то - весьма смутно, а многое вообще не замечается. Любая деятельность человека требует выделение объекта и сосредоточенности на нём. Внимание всегда есть выделение чего-то и сосредоточенность на этом.
Внимание не является самостоятельной психической функцией, его не наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимой компонент во все виды психических процессов. Внимание - это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся,
рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе. Таким образом, внимание - это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.
Внимание - необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.
У школьника, как бы талантлив или способен он ни был, всегда будут пробелы в знаниях, если внимание его недостаточно развито, и он часто бывает невнимательным или рассеянным на занятиях.
Когда ученик внимателен, то создаются наилучшие условия для продуктивной учебной работы, для активного мышления. Внимание в значительной мере определяет ход и результаты учебной работы школьника. Оно содействует быстрейшему включению ученика в познавательную деятельность, создает предварительную готовность к предстоящей работе. Главная цель воспитательной деятельности состоит в том, чтобы сделать воспитанника внимательным к серьёзным и нравственным интересам жизни. Всё развитие человека, умственное и нравственное, выражается в направлении его внимания. Внимание развивается постепенно и на определённом уровне своего развития становится свойством личности, его постоянной особенностью, которая называется внимательностью. Внимательный человек - это человек наблюдательный, он достаточно полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекает успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности. Внимательность человека проявляется не только в познании мира и осуществлении деятельности, но и в отношениях с другими людьми. Чуткость, отзывчивость, понимание переживаний другого человека, способность уловить малейшие нюансы его чувств отличают внимательного к людям человека и свидетельствуют о достаточно высоком развитии личности.
Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребёнка. Наиболее эффективными средствами комплексного воздействия на формирование личности ребёнка являются экскурсии, прогулки, знакомства с памятными местами и т. д.
Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.
Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению детей, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии проводятся вне школьного учреждения, это своего рода занятие под открытым небом.
Содержание экскурсионной работы школьников, как и сам характер экскурсии, претерпело длительную эволюцию. Вместе с тем идея изучения окружающего мира путем организованных наблюдений в природе принадлежит Я.А.Коменскому. К.Д. Ушинский, А.Я.Герд, Д.Д.Кайгородов, Н.Х.Вессель и другие также считали экскурсию отправной точкой изучения живой и неживой природы. Впервые экскурсия как форма организации обучения детей была введена в виде «прогулок в природу» указами 1786,1804 гг. В начале 20 века в помощь школе по проведению экскурсионно-краеведческой работы создавались специальные биостанции ( Б.Е. Райковым в Ленинграде, К.А. Тимерязовым в Сокольниках и др.) . В современной науке , в сфере экскурсионной работы, свои исследования проводят В.П.Герасимов, И.Д.Зверев, З.А.Клепинина., Н. М. Верзилин.
Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязи в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей.
Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания.
Исходя из актуальности исследуемой проблемы, мы сформулировали тему нашего исследования: «Развитие внимания у младших школьников при проведении экскурсий во внеурочное время».
В связи с вышеизложенным, цель нашего исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать методические рекомендации по развитию внимания младшего школьника.
Проблема: Каковы педагогические условия развития внимания младших школьников при проведении экскурсий во внеурочное время.
Объект: Развитие внимания младшего школьника.
Предмет: Проведение экскурсий во внеурочное время.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой проведение экскурсий во внеурочное время будет способствовать развитию внимания младшего школьника, если:
- будут использоваться методы наблюдения; устанавливать причинно-следственные связи в процессе экскурсии.
В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования решались следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
2. Раскрыть особенности развития внимания младшего школьника.
3. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий.
4. Организовать и провести опытно - экспериментальную работу.
5. Описать методические рекомендации.
Методы педагогического исследования: анализ, синтез, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение учебной и нормативно - правовой документации, эксперимент.
Исследование проводилось в три этапа:
Первый этап: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития внимания младших школьников при проведении экскурсий во внеурочное время. Изучалось и анализировалось содержание учебников и учебных пособий по естествознанию с целью определения возможностей использования различных методов и форм организации учебного процесса для развития внимания младшего школьника. Был определен предмет исследования ,сформулирована гипотеза, разработана программа исследования.
Второй этап: разработка диагностических заданий и проведение начального этапа исследования ,разработка комплекса тестовых заданий, направленных на развитие внимания младших школьников и реализацию его в педагогической практике.
Третий этап: проведение диагностического исследования на заключительном этапе. Анализ динамики уровня развития внимания младших школьников при проведении экскурсий во внеурочное время.
Экспериментальная база исследования - МБОУ «Суксинская ООШ», 2 класс в количестве 16 человек .
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографии и приложения
Возраст от 6 до 11 лет является чрезвычайно важным для психического и социального развития ребенка. Во-первых, кардинально изменяется его социальный статус - он становится школьником, что приводит к перестройке всей системы жизненных отношений ребенка. У него появляются обязанности, которых ранее не было и которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими его сверстниками. Возрастная особенность внимания младших школьников - сравнительная слабость произвольного внимания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием общественно-значимых мотивов учения, ростом осознания своей ответственности за успех учебной деятельности. Внимание младших школьников неустойчивое, отличается частым и непроизвольным перемещением с одного объекта на другой. Возрастной особенностью внимания у младшего школьника является его сравнительно небольшая устойчивость, неумение длительно сосредотачиваться на работе, особенно на однообразной и неинтересной, отвлечение внимания.
Все виды экскурсий, кроме всех перечисленных значений, развивают внимание учащихся, т. к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком - то определённом объекте или явлении. Т. е. нашей задачей при проведении экскурсий с первоклассниками является направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте.
Любовь к природе, эстетические чувства, большой интерес к тому, что нас окружает - воспитываются у учащихся именно на экскурсиях.
Экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью школьной работы.
Развитию наблюдательности школьников чрезвычайно способствует правильная организация их наблюдений за погодой, природой, развитием растений, поведением животных. При проведении экскурсий, туристических походов, посещении музеев и выставок следует побуждать школьников обращать внимание на характерные детали и различные особенности предметов и явлений, сопоставлять и сравнивать их, усматривать их различие и сходство, замечать их связи и отношения.
Научить младшего школьника проводить наблюдения в окружающем мире - процесс сложный, требующий тщательной подготовки как от учителя (выбор объекта, постановка цели, планирование, руководство), так и от учащихся (осознание цели, психологическая готовность к работе, аккуратность в выполнении задания).
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и слышал. Человек с большим объёмом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объём внимания во многом зависит от знания объектов и их связей друг с другом.
Устойчивость внимания у разных людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения, сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей мере. Но устойчивость внимания может колебаться у одного и того же человека. Это зависит от осознания цели деятельности и её значимости, от отношения к выполняемой работе.
Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот.
1. Амонашвили Ш.А. // «Игра в учебно-познавательной деятельности младшего школьника. Перспективы. Вопросы образования.». - 1987 г.- №1 Стр. 19.
2. Амонашвили Ш. А. // Ежемесячный научно - методический и психолого -
педагогический журнал «Начальная школа» №4 2005. - Министерство образования РФ, Московский психолого-социальный институт ООО «Баласс». Стр. 35.
3. Анисимова Е. Н. // «Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других» - М.: АСТ - ПРЕСС, 2000. 376 с.: ил. («Педагогика, психология, медицина»).
4. Баунова Н.А. // Ежемесячный научно-методический и психолого
педагогический журнал «Начальная школа» № 10 1991. - Министерство образования РФ, Московский психолого-социальный институт ООО «Баланс». Стр.35
5. Богданова Т. Г. // «Диагностика познавательной сферы ребёнка». - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - Стр. 20 -23.
6. Вахрушев А. А. // «Методические рекомендации по проведению уроков окружающего мира в 1 классе» - М.: «Зелёная планета», 2001. 148с. - Стр. 120-121.
7. Виноградова Нина Фёдоровна // «Окружающий мир в начальной школе» - 2 часть. - М.: «Премьера», ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - Стр. 104 -110.
8. Виноградова Нина Фёдоровна // «Окружающий мир». Методические беседы в 1 -2 классе. - М.: «Премьера», ООО « Фирма «Издательство АСТ», 1998. - Стр. 48-51.
9. Виноградова Наталья Сергеевна // Научно - методический журнал «Начальное образование» №2 2006 г. (13) ЗАО Издательство «Русский журнал». Стр. 44
10. Гальперин П.Я. . // Психология как объективная наука. - м.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж;
Издательство НПО «МОДЭК», 2003 - стр.480
11. Герасимова И. А. // Научно - методический журнал «Дошкольное воспитание» №8, 2005 ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». Стр. 58
12. Голованова Н. Л. // «Общая педагогика» - М.: «Учитель» - СПб, 2005. - С. 219
13 . Горбунова Т. В., Гордиенко Н. С. // «Школьный философский словарь». - М.: Русский язык, 1996. -Стр. 207
14. Губский Е. Ф. // «Философский энциклопедический словарь». - М.: «Родное слово», 1996. - Стр. 35
15. Давыдов В. В. // «Психическое развитие младших школьников: Экспериментальное психологическое исследование» - М.: 2 «Педагогика», 1999. - 160 с.: ил. - Стр. 52-53.
16. Даль В. И. // «Толковый словарь русского языка». - М.: «Родное слово», 1997. - Стр. 341
17. Дубровина И. В. // «Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений - М.,: Издательский центр «Академия», 1998. - 320 с. Стр. 64 -70
18. Дубровина И. В. // «Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений» - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
19. Евгеньева А. П. // «Словарь русского языка».- М.: «Родное слово», 1999. - Стр. 90.
20. Ефимова Н. С. // «Основы общей психологии: учебник. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФА - М, 2007. - 288 с.: ил. - (Профессиональное образование).
21. Завязкин О. В. // «Играя, развиваем логику: сопоставляем и
анализируем». - Москва: ЗАО «БАО - ПРЕСС», 2005. -16с.
22. Каратова О.Н. // «Справочник психолога начальной школы/ - Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. -442, (1) с.: ил. - (Справочник).
23. Козина Е.Ф. . // «Методика преподавания естествознания: Учеб.Пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. - М., «Академия», 2004. - 496 стр.
24. Кохановский В.В. // «Современная философия: словарь и хрестоматия». - М.: «Родное слово», 2000. - Стр. 24
25. Крутецкий В. А. // «Психология». - М.: Издательский центр «Академия», 1988. - Стр. 72 - 85.
26. Люблинская А. А. // «Учителю о психологии младшего школьника». Пособие для учителя. - М., «Просвещение», 2000. Стр. 114-121
27. Лучич М.В. . // «Детям о природе», М., 1989. Стр 34-36
28. Макова Н. Н. // Методическая газета для учителей «Здоровье детей»; 2007, №4. издательский дом «Первое сентября».
29. Мещеряков Б. Г. // «Большой психологический словарь».- М.: «Родное слово», 1990. 700 стр. - Стр. 49
30. Мухина В. С. // «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. - 5 - е издание, стереотип. - М.,: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с. Стр. 251 - 269.
31. Научно - методический журнал «Начальное образование» под редакцией Н. Виноградовой; №2 за 2004 год. Стр. 16-18
32. Научно - методический журнал «Дошкольное воспитание» под редакцией В. М. Кузина; №4 за 2006 год. Стр. 30 -31
33. Научно - методический журнал «Начальная школа» под редакцией В.Г. Горецкого. - М.: «Альфа», 2006. 340 стр. Стр. 54-58.
34. Непомнящая Н. И. // «Становление личности ребёнка 6-7 лет/ Научноисследовательский институт общей и педагогической психологии. - М.: «Педагогика», 1997.- 160 с.
35. Обухова Л. Ф. // «Возрастная психология. Учебное пособие». - М.: «Педагогическое общество России», 2000 - 448 с.
36. Олесюк Любовь Никитична // «Учите детей любить прекрасное». - М.: «Просвещение», 1996.- Стр.34-36
37. Петросова Р. А. // «Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе». - М.: «Просвещение», Москва, 1998. Стр.77- 82
38. Петухов П. А. «Заочная экскурсия по родному городу» - М.: «Начальная школа плюс». - 2005. №8 - с. 25
39. Подласый И. П. // Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. учеб. Заведений. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. - 432 с.: ил.- ISBN
40. Реан А. А. // Научно - методическое пособие «От рождения до смерти».- М.: «Альфа», 2003. - 882 с.: Стр. 345- 357
41. Ривес - Коробков Ю. Е. // Научно - теоретический, методический и организационно- педагогический журнал «Школа и производство». Изд. дом «Школа - ПРЕСС 1» №7 2003. Стр. 12.
42. Рогов Е. И. // «Настольная книга практического психолога». Изд. дом «ШКОЛА - ПРЕСС 1», 2004. Стр. 65-66
43. Силаев А. В. // «Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах». - М: «Россия», 2003. - с. 255
44. Сластёнин В. А. // «Педагогика»: Учеб. для студентов пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с. Стр. 167-170
45. Смирнов С. А. // «Педагогика: педагогические теории, системы, технологии» - М.: Издательский центр «Академия», 1998. -512 с. Стр. 398399
46. Смирнов В. Ф. // Журнал для родителей «Семья и школа» 10*87. - М.: Издательство «Педагогика», «Семья и школа». 2003.
47. Соловейчик М. А. // Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа» №10 (16-31) май 2007. Издательский дом «Первое сентября» . Стр. 39.
48. Тюмасёва З. И. // «Экологическое строительство детской души». - М.: Издательский центр «Просвещение», 1997. - Стр.87-88
49. Фролов И. Т. // «Философский словарь». - М.: Издательский центр «Родное слово», 1995. - Стр. 43
50. Чередов Иван Михеевич // «Формы учебной работы в средней школе». - М.: Издательский центр «Альфа», 1997. - Стр. 95-98
51. Черемошкина Л. В. // «Развитие внимания детей». - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - Стр. 100-105
52. Чернавин Н. С. // «Словарь- справочник по обществоведению». - М.: Издательский центр «Родное слово», 1996. - Стр. 14.
53. Шапкина Л. В. // Методическое пособие «В помощь учителю» «МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК». - М.: АРТ - ПРЕСС», СПб, 2006. - Стр. 10.
54. Янова М. П. // «Как научить ребёнка жить в гармонии с природой». - М.: «Глобус». 2-е. изд., 2001, с. 213-214