ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы формирования грамматического строя
речи у детей дошкольного возраста 7
1.2 Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.. ..11
1.3 Содержание работы по формированию грамматического строя речи в
современных образовательных программах дошкольных учреждений...18 Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. Пути формирования грамматического строя речи детей
2.1 Методы и приемы формирования грамматического строя речи детей
дошкольного возраста 27
2.2 Дидактическая игра как средство развития ребенка 29
2.3 Методика проведения дидактических игр с целью формирования
грамматического строя речи 35
Выводы по второй главе 39
ГЛАВА 3. Развитие грамматического строя речи (морфологической стороны) детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
3.1 Особенности морфологической стороны речи детей старшего
дошкольного возраста 41
3.2 Методика использования дидактических игр с целью формирования
морфологической стороны речи детей старшего дошкольного возраста 47
3.3 Влияние дидактической игры на формирование морфологической
стороны речи детей старшего дошкольного возраста 50
Выводы по третьей главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ
Родное слово - основа всякого умственного развития и сокровище всех знаний, писал К. Д. Ушинский. Одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта, является его речь.
Психолог Н. И. Жинкин считает, что «речь - это канал развития интеллекта». Чем раньше будет освоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов и лингвистов доказали, что овладение грамматическим строем языка характеризуется формированием языковой системы, основанной на реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи [1, С. 256].
Грамматический строй - это один из обязательных компонентов любого языка, определяется системой правил изменений слов, сочетаний их в предложения, правил построения разных типов предложений.
Формирование грамматического строя речи у ребенка на уровне дошкольного образования - это процесс взаимодействия педагога и ребенка, ребенка с другими детьми (при условии организации его педагогом), направленный на поэтапное формирование у ребенка навыков словообразования, формообразования и построения предложений, основанный на учете взаимосвязи лексики и грамматики языка.
Актуальность данного исследования вытекает из противоречий между значением формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста как важнейшего условия полноценного речевого и общего психического развития и трудностью овладения детьми грамматическими категориями русского языка.
В связи с этим становится актуальным поиск наиболее эффективных форм работы с детьми по этой проблеме, одной из которых является систематизация дидактических игр, направленных на формирование и закрепление грамматического строя речи.
Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста - истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются играючи, заметили и доказали К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Исследование З.М. Богуславской, специально посвященное изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, деятельность. В этом случае возникают мотивы конкретных действий. Причем игровые мотивы оказались более действенными, чем мотивы любой другой деятельности.
Исследователи Ф.И. Буслаев, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Л.И. Божович, С.Ф. Жуйков, Н.И. Жинкин, Н.С. Рождественский, М.П. Феофанов, Д.Н. Богоявлений, А. Мечинская, Д.Б. Эльконин подчёркивают значение работы над грамматикой родного языка в формировании мыслительных операций и развитии речевых навыков.
Психологи А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, Н.И. Жинкин, А.В. Запорожец, А.В. Захарова, С.Н. Карпова, Ф.А. Сохин, М.И. Попова изучали овладение грамматическим строем речи детьми в разных аспектах.
Проблемой исследования является противоречие между большими педагогическими возможностями дидактических игр в формировании грамматического строя речи у дошкольников и недостаточным их использованием на практике.
В связи с этим необходима систематизация дидактических игр, направленных на формирование и закрепление грамматического строя речи.
Цель: изучить влияние дидактической игры на формирование грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект: грамматический строй речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: процесс использования дидактических игр, направленный на формирование грамматического строя речи в совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста.
Гипотеза выпускной квалификационной работы - предположение о том, что использование в работе по развитию речи дидактических игр и упражнений, будет способствовать более глубокому и осознанному усвоению детьми старшего дошкольного возраста грамматического строя речи (морфологической стороны).
Задачи исследования:
- изучить теоретические аспекты формирования грамматического строя речи у дошкольников;
- выделить значение формирования грамматического строя речи для развития детей дошкольного возраста;
- определить особенности формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста;
- охарактеризовать организацию образовательной деятельности по формированию грамматического строя речи в детском саду;
- представить виды дидактических игр, используемых для формирования грамматического строя речи;
- проанализировать значение дидактических игр и упражнений в формировании грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ лингвистических, педагогических источников по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы количественного и качественного анализа данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении определение понятия «формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста». Определении и обосновании критериев, показателей и уровней сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса упражнений по формированию у детей навыков словоупотребления, словоизменения; подготовке конкретных методических рекомендаций по реализации предлагаемой методики по развитию грамматического строя речи (морфологической стороны) в условиях детского сада. Определена последовательность этапов работы по развитию грамматического строя и их комбинаторика.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Грамматика, по словам К.Д.Ушинского, - логика языка. Каждая форма в грамматическом строе речи выражает какое-то общее значение, отвлекаясь от конкретных значений слов. У детей, усваивающих грамматику, формируется и мышление, в этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка.
Г рамматический строй языка - система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова (изменение его по числам, родам, падежам). Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова. Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают их различные возрастные границы. А.Н. Гвоздёв выделял следующие периоды формирования грамматического строя: I период - период предложений (1 год 3 мес. - 1 год 10 мес.). II период - период усвоения грамматической структуры предложения (1 год 10 мес. - 3 года). III период (от 3 лет до 7) - период дальнейшего усвоения морфологической системы.
В настоящее время, в соответствие с требованиями ФГОС ДО создаются общеобразовательные и вариативные программы и технологии, обеспечивающие разнообразное содержание обучения, в том числе в области грамматического строя речи. Система дошкольного образования в настоящее время способна удовлетворить разнообразные образовательные потребности населения и учесть новые педагогические воззрения ученых и практических работников.
Изучив проблему формирования грамматического строя речи дошкольников, мы пришли к выводу: основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. Обучение грамматически правильной речи носит характер дидактических игр и упражнений. Дидактическая игра — это такая коллективная,целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.
«Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка? » воскликнул я. Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»
Практическое исследование морфологической стороны грамматического строя речи проводилось на базе МБДОУ
«Дубъязскийдетский сад «ГУЛЬЧАЧАК» Высокогорского района села Дубъязы. Исследованием было охвачено 20 детей, 5-6 лет, старшей группы детского сада.
Анализ результатов исследования показал, что при выполнении заданий дети допускали ошибки на замену предлогов и слияние частей сложных предлогов. Можно отметить, что весьма затрудняет детей употребление числа существительных в зависимости от числительных. Изменение глаголов по лицам и числам дается детям нелегко, мы наблюдали ошибки в употреблении глаголов в настоящем и прошедшем времени с чередующимися звуками. Дети делали ошибки в спряжение глаголов хотеть, бежать. Мы наблюдали значительное количество ошибок в употреблении творительного падежа существительных. Дети делают ошибки в окончаниях существительных множественного числа в родительном падеже. дети добавляют в родительном падеже множественного числа к большинству употребляемых ими слов окончание -ов.
Это связано, одной стороны, с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организованна на основе большого количества правил, с другой стороны, с тем, что грамматические законы русского и татарского языков, которыми дети овладевают одновременно, не совпадают.
По результатам выполнения заданий, мы разделили детей старшей группы на две подгруппы. В контрольную группу вошли дети, набравшие достаточное количество баллов, показавшие высокий и средний уровни развития грамматического строя речи. В экспериментальную группу вошли дети, совершившие наибольшее количество ошибок, показавшие низкий уровень сформированности морфологической системы русского языка.
Формирование морфологической стороны речи мы проводили на основе методических разработок А.Г. Арушановой «Формирование грамматического строя речи» и О.А. Козыревой «Лексико-грамматические игры». Дополнительно работали с экспериментальной группой в составе 10 человек индивидуально и по подгруппам, которые определялись характером типичных ошибок.
В качестве средства формирования морфологической стороны речи мы выбрали дидактическую игру.
Дидактические игры - эффективное средство закрепления морфологических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей она дает возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных словоформ. Мы проводили игры «Много и один», «Чего не стало», «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» и т.д.
Анализ результатов контрольного обследования показал, что дети экспериментальной группы усвоили основные закономерности изменения слов, согласования в роде, числе и падеже. Но единичные, нетипичные формы продолжают вызывать затруднения. Поэтому освоение всего многообразия морфологических форм, характерных для русского языка, продолжается.
Подводя итоги работы, дидактические игры по формированию морфологической стороны речи можно разделить на основные группы:
1. Игры, которые учат правильно употреблять падежные формы, самой трудной из которых для них является родительный падеж множественного числа, игры: "Чего не стало?", «Чего не хватает кукле?», «Парные картинки» и др.
2. Игры, которые учат употреблять несклоняемые существительные типа пальто, кофе, радио, кенгуру игры «Ателье», «Кафетерий» и др.)
3. Игры, которые учат правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. ("Какой?, Какая?, Какое?", "Кто что делает?", "Отгадай, что это?", "Расскажи о предмете").
4. Игры, которые учат различать и изменять глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Особое место занимают игры на правильное употребление так называемых «трудных» глаголов: хотеть, звонить, бежать и др.( игры "Вы хотите? - «Мы хотим», «Медвежонок и ослик разговаривают по телефону» и др.).
Проведенная работа, позволяет нам рекомендовать соблюдать последовательность в организации дидактических игр по формированию грамматического строя речи:
S ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
S объяснение хода и правил игры;
S показ игровых действий;
S определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
S подведение итогов игры - по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса упражнений по формированию у детей навыков словоупотребления и словоизменения; подготовке конкретных методических рекомендаций по реализации предлагаемой методики по развитию морфологической стороны речи в условиях детского сада. Определена последовательность этапов работы по развитию грамматического строя и их комбинаторика.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., Академиа, 1998
2. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. //Под ред. А.А. Леонтьева, - М., 1998.
3. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи у дошкольников. - Санкт-Петербург, 2003.
4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1997.
5. Артеменко О.Н., Семернина Н.И. Формирование диалогической речи у детей с ОНР // Международный журнал экспериментального образования. - 2011. - № 8. - С. 42-43.
6. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада /А.Г.Арушанова.- М., Мозаика-Синтез, 2011.
7. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи /А.Г.Арушанова. - М., Академия, 2009.
8. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, «Академия развития», 1998.
9. Белякова, С.П. Теория и методика формирования речи детей дошкольного возраста/ С.П. Белякова. - Тверь: ТвГу, 2013.
10. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., Просвещение. 1991.
11. Бородич А.М. Методика развития речи детей /М., «Просвещение» 1981
12. Возрастная психология. Хрестоматия. //Ред. В.С, Мухина, А.А. Хвостов - М., Академиа, 2000.
13. Гавриш, Н.В. Характерные особенности речетворческой деятельности в дошкольном детстве //Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. Орел, 2012. с.33 -35.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи, издательство ДЕТСТВО - ПРЕСС, Сфера, М., 2007 г.
15. Денисова О.А., Захарова Т.В. Леханова О.Л. Детская логопсихология. Учебник для студентов вузов. - М.: Владос, 2015. - 159 с.
16. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 280 с.
17. Доронова, Т.Н. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2007.
18. Доронова, Т.Н. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова и др. - Изд. - М.: Просвещение, 2004.
19. Дошкольная педагогика. //Под ред. Логиновой В.Ш., Саморуковой П.Г. - М., 1983г. С. 82
20. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. - М., «Педагогика», 1984. С. 104.
21.Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973.
22. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного
образования./ Алиева Т. И., Антонова Т. Н., Арнаутова Е. П. и др. — 5-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2014. — 161 с.
23. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика дошкольников. -Спб., «Каро», 2002.
24. Козлова С. А. Куликва Т. А. Дошкольная педагогика. М.: 2000
25. Козырева, О.А. Лексико-грамматические игры. [Текст] / О.А. Козырева - М: ТЦ Сфера, 2004. (журнал «Логопед» №6) с. 89-92
26. Крылова, Н.М. Детский сад - Дом радости: Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника / Н.М. Крылова. - Изд. 3. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
27. Лямина, Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., Академия, 2009.
28. Методика развития речи детей дошкольного возраста /Под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича. - М., Просвещение, 1984.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., Академиа, 1998.
30. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
31. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 6-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.-208 с.
32. Развитие +: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др. - М.: НОУ «Учебный центр им. Л.А. Венгера «Развитие», -М. 2012.
33. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детских садов.// Под ред. Сохина - М., Просвещение, 1976г.
34. Современный толковый словарь русского языка [Текст] - Санкт - Петербург Норинт, 2004. - С. 756
35. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учебное пособие/ Н.А. Стародубова.- М., Academia, 2012.
36. Тимофеева Г.С. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. // Логопед - 2005 - №2
37. Уварова Т. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств [Текст] / Уварова Т. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 50.
38. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. -М., «Академия», 1999.
39. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.
40. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/О.С Ушакова. - М.. ВЛАДОС, 2011.
41. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
42. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/Т.Б. Филичева. - М., ГНОМ и Д, 2001.
43. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. - М.: АРКТИ, 2010.
44. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 240 с.
45. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работников ДОУ. - 3-е изд., испр. и доп./ Г.С.Швайко. - М., Айрис- пресс: Айрис-Дидактика, 2006.
46.Эльконин Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: ВЛАДОС, 2003. - 360 с.