Защита прав несовершеннолетних в суде
|
Введение 3
Глава 1. Судебная защита как одна из форм защиты прав несовершеннолетних 7
1.1. Сущность и значение судебной защиты прав несовершеннолетних 7
1.2. Органы государственной власти и должностные лица,
осуществляющие защиту прав несовершеннолетних 29
Глава 2. Особенности процессуального рассмотрения дел о защите прав несовершеннолетних 53
2.1. Возбуждение уголовных дел и их подготовка к судебному
разбирательству 53
2.2. Возбуждение гражданских дел и их подготовка к судебному
разбирательству 69
Заключение 84
Список использованной литературы
Глава 1. Судебная защита как одна из форм защиты прав несовершеннолетних 7
1.1. Сущность и значение судебной защиты прав несовершеннолетних 7
1.2. Органы государственной власти и должностные лица,
осуществляющие защиту прав несовершеннолетних 29
Глава 2. Особенности процессуального рассмотрения дел о защите прав несовершеннолетних 53
2.1. Возбуждение уголовных дел и их подготовка к судебному
разбирательству 53
2.2. Возбуждение гражданских дел и их подготовка к судебному
разбирательству 69
Заключение 84
Список использованной литературы
Индикатором приобретения Россией качества правового демократического государства является реально-ценностное отношение государства к человеку, его правам и свободам с учетом специфика их различных категорий и групп, среди которых несовершеннолетние. С одной стороны, именно с несовершеннолетними объективно связывается будущее любого государства, с другой, - они беззащитны в силу полной или частичной физической, психической, социальной и правовой незрелости. Поэтому проблемы детства, вопросы защиты прав несовершеннолетних находятся в спектре приоритетных как для нашего государства, так и для иных стран мирового сообщества.
Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно обоснованного комплекса мер, создающих систему правовых условий для реализации прав детей. Именно дети оказались незащищенными в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни сказались прежде всего на семьях и детях.
Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность, бегство детей из семей из-за жестокого обращения с ними, рост количества дел о лишении родительских прав - неутешительные факты из жизни российского государства.
Защита прав несовершеннолетних связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами, и прежде всего недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав несовершеннолетних.
Одним из перспективных направлений совершенствования правосудия является создание или преобразование судов по делам несовершеннолетних в суды смешанной уголовно- и гражданско-правовой юрисдикции (как специализированных судов современного типа).
Принятые в последние годы правовые акты (в том числе Гражданский процессуальный кодекс РФ), закрепляющие право ребенка на защиту, не позволяют ответить на вопросы, возникающие в практической деятельности по защите его прав. Поэтому право ребенка на защиту зачастую остается нереализованным. Между тем, Конвенция о правах ребенка ООН, основной международный документ, регулирующий права детей, предусматривает обязанность государства обеспечить ребенку защиту, необходимую для его благополучия, и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры (ст.З). Это положение Конвенции находит свое отражение в ст.2 Конституции РФ, где сказано: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина, но и предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.
При таких обстоятельствах теоретические и прикладные проблемы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних приобретают особую актуальность и значимость, а практика осуществления такой защиты становится в последние годы одним из приоритетных направлений правозащитной деятельности органов российской прокуратуры.
Опыт показывает, что наиболее эффективным правовым средством осуществления защиты прав и свобод человека и гражданина является обращение прокурора в суд с заявлением (иском), поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов несовершеннолетних.
В настоящее время судебная форма защиты прав ребенка является основной и в судебном порядке может быть защищено любое нарушенное (оспоренное) право ребенка. Еще В.И. Ленин отмечал, что принять даже самые совершенные законы еще недостаточно, важно их осуществить, воплотить в жизнь. Однако, в деле защиты нарушенного права важно не только вынести правильное решение, но и «обеспечить своевременное его исполнение». Согласно мнению М.А. Гусевой, суд не может считать свою задачу выполненной, если вынесенное им решение не будет реально исполнено, поскольку интересы детей остаются незащищенными.
Большое количество диссертаций, монографий, научных статей, написанных на стыке проблем защиты прав несовершеннолетних и гражданского судопроизводства, посвящены особенностям рассмотрения отдельных категорий гражданских дел, связанных с защитой их прав. В их числе работы Богатырева Н.И., Викут М.А., Гусевой М.А., Ионченковой В.Г., Кривоносовой JI.A., Мороз JIB. (об усыновлении, лишении и восстановлении родительских прав, отобрании ребенка у родителей без лишения родительских прав), Беспалова Ю.Ф., Костровой Н.М., Тарусиной Н.Н., Тертышниковой В.И., Цепковой Т.М., Текеева А.И. (о судоустройстве по семейным делам в целом). Но не все проблемы по защите прав несовершеннолетних получили освещение в данных работах.
Анализ законодательных и нормативных документов ведомственного значения свидетельствует о проблемах несоответствия правовых установок и воплощения их содержания в жизнь в рассматриваемой нами сфере защиты интересов ребенка и отсутствия жесткой гражданской и правовой ответственности лиц, обязанных не только обеспечивать реализацию личных прав и свобод детей, но и осведомленных об их нарушении.
Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля з различными аспектами соблюдения прав ребенка в Российской Федерации, в основном, давно сложилась. Однако, реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого действия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается.
Цель исследования - изучить особенности судебной защиты прав несовершеннолетних и процессуальные элементы рассмотрения дел о защите прав данной категории граждан.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность и значение судебной защиты прав несовершеннолетних;
2. Проанализировать деятельность органов государственной власти и должностях лиц, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних;
3. Выявить особенности процессуального рассмотрения дел о защите прав несовершеннолетних;
4. Раскрыть особенности возбуждения уголовных дел и их подготовки к судебному разбирательству;
5. Раскрыть особенности возбуждения административных дел их подготовки к судебному разбирательству.
Предметом изучения является нормативно-правовая база, регулирующая механизм защиты прав ребенка.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере судебной защиты прав несовершеннолетнего.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы для оптимизации изучения области прав несовершеннолетних и их защиты.
Практическая значимость определяется уточнением направления работы органов государственной власти в области прав защиты несовершеннолетних и совершенствования законодательной базы в данной сфере.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Социально-экономическая ситуация в стране диктует острую необходимость разработки научно обоснованного комплекса мер, создающих систему правовых условий для реализации прав детей. Именно дети оказались незащищенными в ходе социально-экономических реформ. Рост преступности, вооруженные и межнациональные конфликты, инфляционные процессы, безработица, нравственная деградация, снижение уровня жизни сказались прежде всего на семьях и детях.
Бродяжничество, попрошайничество и беспризорность, бегство детей из семей из-за жестокого обращения с ними, рост количества дел о лишении родительских прав - неутешительные факты из жизни российского государства.
Защита прав несовершеннолетних связана с множеством проблем теоретического и практического характера. Вызваны они различными обстоятельствами, и прежде всего недостатками правовой регламентации, отсутствием единого подхода к вопросам реализации прав несовершеннолетних.
Одним из перспективных направлений совершенствования правосудия является создание или преобразование судов по делам несовершеннолетних в суды смешанной уголовно- и гражданско-правовой юрисдикции (как специализированных судов современного типа).
Принятые в последние годы правовые акты (в том числе Гражданский процессуальный кодекс РФ), закрепляющие право ребенка на защиту, не позволяют ответить на вопросы, возникающие в практической деятельности по защите его прав. Поэтому право ребенка на защиту зачастую остается нереализованным. Между тем, Конвенция о правах ребенка ООН, основной международный документ, регулирующий права детей, предусматривает обязанность государства обеспечить ребенку защиту, необходимую для его благополучия, и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры (ст.З). Это положение Конвенции находит свое отражение в ст.2 Конституции РФ, где сказано: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина, но и предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.
При таких обстоятельствах теоретические и прикладные проблемы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних приобретают особую актуальность и значимость, а практика осуществления такой защиты становится в последние годы одним из приоритетных направлений правозащитной деятельности органов российской прокуратуры.
Опыт показывает, что наиболее эффективным правовым средством осуществления защиты прав и свобод человека и гражданина является обращение прокурора в суд с заявлением (иском), поскольку именно судебное решение гарантирует применение мер государственного принуждения для реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов несовершеннолетних.
В настоящее время судебная форма защиты прав ребенка является основной и в судебном порядке может быть защищено любое нарушенное (оспоренное) право ребенка. Еще В.И. Ленин отмечал, что принять даже самые совершенные законы еще недостаточно, важно их осуществить, воплотить в жизнь. Однако, в деле защиты нарушенного права важно не только вынести правильное решение, но и «обеспечить своевременное его исполнение». Согласно мнению М.А. Гусевой, суд не может считать свою задачу выполненной, если вынесенное им решение не будет реально исполнено, поскольку интересы детей остаются незащищенными.
Большое количество диссертаций, монографий, научных статей, написанных на стыке проблем защиты прав несовершеннолетних и гражданского судопроизводства, посвящены особенностям рассмотрения отдельных категорий гражданских дел, связанных с защитой их прав. В их числе работы Богатырева Н.И., Викут М.А., Гусевой М.А., Ионченковой В.Г., Кривоносовой JI.A., Мороз JIB. (об усыновлении, лишении и восстановлении родительских прав, отобрании ребенка у родителей без лишения родительских прав), Беспалова Ю.Ф., Костровой Н.М., Тарусиной Н.Н., Тертышниковой В.И., Цепковой Т.М., Текеева А.И. (о судоустройстве по семейным делам в целом). Но не все проблемы по защите прав несовершеннолетних получили освещение в данных работах.
Анализ законодательных и нормативных документов ведомственного значения свидетельствует о проблемах несоответствия правовых установок и воплощения их содержания в жизнь в рассматриваемой нами сфере защиты интересов ребенка и отсутствия жесткой гражданской и правовой ответственности лиц, обязанных не только обеспечивать реализацию личных прав и свобод детей, но и осведомленных об их нарушении.
Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля з различными аспектами соблюдения прав ребенка в Российской Федерации, в основном, давно сложилась. Однако, реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого действия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается.
Цель исследования - изучить особенности судебной защиты прав несовершеннолетних и процессуальные элементы рассмотрения дел о защите прав данной категории граждан.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи:
1. Определить сущность и значение судебной защиты прав несовершеннолетних;
2. Проанализировать деятельность органов государственной власти и должностях лиц, осуществляющих защиту прав несовершеннолетних;
3. Выявить особенности процессуального рассмотрения дел о защите прав несовершеннолетних;
4. Раскрыть особенности возбуждения уголовных дел и их подготовки к судебному разбирательству;
5. Раскрыть особенности возбуждения административных дел их подготовки к судебному разбирательству.
Предметом изучения является нормативно-правовая база, регулирующая механизм защиты прав ребенка.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере судебной защиты прав несовершеннолетнего.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы для оптимизации изучения области прав несовершеннолетних и их защиты.
Практическая значимость определяется уточнением направления работы органов государственной власти в области прав защиты несовершеннолетних и совершенствования законодательной базы в данной сфере.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы.
Изложенное выше свидетельствует о несовершенстве нормативно - правовой базы в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних детей, что является неблагоприятным фактором, который при определенных условиях может способствовать созданию угрозы национальной безопасности в целом. Поэтому необходима дальнейшая разработка правовых основ обеспечения безопасности несовершеннолетних. Данная проблема имеет крайне важное и непреходящее значение, как для теории семейного права, так и для практической деятельности органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления по различным направлениям защиты прав детей.
В целях улучшения координации мероприятий в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей представляется целесообразным рассмотреть вопрос об упорядочении и оптимизации существующей и на федеральном, и на региональном уровнях системы государственных органов и общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту законных прав детей.
Важным направлением осуществляемых мероприятий является усиление эффективности использования несудебных форм защиты прав детей, как это принято в других странах. Законом об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации установлена обязанность должностных лиц при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей, действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи. Если ребенок, с участием которого осуществляется правоприменительная процедура, нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее эту процедуру, независимо от предмета рассмотрения обязано сообщить в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер. Речь идет, прежде всего, о должностных лицах органов опеки и попечительства, которые сегодня нуждаются в серьезной реорганизации и обновлении, поскольку их деятельность по решению семейных споров, связанных с защитой прав несовершеннолетних, не приносит ощутимых результатов и не в полной мере соответствует современным целям семейного законодательства.
Интересы несовершеннолетних гармонично вплетены в систему интересов семьи. Эта связь имеет социально-этическое значение, обусловленное необходимостью обеспечения несовершеннолетнему при производстве по уголовным делам необходимой нравственной поддержки со стороны близких, реализации ряда социальных функций семьи. Содержание интересов несовершеннолетних обусловлено уровнем их развития и состоянием межличностных отношений в семье. Последний фактор играет решающую роль в свете персонификации интересов несовершеннолетнего, их обособлении от интересов семьи.
Законодатель уделяет достаточно много внимания вопросам обеспечения неприкосновенности семейной жизни человека, особенно в сфере доказывания. Вводимые нормативные установления, с одной стороны, позволяют повысить нравственный потенциал уголовного судопроизводства, реализовать социальные функции защиты, с другой, ограничивают возможности государства в выборе средств познания обстоятельств совершенного преступления. В то же время бессистемное включение в уголовно-процессуальное законодательство норм, имеющих социальную направленность, их оценочный характер способны создать предпосылки для сознательного противодействия установлению обстоятельств уголовного дела, фактически блокируя нормальный ход расследования. Отдельные сферы регулирования неприкосновенности семейной жизни человека остались без внимания законодателя. Меры, направленные на сохранение семейной тайны в ходе производства по уголовным делам, прямо в законе не сформулированы. Они вытекают из анализа комплекса охранительных норм УПК РФ, что вносит неясность в правоприменение, создавая возможность разглашения сведений, касающихся обстоятельств личной и семейной жизни людей. Между тем требование об охране такого рода сведений закреплено не только на конституционном, но и на международном уровне.
В последнее время все чаще пропагандируется основанная на зарубежном опыте идея создания системы ювенальных судов (судов по делам семьи и несовершеннолетних), которые более эффективно защищали бы права детей, а также боролись с правонарушениями среди несовершеннолетних.
Представляется, однако, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите семьи и детства к решению данного вопроса следует подойти взвешенно и поэтапно, первоначально уделив главное внимание совершенствованию деятельности уже имеющихся структур и институтов. В целях реализации требований Конвенции о правах ребенка нуждаются в дополнительной проработке и рассмотрении государственными органами и общественными организациями предложения:
- о законодательном закреплении правового статуса ребенка в Конституции РФ;
- о введении в семейное законодательство Российской Федерации специальной нормы, которая регулировала бы порядок осуществления самозащиты ребенка, поскольку ее отсутствие может привести к ограничению реализации ребенком в полном объеме своего права на самозащиту, включая выбор ее возможных форм;
- о создании единого нормативно-правового акта, регулирующего права несовершеннолетнего;
- об охране здоровья ребенка;
- об экологической безопасности ребенка;
- об охране прав детей-инвалидов;
- об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера;
- о внедрении в Российской Федерации зарубежного опыта по проведению комплексных профилактических мероприятий, направленных на предотвращение насилия в отношении детей, а также применении уголовноправовых мер по подобным фактам;
- об улучшении качества законопроектов путем исключения положений декларативного характера и большей конкретизации вопросов ответственности за неисполнение норм закона;
- об усилении ответственности лиц, которые отвечают за обеспечение прав несовершеннолетнего или вопросов, касающихся их защиты, то есть устранение формалистского подхода должностных лиц и организаций в целом в решении проблем защиты материнства и детства;
- увеличение доли ресурсов, выделяемых на поддержку детей;
- развитие системы правого просвещения детей и родителей, повышения их уровня правосознания.
Вышеперечисленные мероприятия будут содействовать предупреждению случаев нарушения прав детей. Если же права ребенка нарушены, то необходимо принимать меры для их защиты. В первую очередь, на защиту нарушенных прав несовершеннолетних детей должны встать их законные представители (родители, опекуны, приемные родители), если названные лица уклоняются, то такая защита возлагается на органы опеки и попечительства. Обязанность защищать права детей возлагается также и на прокурора. Одним их основных органов, осуществляющим защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан является суд.
В целях улучшения координации мероприятий в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей представляется целесообразным рассмотреть вопрос об упорядочении и оптимизации существующей и на федеральном, и на региональном уровнях системы государственных органов и общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту законных прав детей.
Важным направлением осуществляемых мероприятий является усиление эффективности использования несудебных форм защиты прав детей, как это принято в других странах. Законом об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации установлена обязанность должностных лиц при регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей, действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи. Если ребенок, с участием которого осуществляется правоприменительная процедура, нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее эту процедуру, независимо от предмета рассмотрения обязано сообщить в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер. Речь идет, прежде всего, о должностных лицах органов опеки и попечительства, которые сегодня нуждаются в серьезной реорганизации и обновлении, поскольку их деятельность по решению семейных споров, связанных с защитой прав несовершеннолетних, не приносит ощутимых результатов и не в полной мере соответствует современным целям семейного законодательства.
Интересы несовершеннолетних гармонично вплетены в систему интересов семьи. Эта связь имеет социально-этическое значение, обусловленное необходимостью обеспечения несовершеннолетнему при производстве по уголовным делам необходимой нравственной поддержки со стороны близких, реализации ряда социальных функций семьи. Содержание интересов несовершеннолетних обусловлено уровнем их развития и состоянием межличностных отношений в семье. Последний фактор играет решающую роль в свете персонификации интересов несовершеннолетнего, их обособлении от интересов семьи.
Законодатель уделяет достаточно много внимания вопросам обеспечения неприкосновенности семейной жизни человека, особенно в сфере доказывания. Вводимые нормативные установления, с одной стороны, позволяют повысить нравственный потенциал уголовного судопроизводства, реализовать социальные функции защиты, с другой, ограничивают возможности государства в выборе средств познания обстоятельств совершенного преступления. В то же время бессистемное включение в уголовно-процессуальное законодательство норм, имеющих социальную направленность, их оценочный характер способны создать предпосылки для сознательного противодействия установлению обстоятельств уголовного дела, фактически блокируя нормальный ход расследования. Отдельные сферы регулирования неприкосновенности семейной жизни человека остались без внимания законодателя. Меры, направленные на сохранение семейной тайны в ходе производства по уголовным делам, прямо в законе не сформулированы. Они вытекают из анализа комплекса охранительных норм УПК РФ, что вносит неясность в правоприменение, создавая возможность разглашения сведений, касающихся обстоятельств личной и семейной жизни людей. Между тем требование об охране такого рода сведений закреплено не только на конституционном, но и на международном уровне.
В последнее время все чаще пропагандируется основанная на зарубежном опыте идея создания системы ювенальных судов (судов по делам семьи и несовершеннолетних), которые более эффективно защищали бы права детей, а также боролись с правонарушениями среди несовершеннолетних.
Представляется, однако, что с учетом опыта функционирования ранее существовавших в России социальных институтов по защите семьи и детства к решению данного вопроса следует подойти взвешенно и поэтапно, первоначально уделив главное внимание совершенствованию деятельности уже имеющихся структур и институтов. В целях реализации требований Конвенции о правах ребенка нуждаются в дополнительной проработке и рассмотрении государственными органами и общественными организациями предложения:
- о законодательном закреплении правового статуса ребенка в Конституции РФ;
- о введении в семейное законодательство Российской Федерации специальной нормы, которая регулировала бы порядок осуществления самозащиты ребенка, поскольку ее отсутствие может привести к ограничению реализации ребенком в полном объеме своего права на самозащиту, включая выбор ее возможных форм;
- о создании единого нормативно-правового акта, регулирующего права несовершеннолетнего;
- об охране здоровья ребенка;
- об экологической безопасности ребенка;
- об охране прав детей-инвалидов;
- об усилении контроля за оборотом продукции сексуального характера;
- о внедрении в Российской Федерации зарубежного опыта по проведению комплексных профилактических мероприятий, направленных на предотвращение насилия в отношении детей, а также применении уголовноправовых мер по подобным фактам;
- об улучшении качества законопроектов путем исключения положений декларативного характера и большей конкретизации вопросов ответственности за неисполнение норм закона;
- об усилении ответственности лиц, которые отвечают за обеспечение прав несовершеннолетнего или вопросов, касающихся их защиты, то есть устранение формалистского подхода должностных лиц и организаций в целом в решении проблем защиты материнства и детства;
- увеличение доли ресурсов, выделяемых на поддержку детей;
- развитие системы правого просвещения детей и родителей, повышения их уровня правосознания.
Вышеперечисленные мероприятия будут содействовать предупреждению случаев нарушения прав детей. Если же права ребенка нарушены, то необходимо принимать меры для их защиты. В первую очередь, на защиту нарушенных прав несовершеннолетних детей должны встать их законные представители (родители, опекуны, приемные родители), если названные лица уклоняются, то такая защита возлагается на органы опеки и попечительства. Обязанность защищать права детей возлагается также и на прокурора. Одним их основных органов, осуществляющим защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан является суд.
Подобные работы
- Защита прав несовершеннолетних граждан в Российской Федерации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - Защита прав несовершеннолетних в сфере недвижимости
Дипломные работы, ВКР, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Роль прокурора в защите прав несовершеннолетних (Университет Управления "ТИСБИ")
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2 р. Год сдачи: 2023 - Роль СМИ в защите прав несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЛИЧНЫХ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ГРАЖДАНСКОМ И СЕМЕЙНОМ ПРАВЕ РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПАЦИЕНТА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ДЕТЕЙ, УТРАТИВШИХ РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Государственно-правовое регулирование
жилищных прав несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы судебной защиты прав несовершеннолетних членов семьи
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018



