Актуальность исследования. Создание современной индустрии
образования – важнейшая задача, стоящая перед государством, обществом,
высшей школой. Проблема подготовки специалистов требует кардинально
новой научно-педагогической основы, чем и определяется ее актуальность и
необходимость.
Реализация принципов и задач высшей школы предполагает не только
изменение содержания, форм и методов учебной деятельности студентов, но и
не менее радикальное преобразование деятельности преподавателя, пересмотра
традиционных подходов, существующих в педагогическом процессе.
В последние годы многие ученые (С.П.Арсенова, Е.В.Бондаревская,
В.И.Горовая, Е.А.Климов, А.Ю.Козырева, Т.В.Орлова, Л.О.Романова,
Н.М.Яковлева и др.) указывают в своих работах на острую потребность в
педагоге нового типа, способном работать в новых социальных условиях,
нетрадиционно подходить к решению различных педагогических ситуаций,
создавать авторские технологии обучения.
К настоящему времени в рамках естественных наук, изучающих
нелинейные, неравновесные процессы, зародилось новое научное направление,
получившее название синергетики.
Изучению вопросов, связанных с синергетикой (теорией
самоорганизации), посвящены работы В.А.Аршинова, Ю.А.Данилова,
Б.Б.Кадомцева, С.П.Капицы, Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмова, А.Ю.Лоскутова,
А.П.Назаретяна, Дж.Николис, И.Пригожина, И.Стенгерс, Г.Хакена и др.
В их трудах проводится мысль, что в мире нет абсолютной
бесструктурности и абсолютного беспорядка; хаос становится предметом науки.
Кроме того, и хаос, и случайность, и дезорганизация могут быть не только
разрушительными, но и в определенных обстоятельствах несут в себе
созидательное и конструктивистское начало.
Концептуально-методологическая новизна идей самоорганизации связана
с признанием способности различных систем к саморазвитию не только за счет4
притока энергии, информации, вещества извне, но и за счет использования их
внутренних возможностей.
Как показали выполненные исследования, синергетическая концепция
может способствовать глубокому познанию таких сложных, нелинейных,
открытых систем, как общество, различных его подсистем, в том числе и
образования.
В настоящее время итогом продвижения синергетики в сферу образования
стали идеи, отправной точкой которых является синергетичность процесса
образования, а под педагогической синергетикой понимается только
становящаяся на прочную позицию область педагогического знания,
мировоззрение которой отражено в теории, принципах и закономерностях
самоорганизации педагогических систем.
Отдельные аспекты теории самоорганизации с педагогической точки
зрения нашли отражение в работах В.А.Аршинова, М.В.Богуславского,
В.Г.Буданова, В.Г.Виненко, А.А.Ворожбитовой, Л.Я.Зориной, В.А.Игнатовой,
С.П.Капицы, Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмова, Г.Г.Малинецкого, В.В.Маткина,
А.П.Назаретяна, Л.И.Новиковой, Е.Г.Пугачевой, Н.М.Таланчука,
Д.И.Трубецкова, О.Н.Федоровой, С.С.Шевелевой, Ю.В.Шаронина и др.
Проблеме использования синергетического подхода в педагогике
посвящены и некоторые диссертационные исследования (А.И.Бочкарев,
В.Т.Виненко, В.В.Маткин, А.А.Мелентьева, Г.А.Сумина, Л.В.Сурчалова,
Ю.В.Талагаев и др.).
В своем исследовании мы также опирались на идеи методологии
синергетики, отраженные в публикациях В.И.Андреева, Л.Я.Зориной,
Н.М.Таланчука, В.И.Редюхина и др. В них заложены основы «синергетики
образования» (Г.Шеффер), вскрываются синергетические закономерности
образовательной деятельности, показано, что синергетический подход
основывается на доминировании в образовательной деятельности
самообразования, самоорганизации, самоуправления и заключается в
стимулирующем или побуждающем воздействии на субъекта с целью его5
самораскрытия и самосовершенствования в процессе сотрудничества с другими
людьми и с самим собой.
Несмотря на то, что вопросам синергетики посвящено немало работ, такие
понятия, как «педагогическая синергетика», «синергетический подход», еще не
получили однозначного толкования в педагогике и находятся лишь в стадии
разработки.
Кроме того, до сих пор остаются мало исследованными возможности
изменения системных свойств личностной сферы обучаемого с помощью
синергетического подхода к педагогической деятельности, повышения
восприимчивости педагога к новациям, предоставления ему возможностей
активного целенаправленного и свободного использования информации,
актуализации внутренних сил и мотивов, направленных на свое развитие и др.
Проблема актуализируется также накопившимися в образовательной
практике противоречиями:
- между необходимостью реализации синергетического подхода в
деятельности преподавателя и недостаточной разработанностью в педагогике
исходных концептуальных основ педагогической синергетики;
- между традиционным линейным мышлением и нелинейным
вероятностным мышлением;
- между декларацией личностно-ориентированного обучения и
отсутствием эффективных технологий его реализации;
- между системой образования, выстроенной в соответствии с идеалами и
нормами классической науки, и открытой моделью образования, содержание
которой должно быть многообразно и вариативно;
- между интеграцией и дифференциацией различных способов освоения
человеком мира;
- между несоответствием форм и методов организации учебновоспитательного процесса и учебными возможностями и потребностями
обучающихся и др.6
Таким образом, недостаточная разработанность проблемы педагогической
синергетики, синергетического подхода к организации деятельности
преподавателя, ее теоретическая и практическая значимость, а также наличие
научно-методических предпосылок для ее решения определили выбор темы
нашего исследования, проблема которого сформулирована следующим
образом: какова совокупность факторов и педагогических условий, которые
обеспечивают реализацию синергетического подхода в деятельности
преподавателя высшей школы?
Решение данной проблемы составило цель исследования: теоретически
обосновать, разработать и экспериментально проверить модель деятельности
преподавателя высшей школы на основе педагогической синергетики.
Объект исследования – педагогическая деятельность преподавателя
высшей школы.
Предмет исследования – совокупность факторов и педагогических
условий, которые обеспечивают реализацию синергетического подхода в
деятельности преподавателя высшей школы.
Гипотеза исследования строилась на предположении, что
синергетический подход может быть реализован в деятельности преподавателя
высшей школы, если:
- четко описаны основные понятия синергетики с точки зрения
педагогики;
- определена сущность педагогической деятельности на основе
синергетического подхода;
- выявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих
реализацию синергетического подхода в деятельности преподавателя вуза;
- выделены критерии оптимизации деятельности вузовского преподавателя
на основе педагогической синергетики.
Задачи исследования. В соответствии с проблемой, целью, объектом,
предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:7
1. Провести теоретико-методологический анализ традиционного и
синергетического подходов к исследованию деятельности преподавателя вуза.
2. Определить возможности и условия реализации синергетического
подхода в педагогической деятельности преподавателя высшей школы.
3. Разработать и обосновать теоретическую модель деятельности
преподавателя на основе синергетического подхода.
4. Осуществить экспериментальную проверку разработанной модели и
установить степень ее эффективности.
5. Опираясь на результаты исследования, сформулировать критерии
оптимизации деятельности вузовского преподавателя на основе педагогической
синергетики.
Методологическая и теоретическая основа исследования.
Методологической базой исследования явились философские,
методологические, социальные и психолого-педагогические труды, в которых
представлены: трактовка синергетического подхода, основанного на идеях
системности, целостности восприятия мира, нелинейности, глубинной
взаимосвязи хаоса и порядка, случайности и необходимости; гуманистические
идеи адаптации системы образования к индивидуальным особенностям
обучающихся и к социокультурным изменениям среды; концепции
самоактуализации, саморазвития и самовыражения личности в процессе
профессиональной деятельности; принципы взаимосвязи теории и практики;
общая теория профессиональной деятельности.
Теоретической базой исследования явились: теория синергетики
(В.А.Аршинов, Ю.А.Данилов, С.П.Капица, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов,
А.Ю.Лоскутов, А.П.Назаретян, Дж.Николис, И.Пригожин, И.Стенгерс, Г.Хакен
и др.), самоорганизации (А.А.Митькин, Г.И.Рузавин, А.С.Щербаков и др.),
синергетического подхода в исследовании социальных явлений (В.И.Андреев,
В.И.Аршинов, В.П.Бранский, В.Г.Буданов, В.В.Василькова, В.Э.Войцехович,
Е.Н.Князева, Ю.Л.Климонтович, С.П.Курдюмов, Г.Г.Малинецкий,
А.Н.Назаретян, И.Б.Сенновский, П.И.Третьяков и др.), профессиональной8
деятельности (М.С.Каган, Е.А.Климов, А.В.Краевский, Т.В.Кудрявцев,
Н.Ф.Талызина, Е.Н.Шиянов и др.), структуры педагогической деятельности
(О.А.Абдуллина, Ю.П.Азаров, С.И.Архангельский, В.И.Гинецинский,
Ф.Н.Гоноболин, В.И.Горовая, Н.В.Кузьмина, А.И.Пискунов, К.К.Платонов,
В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, Н.Д.Хмель, А.И.Щербаков и др.).
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ философской, социологической, психологопедагогической, методической, специальной литературы по исследуемой
проблеме; концептуальный анализ выполненных ранее диссертационных работ
в области синергетики.
2. Диагностические – интервьюирование, анкетирование, тестирование.
3. Экспериментальные – использование аналогий, моделирование,
организация и анализ опытно-экспериментальной работы.
4. Статистическая обработка экспериментальных данных, их
систематический и качественный анализ, графическая интерпретация.
Организация исследования. Исследование проводилось в несколько
этапов.
На первом этапе (поисково-подготовительном, 2000-2001 гг.) проводился
теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме; определялись
проблема исследования, его объект, предмет, задачи, гипотеза; разрабатывалась
методология и методики опытно-экспериментальной работы. Особое внимание
было уделено анализу возможностей реализации синергетического подхода в
деятельности преподавателя вуза.
На втором этапе (экспериментальном, 2001-2002 гг.) разрабатывалась
модель конструктивно-проективной деятельности преподавателя вуза на основе
синергетического подхода. Экспериментально проверялась эффективность
предложенной модели посредством формирующего и контрольного
экспериментов.
На третьем этапе (обобщающем, 2002-2003 гг.) был осуществлен анализ
и обобщение результатов исследования. Уточнены теоретические положения9
диссертационного исследования, проведена коррекция выводов, полученных на
первом и втором этапах исследования, систематизированы и обработаны
экспериментальные данные, оформлялась рукопись диссертации.
Научная новизна исследования:
- раскрыта сущностная характеристика понятий «педагогическая
синергетика», «синергетический подход»;
- разработаны критерии оптимизации деятельности преподавателя вуза на
основе синергетического подхода.
Теоретическая значимость исследования:
- теоретически обоснованы возможности и условия реализации
синергетического подхода в деятельности преподавателя высшей школы;
- предложена модель педагогической деятельности на основе
синергетического подхода.
Практическая значимость исследования. Совокупность теоретических
положений и выводов, содержащихся в диссертации, позволяют существенно
повысить эффективность педагогической деятельности, разнообразить формы и
методы педагогической работы на основе синергетического подхода;
представленный в исследовании материал призван способствовать повышению
качества подготовки специалиста в вузе на основе учебно-методических
пособий для студентов и преподавателей.
Достоверность полученных результатов исследования обеспечена
методологической обоснованностью базовых теоретических позиций, логикой
исследования и проектирования учебной деятельности, адекватностью
выбранных методов исследования поставленным целям и задачам,
репрезентативностью методики исследования, сочетанием качественного и
количественного анализа полученных данных, применением на практике
результатов исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Синергетический подход позволяет обеспечить инновационный подход
к обучению, полноту и высокое качество предметных знаний,10
профессиональное становление и профессиональную адаптацию будущего
специалиста через различные учебные дисциплины с учетом их
междисциплинарных связей.
2. Реализация синергетического подхода в деятельности преподавателя
проявляется в обновлении содержания, методов и форм обучения с учетом
таких факторов, как открытость, самоорганизация, саморазвитие, креативность
и нелинейность мышления, управление и самоуправление и др.
3. Условия реализации синергетического подхода в педагогической
деятельности, включающие в себя: взаимодействие и взаимообмен педагога с
окружающей средой; активность, характеризующуюся проявлением
инициативы у преподавателей, стремлением к самосовершенствованию,
самореализации, повышению эффективности педагогического процесса;
свобода выбора; изменение отношений в педагогической системе между
преподавателем и студентом, которые могут развиваться только в системе
диалога и сотрудничества; ориентация педагога на цели саморазвития, развития
личности студента, формирование его ценностных ориентаций и др.
4. Теоретическая модель конструктивно-проективной деятельности
преподавателя вуза на основе синергетического подхода, включающая в себя
основные компоненты: принципы – цели – содержание – методы – формы –
средства. В качестве основы модели были избраны принципы синергетики:
гомеостатичности, иерархичности, нелинейности, неустойчивости,
незамкнутости, динамической иерархичности, наблюдаемости,
самоактуализации.
5. Основным критерием эффективности деятельности преподавателя вуза
на основе синергетического подхода является продвижение преподавателя на
более высокий уровень своей деятельности, характеризующийся как высокий
уровень активности и самоорганизации.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные
результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях
кафедры педагогики и психологии высшей школы и профильных кафедр11
физико-математического факультета Ставропольского государственного
университета; докладывались на 45 научно-методической конференции
«Университетская наука – региону» (Ставрополь, 2000) и региональной научнометодической конференции «Современные проблемы образования: опыт и
перспективы» (Ставрополь, 2000); на III международной научно-методической
конференции «Проектирование инновационных процессов в социокультурной и
образовательной сферах» (Сочи, 2000); на Всероссийской научно-практической
конференции «Проблемы модернизации образования: региональный аспект»
(Пенза, 2002); на VI и VII Международных научно-методических конференциях
«Университетское образование» (Пенза, 2002, 2003).
Исследование проблемы педагогической синергетики и синергетического
подхода в деятельности преподавателя высшей школы включало несколько
аспектов: анализ понятийного аппарата проблемы исследования, определение
сущности и особенностей синергетического подхода к педагогической
деятельности, разработку модели конструктивно-педагогической деятельности
на основе синергетического подхода.
Ситуация, сложившаяся в отечественном образовании и педагогической
науке полностью описывается терминами синергетики. Она имеет
бифуркационные (критические) точки разрушения старых структур и
возникновения веера возможностей для перехода системы в новое качество, ее
вероятностное развитие может быть представлено диссипативными
структурами как образованиями более высокой сложности, нежели
разрушаемые предыдущие; она обладает свойствами нелинейности, т.е.
многовариантностью и непредсказуемостью перехода системы из одного
состояния в другое; она неустойчива и сильно неравновесна, флуктуативна,
открыта для развития и т.д.
На основе анализа имеющихся в педагогической науке взглядов на
перспективы использования синергетического подхода в исследовании
педагогических систем был сделан вывод о том, что роль этого подхода в
методологии педагогики в значительной степени еще не проявлена и потому не
получила достаточного отражения в содержании образования педагога.
Достаточно сказать, что оценка возможностей синергетического подхода
варьирует от признания стратегической значимости этого подхода до
ограничения сферы его применения педагогическими проблемами тактического
уровня. Очевидно, что эта ситуация, складывающаяся в педагогической теории,
не может считаться приемлемой, если иметь в виду определяющее значение156
идей синергетики в формировании представлений о целях, объектах, методах и
средствах познания на современном постнеклассическом этапе развития науки.
Изменение педагогического процесса в вузе обусловлено глобальными
тенденциями, протекающими в современном мире целом. Система образования,
выстроенная в соответствии с идеалом и нормами классической науки,
функционирует как закрытая, что лишает ее способности к саморазвитию. Такая
модель образования исчерпала себя. Формирование современной концепции
образования связано с теми значительными изменениями, которые произошли в
наших представлениях о природе, процессах познания и развития человека за
последние годы. В своем исследовании мы определили, насколько система
образования может рассматриваться как синергетическая: т.е. изучаться с
позиции методологии синергетики – как открытая, самоорганизующаяся,
нелинейная система.
Подробный анализ условий реализации синергетического подхода в
педагогической деятельности показал, что дальнейшее развитие современной
высшей школы зависит от роста профессиональной активности,
профессионального мастерства преподавателя. Таким образом, становится
очевидным, насколько в современных условиях возрастает роль преподавателя в
образовательном процессе.
В результате исследования разработана модель конструктивнопроективной деятельности преподавателя высшей школы, построенная на
основе принципов синергетики. Основные компоненты предложенной модели
рассматривались нами в соответствии с основными положениями синергетики:
открытости, неравновесности и нелинейности.
Применение принципов синергетики к деятельности преподавателя
позволит сделать педагогическую деятельность:
• рефлексивной;
• стимулирующей саморазвитие образовательной системы,
возникновение новых видов образовательной и управленческой деятельности;157
• проектной, т.е. определяющей набор возможных будущих состояний
образовательной системы.
В свете синергетического подхода нами выделены следующие основные
требования к образованию личности:
- образование может считаться фундаментальным, если будет
представлять собой процесс нелинейного взаимодействия человека с
интеллектуальной средой, при котором личность воспринимает ее для
обогащения собственного внутреннего мира и, благодаря этому, созревает для
умножения потенциала самой среды;
- процесс образования должен быть открытой системой (состоять из
подсистем, между которыми происходит постоянный обмен информацией;
является подсистемой системы более высокого порядка и обменивается
информацией с другими ее подсистемами);
- в образовании должен быть обеспечен переход от управления к
самоуправлению, от развития под влиянием внешних факторов к саморазвитию
под влиянием внутренних факторов.
Представляется, что данным исследованием не исчерпывается решение
всех вопросов, связанных с применением синергетического подхода к
педагогической деятельности. Проблематика, содержание, методы
исследований и результаты, относимые к синергетике, характеризуются
неоднозначными оценками и неопределенностью. Вместе с тем, синергетика как
научное направление исследований является востребованной обществом.
Контекст синергетики дает возможность плодотворно взаимодействовать
ученым разных специализаций на языке системного осмысления и поиска новых
решений.15
Абдуллина О.А. Анализ уровня подготовки учителей и студентов и
задачи ее совершенствования // Советская педагогика. – 1979. - №9. –
С.267.
2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе
высшего педагогического образования.– М.: Просвещение,1984. – 207с.
3. Абдуллина О.А. Личность студента в процессе профессиональной
подготовки // Высшее образование в России. – 1993. - №3. – С.165-170.
4. Абросимов В.Н. Профессиональные качества преподавателя // Стандарты
и мониторинг в образовании. – 2001. - №6. – С.61-64.
5. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань: Изд-во
Казанского ун-та, 1996. – 568с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой
личности. - Казань.- 1998.
7. Аршинов В.И., Свирский Я.И. Философия самоорганизации. Новые
горизонты // Общественные науки и современность. – 1993. - №3. – С.59.
8. Аршинов В.И. Синергетическое познание в контексте проблемы единства
двух культур // Высшее образование в России. – 1994.- №4.- С.13-16.
9. Аршинов В.И., Войцехович В.Э. Синергетическое знание: между сетью и
принципами // Синергетическая парадигма: многообразие поисков и
подходов: Сб. статей. – М.: Прогресс-Традиция. - 2000. – С.107-120.
10. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его
закономерные основы и методы. – М.: Высшая школа, 1980. – 368с.
11. Астафьева О.Н., Делокаров К. Теория самоорганизации и образование.
По материалам научно-методической конференции «Синергетика и
учебный процесс» // Лицейское и гимназическое образование.- 2000. -
№3. – С.92-96.
12. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию
социокультурных процессов: возможности и пределы: Монография. – М.:
Издательство МГИДА, 2002. – 295с.
13. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие
для инженерно-педагогических институтов и индустриальнопедагогических техникумов. – Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга»,
1996.- 334с.
14. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления. –
Екатеринбург: Альтернативная педагогика, 1996. – 94с.
15. Беляева Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и
философии // Понятийный аппарат педагогики и образования. – Вып. 1. –
Екатеринбург, 1995. – С.36.
16. Берулава М.Н. Состояние и перспективы гуманизации образования //
Педагогика. – 1999. - №1. - С.9-11.159
17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989. –
190с.
18. Богуславский М.В. Синергетика и педагогика // Магистр. – 1995. - №2. –
С.89-95.
19. Богуславский М.В. Страсти по синергетике // Мир образования. – 1999. -
№5. – С. 17-21.
20. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред.
С.А. Кузнецов. – СПб.: «Норинт», 1998.- 1536 с.
21. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. Т.2. – М.: Сов.
энциклопедия, 1991. – 351с.
22. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в
гуманистических теориях и системах вопитания. Учеб. пособие. – Ростов
н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560с.
23. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – СПб.:
Питер, 2001.- 304с.
24. Бордовский Г.А., Горлицкая С.И., Извозчиков В.А. Теоретические
предпосылки использования метода проектов для формирования
инфоноосферы учащихся и становление педагогики креативной
ориентации // Информационные технологии в системе непрерывного
педагогического образования (Проблемы методологии и теории):
Моногр. – СПб.: Образование, 1996.
25. Бочкарев А.И. Проектирование синергетической среды в образовании:
Автореф. … д-ра пед. наук. – М., 2000. – 52с.
26. Бранский В.П. Теоретические основания социальной синергетики // СПб:
Петербургская социалогия. – 1997. - №1.
27. Буданов В.Г. Концепция естественнонаучного образования
гуманитариев: эволюционно-синергетический подход // Высшее
образование в России. – 1994.- №4.- С.16-21.
28. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы
синергетики // Синергетическая парадигма: Многообразие поисков и
подходов. Сб. ст. / Отв. ред. В.И. Аршинов и др. - М.: ПрогрессТрадиция, 2000. – С.285-304.
29. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М.: Мысль, 1978. – 216 с.
30. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем:
(Синергетика и теория социальной самоорганизации). - СПб.: Изд-во
«Лань», 1999. – 480 с.
31. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие / А.С.Роботова,
Т.В.Леонтьева, И.Г.Шапошникова и др. – М.: Издательский центр
«Академия», 2000. – 208 с.
32. Весна М.А. Педагогическая синергетика: Монография. – Курган: Изд-во
КГУ, 2001. – 405с.
33. Виненко В.Г. Идеи синергетики в системе экологических представлений
школьника // Между школой и университетом. Тез. докл. 2-й Межд.
конф. по экологическому образованию. – Тула, 1996. – С.51-53.160
34. Виненко В.Г. Синергетика в школе // Педагогика. – 1997. - №2.- С.55-60.
35. Виненко В.Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном
образовании педагога: Дисс. … д-ра пед. наук. – Саратов, 2001. – 322с.
36. Власова Е.З., Извозчиков В.А. Адаптивное обучение на новом витке
развития педагогических идей: [Учеб. процесс в пед. вузе с позиций
синергетики] // Наука и школа. – 1999. - №5. – С.2-9.
37. Ворожбитова А.А. Синергетический аспект вузовского образования в
свете лингвориторического подхода // Вестник высшей школы.- 1999. -
№2. – С.22-26.
38. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии (Взгляд на
профессиональную подготовку учителя).— М.: ИЧЛ “Издательство
Магистр”, 1995. — 112 с.
39. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. –
535 с.
40. Герович В.А. Проблема самоорганизации в исследованиях по
кибернетике и искусственному интеллекту // Концепция
самоорганизации в исторической ретроспективе. – М.: Наука, 1994. –
С.125-145.
41. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. – СанктПетербург: С-ПГУ, 1992. – 149с.
42. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. – М.: Просвещение, 1985. – 260с.
43. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и
перспективы. – Ставрополь:СГПУ, 1995. – 160 с.
44. Горовая В.И. Методическая подготовка студентов в условиях
многоуровнего высшего образования. Биология и экология в системе
высшего образования. – Санкт-Петербург, Ставрополь: СГПУ,1994. – С.
203-204.
45. Горовая В.И. Педагогическое мастерство в профессиональной
деятельности педагога высшей школы // Непрерывное педагогическое
образование. Вып. VI. – Ставрополь, 1994. –– С.44-49.
46. Горовая В.И. Теоретические основы подготовки специалиста в условиях
многоуровнего высшего педагогического образования: Дисс. … д-ра пед.
наук. – СПб., 1995. – 355с.
47. Грачев В.Д. Философия ума. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. – 108 с.
48. Давыдов В.В. Деятельность: теория, методологии, проблемы. – М., 1990.
49. Данилов Ю.А. Роль и место синергетики в современной науке /
Онтология и эпистемология синергетики. – М., 1997. – С.4-7.
50. Данилов Ю.А., Кадомцев Б.Б. Что такое синергетика? // Тарасенко В.
Ресурсы Интернета. Институт философии РАН. Московский
международный синергетический форум.
/~mifs/rus/dan.htm>, 1998.
51. Добронравова М.С. Синергетика: Становление нелинейного мышления. –
Киев: Лыбидь, 1990. – 147с.
52. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. – М.: Академия,
1996. – 224с.161
53. Дьякова Е.А. Проблема обобщения знаний: синергетический аспект. //
Наука и школа. – 2003. - №1. – С.28-31.
54. Есарева З. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. -
Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.- 112 с.
55. Журавлев В.А. и др. Образование: стратегия развития и синергетика //
Перемены. – 2000. - № 2. – С. 56-69.
56. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического
исследования. – М.: Педагогика, 1982. – 160с.
57. Зорина Л.Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования
// Педагогика. – 1996. - №4. – С. 105-109.
58. Иванов В.Г., Гурье Л.И., Зерминов А. Педагогическая деятельность:
проблемы, сложности // Высшее образование в России. – 1997. - №4. –
С.44-49.
59. Иванов В.Г. Моделирование педагогической деятельности // Высшее
образование в России. – 1998. - №2. – С. 62-64.
60. Иванов В.Г., Гурье Л.И. Проектная культура преподавателя вуза //
Высшее образование в России. – 1998. - №3. – С. 23-26.
61. Игнатова В.А. Экологическое мировоззрение и идеи синергетики // Наука
и школа. – 1999. - №3. – С.33-39.
62. Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. –
2001. - №8. – С. 26-31.
63. Ильясов Д.Ф., Сериков Г.Н. Принцип регулируемого эволюционирования
в педагогике. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.
64. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). – М.:
Политиздат, 1974. – 328с.
65. Каган М.С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки
/ Под ред. М.А. Басина. – С.-Пб., 1998.- С.219.
66. Капица С.П. и др. Синергетика и прогнозы будущего. – М.: Наука, 1997. –
283 с.
67. Климонтович Ю.Л. Введение в физику открытых систем // Соросовский
образовательный журнал. - 1991. - №8. - С.111.
68. Князева Е.Н. Случайность, которая творит мир (новые представления о
самоорганизации в природе и обществе) // В поисках нового
мировидения: И.Пригожин, Е. и Н.Рерихи. – М.: Знание, 1991. – 64с.
69. Князева Е.Н. Синергетический вызов культуре / Московский
международный синергетический форум / http://www.iph.ras.ru/~mifs
70. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика и новые подходы к процессу
обучения / http://www.uni-dubna.ru
71. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика: начала нелинейного
мышления // Общественные науки и современность. - 1993. - № 2. – С.38-
51.
72. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции
естественнонаучного и гуманитарного образования // Высшее
образование в России. – 1994. - № 4. – С. 31-36.162
73. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Интуиция как самодостраивание // Вопросы
философии. – 1994. - №2. – С.
74. Князева Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение
научного прогресса. – М., 1995. – 228с.
75. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике //
Вопросы философии. – 1997. - №3. – С.70-72.
76. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для
студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2000.- 176 с.
77. Козлова О. Изменчивость и поиск устойчивости: синергетика и
образование // Лицейское и гимназическое образование. – 1998. - №2. –
С.66-68.
78. Копнин П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания: Изб.
филос. работы. – М.: Наука, 1982. – 368с.
79. Коршунов А.М. Познание и деятельность. – М.,1967.- 127с.
80. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. – Ростов-наДону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 1997. – 144 с.
81. Кочергина Н.В. Система процесса обучения с точки зрения
синергетического подхода // Наука и школа. – 2002. - №5. – С.20-27.
82. Кривых С.В. Развивающее и развивающееся образование: Синергет.
аспекты образования / С.В. Кривых; Новокузнец. ин-т повышения
квалификации.- Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2000.- 193 с.
83. Крон В., Кюпперс Г., Паслак Р. Самоорганизация: генезис научной
революции // Концепция самоорганизации в исторической ретроспективе.
– М.: Наука, 1994. – С. 86-103.
84. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. – Л.: Изд-во
Ленингр. ун-та. – 1961.- 98 с.
85. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая
структура деятельности учителя и формирование его личности. – Л.:ЛГУ,
1967. – 184с.
86. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. – Л.:
Изд-во ЛГУ, 1970. – 116 с.
87. Кузьмина Н.В. Понятие «педагогической системы» и критерии ее оценки
// Методы системного педагогического исследования. Под ред. Н.В.
Кузьминой. – Л.:ЛГУ, 1980.
88. Кузьмина Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании //
Методология педагогических исследований. –М.:НИИ ОП, 1980. – С. 108.
89. Кузьмина Н.В. Приемы и методы управления процессом формирования
педагогической направленности у студентов. – Курск.: КПИ, 1980. – 89с.
90. Кузьмина Н.В., Гинецинский В.И. Актуальные проблемы
профессионально-педагогической подготовки учителя // Советская
педагогика. – 1982. - №3. – С.63-66.
91. Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера
производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – 118с.163
92. Кульневич С.В. О научно-педагогической грамотности // Педагогика. –
2000. - №6. 2000. – С.25.
93. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. – М.: Просвещение,
1985. – 128с.
94. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М.: Наука, 1980. – 359с.
95. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат,
1975. – 304 с.
96. Лободин В.Т. Трудное счастье совершенства. — СПб: ИК “Комплект”,
1997. — 285 с.
97. Лоскутов А.Ю., Михайлов А.С. Введение в синергетику. – М.: Наука,
1990. – 270с.
98. Лупандин И.В. История воззрений на самоорганизацию от античности до
конца ХVI века // Концепция самоорганизации в исторической
ретроспективе. – М.: Наука, 1994. – С. 7-35.
99. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 т. – М.: Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР,
1957-1958.
100. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль,
деятельность: Моногр.: [В 2 ч]. – М: МГПУ, ТГУ им Г. Р. Державина.-
М.; Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. Ч. 2.-2000.-142 с.
101. Маргулис А.В. Диалектика деятельности и потребностей общества. –
Белгород, 1972. – 95с.
102. Маркова А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма
учителя // Педагогика. – 1995. - №6.
103. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
104. Маткин В.В. Обоснование ценностно-синергетического подхода к
процессу подготовки специалиста-профессионала // Alma mater. - 1999. -
№6. - С. 23-25.
105. Маткин В.В. Теория и практика развития интереса к профессиональнотворческой деятельности у будущих учителей: Ценностносинергетический подход: Дисс. … д-ра пед. наук. – Екатеринбург, 2002.-
255с.
106. Махно Ю.К. Системно-синергетический подход в курсе обществознания
// Обществознание в школе. – 2000. - №4. – С. 55-62.
107. Мелентьева А.А. Реализация идей синергетики в содержании
биологического образования как условие успешности формирования
экологического мировоззрения: Дис. … канд. пед. наук. – Тюмень, 2000.
108. Меньшиков И.В., Санникова О.В. Синергетика как методологическая
парадигма образования // Антропоэкологические подходы в современном
образовании. - Ч.2. – Новокузнецк, 1999. – С. 43-44.
109. Митькин А.А. Принцип самоорганизации систем: критический анализ //
Психологический журнал. – 1998. – Т.19. - №4. – С. 117-131.
110. Москвина А.В. О синергетическом подходе в развитии творческих
способностей учащихся // Педагогическая мысль и образование ХХI века:
Россия – Германия (Материалы Международной научно-практической164
конференции. 20-21 апреля 2000г.) – Ч.1. - Оренбург. – 2000. –– С. 177-
181.
111. Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные
итоги // общественные науки и современность. – 1997. - №1. – С.91-98.
112. Назарова Т.С., Шаповаленко В.С. «Синергетический синдром» в
педагогике // Педагогика. – 2001. - №9.- С.25-33.
113. Назарова Т.С., Шаповаленко В.С. Парадигма нелинейности как основа
синергетического подхода в обучении // Стандарты и мониторинг в
образовании. – 2003. - №1. – С.3-10.
114. Непомнящий А.В., Захаревич В.Г. Самоорганизация, самоконтроль и
саморегуляция в учебном процессе. - Таганрог: ТРГИ, 1989. – 82с.
115. Николис Г., Пригожин И.Р. Самоорганизация в неравновесных системах.
– М.: Мир, 1979. – 512с.
116. Новейший философский словарь. / Сост. А.А.Грицанов. – Мн.: Изд.
В.М. Скакун, 1998. – 896с.
117. Новик И.Б. О моделировании сложных систем (философ. очерк). – М.,
1965. – 335с.
118. Новикова Л.И., Соколовский М.В. «Воспитательное пространство» как
открытая система. (Педагогика и синергетика) // Общественные науки и
современность. – 1998. - №1. – С.132-143.
119. Огурцов А.П., Юдин Э.Г. Деятельность // Большая советская
энциклопедия. – М., 1972. – Т.8. – С.180-181.
120. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: 1986 – 796с.
121. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е
изд., допол. – М.: Азбуковник, 1999. – 944с.
122. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. – М.,
1994.
123. Осипов А.И. Самоорганизация и хаос. – М.: Знание, 1986. – 64с.
124. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для
студ. высш. и сред. учеб. заведений / Под ред. С.А.Смирнова.- М.:
Издательский центр «Академия», 1999.-512с.
125. Платонов К.К. Структура и развитие личности. – М.: Наука, 1986. – 255с.
126. Подрейко А.М. Синергетический подход к управлению образовательной
деятельностью // Народное образование. – 2003. - №2. – С.100-102.
127. Пойзнер Б.Н. Объединитель экологии и культорологии // Высшее
образование в России. – 1998. - №4. – С.51-56.
128. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.