Введение 3
Глава 1. Образовательные услуги и образовательное право 7
1.1. Понятие, принципы и задачи оказания образовательных услуг 7
1.2. Образовательное право: цели, задачи, предмет, метод 11
Глава 2. Международно-правовое регулирование образования 26
2.1. Общая характеристика международного регулирования образования 26
2.2. Правовое регулирование отношений в сфере образования в США 32
2.3. Правовое регулирование отношений в сфере образования в Германии....43
Заключение 51
Список использованной литературы и источников
Актуальность темы работы связана со значимостью права на образование в построении и развитии гражданского общества в мире. Право на образование рассматривается в качестве одного из наиболее значимых прав человека, благодаря которому могут быть обеспечены благоприятные условия для полноценного развития каждого индивида. Образование способствует развитию потенциала, который в свою очередь позволяет государству и обществу в целом прогрессировать, меняться, обновляться в различных сферах.
Оно рассматривается в качестве ключевого условия его достойного существования, социальной предпосылки, способствующей должному удовлетворению насущных духовных и материальных потребностей человека и гражданина.
Образование представляет сбой ту сферу общественных отношений, которая касается любого человека, живущего в современном обществе. От уровня развития образования в государстве и уровня образования каждого конкретного человека зависит экономическое благосостояние и благополучие общества и государства, а также позитивная динамика социальноэкономического развития. Вместе с тем, уровень экономического развития государства и уровень развития сферы образования являются взаимоопределяющими.
С экономической точки зрения образование представляет собой отрасль экономики, хозяйства страны, объединяющую организации, учреждения, предприятия, занятые обучением, воспитанием, передачей знаний, выпуском учебной литературы, подготовкой учительских и педагогических кадров. С культурологических позиций образование выступает базовым средством приобщения человека к культуре. Образование также можно рассматривать как процесс обучения, получение систематизированных знаний и навыков. В таком значении образование является синонимом просвещения
Сфера образования это основа человеческого развития, человек не может развиться без прохождения через данную область. Ввиду этого государство, осознавая всю важность образования, стремится урегулировать данную область общественных отношений. Несмотря на это в области регулирования образовательных отношений складывается ситуация, когда данное регулирования противоречит основным принципам и установлениям права, что не может не заинтересовать исследователя. Кроме того, выбор данной темы обуславливается возможностью предложить пути разрешения некоторых из этих проблем.
Под реализацией права личности обычно подразумевают претворение его в действительность, превращение социальной возможности, определяемой уровнем общественного развития и представленный в нормах права, в конкретный процесс пользования социальным благом, составляющим основу данного права.
Право на образование выступает в качестве неотъемлемого права человека и гражданина, оно закреплено в конституционных нормах и развивается в принятых на основе основного закона нормативно-правовых актах. Теория образовательного права развивалась в трудах учёных и специалистов в области права, таких как В.В. Сырых , В.И. Шкатулла, В.В. Насонкина, Ю.А. Кудрявцева и М.Ю. Федорова. В работах данных авторов отмечено, что образовательное право - комплексная отрасль (раздел, направление) юридической науки, представленная совокупностью знаний о группе сложных образовательных правоотношений со своим особым специфическим методом правового регулирования, но кроме предмета и метода, комплексную отрасль должна отличаться также свои принципами, своими особыми функции и специальным субъектным составом.
Цель образования состоит в том, чтобы развить таланты детей и взрослых для их собственной выгоды и для выгоды общества в целом. Это - крупномасштабные инвестиции в будущее. Образование в том виде, в котором оно представляется перед нами сейчас, является синтетическим по своей природе явлением, элементы которого складывались в течение нескольких тысячелетий. Сфера образования, это наиболее динамично развитая область общественных отношений. Образовательные учреждения всегда являлись тем «спусковым крючком», который подталкивал наиболее умственно развитую часть общества в ее стремление к прогрессу.
Объект исследования - государственная политика в сфере образования, государственное регулирование отношений в сфере образования.
Предмет исследования - совокупность норм, регулирующих право на образование, составляющих образовательное право, нормативное регулирование модернизации в образовании.
Методы исследования составляют системно-структурный подход. Это позволило рассмотреть отношения в сфере образования как систему, со стороны ее внутренней структуры и изучить связь между образовательными отношениями и основными сферами жизни общества. При рассмотрении системы законодательства и норм, которые регулируют правоотношения в сфере образования, применялся сравнительно-правовой метод исследования, а также формально-юридический.
Научная новизна работы определяется, в первую очередь, подходом к выявлению содержания отношений в сфере образования в виде предмета правового регулирования в образовательной политике, определении особенностей взаимодействия отношений образовательных отношений и главными сферами жизни общества. В первую очередь это касается исследования и обнаружения характерных черт отношений в сфере образования; к развитию в современном мире представлений о своеобразии образовательных отношений, о предмете правового регулирования, субъекте и объекте; к определению основных требований, к законодательному регулированию отношений в сфере образования во взаимодействии правовых норм по уровням образования.
Целью данной работы является установление механизма правового воздействия на общественные отношения, складывающиеся в области оказания образовательных услуг и выявление путей его реализации.
Основными задачами при исследовании в данной работе являются:
- изучить понятие, принципы и задачи оказания образовательных услуг;
- проанализировать цели, задачи, предмет, метод образовательного права;
- исследовать общую характеристику международного регулирования образования;
- охарактеризовать правовое регулирование отношений в сфере образования в США;
- проанализировать правовое регулирование отношений в сфере образования в Германии.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав с подглавами, заключения и списка использованной литературы и источников.
Образование представляет собой ту сферу общественных отношений, которая касается любого человека, живущего в современном обществе. От уровня развития образования в государстве и уровня образования каждого конкретного человека зависит экономическое благосостояние и благополучие общества и государства, а также позитивная динамика социальноэкономического развития. Вместе с тем, уровень экономического развития государства и уровень развития сферы образования являются взаимоопределяющими. Поэтому право на образование рассматривается в качестве одного из наиболее значимых прав человека, благодаря которому могут быть обеспечены благоприятные условия для полноценного развития каждого индивида. Качественное образование влияет на развитиции личности и индивда, с верно подобранными и обученными специалистами и профессионалами своего дела общество прогрессирует, меняется, обновляется в различных сферах.
Образование рассматривается в качестве ключевого условия его достойного существования, социальной предпосылки, способствующей должному удовлетворению насущных духовных и материальных потребностей человека и гражданина.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что только государство может создать систему, которая позволит обеспечить все гарантии и создать право на образование доступным каждому человеку. Также важно, чтобы система образования не была только государственной. И только в этом случае будут соблюдены требования законодательства в отношении свободы образования, тесно связанной со знанием права на образование как естественного права.
В процессе исследования данной работы были выполнены следующие задачи:
- изучены понятие, принципы и задачи оказания образовательных услуг;
- проведен анализ целей, задач, предмета и метода образовательного права;
- исследована общая характеристику международного регулирования образования;
- охарактеризованно правовое регулирование отношений в сфере образования в США;
- проанализировано правовое регулирование отношений в сфере образования в Германии.
Отношения формируются, учитывая специфику сферы образования, и представляют собой независящий вид правоотношений, который отличается от правоотношений, которые создают предмет трудового, гражданского и иных отраслей права. Образовательное право владеет нужным признаком отрасли права - собственный и особенный предмет правового регулирования. Проблемы ответственности в сфере образования определены ее неурегулированностью в законах и нормативно-правовых актах, нечеткостью, неэффективность норм и связаны с установлением в законе оснований ответственности, а также с недостаточностью правовых санкций в законодательстве. Это приводит к сложностям создания средств правовой защиты самих участников в сфере образования, тем временем как введение механизма ответственности осуществляет основания правовой защиты участников в сфере образования.
Согласно основному закону об образовании в Германии каждому гражданину предоставляется право на развитие личности, выбора места учебы (школы, высшего учебного заведения и т.д.) ссылаясь на свои способности. Политика в образовании такова, что направлена на оказание оптимальной поддержки каждого гражданина и предоставление возможности на получение образования и пройти квалифицированную подготовку, которая отвечает его интересам и потребностям.
Система образования в Германии состоит из трех классических ступеней, а именно:
■ начальная школа;
■ средняя школа;
■ высшая школа.
Образования в США регламентируется федеральным законодательством и никак не регулируется Конституцией Соединенных Штатов Америки. Существует несколько аспектов регулирования.
Во-первых: существует конституционная доктрина подразумеваемых полномочий Конгресса США, сформулированная на основе раздела 8 статьи I Конституции , заключающаяся в праве Конгресса вмешиваться в сферу компетенции штатов. Во-вторых, в том же разделе содержится указание на полномочие Конгресса «обеспечивать общее благополучие США. В-третьих существует объективная потребность и заинтересованность федерации в унификации образовательных стандартов штатов по сути, в «унификации нужд и способов их идентификации», и в повышении общего уровня образования граждан США, что, безусловно невозможно без соответствующего федерального законодательства соразмерного финансового обеспечения.
Исходя из этого, федеральное законодательство об образовании регламентирует лишь те случаи, когда решаемы задачи явным образом относятся общегосударственным и не могут быт «переложены н плечи региональных и местных властей.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948) // Российская газета. — № 67. — 1995.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 4 ноября 1950): по сост. на 13 мая 2004 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — N 2. — Ст. 163.
4. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и
практические меры : Принята на Всемир. конф. ЮНЕСКО Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры. // Центр образовательного законодательства, http://www.lexed.ru
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie- obrazovatelnykh-otnoshenii-teoretiko-pravovoe-issledovanie#ixzz5JK3FGzOq
5. Указ Президента РФ от 28.12.2001 № 1501 «О неотложных мерах по
улучшению финансирования муниципальных общеобразовательных учрежденийосновного общего образования» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2001, N 53 (ч. II), ст. 5150
Научная библиотека диссертаций и авторефератов
disserCat http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie- obrazovatelnvkh-otnoshenii-teoretiko-pravovoe-issledovanie#ixzz5JK3enYsp
6. Рекомендация И. № (98) 3 Комитета Министров государствам-членам
Совета Европы по проблемам доступности высшего образования (1998) //Собрание законодательства РФ, 18 мая 1998 г., № 20, ст. 2143 Научная библиотека диссертаций и авторефератов
disserCat http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-
obrazovatelnykh-otnoshenii-teoretiko-pravovoe-
issledovanie#ixzz5JK3WkSHN
7. Об экономических, социальных и культурных правах: Международный пакт от 16 декабря 1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — N 12. — 1994.
8. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).[Электронный ресурс] - URL: http: //www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
9. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных
учреждениях» // Собрание законодательства РФ, 2006, № 45, ст. 4626 Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie- obrazovatelnvkh-otnoshenii-teoretiko-pravovoe-issledovanie#ixzz5JK34kMm5
2. Учебная литература
10. Абрамова Н.В. Социологические интерпретации концепции «непрерывного профессионального образования взрослых» / Н.В. Абрамова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. - Т.
14. - №3. - С 83-103.
11. Андреев В.Н. Система непрерывного образования как ключевая составляющая обеспечения инновационного развития региона / В.Н. Андреев // Псковский региональный журнал. - 2013. - №15. - С. 167-172.
12. Борщевская Е.О. Государственное и общественное управление образованием. Управление высшим образованием. Часть 1. Понятийный аппарат. Методы. Модели: Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. унта, 2006. - 170 с.
13. Головчин М.А. Образование: региональные проблемы качества
управления: учебное пособие / М.А. Головчин, Г.В. Леонидова, А.А. Шабунова. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - 197 с.
14. Горшкова В.В. Онтология непрерывного образования человека в контексте становления нового типа социальности / В.В. Горшкова // Вестник ОГУ. - 2014. - №2 (163). - С. 73-78.
15. Гретченко А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А.И. Гретченко, А.А. Гретченко. - Москва: КНОРУС, 2016. - С. 430.
16. Зайцева О.В. Непрерывное образование: основные понятия и
определения / О.В. Зайцева // Вестник ТГПУ. - 2009. - №7. - С. 106.
17. Зельгин С.Г. Образование как объект правового регулирования. Законодательство, регулирующее отношения в области образования // Вестник РУДН, серия Юридические науки. -2012. - №5. - С 49 - 59.
18. Исаев Б.А. Политология в схемах и комментариях / Б.А. Исаев. - Санкт - Петербург: Питер, 2009. - С. 224.
19. Козырин А.Н. Образовательное право как учебная дисциплина / А.Н. Козырин, Т.В. Трошкина, А.А. Ялбулганов // Реформы и право. - 2011. - №4. - С. 50-54.
20. Корф Д. В. Правовое регулирование финансирования образования в США // Закон. № 4. 2007.- С. 101-107.
21. Корф Д. В. США: правовое регулирование налогообложения в сфере образования // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2007. С. 211-224.
22. Корф Д.В. Образовательное право и образовательная система Великобритании // Ежегодник российского образовательного законодательства. Том 1. 2006. С.188 - 216.
23. Монгуш А.Л. Право на образование - некоторые вопросы теории и практики / А.Л. Монгуш, Д.В. Рахинский // Общество: политика, экономика, право. - 2016. - №2. - С. 142-144.
24. Пережовская А.Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития / А.Н. Пережовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). - Пермь: Меркурий, 2015. - С. 38-41.
25. Тимофеева А.А. Проблемы реализации права граждан на образование в условиях его модернизации/ А.А. Тимофеева // Теория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. - 2015. - №2 (29). - С. 47-53.
З.Специальная литература
26. Арбузова А.И. Образовательные кредиты: зарубежный опыт и
российская практика. /Арбузова А.И.// Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. - 2016. - № 04.
27. Балынин И. В. Финансовое обеспечение образования в Российской Федерации в 2008-2020 гг. /Балынин И. В .// Аудит и финансовый анализ.- 2014. - № 6. - С. 271-276.
28. Борисова М.П. К вопросу о правовой сущности образовательных услуг /Борисова М.П. // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2012.- №3 (83).- С. 179-180.
29. Косицын В.Ю. Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг учебными заведениями /Косицын В.Ю.// Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 6. - С. 99.
30. Матвеев, В.В. Классификация гарантий прав и свобод человека в России [Электронный ресурс] // Научно-правовой журнал «Образование и право». - Режим доступа: http://education.law-books.ru/index.php? page=5-9
- 2010 (дата обращения 19.01. 2017).
31. Прахов И.А. Образовательный кредит: зарубежный опыт и возможности использования в условиях асимметричной информации. / Прахов И.А., Савицкая Е.В. // Экономика образования - 2008. - №2. - С. 138-145.
32. Пугач В.Н. Образовательные услуги: общие понятия. /Пугач В.Н. Абдуллина С.В. // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - №2 (15). — С. 3-4.
33. Рацлаф А. А. Образовательная услуга: определение и свойства /
Рацлаф А. А., Седова А. В.// Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 162-164.
34. Толочкова И.А. К вопросу об определении понятия договора об оказании платных образовательных услуг. /Толочкова И.А.// Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2017 - №4 (11.7) - С. 140-143.
4. Монографии, диссертации
35. Булаев Н.И., Бердашкевич А.П. О развитии законодательства в области
образования. М., Издание Государственной Думы, 2005. 248 с.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie- obrazovatelnvkh-otnoshenii-teoretiko-pravovoe-issledovanie#ixzz5JK4AAny2
36. Булаев Н.И., Бердашкевич А.П., Калинин A.B. Международные и
интеграционные проблемы российского законодательства в области образования и науки. М.: Издание Государственной Думы, 2006. -328 с. Научная библиотека диссертаций и авторефератов
disserCat http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie- obrazovatelnvkh-otnoshenii-teoretiko-pravovoe-issledovanie#ixzz5JK4S7XNt
37. Загвоздкин В.К. Контекст становления гражданской школы: тенденции
образовательной политики и развития школьного законодательства в странах ЕС. Аналитический обзор.// http://school.edu.ru Научная библиотека диссертаций и авторефератов
disserCat http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie- obrazovatelnvkh-otnoshenii-teoretiko-pravovoe-issledovanie#ixzz5JK4cpH7V
38. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование правоотношений в
сфере высшего профессионального образования. М.: Готика, 2005. 432 с. Научная библиотека диссертаций и авторефератов
disserCat http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie- obrazovatelnvkh-otnoshenii-teoretiko-pravovoe-issledovanie#ixzz5JK4k2nQe
39. Николаева М.Н. Нормативные акты министерств и ведомств. М.:
Юридическая литература, 1975. 144
Научная библиотека диссертаций и авторефератов
disserCat http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie- obrazovatelnvkh-otnoshenii-teoretiko-pravovoe-issledovanie#ixzz5JK4q0EHq
40. Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 136 с.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов
disserCat http://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie- obrazovatelnvkh-otnoshenii-teoretiko-pravovoe-issledovanie#ixzz5JK53qbVP 5.Электронные ресурсы
41. Грачёва Т.В. Механизм реализации права на образование: понятие, структура [Электронный ресурс] / Т.В. Грачёва // Пространство закона. Электронный научный журнал, 2013, №2. - Режим доступа: http://law- joumal.mfo/2013/07/020/ (дата обращения 18.01.2017).
42. Кванина В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / В.В. Кванина // ФГБНУ Федеральный центр образовательного законодательства. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe - pravo/knigi/7 ELEMENT_ID=1765 (дата обращения 23.01. 2017).
43. Концепция непрерывного образования. Современные образовательные стратегии: сущность и место в современном образовании [Электронный ресурс]: // Сайт Томского государственного университета. - Режим доступа: https://ido.tsu.ru (дата обращения 18.01.2017).
44. Наука и образование в Баден-Вюртемберге - URL: http://www.germany- geo.com/all/administrativnoe-delenie/baden-vvurtemberg/. - (дата обращения: 10.05.2012) .
45. Обзор систем высшего образования стран ОЭСР - 2004 - Системные
требования: Adobe Acrobat Reader. - URL:
http://www.hse.ru/data/2010/03/05/1231448513/oecd_1_Irel. pdf. - дата
обращение: 29.04.2012).
46. Основной закон Федеративной Республики Германии - 2010. URL:
http: //www.gmu-countries.ru/europa/germany/germ-enc-constitution. html. -
(дата обращения: 08.04.2012).
47. Сазонова Н.Н. Политология: учебное пособие / Н.Н. Сазонова,под ред.
А.П. Салохина. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - С. 354.
48. Система образования в различных странах [Электронный ресурс] // Сайт компании Domar Travel Education. - Режим доступа: http://www.dteducation.com/useful/educationsystemabroad/ (дата обращения
03.02.2017) .
49. Система образования Германии - 2002. - URL:
http://www.otdyh.ru/show/article. php? id=4324. - (дата обращения:
01.04.2012) .
50. Система государственно-общественного управления образованием в
Германии - 2002 - 2009. - URL:
http: //www.portalus .ru/modules/shkola/rus_show_archives. php?
subaction=showfull&id=1193316900&archive=1196815145&start_from=&uc at=&. - (дата обращения: 20.04.2012).
51. Система образования взрослых в Германии - URL: http://www.lib. grsu. by/library/data/resources/catalog/60092. pdf - (дата обращения: 10.05.2012).
52. Спасская В.В. Образовательные правоотношения: вопросы теории [Электронный ресурс] / В.В. Спасская // ФГБНУ Федеральный центр образовательного законодательства. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/? ELEMENT_ID=1762 (дата обращения 30.12. 2016).
53. Сравнительный анализ систем управления в вузах, организации и
экономики образования - 2010. - URL:
http://www.ecsocman.edu.ru/univman/msg/144881.html. - (дата обращения:
08.04.2012) .28. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права [Электронный ресурс] // ФГБНУ Федеральный центр образовательного законодательства. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe - pravo/knigi/cyryh/cyryh1_34.php (дата обращения 28.12.2016).
54. Уфимцева Е.В. Статус образовательного права как элемента системы российского права: генезис теоретических воззрений и современная доктрина [Электронный ресурс] // Электронные журналы издательства notabene. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/hr/article_18232.html (дата обращения 18.01.2017).
55. Хартия Европейского Союза об основных правах (2007/С 303/01) (Принята в г. Страсбурге 12 декабря 2007) — [Электронный ресурс] — Хартия на русском языке подготовлена для публикации в системах Консультант Плюс (дата обращения: 14.09.2015)
56. Ягофаров Д.А. Образовательное право: термин и понятия [Электронный
ресурс] / Власть и властные отношения в современном мире: Материалы IX научно-практической конференции, приуроченной к 15-летию Гуманитарного университета (г. Екатеринбург) 30-31 марта 2006 г., в 2 т. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2006. - Т.2. С. 195-205 // ФГБНУ Федеральный центр образовательного законодательства. - Режим доступа: http: //www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/analitika/detail. php? ELEMENT
(дата обращения 23.01. 2017).
57. Acta diurna - Германия: Система образования - 2008. - URL: http://hvac. livejournal.com/309874.html - (дата обращения: 19.05.2010).