Введение 4
Глава 1. Криминологическая характеристика интеллектуального пиратства в аудиовизуальной сфере
§ 1. Понятие и структура криминологической характеристики интеллектуального пиратства в аудиовизуальной сфере 22
§ 2. Правовая характеристика аудиовизуальной сферы 42
§ 3. Технологическая характеристика аудиовизуальной сферы 60
§ 4. Экономическая характеристика аудиовизуальной сферы 80
§ 5. Характеристика правонарушений в аудиовизуальной сфере в России 102
§ 6. Характеристика аудиовизуального пиратства в зарубежных странах и как транснационального преступления 131
§ 7. Причинный комплекс и личность интеллектуального пирата в аудиовизуальной сфере 149
Глава 2. Концепция национальной политики противодействия интеллектуальному пиратству 180
Глава 3. Криминологические основы противодействия интеллектуальному пиратству в аудиовизуальной сфере
§ 1. Понятие и виды мер противодействия интеллектуальному пиратству в аудиовизуальной сфере 201
§ 2. Понятие и значение имплементации норм международного права, обеспечивающих защиту авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере 224
§ 3. Гражданско-правовые и административно-правовые способы за¬щиты авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере 252
§ 4. Организационные основы противодействия интеллектуальному ф пиратству в аудиовизуальной сфере 275
§ 5. Технические меры противодействия интеллектуальному пиратству в аудиовизуальной сфере 312
§ 6. Экономические, идеологические и другие меры противодействия интеллектуальному пиратству в аудиовизуальной сфере 328
Глава 4. Уголовно-правовой механизм реализации концепции противодействия интеллектуальному пиратству в аудиовизуальной сфере
§ 1. Зарубежный опыт уголовно-правового противодействия интеллектуальному пиратству ...... 343
§ 2. Уголовно-правовые основы реализации ответственности за нарушение авторских и смежных прав 364
§ 3. Составы преступлений, сопряженные с нарушениями авторских и смежных прав в аудиовизуальной сфере 390
§ 4. Проблемы повышения эффективности применения уголовно-правовых мер Заключение
Литература
Актуальность темы исследования. Получение новых знаний и технологий и их использование в интересах социально-экономического развития государства непосредственно определяют роль и место страны в мировом сообществе, уровень жизни народа и обеспечение национальной безопасности. В промышленно развитых государствах 80-95 % прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях.
Одной из таких сфер является индустрия авторского права и смежных прав. В России начало складываться понимание роли и места интеллектуальной собственности в экономике. Появился новый сектор экономики, где в качестве товара выступают объекты прав на интеллектуальную собственность.
Однако ввиду быстрого развития технологий, обеспечивающих копирование объектов интеллектуальной собственности, мировая система авторского права и смежных прав находится под серьезной угрозой, в связи с чем как в России, так и в зарубежных странах совершается значительное количество правонарушений в данной сфере.
Ежегодные потери экономики США от продажи пиратских компьютерных программ в конце 90-х гг. оценивались в 14 млрд, долл.1 Еще боль- Ф шее распространение аудиовизуальное пиратство получило в других странах
- Парагвай 92 %, Китай - 89 %, Украина -77 %, Россия - 65 %. Далее идут Тайвань - 44 %, Мексика - 39 %, Польша - 30 %. Для государств Западной Европы этот показатель составляет менее 30 %: в Италии - 27 %, в Ирландии
- 25 %, в Греции и на Кипре - 22 %, в Германии и Нидерландах - 15 %, в
•
1 См.: Мак-Грэг Уильям Б. Гражданско-правовая защита от нарушения авторских прав // Применение законов о защите прав на интеллектуальную собственность в Соединенных Штатах Америки. М.: Юридическая школа им. Дж. Маршалла/Союзпатенг, 1999. С. 10.
Швейцарии - 12 %. Из стран СНГ наиболее значительный объем «пиратства» зафиксирован на Украине и в Белоруссии.
Россия также характеризуется очень высоким уровнем распространения пиратской аудиовизуальной продукции и сегодня является одной из самых неблагополучных стран в области охраны объектов интеллектуальной собственности. Оборот незаконно производимых и распространяемых носителей с аудио-, видео- произведениями составляет от 70 до 80 %, носителей компьютерных программ до 90 %. Так, 90 % компакт-дисков в России продаются пиратами. По отдельным компаниям, например, SONY - главного поставщика «игрушек» в Россию, этот процент достигает 99. 9 из 10 копий программного обеспечения Microsoft, установленных сегодня в корпоративном секторе, используются без лицензии. Результаты интервьюирования право¬обладателей показали, что 83,4% опрошенных пострадали от нарушения авторских и смежных прав.
По данным Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) и Российской антипиратской организации (РАПО) за 2001 г. на российском рынке реализовано (без учета проката) около 42 млн. контрафактных компакт-дисков (CD), 154 млн. контрафактных аудиокассет (МС) и 85 млн. контрафактных видеокассет (VHS), что приносит пиратам огромные доходы. Например, только по МС они составили около 6 млрд, руб., а по CD - 2,5 млрд, руб.
Значительная доля пиратской продукции в аудиовизуальной сфере приходится на Москву. По оценкам экспертов ежемесячный оборот контрафактных компьютерных дисков в столице составляет около 1,5-2 млн. штук, что при средней их стоимости 2,5 долл. США за экземпляр составляет 50-60 млн. долл, незаконного дохода.
По оценкам российских и зарубежных экспертов в России ежегодный «теневой» оборот в этом секторе составляет свыше 30 млрд, рублей. Материальный ущерб, причиняемый правообладателям за этот же период, составляет не менее 1 млрд, долларов США, при этом потери федерального бюджета за счет неуплаты налогов превышают 550 млн. долларов. Недобор только таможенных платежей по компакт-дискам (по самым минимальным оценкам) составляет порядка 10 млн. долл, в год .
В России нет ни одной другой такой сферы деятельности, где 80-90 % всего денежного и товарного оборота отрасли было бы не подконтрольно государству и не участвовало в формировании доходной части бюджета страны в виде уплаты налогов.
Несмотря на то, что уровень пиратства на рынке аудиовизуальной продукции в крупных городах России, за исключением Санкт-Петербурга, незначительно снизился, за счет бурного развития пиратства в других регионах он остается еще довольно высоким. Так, если в крупных городах России общий уровень пиратства в настоящее время составляет около 40 %, то в регионах - более 60%.
Высокие доходы и низкий риск привлечения к ответственности притягивают к индустрии авторского права и смежных прав организованные преступные группировки. Аудиовизуальное пиратство в России приняло устойчивый организованный межрегиональный и межгосударственный характер. По существу, действует хорошо отлаженная криминальная отрасль, где занято большое число людей, созданы сотни нелегальных производств, организованы поставки сырья и материалов, сбыт готовой продукции.
Общественная опасность преступлений в аудиовизуальной сфере повышается за счет их транснационального характера совершения. По классификации ООН интеллектуальное пиратство входит в 17 видов организованных транснациональных преступлений.
В сфере «пиратского» бизнеса происходит срастание криминальных <1 структур с правоохранительными органами. В России появились расценки на
определенные виды деятельности, например, на растаможивание товара цена колеблется от 3000 долл. США до 10% от стоимости перевозимого товара, перевозка с таможни до фирмы заказчика колеблется от 1000 до 2000 долла¬ров США, прикрытие фирмы («крыша») до 30% от оборота фирмы. Отмечается наличие криминального контроля за производством компакт-дисков, и особенно DVD.
Незаконный бизнес, связанный с извлечением доходов от неправомерной эксплуатации чужой интеллектуальной собственности, порождает ряд сопутствующих опасных проявлении, таких, как незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, обман потребителей и др.
Проведенное исследование проблем, связанных с защитой авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере, функционированием механизма противодействия интеллектуальному пиратству, изучение и анализ практики ее применения позволяют сделать ряд следующих общих выводов и научно-практических рекомендаций:
I. относящихся к криминологической характеристике интеллектуального пиратства:
1. В структуру криминологической характеристики интеллектуального пиратства в аудиовизуальной сфере помимо состояния, структуры и динамики правонарушений в аудиовизуальной сфере; характеристики лиц, совершивших преступления; факторов, детерминирующих данный вид преступных посягательств, необходимо включать также:
правовую характеристику аудиовизуальной сферы;
технологическую характеристику аудиовизуальной сферы; экономическую характеристику аудиовизуальной сферы; характеристику правонарушений в аудиовизуальной сфере в России; характеристику организованной преступной деятельности в аудиовизуальной сфере;
сравнительно-криминологическую характеристику аудиовизуального пиратства в зарубежных странах и в России;
характеристику аудиовизуального пиратства как транснационального преступления;
личность преступника - интеллектуального пирата;
причинный комплекс преступности в аудиовизуальной сфере.
2. Изучение в рамках настоящей работы основных нормативно-правовых актов, регулирующих реализацию прав участников аудиовизуального рынка, а также правоприменительной практики необходимо для комплексного анализа таких уголовно-правовых и криминологических проблем, как:
установление пробелов в нормативном регулировании, в том числе уголовно-правового и административно-правового составов, определения, как эти пробелы используются для совершения правонарушений, на основании чего можно разработать предложения по совершенствованию правового регулирования общественных отношений в аудиовизуальной сфере;
выявление социально-правовой природы интеллектуального пиратства;
определение юридических условий совершения преступлений, на основе чего осуществляется выработка правоохранительных мер, определяется комплекс профилактических мероприятий со стороны государственных органов, общественных организаций, союзов правообладателей и др.;
разработка правил квалификации преступлений в аудиовизуальной сфере с учетом бланкетности диспозиций соответствующих статей УК РФ.
3. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих аудиовизуальный бизнес в России, показывает, что:
нарушения авторского права и смежных прав в аудиовизуальной сфере посягают не только на права и законные интересы лиц, непосредственно участвующих в создании произведений, но и на нормальную предприниматель¬скую деятельность, которая в Российской Федерации выступает существенным сегментом экономики;
при анализе текстов авторских договоров, содержания передаваемых по ним прав, следует обращать внимание на объем передаваемых прав;
в целях предупреждения преступности в аудиовизуальной сфере необходимо распространить требования Положения о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей на всех участников музыкального рынка, занимающихся воспроизведением фонограмм.
4. Изучение особенностей технологии производства определенных видов материальных носителей аудиовизуальных произведений позволяет: выработать систему профилактических мер, направленных на ограничение выпуска контрафакта;
эффективнее решать оперативные задачи выявления преступлений в аудиовизуальной сфере;
строить прогнозы модернизации аудиовизуальной отрасли в целом и определять новые угрозы системе защиты авторских и смежных прав в данной сфере;
осуществлять оперативно-розыскные мероприятия на более ранних стадиях преступной деятельности, обеспечивать привлечение к данной работе силы и средства иных правоохранительных и контролирующих органов, правообладателей.
5. Исследование экономических процессов, хозяйственной деятельности субъектов и инфраструктуры аудиовизуального рынка позволило определить масштабы интеллектуального пиратства исходя из таких показателей, как общий тираж по каждому типу материального носителя, объемы производственных мощностей крупных заводов (CD и DVD), а также объемов продаж розничных сетей и количества мелких торговых точек.
1. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. 25 дек.
2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. (с изменениями от 24 июля 1971 года) // СЗ РФ. 1994. № 29. Ст. 3046.
3. Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года (пересмотренная в Париже 24 июля 1971 года) И СП СССР. 1973. № 24. Ст. 139.
4. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 года // Авторское право в шоу-бизнесе: Нормативные акты и комментарии / Автор- составитель И.А.Силонов. М.: Агентство «Издательский сервис», «Нор¬ма», 2001. 336 с.
5. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Подписана в Стокгольме 14 июля 1967 года)// АРБТ.
6. Соглашение между СССР и Австрийской Республикой о взаимной охране авторских прав // Вед. ВС СССР. 1983. № 45. Ст.687.
7. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 года// Вед. С.н.д. СССР и ВС СССР. 1991. № 26. Ст.733.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.94 №51-ФЗ И Российская газета. 08.12.94. № 238-239 (1095-1096); Собрание законодательства Российской Федерации. № 32. Ст.3301.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 №63-Ф3// Собрание законодательства Российской Федерации. 17.06.96. № 25. Ст.2954.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Сост. С.В.Бородин, С.В.Замятина; Под ред. В.М.Лебедева. М.: Спарк, 1998.
11. Уголовный кодекс Российской Федерации. С постатейным приложением нормативных актов. М.: Изд-во НОРМА, 2000.
12. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. №5221-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 5 августа 1993 г. №31. Ст. 1224.
13. Закон РСФСР «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. И Ведомости РСФСР. 1992. № 7. Ст. 300.
14.Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 9 июля 1993 года И Вед. С.н.д. РФ и ВС РФ. 1993. № 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2866.
15.Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года И Ведомости ВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2325.
16.Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 20.02.1995 года. И Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. Ст.609.
17.Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23. 09.1992 года. И Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 42. Ст. 2322.
18.Закон РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» И Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 22 июля 1993 г. N 29. Ст. 1114.
19.Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9.01.1996 года. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140.
20.Закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4857.
21. Федеральный Закон РФ от 16 июня 1995 года «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст.2757.
22. Федеральный закон РФ от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» И Собрание законодательства Российской Федерации, 20 ноября 1995 г. N 47. Ст. 4472.