ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………... 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ УЧЕБНЫХ ФАКТОРОВ
РИСКА, ОТРАЖАЮЩИХСЯ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ …………….. 12
1.1 Анализ понятия и сущности риска в научной литературе……….. 12
1.2 Современные научные подходы к выделению факторов риска в
образовательном процессе …………………………………………………… 40
1.3 Педагогические подходы в выявлении негативных последствий
учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся
колледжа………………………………………………………………..……… 62
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ
НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ УЧЕБНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА,
ОТРАЖАЮЩИХСЯ НА ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ……………………………... 82
2.1 Изучение взаимосвязи учебных факторов риска и состояния
здоровья учащихся…………………………………………………………….. 82
2.2 Содержание и формы деятельности по преодолению негативных
последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье
учащихся в колледже………………………………………………………….. 104
2.3 Анализ результатов изучения педагогических подходов к
преодолению учебных факторов риска в образовательном процессе
колледжа…………………………………..…………………………………… 131
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 153
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………... 159
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………. 182
Актуальность исследования. Необходимость исследования учебных
факторов риска в педагогике обусловлена новыми подходами в изучении
взаимосвязи человека с социальной средой, изменениями, происходящими в
настоящее время в понимании роли здоровья человека в решении глобальной
задачи - выживания человечества на планете. Эти процессы заставили по-иному
взглянуть на проблему соотнесения результатов обучения и здоровья учащихся,
учителей, родителей, задуматься о гармонии личности в системе «Человек -
Общество - Природа - Техника», особенно в период интенсивных перемен в
сфере образования.
Учебные факторы риска возникают в условиях децентрализации,
многочисленных инноваций в сфере образования при выборе стратегии
воспитания, образовательных программ, технологий, индивидуального стиля
профессиональной деятельности и т.д.
По данным Всемирной организации здравоохранения в России 10% детей
страдают пограничными формами интеллектуальной недостаточности, ещё
около 13% отстают в интеллектуальном развитии от среднего уровня, примерно
25% испытывают различные затруднения в учёбе, не могут полностью освоить
программу общеобразовательной средней школы.
Целевое назначение гуманистической педагогической системы детерминировано требованиями, связанными со здоровьем обучающихся, изложенными
в «Конвенции о правах ребенка». По данным Минздравмедпрома, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94 % были зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний - ограничивают выбор будущей профессии.
Актуальность темы исследования характеризуют и документы
Министерства образования Российской Федерации (Федеральные целевые4
программы: «Дети России», «Молодёжь России», «Образование и здоровье», в
которых отмечается то, что радикальные перемены в государственнополитическом и социально-экономическом устройстве страны должны
способствовать созданию здорового общества, что повышает ответственность
системы образования не только за духовное, но и за физическое развитие нового
поколения, укрепление здоровья учащихся.
Ряд законодательных и нормативно-правовых документов Правительства
Российской Федерации: «Концепция охраны здоровья населения РФ на период
до 2005г», «Положение о социально гигиеническом мониторинге», «Об
общероссийской системе мониторинга физического здоровья населения,
физического развития детей подростков и молодежи», «Предупреждение и
борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)» ориентирует
учёных на исследования проблемы влияния образовательного процесса на
здоровье учащихся.
Образовательная система, с одной стороны, объективно может выступать
источником факторов риска, негативно влияющих на здоровье учащихся, с
другой, - при правильно организованной работе - образовательное учреждение
имеет потенциальные возможности для преодоления последствий такого
влияния факторов риска. На социальном уровне это противоречие выражается в
значительном разрыве между сложностью задач, вставших перед образованием
и его способностью к их разрешению, между двумя главными
образовательными ценностями – получение всеми детьми полноценной,
отвечающей требованиям времени образовательной подготовки и сохранением
при этом их здоровья.
В современной научной литературе прочно укрепилось понятие о
факторах риска. Так называют доказанные или предполагаемые причины,
предрасполагающие к какому-либо заболеванию или предболезни. В рамках
такого подхода здоровье не рассматривается как медицинская категория.5
Медицинская категория - это болезнь, а здоровье - категория резервов
жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его
телесных и психических характеристик. Такие резервы, жизнеспособность
формируются в процессе воспитания человека в семье, обучения его в
образовательных учреждениях, и поэтому это уже область педагогики. Отсюда
следует, что здоровье - категория педагогическая (В.Ф. Базарный).
Научное исследование социального риска в жизни человека производится
представителями многих общественных наук: психологии, педагогики,
социологии, политологии, философии, экономической теории. Авторы
анализируют данное явление под разными углами зрения, на разном уровне
абстракции, в различной взаимосвязи с другими явлениями действительности.
Наиболее глубокие исследования риска осуществили И.Г.Абрамова,
А.П.Альгин, С.О.Беляев, И.Ю.Борисов, В.С.Жеребин, А.В.Зозулюк,
Ю.Козелецкий, Т.В.Корнилова, С.М.Никитин, М.Н.Романов, Р.И.Тумасянц,
К.Штайльман и другие.
В 90-е годы педагогические аспекты здоровья учащихся исследовались
рядом отечественных учёных. Основные средства и способы сохранения и
укрепления здоровья учащихся исследовались Ю.Л.Варшамовым, А.Г.Голевым,
Е.Д.Марьясисом, В.П.Саломиным, А.А.Семёновым, Н.Х.Хакуновым,
А.Г.Хрипковой, С.Н.Шевердиным и др. Школьные здоровьесберегающие
технологии охарактеризованы в публикациях В.Ф.Базарного, Л.А.Ждановой,
Н.К.Ивановой, Т.В.Руссовой.
Анализ законодательных и нормативно-правовых документов, психологопедагогической и специальной литературы по проблеме преодоления
негативных последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье
учащихся, а также изучение реального состояния проблемы в опыте работы
профессиональных образовательных учреждений подтверждает существование
противоречий:6
- между двумя главными образовательными ценностями – получением
всеми детьми полноценной, отвечающей требованиям времени образовательной
подготовки и сохранением при этом их здоровья;
- между пропагандой ведения здорового образа жизни и отсутствием
комплекса практических мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся в
условиях образовательного учреждения;
- между необходимостью создания здоровьесохраняющей среды в
образовательном учреждении и недостаточной подготовленностью инженернопреподавательского состава колледжа по решению данной проблемы.
Вышесказанное и обусловило выбор темы нашего исследования.
Проблема исследования: пути и средства преодоления негативных
последствий учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся
колледжа.
Решение обозначенной проблемы и составило цель нашего исследования.
Объект исследования: негативные последствия учебных факторов риска,
отражающихся на здоровье учащихся колледжа.
Предмет исследования: процесс преодоления негативных последствий
учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся колледжа.
Гипотеза исследования. Успешность учебной деятельности учащихся
профессионально-образовательного учреждения при сохранение их здоровья
будет достигнута если:
- в образовательном процессе будут выявлены учебные факторы риска,
негативно отражающиеся на здоровье учащихся колледжа;
- приоритетным направлением деятельности учреждений начального и
среднего профессионального образования будет являться работа по
преодолению негативных последствий учебных факторов риска;
- будет организована психолого-педагогическая служба, способствующая
успешной адаптации учащихся к профессиональному обучению, преодолению7
учебно-психологического барьера, который возникает при переходе от
школьной к колледжной системе занятий.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой
исследования были определены следующие задачи:
1. Провести анализ подходов к изучению негативных последствий
учебных факторов риска, отражающихся на здоровье учащихся колледжа.
2. Выявить учебные факторы риска и исследовать их последствия,
негативно отражающиеся на здоровье учащихся колледжа.
3. Обосновать, разработать и апробировать организационносодержательные компоненты психолого-педагогической службы в колледже.
Методологическую основу нашего исследования составили:
- признания философского и гносеологического плюрализма как
принципа теоретического обоснования педагогических проблем в системе
гуманитарного знания;
- системный подход, позволивший нам решить исследуемую проблему в
условиях целостного педагогического процесса;
- аксиологический подход, признающий человека наивысшей ценностью;
- учёт общих закономерностей деятельности и сознания, физиологических
особенностей развития детей соответствующего возраста.
Теоретической основой исследования являются: достижения
отечественной науки в области изучения проблем становления личности,
отражённые в фундаментальных работах Б.Г.Ананьева, Л.И.Анцыферовой,
А.Г.Асмолова, Л.И.Божович, К.Н.Вентцеля, Б.З.Вульфува, Л.С.Выготского,
В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, Н.В.Кузьминой, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева,
А.В.Петровского, С.Л.Рубинштейна, Н.Ф.Талызиной, К.Д.Ушинского,
В.А.Шаповалова, Д.Б. Эльконина и др. Философско-психологические
исследования Р.Бернса, А.Маслоу, В.Франкла, В.Штерна; концепции,
раскрывающие принципы функционирования образовательных учреждений8
нового типа (Д.А.Андреева, И.А.Малашихина); идеи деятельного подхода в
формировании содержания профессиональной подготовки (А.М.Новикова,
А.Т.Глазунова); исследования по проблемам системного подхода и системного
анализа в образовании (Р.Акофф, Ю.К.Бабанский, В.Ф.Базарный,
М.М.Безруких, В.П.Беспалько, М.С.Каган, М.Н.Скаткин).
Педагогические аспекты здоровья учащихся рассматривали
(Ю.Л.Варшамов, А.Г.Голев, Е.Д.Марьясис, В.П.Саломин, А.А.Семёнов,
Г.М.Соловьев, Н.Х.Хакунов, А.Г.Хрипкова, С.Н.Шевердин и др.);
здоровьесберегающие технологии (В.Ф.Базарный, Л.И.Губарева и соавт.,
Л.А.Жданова, Н.К.Иванова, Т.В.Руссова). Организационно-содержательные
основы создания психолого-педагогической службы в структуре
образовательных учреждений (О.А.Ахвердова, В.Г.Бочарова, В.Н.Гуров,
М.П.Гурьянова, В.И.Загвязинский и др.).
Рассматривая риск как объективное явление, сопровождающее любое
решение, принимаемое человеком, мы опирались на идеи, разработанные в
отечественной и зарубежной теории принятия решений (В.А.Абчук,
П.К.Анохин, С.Н.Братусь, Н.Н.Воробьев, М.С.Гринберг, Ю.Козелецкий,
В.О.Ойгензихт, В.А.Петровский).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы
исследования: теоретические (анализ, обобщение опыта научной, нормативной
и программно-методической литературы); эмпирические (анкетирование,
беседа, опрос, опытно-экспериментальная работа); праксиметрические (анализ
продуктов деятельности, учебной и учебно-методической документации);
методы математической статистики.
Экспериментальной базой исследования являлся Пятигорский
государственный региональный колледж «Интеграл».9
Этапы исследования:
Первый этап (1995-1997 гг.) решал следующие задачи: изучение
передового педагогического опыта, раскрывающего состояние исследуемой
проблемы в колледже; анализ литературы по проблеме исследования в разных
областях знания, обоснование темы исследования, определение объекта,
предмета исследования, его цели и задач, выдвижение исходной гипотезы
исследования.
Второй этап (1997 – 1999гг.) был посвящён формирующему
педагогическому эксперименту; апробация различных технологий преодоления
учебных факторов риска в региональном колледже «Интеграл».
Третий этап (1999 – 2003гг.) – анализ, осмысление и обработка
полученных результатов, уточнение выводов; завершение диссертационного
исследования по изучению негативных последствий учебных факторов риска на
здоровье учащихся колледжа; оформление и обсуждение диссертации.
Научная новизна исследования:
- впервые выявлены учебные факторы риска, негативно влияющие на
здоровье учащихся, присущие учреждениям профессионально-технического
образования;
- осуществлён анализ негативных последствий учебных факторов риска,
отражающихся на здоровье учащихся колледжа, а также определены пути и
средства их преодоления.
Под учебными факторами риска мы понимаем возможные причины
наступления отрицательных последствий в развитии и здоровье учащихся в
процессе усвоения новых знаний и форм поведения, необходимых для их
образовательной деятельности. Риск возникает в результате неадекватной
оценки педагогом собственных личностно-профессиональных возможностей
или используемых технологий, либо в результате неадекватной оценки
возможностей обучающегося (уровень подготовки, здоровья индивидуальных
особенностей и т.д.).
2. Учебными факторами риска, негативно отражающимися на здоровье
учащихся колледжа, являются: смена образовательного учреждения - при
переходе от школьной к колледжной системе; нерациональная организация
учебного процесса; несоответствие учебной нагрузки психофизиологическим,
возрастным возможностям учащихся; низкий уровень владения инженерно-159
педагогическими работниками комплексом практических мер по созданию
здоровьесохраняющей среды в учебно-воспитательном процессе.
3. Разработанный комплекс средств: изменение формы организации
учебного процесса; организация оптимального режима учёбы и отдыха;
организация горячего питания в условиях колледжа; работа психологопедагогической службы; повышение двигательной активности учащихся
способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
4. Создание психолого-педагогической службы способствует эффективному
решению проблемы преодоления негативных последствий учебных факторов
риска, созданию благоприятных социально-психологических условий для
успешного профессионального обучения и развития личности специалиста при
сохранении его здоровья. Такие службы могут стать центром по пропаганде
здорового образа жизни и психолого-педагогических знаний среди
преподавателей, родителей и учащихся.
5. Внедрение факультативных курсов, направленных на преодоление
учебных факторов риска, способствует повышению знаний учащихся о ведении
здорового образа жизни, об укреплении общего состояния здоровья с помощью
правильного питания и полноценного отдыха, о приемах саморегуляции
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997.
2. Абрамова Г.С. Практическая психология. – Екатеринбург, 1998.
3. Абрамова И.Г. Теория педагогического риска: Автореф. дис. д-ра
пед. наук. – СПб.: РГПУ, 1996.
4. Абрамова И.Г. Риск – источник самодвижения // Классный журнал.-
2001.- №2.
5. Абрамова И.Г. Педагогическая рискология. – СПб.: Образование,
1995.
6. Абрамова И.Г. Риск в профессии учителя.- СПб.: Образование, 1994.
7. Абчук В.А. Теория риска в морской практике. – Л.: Судостроение,
1983.
8. Абчук В.А. Директорский «хлеб». Занимательное об управлении. Л.:
Лениздат, 1991.
9. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. Пер. с англ. М.,
1998.
10. Агеев В. В. Психология создания или образования как шанс стать
самим собой. - Волгодонск, 1994.
11. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам
/Под ред. А.Г.Хрипковой, М.В.Антроповой.- М.: Педагогика, 1982.
12. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.,
1995.
13. Айнштейн В. Экзаменуемые и экзаменаторы. // Высшее образование
в России. - 1999.- №3.
14. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремлённых системах. Перевод с
английского. / Под ред. И.А. Ушакова.- М.: Прогресс, 1974.
15. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. Перевод с161
английского. / Под ред. В.И. Данилова-Даниеляна.- М.: Прогресс, 1985.
16. Актуальные вопросы формирования интересов в обучении: Учебное
пособие. / Под ред. Г.И.Щукиной. – М., 1984.
17. Актуальные гигиенические проблемы в высшей школе. Тезисы
докладов Всесоюзной научной технической конференции.- М.,1975.
18. Алексеев Н.Г. Формирование осознанного решения учебной задачи /
Педагогика и логика. – М.: Касталь, 1993.
19. Альгин А.П. Новаторство, инициатива, риск. - Л., 1987.
20. Альгин А.П. Риск и его роль в общественной жизни.- М., 1989.
21. Аминов Н. А. Диагностика педагогических способностей. - М.:
Флинта, 1997.
22. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции
оценки школьников: Эксперементально-педагогическое исследование. - М.,
1984.
23. Амонашвили Ш.А Личностно - гуманная основа педагогического
процесса. - Минск, 1990.
24. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М., 1980.
25. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика,
1980.
26. Анастази А. Психологическое тестирование / Пер. с англ. – М.,1982.
27. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. – Казань,
1996.
28. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков.- М., 1977.
29. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -
М., 1983.
30. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
31. Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность
современного образования. // Новая ценность образования, № 6. - М., 1996.162
32. Анцыферова Л.И. Психология лчности как развивающейся системы.
Психология и развитие личности. / Под ред. Л.И. Анцыферовой.- М.: Наука,
1981.
33. Артуров П.Р. Технология и современное образование.-
Педагогика. – 1966.- № 2.
34. Архиреева Т.В., Ломакина С.С. и др. Тренинг «Знакомство» как
средство эффективной адаптации студентов первого курса к обучению в вузе. //
Вестник психосоциальной и кррекционной работы.- 2000.- №4.
35. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1995.
36. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М.,
1976.
37. Атутов П.И. Связь обучения с жизнью, с практикой, с
производством. – М., 1962.
38. Ахвердова О.А. Личностные и поведенческие расстройства у детей
и подростков с органической недостаточностью мозга: Учебное пособие для
ВУЗов. – Ставрополь: Издательство СГУ, 2000.
39. Ащепков В.Т. Адаптация как педагогический и социальный
феномен: синергетический подход // Материалы Международной научнопрактической конференции «Ценностные приоритеты общего и
профессионального образования» - Часть I. – М.: МОРФРАО – МАНПО –
МПГУ, 2000.
40. Бабанский Ю.К. Методология и методика научного поиска // Избр.
пед. труды. – М., 1989.
41. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения:
Общедидактический процесс. - М., 1977.
42. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в
традиционной школьной среде. Части I-VI. – Сергиев Посад, 1995 – 1996.163
43. Балакиреева Э.В. Производственные технологии и их влияние на
интенсификацию профессионального обучения. Методологические основы
проектирования интенсивных технологий профессионального обучения. Сб.
Научных трудов.- СПб., 1992.
44. Барышников А.С. Факторы финансового риска иностранного
инвестирования применительно к условиям российской экономики.- Вестник
С.-Петербургского университета. Сер. 5., 1992.- № 4.
45. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. – М., 1999.
46. Батышев С.Я. Реформа профессиональной школы. Опыт. Поиск.
Задачи. Пути реализации. - М.: Вш., 1987.
47. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.,
1991.
48. Безрукова В.С. Педагогика. Учебное пособие. - Екатеринбург, 1996.
49. Беляев С.О. Политический риск. Автореф. дис... канд. филос. наук.
Ростов-на-Дону, 1996.
50. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной
подготовки в профтехучилищах. - М., 1991.
51. Беляева А.П. Теоретические проблемы развития профессиональнотехнического образования. - Л., 1991.