ВВЕДЕНИЕ 3
Педагогические понятия, уточняющие сущность
исследуемой проблемы 12
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
1.1. Теоретический анализ современных концепций ценностных
ориентаций 14
1.2. Система деятельности детских общественных объединений,
влияющая на формирование ценностных ориентаций подростков 35
1.3. Педагогические условия эффективности формирования
ценностных ориентаций подростков в деятельности
детскихобщественных объединений 55
Выводы по первой главе 75
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ПОДРОСТКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ
2.1 Цели и задачи опытно-экспериментальной работы 79
2.2 Педагогические условия эффективности формирования ценностных ориентаций подростков в деятельности
детских общественных объединений 101
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 129
Выводы по второй главе 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 139
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 144
происходящие в нашей стране, существенным образом отразились на развитии системы образования и воспитания. Это способствовало появлению раз¬личного рода концепций, содержащих новый философско-методологический взгляд на формирование отношений к ценностным ориентациям. Среди них представлены и концепции воспитания как составной части образования в различных социальных институтах, в том числе в деятельности детских общественных объединений.
В Законах Российской Федерации «Об образовании» (146)1 и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (144) подчеркивается необходимость воспитания у подростков чувства патриотизма (любви к Родине, гражданственности) и положительного отношения к общечеловеческим ценностям. Поэтому детские общественные объединения должны строить содержание своей деятельности, ориентируя детей на ценности, которые помогут ребенку распознать картину мира, взглядов и убеждений, осмыслить значение собственного «Я» и человека в системе взаимоотношений. Иначе детские общественные объединения не смогут вы-полнить своего предназначения, то есть полноценно готовить детей и подростков к жизни в обществе.
Система ценностных ориентаций формируется в ходе образовательного и процесса и личностно-деятельной практики подростка, в которой происходит усвоение природных и общественных явлений, проявляется оценочная функция суждений с точки зрения определенной нравственной позиции.
1 В скобках дана сноска на источник , подробное название которого указано в списке использованной и цитируемой литературы. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При сноске на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой.
Проблема формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи всегда была актуальной в трудах философов и педагогов. Этой проблеме посвящены труды Л.П. Буевой (36), И.С. Кона (88), В.Т. Лисовского (112), Н.Д. Никандрова (136J38), А.С. Шарова (233), которые раскрыли сущность ценностных ориентаций подростков.
Основополагающее значение для нашего исследования имеют работы известных психологов и педагогов, в которых анализируются проблемы формирования нравственного сознания и поведения, направленные на формирование ценностных ориентаций у подростков. Прежде всего, это работы Т.К. Ахаян (16), Е.В. Бондаревской (33), В.А. Караковского (79), И.С. Марьенко (123); психологов - А.Н. Леонтьева (108), А.В. Петровского (155;156), В.И. Слободчикова (179) и других.
Однако изучение массовой практики свидетельствует о бедности со-держания программ детских общественных объединений, имеющих своей целью формирование ценностных ориентаций. Здесь сказывается: узость понимания ценностных ориентаций подростков, недооценка психологической готовности к формированию собственных взглядов, суждений, вследствие чего у подростков нередко складывается созерцательная позиция, неумение найти способы преобразования окружающей жизни, что приводит к низкому уровню формирования ценностных ориентаций.
Данная проблема не получила достаточного освещения в деятельности *
детских общественных объединений. В отдельных исследованиях отражены лишь некоторые подходы к решению этой проблемы: Т.П. Вернигорова (40),
А.В. Волохов (41), Е.Н. Сорочинская (190), А.И. Филиппова (208),
П.П. Фришман (216).
Предъявляемые современным обществом требования к воспитанию нового поколения обосновывают необходимость совершенствования воспитательной деятельности детских общественных объединений по формированию ценностных ориентаций у подростков.
Значимость выбранного направления исследования подтверждается рядом противоречий, выявленных в результате теоретического анализа изучения массовой практики детских объединений, а именно:
- между признанием приоритета общечеловеческих ценностей как одной из основных целей детских общественных объединений и отсутствием содержательной деятельности формирования ценностных ориентаций у подростков;
- между необходимостью формирования у подростков ценностных ориентаций и способов подготовки руководителей детских общественных объединений к реализации этой задачи;
- между закономерностью возрастной переоценки ценностей в подростковом возрасте и недостаточной возможностью удовлетворения этой потребности в деятельности детских общественных объединений.
В наше время, когда произошла девальвация некоторых ценностей, а другие стали менее значимыми, когда социологи прогнозируют возможность дегуманизации человека, его уход от жизни в обществе, от природы, труда, знаний, самого себя, новый подход к формированию ценностных ориентаций подростков становится все более значимым.
Мы рассматриваем данный процесс в деятельности детских общественных объединений, хотя убеждены в том, что этот процесс должен набирать свою силу и мощь в семье (так как родители ближе к ребенку, знают все его особенности, ребенок лучше воспринимает своих родителей, нежели учителя, воспитателя и так далее) и в школе (так как в школе работают профессионалы, знающие теорию и методику решения этой проблемы). Но учитывая рост безработицы, социальное неравенство, что накладывает отпечаток на семейные отношения, а также специфику деятельности школ, где главное место занимает процесс обучения, мы обратились к деятельности детских общественных объединений.
Во-первых, детские общественные объединения имеют свою специфику. Сюда пришли дети по собственному желанию. Новые детские общественные объединения становятся привлекательными для детей свободным вы¬бором деятельности. Здесь ребенок чувствует себя свободным вне рамок школьного коллектива. Общение строится на равных правах. В современных условиях здесь воспитательный процесс набирает свой потенциал.
Наше исследование дает нам право утверждать, что новые обоснованные цели деятельности детских общественных объединений, четко фиксируют социальные и общечеловеческие ценности.
Во-вторых, многие современные детские объединения в содержании своей деятельности консолидируют различные социальные институты вокруг решения таких важных проблем, как формирование гражданской позиции, нравственной ответственности в духе ценностей гражданского общества.
Настоящее диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме - формированию ценностных ориентаций подростков, так как ценностные ориентации являются одним из важнейших психологических механизмов формирования взаимоотношений подростков с социальными условиями их жизнедеятельности.
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельно¬сти. - М.: Наука, 1973. - 243 с.
3. Аверьянов А.П. Системное познание мира. - М.: Политиздат, 1985. - 263 с.
4. Алексеев В.Г. Место ценностных ориентаций в построении типоло¬гии личности И Социологические исследования. - 1990. - № 1. - С. 17-21.
5. Амердинова М.М. Формирование интересов школьников к общест-венно-полезной деятельности в детских объединениях (на материалах Кир-гизской республики): Дис. ... канд. пед. наук / Киргиз. НИИ педагогики. - Бишкек, 1992. - 167 с.
6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 340 с.
8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Изд-во
Казанского ун-та, 1996. - 560 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1980. -
415 с.
10. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. - М.: Политиздат,
1970. - 156 с.
11. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирова¬ние миров. - М.: Изд-во Ин-та практич. психол., 1996. - 768 с.
12. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Изд-во МГУ, 1990. -
367 с.
ls. Ассоциация исследователей детского движения. - М.: Пресс-Соло,
1995. - 160 с.
14. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. -
М.: Политиздат, 1981. -432 с.
15. Ахаян Т.К. Формирование коммунистических убеждений школьни¬
Л.: ЛГУ, 1982. - 47 с.
16. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: МО РФ,
1989. -560 с.
17. Базовая культура личности: теоретические и методические пробле¬мы: Сборник научных трудов / Под. ред. О.С. Газмана. - М.: Изд-во АПН СССР, 1989.- 150 с.
18. Басов Н.Ф. Практикум по истории ВЛКСМ и Всесоюзной пионер¬ской организации имени В.И. Ленина: Учебное пособие для студентов пед.
ин-тов. - М.: Просвещение, 1984. - 208 с.
19. Басов Н.Ф., Басова В.М. История социальной работы и педагогики в
России. - Кострома: Изд-во КГУ, 1999. - 364 с.
20. Беликов В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной дея-тельности (дидактическая концепция): Монография. - Челябинск: Изд-во «Факел», 1995. - 141 с.
21. Берн Э. Игры, в которые играют люди. (Психология человеческих взаимоотношений). Люди, которые играют в игры. (Психология человече¬ской судьбы).- Л.: Лениздат, 1992,- 344 с.
22. Бернс Р. Развитие “Я” концепции и воспитание/ Пер. с анг. - М.: Прогресс, 1986.- 211 с.
23. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Изд-во ИРПО МО РФ, 1995. - 336 с.
24. Бестужев-Л ада И.В. Культура, контркультура, антикультура И На пороге XXI века: образование и культура. - М.: РАО/РАФК, 1996,- С. 22-23.
25. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 400 с.
26. Библия: Иллюстрированные фрагменты Священного Писания. - М.: Изд-во «Ренессанс» СП «ИВО-СиД», 1994. - 304 с.
27. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. - 1993. - № 2. - С. 10-15.
28. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочи-нения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1979. -Т.1.-312 с.
29 .Богуславский М.В. Ценностные ориентации // Педагогика. - 1996. - №3,-С. 71-75.
30. Бодалев А.А. Личность и общение И Избр. труды. - М., 1983. - 178 с.
31. Бодалев А.А., Малькова З.А., Новикова Л.И., Додонов В.И., Кара-ковский В.А. Концепция воспитания школьников в современных условиях. - М.: Педагогика, 1993. - 118 с.
32. Божович Л.И. Воспитание как целенаправленный процесс И Вопр. психол. - 1974. - № 1. - С. 18-29.
33. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение Гражданина, Чело-века Культуры и Нравственности (исходные посылки поиска подхода к вос-питанию). - Ростов н/Д: Рн/ ДГПУ, 1993. - 34 с.
34. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностного ориентиро-ванного образования И Педагогика, 1995. - № 4. - С. 29-35; 1999. - №5. - С. 37-43.
35. Брожик В. Марксистская теория оценки. - М.: Прогресс, 1982. - 115 с.
36. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Философия образования. - М.: Фонд “Новое тысячелетие”, 1996. - 288 с.
37. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих цен-ностей - культурных символов - в индивидуальном сознании // Вопр. психол. - 1997.-№5.-С. 44-55.
38. Вагина Л. Исследователь, аналитик, организатор И Народное обра-зование. - 1996. - № 4-5. - С. 55-56.
39. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967. - 237 с.
40. Вернигорова Т.П. Социально-педагогические условия формирова¬ния культуры демократических отношений у старшеклассников в деятельно¬сти детских организаций: Дис. ... канд. пед. наук / Ярослав. Гос. пед. ун-т. - Ярославль, 1994. - 157 с.
41. Волохов А.В. Вариативно-программный подход к социализации личности ребенка в деятельности детских организаций: Дис. ... канд. пед. на¬ук / Казан. Гос. ун-т. - Казань, 1992. - 183 с.
42. Воронцов Б.Н. Разумные потребности личности: сущность, крите¬рии, пути формирования. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. - 191 с.
43. Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В.А. Петровского. - М.: АО “Аспект-Пресс”, 1994. - 123 с.
44. Вульфов Б.З. Воспитание и рынок в переходный период И Педагоги-ка. - 1993.-№ 2. - С. 37-40.
45. Вульфов Б., Хозе С., Иванов В. Ребячий лидер - кто он? И Воспит. Школьников. - 1991. - № 1-2. - С. 9-13.
46. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика- Пресс, 1996. - 536 с.
47. Газман О.С., Матвеев В.Ф. Педагогика в пионерском лагере: Из опыта работы Всероссийского п/л «Орленок». - М.: Педагогика, 1982. - 96 с.
48. Галагузова М.А., Комский Д.М., Назаров В.Л. Муниципальные дет-ские социально-педагогические учреждения // Педагогика, 1994. - № 4. - С. 71-75.
49. Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России И Педагогика. - 1996.-№ 5. - С. 46-54.
50. Голубкова Т.П., Покровская А.П. О некоторых особенностях разви¬тия детского движения на современном этапе. - М.: Изд-во Ин-та молодежи.,
1991. -146 с.
51. Гончаров Н.К. Педагогические основы системы воспитательной ра-боты в школе. - М.: Педагогика, 1972. - 237 с.
52. Гоязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, пробле¬мы. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1995. - 238 с.
53. Грибанов Г.И. Скаутизм как воспитательная система // Педагогика,
1992. -№ 5-6.-С. 11-19.
54. Грибова Е., Чепурных Е. Новое в детском движении // Воспит. школьников. - 1991. -№ 5. - С. 11-13.
55. Гуманистические ценности развитого социализма и воспитание: Межвузовский сборник научных трудов. - Курск: Курск, гос. пед ин-т, 1985. -116 с.
56. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междис-циплинарного системного подхода. - М.: Школа, 1994. - 223 с.
57. Дети и подростки вне школы: проблемы и перспективы: Межвузов-ский сборник научных трудов. - Челябинск: ЧГИИК, 1992, - 170 с.
58. Дети - молодежь - общество: Материалы межрегиональных обще-ственно-педагогических чтений. - Челябинск: Факел, 1995. - 224 с.
59. Детское движение. Каким ему быть?: к некоторым проблемам и ос-новным направлениям деятельности Ассоциации исследователей детского движения. -М.: Мол. гвардия, 1991.-101 с.
60. Диханова Л.Г. Социальный педагог - педагог дополнительного об-разования. -Екатеринбург: Уралмедиздат, 1998. - 189 с.
61. Дмитриенко Е.А. Проблемы сущности детского формирования: Не-сторонний взгляд. - М.. Мол. гвардия, 1992. - 114 с.
62. Доценко И.Г. Педагогическое управление временным детским объе-динением подростков: Дис. ... канд. пед. наук / Ярослав. Гос. пед. ун-т. - Ярославль, 1995. - 166 с.
63. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. - М.: Политиздат, 1967. - 262 с.
64. Дуранов М.Е., Гостев А.Г. Исследовательский подход к профессио-нально-педагогической деятельности. - Челябинск: ЧелГУ, 1996. - 72 с.
65. Дуранов И.М. Педагогические проблемы воспитания гражданствен-ности. -Магнитогорск: МГПИ, 1994. - 125 с.
66. Дурова Т.В. Воспитание социально-экономической активности де¬тей в деятельности детских организаций: Дис. ... канд. пед. наук / Ярослав. Гос. пед. ун-т. - Ярославль, 1995. - 158 с.
67.3агвязинский В.И. Идея, замысел и гипотеза педагогического иссле-дования И Педагогика. - 1997. - № 2. - С. 9-14.
68.3алесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждения личности. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 196 с.
69.3анесоцкий А., Файн А. Эта непонятная молодежь...: Проблемы не-формальных молодежных объединений. - М.: Политиздат, 1990. - 221 с.
70.3еньковский В.П. Психология детства - М.: Академия, 1996. - 238с.
71.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Феникс, 1997.-480 с.
72.Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки рус-ской психологии. - М.: Тривола, 1994. - 224 с.
73. Иващенко Г.М., Кульпетдинова М.Е. Детское движение: реалии и возможности // Сов. педагогика. - 1992. - № 11-12. - С. 34-40.
74. Идзиковски Б. Формирование ценностных ориентаций, влияющих на жизненную и профессиональную карьеру молодежи в Польше. Автореф. ... докт. пед. наук. - М.: Мое. гос. открытый ун-т, 1997. - 36 с.
75. Инченкамп К. Педагогическая диагностика. - М.: Педагогика, 1991.
- 240 с.
76. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1974. - 326 с.
77. Камалдинова Э.Ш. Система воспитательной деятельности пионер¬ской организации. - М.: ВКШ, 1986. - 99 с.
78. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М.: НМО Творч. педагогика, 1991,- 80 с.
79. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: НМО Творч. пе-дагогика, 1993. - 77 с.
80. Карнова Г.А. Педагогическая диагностика поведения подростков. - Екатеринбург: УРГУ, 1997. - 32 с.
81. Кирпичник А.Г., Басов Н.Ф., Рассадин Н.М. Региональная социаль¬но-педагогическая система детских организаций и объединений: Социальная роль и позиция взрослых. - Кострома: Костром, гос. пед. ун-т, 1996. - 120 с.
82. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. - Оренбург: Оренбург, гос. пед ин-т., 1996. - 188 с.
83. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма И Педагогика. - 1998. - № 5. - С. 52-58.